Психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики, психологии и логопедии

Курсовая работа по возрастной психологии

Психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста

студентки

педагогического факультета

курса заочного отделения

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

2011 год

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы леворуких детей в психологии

.1 Понятие и происхождение леворукости

.2 Психологические особенности леворуких

Глава 2. Исследование психологических особенностей леворуких детей младшего школьного возраста

.1 Методический инструментарий и технология проведения исследования

.2 Исследования психологических особенностей личности леворуких

детей

.3 Рекомендации для учителей и родителей

Заключение

Список литературы

Введение

психологический леворукий ребенок

Актуальность проблемы исследования определяется недостаточной изученностью причин феномена леворукости с точки зрения социальных, биологических, нравственно-философских аспектов и практической востребованностью технологий эффективной коррекции.

Сколько человек на Земле являются левшами, точно не знает никто. Если усреднить все имеющиеся на этот счет данные, то получится, что от 5 до 15% населения планеты предпочитает выполнять основную массу действий именно левой рукой. Помимо этого, каждый пятый человек с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей являются скрытыми левшами, т. е. могут одинаково ловко работать обеими конечностями, но предпочтение отдают правой.

К одной из до конца не изученных проблем относится воспитание и обучение леворуких детей. В этой связи может возникнуть вопрос: а проблема ли это? Лучший аргумент — статистика: в России примерно 10 % левшей — каждый десятый. Причем, Россия не является исключением. Тестирование ведущей руки, проводимое в разных странах, показало, что число левшей колеблется от 3 до 10 %.

Один из первых серьезных обзоров работ по леворуким принадлежал перу Джексона и был издан в Лондоне в 1905 году.

Одни исследователи убеждены, что леворукость — это результат привычки, т. е. не имеет патологических предпосылок и является социальной по своей природе; другие приводят убедительные данные о генетических пред-посылках леворукости (Джерре Леви и Томас Нагилаки, Марион Аннет); третьи считают, что леворукость возникает в результате повреждения левого полушария на ранних этапах индивидуального развития (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н).

23 стр., 11417 слов

Методические рекомендации преодоления дезадаптации леворуких ...

... дезадаптации леворуких детей при обучении их письму?” Объектом исследования является процесс обучения письму леворуких детей. Предмет - методы и приемы, условия преодоления дезадаптации леворуких детей при ... основы возникновкения леворукости; 4. описать проблемы адаптации леворуких детей при обучении письму; 5. разработать методические рекомендации по обучению леворуких детей письму; 6. предложить ...

Известные американские ученые С. Спрингер и Г. Дейч одну из глав своей книги «Левый мозг, правый мозг» назвали «Загадка леворукости», подчеркивая этим, что мы до сих пор не имеем однозначного ответа на вопрос о том какие факторы определяют «рукость», чем левши отличаются от правшей, не является ли леворукость патологией.

С проблемой леворукости соприкасается проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга (Ч. Шеррингтон, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, И. Н. Филимонов, Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, А. Р.Лурия).

Особенности функциональной ассиметрии мозга и связанные с этим проблемы леворукости поднимались в исследованиях таких ученых как Х. Гордон, П. Брок, К. Вернике, Х. Джексон, Деглин, Шварц, Сейфер, Левенталь, Кэррол Э. Изард, Фоке, Дэвидсон. Большое внимание этой проблеме уделяют Т.Г. Бетелева, Н.В. Дубровинская; Д. А. Фарбер.

Проблемой леворукости за рубежом занимались Х. Килер, С. Спрингер и Г. Дейч и др. Данная проблема рассматривается такими отечественными исследователями как М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Н. В.Дубровинская, Д. А Фарбер, М. Г. Князева, Н. Н. Богданов. Т. А., Доброхотова, Н. Н. Брагина, Э. А. Голубева, Н. Н. Данилова.

Леворукость, сама по себе не являясь дефектом развития, зачастую выступает как одна из причин трудностей, особенно на начальном этапе обучения, когда идет активное формирование моторики. Для того, чтобы обучение леворуких было эффективным, необходимо разобраться в механизмах возникающих проблем. Постоянная неудовлетворенность от процесса письма и рисования и его качества, зачастую критика со стороны родителей, а иногда и учителя в школе и дома (а это один из сильнейших стрессовых факторов) осложняются повышенной тревожностью, ожиданием неудачи. Трудности письма, чтения в сочетании со стрессом из-за медленного темпа письма правой рукой и постоянного ограничения времени и недовольства взрослых приводят не только к возникновению школьных проблем, но и к выраженным нарушениям физического и психического здоровья.

Необдуманные, необоснованные рекомендации в случае леворукости не только не могут дать ожидаемого эффекта, но способны нанести вред здоровью детей. Исследователями отмечено, что стресс отставания, стресс неуспевающих приводит к тяжелейшим неврозам, а отрицательные эмоции, включаясь в структуру поведения, либо побуждают к деятельности, либо формируют механизмы ее избегания. Изменить формирующуюся в начальной школе структуру эмоционально-потребностной сферы на следующих этапах развития и обучения чрезвычайно сложно.

У леворуких и праворуких людей различная организация мозга, а значит, выбор ведущей руки для любой деятельности, в том числе для письма, очень непрост. Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, взрослые неизбежно вызывают перестройку в деятельности мозга. Вот почему так сложно протекает этот процесс, вот почему психологу важно уметь определить ведущую руку, знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья студентов.

11 стр., 5303 слов

Особенности нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим ...

... речи. Данная проблема обусловила выбор темы исследования: Особенности нарушений письма у младших школьников с ФФНР Цель: теоретически изучить особенности нарушений письма у младших школьников с ФФНР Задачи: ... является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ...

К исследованию проблем леворукости обращалось немало ученых как в России, так и за рубежом. Обзор имеющейся литературы позволяет судить о степени исследованности проблем леворукости. В частности, раскрыты психофизиология леворукой личности (Ковалев А.Н., Смирнов Л.М. , Рабинович Л.А., Куликов Г.А., Курганов С.Ю., Леонгард К., Новикова Л.А. и др.); медико-биологические проблемы леворукости (Колга В.А., Кон И.С., Коссов Б.Б., Лейтес Н.С., Лурия А.Р., Мещеряков А.И. и др.); функциональная асимметрия головного мозга человека (Батманова В.В., Батманов И.В., Котова О.А., Генкин А.А., Гращенков Н.И., Деглин В.Л., Игнатович Г.С., Небелицын В.Д., Нушинян Э.А., Рок И., Харрис Ч., Суворова В.В., Тараканов П.В. и др.).

Исследованы психофункция левого полушария леворукого ребенка (Мурик С.Э., Котляр Г.М., Морозов В.П., Хризман Т.П., Еремеева В.Д. и др.); причины леворукости (Абидина Т.Г., Сыренский В.И. и др.); родовая патология (Лубоцкая-Россельс Е.М., Мосидзе В.М. и др.); наследственный фактор левости (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., Лубоцкая-Россельс Е.М. и др.); история развития левости (Бернштейн Н.А., Лейтес Н.С.); оберукость как проблема научения (Нушинян Э.А.); речь и асимметрия (Обуховский К.); телесная асимметрия (Лурия А.Р., Правдина-Винарская Е.Н., Клике Ф., Кузьмичева И.А., Макарова В.И., Негне-вицкая Е.И., Шахнарович А.И., Лурия А.Р. и др.); феномен письма левой рукой (Запорожец А.В., Изюмова С.А., Котляр В.И., Кендел Э., Леонтьев А.Н. и др.); зеркальное письмо (Зейгарник Б.В., Зигель А., Вольф Дж., Зинченко В.П., Величковский В.М., Вуетич Г.Г., Изуткин В.М., Николаева Н.И., Лечко А.Е. и др.); культура леворукости (Золотухин А.Н.; Отмахова Н.А.); леворукость и одаренность (Леб А., Обидина Т.Г. и др.); диагностика рукости ребенка (Озь-янс М.О., Кречмер Ф., Чуприков Л.П., Гурова Е.В. и др.); методика обучения леворукого дошкольника и младшего школьника (Клаус Г., Лурия А.Р., Гаврина С.Е., Князева М.Г., Вильдовский В.Л., Чудновский В.Э. и др.); леворукий ребенок в семье (Безруких М.М., Ефимова Е.П. и др.).

Целью исследования является изучение психологических особенностей леворуких детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования являются особенности леворуких учащихся.

Предмет исследования: психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1.      На основе анализа психолого-педагогической литературы и последних исследований выявить основные особенности направленности личности у нестандартных (леворуких) людей.

2.      Раскрыть физиологические и психологические особенности леворуких людей.

.        Провести сравнительный анализ леворуких и праворуких людей.

.        Раскрыть психологические особенности праворуких и леворуких людей в результате нашего исследования.

Методы исследования:

1.      Библиографический (изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования).

15 стр., 7255 слов

Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества

... Предмет исследования: психологические особенности людей употребляющих наркотические вещества. Исходя из этого, Гипотеза исследования заключается в том, что есть достоверные различия между психологическими особенностями людей употребляющими наркотические вещества и психологическими особенностями людей не ...

.        Эмпирический (опрос, беседа, анкетирование, тестирование).

Теоретико-методологической основой исследования являются основополагающие философские, социальные, психолого-педагогические положения о взаимосвязи общего, особенного и единичного, о всестороннем развитии личности (Арсеньев A.M., Безречевных Э.В., Каган М.С., Кун И.С., Михайлов Ф.Т. и др.); о теории и методологии педагогических исследований (Данилов М.А., Загвязинский В.И., Краевский В.В., Кулюткин Ю.Н., Скаткин М.Н. и др.); о теоретических основах педагогического образования (Бабанский Ю.К., Дмитриев А.Е., Сластенин В.А., Щербаков А.И. и др.).

Практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций по применению технологии щадящей коррекции рукости; и применении данных исследований в работе учителей начальных классов, родителей и воспитателей групп продленного дня.

В исследованиях принимали участие 5 учеников леворуких и 5 праворуких 1 класса средней общеобразовательной школы №4 города Егорьевска и 5 учеников леворуких и 5 праворуких 1 класса средней общеобразовательной школы посёлка Новый.

Глава I. Теоретические основы проблемы леворуких детей в психологии

.1 Понятие и происхождение леворукости

Леворукий — это тот ребёнок или взрослый, кто пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие — то действия левой рукой [7, c.90].

В целом по поводу возникновения левшества есть ряд противоречивых теорий. Ранее была популярна версия, что леворукий — это тот, у кого внутриутробно возник порок развития либо при родах произошла травма, например, кровоизлияние в мозг, которое не вызывает видимых болезненных неврологических симптомов, однако приводит к тому, что ведущие функции берёт на себя здоровое полушарие. Однако чем дальше, тем меньше сторонников у данной теории, так как любые из исследований леворуких показывают, что большинство из них совершенно здоровы. Разумеется, среди них есть определённый процент людей, получивших родовую травму, и на деле они должны быть праворукими, точно так же, как есть и праворукие, которые изначально, внутриутробно сформировались как леворукие, но…

Какие же причины увеличивают вероятность появления вынужденного леворукого ребёнка? Одной из важных считается так называемый родовой стресс. Его обычно определяют наличием не менее двух неблагоприятных факторов, среди которых: ниже нормального вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других причин. Считается, что наиболее тяжёлыми бывают первые роды, а также четвёртые и следующие за ними.

Поль Бакан, исследуя вопрос о влиянии осложнённых родов на «рукость» ребёнка, сравнивал детей, появившихся в результате первых, четвёртых и следующих родов, с детьми от вторых и третьих родов. Он обнаружил, что большой стресс во время родов связан с повышенной частотой леворукости. Этот автор считает, что кислородное голодание (аноксия) ребёнка при задержке первого вдоха может приводить в некоторых случаях к леворукости.

Влияет ли возраст матери на предпочтение руки у ребёнка? На этот вопрос существуют некоторые косвенные данные. Так, доля рождения близнецов растёт с возрастом матери. А вместе с этим растёт и доля леворуких детей [1, c.34].

Большинство исследователей полагают, что закладывание лидерства одного из полушарий происходит ещё при развитии плода в организме матери. Однако имеются и другие наблюдения, свидетельствующие о том, что дети, в 4-5 месяцев демонстрирующие предпочтение левой руки (в ней малыш держит погремушку, ею тянется к чему-то интересному), в дальнейшем может стать праворуким. Это несовпадение, вполне возможно, связано с различными периодами индивидуального развития ребёнка. В пользу такого предположения говорит часто встречающееся на первом году жизни предпочтение левой руки для доставания предметов манипулирования. Постепенно оно сменяется предпочтением правой руки. Причём время, когда это происходит, зависит от формы предмета. Так левая рука доминирует при игре с кубиком до возраста 7 месяцев, с шариком — до 8 месяцев, а с колокольчиком до 1 года и 3 месяцев [5, c.225].

25 стр., 12227 слов

Подготовка руки ребёнка к письму

... и психологов, с помощью специально разработанных методик по развитию мелкой моторики, подготовить руку шестилетнего ребёнка к письму на различных упражнениях, на изображениях геометрических фигур, на рисунках ... медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский ...

В силу вышесказанного часть учёных настаивает, что правшество ∕левшество формируется на первом году жизни, а окончательно — к 6-7 годам.

Леворукие люди известны человечеству с незапамятных времён. Однако левшество только лишь леворукостью не ограничивается. Существует и левоногость, левоухость, левоглазость, — т.е. доминирование предпочтение в работе и каких-то действиях именно парных органов человеческого тела.

Зависят же такие индивидуальные особенности от доминирования того или иного полушария головного мозга. При этом происходит перекрёстный процесс: правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие и наоборот. Таким образом, у праворуких в организме главенствует левая часть мозга. А у леворуких, как ни парадоксально, правая.

А ещё в последние годы учёные стали учитывать степень доминирования обоих полушарий — сильно выраженную (в таком случае перед нами будет «классический стопроцентный » праворукий или ярко выраженный леворукий человек) или слабо выраженную (в таком случае у человека могут быть всего 1-2 признака левшества, — например, ведущие левый глаз и ухо при ведущей правой руке).

Учеными установлено, что среди обычных людей «чистые праворукие», т. е. имеющие одновременно ведущую правую руку, глаз и ухо, составляют всего около 30%.

Немало на нашей планете и тех, у кого полушария мозга как бы заключили «соглашение» и ни одно из них не подавляет работу другого. Поэтому такие люди — их называют амбидекстерами — одинаково хорошо владеют обоими парными органами.

Классическими же «стопроцентно правильными» праворукими признаются те люди, которые пишут и выполняют большинство действий, особенно тонких и сложных, правой рукой, которые прикладывают трубку телефона к правому уху, у которых ведущий глаз также правых, плюс у них ведущая правая нога (то есть она толчковая при прыжках, именно она предпочитается для забивания голов у футболистов и так далее).

За что же отвечает каждое из полушарий мозга? Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Оно обрабатывает информацию последовательно.

Правое полушарие, в отличие от левого, воспринимает мир живо, образно, целостно, а не просчитывает его. Оно чутко относится к интонации (в то время как левое полушарие не способно отличать оттенки эмоций в голосе), к мимике, оно музыкально.

24 стр., 11858 слов

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим ...

... данные. Если у детей было повреждено левое полушарие, то правое либо полностью контролирует, либо участвует в контроле над речью у 70% леворуких и 19% праворуких. Правое полушарие у ... в звуках имеется. При нарушении связей между полушариями, при повреждении мозолистого тела, правая рука, подчиненная левому полушарию, сохраняет способность к письму, но утрачивает способность к рисованию, ...

Поэтому считается что:

a.       леворукие склонны к гуманитарным наукам, а правши — к точным;

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (поэтому левши и амбидекстеры всегда при тестировании показывают более быстрые результаты по степени реагирования на происходящие события, чем правши).

Правое полушарие также принимает участие в регулировании внутренней среды организма и работы иммунной системы [4, c.324].

Специализация полушарий подразумевает, что любая деятельность «делится» между ними так, что одни этапы выполняются правым полушарием, а другие — левым. При таком устройстве необходимо взаимодействие полушарий, в ходе которого из одного в другое передаётся информация. Это взаимодействие осуществляется через специальные проводящие пути — комиссуры мозга. Основная из них — мозолистое тело. Мозолистое тело — одна из наиболее поздно созревающих структур мозга. Есть данные, что до 3-4 лет полушария работают почти без связи друг с другом, так как мозолистое тело ещё не способно передавать информацию. Его формирование продолжается даже на втором десятилетии жизни ребёнка.

1.2 Психологические особенности леворуких детей

Действительно ли леворукие дети «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чём-то превосходить праворуких? Трудный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Прежде всего, потому что леворукое меньшинство ещё не очень хорошо изучено, да и предубежденье против левшества не изжито. Кроме того, леворукие люди вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, но всё остальное — от дверной ручки до сложнейших станков — почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс — стресс праворукой среды. Это среда, в которой леворукие люди вынуждены жить, а значит, они находятся в менее благоприятных, чем праворукие, условиях существования. И хотя сейчас уже никто не считает, что упражнением левой руки можно достигнуть необыкновенных успехов: улучшения морали, прекращения нервных болезней и огромного повышения духовной деятельности человека, — сохраняются сторонники двух крайних взглядов. Первые всё-таки считают, что у леворуких снижены умственные способности, другие, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность. Есть и третья точка зрения, связывающая особенности леворуких и праворуких с функциональной специализацией доминантного (ведущего) полушария мозга — левого у праворуких и правого у леворуких, в популярной литературе даже появился термин «левополушарные дети», «правополушарные дети». Стоит выделить и четвёртую точку зрения: её сторонники отрицают различие между леворукими и праворукими на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у леворуких перекрывает групповые различия.

Доктор А.А.Капустин в своей работе «Детская леворукость и проблемное воспитание левой руки» (1924 г.), исследуя леворуких в неврологической клинике, приводит данные о том, что из 44 леворуких 7-17 лет четверо имеют одарённость выше среднего уровня, двадцать семь — среднюю одарённость, семеро — одарённость ниже среднего уровня и один оказался умственно отсталым. Эти данные совсем не дают основания для вывода, который сделал А.А.Капустин: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, то есть обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одарённости, но чаще всего (приблизительно в ¾ случаев) левша всё-таки дегенерат».

Многие исследователи отмечают высокий процент леворуких среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Это действительно так, но важно понять, что является основой подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом какого-то общего нарушения в развитии ребёнка.

Английская исследовательница М.Аннет с сотрудниками изучала сильно леворуких, сильно праворуких детей и детей с невыраженным левшеством и правшеством 5-11 лет в начальных школах Великобритании. Они сопоставляли силу доминирования ведущей руки с речевыми способностями детей и неречевыми формами мышления (оперирование пространственными отношениями), а также с их академическими успехами. Исследователям удалось показать, что дети с умеренным предпочтением правой руки являются наиболее способными. Относительно сильно праворуких учёные сделали два крайне интересных заключения. Во-первых, очень высокая степень доминирования правой руки обусловлена не высоким качеством её работы, а сниженными способностями этой руки. Во-вторых, несколько сниженные показатели интеллекта в этой группе, по-видимому, связаны с некоторой недостаточностью правого полушария. С этим, вероятно, связана и неловкость левой руки в этой группе, выявленная специальными тестами.

Дальнейшие исследования М.Аннет показали, что не сильно праворукие, но и сильно леворукие дети также имеют более низкий показатель интеллекта и худшие показатели организованной деятельности.

Работа американской исследовательницы Дж. Леви позволила выяснить особенности зрительно-пространственных функций у леворуких. Учитывая, что у многих леворуких правое полушарие (в дополнение к левому) принимает участие в осуществлении речевых функций, она предположила, речевые и зрительно-пространственные функции (характерные для правого полушария) будут конкурировать, и речевые могут преобладать за счёт более низкой организации зрительно-пространственных функций (3).

Но другие авторы считают, что тот же факт сочетания вербальных и невербальных функций в одном правом полушарии позволяет вербальным и невербальным способностям взаимодействовать, усиливая друг друга, что может определять более высокие творческие способности. И это же подтверждается при сравнении леворуких и праворуких. Значит, можно предсказать, что леворукие и праворукие не должны отличаться по уровню речевого развития, но у леворуких могут быть относительно более низкие показатели зрительно-пространственных функций.

Когда речь идёт о значительном проценте леворуких среди взрослых и детей с нарушениями психического здоровья, стоит учесть постоянно действующий декстра-стресс. Постоянное ощущение себя не таким, другим (даже если и не плохим, не неловким, а просто другим), неудовлетворённость собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно — задача не из лёгких. А если к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чьё-то раздражение…И это изо дня в день, каждый день, это завтра не пройдёт, а значит, есть ограничения в выборе профессии и ещё какие-то проблемы. Это и есть те микрострессы, которых леворукий человек избежать не может.

Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребёнка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации.

Существуют данные о том, что леворукие имеют более низкие, чем у праворуких, показатели развития не всех, а только некоторых психических функций. Леворукие могут продемонстрировать худшие показатели понимания и анализа ситуации, общего развития, информированности, но выраженные математические способности.

Использование левой или правой руки в качестве ведущей — это не прихоть ребенка, не желание его или окружающих. Это, прежде всего отражение психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться через несколько лет.

Учителям и родителям не надо стараться подогнать ребенка под общеизвестные правила. Он может действия той рукой, какой ему удобнее. При этом родителям нужно постараться развивать обе руки ребенка — при рисовании, в игре давать ему карандаши, игрушки в обе руки попеременно. Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте.

В школах педагоги младших классов упрямо переучивают леворуких школьников. Делается это, конечно, из наилучших побуждений, чтобы ребенку не выделяться и не быть мишенью для насмешек. К этому процессу подключаются и родители, иногда используя «дедовские» методы — дома во время подготовки письменных заданий привязывают левую руку ребенка к туловищу. У многих детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражения, несдержанности, кроме того, ухудшается сон, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи ребенок кричит, плачет, зовет маму. В отдельных случаях может даже наблюдаться заикание. В школе такой ребенок отстает от ровесников в исполнении письменных заданий — пишет медленно, с пропусками букв и слогов, некрасивым почерком с наклоном букв влево. Отсутствие успехов ведет к тому, что у леворукого школьника исчезает желание учиться, о письме он вспоминает с отвращением, утром от мысли о необходимости идти в школу у него ухудшается настроение. Большинство переученных детей через полгода — год овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно сглаживается, однако все это не проходит бесследно. В письме переученные леворукие никогда не достигают того совершенства, как при письме левой рукой, делают ошибки. Переученные дети всю жизнь дублируют те автоматизированные программы мозга, которые лежат в основе письма, — сначала эта программа воспроизводится в правом, доминирующем полушарии, впоследствии переносится на левое полушарие, которое координирует движения правой руки, то есть необходимый навык осуществляется неэкономно, с избыточными расходами.

У большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Это целый ряд рефлексов, которые свидетельствуют о состоянии нервной системы новорожденного ребенка. Со временем, когда нервная система совершенствуется и созревает, они исчезают, заменяясь новыми, более совершенными, которые станут необходимыми для игровой и познавательной деятельности. Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих леворуких эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а у праворуких — на левой. Поэтому, тщательное наблюдение врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может дать ответ «леворукий ребенок или нет» уже в возрасте 3-4 месяцев.

Определение ведущей руки ребенка важно для того, чтобы как можно полнее использовать его природные задатки снизить вероятность возникновения трудностей при обучении. Существует достаточно большое количество способов определения предпочтительного выбора правой или левой руки. Можно использовать ряд несложных заданий для определения того, какая рука у ребенка активнее (какой рукой он действует быстрее и точнее).

Каждое из этих заданий в отдельности не даст достоверной информации, но в совокупности они помогут отличить праворукого от леворукого.

Ф.Кречмер (немецкий исследователь): «Необходимо попросить ребенка проделать следующие действия: он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-«молнию», зажигает спички, вынимает пробку из ванной».

Также маленького ребенка можно попросить: отвинтить и завинтить крышки нескольких баночек разной величины, из бусин с помощью иголки собрать браслетик, собрать цепочку из скрепок, построить из кубиков высокую башню, подбросить мяч и поймать его одной рукой, вырезать по контуру фигурку из картинки, завязать бантик, расстегнуть и застегнуть пуговицы, нарисовать человечка, домик, елочку сначала одной, затем другой ручкой, причесать куклу (4).

Согласно статистике на школьный класс приходится один — два леворуких ребенка. И, несмотря на то, что левая рука такого малыша действует ни чуть не хуже, чем правая у его одноклассников, а иногда и лучше, ребенок может испытывать дискомфорт. И дискомфорт этот связан не только с тем, что он чем-то отличается от сверстников, что само по себе весьма болезненно переживается в этом возрасте, но и с тем, что тетрадь у такого школьника будет лежать не как у всех остальных детей, он будет иначе держать ручку. Поэтому у ребенка могут возникнуть дополнительные сложности в обучении письму.

Методика обучения письму, ее организация рассчитана на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это касается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме [9, c.36].

За партой леворукий ребенок должен сидеть всегда справа, чтобы правая рабочая рука соседа не мешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы тетрадь. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо. Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди (13).

Также привычные проблемы леворукого ребенка — стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении «лево», «право», иногда — «выше», «ниже».

Леворукий может прочитать или написать букву или цифру равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном).

Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх).

Когда необходимо рассмотреть достаточно большое поле, то леворуким выхватываются отдельные элементы целостного изображения. При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места.

Нельзя не отметить отчаянных попыток самокоррекции маленького леворукого человека. Он постоянно разворачивает так и этак рисунок-образец для копирования и собственный лист, но в результате деформирует фигуру так, что, в конце концов, и сам не может понять, что же у него получилось!

Огромные трудности стоят перед леворуким ребенком и при определении времени по циферблату. Он не только зеркально воспринимает одну или обе стрелки, но и делает метрические ошибки — определяет время с разницей в 10-15 минут.

Леворукие бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. Учителям к этому следует относиться терпимо. Ведь этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме [12, c.68]. Многие леворукие хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, леворукие с удовольствием учатся, есть, пользуясь вилкой и ножом. Если праворуким детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то леворуким к этому и привыкать не надо. Также леворукие быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Итак, в теоретической части мы рассмотрели понятие «леворукость» и его происхождение, физиологические и психологические особенности леворуких людей. Также нами были рассмотрены особенности организации воспитания и обучения леворуких детей для последующего составления рекомендаций для учителей и родителей.

Глава 2. Исследование психологических особенностей леворуких детей младшего школьного возраста

.1 Методический инструментарий и технология проведения исследования

Аспектами обучения и воспитания леворуких детей в России занимались А.А. Капустин, А.П. Чуприков, А.В. Семенович, И Макарьев, В. Д. Еремеева, Свиридова Е.М. и др.

Об опасности переучивания леворуких говорили такие исследователи как А.П. Чупривов, С.Е. Казакова, В.А. Москвин.

Среди отечественных исследователей занимающихся проблемой детской леворукости можно выделить таких как М.М. Безруких, Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, Н.Н. Малярчук, Н.Е. Овсяная.

Среди зарубежных исследователей, занимавшихся вопросами происхождения леворукости можно выделить С. Джексона, С. Спрингера, Г. Дейча, Н. Гешвина, А. Галабурда, М. Аннет; среди отечественных исследователей можно выделить Л. А. Антроментову, О.В. Филипцеву.

Проблемами анализа школьной неуспеваемости леворуких детей занимались Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, В.А. Москвин, Ю.В. Микаева, Н.К. Корсакова, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман и др.

Цель исследования: показать основные отличия в профессиональной направленности личности у леворуких и праворуких студентов.

В исследованиях принимали участие 5 учеников леворуких и 5 праворуких 1 класса средней общеобразовательной школы №4 города Егорьевска и 5 учеников леворуких и 5 праворуких 1 класса средней общеобразовательной школы посёлка Новый.

. Методика диагностики с помощью психогеометрического теста.

Данная методика разработана С. Диллингером, адаптирована А.А Алексеевой и Л.А. Громовой. Она позволяет:

1.      Мгновенно определить тип личности интересующего человека.

2.      Дать подробную характеристику качеств и особенностей поведения любого человека, на обыденном, понятном каждому, языке.

.        Составить сценарий поведения для каждого типа личности в типичных ситуация.

Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.

Инструкция:

Перед вами пять геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Посмотрите на них очень внимательно. Попробуйте их ощутить, как самое себя. Какая из фигур Вам ближе, роднее? Про какую из фигур можете сказать: «Вот это точно я».

Обработка результатов. Выбранная фигура отражает психологическую направленность, а также его психологические свойства личности.

Квадрат. Выбор этой фигуры показывает такие свойства личности как трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных квадратов. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Если вы выбрали для себя Квадрат — фигуру линейную, то, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г…

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Они — энергичные, сильные личности. Треугольники, как и их родственники — квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность квадратам, ориентированным на детали, треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы.

Прямоугольник. Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

Круг. Тот, кто выбирает круг искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга — люди. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.

Зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то вы истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

.2 Исследования психологических особенностей личности леворуких детей

Нами было опрошено десять леворуких и десять праворуких детей по «Методике диагностики личности с помощью психогеометрического теста» Результаты опроса по данной методике были сведены нами в таблицы. В таблице 1 и рис.1. содержатся данные выборов праворуких детей.

Таблица 1

Результаты исследования праворуких детей с помощью психогеометрического теста

№. п.п. испытуемого

Исп. 1.

 +

Исп. 2.

 +

Исп. 3.

 +

 

Исп. 4.

 +

Исп. 5.

 +

Исп. 6.

Исп. 7.

 +

Исп. 8.

 +

Исп. 9.

 +

Исп. 10.

 +

Исп. 11.

 +

Исп. 12.

 +

Исп.13.

 +

 

Исп. 14.

 +

Исп. 15.

 +

Исп. 16.

 +

Исп. 17.

 +

Исп. 18.

 +

Исп. 19.

 +

Исп. 20.

 +

Рис.1. Результаты исследования праворуких детей

По результатам геометрического теста, сведённым в таблицу 1 и рис.1, мы видим, что большая часть опрошенных выбрали квадрат, что свидетельствует о ведущей роли левого полушария головного мозга.

Испытуемый 1 выбрал квадрат. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г… Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок.

Испытуемый 2 выбрал треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации.

Испытуемый 3 выбрал квадрат. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г… Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок

Испытуемый 4 выбрал квадрат. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г…

Испытуемый 5 выбрал зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Выбор зигзага показывает преобладающую роль правого полушария.

Испытуемый 6 выбрал квадрат. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г…

Испытуемый 7 выбрал треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации.

Испытуемый 8 выбрал треугольник. Треугольники, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации.

Испытуемый 9 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.

Испытуемый 10 выбрал квадрат. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г

Испытуемый 11 выбрал квадрат. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г… Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок.

Испытуемый 12 выбрал треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации.

Испытуемый 13 выбрал квадрат. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г… Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок

Испытуемый 14 выбрал квадрат. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г…

Испытуемый 15 выбрал зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Выбор зигзага показывает преобладающую роль правого полушария.

Испытуемый 16 выбрал квадрат. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г…

Испытуемый 17 выбрал треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации.

Испытуемый 18 выбрал треугольник. Треугольники, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации.

Испытуемый 19 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.

Испытуемый 20 выбрал квадрат. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г

Перечислив выборы праворуких испытуемых, можно сделать вывод о том, что среди выборов праворуких детей 50% испытуемых выбрали квадрат и 30 % треугольник. Таким образом, по результатам данного теста у 80% испытуемых преобладающим является левое полушарие головного мозга.

В таблице 2 и рис.2 сведены выборы леворуких детей.

Таблица 2

Результаты исследования леворуких детей с помощью психогеометрического теста

№. испытуемого

Исп. 1.

 +

Исп. 2.

 +

Исп. 3.

 +

Исп. 4.

 +

Исп. 5.

 +

Исп. 6.

 +

 +

Исп. 8.

 +

Исп. 9.

 +

Исп. 10.

 +

Исп. 11.

 +

Исп. 12.

 +

Исп. 13.

 +

Исп. 14.

 +

Исп. 15.

 +

Исп. 16.

 +

Исп. 17.

 +

Исп. 18.

 +

Исп. 19.

 +

Исп. 20.

 +

Рис.2. Результаты исследования леворуких детей

Испытуемый 1 выбрал зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Выбор зигзага показывает преобладающую роль правого полушария головного мозга.

Испытуемый 2 выбрал зигзаг. Выбор зигзага показывает преобладающую роль правого полушария головного мозга.

Испытуемый 3 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.

Испытуемый 4 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям.

Испытуемый 5 выбрал прямоугольник. Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

Испытуемый 6 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям.

Испытуемый 7 выбрал зигзаг. Выбор зигзага показывает преобладающую роль правого полушария головного мозга.

Испытуемый 8 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям.

Испытуемый 9 выбрал квадрат. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г

Испытуемый 10 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям.

Испытуемый 11 выбрал зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Выбор зигзага показывает преобладающую роль правого полушария головного мозга.

Испытуемый 12 выбрал зигзаг. Выбор зигзага показывает преобладающую роль правого полушария головного мозга.

Испытуемый 13 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.

Испытуемый 14 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям.

Испытуемый 15 выбрал прямоугольник. Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

Испытуемый 16 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям.

Испытуемый 17 выбрал зигзаг. Выбор зигзага показывает преобладающую роль правого полушария головного мозга.

Испытуемый 18 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям.

Испытуемый 19 выбрал квадрат. Выбор квадрата символизирует преобладающую роль левого полушария головного мозга. Обработка данных происходит в последовательном формате: а-б-в-г

Испытуемый 20 выбрал круг. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, относятся к «правополушарным» мыслителям. Сравним показатели праворуких и леворуких детей и отразим на рис. 3.

Рис.3. Результаты исследования праворуких студентов и леворуких детей

Таким образом, из рис. 3 мы видим, что по результатам исследования леворуких детей по методике геометрического теста, можно сделать вывод о практически противоположной картине результатов. Если праворукие выбирали в качестве «своей» фигуры в основном квадрат(50%) и треугольник(30%), по 10% детей выбрали круг и зигзаг, то выбор леворуких детей остался за кругом (50%) и зигзагом(30%), только по 10 % выбор у некоторых детей пал на квадрат и прямоугольник.

Итак, у леворуких это свидетельствует о ведущей роли правого полушария головного мозга.

.3 Рекомендации для учителей и родителей

При воспитании и обучении леворуких детей необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и, в тоже время, испытывая присущие леворуким затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого — развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у леворуких, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся. Данные полученные при исследовании леворуких показывают, что способы и приёмы, с помощью которых дети усваивают знания, различны.

Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья — образные сравнения. При построении плана коррекционной работы представляется необходимым выявлять такие индивидуальные особенности, т.к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.

К сожалению, еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (т.к. даже ножницы ему нужны другие).

Поэтому леворукие дети учатся выполнять все учебные действия так же, как и праворукие. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

1.      Необходимо помочь леворукому ребёнку организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2.      не следует требовать от леворукого письма с правым наклоном, более целесообразным для них будет писать прямо;

.        категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

.        любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

.        желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

.        необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

.        никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Для того чтобы правильно организовать в семье воспитательную работу с ребенком, проявляющим склонность к леворукости, необходимо, прежде всего, знать, как развивается вообще у детей раннего возраста их предметно-игровая деятельность. Этапы ее развития одинаковы для всех детей.

Исследования развития предметно-игровой деятельности детей первого, второго и третьего года жизни показали, что правильная организация этой деятельности способствует своевременному формированию ручной умелости, развитию мышления ребенка, его ориентировок в свойствах предметов, с которыми он действует.

Условно весь период развития предметно-игровой деятельности в раннем детстве можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает почти весь первый год жизни. Это этап ознакомительной игры с предметами и игрушками. Общаясь с ребенком, родители обращают его внимание на различные игрушки, дают их ребенку в руки. Улыбкой, ласковым словом и своими действиями с той или иной игрушкой взрослый формирует у маленьких интерес к игрушке, желание смотреть на нее, тянуться к ней, брать в руки и действовать. На этом этапе действия ребенка носят характер сначала простых, а затем все более сложных манипуляций с предметом. Ребенок манипулирует с игрушкой, рассматривает ее, постепенно знакомится с ее свойствами. На первом году жизни (особенно до 9-10 мес.) он действует примерно одинаково со всеми игрушками: смотрит, хватает, держит, приближает ко рту, рассматривает, помахивает игрушкой, стучит ею, бросает. Однако если внимательно понаблюдать за предметно-игровой деятельностью ребенка на протяжении нескольких месяцев, то можно заметить, что действия его с предметами меняются. Ребенок все чаще и чаще начинает действовать ими более правильно. Погремушку малыш держит обязательно теперь за ручку; толкает шарик, наблюдая, как он катится; куклу не бросает, а прижимает к себе. Все эти изменения свидетельствуют о том, что ребенок поднимается в своем развитии на ступеньку выше, наступает этап игры, для которой характерна специфичность предметных действий. Действия с предметом уж не сводятся к простым манипуляциям, они как бы отражают свойства предмета и в какой-то степени уже начинают соответствовать назначению предмета. Ребенок к концу первого года жизни отображает в своей игре способы действия с предметами, принятые в человеческом обществе.

А если ложку ребенок держит во время еды в левой руке? Мать вкладывает ему ложку в правую руку, а он старается переложить ее опять в левую… Мама сердится, ребенок плачет… А виноват ли он? Мама может исправить положение только путем кропотливых, повседневных стараний, без раздражения и акцентировки внимания ребенка на этом его «недостатке».

Родители должны быть очень внимательны, чтобы вовремя помочь ребенку более активно действовать правой рукой. Для этого нужно стараться давать игрушку чаще в правую руку, класть ее так, чтобы удобнее было к ней тянуться и брать ее правой, а не левой рукой.

Для профилактики неврожденной леворукости необходимо, прежде всего, правильное воспитание. Необходимо, чтобы у ребенка своевременно формировалась игровая деятельность. При манипулировании предметами особенно важно следить, чтобы ребенок действовал чаще правой рукой: давать игрушку в правую руку ребенка, класть ее справа от ребенка.

Особенно важно, чтобы воспитательная работа с леворуким ребёнком была бы не только тактичной и постоянной, но и интересной для него. Лучше всего использовать в целях тренировки правой руки ребенка совместную игру с ним. Нужно, чтобы ребенок чувствовал спокойное, доброжелательное внимание взрослого к себе.

Нельзя ребенка со склонностью к леворукости оставлять всегда одного с игрушкой. Нужно находить время для совместных игр с ребенком, показывать ему, как играть с игрушкой, побуждать, чтобы он активно действовал в игре правой рукой, но ни в коем случае не запрещать ему действовать левой. Не правы те родители, которые запрещают ребенку действовать левой рукой, этим самым лишая его возможности играть с интересом, что имеет большое значение для общего развития ребенка. Заставляя ребенка, несмотря на его протесты, действовать только правой рукой, родители невольно тормозят формирование активности, самостоятельности. Нужно позволять ребенку пользоваться левой рукой, одновременно тренируя правую руку, показывая ему, что и правой рукой действовать нетрудно. Главное, помнить, что во всех случаях леворукости необходимо, не ограничивая активности левой руки, помогать ребенку, учиться действовать и правой.

Чувство радости, возникающее во время совместной игры с взрослыми, помогает развитию у ребенка самостоятельности, желания самому делать так же, как взрослые, т. е. действовать не только левой, но и правой рукой.

Не надо привлекать внимания ребенка к тому, что он делает «не так», как все. Помощь взрослых должна быть ненавязчивой, естественной, она должна пробуждать у ребенка веру в свои возможности, уверенность в своей умелости. Нужно похвалить его даже за небольшие достижения, порадоваться вместе с ним — это способствует развитию волевых качеств, так как вызывает у ребенка стремление сделать лучше, чтобы заслужить похвалу. Но необходимо указывать ребенку и на его неправильные действия в твердой, но благожелательной форме, не унижающей его самолюбия. Надо добиваться, чтобы он охотно исправлял ошибки, чтобы у него формировались правильные приемы действия с игрушками и бытовыми предметами.

Своевременная тренировка правой руки без снижения активности левой подготовит ребенка к овладению в школе умением писать правой рукой. Хорошее, радостное настроение, полезные игры и занятия, выполнение разнообразных домашних поручений — все это будет способствовать правильному, всестороннему развитию вашего ребенка. Умелость обеих рук — вот что необходимо развивать у ребенка со склонностью к леворукости. И ему очень нужно родительское внимание, ласковое и постоянное.

Заключение

При выполнении работы, мы старались выделить самое главное и существенное.

В том числе, обучая и воспитывая леворукого нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

Специфика познавательной деятельности леворуких должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем — справиться с трудностями обучения.

В результате мы пришли к выводу, что воспитание и обучение левшей, очевидно, должно быть направлено не столько на приспособление к правому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому представляются целесообразными модификация существующей для правшей, а так же разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой.

Левшам всю жизнь приходится приспосабливаться к миру, построенному правшами. Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к особенностям леворукости сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития, но в результате последних исследований, в том числе нашего исследования мы должны признать, что это не так.

И если подходить к леворукому ребёнку с учетом его индивидуально-психологических, физиологических и индивидуально-типологических особенностей то можно вырастить нормальную всесторонне развитую личность, ни чем не отличающуюся от своих праворуких сверстников, а в чём-то даже превосходящих их.

У леворуких детей возникает очень много проблем в «праворуком мире». Поэтому психологи разрабатывают специальные рекомендации для учителей и родителей о том, как воспитывать и обучать леворуких детей.

Список литературы

1.   Айрапепетянц В. А. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003. -№3. -34с.

2.      Баркан А. Карандаш в левой руке. Будь здоров.- М.: Просвещение, 2006. -112с.

.        Безруких В. А. Проблемные дети.- М., 2000. -98-101с.

.        Безруких М. М. Информационное письмо по обучению письму леворуких детей// Вестник образования.-2003.-№11. -с. 323-325

.        Ефремова Н. Записки левой рукой//Народное образование.-2002. -№9. -с. 225-230

.        Иншакова О. Б. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№1. -с. 145-150

.        Майская А. Ребёнок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. — СПб.: Питер, 2006. — 90с.

.        Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики.

.        Соболева А. Левши — особенные дети…//Начальная школа.-2007. -№1. -с. 32-37

.        Хорсанд Д. В. Если ребёнок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова,2006. -472с.

.        Юдин Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми// Воспитание школьников.-2003.-№2. -с. 134-136

.        Шорох-Троцкая М. Н. Не переучивайте левшу!//Наука и жизнь.-2002.-№8. -с. 65-72

.        Шумкина М. А. Личностно-ориентированный подход в обучении леворуких детей младшего школьного возраста//Начальная школа. -2006.-№2. — с. 11-15.