7. Личность. Подходы к структуре личности. Теории личности. Структура и свойства личности

Личностьэто человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Л.И. Божович считает, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и отражающееся в понятии «Я».

Я – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего.

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

... отдельных функций self, так и качество их взаимодействия. Несмотря на всю сложность, эта область представляется более перспективной для развития гештальт-теории. ... источник мотивации и контроля в процессе развития – окружающая среда, сам человек, собственно процесс контактирования в поле. Специфические ... для подержания своей жизни он нуждается в людях, которые бы обеспечили наличие контакта за счет ...

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность — это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

Структура личности по Фрейду

З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.

По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.

2 стр., 900 слов

Теория мышления в ассоциативной психологии

... А.И.Герцена Факультет коррекционной педагогики Кафедра сурдопедагогики Реферативное сообщение по сурдопсихологии «Теория мышления в ассоциативной психологии». Выполнили студентки II курса, группы сурдо, специалитет ... ЭКСПЕРИМЕНТ Предложен одновременно К.Г.Юнгом, М.Вертгеймером и Д.Кляйном для исследования мотивации личности. Это проективный метод. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее ...

Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты — либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).

Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.

К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности — Я или Эго — призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.

Свойства личности

Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.

Темперамент — врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.

Характер: у каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.

Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Способностьопределяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. [1,2,3]

11. Мышление как познавательный процесс. Виды и формы мышления, мыслительные операции. Свойства, функции и виды речи

Мышлениеэто обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

3 стр., 1043 слов

развитие творческого мышления в процессе обучения биологии

... и идеализме. Психология творчества рассматривает мышление учащихся как особый вид деятельности, который прямо или косвенно опосредствует его материально-предметную деятельность. Творчество в различ­ной ... науки от запросов школы оставался один путь совершенствования учебно-воспитательного процесса: обобщение и распространение передового педагогического опыта. Можно назвать интересные работы, ...

В психологии мышление определяют обычно как опосредствованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то процесс мышления совершается сложнее.

В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление.

Наглядно-действенные мышления заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных.

Различаются три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятиеформа мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

Суждение — определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений.

Умозаключениетакая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации.

Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Анализэто мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Сравнениеэто установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Абстрагированиеэто процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью скрытия содержания.

Речьисторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Основные виды речи человека: устная, письменная, диалогическая, монологическая, внешняя (звучащая, осознаваемая), внутренняя.

Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, от­ношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации.

[4 c.222-240, с.284-287]

[5 c.114-116, с.123]

32. Виды и характеристики малых групп. Стадии развития группы, ролевые отношения в группе. Процессы групповой динамики

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Характеристики малой группы

Малая социальная группа — объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности…)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм, формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

Виды малых групп

По роду деятельности: промышленные, учебные, любительские.

По способу возникновения :

формальные — возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 — 20 чел)

неформальные или контактные — возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 — 8 чел)

По степени развития межличностных отношений: от дифференциальных групп до коллектива.

По значимости индивида: группы членства (все люди в группе), референтные группы (значимый для индивида круг общения).

Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности— деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).

В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся:

— стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

— стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

— стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

— стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:

— стадию «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

— стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

— стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

— стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Ролевая структура малой группы — это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы.

Ролевые отношения в группе:

Решение задач

Оказание поддержки

Инициатор

Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач.

Разработчик

Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.

Координатор

Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.

Контролер

Направляет группу к. ее целям, подводит итог то го, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса.

Оценщик

Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи.

Погонщик

Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного.

Вдохновитель

Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений.

Гармонизатор

Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию.

Примиритель

Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию.

Диспетчер

Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.

Нормировщик

Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.

Ведомый

Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятия решений.

Групповая динамика включает следующие процессы: сплочение или разобщение групп; процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы — стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность — характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма — негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера.

Лидерчлен малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека).

Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управлениенабор действий, включающих: целеполагание (в т.ч. принятие решений), координацию совместных действий, контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

[6 с.168-172,]

[7 с.7,с.66-89,с.103,с.234]

34. Психология управления как наука. Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления

Психоло́гия управле́нияраздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

В системе управления личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления, а чаще всего одновременно совмещает в себе и субъект, и объект.

Как субъект управления личность выступает носителем предметно-практической деятельности, источником управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

Как объект управления, личность является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, как мы с вами выяснили в предыдущих темах, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом. И это в полной мере относится и к личности, и к организации в качестве субъектов и объектов управления.

Современный мир нередко рассматривается как мир самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение». Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и рас­пределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию.

[10 c.11-21, с.25-30]

43. Факторы развития личности. Обуче­ние как целенаправленный процесс развития личности

Развитие личностипроцесс накопления количественных и качественных изменений в организме человека, социальный, анатомо-физиологический, психологический план.

Факторы:

Биологический — наследственность (неуправляемый) — передача детям от родителей определенных качеств и особенностей(цвет глаз, волос, кожи, болезни, физиологические параметры).

Социальный — социальная среда (полууправляемый) — реальная действительность и условия, в которых растет ребенок; социальная, материальная, экономическая среда, общественный строй, которые создают условия для развития ребенка; малая социальная среда — родственники, одноклассники, которые непосредственно влияют на формирование личности ребенка.

Фактор воспитания — (полностью управляемый, ведущий, может иметь положительный и отрицательный результат в зависимости от содержания целей, методов, средств, используемых в семье, школе) — целенаправленный, сознательно осуществляемый пед.процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формирующейся личности по овладению общественным опытом, знаниями , практическими умениями и навыками, социально-духовными отношениями, способами творческой деятельности.

Обучение –это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний- он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. [11 с.55-60]

Творческое задание №7: «Если отнять у человека способность мечтать, – писал К. Г. Паус­товский, – то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего». Согласны ли вы с утверждением известного писателя? Какую роль играют мечта, творческое воображение в жизнедеятельности личности, в развитии общества?

Я согласен с этим высказыванием. Мечта-это своего рода двигатель. Даже говорят: «Иди к своей мечте». Она побуждает в нас стремление жить, постигать что-то новое, стремиться к чему-то и реализовывать себя в этом. Но зачастую мечта-это наше воображение. Мы мечтаем о том, что вряд ли когда-нибудь обретём. Хотя мечты могут быть достижимые и фантастические. Подсознательно мы знаем, что фантастическая мечта никогда не случится, но в реальности без мечты жить нельзя. Мечта-это то, что мы хотим от жизни, каким хотим видеть себя и окружающих в ней. Реализация мечты занимает много времени, но когда ты её достигаешь, тебе кажется, что больше уже ничего и ненужно. Она помогает окрасить мир другими красками. Когда ты мечтаешь, тебе кажется, что и солнце светит совсем по-другому, ярче, что прохожие улыбаются только тебе и даже чувствуешь, что вокруг никого нет, только ты наедине со своими мыслями. Самые грандиозные мечты зарождаются у творческих людей. Только люди с воображением могут придумать самые неосуществимые мечты и самое главное, что их осуществить. С самого зарождения человечества, человек уже мечтал о чем-то самом простейшем и с каждым поколением мечты становились все глобальнее и глобальнее. Ведь если человек не мечтает, значит он не может быть поистине счастливым.

Творческое воображение играет огромную роль в жизни не только человека, но и общества. Без него очень скучно и неинтересно жить. Творческие люди видят мир совсем другим. В мельчайших деталях они могут уловить никому не заметный смысл. Все, что создано в нашем мире, создано творческими людьми. Самые невероятные сооружения, знаменитые образцы музыки и живописи-все создано людьми с большим творческим воображением. Мало быть творческим человеком, нужно ещё и быть человеком с нестандартным представлением мира. Такие люди видят мир в 3D формате. Они со всех сторон осмотрят свою работу и выберут самое нужное. И что самое главное нужно заметить, что такие люди и сделали наш мир таким, каким мы его сейчас и видим.

«Лишь возможность осуществить мечту, делает нашу жизнь достойной продолжения.»

Пауло Коэльо

Заключение

Исходя из вышесказанного сделаем вывод, что личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Литература

1. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.

2.Вайнштейн Л.А. и др. Общая психология. – Мн., 2005.

3.Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер.Теории личности.Основные положения, исследования и применение.(Larry Hjelle, Daniel Ziegler «Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications», 3th ed., 1992).

4. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное

пособие /В.М. Козубовский. 2-е изд., перераб. и доп. –

Мн.: Амалфея, 2006. — 368 с.

5.Крутецкий В. А.Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с

6. Березовин Н.А.Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / Н.А.Березовин,В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. — 3-е изд., стер. —

Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2011. — 336 с. —

(Высшее образование).

7.Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М.Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.- 318 с. ІЗхШ 5-7567-0159-1

8.Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.

9.Захарова Т.И, Стюрина Д.Е. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

УПРАВЛЕНИЯ: Учебно-методический комплекс – М.: Изд. центр

ЕАОИ. 2008. – 200 с.

10.Иванова В.С. Социология и психология управления. Конспект лекций.- Томск; ТПУ, 1999.- 59 с.

11.Козубовский В.М. Общая психология: Конспект лекций.- Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2001.- 96с.

Кроссворд

2

4

1

п

3

п

5

в

с

п

о

р

1

в

з

а

и

м

о

о

т

н

о

ш

е

н

и

я

а

х

д

я

л

2

п

с

и

х

о

п

р

а

к

т

и

к

а

м

м

а

и

к

о

о

ж

е

с

д

т

а

а

3

т

р

е

в

о

ж

н

о

с

т

ь

ц

й

р

и

и

с

и

е

я

т

к

4

д

е

в

и

а

ц

и

я

и

5

с

е

н

з

и

т

и

в

н

о

с

т

ь

2

4

1

3

5

1

2

3

4

5

По горизонтали:1…- позиционно-психологические взаимосвязи (контакты) между людьми. 2… -обобщенный термин, обозначающий сферу и способы использования психологический знаний в практической жизни и деятельности людей. 3…– индивидуальная склонность к переживанию тревоги. 4…- поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или наказания нарушителя. 5…- повышенная чувствительность человека к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.

По вертикали:1…- поведенческие взаимосвязи между людьми, их влияния друг на друга, вызывающие взаимообусловленные поступки и действия, приводящие к их согласованности или конфронтации, противоборству. 2…- система психологически обусловленных мышечных реакций человека: сенсомоторных (вызываемых ощущениями, связанными с работой органов чувств – зрения, слуха и др.), кинестезических (вызываемых раздражением части проприорецепторов – чувствительных клеток, расположенных в самих мышцах; «мышечное чувство») и идеомоторных (вызываемых непроизвольно представлением о движении).

3…- осознанное или мало осознаваемое копирование, следование чьему-то примеру в группе, образцу поведения. 4…- форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений. 5…- общее состояние покоя, психической и мышечной расслабленности.

20