Сущность спорта и его роль в современном обществе

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое изучение сущности понятия «спорт» и его особенности

1.1 Понятие «спорт» и его функции

1.2 Классификация видов спорта

1.3 Основные направления развития спортивного движения

Выводы по первой главе

Глава 2. Практическое изучение роли спорта в современном обществе

2.1 Социальные функции спорта

2.2 Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они имеют большую популярность, становятся наряду с наукой и искусством полноправными компонентами социальной жизни общества.
То, что мы называем «современным спортом», приобрело знакомые нам формы на рубеже Х1Х-ХХ веков. Его появление связано с развитием городской культуры. Его истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а в новых возможностях досуга: если атлеты древности своим совершенством приближались к богам, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.

Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающими персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.

На основе вышесказанного была сформирована тема нашего исследования: «Сущность спорта и его роль в современном обществе».

Проблема исследования: какова сущность спорта и какую роль играет спорт в современном обществе.

Цель исследования: изучить сущность спорта и выявить его роль в современном обществе.

Объект исследование: спорт как социальное явление.

Предмет исследования: влияние спорта на социальную жизнь.

Задачи исследования:

8 стр., 3766 слов

Особенности исследования семьи и общества

... последующем поколением ценностей и традиций общества. Современная молодая семья выполняет также ... спорте. Кроме того, немногочисленные данные о возможности изменения функциональных асимметрий под влиянием многолетних систематических тренировочных воздействий позволяют предположить целесообразность проведения исследований ... молодых супругов. Свою негативную роль играют также неустроенность семейного ...

-раскрыть сущность понятия «спорт» и его функции;

-рассмотреть классификацию видов спорта;

-изучить основные направления развития спортивного движения;

-выявить социальные функции спорта;

-определить роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; наблюдение; анализ продуктов деятельности; сопоставление полученного материала.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Список литературы включает 30 источников.

физическая культура спорт

Глава 1. Теоретическое изучение сущности понятия «спорт» и его особенности

1.1 Понятие «спорт» и его функции

Как смело утверждает Жиляев А.С. «спорт в широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности»[23, 67].

По мнению Л.П.Матвеева в таком широком понимании спорт «представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества»[11, 90] . 

С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, является составной частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.).

Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия. 

Кудрящев В.Г. указывает, что, спорт — это «исторически сложившаяся область человеческой деятельности, связанная с выявлением в ходе соревнований победителя, спортивных достижений и результатов» [21, 90] . Обязательное условие спорта — состязание. Соревновательный результат в спорте достигается при высокоактивных двигательных действиях и поэтому напрямую зависит от возможностей спортсмена — функциональных возможностей, физической подготовки и физического развития, технической, тактической и психологической подготовленности.

4 стр., 1798 слов

Физическое и душевное развитие ребенка

Великий дар фантазии Каждый Ребенок от природы одарен и талантлив. И, на наш взгляд, главное, чему он должен научиться до того, как ему исполнится 7 лет, это не читать и не виртуозно собирать пирамидки. Все это можно сделать и чуть позже, потратив на это намного меньше усилий. До 7 лет ребенок должен научиться фантазировать! Вообще говоря, «научиться», конечно, - совершенно неверное слово. ...

Спорт имеет не только собственную соревновательную деятельность, но и широкие возможности для включения человека в межличностные отношения. В широком смысле он охватывает соревновательную деятельность, межличностные отношения, поведенческие нормы, которые складываются на основе этой деятельности.

Многосторонняя значимость спорта решается через его функции в обществе. Выделяют следующие среди них [5, 121]:

-соревновательную, обеспечивающую выявление сильнейшего, определяющую уровень спортивной подготовленности и резервные возможности в экстремальных условиях, включающую разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности и др.;

-воспитательную, обеспечивающую, с одной стороны, повышение соревновательной деятельности спортсменов, а с другой, воспитание социально активной личности;

-повышающую физическую активность, способствующую подготовке к различным видам общественной деятельности и призванную содействовать всестороннему развитию человека;

-оздоровительную, направленную на укрепление и сохранение здоровья;

-рекреационную, позволяющую использовать спорт как средство активного отдыха людей;

-производственную, направленную на профессиональную подготовку и повышение производительности труда за счет укрепления здоровья, улучшения физического развития, приобретения жизненно необходимых умений и навыков;

-познавательную — использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей организма в условиях соревнования;

-укрепляющую дружеские отношения между странами и народам;

-зрелищную — удовлетворение желания миллионов людей стать свидетелями спортивных соревнований;

-экономическую — обеспечение финансовыми средствами развитее спорта внутри страны, установление внешнеэкономических связей;

-престижную — использование достижений в спорте для повышения престижа страны;

Современный спорт подразделяется на массовый (любительский) и спорт спорте высших достижений (методика «ПДМ-10»)">высших достижений (профессиональный).

2 стр., 915 слов

ВОПРОС ╣ 25 Общение со сверстниками ведущий вид деятельности в подростковом возраст

Вопрос № 25 Общение со сверстниками ведущий вид деятельности в подростковом возрасте Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Это объясняется рядом причин. Во-первых, общение со сверстниками – это важный специфический канал информации; по нему подростки обсуждают то что не могут сообщить родителям. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. ...

Массовый, любительский или общедоступный спорт включает школьно-студенческий, профессионально-прикладной, физкультурно-кондиционный, оздоровительно-рекреативный [8, 99].

В зависимости от направленности занятии в массовом спорте в процессе систематических занятии решаются следующие задачи [15, 120]: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).

Он дает возможность людям укреплять здоровье, совершенствовать физические качества и двигательные возможности, способствует долголетию.

Профессиональная спортивная деятельность, направленная на высшие достижения, занимает основное время спортсмена, накладывая отпечаток на его образ жизни[13, 90].

Высокие спортивные результаты и победы являются достоянием любой страны, т.к. рекорды и победы укрепляют ее авторитет на международном уровне. Миллионы зрителей, сидя на стадионах или у телевизоров становятся свидетелями различных соревнований. Олимпийские игры, чемпионаты мира, мировые рекорды стали духовными ценностями, которые притягивают миллионы болельщиков. Но не все знают, какой труд стоит за победами и рекордами. Выступления на соревнованиях требуют от спортсменов максимального напряжения всех систем организма. Кстати, общая годовая тренировочная и соревновательная нагрузка у спортсменов составляет до 1500 часов и занимает более 300 дней.

Таким образом, основные критерии эффективности в спорте высших достижений — победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.

1.2 Классификация видов спорта

Развитие спортивного движения во всем мире привело к возникновению и формированию более двухсот самостоятельных видов спорта. В нашей стране культивируются около ста пятидесяти из них. При этом многие виды спорта включают в себя несколько соревновательных дисциплин, каждая из которых характеризуется особым составом действий, собственными способами ведения спортивной борьбы и правилами проведения состязаний.

27 стр., 13094 слов

Психологическая характеристика основных видов оперативно-розыскной деятельности

... их проведения и возможность достижения цели. Являясь видом правоохранительной деятельности, оперативно-розыскная деятельность социально мотивирована потребностями ... . Так, например, разговор о музыке, спорте, литературе, коллекционировании не только создает благоприятное ... эмоциональные; моторные качества. ОРД предъявляет очень высокие и разносторонние требования к личности сотрудника оперативных ...

В Олимпийской хартии вид спорта определяется как исторически сложившийся тип соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная ее составляющая (легкая атлетика, плавание, борьба, футбол, гимнастика и т.д.).

Он может включать в себя одну или несколько спортивных дисциплин.

Антипов А.Ф. смело утверждает, что «спортивная дисциплина — это составная часть вида спорта, курируемого одной спортивной федерацией, которая отличается от других входящих в вид спорта дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности (ходьба, бег, прыжки и метания в легкой атлетике; греко римская и вольная борьба; художественная и спортивная гимнастика и т.д.)»[3, 80].

Соревновательная дисциплина это вид соревновательной деятельности, в котором проводятся состязания спортсменов. 

При изучении общих и частных закономерностей спортивной деятельности, безусловно, необходима систематизация видов спорта по наиболее характерным для них признакам.

В наиболее широко известной классификации Л.П.Матвеева предлагается подразделять виды спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на 6 групп [10, 200]:

1. Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств занимающихся (большинство видов спорта).

2. Виды спорта, основа которых заключается в действиях по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.).

3. Виды спорта, двигательная активность в которых лимитируется условиями регламентированного поражения цели из специального оружия (стрельба пулевая, стрельба из лука, дартс и т.д.).

4. Виды спорта, в основе которых лежит модельно конструкторская деятельность спортсмена (авиамодельный, судомодельный и т.д.).

5. Виды спорта, смысловое содержание которых заключается в абстрактно логическом обыгрывании соперника (шашки, шахматы, бридж и т. д.).

26 стр., 12985 слов

Нормативность научной деятельности. Виды и типы научного исследования

Билет№1 Понятие о науке. Нормативность научной деяте льности. Виды и типы научно го исследования. Эксперимента́льная психоло́гия — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экс периментальных методов. Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые ...

6. Виды спорта, основу которых составляют двигательные действия, входящие в различные виды спорта (спортивное ориентирование, биатлон, морское многоборье, современное пятиборье и т.д.).

В спортивной практике виды спорта и отдельные спортивные дисциплины, входящие в основном в первую группу, могут также классифицироваться по характерному типу проявления физических и технико-тактических способностей занимающихся на 6 подгрупп [12, 90]:

— скоростно-силовые (прыжки, метания, спринтерский бег, тяжелая атлетика, велосипедный спринт и т.д.);

— циклические (требующие преимущественного проявления выносливости локомоции: бег, плавание, лыжные гонки, гребля, шоссейные велогонки и т.д.);

— сложно координационные (гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание, акробатика, горнолыжный спорт и т.д.);

— спортивные игры (футбол, волейбол, водное поло, теннис и т.д.);

— единоборства (бокс, борьба, фехтование и т.д.);

— многоборья.

Таким образом, на сегодняшний день существует большое количество классификаций видов спорта.

1.3 Основные направления развития спортивного движения

Спорт во всем мире в настоящее время развивается по двум основным направлениям [13, 87]:

1) массовый общедоступный спорт;

2) спорт высших достижений.

Массовый общедоступный спорт имеет следующие разновидности: детско-юношеский или школьный, студенческий, профессионально прикладной, кондиционный, рекреативный и инвалидный.
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «спорт для всех». В зависимости от направленности занятий в массовом спорте преимущественно решаются конкретные задачи: воспитательные, оздоровительные, рекреативные, профессионально прикладные, связанные с поддержанием занимающимися своего оптимального физического состояния (кондиции)[19, 211].

Школьный спорт и студенческий спорт ориентированы на приобретение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности, реализуемых через достижение спортивных результатов массового уровня. Практика использования спорта в системе образования подчинена, прежде всего, общепедагогическим принципам и строится в соответствии с единой логикой и условиями организации многосоставного учебно-воспитательного процесса [21, 98].

10 стр., 4917 слов

Допинг. Его влияние на организм занимающегося спортом человека

... не нуклеотидных последовательностей. Можно еще примириться с тем, что спорт высших достижений всегда будет вотчиной людей с особыми врожденными предрасположенностями. Но генетический допинг - это ... что прием анаболических стероидов может способствовать нарушениям функции щитовидной железы, деятельности желудка и кишечника, вызвать желудочно-кишечные кровоизлияния. Психические нарушения. Употребление ...

Профессионально прикладной спорт используется как средство подготовки к определенной (в основном — экстремальной) профессиональной деятельности [22, 322]. Он, как правило, ориентирован на формирование специфический двигательных навыков и развитие приоритетно значимых физических качеств (морское, военное, милицейское многоборья, пожарно- прикладной спорт, различные виды боевых и восточных единоборств и т.д.).
Оздоровительно рекреативный спорт служит средством здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения оптимального уровня работоспособности.

По мнению Солнышкова О.В. «Кондиционный спорт используется для поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей и долговременного сохранения их специфической дееспособности. Эти задачи реализуются, в том числе, через подготовку к участию и участие в массовых и официальных соревнованиях для ветеранов» [18, 33] .

Спорт для инвалидов служит средством их реабилитации, повышения физической работоспособности, эмоциональной зарядки и приобщения к общественно полезной деятельности.

Спорт высших достижений — это «деятельность, направленная на удовлетворение интереса занимающихся к определенному виду спорта, на достижение ими высоких спортивных результатов, которые в итоге получают должное общественное признание, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне — еще и престижа страны», так определяет В.Н. Платонова [8, 211].

Достижения в большом спорте возможны только благодаря целенаправленной, многолетний тренировочной работе с предельными физическими и психическими нагрузками, использованию сбалансированной системы тренировочных и соревновательных нагрузок, с постоянным увеличением соревновательной практики как наиболее эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов, применению нетрадиционных средств подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма, при условии незаурядной спортивной одаренности спортсмена, совершенной системы управления тренировочным процессом.

В тоже время, совершенно очевидно, что спорт высших достижений как бы «вырастает» из массового общедоступного спорта, связан с ним определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая для него целевые ориентиры [24, 100].

Современный спорт высших достижений удел сравнительно немногих, действительно обладающих выдающимися спортивными способностями людей, однако, он также неоднороден. В настоящее время в нем наметились два направления [17, 41]:

-любительский (профессионализированный) спорт высших достижений или олимпийский спорт;

-профессиональный коммерческий спорт.

Д.Б. Шуга, определяет, что «любительский спорт остается той специфической сферой деятельности, в которой обеспечивается максимальное выявление и развитие природной одаренности и личностных качеств человека через неуклонное продвижение к новым спортивным достижениям. Любительский спорт развивается полностью в соответствии с основными законами развития спорта». В.Н.Платонов относит такой спорт к категории — «олимпийский спорт» [14, 90]. По мнению Л.П.Матвеева и ряда других специалистов любительский — олимпийский спорт все заметнее профессионализируется [18, 211]. Это значит, что у определенной части спортсменов, начинающих с так называемого любительского спорта, спортивная деятельность, при известных условиях, занимает основное место в их образе жизни, становится главной сферой приложения их деятельных сил, и, вместе с тем, становится основным источником их материального благополучия.

Однако основное отличие профессионального коммерческого спорта от так называемого «любительского» заключается в том, что он развивается уже не только по законам спорта, но и по законам бизнеса. На систему подготовки спортсменов профессионалов определяющее влияние оказывают целевые установки, сводящиеся к успешному выступлению в длинной серии стартов, следующих один за другим. Это связано с действием основополагающего принципа материального вознаграждения, тесно связанного с текущим рейтингом спортсмена, а значит с необходимостью постоянно стремиться к повышению этого рейтинга, выполняя условия организаторов коммерческих соревнований.

Спортсменов, попавших в сферу спорта высших достижений, можно условно разделить на три группы [29, 23].

К первой из них следует отнести спортсменов (профессионалов и любителей), которые, прежде всего, стремятся успешно выступать на главных, наиболее престижных «любительских» стартах, максимально повышающих рейтинг в случае удачного исхода соревновательной борьбы (Олимпийских играх, чемпионатах мира, континентальных первенствах и т.д.).

Вторую группу составляют спортсмены профессионалы, имеющие высокие результаты и высокий рейтинг, но не настраивающиеся на приоритетное выступление в официальных любительских соревнованиях, поскольку главная их цель связана с успешным выступлением в различных профессиональных турнирах, коммерческих стартах и стартах по приглашению.

К третьей категории относятся спортсмены ветераны (представители спортивных игр, отдельных видов единоборств, фигурного катания и др.), которые, поддерживая средний для себя уровень физической подготовленности и обладая очень высоким техническим мастерством, достаточно долго продолжают выступать ради привлечения зрителей и сохранения тем самым собственных высоких заработков [21, 34].

Таким образом, направления спорта различны, например массовый общедоступный спорт, дает много возможности для любого человека в обществе, ведь в зависимости от направленности занятий в массовом спорте преимущественно решаются конкретные задачи: воспитательные, оздоровительные, рекреативные, профессионально прикладные, связанные с поддержанием занимающимися своего оптимального физического состояния.

Спорт высших достижений он, как правило, ориентирован на формирование специфический двигательных навыков и развитие приоритетно значимых физических качеств. Оздоровительно рекреативный спорт служит средством здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения оптимального уровня работоспособности.

Выводы по первой главе

Основные критерии эффективности в спорте высших достижений — победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.

На сегодняшний день существует большое количество классификаций видов спорта

Направления спорта различны, например массовый общедоступный спорт, дает много возможности для любого человека в обществе, ведь в зависимости от направленности занятий в массовом спорте преимущественно решаются конкретные задачи: воспитательные, оздоровительные, рекреативные, профессионально прикладные, связанные с поддержанием занимающимися своего оптимального физического состояния.

Спорт высших достижений он, как правило, ориентирован на формирование специфический двигательных навыков и развитие приоритетно значимых физических качеств. Оздоровительно рекреативный спорт служит средством здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения оптимального уровня работоспособности.

Глава 2. Практическое изучение роли спорта в современном обществе

2.1 Социальные функции спорта

В настоящее время спорт представляет собой многообразное общественное явление. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий. Вместе с тем, спорт оказывает огромное влияние, как непосредственное, так и опосредованное, на культурное и экономическое развитие общества, на весь образ жизни людей. Поэтому спорту присущи социальные функции [21, 70]. 

Термин «функция» отождествляется с понятием действие. С этой точки зрения, необходимо говорить о воздействии спорта на человека с целью удовлетворения его физических и духовных потребностей. Однако спорт не ограничивается только этим, его функции гораздо шире. 
В настоящие время теоретики выделяют ряд присущих спорту социальных функций — специфических и неспецифических.

К специфическим функциям относят те, которые реализуются в основной сущности самого спорта — его соревновательной деятельности. Эти функции носят название [25, 78]: соревновательно-эталонная и соревновательно-эврестическая. 

Соревновательно-эталонная функция спорта заключается в том, что разнообразные классификационные нормативы и фиксируемые рекорды приобретают широкое признание и служат своеобразными индикаторами индивидуальных и общечеловеческих возможностей. При этом важно то, что спортивные эталоны постоянно меняются, прогрессируют, стимулируя мобилизацию усилий для самосовершенствования. 
Соревновательно эвристическая функция заключается в поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей и нахождением способов их максимальной реализации [28, 50]. 

Неспецифические функции реализуются вне соревновательной деятельности. Спортивно оздоровительная функция проявляется в положительном влиянии занятий спортом на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском спорте, где благоприятное влияние спортивных занятий на формирующийся и развивающийся организм просто неоценимо. Именно в этом возрасте посредством адекватной двигательной активности закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки соблюдения правил личной и общественной гигиены. Большая роль массовому, кондиционному и рекреативному спорту отводится в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий сокращения двигательной активности в трудовой деятельности и в быту, связанного с техническим прогрессом. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Он представляет собой неиссякаемый источник положительных эмоций, оптимизирует психическое состояние, позволяет снимать умственную усталость и т.д.[29, 131] 

Воспитательная функция спорта определяется его мощным воздействием на формирование личности занимающихся, их мировоззрения, характера, волевой сферы и т.д.

Экономическая функция спорта выражается, прежде всего, в том, что средства, вложенные в его развитие, в итоге компенсируются повышением уровня здоровья населения, ростом работоспособности трудящихся, увеличением производительности труда, продлением человеческой жизни.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, полученные от организации спортивных зрелищ, эксплуатации специальных сооружений, предоставления различных услуг в области физической культуры и спорта и т.д. Однако это лишь малая доля, которая, как правило, не может окупить те средства, которые государство и общественные организации вкладывают в физическую культуру и спорт. Основная общественная ценность — здоровье населения. И в этом аспекте роль спорта, безусловно, неоценима [6, 90].

Эстетическая функция спорта раскрывается в том, что он несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, и в этом отношении граничит с искусством. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения ведущих атлетов, праздничное настроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища определяется эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых переживаний, затрагивающих личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому. 

Социализирующая функция спорта (функция социализации личности) вытекает из того, что спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений [28, 90]. 

Спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные), так или иначе, включаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, основу усвоения человеком социального опыта, как в сфере спорта, так и более широком масштабе, является фактором сближения людей, объединения в группы по интересам. Популярность спорта, естественная увязка спортивных успехов и достижений с престижными интересами нации и государства делают его удобным средством воздействия на массовое сознание [23, 87]. 

Коммуникативная функции спорта раскрывается в том, что универсальный «язык спорта», его всеобщая притягательность делают спорт действенным фактором укрепления международных связей, представляют собой мощный импульс для роста взаимопонимания и культурного сотрудничества народов.

Таким образом, спорт занимает, одно из ведущих мест в международном общении.

2.2 Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред [28, 90].

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов [17, 211].

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определённая «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту [27, 211].

При достаточно положительной динамике, существует отрицательный эффект физических нагрузок.

При всей полезности физических упражнений, использование предельных физических нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту — угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям [6, 87].

Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

Поэтому очень важно при занятиях физическими упражнениями учитывать уровень физического состояния и подготовленности человека.

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера [12, 422]:

-образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране;

-прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

-спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

-реактивные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

Таким образом, спорт в жизни современного общества играет огромную роль, т.к. спорт оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт. Спорт, первостепенной задачей которого является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Выводы по второй главе

Таким образом, повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и ЧСС.

Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений органов и систем.

Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий физической культурой на организм человека.

Заключение

Основные критерии эффективности в спорте высших достижений — победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.

Направления спорта различны, например массовый общедоступный спорт, дает много возможности для любого человека в обществе, ведь в зависимости от направленности занятий в массовом спорте преимущественно решаются конкретные задачи: воспитательные, оздоровительные, рекреативные, профессионально прикладные, связанные с поддержанием занимающихся своего оптимального физического состояния. Спорт высших достижений он, как правило, ориентирован на формирование специфический двигательных навыков и развитие приоритетно значимых физических качеств. Оздоровительно рекреативный спорт служит средством здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения оптимального уровня работоспособности.

Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и ЧСС. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений органов и систем.

Выполнение физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя развития дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при снижении двигательной активности).

Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с перестройкой её структуры и разрежением).

Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза (дегенерация суставных хрящей).

Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий физической культурой на организм человека.

Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

Список использованной литературы

Жиляев А.С. Спорт? Спорт! — М.: Сов. Россия, 1986. — 112с.

Кудрявцев В.Г. Кудрявцева Ж.В. Спорт мира и мир спорота. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 331с.

Лейфа А.В. Теоретический курс дисциплины «Физкультура», — Благовещенск: изд-во АмГУ, 2003. — 272с.

Солнышкин О.В. О концепциях профессионального спорта // Теория и практика физической культуры. — 2001, — № 11. — С. 22 — 23.

Антипов А.Ф. Профессиональный спорт и закон // Теория и практика физической культуры, — 2001. — № 11. — С. 19 — 21.

Теория спорта / под ред. В.Н. Платонова.- Киев: Высшая школа, 1987

Шуга Д.Б. Любительский спорт. — М.: Профи, 1989. — 98с.

Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. — Мурманск: МГПИ, 1998,-116 с.

Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2004.- 138 с.

Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. — М., 2000.

Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности 

Иванков Ч.Т. Теоретические основы методики физического воспитания. Курс лекций. — М., 2000.

Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре. — М.: ГЦОЛИФК, 1992.

Комплексная целевая программа по физической культуре в вузе / Под ред. В.И. Григорьева; СПб УЭФ. — СПб., 1991.

Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения: Учебное пособие. — СПб., 1998.

Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. — М., 1992.

Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. — М.: Тера-Спорт, 2000.

Майберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. — М.: Аспект-Пресс, 1995.

Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М., 2001.

Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997.

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие.- К., 1999.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов ДОУ. преподавателей и студентов педвузов и педколлед-жей.-М., 2000. -256с.

Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. — М.,2000.

Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. — М., 1995.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001. -368 с.

Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин — тов физ.культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д. Новикова. — 1976.

Холодов Ж.К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. — М., 2001.

Размещено на