Социализация студента и её специфика

Социализация студента и её специфика

Введение

социализация студент тревожность

Актуальность темы. Проблема социализации подрастающего поколения с целью успешной адаптации в обществе, всестороннего развития всегда считалась актуальной. И это не случайно — государство, общество и сама личность заинтересованы в успешной социализации всех граждан. Важное место в данном процессе играют учреждения профессионального и высшего профессионального образования, в частности. Социализация студентов, подразумевающая формирование ценностных ориентации, успешное личностное и профессиональное развитие в быстро меняющихся социально-экономических отношениях, что во многом определяет успешное развитие общества в целом. Особое значение данная проблема приобретает в условиях нестабильного развития страны, отсутствия у молодежи устойчивых жизненных ориентиров. В связи с этим возрастает ответственность образовательных учреждений всех уровней за успешную социализацию учащихся.

Степень разработанности проблемы. Психологические аспекты социализации и адаптации рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева. Проблема социализации и адаптации учащихся в условиях изменяющейся социальной среды освещалась в исследованиях B.И. Жукова, В.В. Игнатовой, A.C. Макаренко. Теория и практика управления процессами социализации и адаптации рассматривались в работах М.М. Поташника, П.И. Пидкасистого, Т.П. Шамовой и других.

Объект КР — процесс социализации студента

Предмет КР — специфика и особенности процесса социализации студента

Цель работы — на основе осмысления опыта социализации студентов, определить основы и условия повышения ее эффективности.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать понятие социализации.

2. Проследить основные фазы и этапы процесса социализации.

3. Определить специфику юношеского возраста.

4. Проанализировать влияние состояния тревожности на адаптацию студентов.

5. Выявить факторы, влияющие на процесс социализации студентов.

Гипотеза исследования: базируется на предположении о том, что социализация студентов вуза будет отвечать вызовам времени, в том числе и перспективным, если: ведется на основе учета факторов, определяющих эффективность данного процесса и требований работодателей.

12 стр., 5833 слов

Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде

... как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества.Часто социализация связывается только ... 4]. При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так ...

Глава 1. Теоретические аспекты изучения социализации личности

1.1 Понятие социализации и её предпосылки

Социализацию следует рассматривать как важнейший вид социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полно-правного и полноценного члена общества. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, и делающего возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение.

Этот процесс можно концептуализировать двумя путями.

1. Социализацию можно понимать, как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида потому, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции, и являются, таким образом, частью собственной индивидуальности личности. То есть благодаря интернализации индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.

2. Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену собственного самоимиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других. Современная западная социология: Словарь. — М., 1990.

Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе и быть свободным от него не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и «существо социальное». Причем социализация, т. е. становление человека в качестве «homo sapiens», начинается с самого рождения. Любые человеческие действия лишь отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение — прежде всего результат научения, или социализации.

7 стр., 3057 слов

Глава 15 Изменения содержания социализации в условиях социального кризиса

... неминуемо задают новые параметры хода социализации, предъявляя к его субъекту повышенные требования в формировании новых моде­лей социального поведения, конструировании персональной сис­темы ... следствием подобного рассогласо­вания социальных ориентиров в ходе социализации является ус­ложнение для человека ситуации социального выбора — «для обы­денного человека нестабильность общества воспринимается ...

Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев: они живут коллективно, у них наблюдается разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений, существует даже определенная «социальная иерархия» (рабочие, воины, няньки), т. е. почти как в человеческом обществе. Однако имеются веские основания утверждать, что у животных нет социализации. Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже на человеческое, но происходит инстинктивно. Инстинкт — это биологические программы действия, которые являются врожденными и передаются генетически. Инстинкт предполагает однолинейное, жестко предписанное поведение (без вариантов); отклонение от инстинкта может привести к гибели. Парсонс Т. О социальных системах. — М., 2002. — Гл. 6: Обучение социально-ролевым ожиданиям и механизмы социализации мотивации.

Период подготовки к взрослой жизни в наибольшей степени затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Практически треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов живых существ. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс подготовки и получил название социализации.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы описывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Еще основатель социологии Огюст Конт указывал на то, что человек в ходе своего социального созревания в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции. Мудрик A.B. Социализация человека. Учебник для вузов. М.: Academia, 2005 — 267 с.

7 стр., 3298 слов

На тему: «Социализация как фактор развития личности»

... - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от ... ]. 2. Стадии, способы и средства социализации личности 2.1. Стадии процесса социализации Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до ...

1.2 Фазы и этапы процесса социализации

Процесс социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют еще основными жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре:

· детство (от появления на свет до полового созревания) — освоение элементарных навыков человеческого общежития;

· юность (от 12−14 до 18−20 лет) — подготовка к активному трудовому периоду;

· зрелость (18−60 лет) — активный трудовой период;

· старость (60 лет и старше) — выход из активного трудового периода.

Этим жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапы) социализации:

· первичная социализация — этап социализации младенческого возраста;

· вторичная социализация- этап, совпадающий с получением формального образования;

· социализация зрелости — этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи;

· социализация старости- этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей — в зависимости от уровня развития общества).

Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей. Продолжительность каждого из этапов и его содержание определяющим образом зависят от уровня развития общества. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 2010.

Этапы социализации. Первичная социализация. В период первичной (детской) социализации возможности приобретения информации из социальной памяти еще во многом определяются возможностями и параметрами биологического интеллекта: качеством «сенсорных датчиков», временем реакции, концентрацией внимания, памятью. Однако, чем больше удаляется человек от момента своего рождения, тем меньшую роль в этом процессе играют биологические инстинкты и тем большее значение приобретают факторы социального порядка.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 ... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются ... властью – уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. Формы власти: Утилитарная - ...

С самого рождения ребенок взаимодействует не только со своим собственным телом и с физическим окружением, но и с другими человеческими существами: мир младенца населен другими людьми. Причем очень скоро ребенок становится способен отличать их друг от друга, а некоторые из них приобретают для его жизни господствующее значение. Биография индивида с момента его рождения — это фактически история его отношений с другими.

Вторичная социализация. Содержание, характер и качество вторичной социализации человека, совпадающей по времени и содержанию с периодом получения им формального образования, определяются уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. А на это, в свою очередь, не может не влиять социальное происхождение, а значит, культурный и материальный уровень семьи. От этого уровня зависит, в какую школу пойдет учиться ребенок, какие книги и в каком объеме он будет читать, каким будет круг его повседневного общения, будут ли у него персональные наставники и репетиторы, а сегодня — и компьютер, и т. п. Различия психометрического интеллекта детей тождественны различиям социальных статусов семей, в которых они родились и воспитываются.

Социализация старости. Появление этого этапа как особой типовой стадии жизненного цикла также становится возможным только в индустриальном обществе, причем на достаточно высоких уровнях его развития. Конечно, особо почтительное отношение к старикам было присуще практически всем обществам, начиная с примитивных. В дописьменных обществах старики были объектом уважения и почитания, потому что в отсутствие иных материальных носителей информации они являлись живыми хранилищами мудрости, обычаев, сведений об имущественных и иных правах. Розин В.М. Культурология. М.: Гардарики, 2003. — 462 с

Глава 2. Особенности развития личности студента

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т. е. овладевающий знаниями.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... развитие личности    На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью ... особенно в советский период ее развития, полагается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — существо ...

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т. д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 2010. № 3.

14 стр., 6732 слов

Процесс становления личности в период зрелости

... характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом. В процессе смены стабильных фаз развития и кризисов изменяются особенности личности человека. В относительно ... . В дальнейшем после некоторого снижения имеет место повторное постепенное повышение тревожности до уровня, оптимального в данной деятельности. Иногда фиксируется еще один ...

2.1 Специфика юношеского возраста

Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы которого могут простираться от 12−14 до 25 лет.

В отечественной науке юность определяется в границах 14−18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15−17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности Официальные периодические издания: [Электронный ресурс]: электрон. путеводитель. / Мир словарей — коллекция словарей и энциклопедий., 2000−2011. URL: mirslovarei.com/content_psy/junosheskij-vozrast-2739.html.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте, во многом, связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только, во внутреннем плане в виде мечты, а в плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.

Юность — период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает — еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность — период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Б.Д. Эльконин Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб.пособие. М., 2012. С. 97., отстаивая положение о том, что переживаемый нами исторический период в развитии детства может быть охарактеризован как кризисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Нигде этот разрыв не виден столь отчетливо, как в период ранней юности. Взросление проходит вне образовательной системы, а образование — вне системы взросления.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без личностного самоопределения, включающие построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.

Юноша вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из школы в новое учебное заведение. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и направленность в бедующее: выбора образа жизни, профессии, референтных групп людей. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентированная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Большое значение в этом возрасте имеет дружба, доверительные отношения. Дружба представляет собой для юноши и девушки одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви.

Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви могут быть первостепенными.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоизм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями «пренебрежительного отношения» к советам старших, недоверие и критика по отношению по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытый протест.

В этот период молодые люди начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим. Важный психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своей личности. Открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 152−154.

2.2 Влияние тревожности на социализацию лиц юношеского возраста

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Тревожность в юношеском возрасте может стать личностной особенностью. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги человек, как правило, переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. — М., 2009. — С.25−28.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Тревожность — это отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы — повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. Тревога препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. Т.17. № 1. 2012 С. 170−173.

Чувство тревоги — неприятное эмоциональное состояние, начинающееся с легкого беспокойства и заканчивающееся сильным страхом. Однако страх чаще всего представляет собой рациональную реакцию на реальную опасность, в то время как тревога обычно вызвана нереальной причиной. Различают два вида тревожности: ситуативную (или реактивную) и личностную тревожность.

Так называемая ситуативная тревожность развивается в течение жизни как реакция на обстановку и события, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Интенсивность воздействия стрессовых факторов существенно отражается на такой характеристике личности, как реактивная (ситуативная) тревожность. Принято даже считать, что повышенный уровень реактивной тревожности свидетельствует о наличии у человека стрессового состояния, а высокие показатели личностной тревожности коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными и психосоматическими заболеваниями.

Личностная тревожность присуща индивиду от рождения, являться одной из генетических черт личности. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. — М., 2009. — С. 67−70.

Студенты имеют свои отличительные особенности, и они велики, но можно говорить о типичных, характерных чертах этого периода, по уровню и характеру психического развития, юноша — растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности личности, вызывают у нее потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых делах. Между тем, преподаватели, подчеркивают, что студент уже не маленький ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникают большинство конфликтных ситуаций, обиды и разнообразные формы протеста. Основным новообразованием этого возраста является самосознание, как результат расширения общения, усложнившихся отношений подростка с обществом, с взрослыми, со сверстниками. Они тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в техникуме, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения Постовалова Г. И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. — М.: Азимут-Центр, 2011. С. 47−50.

Итак, социально-психологическая адаптация в раннем юношеском возрасте — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Неэффективность адаптации можно связать с личностной тревожностью.

Глава 3. Социальная и профессиональная адаптация студентов

3.1 Социализация студентов в системе учебной деятельности

Обучение в высшем учебном заведении -- сложный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей.

Нередко студенты поступают в университет уже со сниженным уровнем здоровья. Физическая подготовленность выпускников общеобразовательных школ находится на низком уровне.

Адаптация студентов ВУЗОВ рассматривается с позиции теории здоровья. В адаптации условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую (рисунок 1).

Состояние здоровья студентов определяется их адаптационными резервами в процессе обучения. Физиологическую адаптацию рассматривают как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма студента в условиях обучения на протяжении осенних и весенних семестров и во время летней практики. Адаптация студентов к образовательным условиям имеет фазный характер, обусловленный разнообразными специфическими (учебными) и неспецифическими (поведенческими, бытовыми и др.) факторами. Процесс адаптации студентов отражает сложный и длительный процесс обучения и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах. Причём адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний Безюлёва Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. С.24−26.

Рис. 1 Виды адаптации обучающихся лиц

Адаптация к комплексу новых факторов, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, — А.: Человек и общество, 2014. С 79−81.

Процесс адаптации к обучению в техникуме — явление весьма сложное, многогранное. Период острой адаптации, падает на 1−2 курсы. Его продолжительность определяется индивидуальными особенностями студента, включающими способности, психические установки, материальную обеспеченность и, конечно, здоровье. На втором курсе у студентов возникает новая мотивация. Они приступают к изучению специальных дисциплин, требующих усвоения большого объема новой специальной информации. Считается, что процесс адаптации завершается, как правило, к концу второго курса.

Студенты сталкиваются с новыми формами и методами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, сна и питания.

Адаптация личности студента к обучению обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.

Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно — провинциалы и городские жители. Период адаптации данных категорий будет различным.

Средой адаптации студентов выступает образовательная система т в целом, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами. Адаптивная ситуация вызвана новизной самой деятельности и условий, в которых она протекает. Если рассматривать это положение более подробно, то можно выделить: новизну целей студента; новизну деятельности, протекающей в рамках учебно-воспитательного процесса вуза; новизну ближайшего его социального окружения Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, — Студенческий научный журнал Т.1. 2010,№ 6. С.83- 89.

Успешность адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности зависит от психофизиологического развития, эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции, способности компенсировать некоторые личностные свойства, а также от выполнения гигиенических требований к организации учебного процесса. Степень расходования физиологических и психических ресурсов организма учащегося на выполнение конкретной работы, уравновешивание со средой описывается параметрами текущего функционального состояния. Изучение физиологической стоимости учебных нагрузок, выявление учащихся с напряженной степенью адаптации к обучению позволит своевременно определить причины дезадаптации и спланировать необходимые коррекционные мероприятия Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. — СПб.: Изд-во Питер., 2012. С.104−111.

Известно, что умственный труд сопровождается функциональными изменениями в деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной систем. Это обуславливает нервно-эмоциональное напряжение, приводящее к нарушению систем адаптации, что, в свою очередь, ведет к переутомлению, нарушению здоровья в их доклинических формах. Структура и условия учебной деятельности студента, по сравнению со школьной, усложняются.

Профессиональная адаптация осуществляется путем постоянного привыкания студентов к содержанию и режиму труда, к требованиям и стилю работы, отношениям в трудовом коллективе. Она определяется уровнем овладения профессиональными навыками, формированием профессионально необходимых качеств личности и отражает развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии.

Подготовка подростков, юношей (девушек) к профессиональному самоопределению, выбору профессии и образовательного учреждения, социальной и профессиональной адаптации требуют существенного переосмысления практики организации адаптационной работы, в которой отражалась бы возможность управляемого перевода обучающихся с одного уровня профессионального развития на другой на основе преемственности при переходе из школы в учреждения профессионального образования и самостоятельную трудовую деятельность.

Профессиональное самоопределение осуществляется поэтапно на каждой возрастной ступени, на основе преемственности возрастных и психологических особенностей. При этом оно рассчитано не на абстрактного, а на конкретного обучающегося и направлено на активизацию его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции в выборе профессии, траектории профессиональной карьеры, выявление и развитие общих и специальных способностей.

Особое внимание при организации сопровождения профессиональной ориентации, самоопределения и психологической поддержки учащихся и студентов уделяется совершенствованию дифференциации и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях, повышению престижа и социальной значимости данных учреждений для подготовки компетентных специалистов.

Профессиональная адаптация — это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда. Разновидностью профессиональной адаптации является производственная адаптация — приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе.

Профессиональная адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы Безюлёва Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. С.196−217.

3.2 Факторы, этапы и разновидности социализации в содержании учебного процесса

Начало учебы на новом месте, обычно переход из общеобразовательной школы в высшее учебное заведение достаточно резкая перемена в жизни, так как учеба в школе и университете сильно различаются по содержанию, формам, нагрузкам, требующимися результатами. Трудности возрастают тогда, когда студент не старателен в учебе, не вырабатывает в себе правильной организации времени. Очень трудно учиться так же студенту с низкой мотивацией к достижению успеха, сказывается и отдаленность студента от родительского дома при проживании в общежитии. Новая обстановка, новый режим, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень отношений с родителями, иное отношение к себе.

У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс. Социализация студентов к обучению в вузе представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов.

Этапы и разновидности социализации студента:

Процесс адаптации студента на новом месте включает несколько ее психологических разновидностей:

· Организационную адаптацию — изучение учебного заведения и организационной среды в нем, требований и норм, внутреннее принятие и соответствующее построение своего организационного поведения;

· Деятельностную — определение ответственности, прав и действий на своем месте студента, обязанностей, требований, к качеству учебной деятельности.

· Профессиональную — понимание характера профессии, места специальности в общей системе, также стремление овладеть профессией — возникновение мотивации;

· Социально-психологическую — привыкание к студентам своей группы, налаживание деловых и личных доброжелательных отношений с ними, завоевание признания своей личности и, таким образом, самоутверждения в группе. Важным аспектом этого вида адаптации является налаживание отношения с преподавателями, администрацией;

· Бытовую — привыкание к рабочему режиму жизни, повышенным психологическим и умственным нагрузкам, решению вопросов питания, досуга, в том числе нередко и жилищных, особенно если студент иногородний.

Полноценная психологическая адаптация включает три этапа:

1. ознакомление с новым местом учебы, правами и обязанности студента и начало учебы;

2. углубленное освоение правил и норм учебного заведения и качественной учебы;

3. осознанное и творческое усовершенствование учебы.

Первый этап обычно длится 7−15 дней, второй до 6−12 месяцев, а третий начинается после 1−2 лет. Эти сроки очень индивидуальны, могут сокращаться и увеличиваться, второй этап может и не совершиться, а третий не начаться.

Результаты социализации находят выражение в разной степени адаптивности, которая может выражаться в следующем:

· психологической идентификации — внутреннем принятии всех норм и требований, существующих, в учебном заведении; полном включении своих возможностей в учебную деятельность, в жизнь коллектива студенческой группы;

· приспособлении к учебной деятельности — внешнем соблюдении основных норм и требований учебного заведения (во избежание неприятностей), приспособлении к нормам учебной деятельности (официальным и неофициальным) при внутреннем неприятии части их; неполном включении своих возможностей в процесс обучения и получения специальности;

· психологической дезадаптации — полном внутреннем непринятии интересов, задач и требований учебного заведения при внешней демонстрации их принятия Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. — М: Маршрут, 2011.С. 8−9.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная, эффективная, оптимальная социализация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.

Заключение

Социализация студентов в вузе принципиально отличается от соответствующего процесса в общеобразовательной школе. При поступлении в вуз студенты попадают в новую образовательную среду. Большинство из них испытываю серьезные трудности адаптационного периода. Эти трудности отрицательно влияют на успешность освоения образовательных программ, взаимодействие с товарищами по учебе и преподавательскими кадрами, в целом вызывая дискомфорт от самого обучения в высшей школе. Без целенаправленной работы по социализации студентов, проблемы в обучении не снимаются с переходом на более высокие курсы, а, как правило, накапливаются, приводя к различным негативным последствиям (психологические срывы, оставление учебы и т. п.).

С другой стороны, без сформированных устойчивых нравственных ориентиров, при отсутствии умений: планировать свой жизненный и профессиональный путь, отстаивать собственные убеждения, за что и отвечает процесс социализации в вузе, его выпускники с трудом ориентируются в социально-экономической обстановке и с большой степенью вероятности могут пополнить маргинальную, а возможно и криминальную среду.

1. Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей процесса социализации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

2. Социализация представляет динамичный, непрерывный процесс, в котором задействованы, с одной стороны, физиологические, психические и психологические механизмы личности, с другой, условия и изменения социальной среды, в которой личность живет и функционирует.

3. Процесс социализации направлен на достижение такого равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не только «приспособиться» и достичь «устойчивости», но и будет способна раскрыть свой потенциал, осуществить позитивные преобразования среды. Конечной целью процесса социализации является физически и психически здоровая личность, гармонично развитая, удовлетворенная жизнью в целом и различными ее аспектами, способная быстро и эффективно реагировать на любые изменения среды, а также оказывать влияние на окружающую среду.

Список литературы

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 2010. № 3.

2. Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, — А.: Человек и общество, 2014. С 79−81.

3. Безюлёва Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. С.24−26.

4. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. — СПб.: Изд-во Питер., 2012. С.104−111.

5. Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. — М., 2009. — С.25−28.

6. Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. — М., 2009. — С. 67−70.

7. Ильина Т.А. Педагогика. — М.: Просвещение, 2010.

8. Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, — Студенческий научный журнал Т.1. 2010,№ 6. С.83- 89.

9. Мудрик A.B. Социализация человека. Учебник для вузов. М.: Academia, 2005 — 267 с.

10. Официальные периодические издания: [Электронный ресурс]: электрон. путеводитель. / Мир словарей — коллекция словарей и энциклопедий., 2000−2011. URL: mirslovarei.com/content_psy/junosheskij-vozrast-2739.html

11. Парсонс Т. О социальных системах. — М., 2002. — Гл. 6: Обучение социально-ролевым ожиданиям и механизмы социализации мотивации.

12. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. Т.17. № 1. 2012 С. 170−173

13. Постовалова Г. И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. — М.: Азимут-Центр, 2011. С. 47−50.

14. Розин В.М. Культурология. М.: Гардарики, 2003. — 462 с

15. Современная западная социология: Словарь. — М., 1990

16. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. С. 152−154.

17. Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. — М: Маршрут, 2011.С. 8−9.

18. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб.пособие. М., 2012. С. 97.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector