Увеличение лексического запаса антонимов, синонимов дошкольников 5 года жизни с ОНР II-III уровня средствами дидактических игр

397 К КР Увеличение лексического запаса антонимов, синонимов дошкольников 5 года жизни с ОНР II-III уровня средствами дидактических игр

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости увеличения лексического запаса антонимов, синонимов дошкольников 5 года жизни с ОНР II-III уровня 6

1.1 Теоретический анализ сущности основных понятия работы 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР 14

1.3 Дидактические игры как средство увеличение лексического запаса антонимов, синонимов у дошкольников с ОНР II-III уровня 17

Глава 2. Изучение эффективности применения дидактических игр в процессе увеличения лексического запаса антонимов, синонимов у дошкольников 5 года жизни с ОНР II-II уровня 30

2.1 Изучение лексического запаса антонимов, синонимов у дошкольников 5 года жизни с ОНР II-II уровня 30

2.2 Использование дидактических игр в процессе лексического запаса антонимов и синонимов дошкольников с ОНР II — III уровня 32

Заключение 39

Список использованной литературы 40

Введение

«Развитой литературный язык, — по утверждению академика Л. В. Щербы, — представляет весьма сложную систему более или менее синонимических средств выражения, так или иначе соотнесенных друг с другом».

Синонимия и антонимия являются наименее изученной областью языкознания как в лексике, так и в грамматике, а особенно в синтаксисе. Благодаря многочисленным работам, появившимся в последнее время и посвященным отдельным частным вопросам грамматической синонимии антонимии, в настоящее время можно сказать, что разработка этого вопроса дала многое как в теоретическом, так и в практическом планах. Синонимия и антонимия является одним из источников обогащения языка выразительными средствами, поэтому она и представляет особый интерес для разработки проблем, связанных с борьбой за культуру речи, с изучением языка и стиля художественной литературы. В связи с этим изучение лексико-фразеологической, грамматической и синтаксической синонимии и антонимии приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.

19 стр., 9406 слов

Проявление лексических нарушений у старших дошкольников с ОНР

... речи 1.1.Закономерности нормального лексического развития детей (онтогенез)………………………………………………………………………… 1.2.Понятие и симптоматика лексических нарушений…………………………. 1.3.Характеристика лексических нарушений при разных уровнях лексического развития детей………………………………………………………………….. ГЛАВА ... В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около ...

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить детей со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед человеком еще один уровень языковой системы.

Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря детей.

Проблема нарушений речи и их коррекции у дошкольников является одной из актуальных проблем логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза и связано с потребностями теории и практики коррекционного обучения и воспитания названной категории детей. ОНР — общее недоразвитие речи — это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Актуальность и необходимость расширения лексического запаса детей с ОНР определило тему исследования: «Увеличение лексического запаса антонимов, синонимов дошкольников 5 года жизни с ОНР II-III уровня средствами дидактических игр».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность увеличения лексического запаса антонимов, синонимов дошкольников 5 года жизни с ОНР II-III уровня средствами дидактических игр.

Объект исследования – лексико-грамматический строй речи.

Предмет исследования — дидактические игры в процессе увеличения лексического запаса антонимов, синонимов дошкольников 5 года жизни с ОНР II-III уровня.

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:

1).Охарактеризовать особенности лексического строя речи детей дошкольного возраста.

2).

Изучить особенности развития речи детей с ОНР.

3).

Проанализировать возможности применения системы дидактических игр в процессе увеличения лексического запаса антонимов, синонимов дошкольников 5 года жизни с ОНР II-III уровня.

5 стр., 2416 слов

Особенности формирования словарного запаса у дошкольников с РДА

... [6] Тем самым, под словарным запасом дошкольника будем понимать уровень развития его лексического строя языка. Активным словарем выступают слова, которые человек не только осознает, но ... 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РДА 1.1.Формирование словарного запаса в онтогенезе Речь выступает как основное средство человеческого общения. Без ...

4).

Определить эффективность применения системы дидактических игр в процессе увеличения лексического запаса антонимов, синонимов дошкольников 5 года жизни с ОНР II-III уровня.

Методы исследования: теоретические (анализ психологической,

психолингвистической, педагогической, логопедической литературы, обобщение и систематизация материала); эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент).

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости увеличения лексического запаса антонимов, синонимов дошкольников 5 года жизни с ОНР II-III уровня

1.1 Теоретический анализ сущности основных понятия работы

В лингвистической науке изучение синонимов началось очень давно, поэтому накопилось большое количество специальных работ, многие из которых содержат интересные мысли и тонкие наблюдения.

Краткий обзор литературы по лексической синонимике позволяет свести всё существующее в научных работах, пособиях, статьях многообразие определений синонимов к двум:

Синонимы – слова разнозвучащие, близкие, но не тождественные по своему значению. Это определение синонимов сложилось в конце XVIII в. и дожило до наших дней. Целый ряд учёных, например А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев [10], А.М. Финкель и Н.М. Баженов[11], А.И. Ефимов[12], А.Н. Гвоздев[13], Л.А. Булаховский[14] и др., придерживаются этого определения синонимов.

Синонимы – слова, обозначающие одно и то же явление объективной действительности, но различающиеся оттенками значения, стилистической принадлежностью и т.д. Этого взгляда придерживаются учёные: Р.А. Будагов[15], Е.М. Галкина-Федорук[17].

Понятие синонимов

Синонимы — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие но различающиеся оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Как правило, синонимы принадлежат одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. (Л.С.Перчик)[18], одни и те же по значению слова, но по-разному звучащие (Н.Г. Гольцова)[19], обозначающие одно понятие, но отличающиеся друг от друга семантически (оттенками значения) или стилистически (А.М. Чепасова)[20], это слова не только с одинаковой предметной направленностью, но и близкие по своему значению, у них есть общее в самом значении слова, лексическом значении (В.И. Кодухов).[21] Синонимами называют слова с равным значением (М. Марузо)[14], со сходным значением (Л. Р. Зиндер, Т. В. Строева)[23], слова, обозначающие одно и тоже понятие или понятия очень близкие между собой (А.П. Евгеньева)[24], слова с единым или очень близким предметно-логическим содержанием (К.В. Архангельская)[25], слова, одинаковые по номинативной отнесённости, но, как правило, различающиеся стилистически (А.А. Реформатский)[26].

Группа синонимов, состоящая из двух и более слов, называется синонимическим рядом. Синонимический ряд может быть образован и из однокорневых слов: забыть — позабыть, обогнать — перегнать, отчизна — отечество, изгнать — выгнать, тишь — тишина и т. п……………

Заключение

Социальная интеграция ребенка с речевыми нарушениями в общество – основа психолого-педагогического сопровождения, она позволит всесторонне развиваться ребенку с речевыми нарушениями. [6;58] Та социальная, педагогическая среда, которая окружает ребенка так или иначе влияет на его социализацию. Обобщая данные, под психолого-педагогическим сопровождением детей с речевыми нарушениями представляют деятельность психолога и логопедагогов, направленную на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации детей в социуме (семья, школа, медицинские учреждения).

22 стр., 10590 слов

Формирование слоговой структуры слова у детей

... Разработать индивидуально-коррекционные упражнения по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: логопедическая работа ... проговаривание слов различной структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с ее временным анализом. Изучив данный вопрос в литературе по психологии, ...

Отслеживание психологического статуса ребенка сложный, трудоемкий процесс, требующий тесного взаимодействия всех специалистов участвующих в жизнедеятельности ребенка. Специалистами составляются индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения. Психокоррекционная работа проводится постоянным семейным или школьным психологом, психологом диспансера или клиники, к которому прикреплен ребенок, логопедом учреждения, в котором обучается ребенок. Главнейшим аспектом психолого-педагогического сопровождения для детей с ОНР будет гармонизация личностного и интеллектуального потенциала ребенка, исправление имеющихся нарушений в психике, профилактика возможных отклонений в развитии.

Особое внимание в решении данного вопроса уделяется коррекции лексико-грамматического строя речи как важной составляющей речевой культуры и общей культуры личности.

Проанализировав вопрос об особенностях развития лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 вида и проведя практическое исследование, мы цель, определенную в начале работы выполнили.

Список использованной литературы

1. Александровская М.А. Некоторые вопросы преодоления недостатков произношения у детей старшего дошкольного возраста/Недостатки речи и письма. – М.: Изд-во АПН, 1956. – 128 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.

3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1987. – 212 с.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Профессиональное образование, 1994.

5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. – М., 1992.

6. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. – Саратов, 1981.

7. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. — /Авт. –сост. Н.Д. Шматко. – М.: «АКВАРИУМ — ЛТД», 2001. – 128 с.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

9. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей/Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 138 с.

10. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, Москва, 1968

11. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов, Москва, 1951

12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. «Институт практической психологии», 1997.

13. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990.

14. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общая психология. – М.: Просвещение — Владос, 1994.

15. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение — Владос, 1994.

5 стр., 2077 слов

Психология и педагогика Занятие № 1

... - № 11. – С. 19-33. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010. Занятие № 5. Тема: Личность и характер человека. Вопросы ... механизмы личности: Хрестоматия. – Самара, 2000 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2010. Занятие № 7. Тема: Содержание образования как средство ...

16. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М.: Просвещение, 1972.

17. Основы специальной психологии/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени.– М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 480 с.

18. Основы теории и практики логопедии./Под ред. Р.Е.Левиной – М., 1968.

19. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -М,: Поиск, 2000.- 96 с.

20. Поваляева М.А. Помощник дефектолога. — Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. – 120 с.

21. Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 448 с.

22. Поваляева М.А., Караханян Л.Р. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике. — Ростов н/Дону: РГПУ, 1997. – 70 с.

23. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 1997.

24. Развитие личности в онтогенезе. –М., 1987.

25. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских учреждениях разных типов. – Ростов н/Дону.: РГПУ, 1993.

26. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.

27. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. – М.: Просвещение, 1991.

28. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: «Питер», 2000.

29. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М., 1995.

30. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1968.

31. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.