Содержание
Введение 3
1 Понятие нравственности в отечественной и зарубежной психологии 5
2 Структура нравственного сознания личности 10
3 Влияние нравственного развития личности на ситуацию морального выбора 14
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 30
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном обществе, нахо-дящемся в условиях кардинальных политических, экономических и социальных перемены. Устоявшая система нравственных ценностей и идеалов оказалась отвергнутой, а какая-либо альтернатива ей не была выдвинута. В результате этого возникло своеобразное состояние утраты обществом ценностно-нравственных ориентиров, характеризуемое Э. Дюркгеймом как состояние аномии. Между тем именно нравственность является важным способом социальной регуляции, выступает как общественная форма отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них предметно обусловленное содержание.
Разработанность проблемы. В западной психологии наиболее значимыми в области исследования нравственного развития являются работы, выполненные в рамках когнитивной психологии: традиционный когнитивный подход и идеи Ж. Пиаже о тесной взаимосвязи умственного и нравственного развития, когнитивно-эволюционный подход Л. Кольберга, нормативный когнитивный подход К. Гиллиган, интегративная теория морального развития Э. Хиггинс, периодизация нравственного развития Н. Айзенберг, работы М. Блэтта, Дж. Реста, Д. Кребса, Э. Туриэля, К. Хелкама и пр.
В отечественной психологии условия, факторы, закономерности нравственного развития личности были исследованы в работах Л.С. Выготского, В.М. Мясищева, Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, С.Н. Карповой, А.И. Подольского, Е.В. Субботского и др.
Цель исследования – изучить закономерности нравственного развития личности.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. провести теоретический и методологический анализ понятия нравственности, используя научную литературу зарубежных и отечественных исследователей;
2. определить структуру нравственного сознания личности;
3. проанализировать закономерности нравственного развития личности.
Возрастные особенности нравственного развития личности
... восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном ... морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.Возрастные особености нравственного развития личности Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные ...
Гипотеза исследования: структура нравственного сознания имеет сложную многоуровневую структуру, развитие которой в онтогенезе проходит поэтапно.
Объект исследования: нравственное сознание личности.
Предмет исследования: закономерности нравственного развития личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундамен-тальные принципы психологии – принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.П. Деркач, Н.В. Кузьмина, Б.М. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретические положения деятельностного подхода (М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); фундаментальные исследования в психологии личности и развития (Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.); психологическая концепции духовности личности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, И.А. Ильин, Е.И. Исаев, В.И. Зеленьковский, Н.А. Коваль, В.И. Слободчиков, В.Н. Панферов, П.А. Флоренский, В.Д. Шадриков и др.); методологические положения о единстве внешних и внутренних условий в формировании свойств личности (С.Л. Рубинштейн).
Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался метод теоретико-методологического анализа философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
1 Понятие нравственности в отечественной и зарубежной психологии
На протяжении всей истории люди мечтали о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и справедливости, честности и верности, человечности и товарищеской взаимопомощи. Добро и зло связаны с на-меренностью некоторой свободной воли, а их различение связано с нравственностью [3]. Нравственность обозначает те внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, и правила поведения, определяемые этими качествами [16]. Пространство нравственных отношений обширно, оно пронизывает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Как особый способ практически-духовного освоения человеком действительности нравственность является важнейшей сферой взаимоотношения человека и общества.
Список использованных источников
1. Аверин, Вячеслав Афанасьевич. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Академия, 1999. – 89 с.
2. Аверинцев, Сергей Сергеевич. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание [Текст] / С.С. Аверинцев. – М.: Этическая мысль. – 370 с.
3. Адорно, Теодор. Проблемы философии морали: пер. с нем. М.Л. Хорькова [Текст] / Т. Адорно. – М.: Республика, 2000. – 239 с.
4. Ананьев, Борис Герасимович. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
5. Антилогова, Лариса Николаевна. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности [Текст] / Л.Н. Антилогова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с.
Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение ...
... тот именуется индивидом. В мировой психологии 2-й вариант понятия личность ярко представлен в концепции А.Адлера. 3-й вариант. Личность в точном, узком смысле есть только субъект культуры ... качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он ...
6. Апресян, Рубен Грантович. Нравственность [Текст] / Р.Г. Апресян // Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2000. – Т. 3.
7. Ахиезер, Александр Самойлович. Россия: критика исторического опыта: в 2-х т. – Т. 2: Социокультурный словарь [Текст] / А.С. Ахиезер. – Новосибирск: Изд-во Сибирский хронограф, 1997. – 806 с.
8. Божович, Лидия Ильинична. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Смысл, 1998. – 352 с.
9. Выготский, Лев Семенович. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2005. – 1136 с.
10. Голубева, Эра Александровна. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. – Дубна: Феникс, 2005. – 512 с.
11. Запретный плод. Этика гуманизма: 2-е изд. [Текст] / ред. В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество, 2002. – 222 с.
12. Ильин, Виктор Васильевич. Аксиология [Текст] / В.В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 216 с.
13. Кармин, Анатолий Соломонович. Культурология: Культура социальных отношений: 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003. – 928 с.
14. Карпинский, Константин Викторович. Психология жизненного пути [Текст] / К.В. Карпинский. – М.: Смысл, 2002. – 167 с.
15. Кон, Игорь Семенович. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. – М.: Академия, 2002. – 428 с.
16. Кондрашин, Игорь Иванович. Истины бытия в зерцале сознания [Текст] / И.И. Кондрашин – М.: Проспект, 2006. – 264 с.
17. Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
18. Лефевр, Владимир Александрович. Алгебра совести [Текст] / В.А. Лефевр. – СПб.: Когнито-Центр, 2003. – 426 с.
19. Мадди, Сальваторе. Теории личности: сравнительный анализ [Текст] / С. Мадди. – СПб.: «Речь», 2002 – 486 с.
20. Мацумото, Дэвид. Психология и культура [Текст] / Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
21. Медушевский, Вячеслав Вячеславович. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства [Текст] / В.В. Медушевский // Преподаватель. – 2001. – № 6. – С. 12-20.
22. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. [Текст] / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом. 2003. – 1280 с.
23. Орлов, Александр Борисович. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
24. Петракова, Татьяна Ивановна. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова. – М.: Импэто, 1997. – 96 с.
25. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие [Текст] / архимандрит Платон (Игумнов).
– Сергиев Посад, Свято-Троицкая Лавра, 1994. – 240 с.
26. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
27. Серый, Андрей Викторович. Психологические механизмы функционирова-ния системы личностных смыслов / А.В. Серый. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 186 с.
28. Слободчиков, Виктор Иванович, Исаев Евгений Иванович. Основы психологической антропологии [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Канон, 1996. – 384 с.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной ...
29. Субботский, Евгений Владимирович. Генезис личности: теория и экспери-мент [Текст] / Е.В. Субботский. – М.: Смысл, 2010. – 407 с.
30. Фрейджер Роберт, Фэйдимен Джеймс. Теории личности и личностный рост [Текст] / Р. Фрейджер, Дж. Фэйдимен. – СПб.: Питер, 2002. – 690 с.