Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи 2

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный педагогический университет имениМ.Танка.

Факультетсоциальной педагогики и практической психологии.

Кафедра  социальной педагогики и профессиональногомастерства.

                Курсовая      работа       

тема:“Социально-психологическиеособенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи”

                                          Степановой  Натальи  Николаевны

студентки421 группы

очногоотделения.

Научный    руководитель 

Тесля Алина Ивановна кандидат педагогических наук, доцент.

 

                                    Минск    2001

                                    Содержание

Введение                                                                                                        3Глава 1.Теоретические основы совершения правонарушений школьной молоджью.                 1.1.Основные факторы, влияющие на совершениеправонарушений школьной молодежью. 1.2.Социально-педагогиеские и психологическиехарактеристики несовершеннолетних правонарушителей.

3 стр., 1466 слов

Педагогика А. Нейла

... был одним из наиболее ярких и  интересных пред-ставителей свободного воспитания - течения в педагогике, оформив-шегося на Западе и в России к началу XX столетия. ... время выступал против догматического религиозно-нравственного воспитания. Он сумел организовать жизнь школьного коллектива, взаимоотношения между его членами на принципах христианской морали, естественным образом ...

Глава 2.Социальные условия организации профилактики правонарушенийв школе.

2.1.Анализнеобходимости создания центра для осуществления профилактики правонарушенийсреди школьной молодежи.

2.2.Моложежныйцентр как модель оказания комплексной  помощишкольной молодежи с девиантным поведением.

Заключение.

 

Список литературы.            

Приложение.

1.2.Социально-педагогическиеи психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.

По мнению многих авторов этавозростная  группа (14-17лет)харак-теризуется рядом особенностей и изменений, которые способствуютсовер-шению противоправных действий.Хотя в периодизациях психофизиологи-ческогоразвития старший подростковый (14-15лет) и младший юношеский (16-17лет)возростаотносят к разным возрастным периодам, в периодизации социального развития оба ониобозначаются как ‘маргинальный период со-циализации’.Это обьясняется сходствомпроцессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в этовремя, совпадением механизмов, ин-ститутов, способов социализации и т.п.[    ].Юристы также выделяют этотвозраст, употребляя понятие ‘несовершеннолетний’ в отношении лиц 14-17 лет.Этосвязано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризу-ютсяопределенным социальным статусом, гражданскими правами иобя-занностями, закрепленными в законодательных актах.Однако, в отличае отвзрослых, степень их социальных прав и ответственности еще ограничен[  ].

Говоря ошкольной молодежи как о ‘группе повышенного риска’ в плане совершения имиправонарушений, мы считаем необходимым рассмотреть основные причиныэтого, связанные с особенностями возростных из-менений.И.С.Кон, который занималсяизучением данного возроста, выделил следующие причины:

1.     Внутренние трудности переходного возраста, начинаяс психогормональных изменений и заканчивая формированием и перестройкой’Я-концепции’.Т.е. в физиологическом плане у подростка наблюдается’гормональная буря’, вызванная повышенной активностью эндокринной системы ипроявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональнойнеустойчивости, неадекватных эмоциональных реакциях, непредсказуемостинастроений, раздражительности.Это может вызывать трудности вовзаимоотношениях, конфликты, ссоры, вербальную и другие виды агрессии, различныевиды девиантного поведения.В этом возрасте происходит также половое созревание, котороевызывает серьезные проблемы в сфере взаимоотношений полов и может служитьтолчком к асоциальным проявлениям в сексуальной жизни подростка.А возникшеежелание найти признание у противоположного пола иногда приводит к использованиюв этом деле аморальных и т.п. способов и приемов.Бурный рост, изменения ворганизме (внешние и внутренние) влекут за собой изменения в психике.В связи сэтим может возникнуть синдром дисморфобии[  ], когда собственный физический недостаток(зачастую придуманный) ясноосознается и фрустрирует личность.Под действием синдрома возникаютхарактерологические изменения, которые вызывают проблемы в общении иадаптации.А, как уже говорилось ранее, дезадаптация-одна из основных причинформирования противоправного поведения.Ряд комплексов неполноценности, формирующихсяпод влиянием синдрома дисморфобии, приводит к возникновению у подростканеуверенности в себе, усилению его убеждаемости, снижению самооценки и вызываетпоявление ряда негативных качеств, отрицательно влияющих на формированиеустойчивой позитивной ‘ Я-концепции ‘[   ].Важность ее создания неоспорима.Это подтверждают и исследованияЕ.Н.Голубевой, согласно которым «главная трудность в перевоспитании даженесовершеннолетних  правонарушителей не втом, что подросток не хочет исправиться или не понимает, что надо жить честно, а втом, что они порой не могут этого сделать из-за наличия уже сформировавшейся идостаточно инертной системы негативных ценностей, оцениваемых обществом какаморальные»[    ].Необходимо заметить, чтосам процесс формирования самосознания в этом возрасте также существеннымобразом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми, вызываетпроявление выраженного стремления к самостоятельности, эмнсипации, атономностиот взрослых, обостренной критичности к ним и всему, что они предлагают, чтопорождает конфликты и отторжение ценностей общества (взрослых).С другойстороны, проявляется стремление к общению со сверстниками, повышенное внимание ких мнению, потребность всамоутверждении в этой среде[   ]. Значимой становится референтная группа,возможное влияние которой мы рассматривали в предедущей главе. 

24 стр., 11795 слов

Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование ...

... Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов. Подростковый возраст – это время ...

2.     Статусно-ролевая неопределенность и пограничностьсоциального положения несовершеннолетнего.Она характеризуется тем, что побиологическим данным подросток/юноша достигает параметров взрослого человека, аего социальные и психологичесие возможности ограничены (т.е. у него почтиотсутствует жизненный опыт, не сложилось мировоззрение, не сформированы защитныемеханизмы и стратегии адаптации, нет в наличии форм и механизмов поведениянеобходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних конфликтов ит.п.)[    ].Таким образом, можно говоритьо том, что они уже не дети, но, в то же время, еще и не взрослые.Это вызываетнесоответствие между уровнем притязаний и его психологическимивозможностями.Стремление преодолеть это противоречие может приводить к принятиювнешних атрибутов взрослости таких, как курение, сквернословие, употреблениеспиртных напитков и т.д., вплоть до совершения преступлений и правонарушений.Сдругой стороны, желание казаться взрослым, самостоятельным, эмансипированностьшкольной молодежи  заставлиет ихподвергать критике или вовсе отвергать нормы поведения и ценности, предлагаемыестаршим покалением[    ].

3.     Противоречия, обусловленные перестройкой механизмовсоциального контроля.Имеется в виду, что «детские формы контроля, основанные насоблюдении внешних норм, послушания, уже не действуют; а взрослыеспособы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, основанные навнутренних нормах, еще не сложились или не окрепли»[     ].               

4 стр., 1839 слов

Анализ результатов исследований по социально-нравственному воспитанию ...

... Развитие у девочек таких качеств, как женственность, мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность стремление к красоте; а у мальчиков - мужественность, практичность, бережливость и ... поведения, коммуникативной активности. В данной работе будут рассмотрены статьи по теме «Социально-нравственное воспитание дошкольников», опубликованных в журналах «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика» ...

  Хотелось быотметить еще ряд качеств, свойственных данному возрасту и оказывающих влияние навозможность совершения асоциальных действий.К ним относится, например, подростковоеупрямство, природе кото-рого еще не нашли объяснения.Наличие этого качествавызывает у взрослых негативные эмоции, может приводить к конфликту и наказаниюпдростка. Это, в свою очередь, вызывает еще большее упрямство, несовершеннолетнийможет предпринимать попытки ухода из дома, совершения аморальных и асоциальныхпоступков.За этим следует новая попытка родителей привлечь подростка к порядкуи т.д.Таким образом, получается замкнутый круг. Постоянные наказания приводят ктому, что подросток перестает ощущать свою вину за совершаемые противоправныедействия[ ].Это содействует формированию личности с асоциальнойнаправленностью.

Еще одно качество, свойственное этомувозрасту,-конформизм, который наиболее ярко проявляется в группе с девиантнымповедением[  ].По статистике [  ] большинство правонарушений осуществляетсянесовершенно-летними под давлением группы.

К совершению аморальных и асоциальных поступков можетпривести также юношеский ‘романтизм’, стремление к чему-то яркому, необычному.Атак как преступную деятельность всегда окружает ореол таинственности иромантики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности[ ]. К томуже немаловажную роль играет склонность к риску и авантюризму(свойственна 43%)[    ].

До сих пор мы рассматривали особенности,характеризующие нормаль-ное развитие в этом возрасте, не касаясь “различныхпсихических патологий и аномалий, которые затрудняют социальную адаптациюподростка и составляют непосредственные психобиологические предпосылкиасоциального поведения”.К таким психическим отклонениям  и заболеваниям можно отнестиолигофрению, ЗПР, психопатии, свойственные этому возрастуневрозы, психозы, патохарактерологические изменения и т.д. [     ].

   Однако,исследования показали, что и в этих случаях важную роль играет социальныйфактор, ближайшее окружение[    ].

Особоезначение придается наличию у несовершеннолетнего нарушенийиндивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой(повышенная тревожность, агрессивность, снижение эмпатийного качества, акцентуациихарактера и т.д.) и мотивационной сферы[   ]. Остановимся подробнее наакцентуациях характера в плане их влияния на совершение им правонарушений ипреступлений.Т.к. установлено, что среди психически и умственно полноценныхподростков-правонарушителей, акцентуации выявлены более, чем в 90% случаев[   ].

Исследования А.В.Лебедева иИ.А.Горьковой показали, что чаще других встречается акцентуация по гипертимномутипу (более 30%).

Подростки данного типаотличаются общительностью, повышенным уровнем психической энергии,расторможенностью, неусидчивостью, недисциплинированностью, склонностью клидерству, ранним стремлением к самостоятельности. Они достаточно легко могутоказаться в неблагоприятной среде из-за сочетания склонности к риску с излишнеэмоциональной реакцией на контроль со стороны родителей, педагогов.

18 стр., 8516 слов

Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних

... отклоняющегося поведения, сузить «поле» поиска причин и факторов дезадаптаций у подростков, приводящих к правонарушениям. Специально правонарушения и психологию правонарушителей исследуют ... по теме данного исследования; Провести исследование социально-психологических факторов противоправного поведения подростков; Обсудить и описать результаты диагностического исследования; Сделать необходимые выводы. ...

Для подростков, отличающихся повышенной агрессивностью, вплоть досадистских действий, характерен шизоидный тип акцентуации (по тем жеданным).Довольно часто среди несовершеннолетних правонарушителей встречается иэпилептоидный тип. Каждая из акцентуаций имеет свои особенности, которыенеобходимо учитывать при организации профилакти- ческой работы.

В последние годы в отечественной литературе выделяется акцентуа- ция покриминогенному типу, под которой понимается “определенный тип развитияподростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения итрудность социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятойсистемы ценностей”[    ].

Что касается мотивационнойсферы, то для молодежи характерно большее разнообразие мотивов (так, например,кражи совершаются не только из корысти, но и ипз-за стремления утвердитьпрестиж в группе, озорства, желания оказать содействие товарищам и т.п.).

Вбольшинстве случаев характерен скоротечный, ситуативный мотив. [    ]  

Сами подростки выделяютследующие основные мотивы совершения преступлений и правонарушений:

1.     «Собственная глупость» (закоторой, как правило, скрывается бездуховность, затянувшееся детство, нежеланиезадумываться над будущим).

2.     «Плохие друзья», «стечениеобстоятельств» (как стремление снять с себя ответственность за совершенныедействия) и т.д. [    ]

Немаловажное значение, помнению С.А. Беличевой, имеет социально-психологические особенности, которыеопределяются уровнем социального развития (социализация в различных сферахжизнедеятельности), направленностью личности (ценностные ориентиры, социальныеустановки, ценностно-нормативные представления) и системой оценок и самооценок [    ].

Таким образом, мы можемговорить о некоторых особенностях лич- ности, которые характеризуютподростка-правонарушителя.А.И.Кучинский выделяет следующие черты групповогосознания несовершеннолетних с противоправным поведением:

неустойчивость ценностных ориентаций, слабая целевая информиро-ванность,’размытость’ суждений, сужение сферы потребностей и ин-тересов,доминирование локальных потребностей;

нонконформизм в оценке общественных ценностей и стереотип ‘стадных’потребностей;

стремление к расширению ценностей и символов на уровне самодея-тельныхгрупп, команд и элементы конкуренции и борьбы между ними;

стремление к статусному или ‘престижному’ потреблению как основномуспособу социализации и укрепления своего авторитета;

социальная пассивность, инфантилизм и апатия, соседствующие с пси-хическойагрессивностью.

Однако, не у всех несовершеннолетних правонарушителей выраженакриминогенная направленность и искажены представления о нормах морали и права.Исследования Г.М.Миньковского позволяют выделить следующие типыподростков-правонарушителей в зависимости от степени выраженности у нихпреступной направленности, которые идентичны классификации Д.И.Фельдштейна:

12 стр., 5942 слов

Психокоррекция подростков девиантного поведения

... поведения подростков; 3) рассмотреть групповую работу с подростками девиантного поведения. 1. Общая психологическая характеристика причин и условий девиантного поведения несовершеннолетних. Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых появляются социально ... личности подростка – объекта воспитания. Идея комплексного подхода к исследованию личности уже ...

Несовершеннолетние с преступной направленностью, для которых характерныпримитивные низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность кпустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Часто онивыступают организаторами преступ-лений.

Отрицательная направленность личности. Подростки этой категориихарактеризуются привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склон-ностью калкоголю. Преступления совершают не в результате активной подготовки, а ‘какполучится’.

Неустойчивая направленность личности. Им свойственна борьбапо-ложительных и отрицательных качеств. Преступления они совершают попрестижным мотивам или в результате подражаия. Выражают раскаяние в совершенномпреступлении.

Положительная направленность. Эта категория подростков совер-шаетпреступление случайно, в результате “детской мотивации” (легко-мысленности илинеправильной оценки действий и их последствий).

Исследования эмоциональной сферы несовершеннолетних правона-рушителей,проведенные Т.Н.Курбатовой и Э.Квятковской-Тохович, показали, что для ниххарактерны повышенная тревожность (как правило для воров), агрессивность,своего рода конфликтогенность (для хулиганов)

[    ].

 В зависимости от степенидеморализации личности выделяют следующие типы поведенияподростков-правонарушителей:

¨социально-нравственно-правовая деформация поведения (кримино-генная).Для подростков этой группы характерно систематическое употребление алкоголя,раннее начало половой жизни и неразборчивость в связях, половину из нихсоставляют второгодники; почти все затевают драки или учавствуют в них; многиеиз них совершают кражи и грабежи.  Большинствоиз них находится в поле зрения правоохранительных органов;

¨социально-нравственная деформация.Такое поведение противоречитсоциально-ролевым требованиям (отставание в учебе, второгодничество) и связано саморальным поведением (половая распущенность, азартные игры, участие в‘дворовых’драках и т.п.), но они почти не оказываются на учете в ИДН;

¨социально-деформированное поведение характеризуется нарушения-ми толькотребований возрастных социальных ролей (неуспеваемость в школе, конфликты сучителями и родителями, пребывание вне дома в позднее время и т.п.)[    ].

Итак, исследования в этой области показали, что изменения всоциаль-но-ролевом статусе, внутренние трудности, противоречия, обусловленныеперестройкой механизмов социального контроля, характеризующие этот возраст, могутвызывать формирование негативных качеств личности и служить предпосылкойсовершения правонарушения.Так же можно гово-рить об особенностях личностинесовершеннолетних правонарушителей, степень проявления которых обуславливаетвыделение различных типов асоциального поведения.

*  *  *

Таким образом, на основе изучения литературных источников мы можемопределить понятие “школьная молодежь” как социально-демографическую группу,выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностейсоциального положения и обучения в школе как ведущей деятельности, возрасткоторой составляет 14-17 лет.

Под профилактикой правонарушений мы понимаем систему социально-правовых,педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин иусловий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям, всовокупности с индивидуально-профилактической работой.

4 стр., 1924 слов

Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в ...

... подростками девиантного поведения в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Объект исследования: девиантное поведение. Предмет исследования: условия организации психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков. Гипотезой исследования ... на вопрос: «Почему индивид как личность выбирает отклоняющийся тип поведения?», мы перемещаемся в область психологии. ...

Среди факторов, влияющих на формирование противоправного поведения, мысчитаем необходимым выделить следующие основные:

1.    Индивидуальный.

2.    Психолого-педагогический.

3.    Социально-психологический.

4.    Личностный.

5.    Социальный,социально-экономический.

Считаем нужным также отметить, что существует определенный набор качестви особенностей личности, характеризующий подростков-правонарушителей.Основнымисреди них являются неустойчивость цен-ностных ориентаций, психическаяагрессивность, социальная пассивность, повышенная тревожность, конфликтогенностьи т.д.

Раннее диагностирование этих качеств, выявление причин отклонений вповедении и принятие соответствующих мер будут способствовать повышениюэффективности профилактической работы со школьной молодежью.

  

ВВЕДЕНИЕ

Проблема совершения правонарушений и преступлений школьной молодежьюсуществовала всегда. Несмотря на предпринимаемые меры, у нас в странепродолжает рости число несовершеннолетних право-нарушителей. С 1998 по 1999 годэтот рост составил 2,4% [    ].

По официальной статистике в 1999 году на учете состояло 14108подростков, а ограничено в дееспособности – 807. Однако, число правонарушений,совершаемых школьной молодежью превышает официальные данные в 10-15 раз. [    ].

Как правило, работа с такими подростками носит запаздывающий характер,т.е. в основном используется карательная педагогика. Известно, что постатистике она неэффективна, т.к. наблюдается большой рецидив совершенияправонарушений (около 30%), а 50% находящихся в СПТУ и ВТК молодых людей, помнению педагогов этих учреждений, могли бы учиться в общеобразовательной школе[    ].

Большое влияние на формирование противоправного поведения у школьноймолодежи оказывают социально-экономические, политические и др. изменения внашем обществе, а также социальное неблагополучие, которое проявилось в распадесемейных связей, росте числа безнад-зорности и бродяжничества, правонарушений ит.д.  Они породили ряд проблем, которыенашли отражение в подростково-молодежной среде в виде различных девиаций.

Усиливает проблему совершения правонарушений несовершеннолет-ними иположение системы образования в настоящее время.Общеобразова-тельная школасегодня не может компенсировать просчеты, допущенные в семейном воспитании всилу разнообразных причин[     ].

Положение дел в Республике Белорусь с точки зрения реальной оцен-киобеспечения прав и благополучия несовершеннолетних сидетельствует о том, что “нипринятый в 1993году Закон “О правах ребенка” и другие за-конодательные акты, никомплекс мероприятий(предусмотреный в “На-циональном плане действий по охранеправ ребенка на 1995-2000годы”), ни созданная в 1996году Национальная комиссияпо правам ребена не обеспе-чили создания условий, которые позволили бы:

-обспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тотпериод жизни, когда он наиболее склонен к совершению проступков, бу-детблагоприятствовать процессу развития личности и получению образо-вания вмаксимальной степени свободного от возможности совершения преступлений иправонарушений;

11 стр., 5179 слов

Гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом ...

... имеющихся теоретических подходов изученить гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности. Реализация цели теоретического исследования предполагает постановку и разрешение ряда частных задач: ... более конструктивной. «В отличие, - пишет она, - от строго социально когнитивистского подхода с его метафорой «обработки информации», подход через социальные ...

-обеспечить ему такую защиту и заботу, которая необходима для егоблагополучия и избежания социально опасной ситуации”[      ]. 

Для решения этой проблемы в различное время теоретические иметодологические основы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения вподростково-молодежной среде разрабатывали С.А.Беличева, Ю.В.Гербеев,А.И.Кочетов и другие.В педагогических исследованиях О.С.Богдановой, Е.В.Бондаревской, И.С.Марьяненкои других решение про-блемы видится в воспитании нравственных отношенийшкольников.В ра-ботах психологов М.А.Алемаскина, Л.М.Зюбина, Д.И.Фельдштейнаохарак-теризованы типы отклоняющегося поведения учащихся, способы его диагностикии коррекции.Исследования юристов Ю.М.Антоняна, К.Е.Игоше-ва, Г.М.Миньковского идругих анализируются основные звенья профилак-тики девиантного поведенияшкольной молодежи с точки зрения совер-шенствования деятельностиправоохранительных органов.

Особое внимание заслуживают работы в области изучения проблемы“первичной профилактики”, которые проводились В.Т.Кондрашенко, С.Я.Улицким,П.И.Сидоровым, М.А.Пазниковым. Так как данный вид профилактики по мнению многихспециалистов является более эффектив-ным и массовым. [    ].

Однако, серьезной проблемой нашего общества, которая не содействуетстабилизации и уничтожению подросткового криминала, по мнению специалистов,является отсутствие ювенальной юстиции или специального правосудия в отношениинесовершеннолетних и неэффективность работы Инспекции и комиссии по деламнесовер-шеннолетних [    ].

Большую проблему составляет также отсутствие у подростков знаний оучреждениях, занимающихся оказанием им помощи.

Таким образом, необходимость решения проблемы профилактичес-кой работысреди школьной молодежи очевидна.

Цель исследования: определить путиорганизации профилактики правонарушений среди школьной молодежи.

Объект исследования: школьная молодежь .

Предмет исследования: организация профилактикиправонарушений среди молодежи в условиях средней общеобразовательной школы.

  Гипотеза исследования:организация профилактики право-нарушений может быть эффективной если:

·       будут выделеныпсихолого-педагогические и другие особенности данной возрастной группы,влияющие на формирование противоправного поведения;

·       подросткам и юношам будутданы знания, умения и навыки по проблемам их прав и обязанностей;

·       она будет базироваться навыявлении и устранении причин и условий, способствующих правонарушениям;

·       будет разработанафункциональная модель организации помощи молодежи с отклоняющимся поведением.

Задачи исследования:

1.    Проанализировать основныефакторы и причины, способ-ствующие формированию противоправного поведения ушкольной молодежи.

25 стр., 12475 слов

Социально–педагогическая работа по профилактике наркомании среди ...

... отношения подростков к наркомании. . Разработать программу профилактики наркотической зависимости среди подростков - учащихся ГУО "СШ № 40". Объект исследования: профилактика наркомании среди подростков. Предмет исследования: пути профилактики наркотической зависимости среди подростков. Методы исследования: анкетирование, анализ социально-педагогической ...

2.    Изучить  современное состояние девиации среди школьноймолодежи.

3.    Разработать функциональнуюмодель организации помощи школьной молодежи с девиантным поведением.

База исследования: Мачулищанская СШ.

В исследовании учавствовало 55 респондентов.

 

Список литературы:

1.Анапрэенка Я.Р., БяганскiМ.М.Фактары, якiя дэтэрмiнуюць супрацьпрау-ныя паводзiнынепауналетнiх.//Адукацыя i выхаванне.-2000.-N6.-С.52-54.

2.Беличева С.А. Основыпревентивной психологии.М.:Редакционно-изда-тельский центр Консорциума “Социальное здоровье России”,1993.-199с.

3.Бойко А.А.Социально-педагогические аспекты профилактики асоциаль-ного поведенияучащихся.// Адукацыя i выхаванне.-1995.- N10.-С.39-48.

4.Боссарт А.Аутсайдеры,’чучела’ и другие.//Семья и школа.-1990.- N4.-С.26-28.

5.Горшкова Е.А. Педагогическаядиагностика учащихся старших классов при организации реабилитационнойработы.//Проблемы личности, профи-лактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семи-нара 28-30июня 1992года подредакцией И.А.Невского.М.1993.-С.72-84.

6.Горьковская И.А. Особенностиагрессивности у подростков с противо-правным поведением.//Псiхалогiя.-1998.- N3.-С.3-12.

7.Ермолич С.Я.Ценностно-нормативные знания у подростков как условия повышения эффективностиранней профилактики девиантного поведения. //Социально-педагогическаяработа.-1999.- N6.-С.37-43.

8.Кедярова Р.Н. Психологические причины неуспеваемости и работа шко-лы спедагогически запущенными учащимися.// Социально-педагогическая работа.-1999.- N6.-С.67-76.

9.Клышевич Н.Ю. Условияэффективности психической адаптации школь-ников в социальнойсреде.//Гуманистическое формирование личности в со-временных условиях: Сборник статей под редакцией А.В.Торховой.Мн., 1998.-С.76-84.

10.Курьянович Ю. Як здзейснiцьдобрыя намеры?//Настаунiцкая газета.- 2001.-N18.-С.2.

11.Кучинский А.И.Предупреждение подростковой и молодежной преступ-ности-настоятельное велениевремени.//Праблемы выхавання.-1996.- N2.-С.46-53..

12.Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическаяпроблема.//Социально-педагогическая работа.-1999.- N1.-С.2-14.

13.Мицкевич В.В., Метлицкий И.Е. К вопросу об источниках формированиядевиантного поведения детей и подростков относительно положений Конвенции “Оправах ребенка”.//Социально-педагогическая работа.-1999.- N3.-С.37-45.

14.Наш проблемный подросток: Учебноепособие под редакцией Л.А.Регуш СПб.: Союз,1999.-144с.

15.Несовершеннолетние в РБ: основыправового положения, правовой защи-ты и ответственности: Научно-практические комментарии к законодатель-ству и иным нормативнымактам о несовершеннолетних под ред.И.О.Грун-това.Мн.: “Тесей”,1999.-608с.

16.О необходимости поддержкивосстановительного подхода к подростко-вой преступности “Левенская декларация”под редакцией А.А.Дубровской М.: МООЦентр Судебно-правовая реформа,1999.-25с.

17.Паздников М.А. Факторы, способствующиекриминогенному поведению несовершеннолетних.//Праблемы выхавання.-1997.- N9.-С.12-20.

18. ПархомовичВ.Б. Влияние социометрического статуса в классе наасо-циальное поведение подростка.// Псiхалогiя.-1998.- N3.-С.13-20.

19.Пряхина М.В., Фурманов И.А. идр. Потребность подростков в социаль-но-педагогической и психологическойпомощи.//Гуманистическое форми-рование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В.Торховой.Мн., 1998.-С.84-97.

20.Раева В.М. Структурныеособенности личности несовершеннолетних правонарушителей.// Проблемыличности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семи-нара 28-30июня 1992года подредакцией И.А.Невского.М.1993.-С.85-94.

21Сахарчук В.В., Юрова Е.А.Правовые и социально-психологические фак-торы преодоления антисоциальногоповедения подростков.// Адукацыя i выхаванне.-1999.- N5-6.-С.48-51.

22.Сенько В.Г. Почему они стали такими?// Социально-педагогическая работа.-1999.- N2.-С.26-38.

23.Социология  молодежи: Учебник под редакцией В.Т.Лисовского.СПб.: Издательство СПб университета,1996.-458с.

24.Степанов В.Г. Психология трудных подростков: Учебное пособие.-М.:Издательский центр “Академия”,1996.-320с.

25.Суботина С. Средства, сэкономленные на воспитании детей, потом идут навойну с ними.//Настаунiцкая газета.-2000.- N40.-С.3.

26.Торхова А.В. Царик И.А.Некоторые аспекты отклоняющегося поведе-ния подростков.//Гуманистическоеформирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В.Торховой.Мн., 1998.-С.68-76.

27.Федеральный закон об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних.//Первое сентября.-2000.- N73.-С.4

28.Шиханцов Г.Г.Социально-психологические причины преступности не-совершеннолетних: Учеб. пособие для студентов.М.: Юридическаялитера-тура,1985.-173с.

29.Як утаймаваць падлеткавуюзлачыннасць?//Настаунiцкая газета.-2000.- N44.-С.3.