Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения статусного положения в группе в подростковом возрасте 5
1.1. Общая характеристика межличностных отношений в группах 5
1.2. Особенности статусного положения в группе подростков 13
1.3 Выводы по теоретической главе 23
Глава 2. Эмпирическое изучение статусного положения в группе в подростковом возрасте 24
2.1. Описание методик исследования 24
2.2.Анализ качественных данных 28
2.3.Изложение полученных количественных данных 40
Заключение 43
Список литературы 44
Введение
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.
Ведущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического, критического мышления.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее.
Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой. Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности.
Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подростку хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Применение рисуночных методик при работе в группе с подростками ...
... По словам Л.С. Выготского, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес. Л.С. ... направлений в психотерапии. Цель: Изучение возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Объект исследования: зависимость от психоактивных веществ. ...
Цель работы: выявить и описать возрастные особенности подростков в личностной сфере.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме возрастных особенностей положения в группе у подростков;
2. Сформировать батарею диагностических методик, позволяющих диагностировать особенности положения в группе у подростков;
3. Провести эмпирическое исследование с последующим количественным и качественным анализом данных по проблеме изучения возрастных особенностей положения в группе у подростков;
4. Сформулировать выводы по результатам, дать психологическое заключение о возрастном развитии подростков на предмет особенностей положения в группе.
Используемые методики:
· Метод социометрических измерений (Дж. Морено) (Приложение 1, Приложение 4)
· Тест-опросник для определения уровня самооценки (Автор С. В. Ковалев) (Приложение 2, Приложение 5)
· Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) (Приложение 3, Приложение 6)
Объектом курсовой работы являются школьники в возрастной группе от 13 до 15 лет.
Предмет исследования — возрастные особенности статусного положения в группе у подростков.
Глава 1.Теоретические аспекты изучения статусного положения в группе в подростковом возрасте
1.1. Общая характеристика межличностных отношений в группах
Нельзя не согласиться с утверждением Р. С. Немова о том, что человек как личность есть продукт и результат многочисленных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп. Большую часть своей жизни человек проводит в малой группе. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием [7].
Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 — 3 до 20 — 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Малая группа — ограниченная совокупность непосредственно («здесь и теперь») взаимодействующих людей, которые:
1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;
2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;
3) участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;
4) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;
5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;
Особенности образа «Я» неуверенного подростка
... (ОСО) (В.В. Столин); качественный и количественный анализ полученных данных. неуверенный подросток самосознание психологический Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные ... становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями ...
6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;
7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;
8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны [14].
В социальной психологии, сложилось более десятка крупных направлений, занятых изучением межличностного взаимодействия в социальных группах и межгрупповых отношений. К наиболее значительным можно отнести: реалистическую теорию группового конфликта Саммнера (1906), Уайта (1949), Шерифа (1958), Ньюкомба (1960) и Козера (1956); теорию социального обмена (Хоманса — 1950; Тибо и Келли — 1958; Блэлока и Уилкина — 1979); исследования межгруппового контакта (Оллпорт — 1950; Стефан — 1985; Кук — 1956).
В отечественной социальной психологии первыми работами, специально посвященным психологическим механизмам отношений в малой группе, можно назвать работы Н.И. Шевандрина, И.А.Ильина (1935) и Б.Ф.Поршнева (1966), Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьминой, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, А.В. Петровского и С.Г. Якобсона, В.С.Агеева, Э.Н. Аллахвердянц, В.В. Гриценко, Н.М.Лебедевой, Ю.А.Луневой, Л.И.Науменко, В.П.Позняковой, Г.У.Солдатовой, И.Р.Сушкова, П.Н. Шихирева.
Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из видов групп является коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.
Д. И. Фельдштейн выделяет 3 этапа формирования учебного коллектива.
· На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.
· Второй этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы.
· Третий этап развития коллектива характеризуется высоким уровнем сплоченности — ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для группы в целом[16].
Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений [10].
Психологические характеристики малых групп как объекта социальной психологии
... социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в ...
По мнению Я.Л. Коломинского, общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения. Одним из явлений межличностных отношений выделяют взаимоотношения — личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние [4].
Как утверждает Л.Д. Столяренко, межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, на критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. [15].
Я.Л. Коломинский также отмечает, что взаимоотношения между учениками в классе — это не отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел — трудовых, общественных, бытовых. Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп [4].
Группы сверстников остаются важными в течение всего периода пребывания в школе, но за это время, как в их организации, так и в их значении, для ребенка происходят заметные перемены. Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают десяти, двенадцати лет. В этот период организационная структура групп становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания членов группы. Весьма важным становится деление по половому признаку. Эти строгие установки в отношении правил, конформности и половой сегрегации становятся обычными для взаимодействия детей данного возраста, утверждает Г. Крайг [2].
Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них. Положение ученика в системе личных взаимоотношений, которое во многом зависит от того, насколько он симпатичен своим одноклассникам, имеет самое существенное значение для формирования его личности. Если ученику симпатизируют многие одноклассники, охотно общаются с ним, с удовольствием принимают в игру и т. д., то это создает предпосылки для формирования у него таких качеств личности, как общительность, доброжелательность, дружелюбие и т. д. Не может пройти бесследно для личности ученика и такое его положение в классе, когда ему никто или почти никто не симпатизирует, когда он чувствует себя одиноким, ненужным и т. д. На почве таких взаимоотношений у ученика может выработаться замкнутость, угрюмость, озлобленность и т д. Отсюда ясно, как важно вовремя установить фактическое положение ученика в классе со стороны его взаимоотношений с одноклассниками и в случаях неблагоприятного положения выяснить его причины и постараться изменить.
Я. Коломинский в своем исследовании положения ученика в системе личных взаимоотношений в классе (методом выбора соседа по парте) выявил, что имеет место быть неравномерное распределение выборов между учениками класса. Учеников, получивших различное число выборов, условно разделили на 4 группы:
4.ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПО КЛИМОВУ
... основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях знаний и практики ... и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии. "Ч ...
1. ученики, получившие количество выборов в 2 и более раз превышающее среднее число,
2. ученики, получившие среднее число выборов, от трех до пяти;
3. ученики, получившие 1-2 выбора;
4. дети, не получившие в эксперименте ни одного выбора.
Полученные данные показывают, что около половины учеников изученных классов оказываются обычно в первых двух группах, т. е. занимают благоприятное с этой точки зрения положение в системе личных взаимоотношений. Меньше всего детей обычно оказывается в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны и постоянны по величине II и III группы. Они примерно равны друг другу и вместе составляют около 2/3 учеников класса. Материалы изучения учеников, которых одноклассники выбирают наиболее часто, и тех, кто выбирается реже всего, показывают, что и первым и вторым присущи некоторые общие черты. Прежде всего, выявилось, что все ученики, занимающие высшее положение в системе личных взаимоотношений, имеют хорошие способности, которые, однако, не всегда обеспечивают им высокую успеваемость. Общими качествами, присущими этим детям, являются: общительность, верность в дружбе, готовность оказать помощь товарищу. Обращает на себя внимание тот факт, что среди детей, получивших наибольшее число выборов, нет ни одного ученика, проявляющего аффективные формы поведения, т. е. нет капризных, упрямых, вспыльчивых, драчливых. Почти у всех этих учеников отмечаются такие качества, как самостоятельность, инициативность, богатство фантазии. Интересно отметить, что девочки, попадающие в высшую группу, отличаются привлекательной внешностью.
У детей, попадающих в низшую группу по числу полученных выборов, наиболее общими чертами являются наличие ярко выраженных аффективных форм п……..
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. — Серия «Мастера психологии», 2002. — 992 с.
3. Коломинский Я.Л. Путь изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками. «Вопросы психологии», 1963, №2, стр. 101 — 108.
4. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. — Минск: ООО «ФУА информ», 2003 — 312 с.
5. Личностная рефлексия в подростковом возрасте [Электронный ресурс]: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Н.И. Гуткина < opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3258/source:default>. — Москва, 1983. — 175 с. — Режим доступа: inc/absid.php?absid=158123 . — Электронная версия подготовлена по рукописи диссертации . — 19.00.07 — Педагогическая, детская и возрастная психология.
6. Лубовский Д.В.Программа развития мотивов межличностных отношений подростков 12-15 лет // Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. — изд.4-е. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
7. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. / Р.С. Немов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — Кн.1. Общие основы психологии — 688 с.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... ученикам в процессе учебной деятельности. В противоположность этому, учителя, ориентированные на «результативность», хвалят или порицают в том случае, когда учебный результат (правильный или неправильный) уже получен. ...
8. Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности.-М., 1987.
9. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
10. Психологический словарь, URL: < dictionaries/psy.html>
11. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Питер, 2002. — 544 с.
12. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.- 303 с.
13. Социальная психология. Андреева Г.М. М.: Аспект Пресс, 2001. — 384 с.
14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 — 736 с.
15. Хромов В.В. Интерактометрия и её возможности по диагностике внутригруппового взаимодействия // Череповецкие научные чтения — 2009: Материалы Всероссийской научно — практической конференции, посвящённой Дню города Череповца (2-3 ноября 2009 г.): В 3 ч. Ч. 2: Исторические, социальные и психолого — педагогические науки в начале 21 в.: сборник / Отв. ред. Н.П. Павлова. — Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. С. 137 — 140.