Совершенствование методов поддержки молодых семей

КУРСОВАЯ РАБОТА

Совершенствование методов поддержки молодых семей

Введение

На сегодняшний день в России и ее субъектах стала весьма актуальной проблема социальной поддержки молодых семей. В любой стране главной целью государственного управления является улучшение качества жизни населения. Семья является основой любого общества, и в связи с этим, улучшение качества жизни населения невозможно без укрепления моральной и социальной позиции молодой семьи.

Как правило, молодые семьи находятся в более трудном положении, чем уже состоявшиеся семьи. В первую очередь это связано с тем, что одновременно происходит и формирование семьи, карьерное становление и самоутверждение. Это, безусловно, накладывает свой отпечаток на семейную жизнь, отношение к возрасту ее начала. Во-вторых, супруги в молодых семьях, как правило, еще не имеют опыта налаживания, укрепления супружеских отношений, что делает молодые семьи весьма уязвимыми, подверженными серьезному риску распада.

Цель данной курсовой работы — предложить возможные инструменты решения проблем в области поддержки молодых семей в Республике Башкортостан.

Исходя из цели, сформулируем задачи:

—       дать понятие и общую характеристику молодой семьи;

—       описать социальные проблемы молодой семьи;

—       описать формы и методы социальной работы с молодой семьей;

—       провести анализ реализации методов поддержки молодых семей в Республике Башкортостан;

—       выделить возможные направления совершенствования методов поддержки молодых семей в Республике Башкортостан.

Объект исследования — молодые семьи, предмет исследования — реализация мероприятий по поддержке молодых семей.

1. Теоретические аспекты поддержки молодых семей в регионе

1.1    Понятие и общая характеристика молодой семьи

социальный поддержка молодой семья

Молодая семья это семья в период с заключения брака либо начала совместного проживания и до рождения (усыновления) первого ребенка.

Основным аспектом развития семьи и семейных отношений в данный период времени является переход от лично независимости каждого из супругов к состоянию взаимозависимости и взаимоответственности супругов. На данном этапе происходит отделение от родительской семьи, если таковое не произошло ранее, а также устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, возникают конфликты между личными и семейными потребностями.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении ... которых обычно принято не допускать подобные отношения. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из – за отсутствия ...

Таким образом, законодательно установленными признаками молодой семьи являются:

.        наличие официально заключенного брачного союза;

.        продолжительность совместной жизни до 3 лет;

.        граница возраста супругов — от 18 до 30 лет. [3]

В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации семьи — семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по семейному быту и укладу, по типу потребительского отношения и др.

В качестве основания для классификации выступает и семейный стаж. Именно в зависимости от возраста супругов и от количества прожитых совместно лет принято выделять молодую семью, а также семью среднего супружеского возраста, семью старшего супружеского возраста и пожилые пары.

Существует три типа молодых семей. Первый тип — традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья).

Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый. [5]

Второй тип — супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов).

Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства — демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий тип — молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

Более содержательной классификацией является деление молодых семей на благополучные семьи и семьи социального риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу.

Репродуктивная функция или функция воспроизводства потомства. Данная функция выражается в том, что продолжение рода является не только

Потребностью с точки зрения биологии, но оно имеет большое значение для социально-экономического развития любого государства и территории. Государство и социум заинтересованы в том, чтобы каждое последующее поколение было не меньше, чем предыдущее. Именно молодые семьи вносят наиболее значительный вклад в реализацию этого процесса, для них данная фикция может быть определена как одна из целей создания семьи.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... которая понимается ими как недостаточное удовлетворение основных психических потребностей. Изучая и описывая феномен, разные виды и ... тревожность, печаль, депрессия, но и агрессия, одной из функций которой, по мнению Д.Боулби, является попытка достижения утраченной ... и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с ...

Психологическая функция. Данная функция характеризует молодую семью не только как социальный институт, но и как малую группу с присущими ей особенностями взаимодействия между членами этой группы. Исходя из этого, основой психологического функционирования семьи являются индивидуальные потребности, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи.

Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи.

Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей. [6]

Экономическая функция — одна из главных функций семьи. В рыночной экономике домашнее хозяйство, основой которого является семья и семейные отношения, представляет собой самостоятельную экономическую единицу. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения, являясь собственником какого-либо производственного фактора (как правило, рабочей силы).

На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой — субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности. Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни. [6]

Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно молодым и пожилым людям).

Проблемой для семьи является то, что её члены либо просто не общаются, ограничиваясь короткими фразами по поводу каких-либо бытовых вопросов, либо общаются крайне мало.

Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и так далее. На сегодняшний день уже общепризнано, что удовлетворение сексуальной потребности занимает свое законное и немаловажное место в полноте проявления человеческой сущности, а блокада этой жизненно важной потребности приводит к тяжелым искажениям личности, серьезным психическим и психосоматическим расстройствам. Возможность жить нормальной половой жизнью, иметь регулярные половые отношения признается одной из предпосылок здорового образа жизни. [6]

1.2    Социальные проблемы молодой семьи

Для нормального функционирования семье необходимо удовлетворять все свои основные потребности: экономические, социальные, гендерные. На данный момент в России насчитывается порядка 10 млн. молодых семей из общего числа семей 49,9 млн., то есть молодые семьи составляют порядка 20% от общего числа семей.

4 стр., 1987 слов

Социальный проект «Береги себя»

... -просветительскую работу среди подростков. Описание проекта 1.Название проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, ... становятся несбыточными или в лучшем случае ограниченными. Молодые люди, как правило, не могут получить необходимое ... значимости и ответственности чувство, на основе которого создается семья, ячейка общества, и продолжается человеческий род. Ранняя половая ...

Главными источниками формирования бюджета молодой семьи являются заработная плата супруга или супруги, стипендия супруга или супруги и финансовая помощь родителей. Несовершеннолетние юные матери целиком находятся на иждивении своих родителей. В большинстве случаев молодая семья является низкодоходной, а некоторые находятся за чертой бедности.

Молодые люди, создавая семью, в первую очередь сталкиваются также и с жилищными проблемами. В зависимости от материальных возможностей родительских семей и от степени материальной независимости каждого из супругов, возможно несколько вариантов проживания молодой семьи:

—       молодожены проживают совместно с родителями одного из супругов;

—       молодожены снимают квартиру;

—       молодожены сразу имеют отдельную квартиру. Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. [10]

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, они не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства из-за небольшого уровня доходов.

Проблема трудоустройства. Женщины с маленькими детьми, как правило, получают отказ в трудоустройстве. Работодатели отказывают и вчерашним выпускникам вузов, не имеющим опыта работы. Невостребованность молодого специалиста на рынке труда, либо низкая зарплата ввиду отсутствия должного опыта работы способствуют ухудшению материального положения молодых семей и снижению жизненного уровня населения страны в целом.

Ко второму блоку относятся проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам. К наиболее конфликтным сферам семейных отношений относятся: сфера ближайшего окружения супруга или супруги (родители, друзья, коллеги по работе), сфера ведения домашнего хозяйства и распределения домашних обязанностей и сфера расходования материальных средств. Также молодые супруги испытывают взаимное недовольство, связанное с недостатком внимания, дефицитом близости и доверительности — с распределением супружеских ролей. [10]

Молодая семья, как наиболее неустойчивая ячейка общества, более всего подвержена влиянию вышеуказанных факторов. Все данные факторы тесно связаны между собой: низкий уровень доходов и при этом высокая стоимость жилья в стране, не позволяют молодой семье приобрести квартиру. Также с низким уровнем доходов связано и нежелание иметь детей, так как это приведет к увеличению риска бедности. На низкой рождаемости сказывается и отсутствие жилья, зачастую молодая семья живет не только с родителями одного из супругов, но и с братьями, сестрами, бабушками и дедушками. Все это провоцирует конфликтные ситуации в семье, как между самими супругами, так и со старшим поколением и другими родственниками. Вся эта ситуация в большинстве случаев заканчивается развалом молодой семьи.

Низкая результативность государственных организационно-экономических и правовых механизмов обеспечения социальной защиты молодой семьи и семьи с детьми не только не решает многих проблем, но и усугубляет ситуацию из-за большого количества имеющихся бюрократических преград.

Перейдем к рассмотрению форм и методов социальной работы с молодыми семьями.

1.3    Формы и методы социальной работы с молодой семьей

Социальная поддержка это определенные действия общества и государства, направленные на содействие удовлетворению наиболее важных физиологических, психологически и социальных потребностей индивида (или группы индивидов), которые относятся к незащищенным слоям населения.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 10.12.1995 г. №195-ФЗ комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

[10]

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Региональные комитеты по делам молодежи и отделы по делам молодежи в городах и районах проводят работу по социальной поддержке молодым семьям через систему учреждений социального обслуживания молодежи.

Учреждения социального обслуживания молодежи — это учреждения, создаваемые в целях осуществления мер, по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, оздоровительных, образовательных, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию социальной психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению их занятости и созданию условий для удовлетворения общественных потребностей, физического, духовного и нравственного развития молодежи. [10]

Для реализации данных целей и задач, в рамках государственной поддержки молодых семей, государством осуществляется следующие меры поддержки:

—       формирование федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей, по формированию здорового образа жизни, организации просветительской работы по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;

—       введение в практику социологических мониторингов по проблемам молодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми семьями;

—       формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В целом, наиболее распространенными мерами поддержки молодых семей со стороны региональных комитетов и отделов в муниципальных образованиях по делам молодежи выступают:

—       целевые подпрограммы содействия молодым семьям в улучшении жилищных условий;

—       информационные и консультационные услуги;

—       объединения молодых семей с целью отдыха, общения, занятий спортом.

Исходя из всего вышесказанного, молодой семьей считается семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет. Либо таковой считается неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей.

На данном этапе развития государства, молодая семья является одной из самых наименее защищенных групп населения, ее становлению уделяется недостаточное внимание.

В ходе анализа теоретических аспектов поддержки молодых семей в регионах, были выделены два блока наиболее актуальных для молодых супругов проблем: блок социально-экономических и блок социально-психологических проблем. Столь нужную помощь молодая семья может получить от учреждений социального обслуживания молодежи, работа которых направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни. Изучение особенностей социальной поддержки молодых семей на современном этапе является важным и актуальным на всех уровнях власти (муниципальном, региональном, федеральном).

Подводя итог можно сказать, что государственная поддержка молодых семей представляет собой совокупность экономических, социальных и правовых мер, принимаемых органами государственной власти, направленных на стимулирование создания и сохранения молодых семей, защиту их прав и улучшение демографической ситуации.

На данном этапе развития страны и ее регионов требуется усиление внимания к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов работы с молодым поколением на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

2. Анализ реализации методов поддержки молодых семей в Республике Башкортостан

В связи с тем, что в кризисных условиях именно молодые люди наиболее подвержены разрушению идеалов, изменению системы ценностных ориентиров, это может привести к потере нравственного и духовного здоровья части представителей молодежной среды. Разрушение традиционных форм социализации, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за собственную судьбу, поставив их перед выбором жизненного пути, с другой, — обнаружило для большинства из них необходимость включиться в новые общественные отношения. [1]

Ежегодно в Башкортостане появляется более 30 тысяч молодых семей: в 2009 году зарегистрировано 34 368 браков, а в I полугодии 2010 года — 13 254. На 01.01.2011 года в республике насчитывалось порядка 4532 семей, находящихся в ведении органов по молодежной политике Республики Башкортостан. Сегодня у многих молодых людей создание семьи и рождение детей часто отодвигаются на второй план. Как показали социологические исследования, проведенные в Республике Башкортостан, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, назывались две: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов. [2]

Все эти подпрограммы и программы направлены на оказание помощи в получении жилья. Другие сферы жизни молодых семей и их проблемы в них не рассматриваются, а, следовательно, практически не решаются.

Государственные программы поддержки молодых семей предполагают улучшение ими жилищных условий самостоятельно, с помощью ипотечного жилищного кредитования. Государство лишь помогает компенсировать часть произведенных молодой семьей затрат посредством предоставления безвозмездной субсидии из средств федерального, республиканского или местного бюджетов.

Для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы молодая семья должна подтвердить наличие у нее доходов или иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предполагаемой субсидии. Также особенностью подпрограммы является ограничение к возрасту супругов: для обоих из них он не должен превышать 35 лет (включительно).

В основе расчета размера субсидии, предоставляемой молодым семьям по подпрограмме, лежит количество членов молодой семьи и установленный норматив стоимости одного квадратного метра жилья. Молодая семья, которая изъявляет желание получить субсидию в рамках подпрограммы, должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Под этим понимается постановка молодой семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Выделим приоритетные социальные задачи в области семейной политики в РФ и РБ, проведем сравнение.

Таблица 2.1 — Приоритетные социальные задачи семейной политики, %

Задачи

в РФ

в РБ

1. Помощь государства молодым семьям в приобретении жилья

66

63

2. Создание благоприятных условий работающим женщинам для сочетания работы и семьи

40

37,3

3. Повышение обеспеченности детей местами в детских дошкольных учреждениях

35,7

39

4 Укрепление воспитательной функции семьи

34,3

34,7

5. Снижение безнадзорности, беспризорности детей

24,7

17,7

6. Улучшение качества и доступности медицинской помощи семье

24

26,7

7. Укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин

19,7

19

8. Развитие системы организаций и учреждений по работе с семьей (семейные консультации, кризисные центры, другие)

14,3

17

9. Улучшение качества медицинской помощи в родовспомогательных учреждениях, развитие репродуктивных технологий

13

14,3

10. Обеспечение большего участия отцов в воспитании детей

10,7

12,7

11. Снижение насилия в семье

7,3

6

Как видно из данных таблицы, наиболее приоритетным направлением, как в республике, так и в России в целом является помощь государства молодым семьям в приобретении жилья.

За время реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы поддержку получили 11875 молодых семей:

Полученная молодыми семьями поддержка [2]

Как видно из данных рисунка, наиболее распространенный вид помощи молодым семьям это получение субсидий при рождении (усыновлении) ребенка. (рис.) Наименее распространенный вид помощи это получение квартир на льготных условиях. На наш взгляд, такая система неэффективна, так как очень многие не решаются завести детей именно из-за отсутствия своей жилой площади.

Следовательно, главным должно стать направление по совершенствованию жилищных льгот. Это позволит улучшение положение молодых семей и увеличить рождаемость.

Динамика объема финансирования субсидий при рождении ребенка является очень нестабильной. До 2007 отмечался рост, затем резкий спад. В 2010 году наблюдается резкое увеличение этого показателя до 215 млн. рублей. Если сравнить этот показатель с общей суммой финансирования программы в 2010 году, становится очевидно, что за этот год кроме выделения субсидий при рождении ребенка на другие направления финансирования не выделялось.

Общий объем финансирования программы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.» и Республиканской программы на 2011-2015 гг. составил 1855 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета — 710 млн. рублей, за счет средств бюджета Республики Башкортостан — 1145 млн. рублей.

Рассмотрим динамику распределения финансирования программы (рис.).

Софинансирование подпрограммы [2]


Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной. Сегодня в очередях на улучшение жилищных условий находятся более 28 тысяч молодых семей (рис.).

Динамика количества молодых семей республики, нуждающихся в решении жилищных проблем [2]

Как видно из рисунка, количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в республике с каждым годом возрастает. Однако, как показывает статистика, в течение первого года совместной жизни около 20% молодых семей распадаются, и в итоге сохраняются только около 17 тысяч молодых семей (в среднем за год по республике заключаются 27 тысяч браков, из них 80% приходятся на молодые семьи).

Главным фактором распада молодых семей в последующие годы является отсутствие отдельного жилья.

Данной подпрограммой не предусмотрено предоставление субсидии при участии молодой семьи в долевом строительстве жилья. Субсидия предоставляется только на приобретение жилья на вторичном рынке с помощью ипотечного кредита, на создание объект индивидуального жилищного строительства, на погашение последнего паевого взноса в случае участия молодой семьи в жилищно-накопительном кооперативе, либо на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.

После получения свидетельства молодая семья в течение 2 месяцев обращается в уполномоченный банк для открытия банковского счета, на который будет перечислена субсидия, затем заключает договор купли-продажи жилого помещения и регистрирует его в регистрационной службе.
Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории Республики Башкортостан. Кроме того, не допускается приобретение жилого помещения (жилых помещений), общая площадь которого (которых) дает основание для признания молодой семьи — владельца свидетельства нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством (т.е. менее 12 кв. м. на одного члена семьи).

Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

Все эти меры, безусловно, дают определенный положительный эффект. Но все же не все они недоступны для работающей молодежи с небольшой зарплатой. Представляется целесообразным, чтобы программы по предоставлению субсидий были реальны для молодежи, которая собирается строить семью, чтобы дом или квартира не были долгожданной перспективой.

Если говорить о той молодежи, которая зарабатывает достаточно денег, чтобы позволить себе платить проценты за субсидии или ежемесячный взнос за квартиру, то о них так же можно сказать, что они, ограничивают себя во многом. Как правило такие молодые семьи еще не готовы завести ребенка: они сначала должны прочнее встать на ноги, заплатить большую сумму за жилье — как правило, это первые годы получения субсидий, а затем и завести детей. Поэтому, эта тема для молодых людей, которые морально уже давно готовы к созданию семьи, к продолжению рода, у которых есть стабильная работа, остается наиважнейшей на сегодняшний день.

Конечно, государство старается решить этот вопрос, но еще остается большое количество задач, которые необходимо осуществить. Например, хотелось бы, чтобы бюджетные организации, заключающие соглашения с Фондом жилищного строительства РБ, в рамках реализации постановления Правительства РБ «О целевых отчислениях предприятий и организаций на развитие жилищного строительства в Республике Башкортостан», увеличивались. Некоторые задачи только начинают рассматриваться.         

Так, Республиканская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально — трудовых отношений реализует предложения по установлению в коллективных договорах обязательной доли от общего количества выдаваемых работникам ссуд и кредитов на строительство и приобретение жилья для предоставления молодым семьям.

Исходя из представленных теоретических аспектов и анализа реализации мероприятий по поддержке молодых семей в республике, выделим основные проблемы.

Все эти проблемы тесно связаны между собой. Как уже отмечалось выше, ежегодно количество молодых семей увеличивается в среднем на 30 тысяч, что соответственно ведет к росту молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Реализуемая на данные момент программа обеспечения жильем не позволяет удовлетворить потребности населения в полной мере. В рамках этой программы на 2011-2015 год запланировано обеспечить жильем только 7 500 молодых семей.

Проблема с жильем у молодых людей возникает из-за низкого уровня доходов супругов, которых не достаточно для приобретения достаточно дорогостоящей жилплощади. В первую очередь это связано с проблемой трудоустройства молодых специалистов. Большинство из них получают отказ в получении хорошей вакансии из-за недостатка опыта. Также немаловажен и тот факт, что женщинам после декретного отпуска проблематично найти хорошую работу даже если они имели опыт ее выполнения до рождения ребенка. Не способствует решению всех этих проблем и большое количество барьеров при получении льгот и субсидий.

По данным Башкортостана, в целом по республике доля лиц в возрасте до 30 лет, занятых в экономике, составляет около 25%.

Возрастная группа молодежи 20-29 лет традиционно является одной из наиболее представительных в составе безработных республики. Именно в этой группе за последние 16 лет (с 1992 г.) уровень безработицы достиг своего максимального показателя: в 2007 г. он составлял 30,8%, в 2008 г. вырос до 37,1%. Причем количество других возрастных групп в составе безработных не изменилось. [13]

В ходе опроса, проведенного Академией наук Республики Башкортостан, к низкодоходным группам отнесли свои семьи 12,8% уфимцев, 30,7% жителей других городов и 40,6% селян. Высокодоходными назвали свои семьи 13,7% респондентов из Уфы, 5% — из других городов и 4,4% — из села. Эти данные свидетельствуют о наличии большой разницы между уровнем жизни жителей города и села. Они раскрывают одну из глубинных причин кризиса в развитии села, в т.ч. нежелания значительной части молодежи жить в сельской местности, роста асоциальных явлений на селе и т.д.

В ходе опроса, молодым людям были заданы вопросы и об источниках доходов. Среди всех источников доходов значительное место для всех групп молодежи, в том числе и работающей, является помощь родителей. В структуре доходов студентов она составила 86,4%, безработных и временно неработающих — 66,7%, работающей молодежи — 32,7%. Для безработной и временно неработающей молодежи столицы характерен такой источник дохода, как временные приработки. Как правило, это выполнение каких-либо разовых работ, оказание услуг частным лицам без какого-либо юридического оформления. [13]

В следующей части данной курсовой работы предложим инструменты решения одной из этих проблем.


3. Совершенствование методов поддержки молодых семей в Республике Башкортостан

социальный поддержка молодой семья

В Республике Башкортостан, как и в целом в России все еще не закончено формирование конкретных и четких подходов к реформированию существующей системы социальной защиты населения, в том числе и системы оказания поддержки молодым семьям. В последние годы, система социальной защиты населения основывалась на адресном оперативном решении наиболее важных, острых и кризисных проблем в жизни отдельных категорий граждан на заявительной основе. По сути, проблема не решалась в масштабах региона или страны, а только в масштабах отдельно взятого человека или семьи. В связи с этим, не было проработано четких механизмов социальной помощи в целом.

В течение некоторого времени такой подход приносил свои результаты и позволял справляться со сложными ситуациями, однако, с каждым годом, такой подход становился все менее эффективным, так как не несет в себе профилактической основы и не исключает повторения кризисных ситуаций.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан проводится большая работа по оказанию поддержки молодым семьям, однако, как правило, предоставляемые льготы являются формальными и для их получения установлено значительное количество различных условий, которые делают данные льготы не эффективными.

Исходя из всего вышесказанного, наиболее целесообразным для развития поддержки молодых семей в республике, представляется пересмотр количества льгот, установленных для молодых семей и упрощение их получение. При этом, особое внимание следует уделить семьям, имеющим детей.

Главными направлениями совершенствования молодежной политики и поддержки молодых семей можно назвать следующие:

Направления совершенствования молодежной политики и поддержки молодых семей

Для создания среды необходимой для разработки и эффективной реализации мероприятий в сфере молодежной политики целесообразно возродить в республике полноценный орган по молодежной политике. Делегирование полномочий между различными государственными институтами, возложение полномочий на Министерство физической культуры и спорта не позволяет на данный момент осуществлять полноценную молодежную политику.

Также, в качестве одного из решений сложившейся проблемной ситуации, предлагается создание программы по профессиональному переобучению и повышению квалификации молодых матерей в ГО г. Уфа.

Такое решение актуально в связи с тем, что пока женщина находиться в декретном отпуске она теряет профессиональные навыки. И на прежнюю работу устраиваются не все.

Такая программа должна быть реализована на базе Центров занятости населения города по отдельным районам. Специалисты Центра занятости населения города должны осуществлять свою работу с каждой женщиной индивидуально. На центр возлагаются обязанности по обучению, оплате обучения и мониторингу дальнейшего трудоустройства женщин после окончания курсов. Воспользоваться программой может любая женщина, которая находится в декрете по уходу за ребенком до трех лет. Подобные программы уже применяются в некоторых регионах России, например в Ивановской и Белгородской области.

Плюсы участия в программе переобучения

Программа будет рассчитана на то, чтобы в период декретного отпуска женщина смогла пройти профессиональную переподготовку, освоить новые программы, повысить свою квалификацию. Кроме этого, программа предусматривает первоначальную профессиональную подготовку для тех женщин, которые ушли в декретный отпуск со школьной скамьи и не успели получить профессию или же не закончили профессиональное обучение.

Главным условием участия в программе должно стать гарантированное трудоустройство после обучения.

Еще одним актуальным решением может статья открытие центра развития семейного предпринимательства.Семейное предпринимательство можно определить как форму малого предпринимательства, когда члены семьи и другие родственники являются собственниками и работниками своих предприятий.

Семейным предприятием является субъект малого предпринимательства, создаваемый его участниками на добровольной основе на базе общего имущества, находящегося в долевой или совместной собственности участников семейного предприятия, а также имущества каждого из участников семейного предприятия для осуществления производства и реализации товаров (работ, услуг).

Деятельность семейного предприятия основывается на личном труде его участников. Семейное предприятие является одной из организационно-правовых форм субъектов предпринимательства.

Семейное предприятие может осуществлять деятельность только с образованием юридического лица. Семейное предприятие может иметь в собственности обособленное имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Семейное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание.

Участники семейного предприятия в соответствии с законодательством несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом по обязательствам семейного предприятия при недостаточности имущества предприятия. Семейное предприятие может осуществлять наем работников в соответствии с законодательством.

Предложим возможную организационную структуру такого центра:

Организационная структура предлагаемого центра

Информационно-консультативный отдел призван осуществлять различного рода просветительскую деятельность в области организации семейного предпринимательства, для этого в нем предусмотрено 4 специалиста по общим вопросам и 2 консультанта по юридическим вопросам.

Отдел содействия в государственной регистрации семейного предприятия подразделяется на два: отдел помощи в оформлении документов (специалисты этого отдела предоставляют как бесплатные так и платные услуги по подготовке необходимых документов, а так же сопровождение в различных инстанциях) и отдел правовой и юридической поддержки (специалисты данного отдела осуществляют различного рода юридическую помощь, например в случае судебных разбирательств).

Школа ведения семейного бизнеса представляет собой обучающее подразделение данного центра. Многие семейные пары, молодые и не только, хотели бы начать свой небольшой бизнес и возможно уже имеют некоторые идеи, однако, как это грамотно реализовать, как выстроить свой бизнес, как проработать маркетинг и рекламу знают немногие. В данном подразделение также можно предусмотреть как платные так и бесплатные обучающие курсы и семинары. Например, для молодой семьи до 30 лет без детей возможна льгота в размере 50% от стоимости того или иного курса занятий. Для беременных молодых мам до 25 лет такие курсы могут быть бесплатными.

Приведем примерные затраты на технику и мебель для открытия такого центра при количестве персонала 25 человек (включая преподавателей школы ведения семейного бизнеса).

Таблица 3.1 — Примерные затраты предлагаемого центра

Наименование статьи затрат

Цена единицы

Количество

Сумма итого, рублей

Офисная техника, в том числе:

Персональные компьютеры

12 000 рублей

25 шт.

300 000

МФУ

9 800 рублей

3 шт.

29 400

Телефоны (АТС)

8 000 рублей

1 шт.

8 000

Офисная мебель, в том числе:

Стол

2 500 рублей

20 шт.

50 000

Кресло

1 500 рублей

20 шт.

30 000

Шкаф

5 000 рублей

6 шт.

30 000

Архив

6 000 рублей

4 шт.

24 000

Сейф

20 000 рублей

1 шт.

20 000

Итого

491 400

Организационно правовая форма такого центра — государственное бюджетное учреждение (ГБУ).

По российскому законодательству это государственное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Для комфортного расположения данного центра необходимо достаточно большое помещение: в первую очередь необходимо лекционное помещение для школы ведения семейного бизнеса это около 50 кв. метров. Также необходимо около 8 кабинетов обей площадью не менее 100 кв. метров.

Приведем примерные затраты в месяц на заработную плату сотрудников центра.

Таблица 3.2 — Заработная плата сотрудников центра в расчете на одного человека

Должность

Кол-во человек

З/п в месяц, рублей

Специалисты по общим вопросам

4

12 000

Юристы-консультанты

2

18 000

Начальник отдела информационно-консультативной работы

1

25 000

Специалисты отдела помощи в оформлении документов

5

14 000

Специалисты отдела правовой и юридической поддержки

4

20 000

Начальник отдела содействия в государственной регистрации семейного предприятия

1

25 000

Преподаватели школы ведения семейного бизнеса

4

18 500

Директор центра

1

40 000

Заместитель директора

1

30 000

Секретарь

1

15 000

Бухгалтер

1

25 000

Уборщица

2

6 000

Итого

481 000


Данный центр целесообразно расположить в ГО г. Уфа. Просчитаем возможный объем обращений в центр, исходя из количества безработной молодежи в городе.

Распределение безработных граждан в г. Уфа на 01.01.2012 г.

Как видно из рисунка, безработная молодежь в возрасте от 18 до 30 лет составляет порядка 2 579 человек. Предложим три варианта развития событий: пессимистичный, средний и оптимистичный.

При пессимистичном варианте количество обратившихся в центр будет составлять менее 10% от числа безработных, что составит 258 человек.

При среднем варианте в центр обратится от 30% до 40%, что составит около 900 человек.

При оптимистичном варианте, услугами центра воспользуется более 50% из числа безработной молодежи — 1290 человек.

Также стоит учитывать, что открыть собственное дело хотели бы и те молодые люди, которые уже имеют работу. Следовательно, даже если за первый год работы центра обратится за услугами не более 258 человек (пессимистичный вариант), в следующем году на основании положительных примеров эффективно развитого бизнеса, в центр обратится гораздо большее количество людей.

Такое предложение позволит повысить не только материальное благополучие молодых семей, но и будет способствовать развитию семейного бизнеса и малому предпринимательству в целом.

Заключение

Семья как ячейка общества является главным общественным институтом, который имеет огромное значение для развития жизни населения и социально-экономического положения страны.

На данный момент молодые семьи нуждаются в юридической и социальной поддержке для того, чтобы удовлетворить все свои потребности. Большое количество молодых супругов, как вместе, так и по отдельно часто нуждаются в юридической и педагогической консультации, а также в психологической помощи.

Во взаимоотношениях молодой семьи государства важную роль различные социальные службы помощи молодой семье. Это свидетельствует, прежде всего, о недостаточной информированности молодежи о существовании таких служб.

В связи с этим, в данной курсовой работе было предложено организовать центр поддержки и развития семейного бизнеса и семейного предпринимательства. Данный центр поможет молодым семьям реализовать свои экономические амбиции через открытие собственного дела.

Список использованной литературы

1.   Республиканская долгосрочная целевая программа «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан» на 2012-2017 годы;

.     Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы;

.     Антонов А.И. Социология семьи: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 2007.
Герасимова, И.А. Структура семьи. — М.: Владос, 2005.

4.      Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

.        Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

.        Климантова, Г.И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России. — М.: Триада Лтд, 2005.

.        Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.

.        Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. — Под ред. В.С. Кукушкина. — М.: Март, 2004.

.        Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА — М, 2002.

.        Черняк, Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

12.    Отчет Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан о реализации государственной молодежной политики в 2010 году и задачах на 2011 год [Электронный источник]:http://rudocs.exdat.com/docs/index-449518.html? page=15;

.        Выступление Г.Ф. Хилажевой на круглом столе по занятости молодежи 19 октября 2010 года [Электронный источник]: http://www.pravitelstvorb.ru/info/hilazheva_oct_19_2010.php.