САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………….. 1.1. Сущностные характеристики самовоспитания и самообразования подростка. ……………………………………………………………………… 1.2. Процесс самовоспитания и самообразования в подростковом возрасте………………………………………………………………………………. 1.3. Трудности самовоспитания и самообразования подростка…………….. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….. ГЛАВА 2. Практические основы САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ …………………………………………..………………………… 2.1. Методы самовоспитания и самообразования подростка……………….. 2.2. Стимулирование самовоспитания и самообразования подростка……………………….………………………….……………….….. 2.3.Особенности и роль развития самовоспитания и самообразования подростка……………………………………………………………………….. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………….….………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………………….. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………….. 3 6 6 17 22 26 28 28 32 35 45 47 50

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Самовоспитание — одна из старейших и интереснейших проблем педагогики. Роли самовоспитания и самообразования школьников во все времена придавалось большое значение. Не потеряла своего значения эта задача и в наше время, наоборот, приобрела еще большую актуальность. По мнению Ю. М. Орлова, для успешного процесса самовоспитания и самообразования необходимо, во-первых, осознание его необходимости. Во-вторых, создание положительной мотивации и воспитание воли. Все это в свою очередь требует участия заинтересованного и чуткого педагога.

Педагог — это человек, который может преподнести и, собственно, преподносит ключи ко многим сторонам будущей жизни своих воспитанников. Самый первый из этих ключей должен открывать двери в сокровищницу собственных возможностей личности ребенка, реализовывать которые он будет уже сам. Это достаточно трудный путь из-за особенностей современных социальных условий, сложности восприятия мнения окружающих, притягательности установленных обществом идеалов — все это побуждает самого человека предъявлять к себе все более высокие требования и искать пути их исполнения.

Чтобы быть на уровне, педагогические работники непрерывно занимаются формированием у подростков потребности в самосовершенствовании, которая проявляется в форме самовоспитания.

9 стр., 4075 слов

Профессиональное самовоспитание как условие развития личности ...

... 2.1 Принципы самовоспитания 1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип ...

Самовоспитание — это воздействие, оказываемое человеком на себя и направленное на развитие собственной личности, на совершенствование своего поведения. Его целью является достижение осознанного и усвоенного учеником идеала гармонично развитого человека. Эта цель становится побудителем к действиям, приобретает свойства мотива.

Данная проблема рассматривается с учетом того, что именно в течение подросткового возраста ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста 12-15 лет по Л. И. Божович) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет: ее часто называют периодом ранней юности).

Л. И. Божович полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению, т.е. стремлению проявить себя именно в тех качествах личности, которые он считает ценными. Можно утверждать, что умение самостоятельно совершенствовать себя является показателем общей культуры личности.

Объект исследования — самовоспитание и самообразование подростков.

Предмет исследования — движущие силы и механизмы, влияющие на процесс самовоспитания и самообразования подростков.

Цель исследования — дать целостную характеристику процесса самовоспитания и самообразования подростков, раскрыть особенности и роль развития самовоспитания и самообразования подростков.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

1) выявить сущностные характеристики самовоспитания и самообразования подростков;

2) раскрыть процесс самовоспитания и самообразования в подростковом возрасте;

3) обосновать трудности самовоспитания и самообразования подростков;

4) определить методы самовоспитания и самообразования подростков;

5) проанализировать стимулирование самовоспитания и самообразования подростков;

6) выявить особенности и роль самовоспитания и самообразования подростков.

В исследовании использовалась комплексная система методов: теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; моделирование.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

1.1. Сущностные характеристики самовоспитания и самообразования подростка

Самовоспитание как процесс усвоения человеком, опыта предшествующих поколений, широко представлен в исследованиях разных наук, связанных с развитием человека. Среди них общая, возрастная и социальная психология (А.Я. Арет, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Г. Маралов, Л.И. Рувинский, Н.П. Чеснокова); социология (Н. Смелзер ); гигиена (С.Н. Попов, Д.А. Фарбер).

8 стр., 3738 слов

Человек как личность 4

... может датьоднозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, каксам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как“индивид” и “ ... гуманизация.3 Рассмотрение поставленныхвопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выясненияразличия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являютсяодно-порядковыми, они, тем ...

Самовоспитание личности сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, т. е. к формированию установок, полезных для человека и для общества.

К подростковом возрасте, когда человек начинает себя осознавать, он находит у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние на отношение к окружающему миру и на усвоение новой информации. Эти неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства [31,c.149].

Педагогика под понятием самовоспитание подразумевает способность внутреннего духовного мира человека самостоятельно развиваться.

Философы, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к самовоспитанию.

Подростковый возраст наиболее благоприятный период, в котором закладываются основы, обеспечивающие дальнейшее совершенствование саморегуляции.

Ребенок рождается со способностью к развитию, т. е. он активен уже с самого рождения, сам способен приобретать опыт, творить что-то новое.

Поэтому основным душевным фактором является самовоспитание. Следовательно, самовоспитание — это деятельность человека, которая направлена на изменение своей личности, не нарушая при этом естественного природного начала, в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями [12, с.31].

Процесс самовоспитания предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности анализировать при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей.

Зрелость человека характеризует отношение к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки. Все это является предпосылками организации самовоспитания.

В подростковом возрасте процесс самовоспитания обусловлен возрастными особенностями данных периодов. Психолого-педагогическая наука среди актуальных потребностей подростков выделяет следующие: потребность в самооценке, в самопознании, в самоопределении, в психологической эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса. Потребность в самовоспитании — характерная черта подросткового возраста. Она может иметь многообразные формы, проходить разные пути своего развития. В любом случае эта потребность выражается в стремлении личности к самоизменению, и, прежде всего, к изменению сложившегося уровня саморегуляции, проявляющегося в тех или иных особенностях выполнения учебной и внеучебной деятельности.

Потребность в самовоспитании имеет пять содержательных уровней развития:

Первый уровень. Регулярная работа подростка над собой. Имеется заметное продвижение в развитии навыков саморегуляции.

Второй уровень. Есть достаточно определенная программа самовоспитания, включающая цели, способы деятельности, регламентацию времени и т.п., однако реализуется эта программа не регулярно, лишь от случая к случаю (каждый раз принимается решение «начать с понедельника» новую жизнь).

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... т. е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения: • воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее ...

Наблюдается некоторое продвижения в самовоспитании, но идет оно со срывами.

Третий уровень. Выражен интерес к познанию собственной личности (во многих случаях ведется дневник, где анализируются собственные качества).

С интересом относится к беседам на темы самовоспитания, следит за соответствующей литературой, но сколько-нибудь определенная программа самовоспитания отсутствует. Иногда отмечаются хаотичные порывы к самоизменению.

Четвертый уровень. Положительно относится к проблемам самовоспитания, считает, что нужно изменить свой характер, устранить недостатки, однако этим все и ограничивается. Интерес к самопознанию не выражен: отмечает у себя лишь наиболее очевидные недостатки (я ленивый), о которых часто слышит от окружающих, в остальном личностного отношения к этим проблемам не проявляет.

Пятый уровень. Интереса к проблемам самовоспитания нет, процесс самопознания не выражен. В крайних случаях на этом уровне отмечается даже отрицательное отношение к проблемам самовоспитания (Человек должен жить с тем характером, что ему дала природа. Какой есть, такой и есть. И нечего не поделаешь и т. п) [17,с. 215].

Самовоспитание — это:

— воздействие, оказываемое человеком на себя и направленное на развитие собственной личности, на совершенствование своего поведения; [2]

— процесс, в котором взаимосвязанно проявляется весь духовный мир человека, т.е. прежде всего взаимодействуют такие его стороны, как нравственность, интеллект, воля и эмоции;

— высшая форма самосовершенствования духовного мира человека, при которой функции воспитателя выполняет он сам.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера ученика. Обычно оно включает: совершенствование гражданских, эстетических, морально-нравственных, организаторских и физических качеств; формирование общей культуры, выработку умений управлять своим поведением, потребностями и чувствами [1, с.34 — 40].

Процесс самовоспитания проходит в несколько этапов:

— осознание требований к себе;

— самопознание, критическая самооценка своей деятельности и поведения;

— планирование работы над собой, выработка программы и правил поведения;

— практическая реализация программы самовоспитания;

— самоконтроль, самооценка и самокорректирование действий, поведения [3, с.237].

Использование воспитания и самовоспитания в тесном комплексе, когда воспитание направляет усилия личности по работе над собой, а последняя содействует результативности внешних воздействий, залог успеха в формировании личности.

Самовоспитание в качестве важнейшего средства саморазвития личности обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь. Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром.

Роль самосознания, самооценки как важнейшего условия самовоспитания подчеркивают ряд психологов и педагогов: Ананьев Б. Г., Маралов В. Г., Гликман И. З., Степанов В. Г. и др. Значение осознания своей личности для самовоспитания отмечают также и зарубежные авторы Г. Олпорт, Л. Кронбах, Л. Лавел и др. Ученые подчеркивают детерминированность самовоспитания процессами взаимодействия человека с социальной средой, другими людьми (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. В. Петровский и др.) [16, с.87].

6 стр., 2696 слов

Понятие личности в общей психологии

... – принятые в мировой практике психологии теории личности. И в третьей части мы рассмотрим структуру личности. 1. Понятие личности 1.1. Личность Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. ...

Среди значительных работ по самовоспитанию укажем труды по психологии самовоспитания Рувинского Л. И., Орлова Ю. М. об особенностях системы знаний о процессе самосовершенствования, его средствах и приемах, об организации и руководстве самовоспитанием школьников.

Доктор педагогических наук А. И. Кочетов считает, что самовоспитание выступает как продолжение, углубление, субъективное преломление, завершение воспитания [30, с.72 — 77].

Самовоспитание, являясь отражением, проекцией внешнего процесса воспитания, может быть классифицировано по направленности на сферы индивида (физическое, психическое, нравственное и т.д.), качества личности (воспитание у себя воли, характера и др.), по акценту на область саморазвития (воспитание у себя способностей, самоутверждение, самообразование, самоопределение), по основным компетентностям и т.д.

Можно выделить также разновидности процессов самовоспитания по психологическим механизмам, лежащим в их основе: самовоспитание как приспособление, как подражание, как аутосуггестия, самовоспитание как формирование рефлекторных механизмов (упражнения, тренировки), как использование рефлексивных механизмов (тренинги) и др.

Концептуальные позиции, в основном используемые при теоретическом рассмотрении и обосновании «понятия» самовоспитания

Личность развивается не только в соответствии с внешними условиями, влиянием среды, но и в соответствии с присущей ей потребностью духовного саморазвития. Личность есть объект и субъект воспитания [27,с.98 — 106].

Способность к самоизменению заложена в ребёнке как взаимосвязь социального и биологического, физиологического и психического, сознательного и бессознательного, детского и взрослого.

? Воспитанием можно или ускорить, или замедлить работу ребёнка над собой, направить её, усилить или ослабить.

? Главное в самовоспитании — его направленность. Отношение личности к себе определяется отношением к миру. Идеал — мощный фактор самовоспитания.

? Единство процессов воспитания и самовоспитания. Воспитание должно стимулировать самовоспитание.

? Общечеловеческий характер нравственных ценностей, их приоритет над классовыми и национальными.

? Учёт возрастных особенностей.

? Сочетание уважения к ребёнку с требовательностью.

? Основным показателем сформированное самосознания, который непосредственно, влияет на самовоспитание, является объективная самооценка [6,с.354].

Системность и последовательность в организации самовоспитания.

Концептуальные позиции по А.И. Кочетову:

? «Я» человека по праву стоит на первом месте среди других ценностей. Это не эгоцентризм, а «Я-концепция» гуманистического мировоззрения Нового мира. Мир входит во внутрь духовности человека через его эго.

? Любовь — высшая ценность духовности.

? Творчество — основная форма самопознания и самореализации «Я», своего природного предназначения, сфера духовного вдохновения, условие самораскрытия, саморегулирования и самоутверждения.

? Интеллект необходим для развития мира чувств и даже для создания самого сложного из них — мира любви.

? Конечный результат полезной деятельности любого вида: доставить удовольствие другим своим умом, продуктами труда, своим отношением к людям и делу. Любить себя — любить жизнь во всём её разнообразии.

11 стр., 5134 слов

Развитие, социализация и воспитание личности

... индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием. Человек развивается в той мере, в ... большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. "Человека, - пишет ...

? Любая деятельность сегодня есть борьба за выживание, идёт ли речь о бизнесе или безработице, качестве продукции или её реализации, увольнении или карьере.

? Человечеству XXI века грозит эмоциональный и нравственный коллапс, и с этим надо что-то делать.

? Информация — важнейшее средство управления духовной жизнью молодого человека, универсальное средство воздействия на поведение людей. Информация ориентирует в мире и себе, формирует сознание и самосознание, готовит человека к жизненному самоопределению.

? Умение общаться с информационным пространством — условие эффективного самопознания и самоутверждения человека [21,c.118].

Выделенные признаки являются важнейшими показателями культуры самовоспитания. Культура самовоспитания — сложное и емкое понятие, включающее в себя индивидуально преломленные и социально-ценностные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, сво……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В мире подростка/ Под ред. А.А. Бодалева. — М., Медицина, 1980. — №9 — С.34 — 40.

Возрастная психология и педагогика, под редакцией М.В.Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984. Высоцкий А.И. Самовоспитание подростков. Воспитание школьников. — М., 1966. — №2 — С.30 — 37.

Гликман, И. З. Самовоспитание школьника и помощь учителя // Инновации в образовании. — 2007. Гришин Д.М., Колдунов Л.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975. — 327 с.

Дэйл Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Ленинград, 1992. — 178 с.

Казаринова, А. Ю. Развитие самообразовательной компетенции в истории отечественной педагогики // Педагогические науки, 2008. — 312 с.

Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика, 1999. — 483 с.

Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983. — №5 — С.21- 28.

Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М, 1981. — 251 с.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М: Просвещение, 1975. —

122 с.

Кочетов А.И. «Как заниматься самовоспитанием», Мн., Выш. шк., 1986. — 137 с.

Кочетов А.И. «Воспитай себя», Мн., Нар. асвета, 1982. — 321 с.

Кочетов А.И. «Организация самовоспитания школьников», Мн., Нар. асвета, 1990. — 187 с.

Кочетов А.И. «Личность воспитывает себя», М., Политиздат, 1983. — 407 с.

Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974. — 366 с.

Левин, Э. А. Самовоспитание — внутренняя «работа над собой», воспитание изнутри // Директор школы, 2008. — 290 с.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия, М., 1985. — 298 с.

Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. — М.: Академия, 2004. — 215 с.

Мерцалова, Т. Тернистый путь к зрелости // Народное образование, 1996. — 75 с.

Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов — М.: ВЛАДОС, 2007. — №5 — С.108 — 112.

Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования,1995. — 55 с.

7 стр., 3195 слов

Кочетов «Организация самовоспитания школьника» Умственное воспитание ...

... предпосылка успешного овладения профес­сией. Важным условием самообразования и умственного самовоспитания в целом является объективная само­оценка школьниками своей умственной деятельности. ... более высоким уровнем самоуправления умственной деятельностью, поэтому прежде всего требует воспитания культуры умственного труда, самоконтроля и самооценки умст­венной деятельности; самообразование ...

Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера / М. Ю. Орлов. М.: Просвещение, 1987. — 118 с.

Осипов, П. Н. Воспитание средствами самовоспитания // Директор школы, 2008. — 115 с.

Психология развития / Сост. и общ. ред. Е. Строганова. — СПб.: Питер, 2001. — 128 с.

Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностики акцентуации характера детей и педагогической помощи им).

М.: Новая школа, 1994. — 149 с.

Романова, Т. Мотивация подростков к самовоспитанию // Воспитание школьников, 2007. — 47 с.

Рувинский, Л. И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли / Л. И. Рувинский. — М.: Знание, 1983. — 117 с.

Рувинский, Л. И. Психология самовоспитания / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. — М.: Просвещение, 1982. — №6 — С.98 — 106.

Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984. — 191 с.

Сапожникова, Л. С. О взаимооценках старшеклассников как предпосылке самовоспитания // Советская педагогика, 1988. — 266 с.

Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — №11 — С.72 — 77.

Селевко, Г. К., Журавлев, В. Технология саморазвития личности школьника // Воспитание школьника, 2002. — 149 с.

Селевко, Г. К., Закатова И., Левина О. Воспитательная технология «Самосовершенствование школьника» // Народное образование, 2000. — 65 с.

Степанов, В. Г. Психология трудных подростков / В. Г. Степанов. — М.: Академия, 2001. — 381с.

Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. — М.: Педагогика, 1981. — 82 с.