Теоретический анализ проблемы особенностей самоотношения и ценностных ориентаций подростков, занимающихся самбоПонятие самоотношения и особенности самоотно

1. Теоретический анализ проблемы особенностей самоотношения и ценностных ориентаций подростков, занимающихся самбо

1.1 Понятие самоотношения и особенности самоотношения в подростковом возрасте

Одной из важнейших особенностей психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности, т. е. самосознание. Самосознание отражает всю сложную совокупность психических процессов и состояний, посредством которых личность вычленяет себя из окружающего мира, формирует собственное видение мира, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему [31].

Исторически проблема осознания человеком того, что «он есть на са-мом деле» возникла и развивалась в философии. Собственно психологиче-ской проблемой самосознание стало только в конце XIX века. Этой проблеме посвящено значительное количество трудов русских и зарубежных психологов (З. Фрейд, У. Джеймс, Д. Мид, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, И.С. Кон и др.).

Разные авторы по-разному подходят к пониманию сущности данного явления и его структуры. Так, в отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе как субъекте действий и переживаний [17; 33].

Большинство подходов объединяет выделение в качестве компонента самосознания — самоотношения. Выделение самоотношения, как самостоя-тельного объекта психологического анализа, чаще всего, осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний), и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта).

Это соответствует когнитивному и эмоциональному компонентам самосознания.

Проблема самоотношения или эмоционально-ценностного отношения личности затрагивалась ещё в работах психологов гуманистического направления, однако наиболее детально данный феномен стал изучаться отечественными психологами В.Н. Мясищевым, А.Ф. Лазурским, В.В. Столиным и другими, работы которых послужили источником для последующих научных открытий.

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

... возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной ... основе этой модели я разработала перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта. Список литературы. ... детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004. Психологический портрет дошкольника. - Новоуральск, 1999 . 15. Павлова ...

В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова и некоторые другие исследователи рассматривают самоотношение как центральный компонент в структуре самосознания [27; 33].

Самоотношение определяет картину представления о себе и поведенческие проявления. Позитивное самоотношение формирует позитивную Я-концепцию. Самоотношение определяет самовосприятие, представление о себе, фильтруя перцептивные признаки и приписывая им вес [33].

В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, И.В. Ильенков рассматривают самоотношение в качестве одного из видов человеческих отношений, наряду с субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями [25].

М.И. Лисина, отмечая важность данного образования в структуре личности, считает линию отношении к себе определяющей в системе отношений [26].

Многие авторы рассматривают самоотношение как фактор психического здоровья, обращая внимание на то, что сфера самоот-ношения поражается одной из первых при психических заболеваниях [17].

Одна из наиболее успешных попыток построить модель строения самоотношения была предпринята В.В. Столиным. На основе разрабо-танных им представлений о личностном смысле «Я», как основной единицы анализа самосознания, было показано, что самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты «образа Я». Наоборот, и знание о себе, и самоотношение — есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. И, лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.

По мнению Н.И. Сарджвеладзе, способ отношения к себе не стоит в одном ряду с когнитивным, эмоциональным и регулятивным моментами самосознания; а напротив, феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию. А само понятие самоотношения является родовым относительно понятий самооценки, самопознания и других подобных понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности [32]. Н.И. Сарджвеладзе называет самоотношение подклассом социальной установки и считает, что самоотношение является одной из структурных единиц диспозиционного ядра личности. Автор выделяет следующие компоненты самоотношения:

10 стр., 4819 слов

Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии

... эффективность коррекционной программы по развитию самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии. Методологической основой исследования послужила теория становления самосознания личности (Д. И. Фельдштейн, Л ... частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией. Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя ...

 когнитивный (психические функции, которые выступают в качестве источника и средства информации о самом себе);

 эмоциональный;

 конативный (внутренние действия в свой адрес или готовность к ним: манипуляторно-инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому и т. д.) [32].

Большинством авторов отмечается, что подростковый возраст является критическим для формирования самоотношения (И.С. Кон, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чеснокова и др.).

Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В подростковом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты воздействия социальной среды.

Как считают многие авторы, самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований — рефлексии на себя, на других, на общество [15; 23; 24].

Под влиянием комплексных ситуационных и психологических факто-ров происходит качественная перестройка или «закреплением» ранее сло-жившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе.

8 стр., 3965 слов

Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой иг

... индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [9;17]. Формирование ценностно-смысловых ориентаций ... Теоретические основы понятия 1.1 Формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается ...

Своеобразие самоотношения в подростковом возрасте определяется тем, что именно в этот период происходит становление самосознания личности, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий: с одной стороны подросток воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения [15].

Ещё одной отличительной чертой самоотношения подростка является то, что выработанная им ранее система оценочных суждений в свой адрес, и в адрес «других», сложившееся эмоционально-оценочное отношение к собственному «Я» (главным образом, через отношение к нему родителей), начинает подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников, выступающих на данном возрастном этапе референтной группой. Создающееся внутриличностное противоречие в оценке себя и других, ценностях, интересах имеет своё проявление в поведении [23].

Ключевым противоречием самосознания данного периода, согласно Д.И. Фельдштейну, является противоречие между критическим отношением подростка к себе, недовольством собой, с одной стороны, и потребностью в общем положительном отношении к себе как к личности со стороны окружающих — с другой [36].

1.2 Понятие ценностных ориентаций в психологии и особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте

Ценностные ориентации — это направленность личности на те или иные ценности [34]. Ценности являются производными от соотношения мира и человека и выражают то, что в мире значимо для человека [29, C. 369]. В ценности отражается значимость, привлекательность целевого объекта [37, C 207]. Ценностные ориентации — это отражение в сознании индивида ценностей, принятых им в качестве мировоззренческих ориентиров и стратегических жизненных целей [21, C. 23]. Выступая в качестве главного связующего звена между личностью, ее внутренним миром и социальной средой, ценности представляют важный элемент внутренней структуры личности [11].

8 стр., 3665 слов

исследование взаимосвязи самооценки как одной из составляющей Я-концепции личности с ее ценностными ориентациями

... -концепция в различных психологических теориях ГЛАВА II Ценностные ориентации личности 2.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности 2.2. Содержание и структура ... психической организации человека Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В ...

Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. Система ценностных ориентаций индивида составляет основу отношений к миру, к окружающим людям и к самому себе, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни [13, C. 133].

С позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева, конструкт субъективных ценностей связан с понятием значимости, что предполагает связь эмоционально-мотивационной сферой и индивидуальной системы значений [19].

Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией индивида на социум в целом и на отдельных людей, на имеющиеся в обществе нормы, представления и идеалы. Индивид может использовать лишь те ценности, которые наличествуют в обществе, следовательно, жизненные ценности индивида по сути являются ценностями окружающего его общества [2, C. 146]. Таким образом, ценностные ориентации, обеспечивая обратную связь между индивидом и обществом, определяют характер возникшей потребности, опосредуют ее…

Список литературы

1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо. Учебное пособие. Красноярск, 1998.

2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды: в 2-х т., Т. I / Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.

3. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. — 1948. — № 8. — С. 4−7.

4. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс — М.: Про-гресс, 1986. — 340 с.

11 стр., 5014 слов

Понятие личности в психологии 4

... психология мотивации . 9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.; Воронеж, 1996 10. Леонтьев Д. А. Психология ... определяет «направленность как социальную и нравственную ценность личности, а главным в содержании направленности ... Психология профессиональной пригодности. М., 2001 2. Божович, И.Л. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / И.Л. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна ...

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.И. Божович. — СПб: Питер, 2009. — 400 с.

6. Данилова, Е. А. Социодинамика ценностей молодежи / Е.А. Данилова // Социология. — 2008. — № 4. — С. 99−107.

7. Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1981.

8. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей школьников / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. — 2008. — № 8. — С. 118−122.

9. Елисеев С.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е. Спортивно-педагогическая адаптология борьбы самбо. — М., 2003.

10. Ермолич, С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С. Я Ермолич // Внешкольное воспитание. — 2007. — № 9. — С. 23−27.

11. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. — М.: Политиздат, 1986. — 222 c.

12. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведе-ния / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. — М.: Просвещение, 1979. — 240 с.

13. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профес-сиоведа / Е.А. Климов // Психологический журнал. — 1993. — т. 14. — № 4. — С. 130−136.

14. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. — 1981. — № 3. — С. 25−38.

15. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон — М.: Просвещение, 1989. — 430 с.

16. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. — М.: Сфера, — 2006. — 509с. — С. 130−133.

17. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев — М.: Институт практической психологии, 1997. — 335 с.

3 стр., 1216 слов

Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic

... Натан Шварц-Салант Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The ... Самостью 40...................9. Феномен нарциссизма и юнгианская психология 43...................10. Краткое резюме 47........Глава 1. ... конечном счете ей не помогли психоаналитики, приверженцы эго-психологии, а я ненамеренно следовал той же модели, ...

18. Крайг Г. Психологическое развитие [текст] / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000. — 394 с.

19. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность: 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. — М.: Речь, 2004. — 320 с.

20. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. — M.: Институт РАН, 1992. — 17 с.

21. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. — 1998. — № 1. — С. 13−25.

22. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Педагогика, 1982. — С. 108−118.

23. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / В.С. Мерлин. — Воронеж: МОДЕКС, 2005. — 544 с.

24. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Му-хина — М.: МПСИ, 1999. — 456 с.

25. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психоло-гии отношений человека / В.Н. Мясищев — М.: Изд-во АПН, 1960. — 415 с.

26. Общая психодиагностика / Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 434 с.

27. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантилеев — М.: Смысл, 1993. — 32 с.

28. Психология современного подростка / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1984. — 603 с.

29. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии: изд. 2-е. / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.

30. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. — Л.: ЛГУ, 1979. — 263 с.

31. Самосознание: моё и наше. К постановке проблемы / Отв. ред. Ака-демик РАО Ф.Т. Михайлов. — М.: ИНФРА, 1997. — 247 с.

32. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной сре-дой / Н.И. Сарджвеладзе — М.: Сфера, 1999. — 480 с.

33. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин — М.: Вагриус, 1991. — 456 с.

34. Тугаринов, В.П. Теория ценностей / В.П. Тугаринов. — Л.: ЛГУ, 1968. — 124 с.

35. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

36. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельд-штейн — М.: Институт практической психологии, 1996. — 345 с.

37. Широких, О. С. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 9. — С. 23−27.

38. Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / М.С. Яницкий, А.В. Серый. — Кемерово: КемГУ, 1999. — 92 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector