Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
республики Татарстан
« казанский медицинский колледж»
Влияние эмоциональных особенностей родителей на творческое и умственное развитие детей старшего дошкольного возраста
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность:«Сестринское дело»_____________
ПМ 02.Участие в лечебно-диагностическом и____________
реабилитационном процессах.__________________________
МДК 02.01.03. Сестринский уход при и_ заболеваниях____ состояниях в педиатрии._______________________________
Работу выполнил (а):
___________________________________
(фамилия)
_______________________________________
(имя)
_________________________________
(отчество)
Группа_______________
Руководитель:
_______________
(Ф.И.О. )
Работа заслушана
(дата)
Работа оценена: ______________________________________
(оценка, подпись преподавателя)
2015г.
Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста..………….…………………5
1.Общие умственные и творческие способности………………….…………….5
2.Особенности умственного и творческого развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………… ……..9
3.Эмоциональные особенности родителей и их роль в воспитании и обучении детей……………………………………………………………… ………………13
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников…………………………………………………..…………..20
2.1. Материал и методы исследования ………………………………………………….20
Особенности личностной готовности к школьному обучению детей ...
... лет обозначается как старший дошкольный возраст. С одной стороны, это правило активной подготовки к школе, с другой - период формирования личности [21, с. 256]. Ребенок пробует восстановить линию ... социализации личности в целом. Исследованию влияния семейного воспитания на личностную готовность ребенка были посвящены работы Божович Л.И., Волкова Б.С., Гуткиной Н.И., Дубровиной И.В., Кулагиной И.Ю. ...
2.2. Ход эмпирического исследования и основные результаты ……………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………..29
Приложение А. (Тесты и опросники) ..…………………………………………29
Приложение Б. (Таблицы)………..……………….…………………………….34
ВВЕДЕНИЕ
Современный темп жизни, заставляет родителей, которым не безразлична судьба своих детей, уже в раннем возрасте обеспечить их необходимыми условиями для того, чтобы в дальнейшем они смогли достичь желаемого.
Но кто из нас наверняка может знать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется главнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде творчества?
Большинство родителей считает, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребенок, однако при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, зачастую и просто игнорируются.
Родители, являются самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.
Однако родители далеко не всегда осознают, какие их личностные черты и качества влияют на развитие ребенка, на формирование его как личности, на развитие его способностей.
Бывает так ,что родителям не хватает времени на своих детей ,приходя после работы уставшие, изможденные ,замученные, они могут сорваться на ребенка за любой наивно сказанный вопрос. Дети тяжело переживают такие перепады в настроении.
Исходя из вышесказанного, мы посчитали нужным сделать правильную оценку влияния эмоциональной сферы родителей как одного из неосознаваемых качеств на развитие детей старшего дошкольного возраста, а именно оценку влияния эмоциональной тревожности родителей на уровень развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: Определение влияния эмоциональной тревожности родителей на умственное и творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по данной теме;
2. Исследование уровня эмоциональной тревожности родителей;
3. Определение уровня развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста;
4. Определение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
5. Количественный и качественный анализ полученных данных.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Эмоциональная тревожность родителей;
2. Уровень развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста;
3. Уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дети старшего дошкольного возраста и их родители.
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях ...
... Глава 1. Физиологические и психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста 1.1 Особенности физиологического развития детей старшего дошкольного возраста 1.2 Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста 1.3 Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста Глава 2. Опыт деятельности МДОУ ...
1.1.ОБЩИЕ УМСТВЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Умственные способности основные, фундаментальные умственные способности < 17716/%D0%A1%D0%9F%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%98>, которые, как предполагается, являются базовыми компонентами интеллекта. Согласно исследованию Л.Л.Терстоуна, такими способностями являются: вербальная способность < 17719/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, беглость речи, память < 12213/%D0%9F%D0%90%D0%9C%D0%AF%D0%A2%D0%AC>, восприятие и т.д.
Интеллект общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях.
Способность организма использовать полученные знания. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение , восприятие , память , представление, мышление , воображение . [3. 34-36 c.]
Существенными качествами человеческого ума являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:
Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
Глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
Логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
Доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
Критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
Широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений
Вербальные способности — cтепень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления < articles/view/myshlenie>, способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербальные способности основываются на использовании индивидом системы языка. Она включает в себя элементы и предписанные правила употребления и использования этих элементов. Система языка имеет несколько уровней использования: фонетический < articles/view/konkretika>, лексический < articles/view/defleksiya>, грамматический < articles/view/grammatika> (в том числе словообразовательный), синтаксический < articles/view/sintaksis>. Использование этих уровней в словесно-логическом мышлении индивидуально. При диагностике вербальных способностей исследуются возможности индивида исключать лишнее, искать аналогии, определять общее и оценивается его осведомленность. [ 4. 43-45 c.]
Механизмы восприятия человека человеком
... важную регулятивную роль в процессе общения людей. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) разворачивается ... деятельности установление эмоциональных отношений [3] Межличностное восприятие обычно описывается как трёхкомпонентная структура. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия объект межличностного восприятия сам процесс межличностного восприятия ...
Беглость речи коммуникативное качество речи, которое демонстрирует умение < 2107/%D0%A3%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95> и способность к беглым спонтанным высказываниям в соответствии с принципами устной речи, владение различными языковыми средствами. Используется как один из показателей уровня владения иностранным языком.
Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.
Восприятие, перцепция- познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств .
Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта , воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений , инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. [8. 54-58 c.]
Творчество — это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
способность рисковать;
дивергентное мышление;
гибкость в мышлении и действиях;
скорость мышления;
способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
богатое воображение;
восприятие неоднозначности вещей и явлений;
высокие эстетические ценности;
развитая интуиция.
Творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. [7. 87-90c.]
Креативность (от лат. — созидание): творческие возможности (способности), которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; характеризующие личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процессы их созидания.
Понятие креативности являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое.
«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»
... к данной среде. Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как ... на средствах отображения включает исследование психофизических зависимостей в процессе содержательной деятельности оператора и психофизиологическую оценку телевизионного способа предъявления информации. На ...