Содержание
Введение…………………………………………………………………2
1. Общее представление о душе…………………………………………………..4
2. Возникновение и развитие понятия души………………………………….5
3. Аристотель и его представления о душе…………………………………… 9
Заключение…………………………………………………………………………………114 Список использованной литературы …………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая тема привлекла моё внимание тем, что вопрос о душе (ее понятии и существовании вообще) довольно неоднозначный. В различные времена существовали разнообразные философские взгляды на данный вопрос. В своём реферате я приведу примеры взглядов разных философов на данную проблему. По представлениям многих из них человек имеет душу, но когда разговор заходит о свойствах и качествах души, мнения расходятся.
Отношением к понятию о душе определялся общий характер любого философского утверждения: не кому из великих мыслителей не удалось обойти данную проблему в своих исканиях – будь то психологических, нравственных, эстетических, гносеологических. Некогда студенты большого числа университетов, желая с первой лекции понять уровень культуры профессора, кричали ему: «Говорите нам о душе!».
И. Кант в своей лекции о душе выдвигает такой тезис:
«Душа выглядит как простая субстанция. Но можно ли утверждать, что она занимает место в пространстве? Но возможно ли представить 1 кубический дюйм души? И в каком месте тела человека располагается его душа? Значит ли это, что души бестелесны? Может быть, у них особые, органические тела? Как иначе они могли бы присутствовать и действовать во Вселенной? Ведь существует же сила магнетизма, материальная, но при этом невидимая. Пока можно сделать только один вывод: душа обладает внутренней природой, известная нам из факта сознания, что касается внешней ее природы, то об этом нам ничего не известно.
Древнегреческая натуРФилософия. Вопрос 1 философия милетцев, ...
... вселенной, жизни, человека. Человек – единство тела, души и духа, человек бьётся между телом, плотью и духом; человечество развивается между ... а элемент вещей, универсум есть число. Два аспекта проблемы онтологии числа. Так является ли число началом физическим или ... вещей, оно, согласно Ницше, выражает три философские идеи: вопрос о материальной основе всех веществ; требование рационального ответа ...
Еще проблема: сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела? Вполне допустимо».
Конечно, в пределах одного реферата не предоставляется возможность получить ответ на вопрос о душе достаточно глубоко, поэтому я предпочитаю обратить своё внимание на более важные, на мой взгляд, аспекты.
Цель данного реферата дать чёткое определение понятию душа человека и понять её роль для человека.
Задачей настоящего реферата является изучение взглядов различных философов о душе. Исходя из цели и задачи настоящий реферат можно считать актуальным.
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ
Душа от (лат. anima) – определение, выражавшее исторически меняющиеся взгляды на психику, внутренний мир человека и животных; в религии и идеалистической философии и психологии – понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Наука определяет душу как необычный внутренний мир человека, а не нечто существующее как бы над и за пределами его разума. Душа каждого человека – сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности конкретной личности. Но, несмотря на всю особенность души каждой личности, можно рассуждать обобщенно о человеческой душе вообще.
Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это – нечто постоянно беспокойное, деятельное. Можно даже утверждать, что душа в каждое время есть нечто само от себя отличающееся. Душа – это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как утверждает Гегель, «за горой явление прячущееся существо, но такое, которое имеет подлинную действительность только в результате конкретных форм своего необходимого самообнаружения». Душа есть нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним единое цельное – живой организм человека. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни: оно «получает» ее животворящей силой души.
Но, в то же время, бесспорно, что душа находится в теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел ее существования. Без души не существовало бы организованного живого тела: когда организм лишается души, он становится мертвым, он, разлагаясь, теряет свою живую организованность; из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что душа прежде всего является животворящей основой. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, самый главный принцип нашей жизни. Когда душа как бы светится подобно лучам, сознание и самосознание, наше тело держится в необходимой форме, однако достаточно даже несколько секунд потери сознания, и человек падает в обморок.
При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует за гранью телесного. Душа, таким образом, физически организованного человека, то есть его определенной телесности, выражает себя в его реальном виде. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное, психофизическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... части и понять их взаимосвязь. Делили на тело и на душу, на дух, душу и тело, на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление ... человека, считая основным семеричное. Для практического применения необходимо понимать, ...
Душа приобретает форму индивидуального субъекта, что выражается в особенностях темперамента, характера, таланта и других предрасположений. Души каждого из людей отличаются друг от друга бесконечным множеством модификаций. Своеобразие душевного склада человека обладает неповторимыми чертами, чем и определяется уникальность личности.
К области души можно отнести чувства, эмоции, извне возникшие законы морали, нравственность. Отдельными элементами можно считать интуицию (так называемое шестое чувство) а так же инсайт (озарение извне).
Душа, разные ее свойства, сознание, есть функция человеческого мозга.
Некоторые ученые уверенно утверждают, что душа, находясь в связке с работой человеческого мозга, обладает вместе с тем и своим специфическим материальным облачением в тончайшую «ткань» биополя, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле основывается допущение бессмертия души. Однако прямых доказательств взаимосвязи свечения «ауры» и души они не предоставляют.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ДУШИ
Появление определения души связано с анимистическими взглядами первобытных людей. Душа четко не отделяется от тела. Данные взгляды сформировались в следствие донаучного, примитивно-материалистического пояснения явлений жизнедеятельности и сознания, в том числе таких, как сон, смерть, обморок и т.д. Не обладая средствами причинного пояснения похожих явлений, первобытный человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впечатлениями души, покидающей во сне тело и путешествующей по миру. Так как отсутствовало понимание смерти как окончательного этапа жизненного процесса, то она воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобытный человек осмыслял эти явления путем переноса на них свойств и особенностей живого индивида и групп. Душа – двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Души умерших составляют такие же группы, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Группы живых людей и души мертвых взаимозависимы, их связь – материальная, хозяйственная. Представления об этой «зависимости» от души как индивида, так и общества, объяснены бессилием дикаря перед природой, образовали культовое отношение к душе – первоначальную форму религии.
В последующем врезультате развития общества, с дифференциацией планирования и исполнения, физического труда и «духовных сил производства», с возникновением классового общества и формированием абстрагирующей способности человека появились идеи о вне материальной природе души. Вместе с тем прежние анимистические мифологические взгляды начинают уступать место попыткам пояснения души с точки зрения натурфилософской картины мира. У философов Фалеса, Анаксимена и Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (воды, воздуха, огня).
Последовательное проведение данной идеи приводит их к заключению о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) – своеобразной форме материализма. Фалес предполагал, что душа разлита во всем сущем, и рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он поддерживал идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.
Эрих Фромм о душе и жизненных ориентациях человека
... на него деструктивных сил, и, наконец, общий резко возросший интерес к проблематике человека в мировой общественной мысли, появление и развитие радикального гуманизма. Фромм подчеркивал, что наибольшее ... лет, но преимущественно в период после Второй мировой войны. Причинами актуализации личностной проблематики были и осмысление им ценности жизни человека, и развитие капитализма в новых условиях, ...
Результатом формирования данных материалистических идей у атомистов Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция считается объяснение души как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом – духом, или, по другому говоря, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Душа человека, согласно атомистам, состоит из мельчайших, шаровидных, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; имея внутреннюю энергию, её можно считать причиной движения живых существ. Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил должной оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества (теория атома).
Данной материалистической концепции души в античности противостояла ее идеалистическая интерпретация – теория божественного появления души (Эмпедокл, пифагорейцы, Платон).
Пифагорейцы представляли себе душу как начало, воплощающее гармонию частей тела. Соответственно своей теории чисел они рассматривали эту гармонию как особенную бессмертную сущность, вносимую в тело. В то же время у пифагорейцев имеются и наивно-материалистические взгляды о душе как о пылинках солнца и фантастические взгляды о повторении макрокосма в микрокосме. Пифагор утверждал, что душа бессмертна. Ему принадлежит также идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через некоторые промежутки времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворящих их телесность.
Сократ исходил из того, что все появляется из противоположного, значит и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний; о бессмертии души можно говорить и потому, что бессмертен ее объект – идеи. Сократ считал, что душа есть сам принцип жизни, бессмертный, а поэтому неуничтожимый. После смерти душа попадает в Ад и обретает заслуженное обиталище.
В эпоху эллинизма в философии, в решении проблемы души в частности, усиливаются идеалистические тенденции в прямой связи с разработкой системы христианского монотеизма. Идеалистический характер религиозных концепций души связан с идеей единого бога-творца. Оставаясь индивидуальной животворящей основой, душа проецируется на бога в понятии божественной мировой животворной силы- духа, и объясняется как производное последнего. Именно в такой трактовке понятие души выступает в идеалистической философии неоплатонизма, а также у средневековых философов. Показательно, что в данных философских структурах мировой разум стоит выше не только индивидуальной, но и мировой души. В конечном итоге формируется идеалистическая теория, согласно которой любое действие, активность, связаны исключительно с силой разума, идеальной по природе.
Если во времена античности душа, как и тело, есть реальная частица мира (космоса), то уже в неоплатонизме и агностицизме формируется крайняя мистическая теория истечения (эманации), согласно которой мир представляет собой вытекающие из единого неизреченного бога ступени: мировой разум – мировая душа – индивидуальная душа – материя. Единственная реальность – мистическая духовная первооснова. Например, согласно Плотину, душа узнает Бога только путем «воссоединения» с ним, в состоянии мистического экстаза. Основатель школы неоплатонизма считал душу центральной, выдающейся фигурой всего учения. Душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему космосу.
Душа как философская категория
... сравнятся никакие богатства в мире. Часть2. Душа и тело Исходя из определения выше - душа не есть нечто пребывающее в покое, ... душа находиться в теле, она в нем живет и тело есть е среда обитания. Без души вообще не существовало бы никакого организованного живого тела когда тело лишается души, ... невидимая. И еще проблема - сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела В общем одни вопросы. И прав А. ...
Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема души и тела на всех этапах человеческого формированияя очень бурно обсуждалась философами. Одни считали, что душа и тело взаимосвязаны, и со смертью тела раз и навсегда умирает и душа (Аристотель).
Другие считали, что связь между душой и телом невозможна, что душа может существовать и независимо от тела (Декарт).
Третьи считали, что душа и тело – это психофизический параллелизм: состояния души и тела образуют как бы два параллельных ряда (Бенедикт Спиноза).
В настоящее время эта проблема остается открытой. Возможно, что ученые и философы никогда не разрешат данную проблему в плане того, что не придут к единому мнению. Я считаю, что невозможно сделать однозначные выводы по этому вопросу.
Наверное, проблема души во все времена будет открытой, и каждый человек по этому поводу будет иметь свое собственной мнение.
И в заключение, я хочу привести цитату Э.Т.А. Гофмана о душе: «…человеческая душа – это самая дивная на свете сказка. Какой прекрасный мир заключен в нашей груди! Никакая вселенная его не ограничивает, сокровища его превосходят неизведанные богатства всего зримого мира! До чего мертвой, нищенской, слепой, как у крота была бы наша жизнь, не надели мировой дух нас, наемников природы, неистощимой алмазной россыпью души, из которой нам светит в сиянии и блеске удивительное царство, ставшее нашим достоянием. Высоко одарены те, кто осознает в себе это богатство! Еще более одаренными и счастливыми должно почитать тех, кто не только умеет разглядеть в себе эту залежь драгоценных камней, но извлечь их наружу и огранить, чтобы они заиграли дивным огнем!».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуревич П.С. Основы философии. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. с.187
2. Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2001. .209
3.Тихонравов Ю.В. Философия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999.с.169
4. Основы философских знаний. Хрестоматия / сост. Алексеев П.В. и др. – М.: «Знание», 1993.
5. Газета «Комсомольская правда» №227 (23414) 2004.с.3