Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
Нижнекамский филиал
Психологический факультет
Кафедра педагогической
психологии и педагогики
ИГРА В ГОРОДКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
Направление подготовки «Педагогическое образование»
Профиль «Дошкольное образование»
Выполнил: студент гр. 961-у заочного ускоренного отделения
Тимофеева Анастасия Вячеславовна
Научный руководитель:
Галимова Роза Зайнагутдиновна
Нижнекамск-2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Теоретические основы исследования физического воспитания……………….………………………………………………..……..5
1.1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………. ………………5
1.2. Методы и приемы физического воспитания ……………………….11
1.3. История возникновения игры в городки …………………………. .16
1.4. Характеристика игры в городки ………………………………….. .20
Заключение …………………………………………………………………….24
Список использованной литературы ……………………………………….26
Введение
Актуальность исследования. Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основными целями физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.
Особое место занимает укрепление здоровья. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает роль физической культуры и ее ведущих учебно-воспитательных задач: физическое благополучие, высокая надежность организма в целом и отдельных его систем, стремление приобрести хороший уровень физической работоспособности, большой жизненный потенциал с максимальным накоплением двигательного опыта.
Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести и других. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывает на них тренирующее, развивающее действие. Благодаря разнообразным движениям улучшаются функции сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности.
Развитие мышления у детей раннего возраста
... и зависит от практической деятельности ребенка. Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития и формирования наглядно-действенного мышления в раннем возрасте 1. 1. Анализ педагогической литературы ... называет ее предметность. Проблема развития наглядно-действенного мышления нашла отражение в работах А. А. Люблинской. Она отмечала, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует ...
Развитие физических качеств с самого раннего возраста является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.
Отбор содержания для развития двигательных качеств должен осуществляться на основе общих принципом физического воспитания:
1. Принцип развивающего обучения. Предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями.
2. Принцип воспитывающего обучения. Работа, направленная на развитие двигательных качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например воспитание настойчивости, смелости, выдержки и т. п.
3. Принцип всесторонности. Обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъема функциональных возможностей организма.
4. Принцип систематичности. Последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития.
5. Принцип сознательности и активности детей. Сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу.
6. Принцип индивидуального подхода. Основывается на учете разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.
Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – увеличиваются рост, масса тела, развивается двигательная активность. Важной задачей воспитателя является развитие физических способностей ребенка – силы, ловкости, выносливости.
Формирование движений, становление двигательной активности начинается у детей задолго до рождения и продолжается на всех этапах дошкольного детства.
Цель курсовой работы – изучение игры в городки как средство развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Определить методы и приемы физического воспитания.
3. Изучить историю возникновения игры в городки.
4. Провести характеристику игры в городки.
Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста ...
... целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков[5,6]. К ним относятся: -Малые формы занятий; ... форм занятий неурочного типа. . Изучить использование неурочных форм занятий в физическом воспитании детей школьного возраста. Структура и объем работы. Курсовая работа выполнена на ...
Объектом исследования является теоретический материал и методические приемы развития физических качеств дошкольников.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы.
Список использованной литературы содержит 20 источников. Курсовая работа составляет 27 страниц машинописного текста.
Теоретические основы исследования физического воспитания
Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Целью физического воспитания является «создание» здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонней личности.
Оздоровительные задачи физического воспитания, направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, способствует гармоничному психосоматическому развитию совершенствованию функций организма, повышению – посредством закаливания – его защитных сил и устойчивости к различным заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом особенностей развития организма ребенка и направлены на:
— формирование правильной осанки;
— своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
— формирование изгибов позвоночника;
— развитие свода стопы;
— укрепление связочно-суставного аппарата;
— развитие гармоничного телосложения;
— регулирование роста и массы костей;
— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов;
— мышц – разгибателей;
— совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы;
— развитие способности приспосабливаться к меняющейся нагрузке;
— развитие подвижности грудной клетки, увеличение емкости легких;
— тренировка механизмов терморегуляции;
— обеспечение тренированности нервных процессов;
— совершенствование деятельности двигательного анализатора, органов чувств.
Важную оздоровительную роль играет развитие творчества в двигательной деятельности. Оно способствует раскрытию потенциальных возможностей организма, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, природой, окружающими людьми.
При гармоничной, творческой деятельности в головной мозг стекается информация из внешней и внутренней среды и создается обобщенная картина окружающего многообразного мира. Благодаря активности механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнообразную, многоплановую информацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма.
К образовательным задачам относиться:
— формирование двигательных умений и навыков;
— развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);
Влияние спортивного питания на физическое совершенствование организма ...
... адекватные процессы роста и развития организма. Рациональное здоровое питание обеспечивает гармоничное физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям ... разносторонность занятий, соблюдение принципа адекватности упражнений, чередование различных по характеру движений, включение в занятие упражнений, способствующих разгрузке позвоночника, таза и ...
— развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
В процессе физического воспитания ребенок приобретает систему знаний о физических упражнениях, об их структуре, оздоровительном воздействии на организм, осваивает двигательные действия, усваивает физкультурную и пространственную терминологию. Кроме того, у ребенка формируется телесная рефлексия.
Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе – живой и неживой, расширяет словарный запас, развивает память, мышление, воображение.
Таким образом, решая оздоровительные задачи, педагог приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит к поступлению в школу.
Воспитательные задачи. В процессе физического воспитания у детей формируются основы физической культуры:
— потребность в ежедневных физических упражнениях;
— навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности;
— грациозность, пластичность, выразительность движений;
— творчество;
— навыки самоорганизации, взаимопомощи;
— гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности.
В процессе физического воспитания создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера, таких, как организованность, скромность, отзывчивость, чувство собственного достоинства, справедливость, волевые качества, умение заниматься в коллективе, ответственность.
Формируются также психические процессы, культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям, творчество, готовность к жизни. Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.
Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем, и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.
Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении, помогают ему изменить самого себя.
К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличительным признаком физических является соответственные формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям, на которых оно основано.
Физические упражнения как основное средство физического воспитания. ...
... потребности ребенка в движении и одновременно развивают его. К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличительным признаком физических упражнений ...
Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые в это время происходят в функциональных системах организма по ходу упражнения. Эти процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.
Выполнение физических упражнений предполагают сознательную установку на достижение результата действия, который соответствует конкретным задачам физического воспитания; при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.
Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнение движений.
Понимание педагогом содержание физических упражнений позволяет определить их значение в реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Форма физического воспитания имеет внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения. Внешняя структура – это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны.
В методике физического воспитания широко используются количественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики, которые включают комплекс признаков, взятых в единстве. Некоторые из них можно выделить. Понятие «точность движений» включает точность пространственных, временных и силовых характеристик.
Точность движения – степень соответствия требованиям двигательной задачи, поскольку эта задача будет выполнена, только если движение соответствует всем вышеперечисленным характеристикам (В. Зациорский, О. Кокарева).
Экономные движения – движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.
Энергичные движения – движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мышечностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.
Плавные движения – движения с постепенно изменяющимися мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.
Выразительность движения – выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла мимикой, экспрессией.
Воспитание выразительности движений имеет огромное значение, поскольку обеспечивает умение управлять психическими процессами; устанавливать связь между внутренними переживаниями и внешними проявлениями; развивает психику, психофизические качества, отделы коры головного мозга; гармонизирует личность.
Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры.
В практике физического воспитания качественные характеристики оцениваются по внешним проявлениям без применения специальной аппаратуры.
Методы и приемы физического воспитания
Метод – система приемов, направленных на оптимизацию процесса обучения. Выбор метода зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержание воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Активизация психических и физических сил и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность.
Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка
... к квалифицированному использованию сппециальных к/з комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных ... изменения, происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) ...
Методы процесса обучения входящие в воспитательно-образовательную работу:
1. Информационно- рецептивный метод выражается во взаимосвязи, взаимозависимости совместной деятельности педагога и ребенка. Он позволяет воспитателю четко, конкретно, образно донести знания до ребенка, а ребенку – осознанно их запомнить и воспринять.
2. Репродуктивный метод, или метод организации воспроизведения способов деятельности. Реализуя его, воспитатель продумывает систему физических упражнений, направленных на воспроизведение известных ребенку действий, которые сформировались в результате применения информационно-рецептивного метода.
3. Методы проблемного обучения рассматриваются как элементы, составные части целостной системы обучения: если в ней в качестве составной части отсутствует проблемное обучение, её нельзя считать полноценной. Только усвоение ребенком готовых знаний не сможет научить его мыслить, развить до необходимого уровня способность к творческой деятельности.
В основе проблемного обучения лежат законы развития человеческого мышления, опыт познавательной творческой деятельности.
С. Рубинштейн отмечал, что «начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация». Ребенок начинает мыслить, когда у него появляется потребность что – то понять. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания, знания же, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Кроме того, поиск решения проблем развивают умственные способности, умение мыслить самостоятельно. Решение посильных проблем в подвижных играх и упражнениях рождает у ребенка веру в свои силы. Он переживает радость самостоятельных открытий.
Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным, создает предпосылки для развития творчества. В процессе обучения развитию творчества отводится значительное место: глубокое усвоение знаний возможно только при творческой переработке. Творчество проявляется уже в младшем возрасте: в сюжетно подвижных играх, имитационных упражнениях ребенок, воплощаясь в игровой образ – птички, зайчика, медведя и т.д., проявляет фантазию, воображение.
4. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией. Он направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.
5. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок как бы передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющее разносторонне воздействовать на различные мышцы, органы и системы организма. Цель метода состоит в достижении оздоровительного эффекта от упражнений и в повышении работоспособности организма.
Широко используются в системе физического воспитания и общедидактические методы: наглядные, вербальные (словесные), практические.
6. Наглядные методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности.
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей
... эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему лексических упражнений и дидактических игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Этапы исследования: 1 этап - На первом этапе ...
7. Вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях.
8. Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятий, моторных ощущений.
При обучении движениям все методы взаимосвязаны. Каждый из них включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач.
Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используют разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.
Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, степени владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.
В методике физического воспитания используются общедидактические приемы:
1. Приемы наглядного метода.
А) Наглядно – зрительные приемы включают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино- и видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач.
Б) Тактильно – мышечная наглядность основана на непосредственной помощи воспитателя, который путем прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей его тела. Например, воспитатель проводит рукой по спине ребенка , чтобы тот перестал сутулиться и принял физиологическое положение тела, или помогает ребенку наклониться пониже, если тот затрудняется сделать наклон вперед . Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремиться к самостоятельному качественному выполнению движения.
В) Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о движении, способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.
Г) Наглядно – слуховые приемы осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, прибаутки, стихотворения. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, стимулирует желание выполнят движения.
2. Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль при обучении ребенка движению. Используются приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений. Они опираются на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или проверить имеющиеся представления об игровых действиях, образах подвижной игры, уточнить игровые правила.
Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ...
... разнообразных действий с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Тема работы: подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости ... Теоретические основы развития ловкости у детей 6-7 лет посредством подвижных игр и игровых упражнений с мячом I.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей шести-семи лет. На протяжении ...
В физическом воспитании широко используются команды, распоряжения, сигналы, например «Равняйсь», «Раз, два, три – беги!» и т.д. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности.
К словесным приемам относиться образный сюжетный рассказ. Он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных игр. Сюжет рассказа, его содержание должны быть понятны детям, поэтому этот прием требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы. Это поможет сформировать у ребенка представление об обыгрываемом сюжете. Педагог проводит наблюдение в природе, живом уголке за поведением птиц; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы – так у ребенка формируются представления, необходимого для успешного проведения игры. Сюжетный рассказ занимает те же отведенные методикой 1,5 – 2 минуты. Воспитательный же эффект высок; у ребенка развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, воспитанию выразительности движений.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о готовности детей 4,5 и особенно 6 лет к осознанию задач разнообразной доступной им двигательной деятельности. Это позволяет широко использовать словесные приемы при обучении. Слово повышает не только скорость овладения движением, но и его качество.
Все методы и приемы обучения играют важную роль в формировании двигательных навыков и используются в комплексе.
История возникновения игры в городки
В Советской России игра в городки считалась пролетарской и противопоставлялась «буржуазным» играм типа кеглей, гольфа, бильярда, а первое время даже и футбола. Коммунистические вожди с удовольствием демонстрировали свое пристрастие к городкам. Вспоминая о своей гимназической юности, Н. И. Бухарин писал в «Автобиографии»: «В то же время я был в постоянном общении с так называемыми «уличными мальчишками», о чем отнюдь не сожалею. «Бабки», городки, драки и т. д. были непременной принадлежностью этой жизни».[13, 34] Детские привычки и пристрастия сохранялись и в зрелом возрасте. В свободное время партийные лидеры охотно резались в городки. По рассказу дочери Бухарина, именно за игрой в городки В. И. Ленин «сосватал» ее отца за тогда молоденькую корреспондентку газеты «Правда» Э. И. Гурвич: «Наступила очередь бросать биту моей маме. Она бросила совершенно непрофессионально и была этим смущена. Ленин по этому поводу сказал: «Я же ведь говорил, что рано еще созывать международный женский конгресс». После случившегося конфуза Бухарин сложил самую сложную фигуру, которая называется «змея» или «змейка», когда все городошины лежат на поле. После того как Бухарин пробил совершенно удачно, Ленин произнес: «Что, Николай Иванович, скоро будем Геменея петь?» И. Бухарин покраснел от самых волос на голове до пяток. Вот такое сватовство». [13, 34]
Сам «вождь мирового пролетариата» запомнился его окружению как заядлый городошник. Уже находясь на лечении в Горках, когда у него появилось много свободного времени, Ленин регулярно занимался городками. По воспоминаниям А. М. Сысоевой, домашней работнице в семье Ульяновых, «В Горках он (Ленин) вечерком ходил с товарищами, которые в то время находились на отдыхе в санатории, и со служащими санатория и шоферами играть в рюхи. Владимир Ильич с увлечением играл в течение одного-полутора часов». [11, 12]
Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
... конкретизируется в следующих задачах: Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика дошкольного образовательного учреждения Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и ... затем уже к ролевым и сюжетно - ролевым играм. Появившаяся в последние годы возможность воспитания ребенка раннего возраста до трех лет в семье - ...
Воспоминания о И. В. Сталине также преисполнены городошной тематикой. Посещавший его на подмосковной даче Е. Кацман рассказывал: «Сталин играл лучше всех (своих соратников).
Его палка настигала сверху и разбивала фигуры. Когда Сталин прицеливался с палкой, его лицо становилось подчеркнуто энергичным и красивым…»[11, 12] Добавим, что в жизни Сталин обладал далеко не благообразной внешностью. По воспоминаниям авиаконструктора С. В. Ильюшина, бывшего на даче Сталина в 1933 г., после трехчасового совещания, в котором, помимо Ильюшина, участвовали нарком обороны К. Е. Ворошилов и нарком авиастроения П. И. Баранов, все вышли в сад и по предложению Сталина стали состязаться в городки. Сталин с Ворошиловым на одной стороне, а Ильюшин с Барановым — на другой. Сталин бил очень метко, и противная сторона оказалась в проигрыше .
Еще в детстве увлекся игрой в городки академик И. П. Павлов, проживший 86 лет и до конца жизни активно занимавшийся физическими упражнениями. В родной Рязани будущий академик «резался в рюхи» на дворе со своими братьями и соседскими мальчишками. Став ученым мирового уровня, Павлов сохранил пристрастие к игре в городки. На многочисленных фотографиях, сделанных на даче в Колтушах в 20-е и 30-е годы XX века, мы видим сребробородого академика, замахивающегося битою и бросающего ее в цель. На даче у Ивана Петровича и его сотрудников игра в городки завязывалась в любые часы дня. Но наряду с этой, так сказать, случайной игрой, Павлов организовывал среди дачных жителей целые матчи, которые продолжались в течение всего дачного сезона. Обычно в них участвовали две постоянные группы: одна состояла из людей старшего поколения, другая — младшего. Во главе старшей группы всегда стоял И. П. Павлов, а младшей группой руководил его старший сын Воля, также заядлый городошник. Смотреть на соревнование собиралась вся округа. Результаты каждого матча аккуратно заносились в журнал, а в конце сезона определялись победители всего турнира. На одной из фотографий запечатлен момент этого «апофеоза»: посредине сидит Иван Петрович, а вокруг него стоит группа игроков с поднятыми городошными битами, образующими над ним подобие шатра.
В воспоминаниях племянника академика А. Ф. Павлова читаем: «Я играл очень неважно, а Иван Петрович звал меня «мазилой», так как я мог своим ударом только развалить городок, почему бить по нему первым мне не давали, а большей часть вообще ни во что не попадал… Если Иван Петрович, Дмитрий Петрович и Воля играли отлично, то первенство среди них держал все таки Иван Петрович, чем очень дорожил и гордился. Бил он всегда не правой, а левой рукой, потому и считался левшой (известно, что и все операции на животных, даже самые сложные, он проводил только левой рукой).
Конечно, он прекрасно владел и правой рукой, но левая у него была более развита». [11, 12]
Впервые в Колтушах И. П. Павлов появился, когда ему было уже 75 лет. Обитатели дачного поселка были поражены тем, что такой старик играет в городки, да еще с таким увлечением! А когда они увидели, что он выигрывает у всех своих противников, даже у молодых и крепких, их изумлению не было предела. Очевидцы говорят, что при этом И. П. Павлов страдал от неправильно сросшегося перелома правого бедра, что мешало ему при броске прочно опереться на вставленную вперед правую ногу, отчего бита летела неточно. Промахнувшись, академик с досадой размахивал руками и бранился: «Ах, проклятая нога!» [7, 10] Недуг этот мешал ему также нагибаться и поднимать с земли свои палки. Однако он решительно протестовал, если ему помогали, и только после долгих уговоров соглашался, чтобы ему приносили палки. Благодаря центральным газетам, которые не уставали подчеркивать, что ведущий советский ученый увлечен пролетарской игрой, вся страна знала, что И. П. Павлов играет в городки. Какая-то спортивная делегация, посетившая академика в Колтушах, преподнесла ему в подарок набор выточенных из прочного дерева бит и рюх для его любимой игры, а также макет городошной площадки. До сих пор музей Павлова в Колтушах имеет специальную экспозицию, посвященную этому увлечению академика, которое он пронес через всю свою жизнь. В память о ученом-городошнике Федерация городошного спорта Ленинграда стала проводить ежегодные соревнования среди команд ветеранов «Кубок академика И. П. Павлова».[7, 10]
Как показатель повышенного в обществе интереса к городкам и их возросшего значения среди советских видов спорта можно расценивать монументальную гипсовую скульптуру «Городошник», созданную в 1927 г. М. Г. Манизером. Со времен аналогичного творения скульптора А. А. Иванова прошло почти сто лет. Советский гипсовый городошник отличается от «Парня, играющего в городки» большим динамизмом в движениях, грациозностью форм, а главное, более резким замахом руки, держащей биту. Так же динамично и импульсивно развивались городки в первые десятилетия Советской власти. Они пережили как бы второе рождение. Советская власть придала игре в городки официальный статус. 20 августа 1923 г. были утверждены «Единые правила игры в городки», составленные методистом физкультуры С. В. Сысоевым. Этот день и считается днем рождения городошного спорта.
Характеристика игры в городки
Физическое воспитание — одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Игра «городки» представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно- важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям. Игра в городки была исконно русской забавой не только для детей, но и для взрослых. Такие великие люди как Фѐдор Шаляпин, академик Павлов и писатель Максим Горький очень любили эту игру, чему сохранилось немало документальных подтверждений. Великий русский полководец А.В. Суворов так объяснял своѐ страстное увлечение городками: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь — это глазомер, битою бью — это быстрота, битою выбиваю — это натиск». [17, 215] Полководец, несомненно, был прав. Специалисты говорят, что игра в «городки» развивает координацию движений и меткость — вот почему эта игра особенно полезна детям. Обогащение двигательного развития ребенка социально обусловлено и протекает при условии педагогического воздействия взрослого. Дидактические основы обучения дошкольников элементам спортивных игр систематизированы и обобщены в исследованиях Э.Й. Адашкявичене, Л.Н. Волошиной, В.Г. Гришина, Т.Н. Дмитренко. Использование материалов данных исследований дает возможность осуществлять рациональный выбор средств и методов обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры в «городки». Разрешению данных противоречий в значительной мере может способствовать разработка дидактических основ обучения детей старшего дошкольного возраста игре в «городки» и их внедрение в процесс физического воспитания ДОУ. Сегодня многие старинные народные игры, к сожалению, незаслуженно забыты и не пользуются особенной популярностью. К таким забытым видам спорта относятся и «городки». Впрочем, в послевоенные годы «городки» были одним из самых массовых видов спорта в Советском Союзе. Инвентарь производился в промышленных масштабах, а площадки для игры были повсюду — на стадионах, в парках, пионерских лагерях и санаториях. Пик популярности городков пришелся на 50-е — 60-е годы ХХ века. Позднее количество игроков и площадок постоянно уменьшалось. В настоящее время молодежь практически не знакома с этой увлекательной игрой на свежем воздухе. До 20-х годов ХХ века не существовало единых общепризнанных правил игры в городки. В 1923 году в Москве были впервые проведены всесоюзные соревнования по городошному спорту. В 1933 году вышли новые правила, которые определили 15 фигур и порядок их выбивания. В основном эти правила действуют и сегодня. Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы. Для игры в городки не нужны сложный инвентарь и специальная экипировка. Достаточно найти ровную горизонтальную площадку прямоугольной формы с твердым покрытием. В зимнее время можно с успехом играть в спортивном зале. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45—50 см, весом 400—450 г, городки высотой 10—12 см. Детей важно научить правильно бросать биты. Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них. Как показала практика, дети чаще всего пользуются вторым способом – бросок прямой рукой. Играющий становится за линию, отставляет правую ногу на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение. Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» — квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3—4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2—2,5 м от города — полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5—6 и 2—3 метра. На передней линии города складываются различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.).
Бросая биты, играющие стараются выбить городки за пределы квадрата-города. Биты вначале бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок — с полукона. Выигрывает та команда, которая выбьет фигуру при меньшем количестве бросков. Выбитым считается городок, покинувший пределы «города», то есть полностью пересекший заднюю или одну из боковых линий. Городок, вылетевший за линии «города» и вкатившийся обратно, все равно считается выбитым. Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена. Занятия проводятся с группой детей и индивидуально. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3—4) и их порядке. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. Порядок построения фигур постепенно усложняется. «Забор» — все городки ставят вдоль передней линии на расстоянии 5 см друг от друга. «Бочка» — все городки ставятся вместе (один — в середине, остальные — вокруг него) «Колодец» — один городок ставится, два кладутся впереди (на черте) и сзади, два других — по сторонам сверху первых. «Письмо» — один городок ставят в центре квадрата, остальные — по углам» и другие фигуры. Выигрывает тот (или та группа), кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков. При повторении начинает игру выигравшая группа. Дошкольникам не рекомендуется играть более 2—3 партий подряд. В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4—5 фигур. Чтобы не было длительного ожидания в игре, в каждую группу включают по 3 ребенка. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т. д. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети. В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в игре «городки» привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре. Городки — очень интересная игра, развивающая у участников меткость, силу, ловкость и координацию движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Одно из главных достоинств городков — доступность и демократичность. Играть в городки можно в любом возрасте, в любое время года и почти в любом месте.
Заключение
Необходимым условием развития качеств являются достаточно высокие нагрузки (длительность бега и катания на велосипеде, количество подскоков), разнообразие двигательных умений и параллельное развитие всех основных качеств. Отмечено, что большой объем двигательной деятельности в целом повышает уровень двигательной подготовленности, но не гарантирует ее всесторонность. Только гармоническое развитие, основных двигательных качеств позволяет достигать достаточного уровня каждого из них. Следовательно, в педагогической работе должны содержаться упражнения и игры, направленные на развитие быстроту, ловкости, силы, выносливости. Это требование относится как к занятиям, организуемым воспитателем, так и к деятельности, возникающей по инициативе детей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который должен так его направлять, чтобы каждый ребенок мог максимально проявлять и развивать различные способности, а не только те, которые у него лучше развиты и которые он подсознательно предпочитает использовать в своей деятельности.
Большинство физических упражнений развивает одновременно многие двигательные качества, но с преобладанием какого-нибудь из них. Поэтому предлагаемое деление несколько условно и можно говорить лишь о преимущественном значении данного упражнения или игры для развития быстроты, ловкости или другого качества.
Детям должны быть предоставлены широкие возможности для активного применения имеющихся у них способностей: прыгать и лазать по-разному, а не только так, как на занятиях; играть с мячом, метать разные предметы своим способом. В группах и на участках должны иметься пособия, стимулирующие разнообразные движения детей: мячи, скакалки, вожжи, обручи, гимнастические скамейки, лесенки, мишени, лыжи, велосипеды и др. Следует научить детей ими пользоваться в упражнениях, играх, показать разные способы движений. Особенно это необходимо для детей младших групп. У старших детей надо поощрять самостоятельные попытки овладения движениями, придумывание новых вариантов действий с пособиями, спортивным инвентарем.
Широкое использование упражнений, игр, спортивных упражнений окажет влияние как на уровень овладения двигательными умениями, так и повысит степень развития двигательных качеств — быстроты, ловкости, силы, выносливости, позволит добиться гармонического физического развития ребенка.
Список использованной литературы
1. Аркин Е.А. Физическое воспитание в детском саду; М.: Наркомпрос РСФСР– Москва, 2009.–646 c.
2. Виненко В.Г. Общие основы педагогики: учебное пособие для студ. педагогических высш. учеб. заведений/ В.Г. Виненко. – М.: Издательство Дашков и К, 2008. – 298 с.
3. Гонина О.О.Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Гонина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 465 с.
4. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 160 с.
5. Мещерякова Л.Н., Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика – 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2016. – 284 с.
6. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н.А. Теоретические основы дошкольного образования – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2016. – 496 с.
7. Наточин Ю.В. Природа / Ю.В. Наточин. Наука. – 1999. – № 8. – с. 10.
8. Панько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е.А. Панько. – Мн.: БГПУ, 2006. – 215 с.
9. Пастюк О.В. Психология и педагогика: учебное пособие / О.В. Пастюк. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 160 с.
10. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2009. – 112 с.
11. Поляков О.Русские забавы/ О.В. Поляков // Газета Арена. – 2012. – 3 мая. – 12 с.
12. Попов Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры; 2-е изд., переработанное и дополненное/ Е.Б. Попов. – Оренбург: МГЮА, 2017. – 119 с.
13. Румянцев В.В. Природа/ В.В. Румянцев. Наука. – 1988. – № 9. – с. 80.
14. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 576 с.
15. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов./ Е.О. Смирнова — М.: изд. центр Владос, 2006. – 368 с.
16. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет; Мозаика-Синтез — Москва, 2009. –362c.
17. Суворов А.В. Наука побеждать / А.В. Суворов – М.: издательство ЭКСМО, 2011. – 480 с.
18. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
19. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие/ Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; под ред. Э.В. Островский. – Вузовский учебник, М.: НИЦ ИНФАРА-М, 2013. – 381 с.
20. Янкелевич Е. И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет; Физкультура и спорт – Москва, 2010. – 208 c.