Теоретические аспекты психологических особенностей поведения детей с РДА.Программы диагностики и коррекции нарушений поведения детей с РДА

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей поведения детей с РДА 6

1.1 Понятие поведения в психологии 6

1.2 Нарушение поведения у нормы 9

1.3 Психологические особенности поведения детей с РДА 15

Глава 2. Программы диагностики и коррекции нарушений поведения детей с РДА 21

2.1 Диагностика нарушений 21

2.2 Подходы к коррекции нарушений поведения у детей с РДА 30

2.3 Рекомендации по работе с детьми с РДА с нарушением поведения 36

Заключение 38

Список литературы 39

Введение

Изучение закономерностей раннего развития является одним из приоритетных направлений психологических исследований последних лет. Особенно актуальна эта тема в области специальной психологии и коррекционной педагогики, где все очевиднее становится значимость максимально ранней диагностики трудностей развития и поиска адекватных раннему возрасту форм и содержания коррекционной помощи, а также определения возможностей профилактики тяжелых проявлений и последствий нарушенного развития. Это особенно важно для детей, страдающих аутизмом.

Являясь крайней формой психологического отчуждения, аутизм выражает степень ухода индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний и размышлений. Серьезность исследуемой проблемы определяется не только пристальным научным интересом многих исследователей в области индивидуальных особенностей ориентации человека на картину своего внутреннего мира, но и особым вниманием общества к данной проблеме. Данные статистики показывают, что еще в 2000 году распространенность аутизма составляла от 5 до 26 случаев на 10000 детского населения [3]. В 2005 году — на 250-300 новорожденных в среднем приходился 1 случай рождения ребенка с аутизмом. По данным Всемирной организации аутизма за 2010 год на 150 обследованных детей приходится один ребенок, страдающий аутизмом, за последние годы количество детей с диагностируемым аутизмом выросло в 10 раз.

Формирование данного типа психического дизонтогенеза исходно связано с тяжелыми нарушениями организации отношений ребенка с миром, что закономерно выводит на первый план исследования, ориентированные на самый ранний возраст и ставит задачи разработки средств раннего коррекционного вмешательства.

22 стр., 10786 слов

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом в процессе ...

... от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры нарушений. Известно, что происхождение аутизма может быть различным: ... подобранные методы диагностики и коррекционного воздействия, результаты экспериментального исследования могут быть полезны логопедам-практикам, специалистам, работающих с детьми с РДА. Структура работы. ...

В отечественной психологической школе ранний детский аутизм рассматривается как биологически обусловленный особый тип психического дизонтогенеза – искаженное психическое развитие (В.В. Лебединский).

Исследования, последовательно развивающие данное направление, показали, что характерные нарушения развития всех психических функций при детском аутизме (первазивные нарушения развития) связаны с первичной дефицитарностью аффективной сферы.

Описаны наиболее характерные варианты аутистического дизонтогенеза, отражающие трудности формирования базовых механизмов аффективной организации поведения и сознания (О.С. Никольская).

Выделены первые признаки аффективного неблагополучия, дающие возможность прогнозировать вероятность аутистического развития до очевидного проявления синдрома во всей его полноте (К.С. Лебединская), а также определенные сочетания этих признаков, позволяющие предсказать формирование того или иного типа синдрома (Е.Р. Баенская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг).

Это обеспечило возможность более точной и качественной диагностики угрозы искажения психического развития на ранних этапах онтогенеза, что выводит на первый план задачу разработки средств ранней помощи. Все более ощутимой становится потребность в определении коррекционных воздействий при нарушении поведения у детей с аутизмом, особенно в связи с тем, что проблема коррекции нарушений поведения у детей данной категории изучена недостаточно.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Психологические особенности нарушений поведения у детей с ранним детским аутизмом».

Объект исследования – дети с ранним детским аутизмом.

Предмет исследования – нарушения поведения у детей с ранним детским аутизмом.

Цель исследования – изучить психологические особенности нарушений поведения у детей с ранним детским аутизмом.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия «поведение» в психологии.

2. Раскрыть виды нарушений поведения.

3. Проанализировать особенности поведения у детей с аутизмом.

4. Рассмотреть методики диагностики поведения у детей с аутизмом.

5. Раскрыть подходы к коррекции нарушений поведения у детей с аутизмом.

Методы иссследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей поведения детей с РДА

1.1 Понятие поведения в психологии

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [16].

Под двигательной активностью, по мнению И.А. Фурманова, понимаются движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции; под психической – мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Причем, внутренняя активность определяет внешнюю, следовательно, изучение когнитивной, мотивационной, эмоциональной сферы личности позволит разобраться в понимании того, как происходит формирование психологически здорового или нездорового типа поведения [16].

20 стр., 9868 слов

Теоретическое обоснование проблемы особенностей поведения детей ...

... движении). 1.2 Причины и классификация расстройств аутистического спектра аутизм расстройство поведение дети В исследованиях зарубежных и отечественных психиатров было показано, что ... аутизма и представлено углубленное описание психологических профилей для детей и подростков в рамках возрастных периодов развития. Целью работы является теоретическое обоснование проблемы особенностей поведения детей ...

Изучением человеческого поведения психологи занимаются издавна, но, не смотря на это, проблематика остается актуальной. Эволюция общественного развития в целом и исторически обусловленное изменение социально-экономических условий в частности приводят к появлению у человека иных потребностей, мотивов, целей, а также и новых способов их удовлетворения, реализации и дост

…….

Список литературы

1. Александров, А.А. Курение и его профилактика в школе / А.А. Александров, В.Ю. Александрова. – М. : Медиа-Сфера, 1996. – 70 с.

2. Амбрумова, А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова. – М. : Педагогика, 1978. – 230 с.

3. Баенская, Е.П. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста / Е.П. Баенская. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001. – 365 с.

4. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. – М. : Медицина, 1999. – 236 с.

5. Башина, В.М. Детский аутизм процессуального генеза : вопросы патогенеза, клиника и дифференциальная диагностика / В.М. Башина, М. Г. Красноперова // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2004. – Т. 6, № 1.

6. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

7. Виничук, Н.В. Психология аномального поведения / Н.В. Виничук. – Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 194 с.

8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / Л.С. Выготский; под ред. Т.А. Власовой. – М. : Педагогика, 1983. – Т.5.

9. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения / Л.А. Грищенко. – М., 1987. – 240 с.

10. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : Теревинф, 2008. – 224 с.

11. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков : клинико-психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. – СПб. : Речь, 2005. – 436 с.

12. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2004. – 288 с.

13. Иванов, Е.С. Детский аутизм : диагностика и коррекция: учебное пособие / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. – СПб. : Дидактика Плюс, 2004. – 80с.

14. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми / И. Б. Карвасарская. – М. : Теренвинф, 2003. – 70 с.

15. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков : Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск : Беларусь, 1988. – 207 с.

16. Краткий психологический словарь / под общей ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д. : ФЕНИКС, 1998. – 490 с.

17. Лаврова, Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г.Н. Лаврова. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90с.

12 стр., 5937 слов

Правомерное поведение социально психологические и юридические аспекты

... характера отражения в праве потребностей, мотивов, целей являющихся психологическими детерминантами правомерного поведения (В. П. Грибанов, Д.А. Кириллов, Н.И. Козюб-ра, ... субъективную. Общий механизм формирования правомерного поведения складывается из трех взаимосвязанных подсистем - юридического («специально-юридического») механизма, психологического механизма и социального механизма. Реально ...

18. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения : ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. – М. : Просвещение, 1989. – 95 с.

19. Лебединская, К.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма. Диагностика раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. – М. : Просвещение, 2003. – 320 с.

20. Лебединский, В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / В.В. Лебединский // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. – 1996. – №2. – С.18-24.

21. Лебединский, В.В. Классификация дизонтогенеза нарушения психологического развития/ В. В. Лебединский. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001. – 265 с.

22. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических и поведенческих расстройств: клинические описания и указания по диагностике. – Киев : Факт, 1999. – 272 с.

23. Морозова, С.С. Аутизм : коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 176 с.

24. Никольская О. С. Аутичный ребенок : пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. – СПб. : Дидактика Плюс, 2007. – 288 с.

25. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

26. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии : учебн. пособие / Ю.П. Платонов. – СПб., 2004. – 280 с.

27. Пробылова, B.C. Об особенностях развития аутичного ребенка / В.С. Пробылова // Педагогическое обозрение. – 2005. – №2. – С. 41-42.

28. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / под ред. У.В. Ульенковой. – СПб. : Питер, 2007. – 304 с.

29. Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. – М. : Педагогика, 2005. – 370 с.

30. Специальная психология / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. – М. : Академия, 2003. – 464с.

31. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб., 2000. – 752 с.

32. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов. – Мн. : НИО, 1997. – 198 с.

33. Шипицина, Л.М. Социальная реабилитация детей с аутизмом / Л.М. Шипицина, И.Л. Первова. – СПб. : Дидактика Плюс, 2001. – 135 с.