Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики
Оглавление.
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика семейного воспитания 4
1.1. Важность семейного воспитания. 4
1.2. Семейное воспитание на Руси: исторический экскурс. 8
Глава 2. Современные тенденции развития семейного воспитания и семейной педагогики 15
2.1. Семейное воспитание в XIX веке и в советское время. 15
2.2. Семейное воспитание в современных условиях. 21
Заключение 24
Список использованной литературы: 26
Введение
Актуальность темы определяется следующими положениями.
Семейное воспитание — определенный тип поведения родителей со своим ребенком, от которого зависит не только то, каким вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и родителя спустя несколько лет.
Различные стили семейного воспитания изучались психологами достаточно широко. Так считается, что среди них есть как благоприятные для развития ребенка стили, так и неблагоприятные, способные привести к различным проблемам в поведении, исказить миро и самоощущение ребенка. В то же время считается, что стиль семейного воспитания складывается из многих составляющих. Это и корректность отношений в семье в целом, и эмоциональные связи между ее членами (негативные — ссоры, неприязнь, конфликты — или позитивные — благожелательные, доверительные), и гибкость семьи, способность меняться под влиянием обстоятельств. Кроме этого, стиль семейного воспитания определяется и последовательностью воспитательной позиции родителей.
Семейное воспитание в России, исконно многонациональном государстве, имеет свои неповторимые особенности, вызванные социально-экономическими, культурными и географическими условиями развития. Веками складывался образ семьи, идеал семейных отношений, традиции подготовки молодежи к семейной жизни. Еще в XVII веке известный общественный деятель и писатель Симеон Полоцкий подчеркивал: «Счастливы родители, которых добродетельная жизнь – пример благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Несчастны же родившие, которые соблазняют своих детей плохой жизнью» .
В современном российском обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: имеется расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия. В начале ХХI века наиболее ярко проявились и новые ценностные ориентации общества: равноправие между полами, экономическая и психологическая самостоятельность женщин, сексуализация культуры, доминирование индивидуально-личных над семейно-групповыми ценностями и т.д. В этих условиях остро стоит проблема изучения исторически развившейся отечественной концепции семейного воспитания.
Этика семейных отношений
... любовь на всю жизнь. Любовь — это благородное и возвышенное чувство. Этика семейных отношений Семья начинается с любви двоих, любви, целью которой является не эгоистическое удовлетворение, а ... умение замечать прекрасное и безобразное, оно тесно связано с нравственным воспитанием человека. При нравственном воспитании развиваются такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так ...
Цель курсовой работы: рассмотреть исторические модели семейного воспитания, факторы, влияющие на семейное воспитание, и тенденции его современного развития.
Задачи:
1. Исследовать сущность и основные характеристики семейного воспитания в разные эпохи.
2. На основании теоретического анализа систематизировать знания о различных мнениях на эту тему.
3. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.
4. Сделать выводы.
Курсовая состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы. Названия разделов отражают их содержание.
Глава 1. Общая характеристика семейного воспитания
1.1. Важность семейного воспитания………………
Заключение
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время возрос интерес к исследованиям различных типов семейного воспитания народов, в связи с необходимостью преодоления унификации образования и воспитания. Народная педагогика является не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления образовательных технологий. Это в особой степени касается традиционной педагогики народов, которая представляет собой уникальное достояние опыта сбалансированного взаимодействия с природой. Этот опыт чрезвычайно ценен в период обостряющегося экологического кризиса. В то же время интенсивное промышленное освоение мест обитания этих народов разрушает природную и культурную среду их жизни. В этих условиях важно не утратить идеи и опыт народной педагогики народов, потому что на их основе формировался нравственный тип человека. Сохранение исконной апробированной в веках культуры даст возможность обогатить новое поколение непреходящими нравственными ценностями и эффективным стилем взаимоотношений людей.
В разные времена воспитание имело различное содержание. В зависимости от задач и потребностей общественного развития на передний план выдвигалось развитие определенных способностей, личностных или профессиональных качеств.
Общеизвестно, что семья оказывает огромное влияние на формирование личности и психологических особенностей человека. Семейное воспитание во многом предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира, самооценку и адаптационный потенциал, конституирующие профиль личности и впоследствии практически не поддающиеся изменению. В значительной степени именно под влиянием семейного воспитания формируются политические предпочтения, установки в профессиональной деятельности. Поэтому вопрос о целях и ценностях воспитания подрастающего поколения в любом обществе и в любые времена относился к числу самых важных, и ответ на него во многом определял будущее самого общества. В периоды глобальных политических и социокультурных трансформаций эта проблема приобретает особую остроту.
Объект, предмет, задачи, принципы, условия специальной семейной педагогики
... были присущи свои идеалы воспитания, представления о его цели и средствах. Данный опыт является незаменимым материалом для современной семейной педагогики, ... народной педагогике веками накапливался и отражался в произведениях устного народного творчества опыт домашнего семейного воспитания. Как отмечает Т. А. Куликова, каждому народу ...
Список использованной литературы:
1. Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.-527 с.
2. Антологическая педагогика развития Древней Руси и Русского государства XIV — XVI вв. /сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. — М., 1985.
3. Гарданов В.К. Кормильство в Древней Руси //Советская Этнография. — 1959. — №6. Изборник. — М., 1969.
4. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1990.-319 с.
5. Даль Вл. Толковый словарь Живого великорусского языка. — М., 1980.
6. Иеромонах Роман. Внимая Божьему веленью. Стихи. Духовные песнопения. — Минск, 1998.
7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1990.
8. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.-688 с.
9. Маслова Л.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры// Рабочая книга социального педагога. Ч. II. — Орел, 1995.
10. Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)//Избр. пед. соч. — М., 1982.
11. Острогорский А. Н. Семейные отношения и их воспитательное значение// Избр. пед. соч. — М., 1995.
12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в — М. , 1976.
13. Полоцкий С. Избранные сочинения. Подготовка текста и комментарии И. П. Еремина. – М.-Л., 1953.
14. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.-192 с.
15. Св. Климент Александрийский. Добролюбие избранное для мирян. — М., 2002.
16. Семейно-бытовая культура. – Минск, 1987.-106с.
17. Элементы практической психологии. Р.М. Грановская. СПб: Свет, 1997.
18. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М., 1986.
19. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нарсвета, 1989.-286 с.
20. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.-704 с.