Социологическая информация и методы ее сбора

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Красногорский филиал

Факультет Красногорский филиал

Направление подготовки 080400.62 «Управление персоналом»

Кафедра государственного и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Социологическая информация и методы ее сбора

Автор работы:

студентка 1 курса

Морозова К.Д.

Руководитель:

Старший преподаватель

Данильцева Н.А.

Красногорск 2014г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Опрос

1.2 Анализ документов

1.3 Наблюдение

1.4 Эксперимент

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

2.1 Методы анализа и обработки информации

2.2 Как составлять анкету

2.3 Обработка данных

2.4 Анкета. Адаптация в ВУЗе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ Социологическая информация — совокупность знаний, сведений и данных, получаемых социологом из разного рода источников различного характера. Главные требования к первичной социологической информации сводятся, в основном, к ее полноте, достоверности, надежности и обоснованности. Социолог в своих исследованиях имеет дело с субъективными оценками, потому что мнения людей и их личное восприятие часто разнятся друг с другом. К тому же, личное восприятие людей основано, в основном, на предрассудках и стереотипах. Для избегания искаженной и неправдивой информации социологи используют в своей работе особые методы получения информации. Профессионалы изучают сразу несколько методов получения первичной информации, чтобы выяснить основные недостатки и преимущества метода по сравнению с другими и четко определить область их применения. Социологическое исследование — это система логически связанных последовательных методических, организационно-технических и методологических исследований, которые преследуют одну цель: результативное получение достоверных данных о заданном изучаемом социальном явлении. Для того чтобы начать социологическое исследование требуется определенная подготовка, а именно: постановка реальной цели, разработка плана или программы, выявление сроков и способов обработки информации и многое другое. Для социологии важным аспектом является добыча эмпирической информации абсолютно различного характера — будь то уровень рождаемости, рейтинг партии, уровень смертности, мнение жителей мегаполиса, мнение о распределении бюджета страны и тому подобное. От качества сбора первичной информации зависит качество выполненного исследования. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений. Объектом курсовой работы являются методы сбора социологической информации. Предметом будет социологическая информация. Цель курсовой работы — исследование методов сбора социологической информации. Задачи:

11 стр., 5081 слов

Метод социологического исследования. Социологический опрос

... респондентов. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации, с его помощью получают почти 90% всех социологических данных. Специфика этого метода состоит в том, что ... аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных. Этот метод реализует свои ...

· определить основные методы сбора социологической информации;

· особенности обработки социологической информации;

· выявить плюсы и минусы различных методов исследования;

· проанализировать практическое применение опроса-анкетирования среди студентов-первокурсников.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Опрос

Социологическое исследование — основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое поведение проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия. Социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно — технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными явлениями и процессами и на основании собранной информации, принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию.

Основным этапом социологического исследования является сбор информации. Основные методы сбора информации:

· Опрос;

11 стр., 5064 слов

Система методов сбора эмпирической информации в прикладном социологическом исследовании

... к анкетированию и интервьюированию. В зависимости от источника первичной социоло­гической информации они подразделяют опросы на массовые и спе­циализированные, отдельно выделяя также социологические ... общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д. 4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения ...

· Анализ документов;

· Наблюдение;

· Эксперимент.

Главным методом социологии является метод опроса. У большинства людей представление о социологии основывается именно на использовании данного метода. Однако он не является изобретением, придуманным социологами. Задолго до применения в социологии его применяли медики, учителя и адвокаты. По сей день в современных школах идет деление урока на опрос и пояснение неизученного материала. Но социология позволила методу опроса возродиться. И сейчас трудно представить опрос методом другой области.

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей — с другой

Опрос — это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, в ходе которого социолог имеет возможность в кротчайшие сроки узнать весомую информацию от обследуемых по огромному количеству интересующих вопросов. Этот аспект является главным достоинством данного метода. Ко всему прочему опросом допустимо пользоваться в отношении почти любых слоев населения. Для того чтобы опрос был максимально эффективен, очень важно знать какие вопросы и как задавать, а самое главное, что полученные ответы истины. При соблюдении этих несложных правил можно легко отличить профессионалов от шарлатанов.

Результаты опроса напрямую зависят от:

· психологического состояния респондента в момент опроса;

8 стр., 3889 слов

Интервью как основной метод психологического консультирования

Введение Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово “консультирование” ...

· ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

· содержания анкеты или устного опроса

Опросы делятся на два вида: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Анкетирование — это письменная форма опроса, которая зачастую проводится заочно (без прямого контакта социолога и интервьюируемого).

Заполнение анкеты может происходить как в присутствии анкетера, так и без его присутствия. По форме проведения анкетирование делится на групповые и индивидуальные опросы. Групповой анкетный опрос преимущественно применяют там, где за ограниченное время нужно успеть опросить большое количество людей. Работа анкетера в группе размером 15 человек дает полную возвращаемость анкет, в отличие от индивидуального анкетирования. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с ванкетаом. Главным недостатком индивидуального анкетирования является факт того, что далеко не каждый опрашиваемый возвращает анкету назад. Анкетирование существует в очном и заочном формате. К заочному относится опрос через газету или журнал и тому подобное.

Письменный опрос проводится при помощи анкет. Анкета — это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. композицию, структуру. Она состоит из вводной части, основной части и заключения, т.е. из преамбульно-инструктивного раздела, опросного листа, «паспортички», соответственно. В условиях заочного общения с респондентом преамбула — единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Интервью — это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.

5 стр., 2007 слов

13. Качественные методы исследования в сфере социально-культурного сервиса и туризма: наблюдение, интервью, проективные и биографические методы

... с его помощью информации с данными наблюдений, экспериментов, официальной или личной документации, материалами опросов других лиц и т.п. Рассмотрим основные разновидности интервью. В зависимости ... той группы, в которой ведется наблюдение, и не включённое — "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение — это очень доступный метод, но ...

Интервью обычно проводят по месту работы (учебы).

По месту учебы или работы чаще всего обсуждают вопросы учебного или рабочего характера. Но минус в том, что эта обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Для того чтобы достигнуть их, лучше проводить интервью в комфортной домашней атмосфере.

По технике проведения интервью подразделяются на свободные, стандартизованные и полустандартизованные.

Нельзя не отметить такой вид интервью как фокусированное. Это сбор мнений и оценок по поводу какой-то конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Эта система интервью предполагает погружение в ситуацию респондентов. Например, группе детей прочитали сказку, а потом проинтервьюировали их по поводу поднятых в ней вопросов.

Еще одна классификация интервью делит его на индивидуальное и групповое.

Бланк интервью — это бланк, в котором прописаны вопросы по теме и место для ответов на них. В данном бланке нужно указать имя интервьюера, тему, место проведения интервью, длительность беседы, отношение респондента к беседе. Длительность интервью обычно составляет от 10—15 минут и больше.

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки:

· определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);

· определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности;

· определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.

Подведем итоги по методу «опрос»:

Плюсы: за короткий период времени исследователь получает значительную информацию, применять метод можно ко всем слоям населения.

4 стр., 1909 слов

Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах (комплексный метод руководства игрой).

  Младший возраст Средний возраст Старший возраст Связь психического развития и игры, задачи развития игры Игра младших дошкольников имеет социальное содержание, из которого вытекает необходимость выделить и распределить роли людей в соотношении с сюжетом игры, принять роль на себя и действовать согласно ей. В этих условиях создается ситуация ролевого взаимодействия, когда игровые задачи ...

Минусы: не всегда полученная информация достоверна, если группа исследуемых большая, то будет иметь место трудность обработки данных.

социологический информация опрос эксперимент

1.2 Анализ документов

Очень важным методом сбора первичной информации является изучение документов. Сбор информации начинается именно с анализа документов. Прежде чем приступить к анализу проблем, социолог должен изучить документальную информацию для дальнейшей работы.

Документальная информация делится на официальную и неофициальную. К официальной принято относить правительственные документы и служебные характеристики. К неофициальной относят дневники и личные записи.

По форме фиксации информации документы разделяют на четыре типа: письменные, иконографические, фонетические, статистические.

По источнику информации документы могут быть первичными (на базе прямого наблюдения) и вторичными (результат обработки других документов).

Выделяют неформализованные (умственные операции, направленные на выявление логики документов) и формализованные ( анализ содержания текста).

Несомненно, что изучение документов играет важную роль при сборе социологической информации и просто необходимо после проведения различных видов опросов.

Плюсы: наглядность первичных материалов, большая достоверность результатов.

1.3 Наблюдение

Самый известный метод сбора первичной информации, который позволяет узнать много новой информации в поведении респондентов, это метод наблюдения. Этот метод известен нам еще с древних времен. Наблюдение — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций. Особенностью данного метода является его планомерность и целеполагание. Главное тому доказательство — четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В программе данного метода содержатся также объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа регистрации, обработка полученной информации.

В зависимости от положения наблюдателя наблюдения делятся на включенные (называют исследованием в «маске») и невключенные. Интервьюер действует под псевдонимом, скрывает настоящую профессию и, конечно же, цель эксперимента. Никто из окружающих не должен знать о том, кем является социолог. Ученый инкогнито может устроиться на практику в рекламное агентство и работать там.

4 стр., 1802 слов

Методы эмпирического педагогического исследования: наблюдение

... методами исследования, для получения более достоверной информации. Список литературы 1. Журавлев Д.В. Методы психологического исследования. 2. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологическом исследовании. 3. ... можно изучать данным методом. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами исследования. 6.Ошибки наблюдения Выделяют следующие типичные ошибки наблюдения: Ш ...

Невключенное наблюдение — это метод изучения ситуации отстраненно, когда ученый не участвует в жизни респондента объекта и не имеет прямых контактов с членами группы. Хорошим примером служит изучение университетских собраний. С помощью специальных картотек наблюдения социолог фиксирует поведение докладчиков и реакцию аудитории, скажем одобрительные (или неодобрительные) реплики, возгласы, разговоры, вопросы к выступающему и т.д.

Оба метода наблюдения могут производиться как явно, так и неявно, инкогнито. Из-за неявного метода часто возникают проблемы морального характера. В частности, такое наблюдение может квалифицироваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. В данном методе основной предосторожностью является ограждение информации от огласки.

В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Систематический метод наблюдения планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода. Случайный чаще всего проводится без плана.

В зависимости от места проведения различают такие виды наблюдения, как полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных условиях, а лабораторное в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоотношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности

Подведем итоги достоинств и недостатков данного метода:

Плюсы: наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях; при широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.

Минусы: некоторые процессы недоступны для наблюдения; повторное проведение наблюдения невозможно; есть временное ограничение.

Итак, как видно из подведенных итогов, метод социологического наблюдения лучше использовать вместе с другими способами для получения наиболее точного результата.

1.4 Эксперимент

Существуют два типа эксперимента: исследовательский и подтверждающий. Первый проводят в том случае, если неясна причинная связь между зависимой и независимой переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о наличии причинной связи между двумя явлениями. Подтверждающий проводится, если связь выяснена заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. В таком случае в процессе эксперимента связь раскрывается и уточняется.

В экспериментальном исследовании в социологии экспериментатор создает две неравноценные группы: основную и контрольную. Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует. В результате полученное различие можно отнести к независимой переменной.

Истинный эксперимент проходит пять стадий.

Создание двух групп: а) экспериментальной (группа, в которую ученый вмешивается), б) контрольной группы, в которую никто не вмешивается.

· В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборки. Чем больше размер группы, тем больше их эквивалентность. Группы в 25 человек менее эквивалентны, если качества распределяются в населении более равномерно, чем в группе из 50 человек.

· Предварительно обе группы проходят так называемый претест. Претест — это измерение нескольких переменных, которые вы намереваетесь изменять в ходе эксперимента.

· Вводятся независимые переменные.

· Измеряются зависимые переменные. Это называется посттестом.

Квазиэксперимент — это разновидность эксперимента, когда испытатель не оказывает непосредственного воздействия на участников и условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих процессов.

Натурный или натуральный эксперимент очень отличается от истинного и квазиэксперимента. В истинном и квазиэксперименте любое вмешательство устраивается ученым, а в натурном происходит естественно.

В роли объектов в социологических экспериментах чаще всего выступают различные социальные группы, такие как потребители и производители, управляющие и управляемые, верующие и атеисты, студенты и преподаватели, производственные и научные коллективы и любые другие диаметрально направленные пары. Поэтому эксперименты такого рода зачастую являются не только сугубо социологическими, но и психологическими. Основная разница психологического и социологического экспериментов состоит в том, что при социологическом эксперименте изучаются конкретные проявления поведения людей.

Применение метода эксперимента в социологии на данный момент очень ограниченно. Потому что этот метод использует тогда, когда есть две экспериментальные группы и необходимо произвести их сравнение. В остальных ситуациях эксперимент не имеет смысла. То есть, если для эксперимента готовы две группы, то он состоится.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ применение методов сбора информации в социологическом исследовании

2.1 Методы анализа и обработки информации

Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать, научно интегрировать. Для этого все собранные анкеты, опросы, карточки наблюдения или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в программу, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т. д. Иными словами, необходимо применить методы анализа и обработки эмпирических данных.

Первичные методы обработки информации — это в первую очередь данные, которые получили в ходе эмпирического исследования.

Вторичные методы — это методы, которые получили показатели, которые рассчитывают по частотам и сгруппированным данным.

Шесть этапов социологической информации:

Этап 1. Кодирование и редактирование информации. Состоит в основном в формализации эмпирических данных, полученных путем опроса или иного метода сбора социологической информации. Часть анкетной информации уже заранее формализована, то есть, даны все возможные варианты ответов и проставлены соответствующие цифровые коды. Но зачастую в этих ответах встречаются ошибки, которые нужно устранить при редактировании уже собранных анкет. Кроме того, другой тип собираемых данных представляет собой ответы на открытые вопросы. Поэтому их группировка и последующее кодирование также являются важной задачей первого этапа.

Этап 2. Перенос социологических данных на магнитные носители. Объем информации, собираемой в ходе социологического исследования зачастую достаточно велик: среднее по объему исследование дает не менее нескольких тысяч единиц информации. Обработка такого количества данных без применения современных компьютеров очень трудна и малоэффективна. Применение средств вычислительной техники требует, чтобы обрабатываемая информация находилась на специальных для этого созданных носителях. Поэтому перенос данных с анкет на такие носители информации и составляет содержание второго этапа обработки социологической информации.

Этап 3. Ввод информации непосредственно в компьютер. Находящиеся на специальных носителях данные нужного нам исследования вводятся в компьютер и выстраиваются в нем в соответствии с требованиями ранее разработанной и используемой особой программы обработки данных. Данный этап реализуется чаще всего специалистами вычислительного центра или обученными программистами.

Этап 4. Проверка качеств социологических данных и исправление неточностей. Введенная в компьютер информация во многих случаях содержит более или менее серьезные ошибки. Причины возникновения таких ошибок довольно разнообразны — это ошибки респондентов при заполнении анкет и ошибки перенесения кодов на машиночитаемые носители информации, а помимо этого сбои технических устройств компьютеров. Однако неважно то, откуда пошла ошибка. Сразу необходимо выявить и исправить их после ввода данных в компьютер, т. е. до начала процесса перехода к следующему этапу анализа социологической информации. Для этого социолог-исследователь формулирует определенные требования, которым должны удовлетворять полученные в ходе исследования данные. На основании полученной информации о тех или иных ошибках социолог-исследователь принимает решение об их устранении, корректируя, таким образом, полученную информацию.

Этап 5. Создание переменных. Собранная с помощью анкет информация зачастую прямо не отвечает на вопросы, которые необходимо решать в ходе данного исследования. Чаще всего связано это с тем, что часто бывает очень сложно сделать нужные замеры какой либо изучаемой характеристики. Для ее получения скорее всего может потребоваться выполнение ряда преобразований собранных данных. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом смысле сами вопросы являются переменными.

Этап 6. Заключительный. Статистический анализ социологической информации. По значимости этот этап является самым главным во всем анализе социологических данных. В ходе статистического анализа выявляют нужные статистические закономерности и зависимости. Социологи используют широкий диапазон различных методов математической статистики легко и достаточно полно и всесторонне проанализировать всю добытую социологическую информацию. При этом применение современной вычислительной техники, оснащенной соответствующими программами математико-статистической обработки информации, — необходимое условие оперативного и качественного анализа социологических данных.

Социологические данные подразделяют на правильные, точные, устойчивые, обоснованные или репрезентативные. Классификация ошибок имеет большое значение для определения надежности социологической информации. В социологии все ошибки принято подразделять на следующие две группы: инструментальные и теоретические.

Инструментальные ошибки это различия измеренного и истинного значений признака. Они подразделяются на случайные и систематические. Случайными это ошибки, которые при повторных измерениях изменяются по вероятностным законам. Систематические ошибки при повторных измерениях остаются постоянными.

С помощью методов повышения надежности социологической информации можно учитывать ошибки или контролировать надежность эмпирических данных. Существуют методы внешнего и внутреннего контроля. Внешние связаны в основном с сопоставлением эмпирической информации в данном исследовании с какой-либо другой внешней информацией. Внутренние связанны непосредственно с изучением распределения признаков в исследовании.

Подводя итог, можно сделать вывод, что методы повышения надежности социологической информации дают возможность установить степень надежности результатов исследования, которые получили при повторном применении по той же методике и технике в таких же условиях.

2.2 Как составлять анкету

В социологии, как мы убедились, очень важным аспектом является исследование. Без этой неотъемлемой части дисциплины наверняка будет потеряна точность и правильность выводов социологических опросов. Для того, чтобы в полной мере иметь представление о том, что же такое опрос, для чего он нужен и какие результаты дает, я провела данный вид исследования со студентами первого курса.

Для составления анкеты нужно четко понимать, какая цель преследуется, что конкретно должно быть. Помимо этого нужно учитывать аудиторию и примерные вопросы, которые будут заданы в анкете.

А также нужно решить, какой именно метод будет наиболее удачен для сбора социологической информации: беседа, телефонный разговор, анкета, размещенная в сети. В своем опросе я выбрала форму анкетирования, потому что, по моему мнению, это самый эффективный метод для моего исследования.

Перед тем, как начать составление анкеты, нужно составить вопросы. Если они будут сформулированы некорректно, то исследование не даст объективной картины, но в то же время нельзя чтобы вопросы были чересчур нудные и длинные, потому что они быстро наскучат нашим респондентам. Самое выгодное решение в составлении анкеты — это использовать сразу несколько видов вопросов. Для того чтобы анкета занимала максимально малое количество времени у опрашиваемых, следует предложить к вопросу сразу несколько вариантов ответа, но в то же время, в конце должен присутствовать и поле для собственного ответа.

Есть несколько способов построения вопросов:

1. «Что бы вы предпочли, ВВС или спортивные игры? » — общий вопрос;

2. «Что конкретно понравилось в первый день? » — исследовательский вопрос;

3. «Почему не понравилось именно это? » — разъяснительный тип вопроса;

4. «В какие ВУЗы вы подавали свои документы? » — конкретизированный вопрос;

5. «По каким показателям академия больше подходит вам, чем другой ВУЗ? » — сравнительный вопрос.

Одним из лучших способов получения информации для обработки — это способ ранжирования вопросов. То есть предложить ранжирование респонденту. А именно: проставить числа в порядке убывания рядом с вариантами ответов.

Перед тем, как начать свое исследование, следует провести предварительное тестирование, которое позволит выявить неточности до того, как мы получим результаты исследования. Это убережет от неточностей и неверного результата. Количество заполненных тестовых анкет должно составлять от 1 до 10 % от общего исследования. Не последним условием является то, что опрос должен проходить только в целевой группе и тем же методом, что и тестовое анкетирование.

Помимо всего, хочется представить форматы анкет.

1. Фиксированный формат. (Формат анкеты выбран заказчиком и представляет из себя четкую, схожую структуру во всех странах проведения данного опроса).

Такие анкеты не требуют форматирования, но в обязательном порядке должны быть переведены на язык страны с полным сохранением всей оригинальной структуры анкеты. Переведенный анкета утверждается самим заказчиком.

2. Произвольно — фиксированный формат. (Заказчик заранее говорит, какие вопросы будут включены в этот анкета).

Вопросы могут быть в любом формате, например, электронном или в бумажном. Данный тип исследования в виде анкеты требует профессионального перевода и форматирования.

3. Произвольный формат. С заказчиком оговаривается тема исследования, задачи и предполагаемые результаты. Составляются наброски интересующих вопросов, согласуются с заказчиком, вносятся в анкета и форматируются.

4. Омнибусный формат. Самый общий формат. Омнибус — это исследование, которое объединяет в себе блоки вопросов на разные темы. Цели и задачи каждого блока оговариваются с заказчиком отдельно. Именно поэтому омнибусный формат может сочетать в себе все вышеперечисленные форматы анкет. Составляющие блоки проверяются независимо, сводятся в один анкета, проверяются в комплексе и форматируются.

2.3 Обработка данных

Обработка данных — это получение, хранение, а также передача информации об интервьюируемом.

Начать обработку данных следует с подготовке к обработке бланков. Из всех анкет удаляются те, в которых есть хотя бы один недостаток: отсутствие ответов на вопрос или ошибки заполнения.

Статистическую обработку данных опроса следует провести при помощи компьютера. В том случае, когда анкет немного, то можно провести обработку ручным способом. Ручную обработку в любом виде анкет проходят открытые и полуоткрытые вопросы. В анализе данных важно применить графическое изображение полученных результатов обработки. Это могут быть графики, диаграммы. В большинстве случаев это значительно облегчает конечный анализ исследования и делает результаты более наглядными.

2.4 Анкета. Адаптация в ВУЗе

В своей курсовой работе, я составила анкета на тему адаптации в ВУЗе.

Итак, первый шаг- постановка цели. То есть, чего я хочу добиться этим исследованием. Моя цель — это выявить элемент, позволяющий первокурсникам лучше проходить адаптацию в новой учебной среде.

Всего респондентам будет задано семь вопросов. Такое количество не утомит опрашиваемых и даст хороший результат.

Ответьте, пожалуйста, на несколько простых вопросов о том, как вы прошли адаптацию в академии.

1.Пол

a) Мужской

b) женский

2.Как быстро вы нашли общий язык с одногруппниками\ однокусниками?

a) Менее недели

b) 1-4 недели

c) Более 4 недель

d) Еще не нашел (ла)

3.Кто помог вам адаптироваться в академии?

a) одногруппники\ однокусники

b) одноклассники

c) старшекурсники

d) ВВС

e) Другое __________

4.С каким количеством людей вы близко общаетесь в стенах академии ( Ваши друзья)?

a) Ни с кем

b) 1-3

c) 3-5

d) 5 и более

5.Каков ваш круг общения в академии?

a) Менее 5 человек

b) 5-10

c) 10-15

d) более 15 человек

6.Довольны ли вы отношением однокурсникам к вам?

a) Да

b) Нет

7.Что бы вы посоветовали будущим первокурсникам?

Результаты представлены в таблице.

Так выглядит составленная мной анкета, позволяющая выяснить то, как проходит адаптация у студентов первого курса.

В опросе участвовало 33 человека, из них 17 человек учатся в нашей академии. Преимущественно (20 человек) девушки.

Исходя из результатов второго вопроса, можно сделать вывод, что практически все первокурсники нашли общий язык со своими одногруппниками менее чем через неделю или в течение месяца. Трем участникам опроса на установление дружеских отношений понадобилось больше месяца. Большинству (25 человек) в адаптации помогли однокурсники, старшекурсники помогли адаптироваться одному респонденту, остальным ВВС(4) и одноклассники(3).

После поступления в ВУЗ друзьями стали от трех до пяти человек (так ответили 10 опрашиваемых), от одного до трех (12) ни с кем не дружат 2 опрошенных, а имеют более пяти друзей из ВУЗа восемь.

Круг общения менее пяти человек выбрало трое респондентов. От пяти до десяти человек имеют общение с четырнадцатью опрашиваемыми, а от десяти до пятнадцати с одиннадцатью. Пять человек в ВУЗе общается более чем с пятнадцатью.

Двадцать девять человек ответили, что они довольны отношением однокурсникам к ним, остальные четверо ответили негативно.

Какие советы дают нынешние первокурсники своим приемникам?

На первом месте ответ, где студенты советуют поступать в другой ВУЗ или же вовсе не получать высшее образование. Второе место по количеству ответов занимает позиция общения со старшекурсниками. На третьем месте — ответственно учиться и помогать одногруппникам. На последнем месте вариант: «Будь открытым».

Большинство студентов легко нашли общий язык с нынешними друзьями и им не составило особого труда влиться в коллектив. Это свидетельствует о том, что школа и семья хорошо подготовили будущих студентов к новому этапу жизни. Ведь то, как человек ведет себя в обществе родом из семьи и исходит от воспитания.

Я считаю, что первокурсники аргументировано могут посоветовать будущим первокурсникам как им следует поступать в той или иной ситуации, касаемо учебного процесса и общения в университете. Помимо вышесказанного можно отметить желание дружить и общаться, а также помогать друг другу в трудные минуты.

Анализируя результаты таблицы, можно сделать вывод, что адаптация первокурсников проходит легко. В большей степени этому способствуют сами студенты. Что касается рекомендаций о смене ВУЗа, то такой вариант в большинстве выбрали те, кто ответили, что не нашли общий язык с группой и другими студентами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги выполненной работы можно сделать вывод, что каждый из существующих методов получения первичной информации несет в себе свои достоинства и свои недостатки. Примечательно то, что использование конкретного метода зависит, в первую очередь, от всевозможных особенностей объекта исследования. Например, изучая проблемы инвалидов, не стоит надеется на то, что метод анкетирования будет успешнее, чем метод интервью или же метод наблюдения. А в исследовании удовлетворенности учебой или заработной платой на работе анкетирование будет самым эффективным методом.

Составление и анализ социологического исследования — это очень трудоемкая и ответственная работа, которая занимает огромное количество сил и времени, но она очень полезна и необходима.

Помимо этого, необходимо сделать акцент на пользе метода изучения документов. Он необходим на стадии подготовки к анкетированию, а также для анализа полученных данных после опроса, эксперимента или наблюдения. Хочется уточнить, что данный метод существует и как отдельный способы получения первичной информации.

Чтобы решить какой метод исследования использовать в конкретной ситуации, необходимо учитывать такие обстоятельства, как:

1. Возможности интервьюера и интервьюируемых;

2. Цели;

3. Задачи исследования.

В основном в социологических исследованиях социолог применяет не один, а сразу несколько методов сбора первичной информации. Это дает большую надежность и достоверность данных.

Исследование, проведенное во второй главе позволяет сделать вывод, что большинство студентов первого курса, в большей половине, легко адаптировались на новом учебном месте.

Главными критериями социолога перед сбором первичной информации должны стать:

· Верно определенный объект исследования;

· Цели исследования;

· Задачи исследования.

Список использованной литературы

1. Кравченко, А.И. Социология. Учебник/А.И. Кравченко. -М.:ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001.

2. Социология: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Краткий словарь по социологии/Под.общ. ред. Д.М. Гвишиани.-М.,2008.

4. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие по гуманитарным специальностям/ Г.Е. Зборовский. — М.,2004

5. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : Учеб. для вузов / В. А. Ядов ; Ин-т социологии РАН. — М. : Добросвет, 2000.

6. Лагун, А. Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании/А. Е. Лагун//Социологические исследования. — 2004.

7. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекция.-М.:Инфра-М, 1998. — 224с.

8. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009.

9. Мягков А.Ю. Искренность респондентов в массовых опросах: Дис. д-ра социол. наук: 22.00.01 / А.Ю. Мягков. — Иваново, 2003. — 401 с.

10. Методы измерения в социологии. Э.П.Андреев, Г.В.Осипов. :М.-Наука, 1977

11. Квале С. Исследовательское интервью. — М.: Смысл, 2003. — 301 с.

Размещено на