Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе

Курсовая работа

по экспериментальной психологии

тема: Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе

Введение

Дошкольный возраст — период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: «… какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем… В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути».

Однако чтобы юный художник достиг успеха в будущей жизни, в первую очередь, в школе, необходимы комплексные меры по формированию у него готовности к школьному обучению. Тема нашей работы сформулирована как: «Занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте как фактор повышения психологической готовности ребенка к школе».

Целью работы является рассмотрение и анализ роли занятий изобразительным искусством как в процессе формирования готовности к обучению в школе.

Объектом теоретического и практического исследования являются дети в возрасте от 3х до 7 лет.

Предметом исследования является влияние занятий изобразительным искусством с детьми дошкольного возраста на их готовность к обучению в школе.

Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть и проанализировать психологические особенности детей дошкольного возраста;

— выявить основные психологические критерии готовности детей к школе;

— выяснить, как занятия изобразительным искусством влияют на развитие основных показателей готовности к школе;

7 стр., 3458 слов

Роль здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки к школе ...

... школе детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: целенаправленное применение здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет значительно повысить уровень готовности детей к школе ... К первым относятся предметы быта, произведения искусства, ремесла и т.п., ко вторым – язык, ... сад-школа»; приглашением в дошкольные учреждения учителей начальных классов для проведения специальных занятий по ...

Основная гипотеза данной работы: «Занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе».

В качестве теоретической основы были использованы труды отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.), методические разработки для занятий изобразительным искусством в детских садах, экспериментальная деятельность.

Глава 1. Теоретическое обоснование использования занятий изобразительным искусством в дошкольном возрасте для повышения психологической готовности ребенка к школе

1.1 Психологические особенности дошкольного возраста

Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.

Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения — так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.).

Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции. Детская практическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. СПб: Питер, 2000.

5 стр., 2077 слов

Психология и педагогика Занятие № 1

... педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010. Занятие № 2. Тема: Психология познавательных процессов: Чувственные формы психического отражения. Вопросы для обсуждения: Ощущения – первичная ... педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010. Занятие № 3. Тема: Психология познавательных процессов: Рациональные формы психического отражения. Вопросы для обсуждения: Определение и ...

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Детская практическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. СПб: Питер, 2000.

Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту — сквознячок; У лысого голова — босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук — червяк; мазелин — вазелин; мокрес — компрес).

Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... обобщен и систематизирован материал по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что подобранные методики ... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме ...

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

 Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. готовность школа изобразительный искусство

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., 1999.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию ... не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с ...

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

1.2 Критерии психологической готовности ребенка к школе

Что же все-таки является критерием психологической готовности детей к школе? Как может быть решен вопрос о показателях общего психического развития? Советский психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что общее психическое развитие связано с изменением межфункциональных отношений, а не отдельных психических функций. Хорошая память, быстрый ум, яркое воображение вполне могут быть обусловлены индивидуальными особенностями ребенка. Но сами по себе они ничего не говорят о том, на какой возрастной ступени психического развития находится ребенок. Выгодский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.

Психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе //Вопросы психологии.-1983.

 Интеллектуальная готовность включает в себя: — ориентировка в окружающем; — запас знаний; — развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); — развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.); — развитие произвольного внимания.

Мотивационная готовность к школе включает в себя: внутреннюю мотивацию (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе //Вопросы психологии.-1983.

Становится понятным, почему школьное обучение начиналось с семи лет. Это возраст глубоких личностных перестроек и возникновения важнейших психологических новообразований. Это возраст, в котором создаются необходимые психологические предпосылки и условия для перехода к новой ведущей деятельности целенаправленному учению. Это возраст, в котором ребенок расстается с дошкольным детством.

Л. С. Выготский указывал, что в этом возрасте происходит смена самого типа обучения детей. Он считал, что с семи лет ребенок становится способным учиться по программе обучающих его взрослых, тогда как в более ранних возрастах он учится по своей программе, точнее, способен усваивать программу взрослых в той мере, в какой она является его собственной.

Эти представления Л. С. Выготского совпадают с выводами современной детской психологии о невозможности полноценной учебной деятельности у дошкольников. Учебная деятельность, прямо и непосредственно направленная на усвоение знаний, складывается младшем школьном возрасте, а у дошкольников могут быть только ее предпосылки или отдельные компоненты. Усвоение же знаний в дошкольном возрасте происходит как побочный продукт в других видах деятельности детей — в игре, общении и т. д. Проблема психологической готовности детей к школе является комплексной. Чтобы удовлетворять требованиям современной школы, нужны и знания, и умения, и желание учиться, и многое другое, целый набор психологических свойств и качеств.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) также оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют ... деятельность, применять для решения новых задач. Обеспечение условий для полноценного развития творчества у детей подготовительной к школе группы На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей ...

1.3 Занятия изобразительным искусством как средство повышения готовности к школе

Как было отмечено в предыдущем параграфе, дошкольники психологически не готовы к школьной модели обучения, поэтому необходимо использование особых методов работы с детьми этого возраста, способствующих формированию у них готовности к обучению к школе. Эти методы должны быть адаптированы к данному возрасту и соответствовать уровню психологического развития.

Богатые возможности для развития творческих способностей дошкольников заключены в изобразительной деятельности. Занятия рисованием активизируют мысль ребенка, дают ему возможность выразить свое отношение к окружающему языком художественных образов, создают эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973.

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Уже начиная с первой младшей группы, на рисование и лепку отводится два занятия в неделю. Постепенно количество их увеличивается, и в старших группах занятия по рисованию, лепке, аппликации проводятся четыре раза в неделю.

Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же изобразительная деятельность — необходимое условие нормального физического и психического развития. Научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные.

Рисуя или создавая что-то из пластического материала, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое.

Наконец, в рисунке или пластическом материале малыш может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ребенка.

На выразительность образа в рисунке старшего дошкольника влияет целый ряд факторов. Прежде всего, это знания о предметах и явлениях окружающей действительности, общая изобразительная подготовка, индивидуальные особенности. Большое влияние оказывают произведения искусства — живопись, книжная графика, декоративно — прикладное искусство. Что же приобретают дети старшего дошкольного возраста от общения с изобразительным искусством, как меняет оно их личность? Прежде всего, это радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство дарит радость общения, учит сопереживать. Через зримые красочные образы изобразительное искусство помогает ребенку познать истину, добро красоту. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты, оставляют неизгладимый след в душе ребенка — дошкольника. С годами, при благоприятном влиянии, это первое, не всегда вполне осознанное тяготение к прекрасному перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить искусство. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что — то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельности дошкольников. М, 1999.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы).

А, как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.

При организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с изобразительным искусством необходимо уделять внимание интеграции разных видов искусства и художественно — творческих деятельностей. Интеграция разных видов искусства поможет детям познать окружающий мир с разных сторон на основе восприятия, средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно — речевой, театрально — игровой).

Интегрированные занятия помогут создать у ребят эмоциональный настрой, вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства, желание самостоятельно передать образ в изобразительной деятельности. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа. М., 2000.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование как продуктивные деятельности имеют неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Но этим не ограничивается значение изобразительной деятельности и конструирования для подготовки к школе. На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации и конструирования, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе. Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу. Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребенок должен применить определенные действия, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми владеет малыш, ему нужно выбрать такие, которые позволят создать изображение. Например, чтобы нарисовать какую-то игрушку, дети должны произвести действия восприятия, затем действия анализа, вычленения формы, строения предмета, величины его частей, после этого применить те изобразительные движения, с помощью которых можно нарисовать игрушку. Умение проанализировать задачу и выбрать нужные для ее решения способы действия — важный компонент учебной деятельности. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990.

Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять с имеющимися представлениями о том, какие действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их. Контроль за соблюдением правильных способов действия — важный элемент учебной деятельности. Сформировать его можно постепенно, вначале показывая детям, как осуществить действия контроля, а затем обращая их внимание на необходимость контролировать процесс изображения. Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи.

Формирование названных компонентов учебной деятельности при обучении рисованию, лепке, конструированию имеет большое значение для подготовки детей к школе. Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения произвольно регулировать свое поведение, управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, умения отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставить себя выполнять ту деятельность, которая необходима (заниматься, готовить домашние задания).

Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях изобразительной деятельностью. Рисование в детском саду позволяет осуществить и специальную подготовку детей к школе, к урокам изобразительного искусства: программа школы включает все те виды рисования, которые проводятся в детском саду. А на уроках труда дети лепят, конструируют, делают аппликации. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе. Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

Таким образом, занятия изобразительным искусством способствуют развитию таких навыков как сложные движения кистей и пальцев; абстрактного мышления и видения мира, развитие воображения и уверенности в себе; также занятия изобразительным искусством в дошкольном возрасте способны повысить и расширить интерес ребенка к окружающему его миру.

Глава 2. Методологическое обеспечение исследования

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема влияния занятий физической культурой на психологическую готовность к школьному обучению в настоящее время является крайне актуальной.

Исследование проводилось в прогимназии №131 Железнодорожного района г. Красноярска. В исследовании принимали дети подготовительной, старшей и средней группы. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Контрольная группа — дети незанимающиеся изобразительным искусством. Экспериментальная группа — дети, занимающиеся изобразительным искусством как в прогимназии, так и дома и в кружках.

Для реализации цели нашего исследования — выявить влияния занятий изобразительным искусством на психологическую готовность к школьному обучению, мы использовали следующие методики:

1) Методика 1. Изучение общей способности к обучению.

2) Методика 2. Изучение эмоционального отношения к школе

3) Методика 3. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант»)

Методика 1. Изучение общей способности к обучению

Подготовка исследования. На лист бумаги форматом 30-21 см наклеить елку из 3 равнобедренных треугольников зеленого цвета разной величины (разница между стороной каждого последующего треугольника — 2 см) и прямоугольника-ствола коричневого цвета. Геометрические фигуры наклеены по правилам, о которых ребенку не говорят, — по убывающей величине; каждой отведено строго определенное место, ствол-прямоугольник служит основанием. Двойной тетрадный лист в клеточку разрисовать цветными флажкам и (чередуются красный и зеленый цвета) таким образом древко флажка коричневого цвета занимает 3 клеточки, на стояние между двумя соседними флажками составляет 2 клеточки, расстояние между строчками — 2 клеточки. Подготовить листы бумаги, нелинованные и в клетку, цветные карандаши, 2 набора фигур из которых составлена елка.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 6—7 лет. Ребенку предлагают выполнить 2 задания:

1. Рассмотреть внимательно, как составлена елка, и co- ставить точно такую на своем листе бумаги. Причем для выполнения задания ребенку дают сразу 2 набора геометрических фигур. По окончании работы ребенок должен ответить на вопросы: «Нравится или не нравится тебе твоя работа? Почему? У тебя получилась точно такая же елочка? Почему ты так считаешь? Расскажи, как делается такая елочка. Какие соблюдаются при этом правила?»

2. Внимательно рассмотреть цветные флажки и нарисовать на своем листочке точно такие же. Ребенок выполняет задание в течение 15 мин. После окончания работы ему предлагают ответить на вопросы: «Тебе нравится твоя работа? Почему нравится (не нравится)? У тебя все получилось так, как здесь нарисовано? Почему ты так считаешь? Расскажи, как надо рисовать, чтобы получилось точно так, как здесь». В протоколе фиксируют особенности ориентировки на задание, включения в работу, отношения к деятельности, последовательность и характер всех действий до конца работы (ориентировочных, «рабочих», контролирующих), качество результата, собственная оценка ребенка (соотношение достигнутого результата с образцом) и способ самоконтроля. Показателем принятии зaдания являются производимые практические действия, словесный отчет в ходе беседы после выполнения задания.

Обработка данных. На основании анализа протоколов определяют уровень общей способности дошкольника к учению.

I уровень. Предложенное задание встречается с выраженным интересом, который сохраняется на протяжении этого занятия, ребенок проявляет заинтересованность в правильном выполнении, испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выполненной работы, обнаруживает желание продолжать работу. Понимаются общая цель и содержание задания, относящегося как к результату, так и к способам его получения. Задания правильно характеризуются в речи на их основе составляется адекватная программа деятельности, о чем свидетельствуют как самостоятельный словесный отчет, так и практические действия. Полностью принимается задание и сохраняется до конца занятия; работа в основном выполняется точно, если и допускаются отдельные ошибки, то при проверке замечаются и самостоятельно устраняются; результаты работы соответствуют заданному образцу; адекватно оценивается результат в сравнении с образцом, причем делается это в развернутой речевой форме и совершенно самостоятельно.

II уровень. Задание ребенка заинтересовывает. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца занятия, стремление продолжать деятельность по своей инициативе за пределами отведенного времени не наблюдается. Общая цель и содержание занятий в целом понимаются правильно, хотя и не всегда достаточно точно в той его части, которая касается способа деятельности. В основном составляется адекватная программа деятельности, но не в момент инструктирования, а в процессе практических действий. Окончательная характеристика задания осуществляется с помощью взрослого. Уровень выполнения учебных действий в целом хороший, но не хватает аккуратности, усердия, настойчивости в получении высокого качества. Отбор учебных действий обосновывается словесно, в основном правильно, однако недостаточно самостоятельно. Задание принимается полностью и выполняется полностью до конца занятия, тем не менее по ходу работы допускаются ошибки, они замечаются, но самостоятельно не устраняются; результат работы в целом соответствует образцу, оценивается положительно, но только с помощью наводящих вопросов взрослого.

III уровень. У ребенка есть заинтересованность общей ситуацией, но не содержанием занятия. Процесс работы увлекает. Испытываются значительные затруднения в словесном определении правил задания. В момент инструктирования самостоятельно объясняется лишь общая цель деятельности. Созданная программа деятельности в ходе практических действий адекватна общей цели задания и лишь частично заданным способам. Уровень сформированности учебных действий низок. В развернутой речевой форме отсутствует их обоснование. Все этапы деятельности характеризуются низким уровнем самоконтроля, принимается лишь часть инструкций, в результате чего допускаются многочисленные ошибки, которые не замечаются и не исправляются. Результаты труда оцениваются чаще всего положительно, без мотивировки в развернутой речевой форме; ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не соотносится полученный результат с заданным образцом.

IV уровень. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность общей ситуацией занятия. Поставленная цель определенным образом организовывает — есть готовность рисовать, раскладывать фигурки и т.д. Содержание задания, относящегося к способам деятельности, не воспринимается вовсе, программируется лишь общая целевая установка и только в практическом плане. Уровень сформированности учебных действий крайне низок. Полученный результат не соответствует заданному образцу, но оценка труда всегда положительная.

V уровень. Основная характеристика — безразличие ребенка не только к содержанию задания, но и к процессу работы. Предъявляемое заданиеe не понимается, улавливается требуемая форма активности — рисовать, раскладывать фигурки и т.д. Оценка результата положительная, но без мотивации. Результат и заданный образец не имеют ни малейшего сходства, но исполнители этого понять не в состоянии.

Методика 2. Изучение эмоционального отношения к школе

Подготовка исследования. Подготовить 22 карточки с прилагательными-антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий)’, 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6—7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».

Таблица 1

Возраст детей

Характеристика

Дошкольник

Школьник

+

отказ

+

отказ

Детский сад (6 лет)

1-й класс (6 лет)

1-й класс (7 лет)

Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек;

Обработка данных. Подсчитывают общее число положительных (+) и отрицательных(-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл. 4).

Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей переходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.

Методика 3. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант»)

II вариант. Подготовить тетрадные листы в клетку, материал к заданию узоры».

Узор № I. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна летка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна вверх. Одна направо. Одна вниз… и т.д.

Узор № 2. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вниз. Одна направо. Две клетки вниз. Две нaправо. Две вверх. Одна направо. Одна вверх Две направо. Одна вниз. Одна направо. Две вниз и т.д.

Узор № 3. Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна налево. Одна вниз. Две направо. Две вверх.. Одна вниз. Одна налево. Одна вниз. Две клетки направо…И т.д.

Узор№4 Две клетки вверх.. Одна клетка налево. Две вверх. Одна направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Две вниз. Одна направо. Одна вверх. Две направо. Одна вверх. Одна налево. Две вверх. Одна направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Две вниз… и т.д. Подготовить для детей, участвующих в эксперименте, такие же тетради в клетку, как и в I варианте.

Проведение исследования. Эксперимент проводится одновременно с группой, состоящей из 6—10 детей. Ребят сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверяющему хорошо была видна работа каждого ребенка.

Перед началом эксперимента детям дают хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. Для объяснения предлагаемой работы экспериментатор использует такую же тетрадь. Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не подглядывая, а в случае затруднении или непонимания задачи обращаться к взрослому.

I вариант. Детям дают инструкцию: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия нашего узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной, в узоре не получится промежутков. Посмотрите на первый листочек, как можно соединить треугольники и квадраты» (внимание детей обращается на образец, дается его анализ).

Затем экспериментатор говорит: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску, соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

Экспериментатор следит, как каждый ребенок выполняет задание, и при необходимости исправляет ошибки и объясняет ему, в чем он ошибся. В процессе обучения дети делают 4 соединения.

Первая серия. Экспериментатор говорит: «Теперь мы будем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок и линия узора всегда должна идти вперед и быть непрерывной, т.е. начинать каждое новое соединение с той фигуры, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как это может запутать детей.

После того как дети закончили работу, следует вторая серия, затем третья. Серии отличаются только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же. Никакой помощи во время выполнения задания экспериментатор не оказывает. После окончания работы всеми детьми тетради забирают.

Во II варианте «Узоры» эксперимент проводится аналогично варианту. Ребенку предлагают научиться рисовать красивые узоры на тетрадном листе в клетку. Сначала он выполняет тренировочный узор с помощью взрослого, который показывает, откуда начинать рисовать — в левом верхнем углу листа, немного отступая от краев.

Обработка данных. Подсчитывают ошибки, допущенные детьми. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту (ключу).

Для выявления ошибок протокол сверяется с ключом. Неправильными считаются линии соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), «разрывы» (и пропуски «зон» соединения) между соединениями. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются. При сверки работы с ключом следует иметь в виду возможность ошибок в начале выполнения заданий, возврат к правильному его выполнению, который, однако, бывает трудно обнаружить из-за первоначальной ошибки. Сомнения в таких случаях разрешают в пользу ребенка.

Тщательно анализируют каждое соединение, устанавливая соответствие тому или иному элементу диктанта (или отсутствие такого соответствия).

Во II варианте самый высокий уровень — безошибочное воспроизведение урока — уценивается в 4 балла. Если имеются 1—2 ошибки, ставится 3 балла, за большее число ошибок — 2 балла. Если ошибок становится больше чем правильно воспроизведенных участков узора, то ставится 1 балл. Если правильных участков нет вовсе, то ставится 0 баллов.

2.2 Анализ результатов исследования

Проведя анализ готовности к школе детей контрольной и экспериментальной группы мы получили следующие данные: в экспериментальной группе 10 детей продемонстрировали 1 уровень готовности к обучению в школе, 7 человек — 2 уровень, и по 1 человеку 3,4 и 5 уровни. В контрольной группе 5 детей продемонстрировали 1 уровень готовности к школьному обучению, 5 детей — 2 уровень, 4 детей — 3 уровень и по 3 детей — 4 и 5 уровень.

Таблица 2. Определения уровня готовности к школе

Уровень

Группа

экспериментальная

контрольная

1

10

5

2

7

5

3

1

4

4

1

3

5

1

3

Представит полученные данные в виде диаграммы в процентном соотношении:

Рисунок 1. Уровни готовности к школе детей контрольной и экспериментальной группы

Как видно из рисунка, в экспериментальной группе 50% детей имеют 1 уровень готовности к школе, 35% детей — 2 уровень, по 5% детей 3,4 и 5 уровень готовности к школе. В контрольной группе по 25 % детей имеют 1 и 2 уровень готовности к школе, 20% детей — 3 уровень и по 15 % детей — 1 и 2 уровень готовности к школе.

Из этих данных видно, что в экспериментальной группе 85% детей имеют хорошую готовность к обучению в школе, а в контрольной группе только 50% детей.

Итак, наша гипотеза о том, что занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе, получила подтверждение.

На данном этапе нашего исследования мы выявляли уровень готовности детей, занимающихся изобразительным искусством и не занимающихся изобразительным искусством, к школьному обучению.

Эксперимент проводился в 2008 году в прогимназии №131 Железнодорожного района г. Красноярска. В исследовании принимали дети подготовительной, старшей и средней группы. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Контрольная группа — дети незанимающиеся изобразительным искусством. Экспериментальная группа — дети, занимающиеся изобразительным искусством как в прогимназии, так и дома и в кружках.

Все данные, полученные в результате эксперимента обработаны, проанализированы.

В ходе изучении выявлены следующие данные:

В экспериментальной группе 50% детей имеют 1 уровень готовности к школе, 35% детей — 2 уровень, по 5% детей 3,4 и 5 уровень готовности к школе. В контрольной группе по 25 % детей имеют 1 и 2 уровень готовности к школе, 20% детей — 3 уровень и по 15 % детей — 1 и 2 уровень готовности к школе.

Из этих данных видно, что в экспериментальной группе 85% детей имеют хорошую готовность к обучению в школе, а в контрольной группе только 50% детей.

Итак, наша гипотеза о том, что занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе, получила подтверждение.

Заключение

Проанализировав психологическую, социологическую и педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема влияния занятий изобразительным искусством на готовность к школьному обучению изучена недостаточно.

Для решения данной проблемы требуются обширные исследования. Мы проводили педагогический эксперимент. Полученные данные подтвердили актуальность проблемы влияния занятий изобразительным искусством на готовность к школьному обучению, что обуславливает необходимость работы в данном направлении.

В ходе достижения цели были реализованы следующие задачи:

1. Проанализирована психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования.

2. Определены и сформулированы основные понятия проблемы.

3. Подобраны и использованы на констатирующем этапе методики, позволяющие выявить уровень готовности к школьному обучению.

4. Проведен констатирующий эксперимент с помощью подобранных методик.

5. Обработаны и проанализированы полученные в ходе исследования результаты.

Эксперимент проводился в 2008 году в прогимназии №131 Железнодорожного района г. Красноярска. В исследовании принимали дети подготовительной, старшей и средней группы. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Контрольная группа — дети незанимающиеся изобразительным искусством. Экспериментальная группа — дети, занимающиеся изобразительным искусством как в прогимназии, так и дома и в кружках.

Для реализации цели нашего исследования — выявить влияния занятий изобразительным искусством на психологическую готовность к школьному обучению, мы использовали следующие методики:

4) Методика 1. Изучение общей способности к обучению.

5) Методика 2. Изучение эмоционального отношения к школе

6) Методика 3. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант»)

Данные, полученные в результате проведения исследования, проанализированы и внесены в таблицы сводных данных изучения по названным методикам.

Все данные, полученные в результате эксперимента обработаны, проанализированы.

В ходе изучении выявлены следующие данные:

В экспериментальной группе 50% детей имеют 1 уровень готовности к школе, 35% детей — 2 уровень, по 5% детей 3,4 и 5 уровень готовности к школе. В контрольной группе по 25 % детей имеют 1 и 2 уровень готовности к школе, 20% детей — 3 уровень и по 15 % детей — 1 и 2 уровень готовности к школе.

Из этих данных видно, что в экспериментальной группе 85% детей имеют хорошую готовность к обучению в школе, а в контрольной группе только 50% детей.

Итак, наша гипотеза о том, что занятия изобразительным искусством являются средством повышения готовности к обучению в школе, получила подтверждение.

Список литературы

1. Басина Н.Э, Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.

2. Возрастная психология. Хрестоматия. М., 2001.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., 1999.

4. Выгодский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997.

5. Галанов А.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: Владос, 2000.

6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельности дошкольников. М, 1999.

7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Педагогика, 2000.

8. Детская практическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. СПб: Питер, 2000.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990.

11. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973.

12. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

13. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. М.: Педагогика, 1990.

14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

15. Психология. Словарь. / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. 1990.

16. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986.

17. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе //Вопросы психологии.-1983.

18. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа. М., 2000.

Размещено на