Введение
Организации, добывающиесяуспеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют болеединамичное и эффективное руководство. В современном русском языке подруководством подразумевается либо индивид или группа, либо процесс. Синонимамислов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Вопросы лидерствавызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленноеи широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора.
Природа лидерства можетбыть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Лидерство, какспецифический тип отношений управления основывается больше на процессе социальноговоздействия, а точнее, взаимодействия в организации. В отличие от, собственноуправления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а неподчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», заменяетсяотношениями «лидер – последователь».
В ходе изучения проблемылидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия.Согласно Дж.Терри, лидерство-это воздействие на группы людей, побуждающее их кдостижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определялилидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определеннойситуации с помощью коммуникационного процесса.
Сила и принуждение прилидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результателидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требованийлидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять налюдей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от егопоследователей.
1. Основы лидерства
1.1Сущность и отношения лидерства
Основой лидерстваспецифический тип управления, возникший в древности на основе отношений «хозяин– раб» и «лидер – последователь». При этом лидер занимает в группе центральнуюпозицию и концентрирует авторитарную власть, которая доминирует надпоследователями. Сплочение последователей вокруг лидера позволяет в короткиесроки решать трудные задачи.
В истории известно многопримеров таких отношений. Это восстание рабов под руководством Спартака,великие завоевания Александра Македонского и Гая Юлия Цезаря, морские открытияХристофора Колумба, крестьянская война под предводительством Е.Пугачева,военные победы Наполеона, А.В.Суворова, М.И.Кутузова. Наиболее известнымирелигиозными лидерами является Иисус, Магомед, Будда, которые имели миллионыпоследователей.
Руководство и лидерство в организации
... деятельность организации. Изучениепроблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства,отбора и формирования лидеров. & ... должностного лица. Лидерство как социальныйинститут отождествляется с органами государственной власти. 3.Рассматривающие лидерство как ...
Право на властьприобретается лидером в ходе формирования группы последователей и заключается впринятии решений и распоряжении ресурсами группы для достижения поставленныхцелей. Реально этим правом лидер пользуется только до того момента, пока этопризнается его последователями в неформальной организации.
Пример поведения лидера –главное для его признания в группе и во многих случаях служит причинойпоследующего обожания последователями. Для этого лидеру нужно найти своихпоследователей и постоянно демонстрировать высокие личностные качества иобразцы поведения. Для этого лидеру нужно найти своих последователей ипостоянно демонстрировать высокие личностные качества и образцы поведения. Дляпонимания лидерства рассмотрим наиболее яркие типы отношений управления.
1. Неэффективное лидерство построено на отношениях типа«хозяин-раб», когда власть лидера практически абсолютна и можетраспространяться на решение вопросов о жизни и смерти членов его группы.
2. Авторитарное управление основано на традиционных отношениях«начальник – подчиненный», когда власть лидера поддерживается всеминормативными документами административной системы.
3. Эффективное лидерство построено на новом типе отношений«лидер-последователь», когда лидер получает власть от последователей,признающих его ценность и важность.
4. Демократическое управление основывается на типе отношений«выбранный руководитель-подчиненный», когда в коллективе высокий уровеньсамоуправления и группа сама избирает лидера.
Чем отличаются лидерствои управление?
Лидерство – это способность влиять на группылюдей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей.
Управление – это процесс воздействия наколлективы людей с целью эффективной координации их действия в производстве. Такимобразом управление носит всеобщий характер, а лидерство – это вершинауправления.
1.2 Природа лидерства
Можно привести довольномного определений лидерства, но все они будут неполными, т.к. сущностьлидерства проявляется во влиянии, власти, поведении и т.п.
Тем не менее, из всегомногообразия определений наиболее удачным представляется следующее: «Лидерство– это использование непринудительная форма воздействия на людей для ихмотивации к достижению целей организации. Данное определение не полностьюотражает существо рассматриваемого понятия. Лидерство – это прежде всегомотивация персонала силой убеждения, компетенции и авторитета.
Лидерство – термин ворганизационном поведении, который вызывает много противоречий. Многиетеоретики вообще отрицают саму идею лидерства. Тем не менее роль лидера вистории мирового развития доказана временем, и с этим нельзя не считаться.
Если человек делаетпопытку повлиять на поведение на поведение других членов группы не за счетиспользования формальных каналов власти, можно говорить о проявлении лидерства.
1.3Работа с «трудным» руководителем
Знание разных типов«трудных» руководителей, умение определить их и обращаться с ними может помочьспециалистам построить более здоровые и продуктивные отношения с непосредственнымируководителями.
Существуют различные типы«трудных боссов».
1. «Новый русский» — чаще всего молодой,очень богатый, происхождение состояния находиться в тайне, чаще всегофинансовые махинации с банком или использование бюджетных средств.
Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией
... целей (Стогдилл). Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер). Лидерство можно определить как ... тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти ...
2. «Мафиози» — на вид похож на боксера,бритая голова, золотая цепь, любит простые виды бизнеса.
3. «Наполеон» — мужчина маленького ростадо 160см, невзрачная внешность, очень тщеславный, с трудом стал начальником,брал усердием, старанием и трудолюбием.
4. «Важная птица» — руководитель,обладающий комплексом психологических качеств «птицы высокого полета», даваяпонять окружающим и подчиненным, что он многое знает и у него есть «рукавезде».
5. «Организатор» — руководительмоторного типа, постоянно в движении, предпочитает быстро решать оперативныезадачи. Его отличает высокий уровень интеллекта.
6. «Авторитет» — властный, сильныйруководитель авторитарного стиля, не терпит возражений, быстро принимаетрешения и может быстро уволить непокорного.
7. «Хитрый лис» — внешне всегдаулыбающийся, приятный человек, всесторонне развитая личность, быстро реагируетна изменения среды, обычно не имеет проблем с моралью, уходит от конфликтов.
8. «Серый кардинал» — очень сильнаяличность в коллективе, предпочитает находиться в тени и на вторых ролях, оченьвысокий интеллект, обладает отличной памятью и огромным производственным иликадровым опытом.
9. «Боец» — это ходячая бомба, его гневлежит не на поверхности, он взрывается неожиданно, много кричит, атакует ивыплескивает свой сарказм.
10. «Лентяй» — его личные привычки могутраздражать и даже вызвать отвращение, они не могут ориентироваться в порядкевещей и определять приоритеты задач, они могут слишком много есть, курить,распространять запах алкоголя.
11. «Ненормальный» — руководительпроявляет аномальное поведение. Ненормальность сказывается в частых прогулах,или в постоянной лжи, пытается отделаться от ответственности и надеется, чтолюди будут «покрывать» их.
12. «Душка-демократ» — несколько суетлив-трудноизбавиться от привычки имитировать бурную деятельность. Говорит много и гладко,обожает собрания, пятиминутки, совещания, охотно рассыпает комплименты иобещания, организация труда на низком уровне, отсутствие четких задач,достижения результатов.
13. «Карабас – Барабас» — сотрудникиперед ними трепещут, для своих подчиненных – бог, царь и герой, требует длясебя только самое лучшее, предельная выдержка и терпеливость.
14. «Свой парень» — молод, лохмат истремителен, стиль руководства — вечная тусовка, уверен в абсолютной ненужностивсяких бумажек, поиски важных документов на его столе занимает много времени.
15. «Гастролёр» — работает одновременно внескольких организациях, поэтому появляется в офисе на час-полтора и в самоенепредсказуемое время, любое дело редко доводит до конца, свои функцииперекладывает на подчиненных, однако власть и координирование денежных потоковполностью в его руках.
16. «Всезнайка» — знает много, но егопроблема состоит в том, что он действует так, как будто знает все, нетерпелив,что проявляется в неспособности слушать.
1.4Заменители лидерства
Лидером является тот, ктоможет влиять на людей для достижения ими целей организации. Однако другиефакторы также могут влиять на качество функционирования организации. Внекоторых случаях эти факторы могут быть даже более значимыми, чем лидерство.Они могут служить заменой лидерства, потому что они, а не действиялидера вносят вклад в успех или неудачу.
Презентация на тему: Лидерство и руководство
... часто соглашается с мнением подчиненных, предоставляет работникам полную самостоятельность. ... авторитета руководителя. Конформизм – изменение поведения или убеждений в результате реального ... тему: Коммуникативная Коммуникативная компетентность –качество человека, выражающееся в его умении ... деятельности (чаще мужчины). Основные функции лидера в деятельности: •административная; •экспертно-консультативная; ...
Можно выделить триисточника заменителей лидерства:
· характеристикиподчиненных – способности, опыт, умение;
· характеристикизадачи – отработанность, четкость постановки;
· характеристикиорганизации – формализованность, доступность руководства, сплоченность рабочихгрупп.
В целом понятиезаменителя лидерства объясняет относительно невысокую результативностьисследований по этой теме. Идея заменителей не отрицает лидерства, она лишьболее реалистично определяет, чего лидер может добиться от своих подчиненных.
2. Концепции лидерства
В теории получилипризнание три концепции лидерства:
1. Теория лидерскихкачеств, более известная в науке как «теория великих людей»,утверждает, что лучшие лидеры обладают определенным набором личных качеств.
2. Концепциялидерского поведения утверждает, что эффективность лидера определяетсяего манерой поведения и стилем руководства.
3. Концепцияситуационного лидерства базируется на необходимости сочетания лидерскихкачеств и поведения, в зависимости от конкретной ситуации.
2.1Теория лидерских качеств
Теория лидерских качествотражает наиболее ранний подход к изучению и объяснению лидерства. Первыеисследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор устойчивых ине меняющихся во времени качеств. Исходя из этого, ученые пытались определитьлидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров.
Последующее изучениепривело к выделению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологических,психологических, интеллектуальных и личностных.
Физиологическиекачества:приятные внешность, голос, хорошее здоровье, энергичность, представительность.
Психологическиекачества:экстраверт, интроверт; флегматик, холерик; властность, амбициозность,агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, упорство,мужество.
Интеллектуальныекачества: ум,логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, проницательность,оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, чувствоюмора.
Личностныекачества:доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность,внимательность, коммуникабельность, адаптивность; организованность,дисциплинированность, надежность, дипломатичность, гибкость, инициативность,ответственность, рискованность.
2.2Поведенческое лидерство
Активная разработкаконцепции лидерского поведения началась накануне Второй мировой войны ипродолжается до настоящего времени. Общим с концепций лидерских качеств былото, что опять начался поиск единственно верного пути лидерского поведения.
Преобладающий стильруководства лидераоснован на сравнении эффективности достижения результатов группой прииспользовании различных стилей руководства лидером. Выявлено, что авторитарныйстиль более эффективен для групп рабочих, полицейских, пожарных;демократический стиль – для творческих работников НИИ, вузов; либеральный – длягрупп с высокой потребностью участия в принятии решений.
Основные теории и психологические типологии политического лидерства и лидера
... Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, ... степень инициирования структуры лидером определяет осознание подчиненными того, какое именно поведение будет поощрено. Близкая к ней «мотивационная теория» (Р. Хау, Б. Басе) понимала лидерство как попытку изменения ...
Сосредоточенностьлидера на работе или человеке исходит из ориентации руководителя на работу(достижениеконечного результата) или на человека(создание человеческих отношений).
Авторомподхода считается Д.Мак Грегор с его знаменитыми теориями «Х» и «Y».
Согласно теории «Х»,идеальным руководителем является автократ, сосредоточенный на работе, выдающийчеткие задания группе, осуществляющий строгий контроль за действиямиподчиненных, оказывающий психологическое давление на членов группы.
В соответствии с теорией «Y» идеальным является демократическийруководитель, хорошо применяющий теорию человеческих отношений, главноевнимание которого сосредоточено на человеке.
Стили лидерства – подход основан на классификациистилей лидерства в зависимости от доверия лидера к своим подчиненным и егоуверенности в них, степени влияния лидера на подчиненных и характеравзаимодействия с ними.
Лидерское поведение наоснове вознаграждения и наказания. Выделяют четыре поведения людей в конфликтной ситуации">типа поведения лидера в зависимости отприменения мер вознаграждения и наказания. Первые два типа используютпреимущественно методы морального и материального наказания за несвоевременноевыполнение заданий и их низкое качество. Третий и четвертый – ориентированы восновном на вознаграждение подчиненных за достигнутые результаты и высокоекачество труда. Выбор того или иного типа зависит от стиля руководства лидера исостава группы подчиненных.
Концепция лидерскогоповедения привлекает внимание руководителей своей простотой, поскольку имеетсяпрямая связь стиля руководства или целевой ориентации лидера на социальнуюгруппу последователей. Однако концепция лидерского поведения не даёт гибкихрешений в случае резкого изменения ситуации в группе. Это послужило основойразработки концепции ситуационного лидерства.
2.3Ситуационное лидерство
Главной идейситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно бытьразным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерстваисследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобыобнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства. Наибольшуюизвестность получили следующие концепции ситуационного лидерства:
· модельситуационного лидерства Фидлера;
· модель лидерскогоповедения Танненбаума-Шмидта;
· модельситуационного лидерства Херсея и Бланшара;
· модель«путь-цель» Хауза и Митчелла;
· ситуационнаямодель принятия решений Врума-Йеттона-яго.
3.Власть и лидерство
3.1 «Лидерство ивласть»
Понятие «лидерство» и«власть» позволяют лучше осознать особенности межличностных отношений внутриорганизации.
Лидерство в социальных группах
... на группу. 1. Понятие и содержание лидерства. Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны ... учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в ...
В основе межличностныхотношений лежит функция взаимозависимости – чем больше один человек зависит отдругого, тем больше власти и у того, и у другого. В центре всех этих отношенийлежит понятие «сила».
Любая организация используетчетыре вида силы: ресурсов, положения, личности, знаний или специалиста.Источником возникновения первых двух сил является должность, а двух последних –личностные характеристики. Для того, чтобы быть эффективным, уважаемымруководителем, желательно сочетать силы из этих двух групп.
Власть пронизывает всюжизнь организации и поддерживает её структуру. Власть тесно связано слидерством. «Лидерство» — это способность эффективно использовать все источникивласти. Лидеры используют власть, как средство для достижения целей группы илиорганизации. Для того, чтобы лидерство реализовалось, необходимо соответствиецелей лидера и группы. Для применения власти такое соответствие не нужно.
Чтобы стать хорошимлидером, руководитель должен знать свою силу с точки зрения всей организации,которая может отличаться от силы руководителя в группе, и должен уметьиспользовать свое влияние.
3.2 Власть и каналывласти в организации
Анализ существа власти иеё влияния на людей имеет большое значение для понимания работы организации.Каждое действие в организации связано с проявлением власти. Надо иметь в виду,что властью пользуются как руководители, так и исполнители. Власть — важнейшаясоставляющая деятельности организации. Властью манипулируют, используют её какво благо, так и во зло.
Власть можно определитькак деятельность по собственному усмотрению.
Власть существует ипроявляется через определенную систему коммуникаций, которая называетсяканалами власти. Рассмотрим их более подробно.
Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельностивопреки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед наказанием. Вкачестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы,увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.
Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельнымилицами дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером,ощущают не только его властную функцию, но и волю влиятельного лица, стоящегонад ним. От этого сила власти приобретает синергический эффект.
3.3 Что такое влияниеи подчинение
Процесс влияния группы наиндивида является одним из самых изучаемых в социальных науках.
Влияние – это процесс, при котором поведение илихарактеристики одних людей воздействуют на поведение или характеристики других.Оно существует во всех способах человеческого общения и взаимодействия.
Поведение – это изменение поведения врезультате реального или воображаемого давления на индивида со стороныокружения. Существует негативная интерпретация слова «подчинение»,предполагающая потерю индивидуальности, самоуважения или слабость характера.Поскольку общество ценит индивидуализм, самоуважение, силу характера, немногиехотят выглядеть марионетками, зависящими от прихотей других.
3.4Принятие решений
Решение является основнымпродуктом труда руководителя. От качества решения зависит последующие действияна конечный результат деятельности организации. По большому счету на качестворешений влияют две группы факторов. Первая группа – это личностный аспектпроблемы, т.е. человек с его пониманиями, и вторая группа – технологическийаспект – человек, с его умениями.
Поведение как психофизиологический феномен
... политические движения и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат ...
Личностный аспектвключает в себя ряд составляющих. Во-первых, это понимание того, как происходитпроцесс принятия решения. Во-вторых, это влияние культурных традиций. Так, вЯпонии решения в сфере управления носят преимущественно коллегиальный характер.В ходе длительного обсуждения группа стремится к консенсусу.
Заключение
Таким образом, исходя, изнашей темы можно сделать следующие выводы, придя к заключительному этапу моейработы. И так:
1. Лидерство является ключевыминструментом для повышения эффективности управления производством ирассматривается, как определенный набор качеств, стилей и типов поведения лидерови подходов к решению ситуаций.
2. Теория лидерских качеств исходит извозможности определения универсального набора лидерских качеств(физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных), которыепозволяют формировать группы последователей для решения проблемных задач.
3. Концепция лидерского поведенияутверждает, что эффективность лидера определяется манерой поведения вдостижении результатов и стилем руководства по отношению к подчиненным,возможностью психологического воздействия на людей для достижения целей.
4. Ситуационное лидерство означает, чтолидерское поведение может быть разным в различных ситуациях и изучаетвзаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружитьпричинно-следственную связь в отношениях лидерства.
5. Работа с «трудным» руководителемтребует знания типов руководителей, их сильных и слабых сторон, технологииобращения с ними.
6. Власть и лидерство являютсяважнейшими составляющими деятельности организации. Каждое действие ворганизации связано с проявлением власти, которой пользуются как руководители,так и подчиненные
7. Власть и лидерство неразрывно связанымежду собой. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы безиспользования принудительных форм власти, речь идет о проявлении лидерства.
Список используемойлитературы
1. Виханский О.С.,Наумов А.И. – Менеджмент: учебник, 2003г.
2. Козлова Е.П. –Экономика предприятия: учебник, 2006г.
3. Герчикова — Менеджмент: учебное пособие, 2005
4. Егоршин А.П. –Управление персоналом: учебное пособие, 2005 г.