Изучение возрастных и индивидуальных
особенностей младших школьников
Цель работы: актуализация в сознании студентов образа современного ребёнка (ученика);
-осознание необходимости поиска новых форм и методов работы с учётом особенностей развития социализации детей в современных условиях;
-выявление и понимание проблем, с которыми может столкнуться учитель, взаимодействуя с детьми.
Задачи: актуализировать образ современного ученика;
— выявить особенности представления об идеальном и реальном ученике;
-выявить особенности представления о современном ученике с различных социальных пособий.
Задание 1. Изучив психолого-педагогическую литературу и посетив уроки в своем классе, заполни таблицу:
Психолого-педагогические особенности возраста |
Примеры практического наблюдения |
Задание 2. В ходе посещения уроков проведите педагогическое наблюдение за учащимися. Заполни таблицы:
|
Наиболее дисциплин. |
Недисципли-нированные |
Наиболее эрудиров. |
Самостоят. ответств. |
Лидер класса |
1 урок |
|
|
|
|
|
2 урок |
|
|
|
|
|
3 урок |
|
|
|
|
|
4 урок |
|
|
|
|
|
5 урок |
|
|
|
|
|
Перемены |
|
|
|
|
|
Мнение классного руководителя |
|
|
|
|
|
Наиболее отличившиеся |
|
|
|
|
|
Отличившиеся подопечные |
Адекватное поведение в ситуациях |
Неадекватное поведение в ситуациях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Прокомментируйте поведение учащихся за которыми проводилось наблюдение. Постарайтесь найти мотивы их поведения и предложите возможные варианты воздействия на них, если это необходимо_________________________________________________________________
Задание 4. В процессе наблюдения за детьми на уроках проанализируйте:
- уровень дисциплины и работоспособности_________________________
- заинтересованность в учёбе_____________________________________
- наиболее эрудированные________________________________________
- самые ответственные___________________________________________
- лидеры класса_________________________________________________
Задание 5. Проанализировав психолого-педагогические особенности младшего школьника составьте собирательный образ ученика с позиции учителя.
Отношение к учителю:_______________________________________________
Отношение к товарищам:____________________________________________ Способы самовыражения школьников данного возраста___________________________________________________________
Какова должна быть позиция учителя в общении с детьми данного возраста? Твое мнение________________________________________________________ Дай характеристику индивидуальных особенностей одного из учащихся:
Кто:__________________________________________________________
Отношение к различным видам учебной деятельности и людям, его (ее) окружающим:______________________________________________________ Отношение к учебе (не забудь об уровне самостоятельности, дисциплине, ответственности учащегося):__________________________________________
Познавательная деятельность учащегося:_______________________________
Задание 6. Проведите анкетный опрос 20 детей младшего школьного возраста. Анкетирование может проводиться в индивидуальном порядке (знакомые, родственники, и т.п.) или коллективно (в классе).
Цель анкетирования: выявить отношение детей к школе, учителю, их интересы, увлечения, стремления (задание рассчитано на 2 недели – с 6 по 19 марта 2012 г.).
В качестве примерных вопросов можно предложить следующие:
- Нравится ли тебе учиться в школе?
- Что тебе нравится в школе?
- Что тебе не нравиться в школе?
- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Какие книги ты любишь читать?
- Каким ты хотел бы видеть своего учителя?
- Кем ты хочешь стать в будущем?
- Что ты для этого делаешь?
Ответы детей обрабатываются качественно, анализируются, на основе чего составляется образ ученика.
Рекомендуемая литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
- Бабайцева В.Ю. Личностно ориентированный тренинг в процессе водготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми: Учеб. Пособие по технологии воспитательной работы для студ.-педагогов и учителей. – М., 1997.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.,1995.
- Бордовская Н.В., Розум С.И. психология и педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2011.
- Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М., 1995.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.,1989.
- Звонова Е.В., Звонов И.Н. Методология и методы педагогического исследования. Учебное пособие. — Коломна: К Г П И , 2004.
- Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль, 1992.
- Кравченко А.И. Общая психология. Учебное пособие.-Любое издание.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1992.
- Львова Ю.Л. Педагогические этюды. – М., 1990.
- Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер,2011.
- Немов Р.С.Психология. В 3-х книгах.- Любое издание.
- Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2009.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
- Прейер В. Душа ребёнка. – СПб., 1912.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946; СПб.,1998.
- Сластёнин В.А., Ичаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика.- М.: Академия, 2009.
- Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 2009.