Особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова»

Факультет психологии

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Выполнила: Студентка 3 курса Ермолина Юлия

Научный руководитель: Кузнецова Ольга Евгеньевна

Архангельск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ

.1 Сущность понятия лидерство в психологии

.2 Подходы к диагностике лидерства

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

2.1 Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных

.2 Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии

.3 Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

.2 Особенности интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних правонарушителей

3.3 Представление о лидерских качествах у группы несовершеннолетних осужденных и школьного класса

.4 Направленность лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается тенденция «омоложения» состава лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Из общего числа несовершеннолетних преступников почти треть приходится на «младшую» возрастную группу от 14 до 15 лет [9. с. 13].

Подростки в спецучреждениях живут, учатся и работают в различных по составу, размеру, целям деятельности группах. Неотъемлемой частью их криминальной субкультуры является особая стратификация правонарушителей в неформальном общении. Статус личности подростка, его личностная позиция складываются под влиянием целого ряда факторов. Чтобы успешно руководить общением подростков в неформальных группах, сотрудникам исправительных учреждений необходимо хорошо знать позиции всех членов группы, а так же особенности каждой ступени групповой иерархии.

16 стр., 7628 слов

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ...

... ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей». Проблема исследования: каковы особенности жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей? Цель исследования: выявить и определить особенности жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей. Объект исследования:несовершеннолетние правонарушители. Предмет исследования: структура ...

Во многом направленность группы несовершеннолетних в исправительном учреждении определяется позицией лидера, функция которого заключается в планировании, определении способов и путей к достижению групповых целей, контроль за внешними и внутренними связями и другие. Опытные сотрудники спецучреждений знают, что если найден «ключ» к лидеру, то значит вся группа в их руках.

Однако для выявления лидера необходимо знать определенные качества личности, которыми должен обладать подросток, чтобы занять верхнюю ступень криминальной иерархии. К таким, например, может относиться наличие организаторских способностей, развитые волевые качества, умение властвовать другими осужденными, подчинять их своему влиянию и т.п.

В психологии достаточно широко рассмотрена проблема выявления лидерских качеств у несовершеннолетних. Однако упор сделан на школьников и других подростков, несвязанных с преступным миром. Учитывая рост численности несовершеннолетних правонарушителей, следует больше внимания уделять изучению социально — психологического климата в криминальной среде. Именно поэтому проблема лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей становится актуальной в современном мире.

Цель работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Объект исследования: лидерство как психологический феномен

Предмет: особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Теоретические задачи:

1.Изучить понятие «лидерство» в психологии

.Изучить психологические особенности группы несовершеннолетних правонарушителей

.Выявить особенности лидерства в группе несовершеннолетних правонарушителей

Гипотеза: лидерство в группе несовершеннолетних правонарушителей и в школьном классе различаются по следующим параметрам:

.Лидерские качества в группе несовершеннолетних правонарушителей носят в большей степени отрицательную направленность.

24 стр., 11558 слов

Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией

5. Психологические теории лидерства 3. Управление лидерством в организации 4. Роль ... действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер). Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный ... и его структурное, институциональное обособление повышаются. В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих ...

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ

.1 Сущность понятия лидерство в психологии

Проблема лидерства рассматривается как отечественными, так и зарубежными психологами. Однако ни те, ни другие так и не дали единого определения данному психологическому феномену.

Обзор различных определений лидерства в зарубежной науке предпринимался не раз. Это пытались сделать Р. Моррис и М. Симан, С. Шартл, С. Джибб и многие другие авторы. Р. Стогдилл в своем «Руководстве по лидерству» объединил все определения в 11 групп. Однако наиболее популярной трактовкой лидерства является «лидерство как осуществление влияния». То есть лидерство — это процесс влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей. Согласно данной теории, индивиды отличаются друг от друга, кроме всего прочего, степенью их влияния на поведение группы. Однако, как отмечает Кудряшова Е.В., процесс влияния является взаимным. Следовательно, данное определение преувеличивает степень влияния лидера на последователей, которым отводится пассивная роль внутри группы [7, c.26].

Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» гораздо позднее зарубежных коллег, лишь с конца 60-х — начала 70-х годов 20 века. Согласно с трактовкой, принятой в отечественной социальной психологии под лидером понимается «член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [15, c.159].

Однако существуют и другие подходы к трактовке данного феномена. Основные теории лидерства, существующие в современной науке, стараются объяснить либо причины и потребности лидерства, либо его природу и носят преимущественно описательный характер. Поэтому многообразные теории лидерства, появившиеся в социальных науках в период с конца XIX и до 80-х годов XX века, можно объединить в три большие группы.

Первую группу составляют теории, которые пытаются ответить на вопрос «кто такой лидер?», т.е. теории, исследующие личность лидера (теории «великого человека или героя», теории черт и т.д.).

Во вторую группу теорий входят поведенческие теории, теории обмена, трансактного анализа, а так же мотивационные теории. Данная группа теорий анализирует действия и поведения лидера, которые позволяют ему успешно организовывать деятельность группы. Третья группа теорий исследует условия, в которых происходит процесс лидерства. Это ситуативные, личностно-ситуативные теории, теории случайностей, гуманистические теории, т.е. теории, изучающие социальный контекст лидерства [8,c.118]. Однако в соответствии с целями нашей работы мы будем придерживаться теории черт.

В ранних исследованиях проблемы лидерства считалось, что определяют человека как лидера и сохраняют за ним этот статус исключительно его личностные качества. Авторы теории лидерских черт (С.Клубек, Б.Басс, Е. Боргатт и др.) объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных черт характера индивида. Проанализировав результаты своих исследований Р. Каттел и Г. Стайс выделили следующие черты, присущие лидеру: нравственная зрелость, влияние на окружающих, целостность характера, социальная смелость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, управление своим поведением, предприимчивость, отсутствие излишних переживаний [1, c.218].

19 стр., 9102 слов

Основные теории и психологические типологии политического лидерства и лидера

... самих лидеров, так и стилей лидерства, и феномена лидерства в целом. Учитывая это, рассмотрим накопленные научные данные максимально широко. Глава 1. Основные теории лидерства Раздел 1. Теории «героев» и «теории черт» Теории данной группы ...

Попытка выделить лидерские качества так же предпринята А. Лоутоном и Э. Роуз. Они приводят следующие десять качеств: дальновидность; умение определить приоритеты; стимулирование последователей выражением признания и вознаграждения за успехи; владение искусством межличностных отношений; стойкость; харизма; гибкость; решительность; способность идти на риск.

Аналогичную работу проделал и Р. Манн, выделив те качества личности, которые в значительной степени влияют на поведение человека как лидера: интеллект, приспосабливаемость, экстравертность — интравертность (лидерам в большей степени характерна экстравертность), способность влиять на людей, отсутствие консерватизма, восприимчивость и эмпатия. Р. Манн так же отмечает, что лидерство можно рассматривать и оценивать по-разному: с точки зрения члена группы, с точки зрения исследователя и в плане соответствия лидера определенным критериям. То есть роль отдельных черт характера в лидерстве неоднозначна и во многом зависит от избранного подхода к лидерству. Так же нужно отметить, что выполнение лидерских функций развивает необходимые для этого качества, то есть нельзя говорить о постоянстве лидерских качеств или их отсутствии, что предполагает теория черт [7, c.57].

Раскрывая понятие лидерства, необходимо так же отметить существующие его типологии. В советской психологии типология лидерства строится на трех основаниях, связанных с определением содержания, стиля и характера деятельности лидера. В связи с этим выделяются следующие типы лидерства: [16, c.111].

. По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором. 2. По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля. 3. По характеру деятельности: а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера лишь в определенных, специфических ситуациях.

Независимо от стиля, который выбирает лидер для организации эффективной деятельности группы, он играет большую роль в функционировании группы в целом. Ю.Н. Емельянов выделил 14 основных функций лидера. Среди них отметим следующие: лидер как пример, как источник поощрений и наказаний, как регулятор отношений внутри группы, как представитель группы во внешней среде и т.д. [7].

1 стр., 462 слов

Неформальные группы и лидеры коллектива.

... характеристику психологических типов.         Неформальные группы и лидеры коллектива. Неформальная группа в коллективе объединение работников на основе взаимных симпатий, общности интересов, ... себя. Отказывая людям, старайтесь «подсластить пилюлю».   В процессе общения необходимо учитывать возраст, пол, личные обстоятельства людей, а также психологическую характеристику ...

Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит. Например, в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных»

.2 Подходы к диагностике лидерства

С пониманием лидерства как процесса межличностного взаимодействия тесно связан вопрос диагностики лидеров. В целом, можно выделить три диагностических подхода, применяемые в практической социальной психологии.

Первый-применение тестовых процедур. При всем их внешнем различии, все они являются модификациями социометрического метода. Каждый член группы, отвечая на вопросы теста, ставится в ситуацию гипотетического выбора. К такому виду методов относится, например, методика «Диагностика функционального лидерства в малых группах», в которой предлагаются такие ситуации, как: «С кем бы ты хотел готовиться вместе к контрольной работе?» или «Кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, нужно привлечь к проведению конкурса?» [20, c.328].

Предполагается, что у каждого члена группы есть осознанное представление о том, кто в группе выполняет те или иные лидерские функции. Однако, применяя подобные тестовые процедуры, мы не можем быть уверены в том, что гипотетический и реальный выбор совпадут.

Социометрический анализ обращается к эмоционально-психологической сфере взаимодействия индивидов, видит в членах группы «звезд», «ведомых», «предпочитаемых», «отвергаемых», «аутсайдеров» и т. д., т. е. делает попытку представить групповую структуру только в виде иерархии психологических статусов членов групп. Лица, получившие наибольшее количество выборов, так называемые «звезды», рассматриваются в социометрии как неформальные лидеры группы. Однако нельзя с уверенностью сказать, что выбранный группой индивид как лидер будет обладать лидерскими качествами и организаторскими способностями [16, c.103].

Второй диагностический прием — использование метода референтометрии. Это способ выявления групп и лиц, обладающих для человека ценностной значимостью. В случае диагностики лидеров, выявляют референтных членов группы, т.е. тех, к мнению которых прислушиваются, хотя при этом не всегда на это мнение ориентируются при построении собственного поведения [4, c.222].

Третий подход к диагностике лидерства в малой группе связан с динамическим пониманием этого феномена. Изучать лидерство — это одновременно и создавать его, давая группе опыт работы с лидером и наблюдая за происходящими в группе изменениями. Суть данного подхода заключается в создании ситуации реального взаимодействия в значимой для группы сфере жизни. Наблюдение за группой может осуществляться в реальной групповой ситуации, смоделированной ситуации, игре. Исследователю в данном случае необходимо иметь четкое представление о признаках проявления лидерских качеств и поведения у того или иного члена группы [4, c.223].

24 стр., 11545 слов

Психология преступных групп и криминальной субкультуры

... вымогательство, грабежи), контролируют общеуголовную преступность. Необходимо отметить, что единая, универсальная и общепризнанная классификация (типология) криминальных групп до! настоящего времени не создана. ... склонения к преступному сотрудничеству; втягивание в преступную деятельность криминальной среды несовершеннолетних в качестве исполнителей (угон автотранспорта, участие в массовых ...

Таким образом, нужно отметить, что лидер играет большую роль в деятельности группы. Он, обладая определенным влиянием, должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед нею задач.

Как отмечают многие исследователи, индивид может стать лидером только при наличии у него необходимых для этого качеств. Наиболее часто упоминаемыми из них являются: влияние на окружающих, доминирование, предприимчивость, сила воли, способность быстро адаптироваться, стремление к саморазвитию, экстравертность, эмпатия, дальновидность и др. Однако наличия лишь этих качеств недостаточно для осуществления эффективного лидерства, необходимо так же учитывать те условия, в которых происходит данный процесс.

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

2.1 Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных

Как мы уже отметили в первой главе, при изучении лидерства необходимо учитывать не только качества лидера, но и те условия, в которых протекает данный процесс. Именно поэтому прежде чем начать рассматривать особенности лидерства в группе несовершеннолетних правонарушителей, необходимо охарактеризовать их психологические особенности и ту среду, в которой они пребывают.

Внутренний мир несовершеннолетних осужденных наполнен различным идейно-нравственным содержанием отрицательной направленности, которое ярче всего проявляется в асоциальной субкультуре несовершеннолетних правонарушителей.

Понятие асоциальной или криминальной субкультуры как социально-психологического явления довольно сложное и многообразное. В рамках нашей работы данное понятие мы будем рассматривать в узком смысле, т.е. как различные проявления, характеризующие «законы», «традиции» преступного образа жизни [3, c.154].

Сотрудникам специальных воспитательных и исправительных заведений необходимо знать, есть ли на их территории социально-негативные явления и как далеко зашло расслоение неформальной сферы отношений. Для этого нужно знать внешние признаки криминальной субкультуры. Пирожков В.Ф. отмечает, что проявления криминальной субкультуры сходны во всех закрытых специальных воспитательных и исправительных учреждениях для несовершеннолетних.В их перечень входят такие признаки, как: жесткая групповая стратификация;наличие меченых столов, посуды, одежды и других предметов; групповые нарушения режима; факты полового извращения и т.д. [18, c.118].

Однако следует использовать все эти критерии в системе, т.к. ряд внешне сходных признаков присущ подростково-юношеской субкультуре вообще. Необходимо не только установить наличие тех или иных признаков криминальной субкультуры несовершеннолетних, но и провести их боле глубокий детальный анализ.

11 стр., 5182 слов

Психологические особенности преступности несовершеннолетних

... чердаки для бомжей. В основе высокой криминальной активности и мобильности преступных групп несовершеннолетних лежат социально-психологические механизмы переживания успеха в групповой ... профилактической работы. Групповой характер преступности несовершеннолетних. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, ...

Ценность изучения и знания криминальной субкультуры наблюдается и при социально-психологических исследованиях. Использование методов прямого изучения групп несовершеннолетних в специальных исправительных учреждениях не всегда корректно и успешно, т.к. социометрические методики в среде преступников не отражают объективной картины внутригрупповых отношений. Данное явление имеет ряд причин. Во-первых, криминальные группы не допускают проникновения «чужих» в законы и правила внутригрупповых отношений. Во-вторых, лишение свободы и другие ограничения являются мощным психотравмирующим фактором, помещая, таким образом, осужденного в ситуацию фрустрации. Социометрическое измерение искажается еще и потому, что в преступной среде существует стойкое отвержение одних членов группы другими при наличии между ними враждебных отношений [18, c.113].

В отличие от групп законопослушных подростков и юношей в криминальных группах социально-психологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией, т.е. социальным клеймением. Средствами социальной стигматизации являются: [11, c.56].

·Татуировки, в которых отражается опыт несовершеннолетнего в криминальной деятельности, степень его авторитетности в уголовной среде

·Клички, по степени благозвучности (неблагозвучности), возвышенности (оскорбительности) которых можно судить о положении личности в групповой иерархии (чем благозвучнее кличка, тем выше положение личности в группе осужденных)

·Система вещественных атрибутов, к которым относится носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и т.п. Например, лидер («вожак») первым получает пищу в столовой, носит самую новую одежду и т.д.

·