Социальные исследования

Титульный

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Методологический раздел 3
  2. Методический раздел 9
  3. Список использованных источников 11
  4. Приложение А 12

1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Проблема: Каковы причины насилия в семье (на примере города Новокузнецка)?

Обоснование:

Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений, исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы создают препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы.

Проблема домашнего насилия над женщинами и детьми волнует все мировое сообщество, но до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений.

Статистика фиксирует положительную динамику развития этого явления. Так, каждая четвертая женщина становится жертвой насилия в семье. В течение года каждая девятая женщина из тех, кто подвергается насилию в семье, получает серьезные травмы, требующие медицинского вмешательства, каждую неделю от рук своих партнеров погибает две женщины. Домашнее насилие является одной из причин каждой четвертой суицидальной попытки, предпринимаемой женщинами.

Ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. При этом от 30% до 50% детей убито родителями или лицами, их заменяющими. Более 10000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершенных против них преступлений.

4 стр., 1880 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ

... по организации системы психологической помощи семье и детям, пережившим сексуальное насилие. Кроме того, разработаны рекомендации психологам ... С. 268. 14. Конышева Л. П. Теоретические и методологические вопросы судебно-психологической экспертизы потерпевших по делам об ... Методика изучения личности потерпевшего по делам о преступлении несовершеннолетних. Иркутск, 1975. 35. Савельева И., Недзельский ...

Однако насилие в семье наносит вред не только физическому здоровью взрослых и детей, но и их психическому состоянию. Многие женщины и дети длительное время живут в ситуации домашнего насилия, что приводит непоправимым психологическим последствиям.

Насилие в семье разрушает нравственность, приводит к ослаблению семейного воспитания, препятствует обучению подрастающего поколения, порождает безнадзорность и т. д. Складывается определенный образ жизни, для которого насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения другому. Насилие в семье не только подрывает основы жизнедеятельности самой семьи, но разрушает фундамент безопасности общества.

К особенностям домашнего насилия относят разнообразие его видов и повторяемость инцидентов, в результате которых агрессор стремится обрести полную власть и контроль над жертвой. Насилие в семье – это умышленное нанесение физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких актов, принуждение, лишение личной свободы. Иными словами, насилие – это действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля над поведением, мыслями, чувствами другого человека.

В статье 21 Конституции Российской Федерации сказано: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию…» А у нас в стране, по данным официальной статистики, в каждой четвертой семье совершается насилие.

Проблема насилия в семье не является локальной, т. е. характерной исключительно для российского общества. Государство на определенном этапе своего развития, отказываясь в любых ситуациях вмешиваться в семейные дела, снимало с себя груз ответственности за происходящее, при этом наделяя мужчину довольно широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.

Сегодня законы изменились. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями несовершеннолетних, отсутствия заботы о них. Однако пережитки прошлого живы, а отношение общества к насилию в семье либо не изменилось, либо только начинает претерпевать изменения.

Решение проблемы насилия в семье и обществе напрямую зависит от степени осознания обществом глубины этой проблемы, ее последствий, выражающихся, прежде всего, в эскалации насилия: «насилие порождает насилие».

13 стр., 6337 слов

Влияние особенностей воспитания в семье на уровень успехов ребенка в школе

... достигать успехов в учебе. Объект исследования: влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка. Предмет исследования: влияние особенностей воспитания в семье на уровень успехов ребенка в школе. Гипотеза ... решения. Но, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство над другим, более слабым существом, сталкиваются с ...

Высокий уровень домашнего насилия в значительной мере связан с отсутствием в России системы ранней профилактики и комплексного подхода к проблеме домашнего насилия.

Программа социальных реформ в РФ как одну из стратегических целей выделила переориентацию социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи. Приоритетной задачей названо формирование системы государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от всех форм насилия.

Препятствием для решения проблем семейного насилия является ее слабая идентифицированность населением. Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему – только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути возникает ряд препятствий: отсутствие исчерпывающей информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, отсутствие четких определений и теоретической базы, а также отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия.

Таким образом, изучение причин возникновения насилия в семье является неотъемлемой частью эффективной борьбы с проявлениями насилия, разработки мер по его предотвращению и мер по реабилитации людей, подвергшихся семейному насилию.

Объект исследования: Семьи города Новокузнецка, в которых присутствует насилие.

Предмет исследования: Причины проявления насилия в семье (на примере Новокузнецка).

Цель: Выявление причин проявления насилия в семье

Задачи:

1. Проанализировать влияние социально-психологического климата в семье на уровень насилия;

2. Изучить влияние социально-экономического положения семьи на проявления насилия;

3. Изучить влияние уровня образования членов семьи на проявление насилия;

4. Изучить влияние семейных традиций на уровень насилия в семье;

5. Проанализировать влияние гендерных стереотипов на уровень насилия в семье.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных ... Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной ...

Интерпретация основных понятий:

  1. Гендерные стереотипы — упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.
  2. Насилие — воздействие без добровольного согласия в отношении индивидуума или группы. Степень насилия измеряется тяжестью причиненного жертве ущерба.
  3. Насилие в семье — это физическое или психическое противоправное воздействие одного члена семьи на другого, как правило, имеющее тенденцию к эскалации и направленное на причинение физического, морального или иного вреда.
  4. Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
  5. Психическое насилие — насилие, заключающееся в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
  6. Сексуальное насилие — принуждение человека к сексуальным отношениям средствами физического и/или психологического воздействия.
  7. Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение
  8. Семья — социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями.
  9. Социально-психологический климат в семье — обобщенная, интегративная характеристика, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие детей и взрослых.
  10. Социально-экономическое положение семьи – совокупность материального положения семьи и ее статуса в обществе.
  11. Физическое насилие — насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм человека с целью причинения физического вреда: увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п.
  12. Экономическое насилие — контроль над финансовыми и прочими ресурсами семьи, выделение жертве денег на «содержание», вымогательство, принуждение к вымогательству, запрет на получение образования и/или трудоустройство, намеренная растрата финансовых средств семьи с целью создания напряженной обстановки.

Гипотезы исследования:

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании ... Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них нарушений близок к тем, что ...

  1. Неблагоприятный социально-психологический климат увеличивает частоту проявления насилия в семье;
  2. В неблагополучных семьях чаще встречаются проявления насилия;
  3. В семьях с низким уровнем образования выше уровень проявления насилия;
  4. Уровень насилия выше в семьях с традиционным укладом (женщина ответственна за домашнее хозяйство, а мужчина выполняет работу за пределами семьи) и ниже — в семьях с равным распределением обязанностей;
  5. Женщины чаще прибегают к психическому насилию в семье, мужчины — к физическому.

2 МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Метод сбора информации:

Основным методом сбора информации является полуформализованное интервью. Интервью – наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Полуформализованное интервью – интервью, при котором используются заранее определенные темы и рекомендации вопросов, но вместе с тем интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, выражении вопросов. Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, требовать от него дополнительной информации с целью наиболее адекватного, точного представления ее в опросном листе.

В таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок (он может меняться по обстоятельствам), а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.

14 стр., 6993 слов

Особенности опекунской семьи как формы жизнеустройства детей ...

... - изучение и анализ литературы и статей по опеке и попечительству; - анкетирование; - интервью; 1. Теоретические основы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей ... жизнедеятельности детей-сирот, как семейный детский дом (приемная семья), детские деревни, временная приемная семья и патронатная семья. Семейными формами жизнеустройства детей являются усыновление и опека ( ...

Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем анкетного опроса и других методов.

Генеральная совокупность:

Семьи г. Новокузнецка, в которых присутствует насилие.

Выборочная совокупность:

Выборочная совокупность семьи г. Новокузнецка, в которых присутствует насилие, выбранные по принципу «снежного кома».

Этот принцип применяется к относительно небольшим генеральным совокупностям, специфика которых состоит в том, что, во-первых, их члены знают друг друга и, во-вторых, для них трудно получить репрезентативную выборки основу. Принцип заключается в том, что каждого вновь найденного члена генеральной совокупности спрашивают, кого еще из ее членов он знает. Основа выборки в виде списка формируется «по цепочке». Процедуру можно считать законченной, когда новые фамилии перестают появляться. Полученную выборку методом снежного кома можно считать репрезентативной в том смысле, что в нее включены все более или менее известные представители генеральной совокупности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Большой толковый социологический словарь. – Т. 1. – М., 1999.
  2. Горшкова И. Д., Шурыгина И. И. Насилие над женами в современных российских семьях. М.: МАКС Пресс, 2003.
  3. Ильяшенко А. Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. – М., 2003.
  4. Как провести социологическое исследование. – М.: Политиздат, 1990. — 290с.
  5. Лысова А. В. Женская агрессия и насилие в семье. — Общественные науки и современность, № 3, 2008, C. 167-176
  6. Лысова А. В. Физическое насилие над женами в российских семьях. — Социологические исследования, № 9, 2008, C. 121-128
  7. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям. — Семья в России. №2, 2005.
  8. Синельников А., Писклакова М. Домашнее насилие как объект социальной работы // Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты/ Под ред. Е. Ярской-Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004. С. 220.
  9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования/В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.
  10. Ярская-Смирнова Е., Романов П., Антонова Е. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования. 2008. №1. С. 57-64.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

13 стр., 6143 слов

Семья как объект исследования в социальной работе

... выступает анализ семьи как объекта исследования в социальной работе и выработка ... Холостовой «Социальная работа с семьей» [30], Т.В. Шеляг «Семья и социальная работа» [31] и пр. Объект исследования - семья. Предмет - семья как объекта исследования в социальной работе. Целью работы ...

Бланк интервью

«Каковы причины насилия в семье? (на примере г. Новокузнецка)»

Инструкция для интервьюера.

Выбирайте респондента, подходите и представляйтесь.

«Здравствуйте, я ……. из Кемеровского Государственного Университета. Мы проводим социологическое исследование и хотели бы узнать ваше мнение о причинах возникновения насилия в семье. Если у вас есть несколько минут, я бы хотела узнать вашу точку зрения по некоторым вопросам проводимого исследования»

Внятно прочитайте вопрос респонденту. Уточните, правильно ли респондент понял вопрос. Пометьте каким-либо знаком выбранные варианты ответов или запишите ответы целиком.

1. В чем проявлялись известные Вам случаи насилия?

— физическое насилие (избиения, издевательства с применением силы и др.)

-моральное, психологическое насилие (угрозы, оскорбления, запреты и др.)

-сексуальное насилие (совершение полового акта, домогательства, сексуальные провокации)

-экономическое насилие (манипуляции денежными средствами, финансовая зависимость)

-вариант респондента ______________________________

2. Обращались ли Вы за помощью?

-да

-нет

3. Если обращались, то куда?

— в милицию, прокуратуру

— к администрации, в профсоюзную организацию по месту работы

— к социальным работникам

— звонили по телефону доверия

— к родственникам, друзьям

-вариант респондента ______________________________

4.Как Вы оцениваете социально-психологический климат в Вашей семье?

5.Кто, на Ваш взгляд, чаще всего становится жертвой насилия в семье?

— дети

— пожилые люди

— женщины

11 стр., 5363 слов

Обстоятельства, способствующие преступному поведению женщин в семье

... респондентами только на третье место. Общеизвестно, что увеличение основных расходов на питание по сравнению с другими расходными статьями в семейном бюджете всегда означает ухудшение материального положения семьи ... (после сезонных заработков) в структуре своих доходов. Но вместе с тем, респонденты считают, что нерегулярно выплачиваемая и небольшая заработная плата, к сожалению, не выполняет свою ...

— мужчины

— вариант респондента __________________________

6. Как Вы оцениваете Ваше материальное положение?

7. Считаете ли Вы возможным принятие закона «О насилии в семье»?

8. Каково Ваше образование?

9. Каково образование вашей жены/мужа?

10. Применяли ли к Вам в детстве физические наказания?

-регулярно

-в исключительных случаях

-никогда

11. В каких случаях Вы считаете допустимым применение родителями к детям физических наказаний?

— только шлепки маленьким детям, которым нельзя объяснить словами, чего нельзя делать

— считаю допустимым в исключительных случаях, если исчерпаны другие меры воздействия

— считаю, что умеренные хорошо обоснованные физические наказания могут быть допустимым средством воспитания ребенка

— считаю совершенно недопустимыми любые физические наказания детей

-вариант респондента ____________________________________

12. Если Вы допускаете применение физических наказаний, то кто должен их применять?

— мать

— отец

— оба родителя

-вариант респондента _________________________

13. Каково распределение обязанностей в Вашей семье?

— традиционное

— равноправие

-вариант респондента _________________________

14. Как Вы относитесь к таким высказываниям:

«Милые бранятся – только тешатся»

«Бьет – значит любит»

15.Какие Вы знаете способы, с помощью которых можно противостоять насилию? Возможны несколько вариантов ответа.

— запретить показ насилия по телевизору

— чаще говорить о насилии в СМИ

— бороться с алкоголизмом и наркоманией

— самим не совершать насилие

6 стр., 2956 слов

Презентация на тему: Освобождение от наказания

... этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбываниядополнительного вида наказания. Условия •Виды наказания содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы • ... относился добросовестно, принимал активное участие в общественной жизни отряда и администрации учреждения считала, что имеются основания для условно-досрочного освобождения Г., так как он ...

— знать свои права и уметь защищать их

— обращаться за помощью к специалистам/ друзьям/ знакомым

— создать благоприятную обстановку в семье

— не провоцировать насилие

— физически защищаться

— вариант респондента ___________________________

16. Является ли домашнее насилие нарушением прав?

_________________________________________________

17. Как Вы считаете, является ли проблема домашнего насилия общественным делом?

— да, является

— нет, это личное дело семьи

— затрудняюсь ответить

18.Считаете ли Вы, что в других странах эта тема более открыта?

— да

— нет

— не знаю

19. Говорят ли о проблеме насилия в семьях по телевизору/ радио?

— да

— нет

— затрудняюсь ответить

20. Ваш пол

-женский

-мужской

21. Ваш возраст _______

22. Ваше социальное положение:

— рабочий

— специалист со средним образованием

— специалист с высшим образованием

— предприниматель

— безработный

— учащийся вуза

— учащийся среднего специального учебного заведения

— учащийся школы

-вариант респондента _____________________________

23. Ваше семейное положение:

— не замужем/ не женат

— замужем/ женат

— свободные отношения

24. Есть ли у Вас дети?

— да

— нет

Обязательно поблагодарите респондента и попрощайтесь.