Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью.Экспериментальная работа по изучению особенностей речевой деятельност

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 6

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи у умственно отсталых школьников 6

1.2 Особенности устной речи учащихся с умственной отсталостью 11

1.3 Особенности письменной речи умственно отсталых школьников 21

Выводы по главе 1 26

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 27

2.1 Организация и проведение исследования по изучению особенностей речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 27

2.2 Анализ результатов исследования по изучению особенностей речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 29

2.3 Рекомендации по развитию речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 32

Выводы по главе 2 36

Заключение 37

Список литературы 39

Введение

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем логопедии и олигофренопедагогики.

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта (Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова и др.).

Это объясняется, с одной стороны, феноменологией умственной отсталости, а с другой – низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации умственно отсталых детей.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значимость формирования речи в развитии ребенка. В основе многочисленных исследований лежит концепция деятельности, разработанная В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская рассматривали речь как коммуникативную деятельность.

21 стр., 10361 слов

Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной ...

... 1.1 Особенности психического развития детей с умственной отсталостью Во вспомогательной школе обучаются и воспитываются умственно отсталые дети. Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения ...

О важности речевого развития ребенка, о речи как способе общения, о развитии ее коммуникативной функции говорилось во многих работах различных авторов (А. А. Бодалев, А. А. Буева, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.).

В специальной литературе, раскрывающей вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей, также обосновывается необходимость формирования речи. Особое внимание уделяется развитию и коррекции речи как основного средства общения (А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, Е. А. Гордиенко, С. Ю. Ильина, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, М. П. Феофанов и др.).

Характеризуя состояние изученности проблемы формирования речи применительно к умственно отсталым младшим школьникам, следует отметить, что многие аспекты формирования речевой деятельности у данной категории детей остаются менее разработанными, чем в других сферах специальной педагогики и психологии. Мало исследованным остается вопрос определения содержания и организации формирования речи у умственно отсталых школьников.

В результате анализа литературных данных и по проблеме исследования выявлено противоречие между возросшими потребностями общества в становлении социально адаптированной личности ребенка с нарушением интеллекта и недостаточной разработанностью логопедических мероприятий на формирование речи у детей данной категории. Проблема исследования заключается в изучении особенностей речевой деятельности у школьников с нарушением интеллекта и поиск путей коррекции нарушений речи у детей данной категории.

Актуальность выделенной проблемы определила выбор темы исследования: «Особенности речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью».

Цель исследования – изучить особенности речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью.

Объект исследования – речевая деятельность школьников с умственной отсталостью.

Предмет исследования – особенности развития устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа теоретической и методической литературы определить особенности развития речи у детей с умственной отсталостью.

2. Экспериментально изучить особенности речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью.

3. Разработать рекомендации по коррекции речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью.

В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические – анализ документации, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий этап; методы обработки полученных результатов – качественный и количественный анализ.

17 стр., 8390 слов

Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников

... деятельности у детей. Исследовать понятие, причины и классификации умственной отсталости детей. Провести анализ своеобразия мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Организовать и провести исследование уровня развития детей ... человека при помощи языка, при помощи внешней или внутренней речи. Л. А. Венгер утверждает, что именно словесная сигнализация ...

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа VIII вида №57» г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи у умственно отсталых школьников

В отечественной психологической науке речь рассматривается как специфический вид деятельности, который может быть как самодостаточным, так и выступать в форме речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Речь, будучи социокультурным феноменом, является доминирующим средством общения, способом познания внешнего и внутреннего мира человека, условие его полноценной жизнедеятельности.

Современная наука (языкознание, психология и др.) различает речь и язык, понимая первую как форму или процесс общения (коммуникация), а второй – как систему фонетических, лексических и грамматических средств общения. Вместе с тем речь и язык теснейшим образом взаимосвязаны как исторически, так и функционально. Яв…….

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – 400 с.

2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977. – 175с.

3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

4. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М., 1967. – 207 с.

5. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Под ред. Н.П. Долгобородовой. – Л., 1969. – 184 с.

6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471с.

8. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых / Н.А. Гегелия. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

9. Гончарова, В.А. Состояние устной и письменной речи учащихся общеобразовательных школ / В.А. Гончарова // Школьный логопед. – 2006. – №3. – С.39-43.

10. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 239с.

11. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.

12. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века / Х.С. Замский. – М., 1995. – 246 с.

13. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку. – М.: Русский язык, 1989. – 260 с.

14. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация / Л.А. Карпенко // Мир психологии. – 2006. – №4. – С. 77-84.

15. Каше, Г.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.А. Каше. – М.: АПН РСФСР: НИИ дефектологии, 1956. – 12с.

20 стр., 9771 слов

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

... и использование приёмов, способствующих развитию внимания. Объект исследования: развитие младшего школьника. Предмет исследования: произвольное внимание. Цель исследования - изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Методический блок ...

16. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380с.

17. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 224с.

18. Левина, Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма / Р.Е. Левина // Логопедическая работа в школе. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – С.3-17.

19. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические труды / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323.

20. Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М.И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М.: Просвещение, 1998. – 76 с.

21. Лисина, М.И. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни // Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986. – С.75-103.

22. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1975. – 174с.

23. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. – СПб, 1994.

24. Парамонова. JI.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Лениздат, Изд-во «Союз», 2000. – 240с.

25. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965. – С.129-217.

26. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. – М., 2003. – 272 с.

27. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.

28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

29. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

30. Туманова, Т.В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – С. 263- 269.

31. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.А. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 560 с.

32. Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р.А. Юрова. – М.: В. Секачев, 2005. – 200 с.