Социальная работа с детьми-сиротами в условиях детского дома

 

 

 

Социальная работа с детьми-сиротами в условиях детского дома

Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы»

 

 

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. История возникновения социального явления как сиротство в России  .5

1.1 Понятие сиротства и причины возникновения…………………………..5

……………………………………………………… 1.2 Форма устройства детей сирот. 10

Глава 2 Содержание социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома  18

……………………………….. 2.1 Социальная работа в условиях детского дома. 18

2.2 Проблемы и вопросы в организации социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома в условиях детского дома. 2.2

Заключение. 29

Список литературы.. 3

0

 

 

Введение

 

Актуальность  данной темы заключается в быстром росте численности детей — сирот попадающих в детские дома. Социальная работа и социальная защита детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и социума. И на сегодняшний день проблема сиротства является актуальнейшей из проблем в современной России.

5 стр., 2171 слов

Сюжетно — ролевые игры как условие развития социальной адаптации ребенка

... взрослыми. ‘Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются в социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности’ Как yже отмечалось, игpа “выpастает” из пpедметно ... придавать своему голосу правильные интонации, в этом случае игра покажется вашему ребенку более увлекательной. Так что, если изображаете маленького несчастного козлика, которого норовит ...

В настоящее время активно формируется на всех уровнях общественной жизни и государственного управления понимание, что каждый сирота нуждается в помощи, которая не должна ограничиваться лишь помещением его в специализированное детское учреждение, где есть еда, медицинская помощь, одежа и опека и попечение. Ведь каждый ребенок имеет право на качественную жизнь и полноценное в семейных условиях детство.

Работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, изучали в своих работах таких исследователи как: Холостова Е.И и Мельников В.П  «История социальной работы», Максимов Е. «Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России», Козырева «На полпути от улице к дому» и многие другие писали о проблеме детей оставшихся без попечения родителей.

Чтобы понять причины возникновения социального сиротства и детей сирот предстоит определить пути решения проблемы, историю возникновение проблемы и ее нормативно-правовую базу ведь современные общественные отношения связаны с историческим прошлым.

Я выбрала данную тему курсовой работы, потому что мне не безразлично судьба сирот, ведь они являются сейчас и в будущем неотъемлемой ячейкой общества, но на данный период рост социальных сирот и детской безнадзорности стремительно растет. Связанно это с нестабильностью института семьи и социально-экономической жизнью страны и с каждым днем растет число детей и людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

В России, согласно статистическим данным, численность учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остается высокой. Так на начало 2013 года было зафиксировано более 643 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей на сегодняшний день, составляют значительный слой населения нашей страны.

Объект исследования — социальная работа с детьми-сиротами.

Предмет исследования — формы и методы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома.

Цель исследования – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома.

В соответствии с целью поставлен ряд основных задач:

1. Раскрытие и рассмотрение понятие сиротства и причины появления данного феномена.

2. Рассмотреть и раскрыть формы устройства детей-сирот.

3. Рассмотреть специфика социальной работы в условиях детского дома.

4. Раскрыть проблемы и вопросы связанными с детьми-сиротами

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

 

Глава 1. История возникновения социального явления как сиротства в России.

8 стр., 3505 слов

Педагогические условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся ...

... является воспитание. Успех воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит и его социализации, в значительной степени определяется тем, насколько эффективно педагог использует воспитательный потенциал социально-педагогического ...

1.1. Понятие сиротства и причины возникновения.

Сиротство — социальное явление, отражающие наличие в обществе детей-сирот оставшихся без попечения родителей, а именно детей, родители которых умерли, а также детей,  родителей лишенных родительских прав или признанных судом недееспособнымидети, родители которых признаны судом безвестно отсутствующими или находятся в местах лишения свободы и т. д.

В нашей стране причины происхождения такого феномена как сиротство  погружается своими корнями глубоко в историю, оно связано с периодом образования феодального государства. С тех пор государственные указы касались в основном, официально установленных форм обустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Попечение детей-сирот с помощью специальных детских учреждениях считается, что в первый был открыт при монастыре в Новгороде в 1706 году  тогда Новгородский митрополит Иов возвел за собственный счет в Холмово-Успенском монастыре “сиропитательницу” для “зазорных” младенцев. И тем самым история подобного рода заведений положило начало. По прошествии времени воспитательные дома открывались и при других Православных монастырях и церквях. Содержались воспитательные дома на подаяния благотворителей. Указом ПетраПервого,  во всех губерниях открывались воспитательные дома. Воспитывая детей за счет казны страны, государство распоряжалось ими по своему усмотрению.

В последующие годы при приемниках Петра Первого воспитательные дома  закрылись. Заново создаются воспитательные дома и приюты под патронажем Екатерины Второй. В последствии они были причислены к государственным учреждениям, главной целью которых было, укрыть на время детей от беды, а затем определить в «семью благонравного поведения».

В 1764 году был открыт Московский Воспитательный дом. При создании его руководствовались соображениями такими как: все бесприютные дети имеют право на попечение о себе со стороны государства; попечение о них должно быть не менее тщательным, чем попечение родителей о своих детях; воспитанные надлежащим образом, они становятся трудоспособными и полезными гражданами. Бывая в Москве, Екатерина II в обязательно порядке посещала воспитательный дом, оставляя там большие суммы денег. В число благодетелей вошли известные государственные деятели, чиновники, иерархи русской Православной церкви.

Условия жизни в воспитательных домах ухудшалось, а число детей стремительно росло. Чрезвычайная теснота, не хватка в питании, отсутствие медицинской помощи и ухода привели к очень высокой детской смертности. С конца 19 века земства стали принимать активное участия в деятельности воспитательных домов. При некоторых домах открывались школы, воспитанники обучались ремеслам для обеспечения их трудоустройства. Существовавшие учреждения воспитательных домов не могли принять и вместить всех беспризорных детей.

С 1917 г. были упразднены приюты.  Дети-сироты раннего возраста назначались дома младенцев, а дети определялись в детские дома, это были дети дошкольных и школьных возрастов.

14 стр., 6511 слов

Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся ...

... детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также гарантируется полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ... жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии. Вопрос « ...

События Гражданской войны привели к проблеме массовой детской беспризорности. В 1917 г. после Октябрьской революции, все дети были объявлены государственными, а воспитательный процесс был унифицирован [1, с. 170].

После разрухи и тяжелого следствия Гражданской войны в начале 20-х годов в государстве развернулась борьба по устранению  детской беспризорности. В 1920-е годы уже существовали различные виды государственных интернатных учреждений: детские дома, детские коммуны и городки, дома ребенка, трудовые колонии и пионердома. К 1921 году беспризорных детей было зафиксировано 4,5 миллиона человек. Для искоренения массовой детской беспризорности понадобилось примерно 15 лет. И значительные усилия со стороны общества и государства потребовались для решения проблемы детской беспризорности.

Педагоги 1920–1930-х годов искали новые пути и формы воспитания детей-сирот. Многие из них отдавали предпочтительность детским домам смешанного типа, содержащих детей дошкольного и школьного возраста. В учреждениях семейного типа появляется высокая ответственность старших воспитанников по отношению к младшим, к тому же психологический климат в таких заведениях мягче и ближе к домашнему. К середине 1930-х годов детский дом, как одна из форм государственного попечения о детях, был признан лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения.

Во второй половине 30-х гг., в период нарастания репрессий и культа, в системе государственной охраны детства случились изменения. В 1935 упразднены комиссии для несовершеннолетних детей. Колоны и трудовые коммуны переданы в ведение НКВД. С большой опасностью вопрос о судьбах детей-сирот в который раз встал в годы Великой Отечественной войны. Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (1942) создавалась дополнительная сеть детских домов, увеличивались возможности участия граждан в форме опеки и патроната воспитывать осиротевших детей. Потеряли родителей во время войны сотни тысяч детей, и необходимо было уберечь их, устроить в детские учреждения. На деньги государства создавались новые детские дома для детей  партизан и детей, родители которых погибли во время войны, дл детей воинов Советской армии, К концу 1945 г. таких домов было около 120. На средства общественности также создавались детские дома для детей, оставшихся без родителей. Согласно статистике тех лет только 20% послевоенных беспризорников являлись реальными сиротами. Сиротские учреждения послевоенного времени не были благополучными: воспитанники жаловались на жестокое обращение, побои, попытки изнасилования со стороны воспитателей.[2,с.145]

Большая реорганизация детских домов в СССР проведена в конце 50-х, середине 60-х гг. В государстве была создана сеть школ-интернатов, большое количество детских домов превращено в школы-интернаты, а имевшие неудовлетворительную материальную базу — закрыты.

17 стр., 8490 слов

Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот

... детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях детского дома; - выявить преимущества разновозрастных групп в детских домах; - рассмотреть характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ...

В конце 70-х — начале 80-х гг. в системе детских домов и школ-интернатов сложилась нелегкая ситуация, проявлявшаяся как в нехватке материально-технической обеспеченности, так и в организацию жизни детей. Этот же период отмечается большим количеством численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением состава осиротевших детей, что было вызвано неблагополучными социальными склонностями в развитии общества. Обозначилась также тенденция к приросту численности детей, брошенных матерями после рождения. Воспитание детей с младенческого возраста вне семьи накладывает отпечаток на психическое, физическое и социальное развитие человека, затрудняет работу воспитателей в детских домов.

Для улучшения воспитательной работы и материального обеспечения детского дома специальными решениями предусматривались значительные, подъемы расходов на удовлетворение потребностей воспитанников детского дома, снижение наполняемости классов и воспитательные группы, введение новых должности психолога, повышение зарплаты педагогических работников детского дома, улучшение медицинского обслуживания, режима труда. Приняты меры по дополнению материальной помощи выпускников детского дома и их трудоустройстве и обучению, по улучшению подготовки специальных кадров, введена специализация в ряде педагогических вузов страны.

Огромная роль выделяется участию широкой общественности в воспитании детей-сирот, в том числе  оказанию помощи детским домам через различные общественные, фонды, в том числе Российский детский фонд.

Сеть детских домов в Российской Федерации включает: дошкольные детские дома; смешанные; детский дом для детей школьного возраста. Для поддержания родственных связей детей из одной семьи помещают в один тот же детский дом.

В настоящее время активно формируется на всех уровнях общественной жизни и государственного управления понимание, что каждый сирота нуждается в помощи, которая не должна ограничиваться лишь помещением его в специализированное детское учреждение, где есть еда, медицинская помощь, одежа и опека и попечение. Ведь каждый ребенок имеет право на качественную жизнь и полноценное в семейных условиях детство.

1.2. Форма устройства детей сирот.

 

На 2012 год в России насчитывается больше 1000 детдомов, 227 домов ребенка 83 интерната, еще в 2006 году количество детских домов уменьшалось на 24%, а именно если в 2006 году было 1770 учреждений, то к 2011 их стало 1344 и с каждым годом цифра становится все меньше и меньше.

В семейном законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В социальной международной практике известны формы устройства детей-сирот, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Семейные формы устройства детей – это усыновление (удочерение) и опека (попечительство).

2. Государственно-общественные или альтернативные формы устройства детей это — семейный детский дом (приемная семья), патронатная семья, детские деревни SOS, фостеровская (замещающая семья), временная приемная семья.

12 стр., 5882 слов

Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, ...

... права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми; - опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а ...

3. Государственные формы устройства детей это — дом ребенка, детский дом, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей [12, с.71].

Семейные формы устройства выражаются как наиболее приоритетные, так как дают детямвероятностьобрести положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

1. Семейные формы устройства детей-сирот

Среди форм постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлению (удочерению) принадлежит особое место. [3,c 274]

Опека и попечительство — это формы устройства и защиты прав детей-сирот и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. [ГК РФ ст 31]. Опекун также охраняет личные и имущественные права недееспособных лиц и несет ответственность и контроль за имуществом опекаемого, но сам не имеет права распоряжаться данным имуществом. Чаще всего под опеку отдаются те дети, которые имею с опекуном прямые или косвенные родственные связи, опеку принимают дедушки, бабушки или дяди и тети детей. Но около 5% человек не приходятся родственниками опекаемому. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложена такая ответственность. Органы опеки и попечительства на основании решения суда определяют опекуна. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав.

Понятие попечительства очень близко к опеке. Отличительной чертой здесь является то, что опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над несовершеннолетнимив возрасте от 14 до 18 летпри отсутствии у них родителей. Попечитель обязан защищать права и интересы подопечного, проживать (в большинстве случаев) вместе с ними выполнятьлежащие на родителях обязанности по воспитанию; обеспечиватьподопечному необходимые бытовые условия, уход за ним и его лечение. Охранять его от злоупотребления со сторонытретьих лиц.Под попечение, по сопоставлению с опекой, может попадать значительно больше широкая категория детей и взрослых. Права детей, находящихся под опекой (попечительством), а также обязанности опекунов (попечителей) определяются Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации. На подопечных детей распространяются льготы, нормы и преимущества, установленные для воспитанников детских домов.

Невзирая на многообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей непрерывно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Огромная доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к независимой жизни позже окончания учебного заведения. Помимо этого, множество сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, приобретения жилья, создания семьи.

14 стр., 6962 слов

Создание методико-психологического клуба "Школа приемных ...

... – создание «методико-психологического клуба “Школа приемных родителей” по подготовке семей к усыновлению детей - сирот, при доме ребенка №2». 1.1 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОЕКТА Изменение экономических ... сиротство. Эти дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома - в детских домах, приютах, интернатах. Официальная статистика показывает, что численность «социальных сирот» составляет ...

Таким образом, проблема сиротства в России остается востребованной и требующей внимания, как государства, так и социума в совокупности.

Государственные формы устройства

Дом ребенка — организация здравоохранения, предназначенное для развития, воспитания и оказания медицинской помощи подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, детям-сиротам, и детям с дефектами развития.Воспитанникам дома ребенка являются дети от рождения до трех лет, дети с дефектами развития до четырех лет. Обычнодетипопадающие сюда из больниц и роддомов.  В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Всего в стране 227 домов ребенка, в них содержится 17,5 тыс. детей. Основная деятельность дома ребенка –это воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенкаобеспечиваются,веем необходимым включая питание, игрушки и другие нужды ребенка с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом –является такжегосударственным образовательно-воспитательнымучреждениемдля детей, оставшихся без попечение родителей или не имеющих таковых вследствие смерти родителей, лишение родительских прав или по другим предусмотренным законом обстоятельствам, нуждающихся в помощи государства в учреждении котором обеспечивается содержание, контроль, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет. Также различаются детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 1012 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 48,3 тыс. человек. В детский дом могут приниматься дети из домов ребенка, от частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома является: организация детям условий для воспитания и получения образования, подготовка к самостоятельной жизни за стенами учреждения, помощи при выборе профессии и трудовой занятости. Они также как и дом ребенка обеспечивают своих подопечных всем необходимым включая питание, одежда, обувь, инвентарь по установленным нормам, играми, игрушками, школьными принадлежностями. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу.

Школа-интернат – это государственное учреждение,  предназначенное для круглосуточного пребывания детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей имеющих проблемы с обучением или развитием ребенка, для их содержания, воспитания, обучения и развития.

Можно различить  несколько типов интернатов: — интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии; — вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития; — специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин; — интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В настоящее время стали появляться все больше интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний период в России более 83 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых могут обучаться, проживать и воспитываются около 28,0 тыс. детей; 218 школ-интернатов для детей-сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 19 тыс. детей-сирот. В данных учреждениях у более 90% детей живые родители.

12 стр., 5786 слов

Технология работы социального педагога в центре помощи детям, ...

... установками. В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа [18, с. 280]. Большая роль в ... от места жительства. В центры помощи детям принимаются [17, с. 159]: 1) дети-сироты; 2) дети, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских ...

Приют –является специализированным государственным  учреждением системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям — сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. В приюты детей чаще всего определяют социальные работники органы опеки и специалисты данного учреждения. Приютысоздаются для временного пребывания ребенка. Вид помощи конкретной помощи, которая будет предоставляться ребенку, зависит от типа приюта. Приют общего типа основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте и его могут забрать родители. Состав и возраст детей, устанавливается организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного нахождения ребенка с надлежащими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основными задачами приюта является профилактика и диагностика личной ситуации, в которой находится ребенок, и устанавливает его дальнейшую судьбу, а также оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация.

Центры временного содержания — форма временного устройства ребенка, созданная с целью оказания ему срочнойпрофессиональной помощи специалистов. В такой помощи нуждается ребенок, которого, в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной социальной поддержки или психолого-педагогической помощи. Важнейшим направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. В основном такие центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями. Сегодня в нашей стране больше 150 социально-реабилитационных центров это центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры временного пребывания детей-сирот.

Государственно-общественные или альтернативные формы устройства

Такие формы устройства детей-сирот могут являться долговременными или кратковременными, пребывание ребенка в семье осуществляется с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, забравшим на себя заботы об их воспитании.

Семейный детский дом (приемная семья) — форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. [4,с 28]

3 стр., 1147 слов

«Эффективность социальной работы с детьми-сиротами на примере ...

... эффективность работы специалистов с детьми-сиротами на примере детского дома «Приют» Алтайского края г.Барнаула. Тема: «Эффективность социальной работы с детьми-сиротами на примере детского дома «Приют» Алтайского края г.Барнаула ... социальной работы, 2003. - 761 с. Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. Комков С. ...

Впоследствии получила название » приемная семья». Граждане супруги или лица не состоящее в браке взявшие на воспитание более 8 детей, называются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются «приемными детьми», а такая семья — «приемной семьей». Родители воспитатели получают денежное пособие и их работа включается в трудовой стаж работника, что касается детей то дети находятся на полном государственном обеспечении. В  таких семейных детских домах организовывают условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по представлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся на статус » приемная семья» и заключают с местными органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной семье».
В России насчитывается 386 приемных семей, в которых воспитывается более 2,3 тыс. детей. Однако в последние годы из-за сложной социально- экономической ситуации в стране число приемных семей заметно сокращается, а новых почти не создается.

Детские деревни — SOS (СОС-киндердорф) -это особый альтернативная замена детскому дому с семейным воспитанием, для детей потерявших родителей создаются все комфортные условия для их реабилитации и в дальнейшем приобретении счастливого детства. В детских деревнях воспитывают детинепосредственно с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии.

В Российской Федерации пока открыто всего 6 детских деревень, в которых нашли свой дом больше 400 детей-сирот.

Временная приемная семья –это форма устройства ребенка, для разрешения на время его проблем в семью специально обученных профессиональных специалистов, таких как социальных работников, психологов, педагогов и медиков которые помогут ему и определят его дальнейшую судьбу продвижения.

Фостеровская (замещающая) семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей [5, с.82].

В России временная семья не так сильно применяется и расспрастраняется как другие форму устройста и это связанно с экономическими и социальными проблемами в нашей стране. Основная цель такой семьи — поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью.

Патронатная семья  под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).

Главная цель приемной и патронатной семьи — создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.

 

Глава 2. Содержание социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома.

2.1. Особенности личностного становления детей-сирот в условиях детского дома.

Логика исследования потребовала выявления проблем личностного развития детей-сирот, включая особенности их социального становления.

Ситуация сиротства и пребывания ребенка в детском доме всеми исследователями рассматривается как стрессовая и трагическая, оставляющая глубокий след в его судьбе. Отношение к сиротам в большинстве работ определяется идеей изначальной «дефицитарности» ребенка, лишенного чрезвычайно важного для нормального роста и развития компонента — полной родительской семьи [6;c. 10].

В трудах российских и зарубежных психологов показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка.

Последующие исследования показали, что проблемы в развитии воспитанников сиротских учреждений нельзя приравнивать только к последствиям отсутствия у ребенка матери.

Особенностям развития личности детей-сирот посвящены труды российских ученых Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Е.А. Стребелевой, Н.Н. Толстых, для которых общей является идея «дефицитарности» развития ребенка вследствие различных видов депривации. В них обобщены результаты многолетних исследований, проведенных авторами в детских домах и интернатах различного типа.

При исследовании интеллектуального развития воспитанников были выявлены следующие особенности: слабо сформированная картина мира; повышенная ситуативность, снижение вербально-логического мышления.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов наблюдаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере.

Эти отклонения проявляются в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, конформизме, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарастании пассивности, депрессии, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у другихгиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе в целях привлечения к себе внимания при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Исследования сферы общения, проведенные академиком В.С. Мухиной, показали, что ребенок, растущий в условиях учреждения интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Отчужденность, нарушение эмоциональных контактов с окружающими вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, отсутствие навыков общения вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Характеризуя деловые контакты детей с взрослыми, В.С. Мухина отмечает, что они возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает. Контакты со сверстниками также бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Дети-сироты не умеют играть самостоятельно. Постоянную привязанность к сверстникам имеет незначительное число детей [5, c. 30-31].

В. С. Мухина обращает внимание на важные искажения конструкции самосознания детей-сирот [7; c. 127]. Итогом являются: негативное отношение к собственной фигуры; неосуществимость соотнесения себя подлинного с собой в прошлом и грядущем; загвоздки половой идентификации, выражающиеся в смутном и искаженном представлении о грядущей половой роли, в затруднении образования полоролевых стандартов и клише поведения. Реализация притязаний на признание реализуется нередко через физическую силу в среде сверстников, а порой — через асоциальные формы поведения [7, c. 23-33].

Ученые обращают также внимание на важные загвоздки нравственного становления воспитанников детских домов, которые проявляются почаще каждого в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении больше слабых, в снижении эмпатии и, в совокупности, в неудовлетворительном понимании либо непринятии моральных норм, правил и ограничений.

К числу особенно востребованных загвоздок становления воспитанников интернатных учреждений исследователи относят сложности социализации. Под сложностью социализации Л. В. Байбородова, Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысоев, М. И. Рожков понимают «комплекс сложностей ребенка при овладении той либо другой общественной ролью». Поводы появления этих сложностей они видят в «несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям» [8, c. 14].

Общественная обстановка становления ребенка в детском доме при отсутствии типичных для него контактов (семья, друзья, соседи и т. п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе двойственной информации, получаемой ребенком-сиротой из разных источников. В связи с этим зачастую формируются неверные образы общественных ролей и ложное представление о собственной общественной роли как сироты. Эта роль зачастую реализуется человеком в течение каждой его жизни [8, c. 7-10].

Итогом сложностей социализации является низкий ярус общественной адаптации, общественной активности, общественной компетентности воспитанников детских домов, сформированности общественных ценностей.

Отрицательные склонности становления фигуры воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, исключительно умственного нрава и общественного взаимодействия, в неспособности не только сделать удачную семью, но и сберечь ее.

«Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой сокровенной мечтой, впрочем они почаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Неимение положительного (а имеющийся пример, как водится, негативный) примера отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентации детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи либо приводит к копированию отрицательных родительских примеров» (Г. В. Семья и др.).

Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте — молодые матери из числа детей-сирот [9, c. 10].

Загвоздки социализации осложняются задачами в становлении волевой сферы детей-сирот, которые проявляются в отсутствии знания делать независимый выбор, преодолевать сложности, нести ответственность за личные поступки, противоборствовать отрицательным явлениям реальности, отсутствием тяготения к достижениям и триумфу.

В связи с вышеобозначенными задачами в становлении детей-сирот значимыми функциями детских домов всех типов, помимо становления, образования и воспитания, обязаны стать коррекция, реабилитация, адаптация, социализация воспитанников. Данные функции детского дома в контексте теории воспитательных систем выделяет и рассматривает Т. Т. Бурлакова [10,c. 51-52].

Адаптивная функция призвана помогут ребенку адаптироваться к новым для него условиям жизни в детском доме при отрыве от семьи, переходе из дома ребенка в детский дом, поступлении в школу, в процессе постинтернатного становления.

При определении реабилитационной функции Т. Т. Бурлакова опиралась на доктрину «врачебной педагогики», которая ставит задачей обучать, воспитывать и лечить детей единовременно, т. е. в комплексе, с применением медико-психолого-педагогических познаний для ликвидации педагогической запущенности и разных аномалий становления.

Реабилитационная функция детского дома заключается в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка, воспитывающегося вне семьи, в поправлении с поддержкой средств «педагогической реабилитации» отчасти потереных либо ослабленных свойств и функций организма, фигуры ребенка, отдельных ее сторон в целях максимально полного становления его индивидуальных вероятностей (А. В. Гордеева, В. В. Морозов) [11,c. 6]. Реабилитация при этом осуществляется как целевая программа оказания помощи и поддержки ребенку в разрешении задач его личностного становления путем целеустремленного использования психолого-педагогических средств и приемов с применением прикладных медицинских познаний.

Функция социализации направлена на оказание детям-сиротам помощи в преодолении сложностей общественного становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему общественных отношений, принятия общественных ценностей и постинтернатной интеграции в социум.

На первом этапе нахождения ребенка-сироты в детском доме для него особенно важны адаптивная, реабилитационная, коррекционная, компенсаторная функции. Если учреждение не исполняет данные функции, последующее полновесное становление ребенка-сироты, его социализация и эффективная деятельность, направленная на принятие ребенком различного рода ценностей, будут существенно затруднены, а в отдельных случаях невозможны.

Анализ ситуации позволяет утверждать, что особенностям личностного становления воспитанников-сирот обязаны соответствовать и рассматривающие их специфику действие, общение, оглавление образования и воспитания, среда, в которой происходит становление ребенка-сироты.

Так, проблемы личностного становления детей-сирот обусловливают специальные требования к среде учреждения, в которой будет формироваться их система общественных ценностей. Специалисты считают, что организация среды детского дома должна быть направлена на выделение отдельных зон существования ребенка, от коллективных до сугубо индивидуальных, обогащение предметной среды, создание развивающих предметно-игровых зон. Среда детского дома должна предоставить ребенку крупную волю выбора, вариативность режимных моментов и видов деятельности, сделать для него чувствительно интенсивную среду, среду допрофессиональной подготовки.

Общение между педагогами и воспитанниками детского дома имеет исключительное значение для ребенка-сироты. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с огромным количеством людей. В этом взаимодействии он, как было отмечено выше, овладевает разными социальными ролями. В детском доме знаковой фигурой для ребенка является воспитатель, тот, что находится с ним в постоянном взаимодействии, направляет его становление . В связи с этим исключительное значение приобретают личность воспитателя и отношения в детском доме в совокупности: все дети обязаны ощущать себя безоговорочно принятыми и любимыми воспитателем и всеми работниками детского дома. Без такого отношения к ребенку его становление будет значительно затруднено, потому что вне рамок детского дома ему негде возместить недостаток либо отсутствие любви. Создание отношений, основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества, являясь значимым условием удачного развития детей-сирот, становится основной задачей воспитателя. Педагогической основой этих отношений является принятие и освоение педагогом личностного подхода в воспитании, становление «способности трудиться не только на организационно-педагогическом, но и на психолого-педагогическом ярусе» (А. И. Григорьева).

Действие, в процессе которой осуществляется принятие ребенком ценностей, в детском доме должна отличаться огромным многообразием, чтобы ребенок в ее процессе сумел овладеть разными навыками, социальными ролями, понять и принять общественные ценности.

Обозначенные в данном параграфе задачи в личностном становлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывают, что важным условием успеха в принятии ими общественных ценностей является разрешение вышеуказанных проблем через создание условий, благоприятных для этого.

2.2. Проблемы и вопросы в организации социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома.

Если обратиться к статистическим данным, характеризующим положение детей в приложении к проблеме социального сиротства и детей сирот в условиях детского дома, то данные за последние 10 лет свидетельствуют о следующем:

— Доля детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в детском населении выросла.

-Доля детей в интернатных учреждениях существенно сократилась, но осталась в размере 1/6 числа детей-сирот и детей. Значит, мы можем констатировать, что изменилась пропорция внутри группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но сама группа выросла в численности.

— Доля вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осталась в тех же размерах, можно сказать, что сокращения числа социальных сирот не произошло, улучшен только механизм затрат на детей, оставшихся без попечения родителей.

Если сиротство – это потеря ребенком семьи, разлучение его с кровной семьей, и с этой точки зрения посмотреть на ситуацию, то доля таких детей в детском населении выросла. Радикального изменения ситуации не произошло.

Воспитанники детских домов часто раздражительны, несдержанны (в том числе в множество психофизиологических оснований) часто являются основаниями конфликтных и коммуникационных  нарушений в детских домах. Но эксперты считают, что именно правонарушения в детских домах –воровство редкость, в основном мелкое, «дедовщина» также не является всеобщей. Хотя о степени её распространения судить трудно, проблема связаны не только и не столько с контактами внутри детских домов, сколько с внешней незаконной средой и взаимоотношениями, от которых воспитанников неизменно удаётся изолировать.

К сожалению и системного анализа причин социального сиротства нет до сих пор. Группа семей, сформировавшаяся в 90-е годы и дающая прирост детей, оставшихся без попечения родителей, не изучена, не вычленена среди других категорий семей. Социальное сиротство: качественные изменения ситуации и современные подходы к решению проблемы

Между тем, именно дети из этих семей дали уже второе поколение неблагополучных семей и сейчас растят третье поколение. Социальное сиротство – это поколенческое явление. Нагляднее всего видно на детях, длительное время воспитывавшихся в интернатных условиях, которые дали уже 3 поколение сирот

Надо также заметить, что модель и механизм управления деятельностью по защите прав детей недостаточно обсуждаются на государственном уровне, гораздо меньше, нежели задачи этой сферы, и гораздо меньше, чем как это происходит в других социальных отраслях. Например, ЕГЭ в образовании или страховая медицина. А это приводит к тому, что в данной сфере делаются отдельные разрозненные действия, отсутствует единаягосударственная политика, вплоть до спекулятивного интереса к теме детства.

Но положительная тенденция есть, сегодня детские дома вырабатывают многое для детишек, но в связи с нехваткой в  финансирование нереализованными останутся большое количество проектов. А некоторые программы, например, по адаптации сирот в рамках учреждения, просто невозможны, так как нет системы и сопроводительных институтов детей-сирот, после выхода из стен детского дома. Проблемы в свердловской области с детьми-сиротами будут решаться комплексноХод подготовки межведомственного проекта «Чужих детей не бывает» обсуждался в Свердловской области 22 марта.

Проект «Чужих детей не бывает» на 2011-2013 годы — это комплекс мероприятий, обращенное на реализацию прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своеобразная программа действий органов государственной власти Свердловской области по улучшению положения сирот.

Приоритет направления проекта — это предотвращение социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усиление государственной поддержки детей-сирот.

К 2013 году снизилось количество детейСвердловской области, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения с 2,5 % до 2,2 %.

И на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» города Екатеринбурга в рамках проекта планируется создать областной базовый методический центр по социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Чтобы ребенок, оставшийся без родителей, комфортно себя ощущал в эмоциональном плане, нужны социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Но к сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, не дает им не какого стимула к самореализации себя. Но пути решения в этой области все же есть это на федеральном уровне необходимо закрепить статус для детей, чьи

права нарушаются в семьях, а также регламентировать порядок организации органом опеки работы с детьми, нуждающимися в государственной защите.

Регионы должны переориентировать большую часть ресурсов учреждений со стационарной и полу стационарной форм помощи на консультационные, клубные формы по месту жительства для ведения работы с детьми и их семьями.

Важно также в области управления деятельностью по защите прав ребенка ввести механизмы конкурсного заказа услуг, чтобы создать конкурентную среду поставщиков, повысить доступность услуг, чтобы услуги моглиреализовываться на тех базах, которые есть на данной территории. И тогда будут видны положительные.

 

 

 

 

Заключение

 

Сиротство — общественное явление, отражающие присутствие в обществе детей-сирот оставшихся без попечения родителей, а именно детей, родители которых скончались, а также детей,  родителей лишенных родительских прав либо признанных судом недееспособными дети, родители которых признаны судом неизвестно отсутствующими либо находятся в местах лишения воли и т. д.

Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детского дома очень обширны.

— Дети не получают нужного становления их личности, разрешающего одолеть классический для них общественный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их примерно беззащитными в отношении всяких асоциальных влияний на них.

  Присутствующая общественная система в детском доме не формирует у детей навыков преодолевания сложных жизненных обстановок, психологической охраны и верного поведения при стрессе. В итоге у них легко появляются чувствительные расстройства и девиантное поведение.

В социальной работе с детьми-сиротами главное не забывать что воспитание и образование следящего поколение лежит на профессиональных знаниях и качествах, специалистов которые контактируют с детьми непосредственно в данном учреждении.

В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся атмосферы. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др.

 

 

Список литературы

 

1. Иванова II. П.. Заводилкина О. Б. Дети и приемной семье: Советы
начинающим родителям. М., 1993.

2. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. – СПб. 2005. С 627

3. Об истории института усыновления в России см.: Нечаева A.M.Семейноеправо. С. 267—274. С 783

4. Антонова Л.Н., Котова А.И., Кошман С.Н., Марченко В.П.

Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области. Докладв Министерстве образования МО, 16.06.2008 г.

5. Инновационные модели семейных форм устройства детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Сборник М.:

ГосНИИ семьи и воспитания, 2007.

6.Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.

7. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. – С.69-72.

8. Социально-педагогические технологиисемейного устройстваи воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособ. / Под ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 192 с.

9. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб, 1994.

10. Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. — Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001.- 265 с.
11. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. Н. П. Иванова.- М.: АПО, 1996.- 104 с..
12. Ежов, И. В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома / И. В. Ежов.- Ясная Поляна, 1997.- 12 с.
13. Мухина, В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.- М., 1996.- С. 7-11.
14. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учеб. пособие.- Ярославль, 1997.- 196 с.
15. Семья, Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья, Н. Ф. Плясов, Г. И. Плясова. — М., 2001. — 176 с.