Взаимосвязь религиозности и интеллекта: анализ исследований

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Взаимосвязь религиозности и интеллекта: анализ исследований

Студент:

Никифорова Е.М.

Новосибирск — 2016 год

Оглавление

Введение

Глава 1. Определение понятий интеллекта и религиозности

Глава 2. Анализ исследований

.1 Почему либералы и атеисты умнее

.2 Взаимосвязь между интеллектом и разными сторонами религиозной веры

.3 Исследование среднего уровня интеллекта в 137 странах

.4 Мета-анализ 63 исследований на тему взаимосвязи интеллекта и религиозности

Глава 3. План эмпирического исследования

Заключение

Список литературы

Введение

В конце прошлого века психологов-исследователей все больше стал интересовать вопрос о том, имеется ли связь между такими понятиями как уровень интеллекта человека, а именно коэффициента IQ, и степень его религиозной убежденности. Однако это не такая простая задача, потому что сразу же возникает ряд вопросов: Какие методики использовать для измерения уровня интеллекта? Какой вид интеллекта лучше исследовать в данном контексте? Что определяется под «религиозностью»: только наличие или отсутствие веры у человека или необходимо учитывать и его религиозную «практику» или религиозное поведение (например, посещение церкви, соблюдение постов, чтение молитв и т.п.)? И разные исследователи использовали очень разные подходы и методы для установления наличия или отсутствия связи между этими конструктами.

Теоретическая же значимость заключается в том, что анализ ранее проведенных исследований на данную тему поможет определиться по поводу степени и качества изученности данного вопроса, а также даст возможность обозначить дальнейшую направленность исследований связи интеллекта и религиозности, которые были бы максимально полезными для психологической науки.

Актуальность настоящей работы видится в том, что на основе уже проведенных исследований, с учетом их сильных и слабых сторон, как с точки зрения моделирования самого исследования, так и с точки зрения выбора инструментариев для сбора данных, формирования выборки и других факторов, появляется возможность спланировать собственное исследование, учитывая все недочеты, а может модифицировать или адаптировать существующие методики регистрации данных, с целью сделать их эффективнее или даже разработать собственную новую.

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

Г.Ю.АЙЗЕНК1[1] Понятие и определение интеллекта Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия. Последние в значительной мере носят философский характер и, таким образом, не особенно влияют на работу экспериментатора. Часто декларируется, что интеллект — нечто несуществующее, и поэтому любые попытки его измерить беспредметны. Однако ...

Объект исследования — религиозность.

Предмет исследования — взаимосвязь интеллекта и религиозности в исследованиях разных авторов.

В данной работе выдвигается гипотеза о том, что люди с более высоким уровнем интеллекта менее религиозны, чем люди с низким уровнем интеллекта.

Отсюда вытекает и цель данной работы — проанализировать исследования на тему взаимосвязи интеллекта и религиозности и на основе этого анализа предложить план собственного исследования.

Задачи данной работы:

)определить значения исследуемых понятий с точки зрения психологии;

)проанализировать ранее проведенные исследования на предмет связи между интеллектом человека и степенью его религиозности.

)на основе анализа исследований спланировать собственное эмпирическое исследование.

Глава 1. Определение понятий интеллекта и религиозности

интеллект религиозность психологический

С самого начала необходимо обозначить определения и прояснить значения психологических конструктов, которые будут ключевыми в последующих анализируемых исследованиях, для возможности соотнести общепринятые формулировки с теми, что встречаются в исследованиях.

Для более общего представления о понятии интеллекта были взяты определения из Большого психологического словаря Мещерякова Б. и Зинченко В. и из психологического словаря Кембриджа по редакцией Дэвида Мацумото:

.Интеллект (англ. intelligence; от лат. intellectus — понимание, познание) —

13 стр., 6384 слов

Развитие интеллекта как основа психического развития согласно Ж. Пиаже

Введение Ж. Пиаже называют интеракционистом, а также конструктивистом. Его интерес к когнитивному развитию происходил из его познаний в естественных науках и его интереса к эпистемологии. Пиаже очень интересовался знанием и тем, как дети познают мир. Он развил свою когнитивную теорию познания, фактически наблюдая за детьми Пиаже полагал, что непосредственные детские комментарии дают ценные ...

) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способностей;

) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме» [6, с. 312].

. Интеллект есть комплекс способностей для лучшей адаптации к окружающей среде на основе опыта [17, с. 259-260].

Первое, состоящее из трех, определение, разумеется, видится более полным и развернутым по сравнению со вторым, потому что в первой и второй его части отображены две основные точки зрения, имеющиеся на сегодняшний день в психологии, которые являются в некоторой степени антагонистами: в первом случае интеллект обозначается как единая целостная способность, а во втором — система, которую можно рассматривать как некоторую совокупность, каждую составляющую которой можно характеризовать вне всех остальных. А в третьей части этого определения автор вообще не видит надобности, потому как оно представляет собой частный случай «решения проблем», о чем сказано уже в первой части.

Второе, данное учеными Кембриджа, определение можно сопоставить со второй частью первого определения, так как в нем тоже интеллект рассматривается как система или комплекс, однако есть важное отличие — адаптация к окружающей среде происходит на основе опыта, о чем не говорится в первом определении, то есть делается акцент на том, что интеллект опосредован опытом. Это определение, по всей видимости, выражает точку зрения, которой придерживаются именно кембриджские ученые.

Но необходимо дополнить, что существует ряд теорий, в которых выделяются различные виды или компоненты интеллекта: теория множественного интеллекта Гарднера [2], триархическая теория Стернберга [19], теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона [11], теория интеллекта Цеси [1] и т.п. И, если в ходе анализа статей будет необходимо обратиться к каким-то конкретным видам интеллекта — там и будет даваться непосредственное определение.

3 стр., 1308 слов

Определение темперамента. Теории темперамента

Темперамент   План: 1. Определение темперамента. Теории темперамента. 2. Основные психические свойства темперамента. 3. Характеристика типов темперамента.     Определение темперамента. Теории темперамента Темперамент— психическое свойство личности, характеризующееся динамикой (силой, скоростью, возникновением, прекращением и изменением) протекания психических процессов (Щербатых Ю. ...

Важным является понятие G-фактора, который зачастую применяется при измерении общего интеллекта, введенное Ч. Спирменом:

G-фактор — это общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности [3, с. 27-28].

Помимо определения самого интеллекта в ходе работы потребуется понятие коэффициента интеллекта (IQ), так как уровень интеллекта в большинстве случаев фиксируется именно с его помощью.

Коэффициент интеллекта (англ. intelligence quotient, IQ) — балл за тест на интеллект, получаемый путем деления умственного возраста, определенного в тесте, на фактической или хронологического возраст и умножения на 100 [18, с. 74].

Теперь необходимо перейти к определению второго конструкта, который фигурирует в анализируемых исследованиях. Понятию религиозности не дано определений как в отечественных, так и в зарубежных общепсихологических источниках, поэтому было принято решение взять за основу определения из смежных наук, более подробно изучивших уже этот феномен, таких как социология и психология религии.

Религиозность — воздействие религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных и демографических групп [9, с. 25].

Религиозность — определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний [8, с. 293]. Религиозность — качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений [10, с. 78]. В первом определении, которое дается Ургиновичем Д.М., с точки зрения психологии религии, понятие религиозности определяется именно как воздействие, тогда как с точки зрения социолога Тощенко Ж.Т. оно характеризует именно человеческое состояние, а Яблоков И.Н. определяет его качеством человека. В данной работе будет использоваться понимание религиозности ближе к третьему определению, автор работы на основании проанализированных определений сформулировал собственное определение данного понятия, под которым оно и будет пониматься в настоящей работе.

20 стр., 9711 слов

Тестирование как метод исследования

Материалы По курсу «Конструирование психологических тестов» Вопросы к зачету Понятие теста. Достоинства и недостатки теста как инструмента исследования. История происхождения тестов и тестирования как метода исследования. Виды тестов, их общая классификация. Основные психометрические характеристики и структура теста. Факторная структура теста: понятие, способы выделения факторов. Психологические ...

Религиозность — возникающее и развивающееся под влиянием социокультурного окружения на состояние сознания личности, определяющееся принятием норм, правил, догматов и ценностей определенной религиозной системы как своей личной, и которое, в зависимости от степени развития у каждого отдельного индивида, может являть собой основу ценностно-смысловых ориентаций, направленности мышления и действий.

Глава 2. Анализ исследований

Пора перейти к описанию непосредственному анализу исследований на тему взаимосвязи интеллектуального уровня человека со степенью религиозности. И начать хочется, пожалуй, с самого масштабного исследования в этой отрасли.

.1 Почему либералы и атеисты умнее

Психолог-эволюционист Сатоси Канадзава (Satoshi Kanazawa) из Лондонской школы экономики и политологии при университете Лондона изучил по большой выборке корреляцию между IQ и религиозными и политическими убеждениями.

Он выдвинул гипотезу о том, что люди с более высоким уровнем интеллекта более склонны к тому, чтобы выбирать и поддерживать эволюционно новые взгляды и ценности, чем люди с более низким уровнем интеллекта (к эволюционно новым он относил атеистичность, либеральные политические взгляды и приверженности к моногамии у мужчин).

И он дает своей гипотезе обоснование, которое называет Принципом Саванны, заключающееся в том, что для человеческого мозга сложно осознавать и адаптироваться в ситуациях, которые не существовали в окружающей среде, в которой изначально существовал человек. То есть исходя из этих сложностей, появляется потребность в поддержке/покровительстве и т.п. неких высших сил.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

Глоссарий к теме: Информация – сведения о чем-либо; в отличие от знания, как правило, обезличена. Знания – результат познавательной деятельности человека. Знание всегда системно, инструментально. Выделяют знания о сущем и должном (нормативные знания).Выделяют: - эмпирические знания – об объективных реальных фактах, которые можно зафиксировать; для этого применяются эмпирические методы ...

Та часть исследования, которая касалась политических взглядов и моногамии у мужчин, в данном анализе рассматриваться не будет.

В первой волне исследований участвовало 20 745 американских школьников 7-12 классов в 1994-1995 годах, вторая волна прошла через год (1996), но ее данные в данном исследовании не учитывались, затем в третьей волне в 2001-2002 годах участвовало 15 197 из тех, что участвовали в исследовании в 1994-1995 годах. Данные по религиозным убеждениям, были получены посредством опросника национального исследования подросткового здоровья (Add Health), который заполнялся каждым участником индивидуально на дому на принесенном экспериментатором компьютере и в первой, и в третьей волне. Эти опросники содержали вопросы, затрагивающие практически все стороны жизни (общий уровень здоровья, отношения в семье, о друзьях, о взглядах на политику, самоопределение и т.д.).

Данные по уровню IQ были получены при помощи проведения теста PPVT (Peabody Picture Vocabulary Test) — тест на вербальный интеллект, который исследователи в данном случае сочли эквивалентным тесту на общий интеллект. Тест на IQ проходил лишь единожды в первой волне исследований, когда испытуемые были еще школьниками, повторно в третьей волне он не проводился, американские школьники проходили его в своих школах на компьютерах, кураторство этого процесса было передано директорам школ.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Было обнаружено, что респонденты, относившие себя во взрослые годы к атеистам, в среднем показывали в подростковом возрасте IQ 103 балла, тогда как среди религиозных людей этот показатель составлял 97 баллов. Разница в IQ статистически достоверная, но не слишком большая — 6-11 баллов [14].

Результаты статического анализа сведены в графике (см. Приложение №1).

Если рассматривать угрозы валидности данного исследование, то необходимо начать с конструктной:

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

ПЛАН. 1. Введение…………………………………………………………………………………………………………2 1.1.С точки зрения психологии…………………………………………………………………………..2 1.2.С точки зрения философии…………………………………………………………………………..3 2.Анатомия и мышление……………………………………………………………………………………4 3. Абстрактное мышление как объект логики…………………………………………………..7 4.Предмет формальной логики……………………………………………………………………….14 5.Мышление и сознание ...

)Недостаток репрезентативности независимой переменной (балл теста на IQ (PPVT)): нет логичного обоснования, почему тест на вербальный интеллект, который по теории множественного интеллекта Гарднера отвечает главным образом за словарный запас, оперирование языком и речью [2], в данном случае является эквивалентным тесту на общий интеллект;

)Недостаток репрезентативности зависимой переменной: опросники, предлагаемые респондентам, включали лишь один вопрос относительно религиозности — этого недостаточно, чтобы полностью достоверно оценить картину, так как это показывает лишь отношение, но никаким образом не сообщает о степени религиозного поведения, выполнения ритуалов и т.п.;

)Недостаток силы воздействия независимой переменной: так как тест на IQ подростки проходили в школе, нельзя исключать возможности того, что кто-то «сжульничал», подглядев у соседа, кто-то выполнял тест «пальцем в небо», что свойственно подростам, то есть результаты теста могли абсолютно не отражать подлинного уровня интеллекта.

Теперь необходимо рассмотреть угрозы внутренней валидности:

Во-первых, произошел значительный отсев испытуемых в ходе исследования: от изначальной выборки в 20 745 человек осталось 15 197, то есть отсев оказался больше ¼ первоначальной выборки.

Во-вторых, нельзя не обратить внимание на угрозу развития, поскольку между первой и третьей волнами прошло 6-7 лет, многое в жизни тех людей могло измениться, могло измениться мировоззрение, мог произойти значительный личностный рост, и уровень интеллекта тоже мог измениться.

В-третьих, эффект фона: когда школьники заполняли тесты они не были изолированы друг от друга или от учителей.

Говоря об угрозе внешней валидности, здесь крайне нерепрезентативная выборка, школьники 7-12 классов, по которой некорректно экстраполировать результаты на генеральную совокупность.

Увеличить же валидность данного исследования можно несколькими путями:

)Сокращение времени исследования — нет необходимости делать промежуток в 6-7 лет, между замерами интеллекта и религиозности;

)Проведение исследования на более репрезентативной выборке — участие в исследовании людей разных возрастов, национальностей, социальных слоев.

.2 Взаимосвязь между интеллектом и разными сторонами религиозной веры

В 2011 году Г. Льюис, С. Ричи и Т. Бэйтс, изучив предыдущие исследования, касавшиеся взаимосвязи интеллекта с религиозностью и открытостью человека, провели собственное на основе большой выборки среди американских взрослых.

Они выдвинули ряд гипотез:

)Интеллект будет одинаково коррелировать с фундаментализмом, религиозной идентификацией и частной религиозной практикой;

)Отсутствие значимой связи между интеллектом и духовностью;

)Наличие положительной корреляции открытости с духовностью и отрицательной ее корреляции с фундаментализмом, религиозной идентификацией и частной религиозной практикой.

Выборка составляла 2307 человек: 1035 мужчин (средний возраст 48,49 лет), 1262 женщины (средний возраст 47,87 лет) и 10 человек, не указавших свой пол (средний возраст 43,30 года), которых исследовали на предмет религиозности, когнитивных способностей/интеллекта и «открытости». По расовой принадлежности: 92,3% белых людей, 3,4% афроамериканцев, 1,3% коренных американцев, 0,5% лиц азиатской расы и 2,5% лиц, указавших свою расу как другую. Из выборки были исключены результаты лиц нехристианских конфессий (<100 человек).

Почти все участники определили свою принадлежность к христианской религии, за исключение 3,2%, которые определили себя к атеистам и агностикам, еще 11,4%, сообщивших, что не имеют никаких религиозных предпочтений.

Для оценки уровня религиозности по каждому из показателей (внимательность к людям, духовность, религиозная поддержка, религиозная идентификация, частная религиозная практика, фундаментализм) испытуемым было предложены 4- и 5-балльные шкалы Лайкерта, по нескольку вопросов на каждый показатель. Открытость также измерялась при помощи шкалы Лайкерта, на которой испытуемый должен был оценить, в какой степени его характеризует приведенное прилагательное из списка: творческий, изобретательный, умный, любопытный, терпимый, искушенный, авантюрный.

В качестве маркера общего интеллекта, использовался составной показатель из пяти суб-тестов. Общая составная оценка была рассчитана как среднее Z-оценки для следующих подтестах: сумма немедленного и отсроченного испытаний, объем рабочей памяти, беглость речи, индуктивного рассуждения и скорость обработки. Общая оценка была рассчитана только для случаев со всеми выполненными тестам. Составная общая оценка была стандартизирована на Z-оценку.

Согласно результатам данного исследования, интеллект имеет существенную отрицательную корреляционную связь с пятью из шести сторон религиозности, наибольший коэффициент был выявлен у фундаментализма (β = -.13).

При наличии достаточно большой выборки, 2307 человек, наблюдаемый эффект является слабым, и едва ли его можно принимать за действительно значимый [15].

Результаты регрессионного статистического анализа приведены в таблице (см. Приложение №2).

Анализируя данное исследование, необходимо отметить, что авторы, изучив предыдущие исследования и учтя ошибки, допущенные в них, спланировали его качественно с точки зрения угроз конструктной валидности: как независимая, так и зависимая переменные являются вполне репрезентативными, то есть инструментарии, выбранные для регистрации показателей интеллекта и религиозности, являются адекватными, потому как в расчет берутся как разные виды интеллекта и его проявления, так и разные стороны религиозности; воздействие независимой переменной так валидно, так как каждый испытуемые выполнял тесты и заполнял опросники индивидуально.

То, что касается угроз внутренней валидости, то необходимо сказать о невозможности контроля за регрессией к среднему в опросниках на уровень религиозности, однако при регистрации этого конструкта избежать подобного вида угроз весьма сложно.

Относительно внешней валидности, недочетом является то, что нет сведений о том, каков был диапазон возрастов испытуемых (есть информации только о среднем возрасте у испытуемых каждого пола), и о том, каким образом была сформирована выборка, то есть по данным представленным в исследовании нет возможности судить о репрезентативности выборки, хотя она является довольно большой и разнородной, однако можно сказать о репрезентативности исследовательского контекста, так как экспериментальное воздействие и вовсе отсутствовало, но тем не менее нельзя с уверенность сказать о возможности экстраполяции результатов, поскольку нет данных о формировании выборки. выборка в 2307 человек является весьма репрезентативной, учитывая, что участие принимали и мужчины, и женщины, представители разных рас, однако невозможно сделать вывод о разнородности возраста испытуемых, поскольку не был указан его диапазон, а только средний возраст.

.3 Исследование среднего уровня интеллекта в 137 странах

Р. Линн, Дж. Харви и Г. Ниборг на основании результатов ранее проведенных исследований решили провести сравнительный анализ связи среднего уровня интеллекта у жителей разных стран с их уровнем религиозности.

В исследовании проверялись наличия доказательств нескольких высказываний:

) между уровнем интеллекта и религиозной верой есть негативная связь;

) эта связь выражается в различии психометрического фактора G (основной фактор развитого интеллекта);

) рассмотрение этого отношения между национальностями.

Данное исследование начиналось с выявления и общения общих фактов, на основании ранее проведенных исследований, подтверждающих гипотезу о наличии негативной корреляционной связи между психометрическим фактором G и верой.

Во-первых, утверждалась негативная корреляция между интеллектом и религиозными воззрениями — примеры исследований, которые показывали, что у людей не верующих был показатель коэффициента интеллекта больше, чем у религиозных людей. Упоминаются исследования Сатоси Каназава, подтвердившего наличие негативной связи между уровнем интеллекта и религиозности (его анализ уже приведен выше) и национальное исследование, проведенное в середине прошлого века в Нидерландах на репрезентативной выборке в 1538 человек, показавшее, что у агностиков показатель IQ выше на 4 единицы, чем у верующих.

Во-вторых, в подтверждение вышеупомянутых исследований, свидетельствует сопоставление процента верующих среди интеллектуальной элиты и населения в целом. Это было освещено еще в 1921 году в опросе религиозных верований выдающихся американских ученых, который выявил, что 39% из них верили в Бога. Следующий опрос в 1965 году показал, что среди группы из 64 видных ученых, 61 были «равнодушны к религии». Это намного меньший процент по сравнению с тем, что по результатам опроса населения США в 1948 году общий процент верующих 95,5%. В 1990-е исследование членов американской Национальной академии наук сообщил, что 7% ученых верят в существование Бога, по сравнению с 90% населения в общем, определившими себя, как верующих. В Британии, было выявлено, что на 3,3% стипендиатов Королевского общества, верующих в существование Бога, приходится 78,8% тех, кто не верит (остальное не определились).

В то же время опрос показал, что 68,5% от общего населения верит в существование Бога.

Кроме того, в соответствии с отрицательной корреляцией между интеллектом и религиозной верой ученые обнаружили снижение религиозности с увеличением физического возраста и развитием когнитивных способностей. Это было обнаружено в Соединенных Штатах среди 12-летних детей 94% одобрили заявление «Я считаю, что есть Бог», в то время как среди 18-летних эта цифра упала до 78%. Точно так же в Англии было обнаружено снижение религиозной веры в диапазоне возраста 5 — 16 лет. Религиозная вера была измерена по шкале, состоящей из вопросов, как «Бог очень много значит для меня» и «Я думаю, что люди, которые молятся тупые» и т.д. В другом исследовании, среди 12-15-летних детей в протестантской школе Северной Ирландии, показатель благоприятного отношения к религии значительно (pb.001) падал с каждым годом взросления детей (0,75 стандартного отклонения за 4-летний период), в то время как корреляция между благоприятным отношением к религии и IQ становилась все более значительно отрицательной (pb.001).

Сокращенные результаты этих исследований сведены в таблицы (см. Приложение №3).

Также рассматривалось уменьшение доли верующих людей, относительно общей популяции людей, в 20 веке — век увеличения интеллектуально развитого населения. Увеличение интеллектуально развитого населения влекло за собой уменьшение верующих. Приведены ряды статистики процентов еженедельной посещаемости церквей в Англии по переписи с 1850 года и до конца прошлого века, которые показывают четкую ее регрессию: 1850 — 40%, 1900 — 35%, 1950 — 20%, 1990 — 10%. Также были рассмотрены ряды результатов похожих опросов, проходивших в Америке, имевших схожие тенденции к снижению тенденции посещения церквей.

Для того, чтобы определить, есть ли отрицательная связь между религиозными убеждениями и психометрическим фактором G, были проанализированы данные из Национального лонгитюдного исследования молодежи (NLSY97).

По результатам которого атеисты набрали в среднем на 6 G-IQ-эквивалентных баллов больше исследуемых, исповедующих ту или иную из большого числа различных религий.

И последним пунктом рассмотрения, к которому подводили исследователи, было рассмотрение отношения между интеллектом и религиозной верой у разных наций — для этого они взяли статистические данные по уровню IQ и процента верующих в разных странах и сопоставили их. Данные показали, что только в 17% (23 из 137) стран часть людей неверующих оказывается выше, чем 20%, от общего числа людей. Практически все из этих стран имеют высокий средний показатель IQ.

Экспериментаторы разделили страны на 2 группы по уровню IQ:

) IQ от 64 до 86;

) IQ от 87 до 108.

Заключение показало, что часть неверующих в странах, где живут люди со средним IQ 64-86, составляет 1,95% от популяции. А в странах, где живут люди со средним IQ 87-108, эта часть составляет 19,99% [16]. Данные приведены в таблицах (см. Приложение №3).

По своей сути это исследование представляет собой обобщение разных исследований на тему взаимосвязи уровня интеллекта и религиозности в разных контекстах и выявлением ряда закономерностей. С одной стороны, сведение данных чужих исследований для подтверждения собственных гипотез мало эффективно с прикладной и практической точки зрения, однако с другой стороны — это может оказаться очень полезным для статистики и общих обзоров на данную тему, так как здесь сведены, проанализированы и обобщены данные многих исследований на эту тему, так что неправомерно было бы говорить об отсутствии пользы подобных исследований, учитывая их довольно подробное приведение данных, позволяющих наглядно оценить результаты.

Важным является факт, что результаты этого исследования приводятся как аргумент в пользу существования негативной связи между интеллектом и религиозностью в статье Р. Линна «Интеллект и экономическое развитие» [5].

.4 Мета-анализ 63 исследований на тему взаимосвязи интеллекта и религиозности

М. Цукерман, Дж. Сильберман и Дж. А. Холл провели первый масштабный мета-анализ в области психологии относительно корреляционной связи между интеллектом и религиозностью, охвативший 63 исследования.

Для анализа были взяты исследования разных лет, охвативших временной промежуток почти в 100 лет, начиная с первых исследований в 1928 году, проведенных Хоувелом и Синклером в университете штата Айова, вплоть до последних, проведенных Льюисом и его коллегами в 2011 году, о котором упоминалось выше.

Исследователи ставили перед собой 2 цели:

)провести количественную оценку характера и величины отношения между интеллектом и религиозности;

)изучение объяснений каких-либо наблюдаемых связей между интеллектом и религиозностью.

Статьи с соответствующими исследованиями были найдены на PsycINFO и в поисковой системе Google.

Был проведен анализ как случайных, так и фиксированных эффектов. По результатам которого 53 исследования показали отрицательную корреляцию, в то время как 10 исследований показали, положительную корреляцию отношений интеллекта и религиозности. 37 исследований показали значительные корреляциями; Из них 35 были отрицательными и 2 были положительными. Среднее арифметическое (r) между интеллектом и религиозностью было -.16, медиана была -.14, а взвешенное среднее было -.13. Сходство этих трех мер центральной тенденции указывает на то, что распределение было приблизительно симметрично и не было искажено несколькими очень большими исследованиями, которые были в базе данных. Модели как со случайными, так и с фиксированными эффектами демонстрируют существенные доказательства, что чем выше интеллект человека, тем меньше его уровень религиозности [20].

Проведение такого исследования является очень важным со статистической точки зрения, обобщение большого количества разных исследований позволяет выявить общую тенденцию зависимости одного показателя от другого и определенные закономерности причин ее возникновения.

И тут также хочется отметить, что один из радикальных атеистов из круга современного научного общества — этолог, биолог-эволюционист, профессор Оксфордского университета, Ричард Докинс, в своей книге «Бог как иллюзия» [13] и в одной из лекционных статей, под названием «Воинствующий атеизм» [12] в качестве аргумента в пользу существования отрицательной связи между уровнем интеллекта и религиозностью человека приводит цитату из статьи, которая посвящена первому мета-анализу 43 исследований на предмет данного вида связи, в перечень которых попали исследования с 1927 года, и по результатам которого во всех исследованиях, кроме четырех, была обнаружена отрицательная корреляционная связь.

Глава 3. План эмпирического исследования

На основании проанализированных исследований, проведенных на предмет взаимосвязи уровня интеллекта человека со степенью его религиозности, с учетом недочетов, выявленных в ходе исследования, было решено смоделировать как можно более надежное, репрезентативное и валидное исследование.

Во-первых, необходимо определить измеряемые объекты:

)интеллект рассматривается как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей [7, с. 292];

)религиозность же понимается как возникающее и развивающееся под влиянием социокультурного окружения состояние сознания личности, определяющееся принятием норм, правил, догматов и ценностей определенной религиозной системы как своей личной, и которое, в зависимости от степени развития у каждого отдельного индивида, может являть собой основу ценностно-смысловых ориентаций, направленности мышления и действий.

Наиболее рационально и надежно использовать выборку, сформированную случайным образом (рандомизированную) в 200 человек, граждан РФ; возраст от 18 лет — это очень важное замечание, так как необходимо, чтобы испытуемые находились на одной ступени развития когнитивных способностей (во избежание недостоверных результатов), а к 18 годам они зачастую окончательно сформированы.

На основании анализа существующих методик для исследования уровня интеллекта, переведенных и адаптированных на русском языке, собранных и представленных в «Психологии общих способностей» В. Н. Дружинина [3], в качестве инструментария для исследования общего интеллекта был выбран тест Векслера, а именно, его вариант для исследования интеллекта у взрослых людей — WAIS (16 — 64 года).

Данный тест состоит из 11 субтестов, которые включают разнородные и разнонаправленные виды заданий, благодаря которым оценивается общий интеллект и его составляющие: вербальный и невербальный.

Для измерения интеллекта выбор пал именно на этот инструментарий в том числе и потому, что он является наиболее надежным: 0,97 — при оценке общего интеллекта, в отличие от надежности матриц Равена (от 0,70 до 0,89) или теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (от 0,74 до 0,91), согласно тому же Дружинину [3].

Для измерения религиозности был выбран тест-опросник уровня религиозности (ТОР), разработанный Щербатых Ю. В. Данный тест состоит из 40 вопросов, разбитых на 8 субшкал. Благодаря наличию субшкал появляется возможность сделать структурный анализ религиозности каждого респондента, так как каждая из них определяет конкретный вид личностной мотивации или потребности, оказывающих влияние на формирование индивидуальной религиозности: склонность к идеалистической философии, отношение испытуемого к магии, тенденцию личности искать в религии поддержку и утешение, внешние признаки религиозности, интерес к загадочным и таинственным явлениям, тенденцию верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир, наличие религиозного самосознания (внутренней потребности в религиозном веровании), отношение испытуемого к религии как образцу моральных норм поведения [4, с. 120 — 122].

Переменными в данном исследовании выступают:

)балл коэффициента интеллекта (IQ) по тесту Векслера;

)балл в соответствии со шкалой религиозности Ю. В. Щербатых.

Дизайн исследования: О1,2.

Метод сбора данных: испытуемым в индивидуальном порядке будет предложено пройти тест на уровень интеллекта и заполнить опросник на уровень религиозности. Во избежание угроз валидности все респонденты будут изолированы друг от друга. По окончании сбора данных будет проведен корреляционный анализ на основании полученных результатов.

Заключение

В первую очередь необходимо отметить, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла свое подтверждение в проанализированных исследованиях.

Поставленная цель и задачи также были выполнены: были определены исследуемые конструкты, сделан анализ исследований на тему взаимосвязи уровня интеллекта и религиозности человека, и на основании данных исследований спланировано эмпирическое исследование.

Как показали результаты анализа проведенных ранее исследований, имеется вполне прочная негативная корреляция между уровнем интеллекта и степенью религиозности человека. То есть было не единожды доказано, что чем выше уровень интеллекта у человека, тем более ярко выражена атеистичность его взглядов, хотя разница в значениях была невелика (от 4 до 6 баллов).

Также проведение настоящей работы позволило выявить основные сложности, с которыми сталкивались исследователи в своих работах, какие ошибки были ими допущены, какие факторы не были учтены в ходе исследований, — это создает благоприятную и плодотворную почву для проведения новых исследований на эту тему, с учетом опыта предшественников. А возможно это послужит материалом для разработки новых методик для регистрации таких показателей как интеллект и религиозность. А последнюю, с точки зрения автора, можно, как и интеллект, исследовать с точки зрения структурной организации, чего не осуществлялось в проанализированных исследованиях, и определять, какой именно вид религиозности (внешний/внутренний и пр.) и ее аспекты главным образом коррелируют с уровнем интеллекта и какова данная связь, что послужило бы расширению научного знания в этой области психологической науки.

Список литературы

1.Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С., Смит Э.Е. Введение в психологию. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007. — 811 c.

2.Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. — М.: ООО «И.Д. Вильямc», 2007. — 512 с.

3.Дружинин В.Н. Психология общих способностей, СПб.: «Питер», 2007. — 530 с.

.Кравцова М.С., Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал, Т. 17, №6, 1996. С. 119 — 122.

5.Линн Р. Интеллект и экономическое развитие. Психология. Журнал Высшей школы экономики, Т. 5, № 2, 2008. С. 89 — 108.

.Сыромятников И. В. Психодиагностика: Учебное пособие для вузов. — Академический проект, Деловая книга, 2005. — 640 с.

.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М., 2001. — 511 с.

9.Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986. — 352 с.

.Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979. — 265 c.

11.Anderson J.R. Codnitive Psychology and Its Implications. New York; W. H. Freeman, 1990. — p. 406

.Dawkins R. Militant Modern Atheism. Journal of Applied Philosophy, Vol. 28, No. 1, 2011. — p. 56 — 77

13.Dawkins R. The God Delusion. Bantam Press, 2006. — p. 406

.Kanazawa Satoshi. Why Liberals and Atheists Are More Intelligent// Social Psychology Quarterly Vol. 73, No. 1, 2010. — p. 33 — 57

15.Lewis, Gary J., Ritchie Stuart J., Bates Timothy C. The relationship between intelligence and multiple domains of religious belief: Evidence from a large adult US sample. Intelligence . Volume 39, Issue 6 , November-December 2011. p. 468 — 472

16.Lynn R., Harvey J., Nyborg H. Average intelligence predicts atheism rates across 137 nations // Intelligence, Vol. 37. № 1, 2008. — p. 11 — 15.

.Matsumoto D. The Cambridge Dictionary of Psychology. — Cambridge: Cambridge University Press, 2009. — p. 587.

18.Statt D.A. The Concise Dictionary of Psychology, 3-rd Edition, Taylor & Francis e-Library, 2003. — p. 140

.Sternberg, Robert J. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. — Cambridge: Cambridge University Press. — XVI, 1987. — p. 411

.Zuckerman Miron, Silberman Jordan, Hall Judith A. The Relation Between Intelligence and Religiosity: A Meta-Analysis and Some Proposed Explanations// Personality and Social Psychology Review 17 (4), 2013. — p. 325 — 354.