ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы исследования взаимосвязи самооценки и мотивации достижения у старшеклассников
1.1 Мотивация личности как объект психологического изучения………………………………………………………………
1.2 Особенности развития личности в старшем школьном возрасте
1.3 Взаимосвязь самооценки и мотивации достижения у старшеклассников……………………………………………………
ГЛАВА II Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации достижения у старшеклассников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема мотивации остается актуальной на протяжении всего последнего столетия, т.к. психологию всегда интересовали причины тех или иных человеческих поступков.
Для нашей работы наиболее интересна и актуальна будет учебная мотивация, которая рассматривается нами, в качестве позитивного фактора обучения. Учебная мотивация у старшеклассников повышает уровень мотивации достижения. На данный момент, когда высшее образование становится нормой, — школа воспринимается как ступенька на пути в ВУЗ. «Поступление» становится особым образовательным этапом, причем сильно эмоционально нагруженным, т.к. на сегодняшний момент экономического расслоения общества далеко не все профессии рассматриваются как показатель успешности. При этом старшеклассник выбирает скорее не профессию, т.к. представление о ней несколько абстрактно и в основе его лежит чужой опыт, а «желаемый образ жизни», которого можно достичь с помощью профессии.
Однако некоторые исследователи полагают, что современная школа рассчитана только на тех, кто изначально «запрограммирован» на достижение успеха, а те учащиеся, которые избегают неудач, становятся неуспешными в учебе.
Учащиеся, ориентированные на достижение успеха как в учебе, так и в жизни, способны сами поставить перед собой вполне реальные цели, определить пути их достижения, и действовать в этом направлении, невзирая на некоторые сложности и неудачи. В то время как учащиеся, ориентированные на избегание неудачи, не только будут очень долго колебаться при принятии решения, но и, в итоге, либо определят для себя цель из области недостижимых, либо предпочтут добиться легкого очевидного успеха. При этом успешность или неуспешность деятельности зависит от представлений о своих возможностях не меньше, чем от самих этих возможностей. Успех и неудача оказывают влияние на самооценку личности; но и самооценка влияет на поведение личности. Уровень самооценки не является первопричиной школьных успехов, но по самооценке можно сделать вывод о типе мотивации. По сути, мотивация будет являться промежуточным звеном между самооценкой личности и ее поведением.
Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших ...
... мотивация как значимый компонент личности. Влиянии мотивации на достижения учащимися максимального балла оценивания. Цель исследования - изучить влияние и взаимосвязь мотивации учения и результативности учебного труда старшеклассников. В ... отчуждение детей от родителей. Конечно, осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение и в подростковом и в юношеском возрасте. ...
За термином «самооценка» разные авторы имеют в виду различную психическую реальность. Мы же будем определять самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка по своей природе является сложноструктурным образованием, функционирующим в разнообразных формах и видах. Различный уровень развития самооценки обеспечивает различный уровень развития способности к самоконтролю и целеполаганию.
Таким образом, можно предположить, что изменяя самооценку личности, мы можем влиять на тип мотивации, и, следовательно, на поведение личности в целом.
Проблема исследования: какова взаимосвязь самооценки и мотивации достижения у старшеклассников?
Цель исследования: выявление взаимосвязи между уровнем самооценки и мотивацией достижения у старшеклассников.
Объект исследования: мотивация старшеклассника.
Предмет исследования: самооценка как фактор формирования мотивации достижения у старшеклассников.
Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между уровнем самооценки и мотивацией достижения: высокий уровень развития самооценки влияет на развитие стремления к достижению успеха.
Для достижения цели и проверки гипотез в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме в процессе теоретического исследования.
2. Описать методики, ориентированные на выявление уровня мотивации и самооценки у старшеклассников.
3. Исследовать взаимосвязи уровня самооценки и мотивации достижения у старшеклассников.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме); эмпирические (психодиагностические методики); методы количественной обработки данных, интерпретационные методы (качественный анализ — описание результатов исследования).
Конкретными методиками исследования явились: «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика самооценки личности» С. А. Будасси.
Структура работы: данная работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
?
ГЛАВА I Теоретические основы исследования взаимосвязи самооценки и мотивации достижения у старшеклассников
1.1 Мотивация личности как объект психологического изучения
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. [27] А. Адлер, утверждая, что человек стремится к совершенству, исходил из соображения, что люди тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым целям в жизни. Цели, которые люди ставят перед собой, в значительной степени выбираются индивидуально. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять свою судьбу. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. В связи с этим, мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Согласно Ж. Ньюттену мотивация — «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели» [11].
Организация экспериментального исследования самооценки детей ...
... исследование самооценки у старших дошкольников, результаты которого сопоставлялись с данными первичного исследования, ... удовлетворить все потребности ребенка, оградить ... за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными ... исследования, формирования у них мотивации к участию в исследовании ... людей: сверстников (одногруппников), воспитателя и мамы. Методика позволяет определить высоту самооценки ...
А. Маслоу считал, что человек — существо желающее. Человек редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни» [19]. Маслоу считал потребности человека врожденными и организованными в иерархическую систему, в основе которой он ставил принцип актуализации потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. Например, физиологические потребности должны быть достаточно удовлетворены ещё до того, как возникнут потребности в безопасности, и т. д.
Иерархия потребностей, согласно А. Маслоу, выглядит следующим образом:
1) физиологические потребности;
2) потребности безопасности и защиты;
3) потребности в принадлежности и любви;
4) потребности в признании;
5) потребности самоактуализации.
Маслоу предполагал, что стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье, определенные же типы невротических взрослых людей в основном мотивированы поиском безопасности. «Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств…». Потребности в признании связаны с достижениями и престижем. Удовлетворение потребности в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния. [19]
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многими другими.
Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. ...
... замер уровня притязаний), очередное достижение (успех/ неудача- можем выявить уровень притязаний второй раз), реакция на успех или неудачу. Хоппе: когда человек стремится к успеху, у него есть ... достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности. Основное понятие- мотивационное поле (включает субъекта с квазипотребностями и объекты с их валентностью). Левин изучал те потребности, ...
Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. [30] Помимо этих потребностей Г. Мюррей приписал человеку и потребности приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. О существовании потребности, согласно Г. Мюррею можно заключить на основе:
1) эффекта или результата поведения;
2) способа осуществления поведения;
3) избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов;
4) выражения конкретной эмоции или аффекта;
5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут. [32]
Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. «Чем больший интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать это дело хорошо» [12].
У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избежания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Н. И. Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения. [14]
Согласно Х. Хекхаузену, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. [31]
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ ...
... к достижению успеха и избеганию неудач и самооценкой. Объектом исследования является мотивация к достижению успеха и избеганию неудач и самооценка. Гипотеза исследования: у людей с мотивацией успеха ... по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ...
Х. Хекхаузен считал, что данная характеристика мотивации достижения важна, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться на какое-то время, иногда на месяцы или годы. Также важной характеристикой мотивации достижения, по его мнению, является постоянное возвращение к прерванному занятию. Таким образом, «создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии „субцелей“ к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий… и отличает мотивацию достижения от множества других мотивов.» [31].
Одной из плодотворных концепций, с успехом применяемых для объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:
1. Сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха).
2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).
3. Случайное стечение обстоятельств (внешний, неустойчивый фактор успеха).
4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха).
[23]
Важной особенностью мотивации человека является двухмодальное, положительно- отрицательное её строение. Эти две модальности побуждений проявляются в относительно различных по форме побуждениях типа непосредственно реализуемой потребности, влечения, и типа необходимости, нужды, то есть в виде стремления к чему-либо или избегания, в виде двух видов эмоциональных переживаний: удовлетворения и страдания. Эмоциональные переживания, пишет В. К. Вилюнас, являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне психического отражения, той системой сигналов, которой потребности открываются субъекту, указывая на соответствующие им предметы и воздействия [4].
Эмоции успеха — неуспеха, согласно Вилюнасу, подразделяются на констатирующие, предвосхищающие и обобщающие. Констатирующая — сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, а отрицательная — ведет к поискам новых проб, задерживая при этом неоправдавший себя способ достижения цели. Предвосхищающие эмоции успеха — неуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном успехе в другом существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающему поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение. Обобщенная эмоция успеха — неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач. [4].
Психологические особенности личности с повышенным уровнем агрессивности
... данной работы являются психологические особенности личности. Целью данной работы является исследование психологических особенностей личности с повышенным уровнем агрессивности. Для достижения данной цели были поставлены ... или разрушение либидных импульсов), К. Лоренц (агрессия - инстинкт сохранения жизни). Поиском путей и средств преодоления, предупреждения агрессивности и агрессии занимались Л. ...
Таким образом, можно убедиться, что мотивация достижения определяется как одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. Понятие является довольно обширным и требует особого подхода в рассмотрении.
1.2 Особенности развития личности в старшем школьном возрасте
Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны с социальной ситуацией развития, которая определяется тем, что школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причём не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз в 9-ом классе, когда школьник выбирает форму завершения школьного образования; второй в 11-ом классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В относительно короткий срок старшекласснику необходимо создать жизненный план, решить вопросы, кем быть и каким быть. Причем он должен не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей [16].
Основными задачами ранней юности являются профессиональное самоопределение и готовность к личностному самоопределению.
В выпускном классе школьники, в большинстве своем, сосредоточены на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой, а чужой опыт, который обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан учащимся. В современной ситуации образование в объеме средней школы считается мало достаточным. Высшее образование становится нормой, т.е. школа воспринимается как ступенька на пути в ВУЗ. Поступление становится особым образовательным этапом, причем сильно эмоционально нагруженным, т.к. на сегодняшний момент экономического расслоения общества далеко не все профессии рассматриваются как показатель успешности.
При выборе специальности выпускники ориентируются на различные факторы [16], среди которых:
20. Самооценка и уровень притязаний личности
... будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий. Самооценка личности может ...
престижность профессии (ее социальная ценность)
качества личности, присущие представителям этой профессии
принципы, нормы отношений, характерные для данного круга специалистов.
Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.
Для внутренней позиции старшеклассника характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Но такая устремленность в будущее только тогда оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть удовлетворенность настоящим. Школьник должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем будет еще интереснее, прекраснее[28].
Еще одной задачей данного возрастного периода является обретение чувства тождественности (идентичности) личности. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса личной идентичности (чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства), состоящего из серии социальных и индивидуальных личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Д. Марша выделил четыре основных варианта формирования идентичности:
Статус предрешенности — ситуация, когда индивид включился в соответствующую систему отношений, принял на себя определенные обязательства, не проходя периода самостоятельных решений, а на основе чужого мнения, давления.
Статус диффузии подобному варианту развития следуют молодые люди, которым не достает направления в жизни. Они еще не выработали каких-либо четких убеждений.
Юноши и девушки в статусе моратория находятся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Молодые люди еще заняты поиском себя.
Достижение идентичности — статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора [15].
Существует заметная разница в поведении и установках, связанная с различными статусами идентичности у мальчиков и девочек. Юноши в статусах достижения идентичности и моратория обладают большим самоуважением, тогда как у девушек в этих статусах больше неразрешимых конфликтов, особенно касающихся планов создания семьи и одновременного профессионального роста.
Согласно К. Гиллигану мальчики оценивают себя главным образом по предметным достижениям, учитывая профессиональное самоопределение, успехи в выбранной деятельности. Для девочки же важнее межличностные отношения, представления о семье. Отсюда разное соотношение компонентов мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший профессионального самоопределения, не может чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце.
Готовность к самоопределению, как профессиональному, так и личностному, становится центральным новообразованием ранней юности. В этот период осознается временная перспектива. Постепенно устанавливается связь между мной как ребенком и тем взрослым, которым я стану.
Возможность осуществления самоопределения как личностного, так и профессионального, предполагает наличие определенного уровня развития личности школьника.
Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся
... развития, так и для продуктивности деятельности. Самооценка тесно связана с УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую ... самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний ...
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющими на процесс самоопределения [16].
В старших классах усиливается интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом, профессиональные. Старшеклассник относится к близкому человеку как к идеалу, он как бы примеряет свое идеальное Я каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию.
Общение со сверстниками также необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда сам затрудняется принять решение, то общение с друзьями остается интимно-личностным. Его содержание реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Такое общение отличается особенной доверительностью, интенсивностью, исповедностью, что и накладывает отпечаток интимности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими им людьми.
Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения. Это душевное состояние заставляет их искать себе собеседника, человека, который бы понял их проблемы. С возрастом, потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательной рациональности, главным образом, оно должно иметь характер эмоционального сочувствия, сопереживания [22].
Другой, высоко развитой в этом возрасте потребностью, является потребность в уединении [22]. Деятельность старшеклассников в уединении может быть как предметной (чтение, конструирование, музицирование и т.д.), так и коммуникативной. Последняя возникает тогда, когда у юноши или девушки нет желания (или возможности) общаться с реальными партнерами, тогда в уединении они могут проигрывать те многочисленные роли, которые им недоступны наяву. Старшеклассники делают это в так называемых играх-грезах и мечтах, различие между ними условно можно условно определить следующим образом [22].
В играх-грезах юноши и девушки проигрывают роли и ситуации, созданные ими в воображении, не имеющие реального прототипа, невозможные в жизни. Это своеобразная попытка компенсировать невосполнимый дефицит реальной жизни.
В мечте старшеклассники проигрывают роли и ситуации, существующие и возможные в жизни, но недоступные им вообще или в данное время по каким-либо объективным или субъективным причинам. Это компенсация реально восполнимого дефицита, который не может быть реализован сейчас, в актуальной действительности.
Существенным моментом внутренней позиции старшего школьника становиться новый характер потребностей: из непосредственных они превращаются в опосредованные, приобретая сознательный и произвольный характер. Возникновение опосредованных потребностей такой этап в развитии мотивационной сферы, который делает возможным сознательное управление школьником своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных планов и перспектив, что должно означать достаточно высокий уровень личностного развития. Но такой уровень организации аффективно-потребностной сферы предполагает высокую степень развития личности, подготовленную предыдущими этапами онтогенеза [28].
Влияние самооценки и уровня притязаний на судьбу человека и его деловые качества
... результат низкой самооценки одного или обоих партнеров). Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и ... себя адекватную самооценку на основе самопознания. Позитивная самооценка - это не только интеллектуальное принятие своих талантов или достижений. Развитие позитивной самооценки - не ...
И западные, и отечественные исследователи говорят об общей стабилизации личности в период ранней юности, что напрямую связано с выработкой мировоззрения системы ясных, устойчивых убеждений. Подростковый возраст и открытие своего внутреннего мира, интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в старшем школьном возрасте той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. При этом современное общество характеризуется ситуацией ценностно-нормативной неопределенности, размытости идеологической среды, наличия кардинально различных образцов успешности в жизни, а так же состоянием кризиса культуры, когда огромное значение играют СМИ, театрализация общества и др. [20]. Все это, безусловно, усложняет жизнь современных старшеклассников, хотя и делает ее во многом более насыщенной.
Ранний юношеский возраст чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Ж.Ж. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности.
Сознательное самоопределение есть уже и у подростка, выбирающего образ жизни, ставящего перед собой определенные цели. Самоопределение старшеклассника отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиняя осваивать выбранную им профессию, он вступает в новый этап своей жизни.
Таким образом, можно убедиться, что развитие личности в старших классах тесно связано с выбором будущей профессии и самоопределением. Подростковый возраст и открытие своего внутреннего мира, интерес к личности, рефлексия, оказываются в старшем школьном возрасте той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.
1.3 Взаимосвязь самооценки и мотивации достижения у старшеклассников
В работе Ф. Хоппе, посвященной «успеху и неудаче», понятие уровня притязаний заняло важное место в исследовании мотивации и со временем проникло в обиходный язык. Под этим понятием в исследовании мотивации имеется в виду, во-первых «… сообщаемую экспериментатором испытуемому целевую установку по отношению к уже известной, более или менее освоенной и снова решаемой задачи, причем сама эта установка (цель) внутренне принимается испытуемым», а во-вторых, свойство индивида, играющее решающую роль в самооценке имеющихся способностей и достигнутых результатов.
Обычно испытуемый ставится перед определенной задачей, которая может быть решена им более или менее хорошо и быстро, или перед различными задачами одного и того же типа, но разной степени сложности. После того как испытуемым было получено первое представление о степени достижимости стоящих перед ним целей, он перед каждой очередной попыткой должен выбрать цель следующего выполнения и сообщить ее экспериментатору. Так выстраивается последовательность событий.
Прежде всего Хоппе решил выяснить, от чего зависит переживание достигнутого результата как успеха или неудачи, поскольку то же самое достижение для одного испытуемого может означать успех, а для другого — неудачу. Как показали результаты исследований, переживание успеха или неудачи зависит от уровня притязаний. Если новый результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если же не достигает – неудачи. Реакция самооценки определяется так называемым отклонением достигнутой цели, т. е. позитивной или негативной позицией между выбранным уровнем притязаний и очередным достижением. Успех и неудача непосредственно отражается на уровне притязаний следующего выполнения. После успеха уровень притязаний, как правило, повышается, а после неудачи – снижается, но не наоборот (закономерность сдвига).
Сдвиг уровня притязаний вверх или вниз зависит от интенсивности пережитого успеха или неудачи.
Переживания успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней степени трудности. Удача в очень легких и неудача в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. Вместе с тем, чем выше имеющийся уровень достижений, степень трудности решенной задачи, тем сильнее ощущается нужда. Эта асимметрия в эмоциональных последствиях самооценки сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении задания. Успех при этом все время переживается одинаково.
Дело решает отклонение от цели, разница между последним достижением и базирующемся на нем уровне притязаний к очередному выполнению. Разница эта для каждого индивида до известной степени сохраняет постоянство во времени. Она может быть позитивной или негативной, т. е. уровень притязаний всегда или несколько выше уже имеющегося уровня достижений или несколько ниже. После явного улучшения достижений обычно наблюдается сравнительно большая готовность повышать уровень притязаний, чем при ухудшении достижений – его понижать. Для объяснения тенденции повышения уровня притязаний Hoppe ввел понятие «Я – уровень», которое затем превратилось в понятие мотива достижения, определяемого как «… стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными, так что их выполнение может либо удаться, либо не удаться.» [31]
Было также установлено, что если задаче придается более личностное значение, то уровень притязаний имеет тенденцию к повышению. Похожее явление имеет место, когда выбранная цель в какой-то степени нереальна, т. е. испытуемые руководствуются скорее желаниями, чем реалистическими ожиданиями. Введение при формировании личности уровня притязания стандарта достижений референтной социальной группы может привести к конфликту между индивидуальными и социальными нормами, тем самым оказывая влияние на уровень притязаний субъекта. [29].
Таким образом, мы выяснили, что переживания успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней степени трудности, при этом удача в очень легких и неудача в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. Вместе с тем, чем выше имеющийся уровень достижений, степень трудности решенной задачи, тем сильнее ощущается нужда в повышении своих способностей и умений или в поддержании их на возможно более высоком уровне.
Вывод по главе I
Таким образом, обобщая теоретический и эмпирический материал, приведенный в данной главе, можно констатировать, что по данным многих авторов, существует взаимосвязь между уровнем самооценки и мотивацией: высокий уровень развития самооценки влияет на развитие стремления к достижению успеха. Как показали результаты исследований, переживание успеха или неудачи зависит от уровня притязаний. Если новый результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если же не достигает – неудачи. Реакция самооценки определяется так называемым отклонением достигнутой цели, т. е. Позитивной или негативной позицией между выбранным уровнем притязаний и очередным достижением.
?
ГЛАВА II Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и мотивации достижения у старшеклассников
2.1 Организация и методы исследования
Целью нашей экспериментальной части исследования было изучение взаимосвязи самооценки личности с мотивацией достижения успеха у старшеклассников.
Мы предположили, что существует взаимосвязь между уровнем самооценки и мотивацией: высокий уровень развития самооценки влияет на развитие стремления к достижению успеха.
В результате в программу нашего исследования вошли следующие психо-диагностические процедуры:
1. «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана – предназначена для выявления результатирующей тенденции мотивации достижения.
2. «Методика самооценки личности» С. А. Будасси – предназначена для определения уровня самооценки личности.
Перейдем к краткому описанию выбранных методик.
«Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» (А. Мехрабиан) (Приложение 1).
Целью данной методики является выявить взаимосвязи между уровнем самооценки и мотивацией достижения у старшеклассников.
Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов — стремление к достижению успеха или избегание неудачи. Высокие показатели по тесту означают, что стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание неудачи, низкие — наоборот.
Претенденты с высокими показателями стремления к достижению успеха могут оказаться предпочтительными при подборе на должности, где требуется инициативность, лидерские качества, ориентация на достижение. Те же, у кого преобладает тенденция к избеганию неудач, лучше подойдут для профессий, в которых крайне нежелательны ошибки (или высока цена ошибки).
Испытуемому предлагается ряд утверждений, определяющих отношение человека к некоторым жизненным ситуациям. Испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.
За каждый ответ испытуемый получает определенное количество баллов. Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается собственный ключ.
При интерпритации результаты испытуемого оцениваются и сравниваются с ответами остальных испытуемых. Таким образом, с помощью проранжированного списка испытуемых мы можем выделить следующие типы мотивации: более высокие результаты — преобладает мотивация достижения успеха; средние результаты — одинаково выражены
обе тенденции; низкие результаты — преобладает мотивация избегания неудачи.
«Методика самооценки личности» (С. А. Будасси) (Приложение 2).
Метод Будасси основан на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной я-концепции. В психологии принято выделять две формы я-концепции – реальную и идеальную. Понятие «реальная» – это представление личности о себе, о том, какой я есть. Идеальная же я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Рассогласование между реальным и идеальным Я может быть источником как серьезных внутриличностных конфликтов, так и саморазвития личности — многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. Когда испытуемому предлагается проранжировать отобранные им или инструктором 20 качеств сначала «в идеале», а потом «в соответствии со своими качествами», по сути, он предоставляет свои идеальную и реальную Я-концепции, разница между которыми и соответствует уровню самооценки.
Испытуемому предлагается выбрать из предложенного списка слов 20 качеств, которые, на его взгляд, должны быть присущи идеальному человеку.
Из выбранных 20 слов испытуемый должен выбрать наиболее неприятное для него, поставив напротив этого слова (в колонке «Идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов испытуемому предстоит так же выбирать наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее.
Из этих же 20 слов испытуемому предлагается выбрать качество, наименее характерное для него и поставить напротив этого качества в колонке «Реальное я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выбрать наименее характерное для испытуемого качество и поставить напротив этого слова цифру 2. И так далее все 20 качеств. (Приложение 3).
Интерпретация результата
Если:
• r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;
• r стремится к –1, то это указывает на заниженную самооценку;
• при –0,3 < r< +0,3 — самооценка нормальная
Исследование проводилось на базе МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Цыбулёва» Белгородской области, Ракитянского района, поселок Ракитное. В нем приняли участие 17 человек, учащихся 11 класса.
2.2 Анализ результатов исследования
Целью нашей экспериментальной части исследования было изучение взаимосвязи самооценки личности с мотивацией достижения успеха у старшеклассников.
Перейдем к анализу полученных результатов.
Первоначально мы исследовали уровень самооценки старшеклассников по методике «Методика самооценки личности» С. А. Будасси. Результаты представлены на рисунке 2.1
Рис. 2.1 Уровень самооценки старшеклассников
Можно заметить, что среди испытуемых не было обнаружено ни одного ученика с заниженной самооценкой,
Далее мы сравнили испытуемых с разным уровнем самооценки по уровню мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач. Результаты представлены на рисунках 2.2 и 2.3
Список литературы:
1. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.,1986.
2. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 440с.
3. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. – М., 1998.
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.,1990.
5. Глуханюк Н.С, Белова Д.Е. Психодиагностика. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. – 272с.
6. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 368 с.
7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика . – М., 1997.
8. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Р.-на-Д., 1999.
9. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. – 1990. №4.
10. Захарова А.В. Психология формировани самооценки. – Минск, 1993.
11. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982.
12. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.,2000.
13. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
14. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж,1999
15. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.
17. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. – Л., 1972.
18. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. – М., 1987.
19. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999.
20. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1997. №4
21. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. – М., Знание, 1979.
22. Мудрик А.В. Современный старшеклассник. – М., 1981.
23. Немов Р.С. Психология, т.1. – М., 1999
24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.
25. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия «Психологическая энциклопедия». – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.
26. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., Мир, 1994.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.,1999.
28. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.
29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
30. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. – М., 2000.
31. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб, 2001.
32. Холл К.С., Линдсей Г., Теории личности. – М.,2000.
33. Хорни К. Самосознание. – М., 1996.
29. Яньшин П.В., Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб, 2004
!!!Внимание рисунки и приложения отсутсвуют!!!