Тема 6
Психология личности и студенческого коллектива
Личность как психологическая категория
Развитие личности
Психологическая, социальная и биологическая характеристика личности
Возрастно-психологические особенности студенчества
Социальная адаптация студентов
Типология личности студента
Особенности формирования и развития студенческого коллектива с учетом двуступенчатой модели обучения
Структура межличностных отношений в студенческом коллективе.
Личность как психологическая категория
Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. (Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. Этот класс явлений характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. К психическим свойствам личности относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные ее элементы.
Согласно определению Н.Д.Столяренко, личность есть «социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных норм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества» /51, 276/.
Существуют критерии, совокупность которых позволяет назвать человека личностью:
Психологические особенности леворуких людей
... исследования: леворукие люди. Предмет исследования: психологические особенности леворуких людей. Цель исследования: выявить психологические особенности леворуких людей Гипотеза исследования: Леворукие люди имеют психологические особенности, отличающие ... в этом направлении. Актуальным является изучение психологических особенностей леворуких людей. Актуальность исследования связана с тем, что ...
— выделение в окружающем мире объективных связей и отношений;
— способность к сознательной, целенаправленной деятельности, осознание самого себя как субъекта деятельности;
— жизнь в социуме, социализация;
— способность к преобразующему воздействию на окружающий мир и на самого себя;
— самоактуализация, самосвершенствование.
Личность характеризуется:
· активностью,т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т. п.).
· направленностью— устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека;
· глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л.С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятелъностного опосредствования),
· степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В.Я. Мясищеву), установки (по Д.Я. Узнадзе, А.С. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили), диспозиции (по В.Я. Ядову) и т.п.
· развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» (образ — «Я», «Я» — концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности.
Развитие личности
При рассмотрении становления личности необходимо разграничить понятия созревания, роста и развития.
О созревании говорят обычно тогда, когда прошлый опыт, научение или упражнение – словом, экзогенные факторы – не оказывают влияния на характер происходящих изменений. К признакам, указывающим на наличие процесса созревания, относятся:
• аналогичность возникновения и протекания (у всех детей одна и та же последовательность развития);
• возникновение в строго определенном возрасте (с определенного возраста наблюдается резкое нарастание в развитии признака);
• возможность компенсации отставания ускоренным развитием;
• необратимость (однажды достигнутые шаги не теряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).
Изменения, происходящие в ходе развития, могут быть количественными и качественными. Понятие роста относится скорее к количественному аспекту развития и включает: физические изменения (приращение размера, веса, дееспособности), так и психические (приращение запаса слов или коэффициента умственного развития, увеличение достижений в восприятии и памяти и т. д.).
Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций.
Изменение ролей и отношений внутри семьи
... изучении «внутренней жизни» семей и природы отношений между супругами. Глава III. Изменение ролей и отношений внутри семьи 1. Мужчины и женщины ... роли женщин в связи с их участием в профессиональной деятельности, но и роли мужчин. Например, известно, что в ... супругов были разделены. Создание браков по любви и предполагаемое развитие нуклеарной семьи привели к большей близости между супругами, ...
Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной.
· Физическое развитие включает рост и изменения тела человека.
· Когнитивное развитие включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи.
· Психосоциальное развитие включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моделей поведения. Психосоциальная область охватывает развитие личности и межличностных отношений.
Принцип стремления к равновесию как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности, роднит между собой различные направления, к которым относятся ортодоксальный и современный психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология (А. Адлер, К. Левин, Л. Фестингер).
Другим вариантом принципа стремления к равновесию, а не его антиподом, является принцип стремления к напряжению как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в теориях, так или иначе связанных с персонологическим подходом к личности (А. Маслоу, Г. Олпорт).
В психоанализе Фрейда представлена периодизация психосексульного развития. По мере развития ребенка происходят характерные изменения в том, что является предметом желания и как эти желания удовлетворяются. Эти сменяющие друг друга способы получения удовольствия и физические аспекты удовольствия представляют собой основные элементы в описанных Фрейдом фазах развития. Фрейд использовал термин фиксация для описания того, что имеет место в том случае, когда человек не развивается нормально от фазы к фазе, а остается на какой-то определенной фазе развития. Человек, фиксированный на определенной фазе, имеет тенденцию искать удовлетворение своих потребностей более простыми способами, скорее как ребенок, чем как взрослый человек при нормальном развитии. Выделены такие стадии, как оральная, анальная, фаллическая стадия, латентный период, генитальная фаза.
Центральным для теории развития Э. Эриксона является положение о том, что человек в течение жизни проходит несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии c эпигенетическим принципом созревания. Эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически.
Основными положениями концепции являются следующие:
1)каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное
для нее время («критический период»);
2) полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий;
3) каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом -поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду на этой стадии;
4) каждая из восьми стадий характеризуется («фазо-специфической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение.
Этапы развития личности по Э. Эриксону:
Стадия | Возраст, лет | Психосоциальный кризис | Сильная сторона |
Орально-сенсорная | 0-1 | Базальное доверие-базальное недоверие | Надежда |
Мышечно-анальная | 1-3 | Автономия – стыд и сомнение | Сила воли |
Локомоторно-генитальная | 3-6 | Инициативность-вина | Цель |
Латентная | 6-12 | Трудолюбие-неполноценность | Компетентность |
Подростковая | 12-19 | Эго-идентичность-ролевое смешение | Верность |
Ранняя зрелость | 20 – 25 | Интимность — изоляция | Любовь |
Средняя зрелость | 26-64 | Продуктивность — застой | Забота |
Поздняя зрелость | 65 и выше | Эго-интеграция — отчаяние | Мудрость |
Зрелость личности Э. Эриксон понимает как ее идентичность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый им образ самого себя и соответствующую окружающему миру форму поведения. Идентичность связана с чувством личной тождественности и исторической непрерывности. Идентичность придает психической жизни ее целостность как форму, которая будет сохранять и направлять все динамические изменения, вызываемые условиями, которые всегда конкретны и исторически обусловлены.
С точки зрения гуманистической психологии сама сущность человека постоянно движет его в направлении саморазвития, если только чрезвычайно сильные обстоятельства не мешают этому. Основное внимание в теориях этого направления сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в котором он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.
Одной из наиболее распространенных гуманистических теорий является персонологическая теория мотивации А.Маслоу /73/, концепция которой изложена в книге «Мотивация и личность» (1957).
Ведущим мотивом индивида является его стремление к непрерывному развитию. Мотивация имеет уровневую (иерархическую) структуру, представленную различными потребностями:
1-й уровень – физиологический: потребности в пище, воде, обеспечении гомеостаза;
2 -ой уровень – потребность в свободе, безопасности;
3- ой уровень – в любви;
4-й уровень – в достижениях;
5-й уровень – в самоактуализации.
При этом низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека.
Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Ученым было выявлено несколько метапотребностей, например, истина, красота, справедливость, с помощью которых была дана характеристика самоактуализирующихся людей. Согласно Маслоу самоактуализация – это высшая потребность, тенденция к реализации внутреннего потенциала. Потребность в самоактуализации состоит в стремлении человека выявить в себе имеющиеся потенции и возможности и степень самоактуализации определяет особенности знания личностью себя, своих целей, стремлений. Потребности носят изначально присущий, врожденный характер: метапотребности также врождены, как низшие, и если они не удовлетворяются, то человек заболевает: возникают отчужденность, страдание, апатия, цинизм и др. состояния /73/.
Самоактуализация — это направляющая тенденция, врожденная потребность человека, его естественная тенденция по пути к независимости, социальной ответственности, креативности, зрелости; это развитие своих способностей /45/.
В культурно-исторической концепции основным механизмом развития психики индивида рассматривается механизм «интериоризации», усвоения социальных и исторически сложившихся продуктов человеческой культуры (запечатленных в знаке).
Как отмечал Л.С.Выготский /74/, каждой ступени возрастного развития присущи психологические новообразования: при переходе от одной возрастной ступени к другой происходит перестройка всей структуры возраста и каждый возраст обладает специфической, для него единственной и неповторимой структурой.
Смена возрастных периодов сопровождается кризисами — особыми, относительно непродолжительными во времени (до года) периодами онтогенеза, характеризующимися резкими психологическими изменениями /74, 180/. В детском возрасте обычно выделяют «кризис первого года жизни», «кризис трех лет», «кризис 6-7 лет» и «подростковый кризис (10-11 лет).
Для периодов кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании.
Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрытно, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.
С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь человека не только как движение его вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, достижению личностного совершенства. В качестве основополагающего принципа психического развития личности ученый называет интеграцию: развитие личности есть все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции. Каждый новый уровень развития открывает все более широкие возможности, а реализация этих возможностей в свою очередь формирует новые структуры. Ученый раскрыл не только роль высших более сложных стадий развития по отношению к низшим, но и их качественное отличие. Развитие человека для Рубинштейна есть становление на основе принципа саморазвития и самосовершенствования /7/.
Развитие личности в определенной мере соотносится с категорией жизненной стратегии личности. В отечественной науке подход к изучению жизненной стратегии берет начало в исследованиях С.Л.Рубинштейна, в которых основным определяющим фактором выступает активность и творчество личности как организатора и преобразователя своей жизни /7/.
Рассматривая процесс становления личности в процессе индивидуального развития человека, Б.Г.Ананьев приводит понятие «жизненный план», содержание которого определяется выбором профессии, идеалами и целями, которыми, в свою очередь, в обобщенном виде определяются общественное поведение и отношения. Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека. «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет» /47, 104 -105/.
Б.Г.Ананьевым используются понятия «социальная биография» и «история личности» /47, 187-275/. В такой сложной системе внутренне взаимосвязанных свойств личности (индивида, субъекта) и внешней системы взаимодействия с миром формируются личностные свойства, которые включают направленность, тенденции, черты характера и способности личности, поскольку они являются обобщенными результатами деятельности и ее потенциалами.
Б.Г. Ананьев попытался определить критерии зрелости человека. Зрелость человека как индивида — соматическая и половая — определяется по биологическим критериям. Однако если у всех животных физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма — его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Ананьев определяет умственную, гражданскую трудовую зрелость. Наступление зрелости человека как индивида («физическая» зрелость), личности («гражданская»), субъекта познания («умственная» зрелость) и труда («трудоспособность») во времени не совпадает и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. Гетерохронность различных форм индивидуального развития человека (онтогенетической, личностно-биографической, субъектно-практической) является одним из показателей внутренней противоречивости этого развития и его полифакторной обусловленности.
Известный советский психолог А.Н.Леонтьев писал: «Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» /48, 174/. Далее ученый отмечает: «Теоретический анализ позволяет выявить, по меньшей мере, три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их иерархичности и общую их структуру …Личность, таким образом, … выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь» /48, 224/. Леонтьев вводит понятие «личностный смысл», которое отражает отношение мотива к цели, создает пристрастность человеческого сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «непсихологического» существования… личностный смысл связывает их (значения) с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами /48, 153/. Личностный смысл – это всегда смысл чего-то: «чистый», непредметный смысл есть такая же бессмыслица, как и непредметное существо» /48, 154/.
В теории Л.И.Божович считает, что личностью можно назвать только человека, достигшего определенного уровня психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Одним из показателей личностного развития автор называет сформированность «внутренней позиции». Наивысшую устойчивость личности обеспечивает возникновение иерархической системы мотивов /61/.
Можно выделить отличительные черты развитой личности, которая берет на себя ответственность за свои действия:
· удовлетворение своих нужды без ущерба для других людей;
· достижение значительного успеха в деятельности, так как она служит для них объектом самовыражения;
· демонстрирование энергии и жизнестойкости в своей повседневной жизни;
· открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.
Согласно концепции Н.Р. Битяновой существует три основных элемента техники самореализации: первый включает приемы организационно-управленческого характера, второй — направлен на интеллектуальное развитие, третий — на саморегуляцию психических состояний. Таким образом, саморазвитие — это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования /80/.
Возрастно-психологические особенности студенчества
Для успешной организации образовательного процесса необходимо учитывать биологические и психологические основы развития и обучения студентов, психологические особенности юношеского возраста. Важно учитывать, что на личностном формировании несомненно сказываются изменения, происходящие как в обществе в целом, так и с молодым человеком в отдельности.
Студент вуза претерпевает некоторые социально-психологические изменения, ведущие к изменению его жизни. Во- первых, происходит изменение социального статуса; во-вторых, происходит перестройка уровня притязаний и самооценки; в третьих, меняется представление и изменение жизненной перспективы. Однако основной особенностью студентов является их интеллектуальное развитие. В вузе, как известно, учатся люди в возрасте 17—25 лет. Исходя из исследований физиологов и психологов (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Н. Соколов, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ананьев и др.), можно считать основным критерием интеллектуального развития взрослого человека не просто способность усвоить сумму определенных знаний (это критерий интеллектуального развития младших школьников, как показали исследования Д.В. Эльконина и В.В. Давыдова), а способность аналитически, самостоятельно и творчески мыслить при оперировании накопленными знаниями.
Возраст ранней юности – один из самых сложных и наиболее важных периодов в плане формирования личности. Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. В поисках смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей.
И.В.Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Так, основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое, а психологическую готовность к самоопределению /87/.
Жизненный мир юноши расширяется не только за счет своих предметных границ, сферы отношений, в которые молодой человек вступает, но и во времени. Для юности характерно расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в социальную перспективу общества в целом).
Однако для того, чтобы стать подлинным субъектом труда, познания и общения, отмечает И.С.Кон «индивид должен, прежде всего, осознать свое социальное положение, определить жизненные цели и идеалы, и найти способы их предметной реализации» /88, 327/.
Исследование компонентов, относящихся к различным уровням и сторонам развития личности при структурном изучении этого развития, обязательно сочетается с исследованием различных видов взаимосвязей между этими компонентами.
А.И.Спиркин понимает мировоззрение как «предельно обобщенный, упорядоченный взгляд на окружающий мир, на явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждений, социально-политические, нравственные и эстетические идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий» /91, 26/. Другие авторы предпочитают рассматривать мировоззрение как сложное системное образование, включающее не только знания и взгляды, но и оценки, убеждения, идеалы личности. По мнению Б.И.Додонова, мировоззрение представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиций которых он осуществляет свою общую «…рекогносцировку действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий» /50, 40/.
Становление профессиональной направленности личности проходит несколько стадий, включающих процессы самоопределения, выбора профессии, формирования системы мотивации, образования системы «человек-профессия», совершенствование компетентности, профессиональное саморазвитие и т.д. Весь этот процесс проходит несколько стадий, определяющих уровни развития профессиональной направленности личности.
Профессиональная составляющая Я-концепции включает в себя как осознанные (отрефлексированные) когнитивные компоненты, так и неосознаваемые ценности и смыслы, придающие эмоциональную окраску отдельным профессиональным актам и всей профессиональной деятельности в целом. Ее формирование необходимо для успешного самоопределения и предполагает постоянную работу субъекта по формированию и детализации внутреннего образа профессиональной деятельности. Этот процесс противоречив и сложен и по ходу его учащиеся сталкиваются с рядом проблем, такими, как субъективная картина профессиональной деятельности и субъективное восприятие профессиональной подготовки. У студентов младших курсов зачастую эти представления недостаточно структурированы, диффузны и даже нереалистичны. По мере обучения, в связи с личностным ростом, происходят изменения в ценностно-смысловой сфере, уточняются текущие и перспективные планы. Решение этих проблем либо содействует личностному и профессиональному росту, либо приводит к глубоким личностным кризисам.
Зрелая личность — это самовоспитывающаяся система, осуществляющая переход от объекта воспитания к субъекту воспитания, осознающая себя целостностью, включенной в систему общества, в систему деятельности.
Зрелость начинается с этапа юности.
I. Юность (18-23 года) можно охарактеризовать следующими особенностями:
1) социальную ситуацию развития можно назвать порогом взрослой жизни. Именно с этого возраста начинается развитие личности как настоящее саморазвитие, как сознательное самосовершенствование;
2) это возраст реализации потребности в самореализации, но не в таком обобщенном виде, как у подростков.
Эпоха юности делится на два периода:
На первом этапе происходит преимущественное личностное самоопределение через установление дружеских связей, поиск «alter ego», слияние своего «я» с «ты» в межличностном общении. На втором этапе ведущей деятельностью является конкретное профессиональное самоопределение: выбор специальности, места работы. Основной смысл этого периода — самоопределение, поиск своего места в жизни.
II. Молодость (24 — 30 лет).
Первый этап — «время путешествий», поиска себя, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, переход от «кочевого» образа жизни к «оседлости» (женитьбе), то есть ко второму периоду.
Ведущая деятельность — профессиональная. Профессиональная деятельность ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В более сложных ситуациях человек решает профессию, вуз.
Переход к расцвету (около 30 лет) характеризуется у ряда авторов как сильнейший нормативный кризис).
На этом этапе представления о жизни, сложившиеся между 20 — 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь перестает казаться легкой и понятной, иногда рушатся основы образа жизни, перестраивается вся личность.
Социологические данные свидетельствуют, что если молодой человек не найдет в достаточно ограниченный период времени супруга, то позже это сделать будет намного труднее (повышается требовательность к другому, появляется привычка к одиночеству и т. п.).