Новый подход к психодиагностическому обеспечению в спорте высших достижений (методика «ПДМ-10»)

4

НОВЫЙ ПОДХОД К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ (МЕТОДИКА «ПдМ -10»)

Система подготовки высококвалифицированных спортсменов в спорте высших достижений предлагает использование современных достижений спортивных наук, в том числе спортивной психологии.

В настоящее время для изучение психических функции чрезвычайно важно использование новых психодиагностических средств с высокой сенсорной чувствительностью, поскольку процесс психологической подготовки требует от специалистов этой области новых форм и методов практической работы.

Известно, что для диагностики психических функции еще с середины 20-го века использовались несложные различные функциональные аппаратурные диагностические методы: реакциометрия, термометрия, кинематометрия, динамометрия, хронометрия, электрокардиография, метод электрокожного сопротивления и.т.д.

Современная наука настоятельно требует создания новых технологии, которые в области прикладной психологии спорта обеспечат точные, объективная психодиагностические показатели в системе контроля и службы психологического обеспечения процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Предлагаемая психодиагностическая методика «ПдМ-10» представляет собой компактную аппаратуру /280 х 320 х 85 мм/ весом 5 кг, состоящую из пульта управления и пульта экспериментатора. Она удобна для использования в спортивной практике во время тренировок и соревновании. Уникальность прибора состоит и в том, что он может работать в течении 5-10 дней без переменного тока с помощью энергии собственного аккумулятора.

«ПдМ-10» включает наиболее информативных 4 диагностических методик /реакциометрию, теппинг-тест, ЭКС, тремометрия/, с помощью которых можно диагностировать 10 взаимосвязанных параметров психических функций и психических состояний:

1. Простая двигательная реакция — реакциометрия;

2. Сложная двигательная реакция — реакциометрия;

3. Реакция на движущийся обьект — реакциометрия;

4. Произвольное управление статическим тремором — тремометрия;

5. Произвольное управление динамическим тремором — тремометрия

3 стр., 1492 слов

Педагогические условия подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

... Приложение……………………………………………………………….. 39-48 Введение Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом ... приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе. Проблема готовности к школе включает педагогический ...

6. Управление двигательным темпом — теппинг-тест;

7. Коэффицент электрокожного сопротивления — ЭКС;

8. Мотивационно-результативная методика — МР-1;

9. МР-2 вариант а;

10. МР-2 вариант б.

Многочисленные исследования в области спортивной психологии /В.А. Аболин, 1973; А.В. Родионов, 1973; О.В. Дашкевич, 1976; А.А. Бабаян, 1980; В.Л. Марищук, 1984 и др./ свидетельствуют о том, что показатели, полученные использованием вышеизложенных методик, имеют достоверные связи между собой и с результативностью спортивной деятельности.

В основу методики положены подобные аппаратурные технологии, применяемые в спортивной практике еще со времен СССР до наших дней с использованием современных научно-технических достижений.

Таким образом, предложена методика комплексного проведения психодиагностических исследований, которую может успешно использовать в своей практической деятельности не только спортивный психолог, но и тренер-педагог, а также специалисты, работающие в области спорта.

Она может эффективно использоваться также для проведения научно- исследовательских работ, а также при организации лабораторных занятий во время прохождения некоторых разделов психологии.

(А.А. Бабаян К. Пс. Н., профессор В.К. Гегамян Аспирант Армянский государственный институт физической культуры)

методика психодиагностика достижение спорт

Литература

1. Дашкевич О.В. Методы исследования эмоций спортсменов в лабораторных условиях: Учебное пособие для слушателей фак. усовер.- М.: ГЦОЛИФК, 1976 — 22 с.

2. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серов Л.К. — «Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984.

3. Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учебное пособие / Под общ. редакцией А.А. Крылова. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. — 255с.

4. Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни.- М.: ФиС, 1971 -135 с.

Размещено на