Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования профессионального интереса у будущих педагогов 6
1.1. Состояние проблемы формирования профессионального интереса у будущих педагогов 6
1.2. Педагогические условия формирования профессионального интереса 11
1.3. Процесс формирования профессионального интереса у будущего педагога 23
Выводы по главе 1……………………………………………………………….31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию профессионального интереса у будущих педагогов 33
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 33
2.2.Программа развития профессионального интереса у будущих педагогов………………………………………………………………………..39
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессионального интереса у будущих педагогов 43
Вывод по главе 2 47
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение 1…………………………………………………………………….56
Приложение 2…………………………………………………………………….58
Приложение 3…………………………………………………………………….63
Приложение 4…………………………………………………………………….64
Введение
Формирование устойчивого положительного отношения к профессии— один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Здесь еще немало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога — как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров.
Актуальность темы обусловлена растущей потребностью общества в эффективно работающем педагоге, который творчески реализует свой профессиональный и личностный потенциал, а также целым рядом проблем, связанных с профессиональной подготовкой будущего педагога: направленности учебно-воспитательного процесса в училищах в основном на освоение знаний по предметам, а не на развитие профессиональных и личностных качеств специалиста. Изменения в характере и целях обучения, происходящие в последнее время, смена принципов образования определяют необходимость создания в ПУ — 49 определенных условий для развития инициативности студентов, самостоятельности и, самое главное, интереса к профессии.
Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей ...
... проблемы формирования адекватной профессиональной направленности как складывающейся профессиональной позиции будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки ... аспект профессиональной подготовки будущих специалистов - учителей «Технологии» 1.1 Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога Педагогическая ... что движет им в данной профессии, из каких ценностных ориентаций он ...
В целом, проблема формирования у студентов ПУ-49 интереса к профессии является исключительно важной, по той причине, что интерес определяет активное отношение студентов к приобретению знаний и развитию умений и навыков. При этом высокий уровень интереса к профессии позволяет существенно улучшать итоги учебной и производственной деятельности.
Цель исследования – выявление педагогических условий формирования профессионального интереса у будущих педагогов.
Объект исследования — процесс развития интереса у студентов ПУ — 49 к профессиональной деятельности.
Предмет исследования — комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие профессионального интереса у студентов училища в процессе прохождения практики.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение ряда задач:
1. Определить сущность понятия «профессиональный интерес».
2. Рассмотреть основные направления работы по развитию профессионального интереса у студентов в образовательном процессе учреждения.
3. Выявить основные мотивы выбора и развития интереса к профессиональной педагогической деятельности.
4. Определить основные условия и пути развития профессионального интереса у студентов ПУ – 49 в процессе прохождения практики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: формирование профессионального интереса будущего педагога (В.Н. Введенский), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л.М. Абдулина, Э.Ш. Абдюшев, В.А. Антипова, Е.В. Бережнова, З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, Ю.К. Янковский и др.) и за рубежом (Е.Д. Вознесенская, Б.Л. Вульфсон, Н.И. Костина, Л.В. Кузнецова, М.С. Сунцова, Ю.Е. Штейнсапир и др.), оценка профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации (Н. Асеев, Н. Дудкина, Л. Куприянова, А. Федоров и др.).
Цели работ этих ученых, в основном, направлены на выяснение условий, факторов, критериев педагогического мастерства, разработку путей его совершенствования.
Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого явления. Комплекс методов включал в себя:
— теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование;
— эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод (изучение школьной документации и результатов деятельности), эксперимент;
— статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.
Выбор методов определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом этапе.
Социально-значимые качества личности современных студентов
... профессионально-значимых качеств с особенностями личности. Становление профессионально-значимых качеств студентов включает в себя развитие самой личности в процессе образования. Приоритетное место занимают интересы личности, ... социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные. Микрофакторы оказывают влияние ... отмечает, что личность в эмпирическом исследовании «необходимо рассматривать ...
Опытно-экспериментальная база исследования — Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования « Профессиональное училище №49».
Глава 1. Теоретические аспекты формирования профессионального интереса у будущих педагогов
1.1. Состояние проблемы формирования профессионального интереса у будущих педагогов профессионального обучения
К числу наименее разработанных как в философской, психологической, так и в педагогической литературе относится понятие профессиональныйый интерес». Исследователи объясняют это сложностью самого понятия «интерес» [11, с. 151].
В основу теоретического анализа заявленной темы мы положили изучение ее центрального понятия «профессиональный интерес».
Целью изучения данного понятия явилось определение сущности, структуры и специфики профессионально-познавательных интересов студентов на основе рассмотрения точек сопряженности профессиональных и познавательных интересов, а так же выявление качественных изменений профессионально-познавательных интересов, происходящих во время обучения студентов в училище.
В качестве исходной точки изучения было избрано понятие «личность», которое как любая социоприродная система, является системой целостной, открытой, неравновесной, развивающейся, динамичной и включает в себя совокупность взаимодействующих подсистем (сфер, компонентов), а также их устойчивых связей, которые совершенствуются в процессе образования [43, с. 3-12]. В рамках настоящего исследования выделены те компоненты, через которые наиболее отчетливо просматривается процесс развития профессионально-познавательного интереса, а именно -потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации.
Категория личности — одно из наиболее сложных понятий, используемых в психологии, социологии, физиологии и других науках.
Разделяя точку зрения Б.Г.Ананьева, считаем что в основе сущности личности, имеющая непосредственный выход на развитие профессионально-познавательного интереса, научно обоснованная теория о целостной структуре личности человека, сочетающая в органическом единстве знания, мотивы, действия. Согласно данной теории личность как субъект общественных отношений формируется и проявляется в процессе социальной практики.
У ученых нет единого мнения к определению сущности личности. С особой отчетливостью это проявляется при структурировании личности.
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим [40, с. 23].
Среди исследований этого научного направления наиболее значительными являются работы Б.Г. Ананьева, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова и др. Мы согласны с Б.Ф. Ломовым, который, проанализировав подходы собственно психологического содержания личности, пишет: «Несмотря на различие трактовок личности… в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях «направленность» раскрывается по-разному: «совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения» (С.Л. Рубинштейн); «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев); «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев); «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).
Действительно, направленность выступает как систематизирующее свойство личности, определяющее ее психологический склад»; «система потребностей, интересов и идеалов» (А.Г.Ковалев) [6, с. 31].
Условия развития профессиональной направленности у студентов 1-го курса
... ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. Главными характеристиками профессиональной направленности являются: профессиональное самовоспитание, самообразование, самосовершенствование. Потребности и интересы человека, связанные с его отношением к профессиональному труду, характеризуют профессиональную направленность личности, а также она ...
Психологический словарь трактует понятие направленность личности как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций……………
Заключение
В условиях включить студентов в практическую творческую деятельность можно с помощью: организации самостоятельной и творческой работы на учебных занятиях; учебно-исследовательской дея-тельности в рамках студенческого научного общества; системы олимпиадного движения, мето-дики коллективного творческого воспитания (по И.П.Иванову) с акцентом на самовоспитание; кружковых занятий, где могут проявиться разно-образные формы самовыражения и самоутвер-ждения учащихся.
Наиболее приемлемый путь измерения ус-пешности деятельности человека – это его само-оценка и оценка компетентных экспертов. Когда самооценка и экспертная оценка не имеют суще-ственных различий, можно говорить об опреде-ленном значении продуктивности [7; 8] (в дан-ном случае мы опираемся на исследования Е.И.Головахи, Н.А.Логиновой, которые рассмат-ривают проблему продуктивности в контексте жизненного успеха).
В качестве третьего критерия готовности студента к профессиональной творческой само-реализации в нашем исследовании выступают ценностные ориентации, которые содержат ин-дивидуальную систему ценностей личности, ие-рархию целей, потребностей, интересов и рас-крывают мотив деятельности.
Решая вопрос о месте ценностных ориента-ций в структуре личности педагога-психолога, мы исходим из того, что именно ценностные ориентации детерминируют выбор важнейших социальных потребностей, в том числе и профес-сии, детерминируют деятельность личности в наиболее значимых ситуациях. Не вдаваясь в анализ проблемы направленности личности, скажем лишь, что ценностные ориентации со-ставляют ее содержательную сторону, показы-вают степень усвоения человеком системы мо-ральных ценностей общества и выполняют роль функции ориентира деятельности.
Таким образом, учитывая вышеизложенное и тот факт, что базовым компонентом в модели готовности к профессиональной творческой самореализации является ценностно-мотивационный, обеспечивающий личностный смысл предстоящих преобразований, ценностные ориентации, следовательно, являются его неотъемлемой составной частью, а значит, они должны служить критерием готовности студента к профессиональной творческой самореализации.
В качестве методов замера ценностных ориентаций могут быть использованы различные методы исследования: наблюдение, анкетирование, метод незаконченных предложений, метод экспертных оценок и др.
Профессиональные функции педагога-психолога диктуют требования к личностным и профессиональным качествам, свойствам и способностям педагога-психолога, что, в свою очередь, определяет содержание подготовки будущего специалиста к профессиональной творческой самореализации.
Проведенное исследование послужило основанием для следующих выводов:
1. Анализ всех полученных итогов теоретической и опытно- экспериментальной работы свидетельствует о выполнении поставленных задач, подтверждает предположение о возможности целенаправленного формирования профессионального интереса будущих педагогов в системе личностно-ориентированного обучения в рамках образовательного процесса и доказывает взаимосвязь развития познавательного интереса, коммуникативности и вербальной креативности, а также успешность обучения студентов в целом.
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... время особую актуальностьприобретает изучение педагогики, которая наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного цикла систематизируют базовые гуманитарные знания студентов. Дисциплина закладывает теоретико- ... 3. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет: Сокращенное название ООП Форма обучения Индекс Трудоемкость Аттестация[1] (З.Е.) часов (всего/ауд.) 072500.62 ...
2. Индивидуализированное развитие личности не предполагает её обособления от коллектива, а наоборот, способствует адаптации личности в коллективе, открытию свободы выражения собственных мыслей, развитию профессионального интереса будущих педагогов, под которым на сегодняшний день понимается совокупность достаточно сформированных структурных компонентов: знаний в области коммуникативных аспектов, коммуникативных и организаторских способностей, способности к эмпатии, способности к самоконтролю, культуры вербального и невербального взаимодействия, коммуникативной толерантности.
3. Использование системы занятий по формированию профессионального интереса будущих педагогов на основе индивидуализации обучения не предполагает отказа от традиционных дидактических принципов, а является их достойным дополнением, реализующим принцип развивающего обучения.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. 148-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». // Российская газета, 2009 от 22 июля 2009 г.
2. Альманах психологических тестов. [Текст] учеб. пособие. – М., «КСП», 2005. – с. 333-336.
3. Ахметов М.А. Техники управления учебной деятельностью учащихся. [Текст] // Педагогические технологии, 2009. — № 2. – С.9-19.
4. Бережнова, Е. В., В. В. Краевский. Парадигма науки и тенденции развития образования [Текст] / Е.В. Бережнова // Педагогика, № 1, 2007 г., С. 22-28.
5. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б.Хавина [Текст] учеб. пособие. – Э.: Изд-во «КСП», 2004. — с. 243.
6. Бордовская, Н.В. Реан, А.А. Педагогика [Текст] /Учебник для вузов. ? СПб: Издательство “ Питер”,2009. ? 432 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. Выготский; под ред. В.В. Давыдова.- М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.
8. Габай Т.В. Педагогическая психология. [Текст]/ Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М., 2003.- 240 с.
9. Гудзинский, А.О. Социальных механизм управления инновационным университетом [Текст] / автореф. дисс. … д-ра соц. наук : 22.00.08 / Гудзинский Александр Олегович – СПб, 2005. – 354 с.
10. Давыдова Л.И. Развивающее обучение в традиционной системе. [Текст]// Начальная школа, 2008. — № 4.- С. 10-14.
11. Дуранов, М. Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект) [Текст] / М. Е. Дуранов. — Челябинск: ЧГАКИ, 2006. — 337 с.
12. Змеёв С.И. Технология обучения [Текст] / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002, — 128 с.
13. Ибрагимов, Г.И. Форма организации обучения как дидактическая категория [Текст] // Педагогика, 2009. — №6.- С.11-14.
Бакалавр «Психология и социальная педагогика»
... Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учеб. Пособие.- М.: академия 2007 10 Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие.- М.: Академия, 2009 5 Б3.В.2.4 Социально ... детей и подростков 22 0,9 Гордеева А.В., Морозов В.В. Прикладная реабилитационная педагогика: Учеб.-метод. пособие.- М.: Академ. Проект, 2004 5 Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция ...
14. Карпенко М.П. Концепция национальной программы всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий [Текст] // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». — №1.-М.: «Ключ-С», 2004.
15. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник [Текст] / Г. М. Коджаспирова. — М. : Гардарики, 2007. — 528 с.ISBN 5-8297-0172-3 (в пер.)
16. Коротаева Е.В. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА// Педагогика, № 9. — 2006. – С. 45
17. Красков Б.В. Инновационная технология обучения [Текст] / Научно — методический сборник. М., 2004.- 433 с
18. Матрос Д.И. Основы теории информации процесса образования. [Текст] // Педагогика, 2007. — № 6.-С. 11-18.
19. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: [Текст] / Н.А. Морева. В 2 томах.Том. 1 Дидактика. Изд.-во: Академия, 2008. – 432 с.
20. Морозова, А.В. Управление процессом профессиональной социализации студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования. Монография [Текст] / А.В. Морозова, Н.А. Фролова – Орел: Изд-во ОРАГС, 2005. – 200 с.
21. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Н.Н. Никитина. — М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
22. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуника-тивным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: монография / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. — М.: МАНПО, 2006. -154 с.
23. Новиков, А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной Деятельности).
[Текст] / А.М. Новиков. – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с.
24. Новиков, П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. [Текст] / Научно-практическое пособие. — М.: РГАТ и З, 2010. — 260 с.
25. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под. Ред. В.Д. Симоненко. – М.:Вентана-Граф,2006. – 368с.
26. Оконь В. Основы проблемного обучения [Текст] / В. — М.:Просвещение, 1968 г.
27. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 22-е издание, 1990; с 1992 — Толковый словарь русского языка.
28. Оспенникова С.В. Информационно-образовательная среда и методы обучения [Текст] // Школьные технологии, 2002. — № 2. С. 28
29. Павлов Н., Артемов А., Сидорова Т., Фролов В. Контроль знаний студентов [Текст] // Высшее образование в России. – 2009. — №1.
30. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2005. — 185 с.
31. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] /Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластёнина. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2006.-386 с.
Психологический практикум учебное пособие для студентов всех форм обучения
... КемТИПП Вахромеева Г.В. Джус, К.Я., Порхачева, Л.В. Психологический практикум: Учебное пособие для студентов всех форм обучения [Текст]/К.Я. Джус, Л.В. Порхачева. – Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, ...
32. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 — 512с.
33. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. С.В. Палецкий. — Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. — 72 с.
34. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. [Текст] / Под общей ред. В.С. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002, 320 с.
35. Песоцкий, Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений: теоретическая модель.- М., 2002.- 122 с.
36. Петренко, И.А. Блочно-модульная технология В.А.Ермоленко. [Текст]// Фундаментальные исследования. – 2008. – №5. – С.241–243.
37. Полякова, Н.В. Перспективные технологии. [Текст]. // ЗАВУЧ, 2005.- № 5. — с. 38-50.
38. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах, 2006. — 672 с.
39. Программно-методические материалы. Глазунов Ю. Т. Программирование регионального развития. [Текст] / Ю. Т. Глазунов; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Ин-т экон. проблем. — Апатиты : КНЦ РАН, 2009. — 220 с.
40. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. [Текст]/ Под. общ. ред. Батышева С.Я. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование, 2004. — 904 с.
41. Психология и педагогика. [Текст]/ Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.
42. Самостоятельная работа студента. Методические рекомендации. М.: СГА, 2004.
43. Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст] / Учебное пособие. — М.: Народное образование, 2007. —256 с.
44. Сериков, В.В. Личностно-развивающее образование: Мифы и реальность. [Текст] // Педагогика, 2008. — № 10.- С. 3-12.
45. Скоробогатова, Г.Г. Проблемная, проектная, и модульно-блочная технология в работе учителя. [Текст]/ М.: МИОО, 2002. — 69 с.
46. Степашенко В., Жалнина Н. Качество высшего образования и система зачётных единиц [Текст] // Высшее образование в России. – 2004. — №5.
47. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Текст] /Издательство. Феникс. –Ростов н/Д, 2008. – 655 с.
48. Тамарская Н.В., Власова А.А. Подготовка выпускников — будущих педагогов к рудоустройству (тренинг социально-психологической адаптации): Учебное пособие. — Калининград: Изд-во КГУ, 2002. — 80 с.
49. Ткаченко, Е. В. Основные тенденции модернизации про-фессионального образования / Е. В. Ткаченко // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. / отв. ред. Г. Д. Бухарова. — Екатеринбург, 2006. — Вып. 4. — С. 12-21.
50. Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Педагогика, 2003. — № 6. – С. 23-36
51. Устинова, Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения [Текст] // Школьные технологии. – 2002. — №2.
52. Федорова, Е. Е. Механизм личностного и профессионального роста студентов. Миасс: Геотур. — 2007. — 83 с.
Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...
... -педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников. Преемственность ... культурно-исторический феномен. Воспитание как категория педагогики. Разнообразие понятий воспитания. Различные подходы к определению ... организации. Характеристика и содержание учебно-познавательной деятельности. Организация познавательной деятельности процессе ...
53. Федорова, Е. Е. Проблемы адаптации студентов к профес-сиональной деятельности в вузе [Текст] // Педагогика. — 2007. — № 5. — С. 71-76.
54. Шматков, Е.В., Коваленко О.Е. Методика профессионального обучения. Часть 2. [Текст]/ – Харьков, 2002. – 214с.
55. Экспериментальная психология. [Текст]/ Сб. стат. / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже.; Общ. ред. А. Н. Леонтьева. — Вып. 4. — М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
Приложение 1
ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ (А.Г. Шмелев, В.С. Бабина) ………..