5.2 Личностный опросник Айзенка (подростковый вариант)

Опросник Г. Айзенка Подростковый.

Цель: Выявить особенности темерамента ребенка.

Инструкция:«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно «не согласен», то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Текст опросника

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые мог­ли бы тебя поддержать или

утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают,

если это не на уроке?

4. Бываешь ли ты сердитым, раздражительным, злишбся?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было

настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных собы­тий, которые чуть было не

произошли, хотя все окон­чилось хорошо?

16. Тебе можно доверять любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется

сердце?

19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе,

которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими

друзьями?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

28 стр., 13540 слов

Анализ причин возникновения детской и подростковой агрессии

... Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления ... всегда заключается в нанесении реципиенту телесных повреждений. Такие проявления, как выставление кого-нибудь в невыгодном свете, публичное осмеяние и унижение, ирония, лишение чего-то ...

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться

над кем-нибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень на­доело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда Волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повесе­литься среди своих

друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе случится попасть в неловком положении, ты потом долго

переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочет­ся жить?

48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают веселым че­ловеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать

участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за раз­ных мыслей?

53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом,

которое тебе поручают?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. часто ли Ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой

причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на

утреннике, на елке?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь,

не подумав?

Ключ

I. Экстраверсия (Э):

«Да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«Нет»: 6, 33, 51, 55, 59.

П. Нейротизм (Н):

«Да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54,

56, 58, 60.

III. «Ложь»:

«Да»: 8, 16, 24, 28, 44.

«Нет»: 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Оценка результатов

Оценочная таблица для шкалы экстра-интроверсии

Интроверсия

Экстраверсия

значительная умеренная

умеренная значительная

1 – 7 8 – 11

12 – 18 19 – 24

Оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная устойчивость

высокая средняя

высокая очень высокая

до 10 11 – 14

15 – 18 19 – 24

Таблица типов

Данные по тесту Айзенка

Эв баллах

Нв баллах

1.

0-4

0-4

2.

20-24

0-4

3.

20-24

20-24

4.

0-4

20-24

5.

0-4

4-8

6.

0-4

16-20

7.

0-4

8-16

8.

4-8

0-4

9.

8-16

0-4

10.

16-20

0-4

11.

20-24

4-8

12.

20-24

8-16

13.

20-24

16^20

14.

16-20

20-24

15.

8-16

20-24

16.

4-8

20-24

17.

16-20

4-8

18.

4-8

16-20

19.

4-8

4-8

20.

16-20

16-20

21.

12-16

8-12

22.

8-12

8-12

23.

16-20.

8-12

24.

12-16

4-8

25.

8-12

4-8

26.

4-8

8-12

27.

4-8

12-16

28.

8-12

16-20

29.

12-16

16-20

30.

16-20

12-16

31.

8-12

12-16

32.

12-16

12-16

Характерологические проявления

Пути коррекции

Тип № 1 Э: 0-4; Н: 0-4.

Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скро­мен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хлад­нокровен.

Воспитателей беспокоят мало, а значит, всегда страда­ют от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе — повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность вы­бора темпа работы. Подчеркивать ценность таких ка­честв, как скромность, хладнокровие.

Тип № 2 Э: 20-24; Н: 0-4.

Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлека­ется, но быстро остывает).

Поощрять трудолюбие, использовать природный арти­стизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованно­сти (например, предлагая оригинальные задания).

Ре­комендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в экспедициях и т. д.).

Тип № 3 Э: 20-24; Н: 20-24.

Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией бо­лее старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.

Основная тактика — подчеркнутое уважение. Взаимо­отношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционально­го напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способнос­тей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т. п.).

Тип № 4 Э: 0-4; Н: 20-24.

Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию.

Стремиться поддержать. Оградить от насмешек. Выде­лять положительные стороны (вдумчивость, склонность •к монотонной деятельности).

Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую сис­тему субординации. Активизировать интерес к окружа­ющим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.

Тип № 5 Э: 0-4; Н: 4-8.

Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинте­ресованности в реальной жизни, а значит, и низкие дос­тижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен.

Остро нуждается в повышении самооценки, это разру­шает безразличие и повышает уровень притязаний, а следовательно, качество работы или учебы. Желатель­но найти сильные стороны (способности, задатки), что­бы как-то увлечь работой.

Тип № 6 Э: 0-4; Н: 16-20.

Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в не­знакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Лю­бит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драмати­зировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в не­решительности, склонен к фантазиям.

Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления (серь­езность, воспитанность, чуткость).

Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому).

Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.

Тип № 7 Э: 0-4; Н: 8-16.

Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, уме­лый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компани­ях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоот­ношениям придает большое значение. Иногда скучно­вато-морализирующий.

В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Поста­раться раскрепостить, чтобы действовал самостоятель­но, а не по указке (по природе подчиняем).

Избегать пуб­личной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо автори­тет.

Тип № 8 Э: 4-8; Н: 0-4.

Человек спокойный, склонный к общению в компани­ях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфлик­тов.

Главная задача — активизировать потребность в деятель­ности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто, связанное с художественными проявления­ми).

Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социально-

го интеллекта.

Тип № 9 Э: 8-16; Н: 0-4.

Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группиров­ки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизу­ющим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения стро­ить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твер­дых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив.

Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Ус­тановить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремить­ся направлять энергию на полезное дело (например, ув­лечь глобальной идеей достичь чего-то — поступить в престижный вуз и т. п.).

Однако в этом случае необхо­димо вместе распланировать предстоящую работу, фик­сировать сроки и объемы и жестко контролировать вы­полнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и пози­тивными установками.

Тип № 10 Э: 16-20; Н: 0-4.

Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настой­чив. Общителен. Неглубок. Уравновешен.

Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выб­рать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства).

Поощрять артистизм, но не допускать до клоунства.

Тип №11 Э: 20-24; Н: 4-8.

Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не все­гда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет орга­низаторские склонности.

Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удержи­вать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в слу­чае необходимости.

Тип № 12 Э: 20-24; Н: 8-16.

Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством соб­ственного достоинства. Организатор. Склонен к искус­ству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людь­ми и событиями. Впечатлителен.

Лидер по натуре как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.

Тип № 13 Э: 20-24; Н: 16-20.

Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направлен­ности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется пе­ред престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общи­тельный, демонстративный. Жестко выдвигает свои тре­бования.

Цель старшего — держать подростка «в рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружаю­щих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные каче­ства. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эсте­тическое воспитание.

Тип № 14 Э: 16-20; Н: 20-24.

Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслажда­ется любым превосходством. Язвительно-желчен. Скло­нен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренеб­режителен, деспотичен. Утомляем.

Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дру­желюбно, можно — с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бума­гам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитив­ные установки.

Тип № 15 Э: 8-16; Н: 20-24.

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздра­жителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношени­ях — подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не име­ет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоот­ношения. Это легче сделать, основываясь на мнитель­ности данного человека. Можно интересоваться его са­мочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволя­ющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позво­лят делать ее хорошо).

Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить от­ношения со сверстниками. Подростки такого типа тре­буют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия

Тип № 16 Э: 4-8; Н: 20-24.

Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстнй, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист; склонен к обобщенному мышлению. Часто — неуверен­ность в себе.

В подходе желательны: сберегающий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважитель­ность.

Следует поддерживать справедливые критические суж­дения, но избегать развития у подростка морализирова­ния и критиканства.

Тип № 17 Э: 6-20; Н: 4-8.

Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах — неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребяч­лив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фан­тазер.

Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дру­жеские связи.

Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, поддерживать ув­лечения (поощрять, интересоваться, предлагать высту­пить перед классом, группой).

Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний).

Тип № 18 Э: 4-8; Н: 16-20.

Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный поддержи­вать слабых, предпочитает интимно-дружеские контак­ты. Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко ста­новится настороженным и подозрительным в неблагоп­риятных условиях.

Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно-доб­рожелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение удели, формиро­вание активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми).

Исключить публичное об­суждение, если возможны негативные оценки.

Тип № 19 Э: 4-8; Н: 4-8.

Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замед­ленно-деятельный, очень последовательный, самостоя­тельный, независимый, кропотливый. Беспристраст­ный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвле­чен от реальности.

У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу с высокой личной ответственностью (по типу деятель­ность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми).

Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.

Тип № 20 Э: 16-20; Н: 16-20.

Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоци­онально беден. Любит противопоставлять себя коллек­тиву. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.

Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли пере­вести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желатель­но эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.

5.2 Личностный опросник Айзенка (подростковый вариант) — Стр 2

Тип № 21 Э: 12-16; Н: 8-12.

Очень энергичен, жизнерадостен. «Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливцы. Дей­ствительно, они часто очень одаренны, легко учатся, ар­тистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих ка­честв часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все дос­тупно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерыва­ют дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий со­циальный интеллект.

Требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа).

Строго требовать выполнения поручения. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставлены цели, с другой стороны — приучит к упорядоченной работе.

Тип № 22 Э: 8-12; Н: 8-12.

Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отно­шении к окружающим жестко-требователен. З. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень пе­дантичен, мелочен.Рассудителен, хладнокровен, К чужому мнению отно­сится безразлично.Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэсте­тичен.

Создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т. д.).

Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п.).

Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодея­тельности).

Тип № 23 Э: 16-20; Н: 8-12.

Общительный, активный, инициативен, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться на­меченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и уме­ет быть организатором. Пользуется доверием и искрен­ним уважением окружающих. Характер легкий, эстети­чен, ровно оживлен.

Создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и обще­ственная) была в разумных пределах.

Тип № 24 Э: 12-16; Н: 4-8.

Ангинный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упо­рядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добивать­ся решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обид­чив.

Предпочитает спокойное доверительное отношение ок­ружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.

Тип № 25 Э: 8-12; Н: 4-8.

Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе.

Желательно спокойно-деловое отношение. Находить и рекомендовать лучше индивидуальные занятия. Хоро­шо справляются с административной работой.

Тип № 26 Э: 4-8; Н: 8-12.

Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолю­бив, целеустремленный. Имеет твердые принципы. Вре­менами обидчив.

Любят доверительные отношения, спокойный темп работы. Не склонны к панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в силах.

Тип № 27 Э: 4-8; Н: 12-46.

Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствитель­ный. Привязчивый. Ценит доверительно-интимные от­ношения, спокойный. Ценит юмор. В целом — оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако чаще спокойно-задумчив.

Создать обстановку активно-спокойной деятельности. Желательно избежать жесткой регламентации. Рекомен­довать эстетические и литературные занятия.

Тип № 28 Э: 8-12; Н: 16-20.

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дру­жит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в реше­ниях относительно принципиальных вопросов, но зави­сим от близких в эмоциональной жизни.

Рекомендуется направлять усилия на повышение само­оценки, укреплять уверенность в себе.

Тип № 29 Э: 12-16; Н: 16-20.

Жестко требователен к окружающим: упрям, горд„ очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаше боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хлад­нокровен.

Взаимопонимания строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться нал. недосатстатками, если подросток заносчив.

Тип № 30 Э: 16-20; Н: 12-16.

Гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремит­ся к лидерству во всем.Энергичен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижениях. Не лишен артис­тизма, хотя и суховат.

Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.

Тип № 31 Э: 8-12; Н: 12-16.

Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельнос­ти, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает си­туации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах об­виняет только себя.

Обеспечить спокойную доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т. п.).

Тип № 32 Э: 12-16; Н: 12-16.

Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустрем­лен.

Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не скло­нен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.

Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздей­ствовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный ин­теллект.