Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы педагогической работы с детьми с дислексией
1.1. Особенности развития и проблемы обучения у детей
с дислексией 5
1.2. Проблемы развития мотивационной сферы детей младшего школьного возраста 14
Глава 2. Эмпирическое изучение основ гуманно-личностного
подхода в образовании
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 32
Литература 34
Приложения 37
Введение
Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которым должны овладеть учащиеся. Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний, однако, в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. Нарушение чтения — дислексия, возникающее в начальных классах, составляет серьезное препятствие для этого процесса. Частота дислексии в популяции младших школьников, по данным различных отечественных и зарубежных авторов, достигает 25 %. Этот аспект определяет социальную актуальность изучения данной работы.
Проблема развития и обучения детей с дислексией в научной литературе в той или иной степени затронута во многих трудах отечественных и зарубежных исследователей (Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.).
В работах этих и многих других авторов особенности обучения детей с дислексией, прежде всего, рассматриваются аспекты коррекции у них специфических нарушений чтения. Психологическим аспектам в системе педагогической работы с данной категорией детей внимание уделяется только в общих чертах. Так, например, практически не затрагивается вопрос мотивации учебной деятельности у детей с дислексией. Все это определяет научную актуальность изучаемой нами проблемы.
Практическая актуальность исследования определяется возможностью использовать специалистами полученные в данной работе теоретические и практические данные при построении системы педагогической работы с детьми с дислексией.
Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса
... Социальное консультирование — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных ... справедливости; - анонимность консультирования , соблюдение конфиденциальности. Консультирование в социальной работе может быть очным и заочным (дистантным). Дистантное консультирование не предполагает ...
Итак, проблема данного исследования основана на том, что специфику нарушений детей с дислексией, а также способы коррекции и педагогической работы с такими детьми рассматривается в литературе достаточно подробно. Однако психологические аспекты построения педагогической работы с дислектиками, в частности особенности развития у них мотивации учебной деятельности, в научной литературе практически не рассматриваются.
Цель данной работы – изучение системы педагогической работы с детьми с дислексией.
Объект исследования – психологические особенности ребенка с дислексией в возрасте 7-11 лет, влияющие на организацию педагогической работы с ним в школе.
Предмет исследования – особенности мотивации учебной деятельности детей с дислексией, как фактора успешного построения системы педагогической работы с данной категорией детей.
Гипотеза – наличие дефектов и нарушений чтения и письма у детей дислектиков влияет на мотивацию обучения ребенка в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития и проблемы обучения детей с дислексией.
2. Изучить вопрос развития учебной мотивации ребенка в младшем школьном возрасте без отклонений в развитии.
3. Эмпирически изучить особенности мотивации учебной деятельности у детей с нормальным развитием и дислексией.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы сравнительного анализа данных, теоретический анализ литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы педагогической работы с детьми с дислексией
1.1. Особенности развития и проблемы обучения у детей с дислексией
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера [31].
Этот недуг, порой называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.
Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
В научной литературе выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.
Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.
Семантическая дислексия (греч. semantikos — смысловой) — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая дислексия (греч. mnesis — смысловой) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Курсовая Работа (Мотивация Агрессивного Поведения)
... взаимодействия его диспозиций с ситуацией [35, С.76]. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, ... внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Андреева Г. М Знаков В. В Еникополов ... только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Наиболее актуальной ...
Оптическая дислексия (греч. optikos — относящийся к зрению) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся………
Заключение
Настоящая работа была посвящена очень важной, актуальной и все еще недостаточно разработанной проблеме – особенностям системы педагогической работы с детьми с дислексией.
Проведенная нами теоретическая и практическая (исследовательская) работа по данной проблеме позволяет нам сделать ряд выводов.
Младший школьный возраст – это особенный период в жизни ребенка, который длится от 7 до 11 лет. В этот период на ребенка оказывают влияние физиологические, психологические и социальные характеристики, определяющие развитие ребенка в этот период. Ведущей деятельностью для ребенка становится учебная деятельность.
Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дети с дислексии имеют проблемы в процесс школьного обучения, обусловленные определенной речевой и неречевой симптоматикой.
Вопрос построения педагогической работы с детьми с дислексией в научной литературе, прежде всего, обсуждается с позиции коррекции тех или иных нарушений. Общие социально-психологические вопросы организации педагогического процесса с такими детьми практически не затрагивается, а если и затрагивается, то только в общих положениях. В связи с этим, нами была вычленена проблема особенностей развитии у детей с дислексией школьной, учебной мотивации.
Мотивация учебной деятельности – это раскрытие потенциала личности младшего школьника.
Существуют две основные группы мотивов учебной деятельности: внешние и внутренние. Внешняя мотивация учения – это совершение какого-либо действия под влиянием внешних условий: заставили родители, нравится учитель, не отставать от товарищей, не опозорить свой класс и т.д. Мы относим эту группу мотивов к легко изменяемым и поддающимся коррекции. Внутренняя мотивация учения – хочу больше знать, в будущем хочу найти хорошую работу, интересен сам процесс обучения и т.д. Эта группа мотивов, по нашему мнению, наиболее устойчивая и трудно изменяемая. Такие мотивы формируют личность ребенка.
Эмпирическая часть исследования подтвердила нашу гипотезу о том, что наличие дефектов и нарушений чтения и письма у детей дислектиков влияет на мотивацию обучения ребенка в школе
Действительно, как показало наше исследование, у детей с нормальным развитием уровень школьной мотивации выше, чем у их сверстников с дислексией.
Так в первой группе высокие баллы по шкале мотивации получили 14 человек (70%), а во второй таких детей оказалось только 7 (35%).
При этом уровень слабой школьной мотивации (выраженной во внешних и игровых мотивах) у детей с дислексией выражен сильнее (6 человек – 30%), чем у школьников с нормальным развитием (1 ребенок – 5%).
Коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР 3 уровня в ...
... При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушения чтения и письма. Нарушения речевых структур у данных детей влияет на все стороны развития ...
Уровень сильной школьной (учебной и социальной) мотивации у детей без отклонений из начальной школы оказался выявлен у 14 ребят (70%), а у ребят второй группы таких учащихся оказалось всего 7 (35%).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что при организации педагогической работы с детьми с дислексией важно не только заниматься коррекцией устной и письменной речи, но и отслеживать психологические факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе. К таким факторам, прежде всего, относится школьная мотивация.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности. – Вопр. психологии, 1975, № 4.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1999.
3. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. – В кн.: Очерки психологии детей. — М., 2006.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1991.
6. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. — М., 1995
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.
8. Дефектологический словарь. — М.. 1990.
9. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. — М., 2003.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1999.
11. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. \\ В защиту живого слова. — М., 1996
12. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.
13. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000.
14. Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи. — М., 1989.
15. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М, Владос, 1999.
16. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 2002.
17. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. — М., 2001.
18. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии — М., 1998.
19. Логопедия \\ Под ред. Л.С. Волковой — М.: Просвещение, 1995.
20. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб, 2001
21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 2006.
22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 2003.
23. Маркова А.К., Орлова А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М., 2004.
24. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 2004.
25. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма. – СПб., 2004.
26. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логозанятиях. — М., 1991.
27. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 2004.
28. Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием. \\ Недостатки речи у учащихся. Под ред. Левиной Р.Е., — М., 1965.
29. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, — Яр.: Академия развития, 2006.
30. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. \\ Под ред. С.А.Мироновой — М., 2007.
31. Основы теории и практики логопедии. \\ Под.ред. Левиной Р.Е. -М., 1998.
32. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М., 1994.
Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
... что, в свою очередь, ведет к нарушению познания. Таким образом, проблема развития речи у слабослышащих детей является актуальным вопросом исследования в современном обществе. Проблема изучения личности слабослышащего ребёнка ...
33. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1993.
34. Ракитина В. А. Предупреждение нарушений чтения и письма. – М., 2006.
35. Российская Е.Н. Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией. – М., 2005
36. Русецкая М.Н. Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения. – М., 2002.
37. Спирова P. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М., 2003.
38. Становление речи и усвоение языка ребенком. / Под ред. Рождественского Ю.В. М.: МГУ, 1995.
39. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии — М., 2001.
40. Чиркина Г.В. «Теория и практика устранения дислексии — логопедический аспект проблемы». – М.: Айрис-пресс, 2006.
41. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2002.
42. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.,2004.