Психологические особенности общения в подростковом возрасте 2

Содержание

Введение 3

Общая характеристика особенностей общения подростка 5

1 Понятие общения в психологии и его роль в развитии личности 5

2 Психологические особенности подросткового возраста 8

3 Особенности коммуникативной сферы подростков 11

Заключение 24

Глоссарий 26

Список использованных источников 28

Приложение А 30

Введение

Актуальность проблемы исследования. Фундаментом совместной деятельности человека является общение. Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Взаимодействуя с другими людьми, имеющими разные интересы и способности, разный жизненный опыт и уровень развития, человек приобретаем практические навыки и умения в сфере общения.

Одной из важных задач современного российского образования является совершенствование коммуникативной компетентности школьников. Именно в подростковом возрасте происходит формирование личности как члена общества, целостного взгляда на мир, общество и человека, освоение различных социальных ролей, и группа сверстников играет в этих процессах ведущую роль, так как отношения с партнерами своего и противоположного пола создают прототип взрослых отношений. Последствия такой стрессовой для подростка ситуации, как изоляция в среде сверстников, могут влиять на жизнь человека многие годы спустя.

В многочисленных публикациях зарубежных и отечественных авторов рассматриваются особенности общении в подростковом возрасте и предлагаются различные варианты тренингов и коррекционных программ, направленные на повышение уровня их компетентности в общении. Между тем, данные подходы при всем разнообразии предлагаемых методов изучения учащихся не дают целостного представления об индивидуально-типологических особенностях школьников как субъектов общения в классе и не принимают во внимание уровень развития их отдельных коммуникативных умений. Это определяет актуальность нашего исследования.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... (аккурат­ность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ... поднять руку и прочее. Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль ... контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирова­ние предметами. Таким ...

Цель исследования – изучить особенности общения в подростковом возрасте.

Объект исследования: подростки.

Предмет исследования: особенности общения в подростковом возрасте.

В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи:

1. Дать определение понятию «общение» и проанализировать научную литературу по проблеме роли общения в развитии личности.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологических особенностей подросткового возраста.

3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей общения в подростковом возрасте, определяющих их факторов и методов формирования коммуникативных умений подростков.

Методологическая основа исследования: системный и субъектно-деятельностный подход к личности, согласно которому реализующая общественные отношения деятельность субъекта выступает в качестве системообразующего основания и движущей силы развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.); теория коммуникации и представления об общении как о механизме социального взаимодействия и коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов и др.); представления отечественных психологов об особенностях психического развития в подростковом возрасте (И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.И. Божович и др.).

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение информации.

Практическая значимость исследования: полученные в настоящем исследовании теоретические данные и сформулированные на их основе практические рекомендации могут способствовать совершенствованию системы психолого-педагогической помощи подросткам по развитию у них коммуникативных умений.

5 стр., 2371 слов

Хоровое исполнительство как средство духовно-нравственного развития подростков

... развитии подростка. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, были поставлены следующие задачи: 1. Выполнить теоретический анализ понятия «духовно-нравственное развитие» личности подростка ... . Особую актуальность духовно-нравственное развитие приобретает в подростковом возрасте. Данный период характеризуется стремлением подростков действовать в определенных условиях самостоятельно ...

Общая характеристика особенностей общения подростка

Заключение

В результате теоретического исследования было установлено, что подростковый возраст является чрезвычайно важным периодом. Специфические особенности данного этапа развития и его влияние на все последующие этапы жизни обусловливают пристальное внимание исследователей к формированию личности подростка. Он характеризуется развитием рефлексии и самосознания и появлением чувства взрослости, самостоятельности. Социальная ситуация развития в этом возрасте представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральными психологическими новообразованиями в подростковом возрасте становятся формирование у подростка самосознания и своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Отчуждаясь от родителей и одновременно любя их, подросток по-прежнему учится учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Но теперь он учится строить новые отношения со своей семьей уже на уровне возрастной отчужденности.

Важнейшей потребностью подростка является общение со сверстниками, в процессе которого происходит формирование личности, и стремление быть принятым в референтной группе, получить в ней признание.

Доминирующим моментом системы познавательных интересов подростка становиться психологические качества окружающих людей, прежде всего близких его сверстников. Развитие интереса к Другому обуславливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимно интересных занятиях, обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» пережитого, продуманного. Главным моментом содержания общения выступают более глубокие личные взаимоотношения, связанные с самыми разнообразными эмоциями. Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним, размышлением о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в своих чувствах, возможностях и тому подобное.

14 стр., 6624 слов

Роль общения в развитии личности

32 РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 1.1 Понятие общения, его виды и функции 1.2 Классификация общения 2. ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 2.1 Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности 2.2 Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ...

Общение является фундаментом развития личности. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Взаимодействуя с другими людьми, имеющими разные интересы и способности, разный жизненный опыт и уровень развития, развивающаяся личность приобщается к общечеловеческой культуре, приобретаем практические навыки и умения. Поэтому от успешности процесса общения во многом зависит социализация поростка, его успешность в учебной и профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений.

Успешность общения индивида определяется уровнем сформированности у него коммуникативных умений, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника. В ряде психологических исследований показано, что сформированность коммуникативных умений оказывает влияние на статусное положение в подростковой группе. Подростки с низким и средним социальным статусом в группе сверстников отличаются низкими показателями способности к рефлексии, несформированнными коммуникативными умениями оказывать и принимать знаки внимания, адекватно реагировать на справедливую критику и на задевающее, провоцирующее поведение собеседника, преобладанием зависимо-послушного типа межличностных отношений.

Резюмируя результаты данного исследования, уместно отметить, что дальнейшее изучении особенностей общения в подростковом возрасте и разработка с их учетом путей формирования коммуникативных умений у подростков является приоритетной задачей психологии и педагогики на современном этапе в связи с задачами совершенствования коммуникативной компетентности личности.

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение

1 Агрессивность свойство личности, выражающееся в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей; устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость)2 Депрессия аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения

13 стр., 6081 слов

Психология делового общения 5

... общения. Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Длительное общение. Наши поступки в общении. Самоподача в общении. Коммуникативная сторона общения . Интерактивная сторона общения. Стили общения. Деловое общение ... личности как основной предмет психодиагностики. 2. Проблемы экономической, организационной и профессиональной психологии. Их значение для развития науки «Деловое общение ... текста ...

3 Коммуникативные умения владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для полноценной реализации общения и межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника

4 Общение процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга

5 Подростковый возраст стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь

6 Социальная ситуация развития сущностная характеристика возрастного периода развития, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, которое определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом;

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия – непринятия.

7 Толерантность терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям

8 Тревожность склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением

9 Эмансипация освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах

9 стр., 4324 слов

Данное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по специализации «Психология развития и возрастная психология», магистратуры. Вве

план реферата: 1. авторы и годы возникновения подхода 2. предпосылки и история возниковения 3. основные теоретические положения (представления о личности, о природе нарушений) 4. основные методы и/или схема терапии 5. современное состояние подхода 6. сильные и слабые стороны, показания и противопоказания 7. список литературы Основные направления современной психотерапии методические указания ...

10 Эмпатия 1) способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию; 2) способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т.д.

Список использованных источников

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : Учеб. пособие для студ. Вузов Г.С. Абрамова. – М. : Академический проект, 2003. – 704 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

3. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М. : ACADEMIA, 2000. – 264 с.

4. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2003. – 272 с.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.

7. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

8. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.

9. Верба, И. К. Психология эффективного общения [Текст] / И.К. Верба. – Хабаровск : Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.

10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2004. – 512 с.

11. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М. : Инфа, 2001. – 272 с.

12. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.С. Зацепин. – М. : Академия, 2008. – 368 с.

13. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров : КГУ, 2001. – 142 с.

14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – 336 с.

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

1. Психология – это наука, изучающая: А) познавательный мир человека; В) психическую деятельность человека; С) духовную сущность индивида; D) строение мозга и нервной системы; E) все ответы верны. 2. Что такое психика человека? A) функция высокоорганизованной материи головного мозга, которая заключается в субъективном отражении действительности; B) функция высокоорганизованной материи нервных ...

15. Крайг, Г. Психологическое развитие [Текст] / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 394 с.

16. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М. : Сфера, 2001. – 464 с.

17. Леонтьев, А. А. Психология общения : 3-е изд [Текст] / А.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.

18. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 384 с.

19. Мелибурда, Е. Л. Ты – мы: психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.Л. Мелибурда. – М. : Речь, 2006. – 265 с.

20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.

21. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.

22. Петровский, А. В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2001.

23. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни [Текст] / А.М., Прихожан, А.В. Толстых. – М.: Знание, 1997. – 541 с.

24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб. : Питер., 2000. – 278 с.

25. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] /Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 680 с.

27. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Толстых. – М. : Знание,1991. – 294 с.

28. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.

29. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. – М. : Роспедагентство, 2001. – С. 313-320.

Приложение А

Комплекс практических рекомендаций подросткам

по развитию коммуникативных умений