ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Утверждено
на методическом совещании
кафедры внутренних болезней
Протокол заседания №
От «___» _________ 200_г.
Зав. кафедрой ______ А.А. Хадарцев
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Психология и педагогика» для студентов
Направление подготовки: 060100 — здравоохранение
Специальность: 060101 — лечебное дело
Форма обучения: очная
ТУЛА 2009
Методические указания разработала Мельник Л.В.,
доцент кафедры ВБ
Люди различаются между собой по тому, кому они склонны приписывать ответственность за свои деяния. Американским психологом Д.Роттером введено понятие «локус контроля» как качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, – собственным усилиям и способностям. Когда люди склонны приписывать причины своего поведения и свои деяния внешним факторам (сложившимся обстоятельствам, случаю, судьбе, везению, давлению окружающих и т.п.), говорят о внешней, экстернальной локализации контроля. В исследованиях показано, что для лиц с экстернальной локализацией контроля характерна неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление откладывать реализацию своих намерений на неопределенный срок, безответственность, тревожность, подозрительность, агрессивность, конформность.
Люди с внутренней, интернальной, локализацией контроля, как правило, принимают ответственность за свои деяния на себя. Такой человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Выявлено, что люди, обладающие внутренней локализацией контроля, увереннее в себе, последовательней и настойчивей в достижении поставленной цели, они склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны, независимы и т.д.
Психологические особенности людей, склонных к заболеванию булимия
... болезнь относят к психосоматической, мне интересно какие психологические особенности можно наблюдать у людей, склонных к булимии. Цель моей курсовой работы - выяснить основные психологические особенности девушек и ... женщин в возрасте от 17 до 25 лет, склонных к заболеванию булимией. Глава I. Характеристики нервной булимии 1.1 Понятие булимии и ...
Инструкция: Вам предъявляется ряд высказываний. Если вы с ними согласны, ставьте знак «+», не согласны – «–».
Опросник
- 1. Успех в работе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от усилий и способностей человека.
- 2. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- 3. Я чувствую, что очень мало влияю на то, что со мной происходит.
- 4. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- 5. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- 6. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
- 7. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
- 8. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не приложил достаточно усилий.
- 9. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- 10. Мои отметки в школе часто больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
- 11.
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- 12. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
- 13. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
- 14. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
- 15. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- 16. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
- 17. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, не смотря на все его усилия.
- 18. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
Ключ
Необходимо подсчитать количество совпадающих с ключом ответов по трем шкалам:
1. Шкала общей интернальности.
«+»: 4, 5, 6, 8, 11, 12, 11, 13, 16.
«–»: 1, 2, 3, 7, 9, 10, 14, 15, 17, 18.
Таким образом, оценка по этой шкале изменяется от 0 до 18. Низкие показатели (0-5) характеризуют экстернальный локус контроля, а высокие (12-18) – интернальный.
2. Шкала интернальности в области достижений.
«+»: 4, 5, 6, 11.
«–»: 1, 2, 3, 14, 15.
Высокие показатели (7-9 баллов) по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того, хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.
Низкие показатели (1-3 балла) свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач.
«+»: 8, 12, 13, 16.
«–»: 7, 9, 10, 17, 18.
Высокие показатели (7-9 баллов) по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.
Низкие показатели (1-3 балла) свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Примечание. Предпочтительность интернального локуса контроля не безусловна. Ориентация на всеобъемлющие контроль и ответственность в случае серьезных и многочисленных неудач являются основательной поч-вой для возникновения комплекса вины, а также фактором риска появле-ния психоэмоциональной дезадаптации, роста дискомфорта, напряжения.
Существуют экспериментальные исследования, которые позволяют ввести следующую модель «хорошего интернального контроля»:
-
-
-
-
-
-
«Хороший интернальный контроль»
-
-
-
-
-
-
-
-
Интернальность в области достижений
-
-
В предложенном нами тесте не предусмотрено разделение на такие показатели. На наш взгляд, результаты, соответствующие «хорошему интернальному контролю», будут выглядеть следующим образом: высокая общая интернальность (шкала 1), высокие показатели интернальности в области достижений (шкала 2) и немного ниже показатели интернальности в области неудач (шкала 3).
То есть показатели 2-й и 3-й шкал не ниже 6 баллов и показатели 3-й шкалы ниже 2-й на 2-3 балла.
Рекомендуемая литература
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2004.
Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. М.,2008.
Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев. 1981.
Немов Р.С. Психология: В 2-х т. М., 2008.
Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. М., 2001.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 1999.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-н/Д. 2005.