Влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся

Министерство науки и образования РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Биолого-химический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

На тему: «Влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся»

Ижевск 2014

Содержание

Введение

Раздел 1. Творческая активность, как одно из проявлений личностных качеств ученика.

1.1 Личностные качества ученика, с чего всё начинается

1.2 Методика отслеживания личностных качеств школьника

1.3 Творческая активность, одна из главных сторон школьника

1.4 Развитие творческой активности ученика

Выводы по первому разделу

Раздел 2. Проектная деятельность, её основные аспекты

2.1 Основные представления о проектной работе

2.2 Краткий очерк возникновения проектной работы

2.3 Учебный проект

2.4 Основные требования к проекту, этап

2.5 Какова роль учителя в проекте

2.6 Оценивание при выполнении проектов

Выводы по второму разделу

Список литературы

Введение

С каждым годом в мире происходят новые открытия, делающие нашу жизнь ещё более коммуникативной и информированной. Любое открытие это в первую очередь незаурядное мышление, умение находить нестандартные пути и выходы из поставленных задач. В связи с этим и возникают новые задачи перед учителями, развить у детей многостороннюю личность. В современной школе требуются новые подходы в обучении, которые помогут детям сформировать свою, активную, самостоятельную позицию для дальнейшего развития за пределами школы.

Для решения данных проблем отличной идеей станет реализация проектной деятельности учащихся. Ученики смогут сами воплощать свои идеи во что-то большее, чем просто мысли в голове при изучении нового материала. Создание новых проектов поможет детям раскрыть самих себя с творческой стороны, а там где творение, там и новые открытия.

Цель исследования: изучить влияние проектной деятельности на творческую активность учащихся.

5 стр., 2305 слов

Активность учащихся

... литературы определить сущность познавательной активности учащихся и факторы, определяющие активность школьников уроке; на основе наблюдения на уроках выявить уровень активности, проанализировать причины ее ... в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию. Показателями же творческой активности школьника можно считать те, которые выделены в характеристике творчества ...

Объект исследования: творческая активность учащихся.

Предмет исследования: влияние проектной деятельности на творческую активность учащихся.

Рабочая гипотеза: творческая активность детей проявляется при созданиях собственных проектных работ.

Задачи исследования:

1. Осуществить литературный обзор для изучения материала по проектной деятельности и её влияния на творческую активность.

2. Разузнать опыт учителей при использовании данных методов.

3. Выявить наиболее подходящие виды проектных работ и пути реализации творческой активности детей.

Раздел 1. Творческая активность, как одно из проявлений личностных качеств ученика

1.1 Личностные качества ученика, с чего всё начинается

творческий проект оценка учащийся

В.Д. Шадриков дает определение: «личностные качества — это закрепленная форма поведения, за которой стоит личностный мотив» [17]. А.Г. Маклаков отмечает, что чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки [13].

В нашем же понимании личностные качества представляют собой совокупность жизненно важных качеств, без которых человеку сложно, а порой и невозможно быть успешным в конкретных жизненных ситуациях. В совокупности с профессиональными качествами они относятся к категории социально-значимых качеств. В дошкольный и школьный период приоритетным является развитие личностных качеств. Развитие профессиональных качеств актуально в постшкольный период. Как личностные, так и профессиональные качества необходимы человеку для адаптации в социуме. Личностные качества более универсальны, они носят общечеловеческий характер. Профессиональные качества базируются на личностных качествах, интегрированы с ними.

Процесс развития личностных качеств учащихся рассматривается нами как ведущая компонента педагогической деятельности. В условиях школы этот процесс осуществляется посредством обучения и воспитания. Обучение понимается нами как составная часть педагогической деятельности, направленная на развитие учащихся при помощи учебных предметов. Воспитание, как нам представляется, — это еще одна составляющая педагогической деятельности, имеющая своей целью также развитие учащихся, но при помощи иных средств — личного примера, образца, индивидуальной работы, досуговой деятельности [25].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что становление ребёнка как личности напрямую связано с трудом преподавателя.

Правильно разработанное обучение и воспитание даст хорошее начало, для дальнейшего развития личностных качеств ученика, а после станет базой для его профессиональных качеств.

1.2 Методика отслеживания личностных качеств, школьника

Главная цель образования — развитие человека. Приоритет развития личностных качеств учащихся признается многими учеными, педагогами, руководителями образования.

В качества метода отслеживания личностных качеств я решила обратится к тесту известного психолога Д.Голланда.

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

? Реалистический тип (Р)

? Интеллектуальный тип (И)

? Социальный тип (С)

? Конвенциальный тип (К)

? Предприимчивый тип (П)

? Артистический тип (А)

Инструкция: «Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора».

Тест

а

б

1

инженер-техник

инженер-контролер

2

вязальщик

санитарный врач

3

повар

наборщик

4

фотограф

зав. магазином

5

чертежник

дизайнер

6

философ

психиатр

7

ученый-химик

бухгалтер

8

редактор научного журнала

адвокат

9

лингвист

переводчик художественной литературы

10

педиатр

статистик

11

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

12

спортивный врач

фельетонист

13

нотариус

снабженец

14

перфоратор

карикатурист

15

политический деятель

писатель

16

садовник

метеоролог

17

водитель

медсестра

18

инженер-электрик

секретарь-машинистка

19

маляр

художник по металлу

20

биолог

главный врач

21

телеоператор

режиссер

22

гидролог

ревизор

23

зоолог

зоотехник

24

математик

архитектор

25

работник ИДН

счетовод

26

учитель

милиционер

27

воспитатель

художник по керамике

28

экономист

заведующий отделом

29

корректор

критик

30

завхоз

директор

31

радиоинженер

специалист по ядерной физике

32

водопроводчик

наборщик

33

агроном

председатель сельхозкооператива

34

закройщик-модельер

декоратор

35

археолог

эксперт

36

работник музея

консультант

37

ученый

актер

38

логопед

стенографист

39

врач

дипломат

40

главный бухгалтер

директор

41

поэт

психолог

42

архивариус

скульптор

Ключ к тесту

? Реалистический тип 

1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

? Интеллектуальный тип: 

1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

? Социальный тип: 

2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

? Конвенциальный тип: 

3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

? Предприимчивый тип: 

4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

? Артистический тип: 

5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Интерпретация

Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями: 

— определенными чертами характера и складом ума; 

— способностями к определенным видам деятельности; 

— предпочтениями определенного рода занятий; 

— содержанием увлечений; 

— профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Ниже, приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.

Типы профессиональной направленности личности

Реалистический тип.

Психологические характеристики, особенности личности, способности: Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности.

Ориентация, направленность, предпочтения: Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение.

Профессиональная среда: Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом — передачей ограниченной информации.

Конкретные профессии: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

Интеллектуальный тип.

Психологические характеристики, особенности личности, способности: Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность.

Ориентация, направленность, предпочтения: Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения.

Профессиональная среда: Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи.

Конкретные профессии: физик, астроном, ботаник, программист и др.

Социальный тип.

Психологические характеристики, особенности личности, способности: Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей.

Ориентация, направленность, предпочтения: Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем.

Профессиональная среда: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

Конкретные профессии: врач, педагог, психолог и т.п.

Конвенциальный тип.

Психологические характеристики, особенности личности, способности: Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей.

Ориентация, направленность, предпочтения: Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства.

Профессиональная среда: Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных.

Конкретные профессии: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Предприимчивый тип.

Психологические характеристики, особенности личности, способности: Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности.

Ориентация, направленность, предпочтения: Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике.

Профессиональная среда: Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.

Конкретные профессии: бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

Артистический тип.

Психологические характеристики, особенности личности, способности: Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие.

Ориентация, направленность, предпочтения: Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям.

Профессиональная среда: Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.

Конкретные профессии: музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.).

Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.

Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек — природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек — человек» и «человек — природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек — человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек — знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек — художественный образ» [2].

С помощью данного теста мы сможем определить не только особенности личности, но и поможем ребёнку определиться с выбором профессии. Поэтому стоит также подчеркнуть важность профессиональности.

Профессиональная карьера человека выступает важнейшим фактором формирования личностных качеств. Успех в деятельности, рост профессионального мастерства, материальное благополучие, социальное признание в семье, у сослуживцев обеспечивают устойчивый эмоционально положительный фон развития личности, формируют чувство уверенности в своих силах, решительность и настойчивость, чувство личной значимости, навыки корпоративной деятельности, развивают способности личности, активизируют ее творческий потенциал [12].

На мой взгляд, данный тест весьма точно помогает определить личность ребёнка. Отследив, к какому типу относится ученик, становится легче в дальнейшем обучении. Зная направленность личности каждого, можно варьировать при выборе метода обучения. При этом не стоит забывать, что с полученными результатами стоит в обязательном порядке ознакомить детей. Каждый ученик в праве сам решить, согласен он с данным тестом или нет. Обязанность же учителя, состоит в том, чтобы поддержать выбор своего ученика. Узнав индивидуальную личность каждого воспитанника, мы также сможем помочь при выборе дальнейшей профессии.

1.3 Творческая активность, одна из главных сторон личности школьника

Творческая активность — это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность — это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др.. Творческая активность необходима и в учебной деятельности [5].Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он даёт другим [29].

Некоторые исследователи сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации [28]. Но стоит заметить, что существует множество разных позиций, которые по-своему трактуют термин «творчество». Я остановлюсь на рассмотрении определения с позиции педагогики. Педагогика творчества — наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения. Цель педагогики творчества — формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален [11].

Свободная, интеллектуальная и творческая личность — цель воспитательного и образовательного процесса. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Если ребёнок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, можно выделить общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность [7].

Становление творческой личности является важнейшей частью воспитания полноценного человека. Индивид, обладающий способностью творческой самостоятельной деятельности, во-первых, всегда будет иметь преимущества перед людьми, пользующимися устоявшимися методами, и значительно быстрее достигнет успеха в любом деле. Во-вторых, именно в трудовой деятельности люди чаще всего испытывают неуверенность в себе, чувство бессилия. Чем меньше человек имеет возможность проявить инициативу, творчество в трудовой деятельности, тем больше он теряет веру в себя, начинает считать окружающий мир враждебным, и тем вероятнее у него появление различных эмоциональных расстройств [8].

Нельзя не согласиться, что творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Творческая активность учащихся показывает своеобразную готовность к творческой деятельности, творческий энтузиазм, являясь следующим этапом развития познавательной, интеллектуальной активности. Совсем не исключено, что даже в таком типе как конвенциальный, таится творческая натура, стоит только правильно найти метод его развития.

Теперь, определив методику отслеживания личностных качеств и разобравшись в понятиях творческая активность, стоит рассмотреть главную задачу — это развитие творчества ученика.

1.4 Развитие творческой активности ученика

Эффективность формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся определяется сконструированной организацией формирования и развития творческой самостоятельной деятельности, которая базируется на методологическом, психологическом, теоретическом, практическом, социальном аспектах творчества, функционирует в различных видах деятельности, развивается в среде, созданной совокупностью мер (учетом психолого-педагогических особенностей учащихся, целенаправленностью и непрерывностью)[6].

В Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики (из диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук — Карманчиков А.И.) разработана модель формирования и последовательного развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования в условиях личностно-ориентированного обучения.

Модель взаимодействия педагога и учащегося в процессе становления и развития творческой активности

Наименование этапа и основные педагогические приёмы:

1. Выявление осознанных и неосознанных устремлений учащегося (заинтересовать, увлечь, заметить устремления, не оттолкнуть).

* создание информационного поля позволяющего сделать свободный выбор;

* наблюдение за деятельностью учащегося (реакция, действия, интерес, тщательность выполнения);

* проведение собеседования.

2. Диагностика особенностей личности ученика (потребности и возможности).

* беседа с родителями;

* анализ общения с другими;

* анализ поведения и деятельности учащегося, собеседования с ним.

3. Создание свободной зоны творчества ученика (возможности проявить свои творческие способности).

* создание условий, при которых проявляются способности, знания, умения учащегося;

* атмосфера понимания и доброжелательности, без излишних ограничений деятельности.

4. Сотрудничество педагога и ученика в процессе поиска решения. Сотрудничество исключает превосходство одной из сторон.

* присоединение, понимание, поддержка и совместная деятельность, использование возможностей учащегося и тех, кто рядом;

* корректное формирование цели, определенной умственной культуры.

5. Целенаправление или выбор индивидуально оптимального направления деятельности. Координация понятий: хочу, могу и надо.

* формирование объективной и субъективной мотивации к деятельности;

* предоставление полной объективной информации для осуществления свободного выбора учащимся варианта деятельности.

6. Разработка индивидуальной стратегии творчества, обучения и развития.

* формирование индивидуальной программы обучения, развития и стратегии творчества;

* профориентация.

7. Устойчивая мотивация к творчеству формируется и развивается тренинговыми занятиями.

* развитие любознательности;

* поощрение высказывания оригинальных идей;

* решение творческих задач;

* личный творческий подход педагога;

* возможности задавать вопросы.

Зная сильные стороны каждого учащегося, можно увидеть индивидуальные особенности его стиля мышления и определить, какая поддержка ему необходима для комплексного решения проблемы [10].

Также для развития творческой активности школьников нужны несколько условий: педагогическая поддержка, предполагает выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности; вариативность содержания обучения, обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся; организация групповой работы учащихся, способствует формированию опыта управления собственной учебной деятельностью [14].

Таким образом, развитие у школьника творческой активности имеет тесную связь с его психическим состоянием. Поэтому дальнейшее обучение ребёнка, направленное на творческий уклон, должно базироваться на психолого-педагогических особенностях ученика. Учитель должен уметь направлять ребёнка, создавать ему условия для его развития. Значит, учитель выступает как в роли педагога, так и в роли психолога.

Выводы по первому разделу

Рассмотрев первый раздел можно сформулировать основные выводы:

1. Становление ребёнка как личности, является важным критерием в его образовании. Значит роль учителя, в развитии личностных качеств, должна является одной из основных.

2. Для полноценного развития личности, правильные методы их отслеживания. Выбор достоверного метода, может стать хорошим ориентиром в сформировании личности школьника.

3. Творческая активность учащихся — своеобразная готовность к творческой деятельности, творческий энтузиазм, следующий этап развития познавательной, интеллектуальной активности.

4. Развитие у школьника творческой активности — это залог психолого-педагогических навыков учителя.

Раздел 2. Проектная деятельность, её основные аспекты

2.1 Основные представления о проектной работе

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод» [26].

Проект (лат. projectus — выступающий вперед) — прототип, прообраз предлагаемого объекта. Работа по созданию проекта требует, во-первых, знания об объектах проектирования и знания о назначении и функционировании сферы деятельности (действительности), в которую вводятся преобразуемые объекты; во-вторых, знания методик и понятийных средств проектирования как специфической деятельности [16].

Метод (от греческого methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [27]. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания [26].

Теперь, узнав значения «проект» и «метод» мы сможем перейти к рассмотрению определения «метод проектов».

Метод проектов — это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы [26].

В педагогической науке понятие «проектирование» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем. В этой области акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания [1].

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни [4].

Таким образом, изучив основные понятия, можно подчеркнуть, что метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

2.2 Краткий очерк возникновения проектных работ

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике; соединение академических знаний с прагматическими и соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания [23].

Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся [9].

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он развивался активно и весьма успешно [23].

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить, ” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями».

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе [21].

Рассмотрев основные исторические события, связанные с внедрением проектных работ в школьное обучение можно прийти к выводу. За всё это время, метод проектов и вправду протерпел некоторую эволюцию. Несмотря на то, что в России данный метод в прошлом был осуждён, стоит заглянуть в настоящее время. Сегодня метод проектов, позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

2.3 Учебный проект

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов [3].

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях [19].

Следовательно, учебный проект помогает сделать школьное образование более интересным для ученика. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Именно решение поставленных проблем открывает в учениках особый интерес, а учебные проекты помогают как можно интереснее решить заданную проблему.

2.4 Основные требования к проекту, этапы

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые [20].

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий

по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы

презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом

проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз

работали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [15].

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Именно продукт проектной работы в полной мере раскрывает решение учеником его поставленной проблемы.

2.5 Какова роль учителя в проекте

Учителю предстоит «прожить» список ролей в ходе руководства проектом:

1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

2. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

5. «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

6. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

7. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов[4].

Понятно, что при организации проекта о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силу своей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать. Поэтому, безусловно, роль учителя в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования — это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможны разные формы консультаций: семинары-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Учителю требуется много терпения, чтобы не форсировать события. Учитель должен помогать и ждать обучающего эффекта. Для холерического темперамента многих из учителей, это испытание на выдержку: хочется все сделать быстро и самому. Поэтому, можно сказать, что проектно-исследовательская технология это особая педагогическая философия, основанная на вере в силы своих учеников и в свои силы и учителя и наставника.

В процессе «обучения — учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Порой учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике — устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность[20].

Можно прийти к выводу, что именно благодаря терпению и пониманию со стороны учителя, процесс проектной работы не станет трудной ношей для школьника. Ведь именно постоянное взаимодействие учителя и ученика, позволяет учителю не только учить, но и помогать, школьнику учиться, тем самым направляя его учебный потенциал на познавательную деятельность.

2.6 Оценивание при выполнении проектов

Каждая проделанная работа требует своей оценки. Поэтому предлагаю рассмотреть несколько путей оценивания. Первым делом приступим к оцениванию успешности учащихся в выполнении проекта или исследования.

При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:

ь степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

ь степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

ь практическое использование ЗУН;

ь количество новой информации использованной для выполнения проекта;

ь степень осмысления использованной информации;

ь оригинальность идеи, способа решения проблемы;

ь осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования;

ь уровень организации и проведения презентации;

ь владение рефлексией;

ь творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

ь значение полученных результатов.

И именно поэтому мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке качества проектной деятельности. Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее объективную оценку проектной деятельности учащихся, что побуждает учащихся к активной созидательной, творческой деятельности [22].

При использовании метода проектов существуют ещё два реальных результата проделанной работы. Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения школьников в процесс «добывания знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора так и результаты собственной деятельности. Именно эта составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект. Если он к тому же красочно оформлен или сопровождается макетом, видеороликом, то о личностном факторе на защите и вовсе не вспоминают.

Поэтому руководителю проекта можно посоветовать делать краткие записи-резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата — это собственно та видимая часть «айсберга», которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем усвоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Если проект выполнен плохо, повторять его просто невозможно, но оставлять такой пробел недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, а текущий заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто, где и когда допустил ошибку. Ученик не понял, или педагог не смог объяснить?

Избежать таких результатов можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

Существует множество подходов к оценке проектов. Наиболее удобной считают рейтинговую оценку. Выделяют, пять критериев выполнения и пять критериев защиты проекта и каждый из них оценивается на 4 уровнях (0,5,10, 20 баллов).

Итоговая оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три) [24].

Стоит подчеркнуть ещё одну особенность, связанную с критериями оценивания. С данными критериями учащиеся должны знакомиться заранее. Не исключено, что они сами смогут предложить какие-либо дополнения, по поводу содержания критериев, также смогут дать дополнительные критерии. Все выдвинутые критерии оценивания являются инструкцией при работе над проектом. Зная выдвигаемые критерии, ученики смогут улучшить отдельные параметры, тем самым получить возможность достижения наивысшего результата.

Выводы по второму разделу

Рассмотрев последний раздел можно сформулировать несколько основных выводов по ней:

1. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат решения заданной проблемы.

2. Сегодня метод проектов, направлен на сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

3. В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема, решение которой помогает сделать учебный процесс, для школьника, более интересным.

4. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

5. При проектной деятельности, обязательным компонентом является взаимодействие учителя и ученика.

6. Все выдвинутые критерии оценивания, для ученика, являются инструкцией при работе над проектом, поэтому нужно очень ответственно подходить к их содержанию.

Список литературы

1. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008г. №76-2. Стр.30-35

2. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. Спб.: Речь, 2006г. Стр.240 (стр. 99-107).

3. Бухаркина М. Ю. Учебные проекты: возможности Интернет// Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» М.1996г.

4. Бычкова А.В. Метод проектов в современной школе. 2000г.

5. Вишневая Н.Э , Терещёнко А.Г. Формирование творческой активности младших школьников в процессе учебной деятельности// Сибирский психологический журнал. 2005 г., №21, стр. 106-111.

6. Дрозина В.В. Автореферат. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Челябинск 1999г. Стр.41 (стр.13).

7. Джанкулова А.И., Жумагуль Ш. Развитие творческих способностей учащихся//Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты, Прага. 2013г, стр. 25-29.

8. Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся с целью развития навыков творческой самостоятельной работы в познавательной деятельности / Научно-реферативный сборник «Педагогическая психология, возрастная физиология, школьная гигиена, дефектология», вып-3. М. 1991г.

9. История возникновения метода проектов. Социальная работа. Опубликовано 20.05.2014г.

10. Карманчиков А.И. Автореферат. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования. Ижевск 2004г. Стр.19 (стр 13-14).

11. Кашин С.А. От творчества учителя — к творчеству ученика. г.Шадринс, стр.3.

12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону. 1996г. Стр.512.

13. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб. 2007г. Стр.583. (с. 471).

14. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников/ Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика. 1991г.стр160.

15. Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А.. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». Вел. Новгород, 2000г.

16. Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999г.

17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.2002г.

18. Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999г.

19. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности// Учитель. — 2000, № 4.

20. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. 2002г. № 1. стр.14-16.

21. Полат.Е.С. Метод проектов. Стр.8. (стр.6).

22. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. М.1997г.

23. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.1999г. Стр.224.

24. Светенко Т.В. Учебный проект в школе. Псков. 2000г. Стр. 28 (стр.13).

25. Севрук А.И., Юнина Е.А. Развитие личностных качеств учащихся и воспитанников как главная компонента педагогической деятельности. // Образование в аспекте риторической культуры. Пермь 2002г. С.3-14.

26. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. 2003г. №6.

27. Современная энциклопедия. 2000г.

28. Солсо Р.Л. Когнитивная психология // Пер. с англ, изд. Тривола. 1996г.

29. Эльконин Д.Б. Психология игры//Педагогика, Москва 1978г.

Размещено на