Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп

Курсовая работа

Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Социальные стереотипы

1.1 Психологическое исследование социальных стереотипов

1.2 Роль стереотипов в познании человека человеком

1.3 Социальные ценности личности

Раздел 2. Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп

2.1 Объект, предмет, цели и задачи исследования

2.2 Метод и процедура исследования

2.3 Результаты исследования и их интерпретация

Выводы

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Стереотип — это обобщение о группе людей, в которой фактически всем членам группы приписываются идентичные характеристики, независимо от реальных отличий между отдельными личностями. Готовые стереотипы в сознании сопротивляются изменениям, которые может внести новая информация. Стереотипы не обязательно эмоциональны и не всегда приводят к намеренным оскорблениям. Зачастую с помощью стереотипов мы лишь упрощаем свое отношение к окружающему миру — в той или иной степени создание стереотипов свойственно нам всем. По Оллпорту, мир слишком сложен для того, чтобы мы могли сформировать дифференцированные установки по отношению ко всему, что нас окружает. Вместо этого мы тратим свое время и энергию, чтобы по ряду тем получить установки, отличающиеся красотой и точностью, а о других предметах и людях мы судим, основываясь лишь на простых и поверхностных мнениях.

Учитывая нашу ограниченную способность к обработке информации, люди разумно поступают, когда ведут как «когнитивные скупцы» — они используют рациональные метод или принимают некоторые эмпирические нормы, пытаясь понять других людей. В той степени, в какой стереотип является результатом опыта, он довольно точен и может служить удобной рациональной моделью, когда человек имеет дело со сложными событиями. С другой стороны, если стереотип мешает нам уловить индивидуальные отличия внутри класса людей, то такой стереотип делает наше поведение неадекватным, он несправедлив и несет в себе потенциальное оскорбление.

Актуальность данной работы заключается в том, что социальные стереотипы формируются очень рано, они усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с группой, в полной мере осознавать себя ее членом. Стереотипы экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

10 стр., 4601 слов

Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

... и в изменении уровня социального сравнения. Демонстрация носителем стереотипа своей принадлежности к определённой социальной группе. Показателями этой функции являются результаты исследований, согласно которым люди ...

Объектом исследования курсовой работы является социальный стереотип.

Предмет исследования: структура социальных ценностей различных возрастных групп.

Цель работы: изучение влияния социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп.

Методы исследования: анализ и обобщение литературы, метод репертуарных решеток, корреляционный метод обработки данных, факторный анализ.

Задачи исследования:

1. Роль социальных стереотипов в познании человека человеком.

2. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей.

3. Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп.

социальный стереотип ценность

РАЗДЕЛ 1

СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

1.1 Психологическое исследование социальных стереотипов

Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Нередко при определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженность его так называемым ошибочным компонентом и т.п. В других случаях акцентируются его динамические характеристики — устойчивость, ригидность, консерватизм, — свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Общим местом в определениях социального стереотипа является также признание его преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей, искажающем видение социальной реальности.

Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман, анализируя влияние имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте [1,с.95]. Согласно У. Липпману, стереотипы — это упорядочные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права[1,с.95].

С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого социально-психологического явления. Так, Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей»[1,с.95]. Р. Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» [1,с.95].

Г. Тэшфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [1,с.95].

1.2 Роль стереотипов в познании человека человеком

В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни [цитата по 6,с.69]. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива, а возможности личного опыта ограничены. Пробелы в знаниях, полученных в личном опыте, человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры; но и этот вид знаний также не совершенен — он часто дает искаженное представление о мире. Несмотря на это, такие представления имеют большую устойчивость и используются людьми в качестве «кодов» (критериев оценки) явлений, фактов и событий окружающей действительности. Такие ригидные коды-знания, усваиваемые в готовом виде, У. Липпман назвал «стереотипами» [6,с.69].

С самого начала возникновения стереотипов они недостаточно полно отражают действительность, поскольку включают в себя представления лишь о некоторых сторонах явлений общественной жизни.

Отмечая существенные недостатки стереотипного мышления, Липпман тем не менее считает, что отказ от всех стереотипов расстроил бы человеческую жизнь, так как мир все-таки достаточно однообразен, в силу чего экономия внимания, даваемая использованием стереотипов, необходима и неизбежна [6,с.69]. Более совершенное познание действительности автор связывает с наличием у людей трезвого отношения к применяемым ими стереотипам.

Рассматривая проблему усвоения стереотипов, Липпман отмечает, что часто они заимствуются некритически от авторитетных людей [цитата по 6,с.70].

Стереотипы рассматриваются как разновидности так называемых социальных установок и исследуются во взаимосвязи трех составляющих их компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. В ходе изучения когнитивного компонента социальные установки анализируются с точки зрения их содержания. Аффективный компонент установки (называемый также чувственным или эмоциональным) выражает положительное или отрицательное отношение человека к объекту познания и придает установке оценочный характер. От него в большой степени зависит устойчивость стереотипов. Поведенческий компонент установки характеризует готовность человека к определенному поведению в отношении объекта познания. С позиции трехкомпонентности стереотипов выделяется два их вида: полные и неполные. Полные включают все три компонента. К неполным стереотипам относятся такие, в которых отсутствует хотя бы один из вышеназванных компонентов.

По содержанию стереотипы можно разделить на две категории: стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных, социальных и политических групп, и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, оформлению внешности и т.д.

Стереотипы могут быть неадекватными и адекватными. Можно выделить несколько причин неадекватности стереотипов: часть стереотипов с самого начала неадекватно отражают суть явлений; ряд стереотипов, будучи вначале адекватными, со временем устаревают, в силу того, что и отдельные люди, и группы людей развиваются и изменяются. Адекватные стереотипы являются «неполноценными» обобщениями, поскольку они содержат ограниченный набор существенных признаков. Необходимо учитывать также и возможность некорректного применения стереотипов. Указанные и некоторые другие особенности стереотипов предъявляют определенные требования к организации познавательной деятельности человека, использующего стереотипы.

Снижение устойчивости стереотипов обусловливается двумя типами факторов: социальными и психологическими. К социальным факторам относятся: образовательный ценз людей и осознание обществом особенностей стереотипов. Чем выше уровень образования человека, тем менее устойчивы его этнические предрассудки.

Можно выделить следующие психологические факторы, способствующие изменению стереотипов:1) общение и совместная деятельность с объектом познания; 2) объединение людей во имя общезначимой цели; 3) увеличение знаний об объекте общения; 4) некоторые факторы групповой динамики, являющиеся результатом межнационального группового взаимодействия; 5) определенные личностные черты; 6) сильные эмоциональные впечатления.

Дефицит общения, такие черты личности, как авторитаризм и замкнутость, состояние фрустрации, определенный стиль познания людей, характеризующийся некритичностью, способствуют косности стереотипов [6,с.74].

1.3 Социальные ценности личности

4 стр., 1610 слов

Исследования методом приемных детей

Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии. 6.1. Ранние исследования С 20-х годов 20 века до 60-х годов 20 века. Выводы, полученные разл исследователями с помощью разл методов, были во многом сходны, а именно о вкладе генотипа в межиндивидуальную изменчивость интеллектуальных функций ( ...

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

Тема 5 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ Важная роль в исследовании эмоциональных расстройств при­надлежит анамнестическому методу, с помощью которого изучается эмоциональная сфера в процессе жизни больного, и клиническому наблюдению за его поведением. Для объективной характеристик эмоциональных реакций, состояний и отношений используются физиологический, биохимический и экспериментально-психологиче­ ...

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... Можно констатировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деформаций личности. Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации ...    Социализация осуществляется как при активном содействии специальных социальных институтов (школ, например). Большое значение в социализации имеют неформальные ...

Личность — система социально значимых качеств индивида. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека в конкретных социальных условиях.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации, природе человека заложены возможности его будущего психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению социального опыта, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... с деятельностью человека. Истинность базового знания – крайне важное условие правильности метода. Классификация методов исследования. Одной ... реакция познавательных возможностей личности. Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать других людей и самого ... количественной и качественной обработке. Метод тестирования. В связи со спецификой предмета педагогической психологии ...

Становление человека как личности происходит в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют модели поведения людей, критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека, в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Ядром в структуре личности является сформированная у нее ценностно-нормативная система, направленность личности, ее отношение к социально значимым объектам и явлениям. Ценность — это личностная значимость того или иного явления, предмета, стороны действительности. И очень важно, чтобы личностная значимость явлений совпадала с ее социальной значимостью.

Различаются общесоциальные базовые ценности — гуманность, безопасность, любое социальное благо и ценности групповые — идейность, политические постулаты, религиозные верования, профессиональные знания и др.

Интернализированные (присвоенные) личностью ценности являются ее поведенческим ориентиром, основой самоконтроля. Ценности могут быть базовыми и инструментальными — средствами успешного решения жизненных проблем, средствами самореализации и самоутверждения личности.

На основе системы ценностей у личности формируется система ее установок — психическая готовность действовать определенным образом в соответствующей типовой ситуации. Особенно устойчивы социальные установки личности. Они образуют фонд устойчивых способов ее взаимодействия с социальными объектами, проявляются в так называемой социальной перцепции — стереотипном отражении социальных объектов. Так отношения между этническими группами буквально пронизаны соответствующими установками.

Влияние социума, социальной среды на личность столь значительно, что его результат проявляется в формировании социального характера личности.

Наряду с отдельными чертами и качествами характера формируется общий способ адаптации личности к социальной среде — социальный тип характера человека. Выделяются следующие типы социальных характеров:

1. Гармонически целостный тип — отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью личности к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает.

Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это волевой борец за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам — таков способ адаптации этих людей.

2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой — отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.

Разлад с внешним миром эти люди преодолевают посредством внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности, но, не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Для него характерны конфликтность между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивность, преобладание отрицательных эмоций, неразвитость коммуникативных свойств, недостаточная структурированность самосознания.

Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые устремления должны, по их мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена прошлым опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Их отличают инфантильность, неприспособленность к преодолению жизненных трудностей. Основной мотив их жизнедеятельности — удовольствие (гедонизм).

Все новые ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите — искаженному отражению действительности, капризам, упрямству, уходу в мир грез и бесплодных мечтаний.

4. Вариативный тип характера — внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности позиций, беспринципности, что свидетельствует о низком уровне развития личности, отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество — суррогат пластичности поведения.

Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей. Не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий — внешний.

В зависимости от соблюдения или несоблюдения индивидом интересов общества его поведение оценивается или как социально-положительное, или как асоциальное, или антисоциальное.

Регуляция поведения людей, социальных групп осуществляется на основе социальных норм и посредством социального контроля.

В процессе познания люди, обычно не осознавая этого, пользуются заимствованными у общества стереотипными представлениями о личностных свойствах людей. Такие представления часто оказываются неадекватными. Это связано со спецификой происхождения стереотипов, их тенденцией к устойчивости, неполной представленностью в них существенных признаков и пр. Использование неадекватных стереотипов приводит к ошибочным умозаключениям[3,с.12].

РАЗДЕЛ 2.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА СТРУКТУРУ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

2.1 Объект, предмет, цели и задачи исследования

Объектом исследования курсовой работы является социальный стереотип.

Предмет исследования: структура социальных ценностей различных возрастных групп.

Цель работы: изучение влияния социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп.

Методы исследования: анализ и обобщение литературы, метод репертуарных решеток, корреляционный метод обработки данных, факторный анализ.

Задачи исследования:

4. Роль социальных стереотипов в познании человека человеком.

5. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей.

6. Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп.

2.2 Метод и процедура исследования

Для проведения исследования использовался метод репертуарных решеток. Этот метод был предложен автором метода и теории конструктов (являющейся теоретической и методологической базой всего направления) Джорджем Келли. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Определение «репертуарная» означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом).

В нашей работе применялся метод ранговых решеток. Этот метод предложила Филлида Салмон. Основная задача испытуемого состоит в том, чтобы проранжировать элементы, в данном случае предложенные нами ценности. В основу исследования легли такие конструкты: межличностные отношения, профессиональная деятельность, материальные блага, статус, самореализация, стабильность. В нашем опросном листе записаны 15 ценностных ориентаций:

· добиваться признания и уважения,

· иметь теплые отношения с людьми,

· обеспечить себе будущее,

· зарабатывать на жизнь,

· иметь хороших собеседников,

· упрочить свое положение,

· развивать свои силы и способности,

· обеспечить себе материальный комфорт,

· повышать уровень мастерства и компетентности,

· избегать неприятностей,

· стремиться к новому и неизведанному,

· обеспечить себе положение влияния,

· покупать хорошие вещи,

· заниматься делом требующим полной отдачи,

· быть понятым другими.

Данные утверждения исследуемые должны были сравнить между собой попарно. Использование этого метода позволяет установить ценностные ориентации испытуемых. Метод репертуарных решеток используется для исследования личности человека, позволяет выявить неосознанные чувства человека, снижает фактор социальной желательности.

В исследовании приняли участие 30 человек — три группы по 10 исследуемых. Для этого был проведен опрос подростков в возрасте 12 — 14 лет, для одной части выборки. Для второй части выборки проводился опрос студентов в возрасте 18 — 20 лет. Для третьей части выборки в исследовании приняли участие исследуемые в возрасте 32 -34 лет.

Для обработки, заполненных таблиц, мы использовали компьютеризированный пакет статистических программ STATISTICA 6.0. Данные обрабатывали с помощью корреляционного метода и факторного анализа.

Корреляционный анализ — это метод статистической оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. Позволяет за очень короткое время получить множество данных для значительного числа испытуемых. При определении формы связи рассматривается ее линейность или нелинейность. В психологических исследованиях широко применяется также такой коэффициент связи, который рассчитывается в случае простейшей классификации. При наличии определенного свойства у испытуемого ему приписывается 1, при отсутствии — 0. По существу, это коэффициент корреляции для случая дихотомических данных. Но корреляционный анализ не позволяет решить одну проблему, связанную с возможной интерпретацией зависимости, существующей между переменными. Например, при наличии корреляционной зависимости между двумя переменными может быть трудно решить, какая из них — причина, а какая — следствие; к тому же может оказаться, что на самом деле причинной связи между ними вообще нет (так, они могут причинно зависеть от некой третьей переменной, не учтенной в исследованиях).

Интерпретация связи между переменными очень часто зависит от смысла, вкладываемого в используемые термины. Недостатки корреляционного анализа связаны с тем, что он позволяет лишь констатировать наличие некоей связи между параметрами или переменными, но не может доказать причинно — следственный тип этой связи. Самый эффективный способ выявления такой зависимости — вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие одного из факторов влияет на другой фактор.

Факторный анализ — это метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов. С помощью факторного анализа не только устанавливается связь изменения одной переменной с изменением другой, но определяется мера этой связи, и обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений.

2.3 Результаты исследования и их интерпретация

Используя методы математической обработки данных, был проведен корреляционный и факторный анализ, которые позволяют установить взаимосвязь между переменными.

В нашей работе корреляционный анализ (см. прил. таблица 1) показал взаимосвязь группы участников с рядом переменных: «обеспечить себе будущее» (0,47), «зарабатывать на жизнь» (0,64), «развивать свои силы и способности» (0,74), «обеспечить себе материальный комфорт» (0,5), «повышать уровень мастерства и компетентности» (0,6), «покупать хорошие вещи» (0,59) . Из этого следует, что перечисленные ценности вероятнее всего характерны для группы людей старшего возраста и молодежи. Также выявлена обратная корреляция группы с переменными: «иметь хороших собеседников» (-0,54), «избегать неприятностей» (-0,54), «быть понятым другими» (-0,42), которые свойственны скорее всего первой группе участников.

Также корреляционный анализ показал обратную связь между ценностями «добиваться признания и уважения» и «повышать уровень мастерства и компетентности» (-0,4).

Возможно, в сознании людей существует стереотип, что человек добившись признания и уважения, не нуждается в повышении уровня мастерства.

Конструкт «теплые отношения с людьми» прямо коррелирует с «развитием силы и способности» (0,4) и обратно коррелирует с конструктами «избежание неприятностей» (-0,39) и «обеспечить себе положение влияния» (-0,55).

Чтобы построить теплые отношения с людьми нужно не избегать неприятностей, а решать их. Вероятно, существует стереотип, что обеспечивая себе положение влияния человек считает менее значимым для себя теплые отношения с окружающими. При достижении высокого положения не возможно не встретить с неприятностями на этом пути, поэтому возникает желание избежать их.

В корреляционном анализе выявилась взаимосвязь: обеспечения себе будущего с заработком на жизнь, развитием сил и способностей, обеспечением себе материального комфорта. Эти материальные блага характерны для второй группы участников. У людей существуют разные потребности: у одних — обеспечить себе будущее, у других — иметь хороших собеседников и быть понятым другими. А конструкты «обеспечить себе будущее» и « стремление к новому и неизведанному», потому что у людей разное отношение к ценности стабильность. В понимании людей обеспечить себе будущее — это стабильный заработок, главная функция которого — удовлетворение необходимых потребностей, а не излишества, которые выражаются в стремлении соответствовать моде.

Человек выбирает между двумя ценностями: материальными и отношениями с окружающими. Каждый выбирает то, что для него более важно. Чтобы обеспечить себе материальный комфорт необходимо постоянно повышать свой уровень мастерства и компетентности и развивать свои силы и способности.

Для подростков важно иметь хороших собеседников и быть понятыми другими и менее актуально обеспечение себя материальным комфортом.

Выявлена прямая корреляция между переменной положения в обществе и переменной «обеспечить себе положение влияния» (0,48), и обратная — с переменной «быть понятым другими» (-0,49).

Возможно, в сознании исследуемых существует стереотип о том, для человека, который добивается высокого социального статуса не столь важно понимание с окружающими.

Развивая свои силы и способности, повышается уровень мастерства и компетентности, человек приобретает больше навыков и уверенность в себе, что позволяет ему не стремиться избегать неприятностей, а пытаться найти решение проблемы.

Конструкты: «обеспечить себе материальный комфорт» и «покупать хорошие вещи» обратно коррелируют между собой (-0,41).

Можно предположить, что материальный комфорт направлен на обеспечение необходимого минимума и не ассоциируется с покупкой дорогих вещей.

При высоком уровне компетентности человек не будет бояться неприятностей в решении тех вопросов, в которых он достаточно осведомлен. В понимании людей существует разница между авторитетом и властью. Вероятно, что человек пользующийся авторитетом не всегда пользуется предоставленной ему властью для достижения каких-либо целей.

Факторный анализ для всей выборки (таблица 2)

Факторы

Переменные

Значения

Возрастной

Группа

Развивать свои силы и способности

Повышать уровень мастерства и компетентности

Быть понятым другими

0,87

0,9

0,74

-0,71

Стабильность

Обеспечить себе будущее

Стремиться к новому и неизведанному

0,75

-0,85

Взаимоотношения

Добиваться признания и уважения

Иметь теплые отношения с людьми

-0,85

-0,84

Социальный статус

Упрочить свое положение

Обеспечить себе положение влияния

-0,77

-0,81

Самореализация

Заниматься делом, требующим полной отдачи

-0,94

Факторный анализ для всей выборки показал, что чем старше исследуемые, тем для них менее важны тесные взаимоотношения с людьми, а развивать свои силы и способности и повышать уровень мастерства и компетентности становится более значимым. Фактор стабильности для них играет большую роль, возрастает стремление обеспечить себе будущее, нежели стремление к новому и неизведанному.

Фактор «взаимоотношения» показывает, что для достижения признания и уважения важным является не только компетентность в своем деле, а и хорошие отношения с окружающими.

Важным является достижение высокого социального статуса. Для подтверждения своего положения необходимо, чтобы окружающие находились в подчинение.

Фактор самореализация, который характеризуется занятием делом, которое требует полной отдачи. Он присутствует, но не взаимодействует с другими переменными.

Факторный анализ для первой группы испытуемых (таблица № 3).

Факторы

Переменные

Значения

1

Покупать хорошие вещи

Заниматься делом, требующим полной отдачи

0,91

-0,94

2

Добиваться признания и уважения

Повышать уровень мастерства и компетентности

Избегать неприятностей

-0,94

0,84

0,81

3

Иметь теплые отношения с людьми Иметь хороших собеседников

Обеспечить себе материальный комфорт

0,83 0,71

-0,82

4

Упрочить свое положение

Быть понятым другими

-0,9

0,78

Существует фактор концентрации на потребности. Покупка хороших вещей требует концентрации на поставленной цели, человек ни о чем не может думать, кроме желаемой покупки, поэтому заниматься делом требующим полной отдачи становится очень тяжело.

Фактор самореализации. Повышение уровня мастерства и компетентности требует полной самоотдачи, самое главное — гордиться собственными умениями, а для этого не обязательно быть признанным. Когда человек добивается признания, он мало обращает на интересы других людей. Невозможно избежать зависти и недоброжелателей, когда хочешь быть признанным.

Вероятно, у подростков существует стереотип о том, что при достижении признания и уважения не всегда играет роль уровень мастерства и компетентности.

Фактор общительности показал, что для подростков в возрасте 12-14 лет большую роль играют благоприятные отношения с окружающими, нежели стремление к обеспечению материального комфорта.

Когда человек хочет упрочить свое положение, он делает своей целью достижение успеха. Он не будет понят другими, если перестанет обращать внимание на интересы и проблемы других людей, а будет переживать лишь о своем статусе.

Факторный анализ для второй группы испытуемых (таблица № 4).

Факторы

Переменные

Значения

1

Иметь хороших собеседников

Повышать уровень мастерства и компетентности

Обеспечить себе положение влияния

0,84 0,77

-0,93

2

Развивать свои силы и способности Покупать хорошие вещи

Быть понятым другими

0,77 -0,8

-0,75

3

Упрочить свое положение

Заниматься делом, требующим полной отдачи

0,82

-0,95

4

Обеспечить себе будущее

Стремиться к новому и неизведанному

0,81

-0,89

5

Добиваться признания и уважения Иметь теплые отношения с людьми

Зарабатывать на жизнь

0,79 0,77

-0,74

Чем более человек компетентен в определенной области знаний, тем более интересно с ним общаться, это не зависит от положения, которое индивид занимает в обществе.

Вероятно, существует стереотип, что для того, чтобы упрочить свое положение в обществе не обязательно заниматься делом, требующим полной отдачи.

Фактор стабильности показывает, что обеспечение своего будущего и стремление к новому и неизведанному противоположны.

Человека, у которого теплые отношения с людьми, окружающие уважают. И это не зависит от того, какой у него заработок.

Факторный анализ для третьей группы испытуемых (таблица № 5) .

Факторы

Переменные

Значения

1

Добиваться признания и уважения

Иметь теплые отношения с людьми

  • Стремиться к новому и неизведанному

Обеспечить себе положение влияния

  • -0,83
  • -0,88
  • -0,92

0,74

2

  • Обеспечить себе будущее
  • Зарабатывать на жизнь
  • Иметь хороших собеседников

Быть понятым другими

  • 0,85
  • 0,72
  • -0,74

-0,88

3

  • Обеспечить себе материальный комфорт
  • Покупать хорошие вещи

Заниматься делом, требующим полной отдачи

  • -0,87
  • -0,76

0,81

Когда человека уважают, когда он признан другими, с ним хотят общаться. Окружающие гордятся тем, что имеют возможность разговаривать и просить совет у уважаемого человека, мнением которого они дорожат. Когда человек добился всего, чего хотел, то он уважаем и признан людьми, ему становится интересно, что же будет дальше, потому что к славе привыкают. Но славы всегда хочется еще больше.

Вероятно, у взрослых людей существует стереотип о том, что чем больше человек занят обеспечением своего будущего, тем менее важно для него стремиться к пониманию с окружающими.

Обеспечив себе материальный комфорт, человек может позволить покупку хороших вещей. Но достижение этой цели может мешать занятию делом, которое требует полной отдачи.

ВЫВОДЫ

В процессе познания люди, обычно не осознавая этого, пользуются заимствованными у общества стереотипными представлениями о личностных свойствах людей. Такие представления часто оказываются неадекватными. Это связано со спецификой происхождения стереотипов, их тенденцией к устойчивости, неполной представленностью в них существенных признаков.

Социальные стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся. Они в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений.

Стереотипы экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

Социальные стереотипы формируются очень рано, они усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с группой, в полной мере осознавать себя ее членом. Стереотипы экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Содержание стереотипов может меняться с возрастом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшими факторами формирования личности выступают окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. человека создает природа, а формирует его общество.

Стереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии — 1986. №1. — с.95 — 101.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — с.59 — 67.

3. Еникеев М.И. Социальная психология. — М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — с.10 — 16.

4. Кон И.С. Социологическая психология. — М.: «МОДЭК», 1999. — с.270 -276.

5. Крысько В.Г. Социальная психология. — М.: Омега-Л, 2003. — с.111 -117.

6. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии — 1986. №4. — с. 69 -76.

7. Социальная психология в современном мире/ Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. — М.: Аспект Пресс, 2002. — с.76 -93.

8. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: Академический Проект, 1999. — с.267 -273.

Размещено на