Возрастные особенности социального положения в группе у подростков

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Теоретические аспекты изучения статусного положения в группе в подростковом возрасте 5

1.1. Общая характеристика межличностных отношений в группах 5

1.2. Особенности статусного положения в группе подростков 13

1.3 Выводы по теоретической главе 23

Глава 2. Эмпирическое изучение статусного положения в группе в подростковом возрасте 24

2.1. Описание методик исследования 24

2.2.Анализ качественных данных 28

2.3.Изложение полученных количественных данных 40

Заключение 43

Список литературы 44

Введение

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.

Ведущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического, критического мышления.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее.

Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой. Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности.

Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подростку хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

15 стр., 7359 слов

Применение рисуночных методик при работе в группе с подростками ...

... По словам Л.С. Выготского, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес. Л.С. ... направлений в психотерапии. Цель: Изучение возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Объект исследования: зависимость от психоактивных веществ. ...

Цель работы: выявить и описать возрастные особенности подростков в личностной сфере.

Задачи работы:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме возрастных особенностей положения в группе у подростков;

2. Сформировать батарею диагностических методик, позволяющих диагностировать особенности положения в группе у подростков;

3. Провести эмпирическое исследование с последующим количественным и качественным анализом данных по проблеме изучения возрастных особенностей положения в группе у подростков;

4. Сформулировать выводы по результатам, дать психологическое заключение о возрастном развитии подростков на предмет особенностей положения в группе.

Используемые методики:

· Метод социометрических измерений (Дж. Морено) (Приложение 1, Приложение 4)

· Тест-опросник для определения уровня самооценки (Автор С. В. Ковалев) (Приложение 2, Приложение 5)

· Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) (Приложение 3, Приложение 6)

Объектом курсовой работы являются школьники в возрастной группе от 13 до 15 лет.

Предмет исследования — возрастные особенности статусного положения в группе у подростков.

Глава 1.Теоретические аспекты изучения статусного положения в группе в подростковом возрасте

1.1. Общая характеристика межличностных отношений в группах

Нельзя не согласиться с утверждением Р. С. Немова о том, что человек как личность есть продукт и результат многочисленных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп. Большую часть своей жизни человек проводит в малой группе. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием [7].

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 — 3 до 20 — 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Малая группа — ограниченная совокупность непосредственно («здесь и теперь») взаимодействующих людей, которые:

1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;

3) участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

4) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

29 стр., 14206 слов

Особенности образа «Я» неуверенного подростка

... (ОСО) (В.В. Столин); качественный и количественный анализ полученных данных. неуверенный подросток самосознание психологический Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные ... становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями ...

6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;

7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны [14].

В социальной психологии, сложилось более десятка крупных направлений, занятых изучением межличностного взаимодействия в социальных группах и межгрупповых отношений. К наиболее значительным можно отнести: реалистическую теорию группового конфликта Саммнера (1906), Уайта (1949), Шерифа (1958), Ньюкомба (1960) и Козера (1956); теорию социального обмена (Хоманса — 1950; Тибо и Келли — 1958; Блэлока и Уилкина — 1979); исследования межгруппового контакта (Оллпорт — 1950; Стефан — 1985; Кук — 1956).

В отечественной социальной психологии первыми работами, специально посвященным психологическим механизмам отношений в малой группе, можно назвать работы Н.И. Шевандрина, И.А.Ильина (1935) и Б.Ф.Поршнева (1966), Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьминой, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, А.В. Петровского и С.Г. Якобсона, В.С.Агеева, Э.Н. Аллахвердянц, В.В. Гриценко, Н.М.Лебедевой, Ю.А.Луневой, Л.И.Науменко, В.П.Позняковой, Г.У.Солдатовой, И.Р.Сушкова, П.Н. Шихирева.

Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из видов групп является коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Д. И. Фельдштейн выделяет 3 этапа формирования учебного коллектива.

· На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

· Второй этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы.

· Третий этап развития коллектива характеризуется высоким уровнем сплоченности — ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для группы в целом[16].

Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений [10].

19 стр., 9415 слов

Психологические характеристики малых групп как объекта социальной психологии

... социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в ...

По мнению Я.Л. Коломинского, общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения. Одним из явлений межличностных отношений выделяют взаимоотношения — личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние [4].

Как утверждает Л.Д. Столяренко, межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, на критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. [15].

Я.Л. Коломинский также отмечает, что взаимоотношения между учениками в классе — это не отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел — трудовых, общественных, бытовых. Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп [4].

Группы сверстников остаются важными в течение всего периода пребывания в школе, но за это время, как в их организации, так и в их значении, для ребенка происходят заметные перемены. Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают десяти, двенадцати лет. В этот период организационная структура групп становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания членов группы. Весьма важным становится деление по половому признаку. Эти строгие установки в отношении правил, конформности и половой сегрегации становятся обычными для взаимодействия детей данного возраста, утверждает Г. Крайг [2].

Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них. Положение ученика в системе личных взаимоотношений, которое во многом зависит от того, насколько он симпатичен своим одноклассникам, имеет самое существенное значение для формирования его личности. Если ученику симпатизируют многие одноклассники, охотно общаются с ним, с удовольствием принимают в игру и т. д., то это создает предпосылки для формирования у него таких качеств личности, как общительность, добро­желательность, дружелюбие и т. д. Не может пройти бесследно для личности ученика и такое его положение в классе, когда ему никто или почти никто не симпатизирует, когда он чувствует себя одиноким, ненужным и т. д. На почве таких взаимоотношений у ученика может выработаться замкнутость, угрюмость, озлобленность и т д. Отсюда ясно, как важно вовремя установить фактическое положение ученика в классе со стороны его взаимоотношений с одноклассниками и в случаях неблагоприятного положения выяснить его причины и постараться изменить.

Я. Коломинский в своем исследовании положения ученика в системе личных взаимоотношений в классе (методом выбора соседа по парте) выявил, что имеет место быть неравно­мерное распределение выборов между учениками класса. Учеников, получивших различное число выборов, условно разделили на 4 группы:

5 стр., 2469 слов

4.ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПО КЛИМОВУ

... основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях знаний и практики ... и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии. "Ч ...

1. ученики, получившие количество выборов в 2 и более раз превышающее среднее число,

2. ученики, получившие среднее число выборов, от трех до пяти;

3. ученики, получившие 1-2 выбора;

4. дети, не получившие в эксперименте ни одного выбора.

Полученные данные показывают, что около полови­ны учеников изученных классов оказываются обычно в первых двух группах, т. е. занимают благоприятное с этой точки зрения положение в системе личных взаимоотношений. Меньше всего детей обычно оказывается в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны и постоянны по величине II и III группы. Они примерно равны друг дру­гу и вместе составляют около 2/3 учеников класса. Материалы изучения учеников, которых одноклассники выбирают наиболее часто, и тех, кто выбирается реже всего, показывают, что и первым и вторым присущи не­которые общие черты. Прежде всего, выявилось, что все ученики, занимающие высшее положение в системе лич­ных взаимоотношений, имеют хорошие способности, ко­торые, однако, не всегда обеспечивают им высокую успеваемость. Общими качествами, присущими этим детям, являются: общительность, верность в дружбе, готов­ность оказать помощь товарищу. Обращает на себя внимание тот факт, что среди детей, получивших наибольшее число выборов, нет ни одного ученика, проявляюще­го аффективные формы поведения, т. е. нет капризных, упрямых, вспыльчивых, драчливых. Почти у всех этих учеников отмечаются такие качества, как самостоятельность, инициативность, богатство фантазии. Интересно отметить, что девочки, попадающие в высшую группу, отличаются привлекатель­ной внешностью.

У детей, попадающих в низшую группу по числу по­лученных выборов, наиболее общими чертами являются наличие ярко выраженных аффективных форм п……..

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. — Серия «Мастера психологии», 2002. — 992 с.

3. Коломинский Я.Л. Путь изучения и формирования личных взаимоот­ношений между учениками. «Вопросы психологии», 1963, №2, стр. 101 — 108.

4. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. — Минск: ООО «ФУА информ», 2003 — 312 с.

5. Личностная рефлексия в подростковом возрасте [Электронный ресурс]: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Н.И. Гуткина < opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3258/source:default>. — Москва, 1983. — 175 с. — Режим доступа: inc/absid.php?absid=158123 . — Электронная версия подготовлена по рукописи диссертации . — 19.00.07 — Педагогическая, детская и возрастная психология.

6. Лубовский Д.В.Программа развития мотивов межличностных отношений подростков 12-15 лет // Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. — изд.4-е. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.

7. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. / Р.С. Немов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — Кн.1. Общие основы психологии — 688 с.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... ученикам в процессе учебной деятельности. В противоположность этому, учителя, ориентированные на «результативность», хвалят или порицают в том случае, когда учебный результат (правильный или неправильный) уже получен. ...

8. Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности.-М., 1987.

9. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

10. Психологический словарь, URL: < dictionaries/psy.html>

11. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. — СПб: Питер, 2002. — 544 с.

12. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.- 303 с.

13. Социальная психология. Андреева Г.М. М.: Аспект Пресс, 2001. — 384 с.

14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 — 736 с.

15. Хромов В.В. Интерактометрия и её возможности по диагностике внутригруппового взаимодействия // Череповецкие научные чтения — 2009: Материалы Всероссийской научно — практической конференции, посвящённой Дню города Череповца (2-3 ноября 2009 г.): В 3 ч. Ч. 2: Исторические, социальные и психолого — педагогические науки в начале 21 в.: сборник / Отв. ред. Н.П. Павлова. — Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. С. 137 — 140.