Роль игры в развитии личности младшего школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………6

1.1 Психологические и физиологические особенности развития

детей младшего школьного возраста………………………………….6

1.2 Основные факторы, влияющие на развитие личности младшего

школьника………………………………………………………………13

ГЛАВА 2 ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА………………………………………………………17

2.1 Значение игры в развитии личности ребенка младшего школьного

возраста………………………………………………………………17

2.2 Исследование влияния игр на развитие личности

младших школьников……………………………………………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………31

ПРИЛОЖЕНИЕ А Сюжетно-ролевая игра «Кто нас лечит?»………………34

ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст — это период в жизни ребенка с 6 до 11 лет, когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:

— доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка;

— доминирующая роль школы в формировании и развитии социально- познавательных интересов;

В этом возрасте происходит возрастание способности ребёнка противостоять отрицательным влияниям внешней среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом

школьного детства. Особая чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка, в том числе и начало становления его как личности.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учебой и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры,

10 стр., 4819 слов

Роль подвижных игр в жизни школьника младшего возраста

2 Содержание: 1. ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 2. Игра и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.........4 3. Подбор и организация подвижных игр............................................................7 4. Методика проведения игр ...

доставляющей дошкольнику в большинстве случаев просто удовольствие, имеют определенную цель. И сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Цель курсовой работы — изучить теоретические основы возрастных особенностей и значения игры в развитии личности младших школьников в общеобразовательных учреждениях, рассмотреть научно-обоснованные методы, проанализировать результаты исследований.

Объект исследования — личность детей младшего школьного возраста

Предмет исследования — игра в развитии личности

Гипотеза исследования — уровень развития личности детей младшего школьного возраста повышается, если:

— педагоги начального школьного образования будут заинтересованными руководителями процесса развития личности;

— будет организовано постоянное использование научных методов развития личности не только на специальных занятиях, но и в течение всего распорядка дня в игровой форме.

Основные задачи исследования — проанализировать социально-педагогические основы развития личности детей младшего школьного возраста;

определить основные методы, формы использования разработанных методик в процессе работы с детьми и разработать программу их комплексного применения; проследить динамику изменения уровня развития личности в процессе экспериментальной работы.

Методы исследования — метод наблюдения и изучения микросоциума, информационный поиск, анализ теоретической социально-педагогической литературы, метод опроса, сравнительный анализ результатов, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.

7 стр., 3167 слов

Особенности развития личности интеллектуально одаренных детей

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИМ.А.ШОЛОХОВА Факультет психологии Курочкина Надежда Николаевна Особенности развития личностиинтеллектуально одарённых детей ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент А.Н.Елизаров Электросталь 2004 Содержание: Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Развитие личностиинтеллектуально ...

В работе использовались работы основоположников педагогической науки Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, С.А.Шмакова и труды многих других педагогов и психологов.

Использовался труд кандидата психологических наук Т.П.Авдуловой «Психология игры. Современный подход», в котором автор рассматривает проблемы формирования и развития детской игры, психолого-педагогические возможности использования игры в развитии детей. Даны основные характеристики видов игры, структуры игры и игровых отношений. Особое внимание уделено коррекционным возможностям игры, эмоциональному значению игровой деятельности в жизни ребенка.

Была изучена монография А.М.Князева «Основы активно-игрового обучения», в которой автор утверждает, что игра, не зависимо от возраста играющего, является эффективным методом обучения и обладает уникальной особенностью воспроизводить реальную жизнедеятельность в той или иной ее модельной составляющей. В игре, как и в реальности, осуществляется выбор действия и способа его выполнения.

Также использовалась специальная научно-педагогическая литература и материалы, размещенные на Интернет-ресурсах.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения.

ГЛАВА 1 АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Физиологические и психологические особенности развития

детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в его жизни — поступлением в школу.

Известный российский психолог, крупнейший специалист в области педагогической и возрастной психологии Н.Д.Левитов (1890-1971гг.) [7] на младшем школьном возрасте особо заострял внимание педагогов, он считал, что «ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем» [26, с.57].

18 стр., 8561 слов

Психологические аспекты агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте

... насилия по телевидению, популярность компьютерных игр с агрессивным содержанием) способствуют росту агрессивных форм поведения и у детей младшего школьного возраста. Кроме того, недостаточно психологической ... агрессии между братьями-сестрами может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут ...

Рассмотрим физиологические особенности развития младших школьников. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).

В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Опытный педагог Т.Н.Старкова в своей статье «Психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста» считает, что «…поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).

Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 — 30 минут урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий» [12]. И этот важный фактор детской утомляемости необходимо также учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка. Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста.

По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11 -12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

28 стр., 13939 слов

Детский праздник как ресурс адаптации ребенка в школе

Введение На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема адаптации ребенка к школе. Под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса» [9, с.211]. Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В младшем ...

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет — 1200 мл. У мальчиков 12лет — 2200 мл, у девочек 12 лет — 2000 мл. [21]

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого).

Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно [21]. Поэтому при организации игр детей с физической нагрузкой педагогам необходимо обязательно учитывать эту особенность организма младших школьников.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм, рт.ст., к 9-12 годам — 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту [21]. После подвижных игр, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше — до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. А вот мышцы организма в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко ……..

4 стр., 1595 слов

Психология 35

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л.И. Иванкина, Э.Н. Камышев, А.В. Коваленко ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Рекомендовано в качестве рабочей тетради Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Студента ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдулова Т.П. Психология игры. Современный подход / Т.П.Авдулова //

М.; Академия; 2009г.; -208с.;

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П.Аникеева //

М.; Просвещение; 1987г.; — 143с.;

3. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших

школьников / Г.П.Антонова, И.П.Антонова // Вопросы психологии //

1991г.; № 4.; с.42-50.;

4. Выготский Л.С. / Советский энциклопедический словарь / М.; Советская

энциклопедия, 1988г.; -1600с.;

5. Головко Е.В. Формирование нравственной устойчивости младшего

школьника к отрицательным влияниям микросреды / Е.В.Головко //

Диссерт. на соиск.уч.ст. канд.педагог.наук // Белгород; 2004г. //

[Электронный ресурс]; режим доступа:

< docs/index-17437.html> ; дата доступа: 14.11.13г.;

6. Князев А.М. Основы активно-игрового обучения / А.М.Князев // М.;

Просвещение; 2006г.; -164с.;

7. Левитов Н.Д./ Сайт Национальная психологическая энциклопедия //

[Электронный ресурс]; режим доступа:

< dictionary/912/word/levitov> ; дата доступа: 16.11.13г.;

8. Макаренко Антон Семенович. Биография / Сайт Velib.com //

[Электронный ресурс]; режим доступа:

9. Немов Р. Психология. Кн.2. Психология образования / Р.Немов // М.;

Просвещение-Владос; 1995г.; — 375с.;

10. Репринцева Е.А. Игра как социокультурный и педагогический феномен /

Е.А.Репринцева // Автореферат диссерт. на соиск.уч.степ. доктора

педагогических наук ; Курск; 2005г./ [Электронный ресурс]; режим

доступа: < pedagogika-13-00-01/dissertaciya-igra-kak-sotsiokulturnyy-i-pedagogicheskiy-fenomen> ; дата доступа: 15.11.13г.;

11. Сталь Анатольевич Шмаков. Биография // [Электронный ресурс]; режим

доступа: < docs/index-297652.html> ; дата доступа:

15.11.13г.;

12. Старкова Т.Н. Психологические и физиологические особенности детей

младшего школьного возраста / Т.Н.Старкова // Сайт nsportal.ru //

[Электронный ресурс]; режим доступа: < nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/psikhologicheskie-i-fiziologicheskie-osobennosti-detey-mladshe-0> ; дата доступа: 13.11.13г.;

13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей /

6 стр., 2609 слов

Психология горя

Черепанова "Психология горя" Горе - это не просто одно из чувств, это одно из тех чувств, которое делает человека человеком. Ни одно самое разумное животное не хоронит своих собратьев. Хоронить - значит быть человеком. Но хоронить - это не отбрасывать, а прятать и сохранять. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделится), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, ...

Л.Ф.Тихомирова; А.В.Басов // Ярославль: ТОО Гринго, 1995. -240с.;

14. Шмаков С.А./ Сайт Центра развития детей и юношества

«Левобережный» // [Электронный ресурс]; режим доступа:

< publ/metodicheskaja_kopilka/teorija/s_a_shmakov/2-1-0-4> ;

дата доступа: 15.11.13г.;

15. Шмаков С.А. Игры шутки — игры минутки / С.А.Шмаков // М.; Новая

Школа; 1996г.; -112с.;

16. Эльконин Даниил Борисович / В. Яровицкий. 100 великих психологов //

Сайт Национальная Психологическая Энциклопедия // [Электронный

ресурс]; режим доступа: < dictionary/372/word/yelkonin-danil-borisovich> ; дата доступа: 13.11.13г.;

17. Эльконин Даниил Борисович. Биография / Сайт Психология //

[Электронный ресурс]; режим доступа:

< biography/otechestvennye_psikhologi/elkonin_daniil_borisovich>

дата доступа: 13.11.13г.;

18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин //

Под.ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко // М.; Педагогика; 1989г.; -560с.;

Электронная библиотека Московского городского психолого-

педагогического университета // [Электронный ресурс]; режим доступа:

< mgppu/eit/EIT-001-.HTM> ; дата доступа: 17.11.13г.;

19. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин // М.; Педагогика,

1978г. // [Электронный ресурс]; режим доступа:

< file/133120> ; дата доступа: 16.11.13г.;

20. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника /

Д.Б.Эльконин // Электронная библиотека Московского городского

психолого-педагогического университета // [Электронный ресурс];

режим доступа:

< mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm> ; дата доступа: 13.11.13г.;

21. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного

возраста / Энциклопедия Сайта БЭР-ЮЛ/ [Электронный ресурс]; режим

доступа: < index.php/entsiklopediya/fiziologiya/54-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta> ; дата доступа:

13.11.13г.;

22. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Матюхина,

Т.С.Михальчик, Н.Ф.Прокина и др., под ред. М.В.Гамезо// М.;

Просвещение, 1984г.; — 256с.;

23. Педагогика / Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.

Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов и др., под ред. В.А.Сластенина / М.;

Издательский центр «Академия», 2002г.; -576с.;

24. Педагогическая психология / Учеб. для студ. высш учеб. заведений / Под

ред. Н.В. Клюевой // М.; Изд-во Владос-Пресс; 2003г.; — 400с.;

[Электронный ресурс]; режим доступа:

< docs/287/index-1011736.html?page=21> ; дата доступа:

15.11.13г.;

25. Подростки с делинквентным поведением / Сайт Psyera.ru //

[Электронный ресурс]; режим доступа: < 4806/podrostki-s-delinkventnym-povedeniem> ; дата доступа: 14.11.13г.;

< biography/makarenko_anton> ; дата доступа: 14.11.13г.;

26. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А.Реана // М.;

СПб.; Прайм-Еврознак; 2002г.; -683с.;

27. Хейзинга Йоган / сайт Академик // [Электронный ресурс]; режим доступа:

< dic.nsf/enc_culture/741/ХЕЙЗИНГА> ; дата доступа:

15.11.13г.;

28. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Й.Хейзинга // СПб.:

Изд-во Ивана Лимбаха; 2011г.; — 416с.; [Электронный ресурс]; режим

доступа: < file/676378> ; дата доступа: 15.11.13г.