Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Институт участия государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе.

.1 Основания, цели и сущность участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе.

.2 Формы участия государственных органов и муниципальных органов в гражданском процессе.

. Проблемы и перспективы развития института участия в гражданском процессе государственных органов и муниципальных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Гражданский процесс представляет собой обширную и глубокую область правоотношений, когда лица могут обратиться в суд за защитой своих гражданских прав и интересов.

Гражданско-процессуальный кодекс РФ представляет собой совокупность норм процессуального права, которые регулируют отношения, которые складываются в результате обращения или привлечения к участию в судебном процессе тех или иных лиц.

Область отношений, связанная с участием государственных и муниципальных органов в гражданском процессе составляет пусть и небольшую, но довольно таки важную часть гражданского процесса.

Согласно ст.3 ГПК РФ каждый имеет право на обращение в суд за защитой нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов, однако судебная практика, как правило, показывает низкую правовую культуру граждан, и в большинстве своем те из лиц, кто это осознает обращается за консультацией или юридической помощью в специальных организации-юридические фирмы либо в адвокатский кабинет.

Однако граждане также вправе обратиться за защитой и представления своих прав в государственные и муниципальные органы. Например, за защитой своих трудовых прав, гражданин может обратиться с заявлением в Прокуратуру РФ, а прокурор в свою очередь проведет прокурорскую проверку и может обратиться с исковым заявлением в суд, в котором грамотно и толково сможет обосновать притязания заявителя.

Безусловно, при обращении в суд, знание основ гражданско-процессуального права, является необходимым элементом. Люди обладают широким кругом прав и свобод, даже зачастую не зная о них. Именно этим пользуются некоторые лица, которые из нарушения чужих прав стремятся получить выгоду. Когда у нас нарушаются наши права и интересы, мы стремимся к справедливости. Для этого мы обращаемся в различные органы и организации, чтобы они смогли нам помочь. Ими выступают суд, прокуратура, нотариат, адвокатские конторы, органы полиции, различные общественные организации.

7 стр., 3444 слов

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», на основании Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета ...

Исследование вопроса участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе сложна и достаточно интересна, потому что позволяет анализировать эффективность применения законодательства в данной сфере правоотношений.

Данная тема курсовой работы является актуальной, потому что на нынешнем этапе развития гражданского процесса все чаще граждане обращаются за защитой своих прав в государственные и муниципальные органы, а те в свою очередь проводят специальные проверки и в случае выявления нарушений, подают иски в суд для возбуждения гражданских дел и привлечения виновных к ответственности. Таким образом, благодаря более глубоким знаниям законодательства представителей государственных и муниципальных органов, граждане и иные лица, обратившиеся в данные органы за защитой своих прав, все чаще на деле достигают справедливости и соблюдения своих прав и интересов.

Кроме того, судом могут также привлекаться государственные и муниципальные органы для дачи заключения по делу на свой профессиональный взгляд, а именно благодаря заключению органов опеки и попечительства или администрации, судья, сопоставив выводы данных лиц с законодательством и имеющейся судебной практикой, а также внутренним убеждением примет наиболее правильное решение.

Целью курсовой работы является исследование вопроса участия государственных органов и муниципальных органов в гражданском процессе, а также эффективность и необходимость их участия.

В соответствии с целью выделяю следующие задачи:

)Анализ нормативно-правовых источники, регулирующих данную область гражданского процесса.

)Анализ правовой литературы, затрагивающей вопросы участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе.

)Выявить основные цели, формы и сущность участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе.

11 стр., 5141 слов

Государственное и муниципальное управление 2

... ционной деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации обес­печивает судебную защиту прав муниципальных органов управления ... с. Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // " ...

)Выявить перспективы развития государственных и муниципальных органов в гражданском процессе.

Предметом курсовой работы являются правовые отношения, возникающие в результате участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе.

Объектом исследования механизм участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе.

1. Институт участия государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе

.1Основания, цели и сущность участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе

Согласно ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью в РФ». Данное положение в достаточно полной мере раскрыто в главе 2 Конституции РФ. Среди перечисленных в ней прав и свобод человека, в анализируемой области отношений наш интерес привлекает область защиты прав человека судебной системой, а также государственными и муниципальными органами.

В-первую очередь, следует обратить внимание на то, что достаточно большой перечень норм гарантируют право лица на защиту от посягательств. А именно статьи 45-54 Конституции РФ провозглашают, что каждому гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод, каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми незапрещенными законом способами. Кроме того, в том случае, если лицо не смогло добиться правды на территории и РФ, и, исчерпав все инстанции и способы, имеет право обратиться за международной защитой своих нарушенных прав.

Таким образом, Конституция РФ декларирует широкий круг прав и свобод граждан РФ, а также гарантии их охраны и защиты. Одной из подобных гарантий является норма ст.45 Конституции РФ, которая устанавливает государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Поэтому лица могут обратиться не только в суды различной юрисдикции, но также в различные государственные органы, а органы муниципальной власти за защитой своих нарушенных гражданских прав. Процессуальная деятельность данных органов направленна в первую очередь на охрану, защиту и реализацию прав и свобод человека, закрепленных в российском законодательстве.

9 стр., 4300 слов

Профилактика беспризорности и безнадзорности как направление деятельности региональных органов социальной защиты населения

... решении вопросов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Омской области, совершенствование деятельности органов и ... общественных объединений Омской области, реализация программ гражданского воспитания, осуществление мониторинга деятельности детских ... жизнеустройства воспитанников. Организация воспитательно-образовательного процесса проводится индивидуально в соответствии с возрастом ...

Институт участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе как таковой защищает не только права и интересы человека и гражданина, но также встает и на защиту интересов государства.

В соответствии со ст. 4 ГПК РФ, «гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, которое выступает от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».

То есть зачастую, когда нарушаются права человека, одновременно затрагиваются и интересы государства, а участие данных органов в представлении данных лиц на судебном процессе позволяет соблюсти интересы обоих. Например, когда рассматривается трудовой спор о том, что работодатель обманул работника и не устроил его на работу официально-то есть не взял положенный пакет документов и не заявил в налоговый орган о том, что данное лицо осуществляет трудовую деятельность. Таким образом, нарушены права человека в части оформления устройства на работу, а права государства в том, что работодатель не производил отчислений в налоговый орган за данного работника.

Согласно ст. 46 ГПК РФ, органы государства или местного самоуправления могут обратиться в суд, как по просьбе конкретных лиц, так и неопределённого круга лиц с целью защиты их прав и законных интересов. Кроме того данной статьей предусмотрено, что заявление может быть подано данными органами и без просьбы конкретного лица, в силу явного имеющегося нарушения его прав и свобод. Гражданский процессуальный кодекс указывает, что таким лицом является недееспособное или несовершеннолетнее лицо, его законный представитель, кроме того такими лицами являются Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ивановский Государственный энергетический университет им. В.И. Ленина” Контрольная работа По курсу «Право» Вариант №2 Выполнил: Студент гр. 2-75 Беляев А.Н. Иваново 2014. Задача на тему гражданские и семейные правоотношения: Петров продал Еремееву пишущую машинку ...

Подобное законодательное закрепление защиты прав лиц государственными органами являются важной гарантией и реализацией осуществления правосудия.

Государственный или орган местного самоуправления может занимать в процессе различную роль в зависимости от каждого конкретного дела. Данные субъекты могут выступать в качестве истца, ответчика, третьего лица, заявителя или заинтересованного лица.

Ярким примером является исковое заявление прокурора в защиту интересов несовершеннолетних детей-сирот к Администрации о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного фонда на жилое помещение сроком на 5 лет. В таком случае, прокурор будет являться истцом, администрация будет выступать ответчиком, кроме того либо самим истцом, либо судом в качестве третьих лиц к участию в деле привлекаются Правительство, Министерство образования, министерство финансов.

В подобных случаях, когда лицо обращается за защитой своих прав и свобод к представителям данных органов власти, органы государственной и муниципальной власти имеют заинтересованность в соблюдении закона и справедливом разрешении спора, которая возникает из возложенных на них законом обязанностей и компетенции. Они выступают как субъекты материально-правовых и процессуально-правовых отношений, а потому занимают процессуальное положение истца или ответчика.

13 стр., 6158 слов

Система социальной защиты

ВВЕДЕНИЕ Система социальной защиты - это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту - это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные ...

Государственный или муниципальный орган, будучи в роли процессуального истца, обладает особыми признаками, а именно у него отсутствует какой-либо материальный интерес в разрешении спора, а только лишь соблюдение прав и интересов лица, в защиту которых он выступает. Кроме того, данные лица являются освобожденными от уплаты государственной пошлины и не несут судебных расходов, также к ним не может быть предъявлен встречный иск со стороны ответчика. Более того судом привлекается к участию в деле в качестве истца то лицо, в защиту которого выступает процессуальный истец.

Таким образом, участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе регламентируется и регулируется нормами Конституции РФ, а также нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Государственные и муниципальные органы относятся к той группе лиц, участвующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в гражданском процессе исключительно от своего имени, однако в защиту чужих интересов. Данные субъекты участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности.

К уже вышеуказанным еще одним основанием для участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления является также социальная направленность деятельности данных органов, так как на лицо особая значимость охраняемых законом прав и интересов, в защиту которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.

Целью участия данных лиц в гражданском процессе является их заинтересованность в соблюдении закона и справедливом разрешении спора, которая возникает из возложенных на них законом обязанностей и компетенции. То есть в случае нарушения прав и свобод конкретного лица или неопределённого круга лиц, орган государственной власти или орган местного самоуправления выступает в гражданском процессе как процессуальный истец.

8 стр., 3975 слов

Административная деятельность органов внутренних дел

... органов и иных организаций в случаях неисполнения ими постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, а также непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов ... приемлемой перспективы устройства личной жизни создали благоприятную почву для развития процесса криминализации общества и в первую очередь несовершеннолетних, нравственно-психологической деградации ...

Кроме того данные органы могут выступать также в качестве ответчика, третьего лица, заявителя либо заинтересованного лица в зависимости от сущности дела.

1.2 Формы участия государственных органов и муниципальных органов в гражданском процессе

В соответствие со ст.46, ст. 47 ГПК РФ органы государственной власти и местного самоуправления могут вступать в гражданском процессе в следующих формах:

) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или в отношении неопределенного круга лиц.

) для дачи заключения по делу.

Основной целью участия данных органов в гражданском процессе в вышеуказанных формах является защита прав и интересов различного круга лиц, а именно физических лиц — граждан, иностранцев, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, юридических лиц — организаций, Российской федерации, субъектов РФ, а также выполнения обязанностей, порученных им государством по охране этих прав путем содействия суду.

В случае обращения государственных и муниципальных органов в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц, указанные органы власти участвуют в рассмотрении гражданского дела, имея только интерес процессуально-правового характера, а не материального.

Обращение в суд за защитой чужих прав и интересов возможно в двух вариантах. Когда есть прямое обращение лица с заявлением о защите прав, в таком случае обращение в суд происходит с согласия данного лица или лиц. Либо когда конкретное лицо или неопределённый круг лиц не обращались с заявлением, но в силу закона, государственный или муниципальный орган обязан выступить в защиту их прав в соответствии с возложенной на него компетенцией и обязанностями. Например, исковой заявление в защиту и охрану прав недееспособного лица подается в независимости от просьбы его законных представителей. В случаях, указанных в законе, государственные и муниципальные органы могут обращаться самостоятельно в суд для защиты их прав, свобод и интересов, если такие случая стали известны. Безусловно, законодатель не мог учесть все возможные случаи обращения в суд, но некоторые из них прямо указываются в законе.

Отсутствие у процессуального истца законного права на обращение в суд для защиты прав и свобод других лиц является основанием для отказа в принятии заявления и возбуждения дела.

Федеральные органы и органы субъектов РФ могут обращаться в суд для защиты чужих прав и законных интересов по делам, возникающим из семейных отношений, дел по защите прав потребителей, по защите трудовых прав и многих других.

Органы опеки и попечительства вправе предъявлять иски в суд для возбуждения гражданского дела для того, чтобы возместить ребенку вред, причиненный его здоровью, имуществу, а также духовно-эмоциональному состоянию в виде компенсации морального вреда.

Например иски о лишении родительских прав одного или обоих родителей. В подобных гражданских делах, истцами, как правило, выступают такие органы власти, как орган опеки и попечительства, Отдел по делам несовершеннолетних УМВД РФ, орган социальной защиты населения, которые могут подать заявление без просьбы несовершеннолетнего или недееспособного лица, основываясь на тех объективных данных, которые были получены в результате проверки конкретной семьи по поступившему сообщению.

Также органы опеки и попечительства могут обращаться с исками в суд с требованиями о признании брака недействительным, об ограничении родительских прав, о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

Однако, заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, согласно ст. 281 ГПК РФ, возбуждаются только по заявлению заинтересованных лиц. Например, в силу ч.1 ст. 281 ГПК РФ, дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Органы местного самоуправления также могут обращаться в суды в защиту прав потребителей, согласно ст. 44 Федерального закона « О защите прав потребителей».

Согласно ст. 40, ст. 42 ФЗ «О защите прав потребителей, государственные органы, которые занимаются осуществлением контроля за качеством и безопасностью продукции или услуг для потребителя, предъявляют в суды иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случаях нарушения ими требований по безопасности товаров, работ или услуг. Подобные иски в защиту интересов конкретных потребителей могут быть заявлены соответствующими муниципальными органами по защите прав потребителей.

Кроме того в судебной практике встречаются участие жилищного управления районного или городского типа по спорам, которые возникают из жилищных правоотношений. В подобных гражданских делах орган ЖКХ может выступать как в качестве истца, например в случае подачи данным органом иска о выселении квартиросъемщиков, либо в качестве ответчика в случае, когда какое то лицо заявило о нарушение своих прав данным органом, например о признании ордера недействительным. В большинстве случаев орган ЖКХ привлекается к участию в деле, когда у него нет своего материального интереса, например для того, чтобы дать свое заключение о перепланировки квартиры или изменения статуса нежилого помещения в жилое, и наоборот.

На деле целый ряд норм ГПК РФ предусматривает в себе возможность подачи заявления для возбуждения гражданского дела государственным органам и другим лицам. Например, в силу чт. 281 ГПК РФ гражданское дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами возбуждается на основании заявления членов его семьи либо органа опеки и попечительства, психиатрического / психоневрологического учреждения, а также комиссии по делам несовершеннолетних.

Дела о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства возбуждаются в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, а также органа опеки и попечительства, психиатрического / психоневрологического учреждения.

Гражданский процесс предоставляет государственным и муниципальным органам возможность защищать права неопределенного круга лиц. Однако, «специальной процедуры разрешения дел о защите неопределенного круга лиц (как разновидности групповых исков) действующее гражданское процессуальное законодательство России до сих пор не содержит».

Основаниями для суда для возбуждения гражданского дела по заявлению государственного или муниципального органа в защиту прав и охраны интересов других лиц выступают:

) указание закона,

) просьба заинтересованного лица в разрешении конкретного вопроса (подается процессуальный иск для защиты своего права).

В тех случаях, когда лицо, в интересах которого дело начато по заявлению органов, указанных в ч. 1 ст. 46 ГПК, должен извещаться судом о возникшем процессе и участвовать в нем в качестве истца, так как именно он является субъектом спорного материального правоотношения, а его нарушенные права и интересы — предметом судебного разбирательства, согласно ч. 2 ст. 38 ГПК.

Интересным моментом является, что в случае отказа от иска процессуального истца, по заявлению которого судом было возбужденно дело, не связывает с ним само заинтересованное лицо либо его законного представителя, которые вправе требовать рассмотрения дела по существу. Однако, при отказе истца от иска, заявленного в защиту его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд прекращает производство по делу.

Другой формой участия в гражданском процессе государственных и муниципальных органов в гражданском деле является дача суду заключения по делу.

по инициативе государственных органов и органов местного самоуправления;

по инициативе лиц, участвующих в деле;

по инициативе суда. В таком случае привлечение государственного или муниципального органа возможно в иных необходимых случаях по усмотрению суда для достижения целей, которые прямо указаны в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 47 ГПК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. Например, рассмотрение таких гражданских дел, как о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, суд рассматривает с обязательным привлечением к участию органов опеки и попечительства.

В силу главы 32 ГПК РФ заявление об объявлении несовершеннолетнего пологостью дееспособным, рассматривается с участием самого заявителя, законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей), а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора.

Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным привлечением к участию в судебном процессе усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях — родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Кроме случаев их обязательного участия в гражданском деле, которые определены законом, данные органы могут сами вступать по своей инициативе в гражданское дело для дачи заключения по нему, так как имеют свою собственную заинтересованность в справедливом разрешении дела.

Например, в силу п. 4 ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей» федеральный антимонопольный орган либо его территориальные органы вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения в целях осуществления возложенных на него обязанностей или защиты нарушенных прав других лиц, государственных или общественных интересов.

Заключение, которое дается органом государственной власти или местного самоуправления должно отвечать определенным требованиям, а именно содержать правовой вывод, который обязательно должен быть основан на законодательстве и направлен на разрешение спора между сторонами. Таким образом, данные органы дают некую рекомендацию суду при разрешении спора.

Заключение государственных или муниципальных органов должно отвечать всем требованиям законодательства о письменных доказательствах, а потому должно быть представлено в письменной форме. Несмотря на то, что в законодательстве ничего не говорится о форме, в которой должно быть выполнено заключение, однако использование законодателем слова «оглашать» дает основание понимать, что имеется в виду письменная форма, так как огласить можно только то, что написано.

Федеральным законом предусмотрены случаи, когда органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей собственной инициативе либо по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу лишь с одной целью — для осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вопрос об участии в судебном процессе государственного или муниципального органа решается судом на стадии подготовки к делу и дополнительно указывается в вынесенном определении о подготовке дела к судебному разбирательству. Затем судья должен известить данный орган о судебном заседании и о сути дела, а тот в свою очередь ко дню рассмотрения дела должен представить свое письменное заключение. Например, «согласно ст. 78 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. Данное заключение должно быть подписано руководителем данного органа, либо уполномоченным на такие действия лицом».

В заключении должны быть выделены две части, которые включают в себя:

) сведения о фактах, которые были собраны с помощью специальных познаний работников соответствующих органов и зафиксированы в письменном документе.

) само заключение, как таковое, в котором излагается мнение органа о правовом характере рассматриваемого спора, оцениваются предоставленные сторонами доказательства и предлагается свой вариант разрешения спора. Такая оценка основывается на положениях законодательства и практики его применения.

Заключения государственных или муниципальных органов, привлеченных к участию в деле обязательно оглашаются на судебном заседании, стороны по делу, суд могут задавать свои вопросы представителю данного органа с целью уточнить и разъяснить его в полном объеме, потому что заключение дается по вопросам, входящим в сферу деятельности конкретного органа.

В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, должен произвести оценку конкретного судебного спора, в-первую очередь, с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании.

Кроме того, представители данных органов, привлеченных к участию в деле для дачи заключения, могут выступить в судебных прениях после сторон и третьих лиц, также имеют право реплики после прений.

Безусловно, заключение по делу имеет важное значение для справедливого разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может вынести решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда о несогласии с выводами, содержащимися в заключении.

Таким образом, формами участия в гражданском процессе государственных и муниципальных органов является как представление в защиту прав и интересов конкретных лиц или неопределенного круга лиц, выступая в качестве истца, либо данные органы привлекаются к участию для дачи заключения по делу. Также государственные и муниципальные органы могут вступать в процесс по собственной инициативе в обеих формах участия при рассмотрении дела.

2. Проблемы и перспективы развития института участия в гражданском процессе государственных органов и муниципальных органов

гражданский процесс государственный муниципальный

В связи с тем, что общественная жизнь становится все сложнее и разнообразнее, усложняются и экономико-правовые отношения, в результате чего вероятность нарушения законных прав и интересов лиц достаточно велика, поэтому охрана и защита данных прав является довольно таки важным явлением. В соответствии с этим расширяются и углубляются отношения в сфере правозащиты лиц, в том числе в сфере участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе.

Одной из проблем участия государственных и муниципальных органов в гражданском судопроизводстве является разграничение интереса личности, интереса общества и интереса государства.

С одной стороны, государственные и муниципальные органы вступают в гражданский процесс с целью защиты прав и свобод человека как по его желанию, так и в некоторых случаях и без просьбы лица с нарушенными правами.

В то же время данные органы власти вступают в гражданский процесс с целью защиты и охраны государственных интересов.

Решетникова И.В. и Ярков В.В. полагают, что «государственный интерес понимается как объективно существующий и выраженный в норме права интерес, который призван характеризовать и направлять экономическую, политическую и социальную деятельность общества в решении задач».

Таким образом, проводя анализ первоочерёдности государственных и общественных интересов для государственных и муниципальных органов, очевидна некая граница, которая возникает на основе приоритета конкретного права в судопроизводстве.

То есть, рассматривая понятия «государственные интересы» и «общественные интересы» под призмой различных сфер жизни — социальной, политической, экономической, культурной, становятся видны яркие отличия одного от другого. Однако, российское законодательство в некотором роде отождествляет эти понятия, например в основном законе государства — в ст. 18 Конституции РФ говорится о том, что вся деятельность государственной власти — а именно законодательных, исполнительных и судебных органов направлена в на защиту и охрану прав и свобод человека. Именно они определяют сущность, содержание и применение законов данными органами.

Если рассматривать общественные интересы как некую совокупность членов общества, то получается, что орган государственной и муниципальной власти участвуя в гражданском процессе в защиту интересов граждан, то одновременно происходит защита общественных и государственных интересов.

Из всего этого следует, что разделение между общественными интересами и государственными очень сложно проводить в том случае, если смотреть на конкретную ситуацию объективно и слишком широко. Однако, в узком понимании интересов человека и интересов государства, можно четко провести границу, в зависимости от предмета спора и конкретного гражданского дела. Зачастую происходит совмещение защиты интересов отдельного гражданина и государства, например, при рассмотрении трудовых споров о выплате заработной платы, или неуплате индивидуальными предпринимателями налогов в казну государства и в государственный пенсионный фонд.

Другой проблемой является широко распространённая правовая безграмотность граждан, которая заключается в том, что граждане абсолютно никак не разбираются в области правовых отношений. Низкой правовой культурой граждан активно пользуются те, кто стремится получить выгоду. Например, при устройстве на работу работодатель дает для заключения не трудовой договор, а гражданско-правовой на оказание услуг, вследствие чего, потенциальный работник становится обманутым с самого начала, так как не понимает между ними разницы, и правовых последствий их заключения. Таким образом, деятельность работника будет регулироваться основами гражданского права, а не трудового, и в первую очередь будут учитываться условиями гражданско-правового договора.

В связи с этим возможность обратиться за защитой своих прав в органы государственной власти и местного самоуправления является очень важным. Потому что грамотный специалист может гораздо эффективней помочь разобраться по существу возникшего спора, так как понимает и разбирается в тонкостях юриспруденции лучше, чем простой обыватель.

Кроме того никуда не исчезала проблема соблюдения и охраны интересов категории социально-слабозащищенных граждан. К таковым относятся многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды, недееспособные лица, которые в силу своих физических, психических или возрастных особенностей не могут полноценно участвовать в гражданском процессе и защищать свои права, а потому участие от их имени процессуальных истцов является важной гарантией государства в реализации права на судебную защиту и обращению в суд.

Также не является секретом проблема малоимущих лиц, которые наравне с другими гражданами имеют конституционное право на получение высококвалифицированной юридической помощи. Хотя на данный момент получить такую помощь даже среднеимущим гражданам достаточно затруднительно, даже им приходится брать в кредит или в долг денежные средства, чтобы оплатить услуги юридического представительства в суде. Работа институтов социальных представителей, юридических консультаций разработана и представлена достаточно слабо. А потому для граждан обращение за помощью в охране и защите своих прав к органам государственной власти и органам местного самоуправления очень важно. Для многих это единственный шанс получить реальную помощь.

Перспективой решения данной проблемой является, например, включения в компетенцию данных органов власти права выступать в суде как законному представителю, это позволит более активно осуществлять защиту не только конкретных граждан, но и неопределенного круга лиц. То есть выступать в защиту лица не только в качестве представителя истца, но и в качестве представителя ответчика, представителя третьего лица. Выделить его в законодательстве как особый вид законного представительства. Но все это только в отношении малоимущих граждан, так как если они в принципе начнут выступать в защиту юридических и физических лиц будет происходить нарушение частноправовых отношений.

Таким образом, участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе имеет свои особенности, которые должны разрабатываться более детально только лишь с одной целью — для улучшения качества защиты и охраны интересов человека, общества и государства.

Законодателю стоит задуматься над расширением оснований для участия данных органов в судопроизводстве при защите прав малоимущих граждан, социально-слабозащищённых граждан, а также тех лиц, которые в силу сложившихся обстоятельств обладают низкой правовой культурой. В подобных случаях первоочередно необходимо, чтобы данный институт участия развивался в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, которая дает право каждому на получение квалифицированной юридической помощи, которая в определенных случаях должна оказываться им на бесплатной основе. Кроме того, ст. 18 Конституции РФ провозглашает, что суд обеспечивает защиту прав и свобод граждан в полном и должном объеме.

Безусловно, существует множество путей развития института участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе, поэтому необходимо более глубокое исследование юристами данного вопроса, а также издание научной юридической литературы в этой области. Кроме того, возможно и распространение в массы бесплатных брошюр о провозглашаемых законом возможностях защиты прав и свобод человека и гражданина при обращении в органы государственной и муниципальной власти.

Социально-правовая «необходимость института участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления и та роль, которую играет этот институт в реализации права граждан на защиту и охрану своих прав абсолютно очевидна» . Его необходимо продолжать развивать в социальном направлении с точки зрения действующего законодательства, а также практики применения в суде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель, поставленная при написании курсовой работы на тему: «Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе» была достигнута

В первую очередь, был проведен анализ российского законодательства и практика применения рассматриваемых норм судом. Были изучены нормы Конституции РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон «О защите прав потребителей».

Кроме того были изучены различные правовые статьи и пособия, авторы которых исследуют данную проблема института участия государственных и муниципальных органов власти в гражданском процессе. Благодаря анализу представленных ими положений были сделаны основные выводы при рассмотрении проблем участия данных органов в гражданском судопроизводстве, а также перспектив их развития.

В данной работе был исследован вопрос сущности, оснований и целей участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе.

Целью участия данных лиц в гражданском процессе является их заинтересованность в соблюдении закона и справедливом разрешении спора, которая возникает из возложенных на них законом обязанностей и компетенции.

Основанием для участия в гражданском процессе выступает:

инициатива государственных органов и органов местного самоуправления;

инициатива лиц, участвующих в деле;

инициатива суда.

Сущностью участия данных органов власти в гражданском судопроизводстве является достижение правовой справедливости в силу возложенных на них законном обязанностей и компетенции.

Государственные и муниципальные органы могут защищать как права и интересы других лиц, так и сами выступать в качестве одной из сторон в гражданском процессе.

Участие органов государственной и муниципальной власти в гражданском процессе осуществляется в двух формах:

) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц.

) для дачи заключения по делу.

Среди проблем института участия государственных органов власти и органов местного самоуправления были выявлены следующие:

)законодателю стоит задуматься над расширением оснований для участия данных органов в судопроизводстве при защите прав малоимущих граждан, социально-слабозащищённых граждан, а также тех лиц, которые в силу сложившихся обстоятельств обладают низкой правовой культурой;

)проблема малоимущих лиц, которые наравне с другими гражданами имеют конституционное право на получение высококвалифицированной юридической помощи. Перспективой решения данной проблемой является, например, включения в компетенцию данных органов власти права выступать в суде как законному представителю, это позволит более активно осуществлять защиту не только конкретных граждан, но и неопределенного круга лиц.

)широко распространённая правовая безграмотность граждан, которая заключается в том, что граждане абсолютно никак не разбираются в области правовых отношений. А потому возможность обратиться за защитой своих прав в органы государственной власти и местного самоуправления является очень важным. Потому что грамотный специалист может гораздо эффективней помочь разобраться по существу возникшего спора, так как понимает и разбирается в тонкостях юриспруденции лучше, чем простой обыватель.

Таким образом, социально-правовая необходимость института участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления и та роль, которую играет этот институт в реализации права граждан на защиту и охрану своих прав абсолютно очевидна. Его необходимо продолжать развивать в социальном направлении с точки зрения действующего законодательства, а также практики применения в суде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.)// Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст.445.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст.330

.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФК // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст.4532.

.Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, №1 (часть 1), ст.14)

.Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст.16.

.Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (24 апреля 2008 г.) // Российская газета, № 94, 30.04.2008.

.п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

.П.1 ст. 40, ст.42 Закона РФ от 7 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21.12.2004 №171-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. № 3. Ст. 140.

.Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 2010.

.Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. №3; Горланова М.И. О формах участия государственных органов в гражданском процессе// Правоведение. 2002. №1. С.45.

.Гражданский процесс: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Треушникова. 3-е изд., испр. и доп. М., 2009. С.57

.Решетникова И.В. , Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. Екатеринбург — Москва, 2009. С.138.

.Гражданский процесс в России / Под ред. М.А. Викут., И.М. Зайцев, М.,2009.

.Аболонин Г.О. Групповые иски. М. 2001. С.74.

.Исаенкова О.В., Бандронина Н.С. Участие органов государственной власти в гражданском судопроизводстве России и Украины. // ARS Administrandi.2010. №2.

.Максимова Е.А. Правовая эволюция института участия государственных и муниципальных органов в гражданском и арбитражном процессе России. // Московский вестник государственного университета. 2009. № 3.

.Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. №3;

.Горланова М.И. О формах участия государственных органов в гражданском процессе// Правоведение. 2002. №1. С.45.

.Томилов А.Ю. Процессуально-правовые основания участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданском процессе с целью защиты прав и законных интересов других лиц. // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 9.

.Треушников М.К. Особенности рассмотрения отдельных категорий дел. М., 1987. С.127.

.Сайт Верховный Суд РФ. Российский государственный институт правосудия [Электронный ресурс]. URL: #»justify»>.Сайт Постановления Пленума Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--b1azaj.xn--p1ai/civil-matter.html. (Дата обращения: 18.02.2013).