Теоретический анализ изучения проблемы содержания сновидений

Федеральное агентство по образованию и науке

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный университет»

Кафедра общей и клинической психологии

Курсовая работа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ СНОВИДЕНИЙ

студентки 3 курса философско-социологического факультета

специальности «Психология»

очной формы обучения

Павлюкович Валентины

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры общей и клинической психологии

Яровая Наталья Николаевна

Пермь, 2011

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ изучения проблемы содержания сновидений
  • 1.1 История развития интереса к анализу содержания сновидений
  • 1.2 Сновидения как продукт психической деятельности
  • 1.3 Особенности содержания сновидений у разных категорий людей
  • Глава 2. Организация исследования содержания сновидений
  • 2.1 Описание выборки
  • 2.2 Описание метода
  • Глава 3. Особенности содержания сновидений у разных категорий людею
  • 3.1 Обработка результатов исследования
  • 3.2 Особенности содержания сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью
  • Заключение
  • Выводы
  • Список литературы

Введение Проблема. Как говорит в своей работе А.А. Налчаджян А. А Налчаджян Ночная жизнь — Спб., 2004 — С. 118−120, каждое целостное сновидение, как своеобразное драматическое произведение, само является результатом подсознательного творчества личности. Каждое сновидение является результатом творческого процесса, и в этом смысле любой сновидец превращается в творческую личность.

Но в этом отношении отмечаются большие индивидуальные различия. Так существует точка зрения (У. Демент, Н. Клейтман, Г. Тросман), согласно которой, творчески одаренные люди отличаются обилием сновидений. При этом важно отметить, что хотя в сновидениях большинства людей логика и критическое отношение к реальности сменяются хаотической игрой воспоминаний и фантазий, однако, по мнению М. Арнаудова, у людей, сосредоточенных на одной идее, в сновидениях мыслительные процессы сохраняют свою четкость и последовательность, благодаря чему получают новые познавательные результаты. В таком случае, можно предположить, что механизмы сновидений являются до некоторой степени и механизмами подсознательного творческого процесса. И у людей, занимающихся творческой деятельностью, эта активность будет выражена наиболее ярко. Следует также отметить, что-то, что добавляет сновидец к содержанию сновидения в ходе его словесного воспроизведения, тоже является продуктом его психической активности и характеризует как его личность, так и ее творческие способности и индивидуальность. Поэтому изучение механизмов и содержания сновидений имеет исключительно большое теоретическое значение для психологии творчества.

6 стр., 2722 слов

Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «Методика преподавания психологии» Семинар 1. Организация содержания курса психологии и планирование

... курса. Общая характеристика системы психологических знаний и особенности организации разделов учебного курса. Зависимость содержания курса психологии от специализации. Сравнительный анализ учебных планов разных ... самостоятельной работы Сделайте краткий конспект 2-ой главы (стр. 40-60) книги В.В. Селиванова «Психология сознания». Дайте краткую характеристику основным методологическим ...

Прикладное значение данного исследования заключается в том, что сновидения, как особые процессы психической активности человека, подлежат изучению научными методами и на основе достижений современной психологии. Многие проблемы этой области психологии только сейчас формулируются с достаточной четкостью, а число окончательно решенных еще меньше. Объектом исследования является содержание сновидений. Предмет — существование особенностей в содержании сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью. Гипотеза исследования: существуют особенности в содержании сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью Цель исследования — выявить существуют ли особенности содержания сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью. Так же необходимо определить, если особенности содержания сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью, существуют, как они представлены. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 1. осуществить теоретический обзор проблемы изучения содержания сновидений на сегодняшний день 2. определить наиболее подходящий метод исследования 3. провести эмпирическое исследование с целью проверки гипотезы 4.

6 стр., 2525 слов

Исследование личностных особенностей людей, занимающихся спелеологией и альпинизмом

... Программа и методы исследования Основная гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь между личностными особенностями людей и выбором рода занятия. У людей, занимающихся спелеологий и альпинизмом ... , показатели будут ниже. Объектом данного исследования являлась группа испытуемых, Занимающихся альпинизмом и спелеологией и группа людей не имеющих отношение к экстриму. Первая ...

проинтерпретировать полученные данные, опираясь на теоретическую базу Новизна работы состоит в том, что в работе сопоставлены содержания сновидений двух групп людей — занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью. Актуальность исследования. Сновидение — психическая активность спящего человека. Механизмы образования, содержания и течения сновидений, по существу, совсем не изучены. Между тем понимание природы этих механизмов важно для раскрытия закономерностей функционирования психики человека, особенно законов подсознательных процессов. Выявление особенностей в содержании и протекании сновидений у разных групп людей позволит нам приблизиться к пониманию природы этих механизмов.

Глава 1. Теоретический анализ изучения проблемы содержания сновидений

1.1 История развития интереса к анализу содержания сновидений Научное изучение сновидений началось во второй половине XIX века, становясь особенно интенсивным в течение последних десятилетий XX века. К психологическим теориям сновидений следует отнести подход З. Фрейда, который считал, что сновидение есть осуществленное желание, его образы не являются бессмысленными и хаотичными, их психологическая функция заключается в репрезентации субъекту скрытых смыслов его бессознательного, но смысл сновидения м. б. понят только при символическом анализе сновидений, техника которого идентична обычной технике психоанализа. Работа сновидения противоположна работе анализа. Переработка информации в сновидении сводится к 3 основным процессам: 1) сгущение (концентрация) образов вплоть до их контаминации (наложения друг на друга); 2) смещение (замещение), когда некий скрытый элемент проявляется в виде отдаленной ассоциации, намека; поэтому то, что находится на периферии реально значимого переживания, в сновидении может быть кульминацией, центром (механизм смещения можно также наблюдать в психогенезе остроумия); 3) символизация — процесс превращения мысли в зрительные образы, это мышление зрительными образами.

10 стр., 4722 слов

Образ человека в психоаналитической философии

... университет» Институт экономики и управления Контрольная работа по дисциплине «Философия» Образ человека в психоаналитической философии Екатеринбург 2014 СОДЕРЖАНИЕ Введение З. Фрейд и ... . Для некоторых философов психоанализ - это, прежде всего, герменевтика - искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры. С критикой различных сторон психоаналитической ...

Фрейд составил список типических символов сновидений — так называемый «сонник Фрейда». Главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию, — освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Проблему символизации сновидений изучал также соратник Фрейда Отто Ранк, который посвятил данной теме работу «Сновидение и миф». Но наиболее подробно связь символики сновидений и кросс-культурных символов, проявляющихся в религии, мифах и др., была исследована К. Юнгом. Юнг считал, что символы продуцируются человеком спонтанно и бессознательно. Сновидения интимно связаны с бессознательным, но они не только символическое проявление личного бессознательного пациента, содержащего комплексы, они также — отражение коллективного бессознательного, которое, действуя через сновидения, использует архетипические, надличностные, надкультурные символы. При интерпретации сновидений Юнг сосредоточивал все внимание на содержании самого сновидения, а не пытался уйти от сновидения по цепи свободных ассоциаций. Природу сновидений анализировал также П.

Флоренский в сочинении «Иконостас», где он обращает внимание на тот факт, что в некоторых сновидениях время течет как бы в обратном направлении. То, что для бодрствующего духа было началом, отправной точкой, в сновидении становится финалом, конечной целью, к которой движется сновидение. Время сновидения течет ускоренно и в обратном направлении. Сновидение подчинено конечной цели. Так же этой проблемой занимался Адлер, который связывал характер сновидений и индивидуальный стиль поведения личности. В России проблемой исследования сновидений занимался И.М. Сеченов. Согласно ему, сновидения имеют рефлекторную природу; он также называл сновидения небывалой комбинацией былых впечатлений. Большой вклад в изучение сновидений внес русский исследователь В.Н. Касаткин, который записал и проанализировал 10 240 сновидений. Нельзя не отметить труд А.А. Налчаджяна, который в своей книге «Ночная жизнь», вышедшей 2004 году, в общедоступной форме изложил новейшие достижения психологии в области исследования и толкования сновидений. Представлены основные сведения о периодах и фазах естественного сна, о тех образах и способах, с помощью которых формируются сюжеты сновидений.

11 стр., 5495 слов

Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга

... функций имеются значимые различия в восприятии зрительных образов - из них 83,5% воспринимают зрительные образы детально, 16,5% - глобально ... стрессом [12]. Современные исследования подтвердили тесную связь между однополушарным представительством речевых центров и доминированием одной ... которые продуцируют сновидения. Оба полушария (и правое, и левое) способны к восприятию слов, отражению образов и их ...

Подробно рассмотрены способы выражения черт личности и ее познавательных способностей, подсознательной интуиции и творчества. Конфликты и половые различия, символы и их толкование, проблема смерти в сновидениях.

1.2 Сновидения как продукт психической деятельности Сновидения являются сложными психическими процессами. Они составляются из накопленных в памяти человека психических образов. Уже поверхностное знакомство со сновидениями парадоксального сна убеждает нас в том, что они состоят главным образом из зрительных представлений. При ознакомлении с образами, из которых состоят сновидения, возникает естественный вопрос: каким образом спящий воспринимает их и какую роль в этом играют анализаторы? В целом нам представляется справедливым утверждение, что когда в сновидении появляется образ определенной модальности (зрительный, слуховой и т. п.), активизируется соответствующий анализатор. При этом активность наблюдается как в центральных, так и в периферических частях анализаторов. Особенно высокая активность регистрируется в зрительных зонах коры головного мозга человека, когда он оказывается в парадоксальных фазах сна.

Получены интересные данные, свидетельствующие о том, что механизмы восприятия образов сновидений, по сравнению с процессами восприятия в бодрствующем состоянии, претерпевают изменения, обусловленные преобладающей активностью зрительных центров. Существует точка зрения, согласно которой во сне голоса действующих лиц воспринимаются сновидцем не ухом, а благодаря раздражению двигательных центров речи. В сновидениях нередко встречаются такие ситуации: сновидец воспринимает находящегося перед ним человека, понимает содержание его речи, но это — немая, неслышимая речь, она воспринимается не слуховым анализатором, а благодаря наблюдению за движениями губ сновидного собеседника. Это часто встречающееся в сновидениях явление доступно для научного объяснения. Дело в том, что в сновидениях речь других действующих лиц по существу является результатом психической активности самого сновидца. Для того, чтобы последний понимал эту речь, нет никакой необходимости в ее «объективации» во внешней речи. Любопытная деталь: в самом процессе переживания сновидения человек одновременно понимает, что голос собеседника отсутствует и только его губы безмолвно двигаются.

10 стр., 4995 слов

1) сканирующее движение глаз вверх-налево — зрительный эйдетический образ;

... систем: 1) сканирующее движение глаз вверх-налево - зрительный эйдетический образ; 2) вверх-направо - зрительный конструируемый образ; 3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный внимательно на внешнем ... пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной ...

Можно предположить, что переживающий такие сновидения человек уже находится в состоянии перехода на уровень бодрствования, т. е. пробуждения сознания. Иначе говоря, такие сновидения протекают на границе между сознанием и подсознательной сферой психики. Вот маленький пример из книги И.Е. Вольперта Волъперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. — Л., 1966. — С. 122, хорошо иллюстрирующий выдвинутое нами положение: «Снится, что дочь говорит мне: „Надо идти за булкой“. Вижу движения ее губ; слова, произносимые ею, беззвучны, но я их воспринимаю» Между образными зрительными процессами и речью существуют тесные связи. Клинические наблюдения показывают, что визуализация (представление с помощью зрительных образов) и вербализация (речевое выражение) сновидных мыслей осуществляется с помощью теснейшим образом взаимосвязанных механизмов. В связи с этим И.Е. Вольперт пишет: «Мы наблюдали, например, несомненную связь, между склонностью к „спонтанным“ (невнушенным) сновидениям и сноговорениям в гипнозе. Б.Г.

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

... перипетии, перемежающиеся с рассуждениями о любви, заполняли все содержание романа. В отличие от пасторалей галантно-героические романы ... Метафора «жизнь есть сон» наполняет философским смыслом все содержание действия и выступает в качестве принципа жизни, ее ... названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги ...

Ананьев на основе наблюдений над больными и ранеными, страдавшими афазией, пришел к заключению о глубокой связи, существующей между функцией речи и визуализацией образов в сновидениях. Он наблюдал у страдавших афазией резкое оскудение сновидной деятельности, которая восстанавливалась по мере восстановления речи. Причина, по-видимому, состоит в том, что скрытые мысли сновидений имеют в значительной мере речевую, хотя и недоступную для интроспекции форму. Подобного рода факты могут стать основой для выдвижения целого ряда проблем. 1. Можно, например, предположить, что именно благодаря этой тесной связи функций визуализации и вербализации зрительные содержания сновидений вербализуются без большого труда, т. е. сновидцам удается довольно полно (хотя всегда с потерями части информации) описывать свои сновидения. 2. Можно даже выдвинуть предположение о существовании особых законов кодирования речевой информации в зрительных образах и законов их декодирования, которые действуют частично на сознательном уровне, после пробуждения. Каждый символ сновидения, по-видимому, имеет свои языковые эквиваленты. Эту проблематику можно и крайне важно расширить, поскольку психолингвистические механизмы образования и течения сновидений, по существу, совсем не изучены. Установление внешней и нередко весьма поверхностной связи с объективным событием реальной жизни еще ни в коей мере не означает подлинного истолкования сновидения. Нередко такое сведение содержания сновидения к внешним событиям просто мотивировано желанием избегнуть тех трудностей, которые связаны с подлинным психологическим истолкованием сновидения и его символов. Следует отметить, однако, что все эти искажения и „нелепости“ происходят по определенным закономерностям и правилам и на основе определенной мотивации. Случайными и бессмысленными все эти искажения и отклонения от логических правил бывают редко. Поэтому важной задачей специалистов, работающих в области психологии сновидений, является нахождение методов воспроизведения» сновидений периода ортодоксального сна, что приведет к быстрому прогрессу в понимании подсознательной психической активности воообще и, в частности, неосознаваемых механизмов творчества. В этом направлении пока сделано чрезвычайно мало.

1.3 Особенности содержания сновидений у разных категорий людей Для более глубокого понимания характера психической активности во сне необходимо иметь некоторое понятие о том, какое участие принимают различные виды представлений в процессах образования сновидений и какие индивидуальные различия наблюдаются у людей в этом отношении. Многие исследователи сновидений сообщают интересные данные по этому вопросу. Этот вопрос подробно исследовал известный американский психоаналитик Стэнли Холл, который классифицировал элементы содержаний около 1000 сновидений What people dream about? // Scientific American, 1951. — P. 60−63.. Он представил следующий график (рис.1), отражающий содержание сновидений средних американцев. Рис. 1. Содержание сновидений В среднем, в каждом сновидении появляется 2−3 персонажа (кроме самого сновидца).

Около 20 % сновидных событий происходят в комнатах (чаще — в комнате самого сновидца).43 % действующих лиц — незнакомые люди. В сновидениях мужчин другие мужчины появляются в два раза чаще, чем женщины, тогда как в сновидениях женщин появляется примерно равное число мужских и женских образов. Около 30 % сновидений содержат цветные образы, остальные состоят из черно-белых представлений. Кошмарных сновидений сравнительно мало. Замечено, что чаще всего кошмарными бывают те сновидения, которые появляются в конце ортодоксальных фаз сна. Кошмарные сновидения несколько более часто появляются у психически нездоровых взрослых, а также у детей. Русский исследователь В.Н. Касаткин записал 10 240 сновидений у 1020 лиц, из них 9758 — при наблюдениях (по самоотчетам сновидцев после пробуждения) и 482 — во время опытов. Здоровых среди испытуемых было 126 человек (92 мужчины и 34 женщины), больных — 832 человека (667 мужчин и 165 женщин), слепых 49 (17 мужчин и 32 женщины), глухонемых — 13 (8 мужчин и 5 женщин).

Среди больных было 202 психотика, 26 невротиков, 34 человека с органическими поражениями спинного мозга и 282 индивида с различными соматическими болезнями. Всего у больных записано 5678 сновидений. Среди испытуемых представители 20 национальностей самых различных возрастных групп (с 4 до 80 лет) Касаткин В.Н. Теория сновидений. — Л., 1972. — С. 36−37.. Зрительные образы и сцены были во всех сновидениях, или в 100 % случаев, из них 77,6 % - теневые и 22,4 % - цветные. Температурные ощущения отмечались в 496 сновидениях, или около 5% случаев всех сновидений. При этом ощущение тепла отмечалось в 252, а ощущение холода — в 244 сновидениях. Звуковые впечатления встречались в 397 сновидениях, или около 4% всех сновидений. Болевые ощущения отмечались в 5,2% всех сновидений. Ощущение давления — в 2,2% случаев, вкусовые — в 2 % сновидений, обонятельные — в 0,5% всех сновидений. Другие ощущения (тактильные и парестезии) — около 4,3 % всех сновидений. При воздействии на спящего внешних раздражителей, преимущественно появлялись зрительные образы сновидений. Под воздействием внутренних раздражителей, также в преобладающем большинстве случаев, возникали зрительные образы, однако относительное число образов других модальностей становилось больше (особенно при нарушениях органических и физиологических функций организма и при неврозах).

Очень часто зрительные сцены ассоциировались с соответствующими образами и ощущениями других модальностей. Так, в 65% сновидений со зрительными актами мочевыделения и дефекации были также соответствующие, связанные с этими актами, ощущения. Половые ощущения были в 58% сновидений, содержащих зрительные сцены соответствующего содержания. Ощущение жажды отмечалось в 52% сновидений со зрительными образами питья, воды и т. п. Ощущение голода отмечалось в 36% сновидений с образами, связанными с процессами подготовки и принятия пищи. Ощущение боли — в 14% сновидений со зрительными сценами с болевыми локализованными воздействиями и т. д. Все авторы согласны с тем, что преобладают зрительные образы, несмотря на то, что в их исследованиях могут быть значительно различающиеся количественные данные о соотношениях образов различных видов в сновидениях. Существует точка зрения (У. Демент, Н. Клейтман, Г. Тросман и др.), согласно которой, творчески одаренные люди отличаются обилием сновидений. Но если обилие сновидений характерно для творчески одаренных людей, тогда можно выдвинуть гипотезу, согласно которой мозговые механизмы сновидений являются до некоторой степени и механизмами подсознательного творческого процесса. Поэтому изучение физиологических механизмов сновидений имеет исключительно большое значение и для психологии творчества. Исходя из этого, можно предположить, что обильные сновидения не только положительно коррелируют с творческой деятельностью человека, сновидная психическая активность развивает творческие способности личности. Для психологии творчества особый интерес представляют те лабораторные исследования, в ходе которых обнаружилось следующее обстоятельство: те испытуемые, сон которых включал парадоксальный период, лучше решали тесты творчества, чем те, сон которых не содержал этих периодов. В первом случае испытуемые получали более высокие баллы LewinJ., Glaubman H. The effect of REM deprivation: Is it detrimental, beneficial or neutral? // Phychophisiology, 1975. — 12. — С 349−353.. Однако, как в этой связи справедливо замечает американская исследовательница Р. Картрайт, из этих опытов не совсем ясно, что способствует появлению после сна творческих мыслей: сами сновидения или же психофизиологические особенности парадоксального периода. Как мы уже отмечали, каждое сновидение как специфическое подсознательное драматическое произведение, является результатом творческого процесса, и в этом смысле любой сновидец превращается в творческую личность. В этом отношении отмечаются, конечно, большие индивидуальные различия: у многих сновидения в большей мере являются репродуктивными, воспроизведением реальных впечатлений, а у сравнительно меньшего числа людей творческая одаренность в их сновидениях получает впечатляющее выражение. Сновидения, как мы уже неоднократно отмечали, являются подсознательными психическими процессами, и протекают в верхнем — предсознательном — «слое» подсознательной сферы психики. В то же время известно, что сновидения создаются из содержаний долговременной памяти человека. Это означает, что когда начинаются сновидные образные процессы парадоксального периода сна, происходит подсознательная актуализация содержаний долговременной памяти, их перемещение из глубин подсознательной сферы на предсознательный, самый близкий к сознанию, слой. Следует вспомнить также, что на сновидном предсознательном уровне спящий внутренним взором воспринимает свои собственные переживания и процессы воображения (содержания сновидений), т. е. осуществляет подсознательную интроспекцию. Получаемые в сновидениях новые, творческие результаты очень часто выступают в символической форме и нуждаются в специальном толковании. В своей книге Л. Гинзбург приводит рассказы других музыкантов о продолжении во сне творческой деятельности. О русском композиторе А.К. Глазунове известно, что он обычно не записывал своих произведений, пока они не созревали в его сознании, и по этой причине оставил очень мало черновиков. Он вспоминает: «Помню однажды случай, когда мне не удавалось одно место в сочинении, во сне я его придумал и когда проснулся, то все сочинение было готово» Арнаудов М. Психология литературного творчества. — М., 1970. — С. 229−230.. В истории есть еще масса примеров о том, как в сновидении решались творческие задачи. Этим и обусловлен интерес к данной проблеме.

Глава 2. Организация исследования содержания сновидений

2.1 Описание выборки Для изучения содержания сновидений мы использовали метод глубинного интервью В исследовании приняли участие 60 респондентов в возрасте от 18 до 27 лет. Общая выборка была поделена на 2 подгруппы: 1) группа 30 испытуемых — студентов Пермского государственного университета, активно занимающихся творческой деятельностью, а также студентов Пермского института культуры. Возраст испытуемых от 19 до 22 лет. 2) группа.30 испытуемых — 19 студентов Пермского государственного университета, не занимающихся никаким видом творческой деятельности, а также 11 сотрудников отдела управления ОАО ЦБК «КАМА», также не занимающихся творческой деятельностью. Возраст испытуемых от 18 до 27 лет. Средняя продолжительность беседы составляла около30−35 минут, что соответствует принципам проведения глубинного интервью

2.2 Описание метода Для изучения содержания сновидений респондентов мы использовали метод глубинного интервью Глубинное интервью — это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию. Глубинное интервью проводится для выяснения убеждений, мотивов, установок, ценностей, чувств и отношений к заданной теме. Метод глубинного интервью основан на непосредственном личном общении интервьюера с респондентом. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Хотя интервьюер придерживается некого общего плана интервью, порядок вопросов и их формулировки могут существенно меняться, в зависимости от того, что говорит респондент. Интервьюер строит беседу, следуя заранее разработанному сценарию, но активно выводит респондента на открытое, «живое» обсуждение темы Глубинные интервью побуждают респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Это позволяет добраться до самых мелких деталей, выяснить все аспекты поведения и реакций респондентов, которые могут быть важны для решения задач исследования. В среднем глубинные интервью длились около 30−35 минут. Текст фиксировался на бумажном носителе. Мы предпочли метод глубинного интервью другим качественным методам изучения по следующим причинам: тема затрагивает глубоко личные, интимные переживания респондентов, которые невозможно обсуждать в широком кругу; тема сложна для обсуждения, и требует индивидуального подхода к каждому респонденту. Нами была разработана первоначальная структура проведения интервью. В ходе индивидуально беседы респонденту предлагалось ответить на следующие вопросы: 1. Пожалуйста, вспомните и опишите Ваши сны. Любые детали, события, образы, которые приходят Вам в голову 2. Каким эмоциональным фоном обычно сопровождаются Ваши сновидения? Какие эмоции и чувства Вы чаще всего испытываете во сне? 3. Опишите, какие ощущения присутствуют в Ваших снах. Слышите ли Вы звуки, ощущаете прикосновения, запахи, вкус или, возможно, какие-то другие физические характеристики сновидных образов? 4. Придаете ли Вы значение Вашим снам?

сновидение содержание творческий анализ

В процессе беседы вопросы могли уточняться, поясняться, менялся порядок их предъявления, что обеспечило максимально индивидуальный подход к каждому респонденту.

Глава 3. Особенности содержания сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью

3.1 Обработка результатов исследования Транскрипты интервью, полученные в ходе исследования, были обработаны с помощью метода контент-анализа. Контент-анализ (англ. Content analysis; от Content — содержание) — формализованный метод изучения текстов и графической информации в количественных показателях и ее статистической обработке. Метод контент-анализа широко применяется в психологии, социологии и других науках. Контент-анализ — это метод исследования документов, рассматриваемых как сообщения для изучения в социально-психологическом плане различных видов социальной коммуникации и их субъектов, а также отражаемой в сообщениях действительности посредством надежной регистрации и количественной обработки определенных единиц содержания". Новизна контент-анализа заключается в том, что впечатления исследователя, которые зависят от его личных качеств, заменяются более стандартизированными процедурами, которые часто предполагают изменения и выражают материал в виде данных, которые могут быть рассмотрены научно. Нами был выбран сегментарный вариант количественного контент-анализа, использование которого констатирует сам факт наличия или отсутствия в массиве информации какой-либо категории. Применение сегментарного контент-анализа. Суть данного метода заключается в том, что фиксируется сам факт наличия или присутствия во всем массиве информации какой-либо категории. После выявления смысловой единицы, отнесенной к определенной категории, дальнейшие случаи встречи в том же тексте идентичных по семантической нагрузке единиц не учитываются, не фиксируются. В данном случае научную ценность представляет то, встречается в тексте данная категория или нет. Сегментарный контент-анализ позволяет несколько иначе, нежели сплошной моделировать смысловую картину текста. В данном случае на первый план выступает то, насколько широко или узко представлены у респондента те или иные смысловые блоки, насколько широк диапазон, затрагиваемых им тем. Применительно к нашему исследованию мы можем выявить список тем, смысловых блоков, присутствующих в тексте транскриптов интервью. Далее данные, полученные в ходе контент-анализа, обрабатываются с помощью углового преобразования Фишера. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле соответствует больший угол ц, а меньшей доле — меньший угол. При увеличении расхождений между углами ц1 и ц2 и увеличения численности выборок значения критерия возрастает. Чем больше величина ц*, тем более вероятно, что различия достоверны. В ходе исследования были получены тексты, которые анализировались нами с помощью сегментарного контент-анализа. В ходе контент-анализа было выделено несколько категорий, в которые вошли высказывания респондентов. Таблица 1 Категории контент-анализа и формальное описание категорий

Категории

Подкатегории

Формальное описание категорий

Индикаторы

1.

Содержательные компоненты

Высказывание субъекта, описывающие эмоции страха, ужаса, угрозы, в сновидениях, а также подтверждение испытуемого о присутствия у него кошмарных снов

«страх парализовал, чувствовал невозможность что-то изменить», «сковывающий ужас», «боюсь угрозы со стороны людей», «кошмары составляют одну треть моих снов»

2.

Физиологическая

представленность образов во сне

Информация о тактильных, температурных, вкусовых и звуковых ощущения в сновидении

«да во сне у меня присутствует звук», «не знаю, а именно слышу, что он говорит», «сладкий вкус», «иногда вкус», «горечь во рту», «физическая боль», «да, тактильные ощущения присутствуют»,

3.

разрешение актуальных проблем, осуществление желаний

Высказывания субъекта, сообщающие о его попытках решить во сне актуальные задачи, а также об исполнении желаний в течение сновидения

«решение проблем моих родственников», «невозможность решить эту проблему» «актуальные на момент переживания», «эротические сны с представителями обоих полов как воплощение желания», «получаю то, чего очень хочу», «сбываются мечты», «как будто это у меня уже есть», «наверно, реализация тайных желаний»

4.

Яркие цветные, запоминающиеся образы, символы

Высказывание субъекта о выразительности зрительных образов, яркой цветовой гамме сновидений

«мне снятся цветные сны практически всегда», «много ярких красок», «темный, непроходимый лес», «солнечные цвета», «контрастные четкие цвета»

5.

Приятные сновидения

Высказывания об эмоциях радости, удовольствия, а также положительная эмоциональная характеристика своих снов субъектом

«испытываю всепоглощающее чувство любви», «облегчение», «радость испытываю», «сны приносят мне спокойствие»

6.

Репродукция реальных событий

Высказывания субъекта о событиях сновидения, имевших место в прошлом, возвращение назад

«события, произошедшие на работе», «переживаю прошедшие события во сне», «часто возвращаюсь назад», «заново проживаю ситуации»

6.

Ощущения звука

Высказывания субъекта, подтверждающие наличие звуковых ощущений

7.

Общее количество информации о сновидениях

Общее количество слов

Число слов транскриптного текста

Выражается числом

8.

Количество смысловых единиц

Число характеристик сновидений, затронутых субъектом при исследовании

Выражается числом

Для проверки правомерности выделенных категорий для анализа была проведена процедура экспертного оценивания. Эксперты были ознакомлены с целью и программой эмпирического исследования, им также были представлены таблицы формальных признаков категорий и эмпирических индикаторов категорий контент-анализа. Перед экспертами ставились задачи:

1) Проанализировать категории и принадлежность к ним формальных признаков и эмпирических индикаторов.

2) Выделить в текстах-описаниях законченные по смыслу высказывания.

Группа экспертов состояла из 3 человек, получающих психологическое образование (студенты-психологи 4 курса Пермского государственного университета).

Для анализа экспертам были предоставлены таблицы с формальными признаками и эмпирическими индикаторами категорий. Эксперты должны били выразить согласие или несогласие с наличием каждого конкретного признаки и эмпирического индикатора. Для анализа текстов им была предложена выборка транскриптов, случайно отобранных из общего массива.

Таблица 2

Степень согласия экспертов с выделением категорий и их индикаторов

Эксперт

1

2

3

Процент согласия

92,4

95,7

91,9

Из таблицы видно, что общий процент согласия экспертов с выделением категорий и их эмпирических индикаторов составляет 93,33%.

Таблица 3

Степень согласованности экспертов с выделением единиц контент-анализа

Эксперт

1

2

3

Процент совпадений

89,7

93,4

90,3

Общий процент совпадений у 3 экспертов составляет 91,1%, это означает, что за некоторым исключением эксперты были согласны с выделением именно этих единиц анализа.

Таким образом, общий процент согласованности экспертов и степени их согласия с выделенными категориями позволяет говорить об относительно объективном выделении единиц анализа и распределении их по категориям и подкатегориям.

3.2 Особенности содержания сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью В ходе нашего исследования были получены следующие результаты: было 100 текстов свободных самоописаний. Рассмотрим процентное соотношение категорий контент-анализа в группе людей, занимающихся творческой деятельностью Таблица 4 Процентное соотношение подкатегорий категории «Основные составляющие образа Я» контент-анализа в группе студентов психологов

Подкатегория

Кол-во респондентов

%

1.

Кошмарные сновидения

25

83,3

2.

Физиологическая представленность образов во сне

13

43,3

3.

Разрешение актуальных проблем, осуществление желаний

26

86,7

4.

Яркие цветные, запоминающиеся образы, символы

23

76,7

5.

Приятные сновидения

5

16,7

6

Репродукция реальных событий

4

13,3

Из Таблицы 4, мы видим, что в транскриптах интервью людей, занимающихся творческой деятельностью, преобладающими подкатегориями являются «Кошмарные сновидения», «Разрешение актуальных проблем, осуществление желаний» и «Яркие цветные, запоминающиеся образы, символы». То есть сновидения людей, занимающихся творческой деятельностью, наполнены яркими эмоционально окрашенными образами, при этом велик процент именно негативно окрашенных тревожных сновидений. Важно также большую роль разрешения проблем и осуществления желаний в содержании сновидений, людей, занимающихся творческой деятельностью. Так же интересен факт, что приятные сновидения встречаются крайне редко — всего 16,7% из всей выборки. Отметим так же, что люди, занимающиеся творческой деятельностью, почти не возвращаются в своих снах (13,3%) к событиям прошлого.

Рассмотрим процентное соотношение категорий контент-анализа в группе людей, не занимающихся творческой деятельностью

Таблица 5

Подкатегория

Кол-во респондентов

%

1.

Кошмарные сновидения

12

40,0

2.

Физиологическая представленность образов во сне

15

50,0

3.

Разрешение актуальных проблем, осуществление желаний

29

96,7

4.

Яркие цветные, запоминающиеся образы, символы

2

6,7

5.

Приятные сновидения

24

80,0

6.

Репродукция реальных событий

23

76,7

Таблица 5 показывает, что наиболее выраженными категориями являются «Разрешение актуальных проблем, осуществление желаний», «Приятные сновидения» и «Репродукция реальных событий». То есть актуальные проблемы и желания имеют преобладающие значение в сновидениях людей, не занимающихся творческой деятельностью, только один человек не затронул этой темы в процессе интервью. Важно отметить большое число приятных сновидений, и частое возвращение к прошлому в сновидениях. Интересно, что яркие запоминающиеся образы и символы практически не представлены в сновидениях людей, не занимающихся творчеством. Рассмотрим процентное соотношение категорий контент-анализа в группах людей, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью.

Таблица 6

Процентное соотношение подкатегорий категории «Содержательные компоненты сновидений» в группах людей, занимающихся (ЛЗТД) и не занимающихся (ЛНТД) творческой деятельностью

Подкатегория

ЛЗТД

ЛНТД

Кол-во респондентов

%

Кол-во респондентов

%

1.

Кошмарные сновидения

25

83,3

12

40,0

2.

Физиологическая представленность образов во сне

13

43,3

15

50,0

3.

Разрешение актуальных проблем, осуществление желаний

26

86,7

29

96,7

4.

Яркие цветные, запоминающиеся образы, символы

23

76,7

2

6,7

5.

Приятные сновидения

5

16,7

24

80,0

6.

Репродукция реальных событий

4

13,3

23

76,7

Из таблицы 6 следует, что содержательная область сновидений у людей, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, одна. Но содержание сновидений ЛЗТД и ЛНТД значительно отличается по содержательному компоненту сновидений. Представленность большинства подкатегорий значительно отличается по двум группам.

Далее выявим различия в группах ЛЗТД и ЛНТД с помощью ц-критерия углового преобразования Фишера.

Таблица 7

Процентное соотношение подкатегорий категории «Содержательные компоненты сновидений» контент-анализа в группах ЛЗТД и ЛНТД

Подкатегория

Студенты-психологи

Студенты не психологи

ц-критерий

Кол-во респондентов

%

Кол-во респондентов

%

1.

Позитивные черты

48

96

46

92

0.855

2.

Негативные черты

42

84

40

80

0.525

3.

интенции

39

78

30

60

1,965

4.

эмоции

35

70

22

44

2.655

5.

Отношение к другим

23

46

20

40

0.61

6.

Физические данные

50

100

50

100

7

Психическое благополучие

8

Профессиональная реализация

9

Общение

10

Любовные отношения

11

Творчество

12

познание

По результатам применения фи-критерия углового преобразования Фишера зафиксированы различия по категориям «Кошмарные сновидения», «Яркие цветные, запоминающиеся образы, символы», «Приятные сновидения», «Репродукция реальных событий».

Подводя итог изучения содержательных компонентов сновидений, можно констатировать, что содержательная область сновидений у людей, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, одна. Однако, существуют значимые различия в представленности отдельных подкатегорий, таких как «кошмарные сновидения», «яркие цветные образы и символы», «приятные сновидения» и «репродукция событий прошлого» в сновидениях ЛЗТД и ЛНТД.

Показатель «Разрешение актуальных проблем, осуществление желаний» почти одинаково значим для людей, занимающихся творческой деятельностью, и для людей, не занимающихся никаким видом творческой деятельности. Из чего следует, что данный аспект характерен для сновидений всех представителей выборки. Данный факт подтверждает выдвинутые уже более века назад предположения З. Фрейда и К. Юнга о значении сновидений в жизни людей.

Интересно, что приятные сновидения у людей, занимающихся творческой деятельностью, встречаются крайне редко — всего 16,7%. против 80% у людей, творческой деятельностью не занимающихся.

В тоже время подкатегория «Физиологическая представленность образов во сне» в целом по выборке распределена достаточно ровно — 43,3% - у людей, занимающихся творческой деятельностью — и 50,0% - у людей, не занимающихся творческой деятельностью. Здесь речь прежде всего идет о тактильных и температурных ощущениях в сновидении, наряду со зрительными образами, они преобладают. В меньшей степени респонденты говорили о наличии звука, только три указали на возникновение вкусовых ощущений. Обонятельные же ощущения не назвал ни один из участников исследования.

Сновидения людей, занимающихся творческой деятельностью, наполнены яркими эмоционально окрашенными образами, в то время как яркие запоминающиеся образы и символы практически не представлены в сновидениях людей, не занимающихся творчеством.

Далее проанализируем общее количество информации о сновидениях, которую испытуемые предоставили в ходе глубинного интервью на тему содержания своих сновидений, выраженное в количестве слов и лексических единиц, наполняющих транскрипт глубинного интервью.

Таблица 8

Объем транскриптных текстов в группе людей, не занимающихся творческой деятельностью

Подкатегория

Кол-во

1.

Общее количество слов

40

2.

Количество смысловых единиц

3,3

Транскриптные тексты интервью ЛНТД в среднем составляют 40 слов. При этом количество смысловых единиц на один интроспективный отчет составляет 3,3.

Далее рассмотрим объем транскриптных текстов в группе людей, занимающихся творческой деятельностью.

Таблица 9

Объем транскриптных текстов в группе людей, занимающихся творческой деятельностью

Подкатегория

Кол-во

1.

Общее количество слов

100

2.

Количество смысловых единиц

5,5

Транскриптные тексты интервью ЛЗТД в среднем составляют 100 слов. При этом количество смысловых единиц на один интроспективный отчет составляет 5,5.

Таблица 10

Объем транскриптных текстов в группах ЛЗТД И ЛНТД

Подкатегория

ЛНТД

ЛЗТД

Кол-во

Кол-во

1.

Общее количество слов

40

100

2.

Количество смысловых единиц

3,3

5,5

Рассматривая объем транскриптных текстов интервью, отметим, что объем транскриптных текстов у людей, не занимающихся творческой деятельностью меньше, чем у людей, занимающихся творческой деятельностью, также как и количество смысловых единиц.

Для наглядности, изобразим это соотношение на следующих рисунках 1 и 2.

Размещено на

Рисунок 1

Соотношение количества слов транскриптных текстов у ЛНТД и ЛЗТД

Из рисунка 1 видим, что количество слов в транскриптных текстах больше у людей, занимающихся творческой деятельностью, чем у людей, не занимающихся творческой деятельностью.

Рисунок 2

Соотношение количества смысловых единиц в транскриптных текстах ЛНТД И ЛЗТД

Количество смысловых единиц в группе людей, не занимающихся творческой деятельностью, меньше, чем в группе людей, занимающихся творческой деятельностью.

Таблица 11

Различия в общем количестве информации о сновидениях у ЛНТД и ЛЗТД

Подкатегория

Кол-во

t-критерий

Ур-нь значимости

ЛНТД

ЛЗТД

1.

Общее количество слов

40

100

2,74

0,011*

2.

Количество смысловых единиц

3,3

5,5

2,91

0,009**

Из таблицы 11 видно, что объем информации о сновидениях отличается у людей, занимающихся творческой деятельностью, у людей, не занимающихся творческой деятельностью. А количество смысловых единиц в транскриптных текстах интервью больше у ЛЗТД, чем у ЛНТД. Подсчет общего количества слов, а также количества смысловых единиц в транскриптах интервью, показал, что люди, занимающиеся творческой деятельностью, предоставляют значительно больше информации о своих сновидениях. Данный факт косвенно подтверждает точку зрения, что обилие сновидений характерно для творческих людей. Но такая разница в объеме транскриптных текстов может объясняться также и более высокой мотивацией к анализу сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью.

Заключение Проблема изучения и анализа сновидений является важной как для теоретической, так и для практической психологии. Исследование содержания сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью, представляет исключительный интерес для психологии творчества. В ходе проведенного нами эмпирического исследования были выявлены особенности в содержании сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью. Также было проанализировано, как эти особенности представлены. Несмотря на то, что интерес к научному исследованию содержания сновидений, с момента выхода в 1900 году работы З. Фрейда, не ослабевает, точных эмпирических данных по данной проблематике крайне мало. Это обусловлено, прежде всего, спецификой самого объекта изучения. Исследователь работает не непосредственно с информацией, содержащейся в сновидении, а с воспоминаниями человека о ней. В этой связи возникает ряд трудностей. С некоторыми из которых мы столкнулись, в частности, при организации и в процессе предложенного эмпирического исследования. Необходимо отметить, что данные, полученные в ходе интервью, не могут прямо указывать на количество и характер сновидений у респондента, так как здесь мы имеем дело также и с работой механизмов памяти. Но полностью этот препятствие устранить представляется практически невозможным, потому что, как только человек начинает осознавать себя настолько, чтобы рассказать о содержании сновидения, он фактически уже находится в качественно ином состоянии — состоянии бодрствования и основывается на воспоминания о только что увиденном. Помимо этого, немаловажную роль играет мотивация конкретного респондента к исследованию своих сновидений. В процессе интервью, нами было замечено, что люди, занимающиеся творческой деятельностью, в значительно большей степени интересуются их содержанием и интерпретацией, пытаются самостоятельно их анализировать. Неоднократно звучали просьбы об обратной связи, выраженные в вопросах: «А ты расскажешь мне потом, что это значит?» или «И что это говорит обо мне?». В то время как люди, не занимающиеся творческой деятельностью, считали данную тему мало существенной и говорили, что практически ничего не могут сообщить: «Я их не запоминаю, мне это ни к чему», «Мне сны не снятся вовсе». Таким образом, была отмечена более высокая мотивация к анализу сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью. Что само по себе интересно для дальнейшего рассмотрения. Так же мы планируем продолжить исследования в данной области с целью более детального анализа особенностей содержания сновидений творческих людей, изучения механизмов сновидения и их возможной связи с творческими способностями личности. Важным представляется вопрос о поиске новых или модернизации старых методов изучения содержания сновидений.

Выводы В ходе представленного эмпирического исследования было проведено 30 глубинных интервью на тему содержания сновидений с людьми, занимающимися творческой деятельностью: студентами Пермского Государственного Университета, активно участвующими в театральных постановках, занятыми в танцевальных коллективах, играющими и поющих в музыкальных группах, занимающимися режиссурой и сценографией. студентами Пермского института культуры, актерского отделения. А также 30 интервью с людьми, не занимающимися никаким видом творческой деятельности: студентами Пермского государственного Университета сотрудниками отдела управления ОАО ЦБК «КАМА» В результате составлено 60 транскриптных отчетов, проанализировав которые, можно судить о наличии особенностей в содержании сновидений у людей, занимающихся творческой деятельностью. Выводы 1. Можно констатировать, что содержательная область сновидений у людей, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, одна. 2. Существуют существенные различия в представленности отдельных подкатегорий. В транскриптах интервью людей, занимающихся творческой деятельностью, преобладающими подкатегориями являются: «Кошмарные сновидения», «Яркие цветные, запоминающиеся образы, символы». В транскриптах интервью людей, не занимающихся творческой деятельностью, преобладающими подкатегориями являются: «Приятные сновидения» «Репродукция реальных событий» То есть сновидения людей, занимающихся творческой деятельностью, наполнены яркими эмоционально окрашенными образами, при этом велик процент именно негативно окрашенных тревожных сновидений, как следует из широко представленной подкатегории «Кошмарные сновидения» — 83,3%. С другой стороны интересно, что приятные сновидения у людей, занимающихся творческой деятельностью, встречаются крайне редко — всего 16,7%. против 80% у людей, творческой деятельностью не занимающихся. 3. Большая роль разрешения проблем и осуществления желаний в содержании сновидений, людей, занимающихся творческой деятельностью. Но этот показатель также значим и для людей, не занимающихся никаким видом творческой деятельности. Из чего следует, что данный аспект характерен для сновидений всех представителей выборки. 4. Отметим так же, что люди, занимающиеся творческой деятельностью, почти не возвращаются в своих снах (13,3%) к событиям прошлого. 5. У людей, занимающихся творческой деятельностью, такие компоненты содержания как яркие цветные образы и символы встречаются гораздо чаще, чем у людей, творческой деятельностью не занимающихся — 76,7% и 6,7% соответственно. 6. «Физиологическая представленность образов во сне» в целом по выборке распределена достаточно ровно — 43,3% - у людей, занимающихся творческой деятельностью — и 50,0% - у людей, не занимающихся творческой деятельностью. Здесь речь прежде всего идет о тактильных и температурных ощущениях в сновидении, наряду со зрительными образами, они преобладают. В меньшей степени респонденты говорили о наличии звука, только три указали на возникновение вкусовых ощущений. Обонятельные же ощущения не назвал ни один из участников исследования. 7. Мы проанализировали объем информации, которую респонденты сообщали о своих сновидениях. Это было сделано для того, чтобы проверить существующую точку зрения многих авторов (У. Демент, Н. Клейтман, Г. Тросма’н и др.), согласно которой, творчески одаренные люди отличаются обилием сновидений. Полученные в ходе исследования результаты косвенно указывают на правомерность таких предположений. Подсчет общего количества слов, а также количества смысловых единиц в транскриптах интервью, показал, что люди, занимающиеся творческой деятельности, предоставляют значительно больше информации о своих сновидениях

Список литературы

1. А. А Налчаджян Ночная жизнь Спб., 2004

2. Волъперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. ., 1966.

3. What people dream about? // Scientific American, 1951

4. Касаткин В.Н. Теория сновидений. ., 1972.

5. LewinJ., Glaubman H. The effect of REM deprivation: Is it detrimental, beneficial or neutral? // Phychophisiology, 1975.

6. Арнаудов М. Психология литературного творчества. ., 1970.

7. Бескова И.А. Природа сновидений (эпистемологический анализ).

., 2005.

8. Экзегетика снов: европейские хроники сновидений. ., 2002.

9. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. ., 1989

10. Stewart К. Dream theory in Malaya. N. Y., 1951; Pygmies and dream giganties. N. Y., 1954. Статья перепечатана в издании: Altered states of consciousness. N. Y., 1972.

11. Корен С. Тайны сна: путешествие в загадочный мир сна.М., 1997

12. Fiss H. Current dream research: A psychobiological perspective // Handbook of dreams: research, thories and applications. N. Y., 1979. P. 20−75; Toward a clinically relevant experimental psychology of dreaming. Assotiation for the study of dreams newsletter. 1984

13. Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем.М., 1997

14. Greenberg R., Dewan E. Aphasia and rapid eye movement sleep // Nature. 1969. № 223. P.183.

15. Feinberg I. Eye movement activity during sleep and intellectual function in mental retardation // Science. 1968. № 159. P.1256.

16. Barker R. The effects of REM sleep on the retention of a visual task // Psychophisiology. 1972. № 9. P.107.

17. Ullman M. Dreaming and the dream: social and personal perspectives // Cognition and dream research. N. Y., 1986. P.299−317

18. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб, 1996

19. Кедров Б.М. К вопросу о психологии научного открытия на примере открытия Д.И. Менделеевым периодической таблицы элементов // Вопр. психологии. 1957. № 3. С.111−113.

20. Лэнгс Р. Рабочая книга психотерапевта. Бессознательные аспекты общения и их понимание. М., 2003.

21.К.Г. Юнг Воспоминания, сновидения, размышления Мн., 2003

22.Д. Даунинг. Сны и кошмары: истории из практики гештальттерапевта М., 2003

23.А.М. Вейн Сон — тайны и парадоксы М., 2003

24.Э. Фромм. Забытый язык // Фромм Э. Душа человека. — М., 1992

25.К.Г. Юнг. Архетип и символ. М., 1991.

26. Хиллман Д. Терапия, сны, воображение // Хрестоматия по глубинной психологии. М., 1996

27. Херсонский Б.Г. Зигмунд Фрейд. Автобиография бессознательного. Киев, 1991.

28. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995

29.Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен Теории личности и личностный рост М., 2002

30. Э.А. Голубева Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна, 2005

31. Метод контент-анализа в психологических исследованиях Пермь, 2007

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector