Религиозность современной молодежи

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Факультет религиоведения и теологии

Кафедра теологии

Курсовая работа

Религиозность современной молодежи

Студент 2 курса заочного отделения

А.Г. Килин

Иркутск 2014

Оглавление

Введение

. Теоретическая часть

. Состояние религиозности подростков

. Обсуждение

. Практические рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования.

Для России, и Сибири в частности, православие было неотъемлемой частью этноса. Но все положительные результаты деятельности церкви на территории Сибири оказались почти полностью уничтожены за советский период [5].

В конце 20 века общество столкнулось с процессами социальной и политической дезинтеграции. В середине 90-х годов в российском обществе происходила смена культурно-исторических парадигм национального развития. Одним из проявлений культурно-исторической трансформации стал бурный процесс религиозного возрождения.

Однако, из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. Исследование мировоззренческих позиций различных социокультурных групп населения в отношении религии становится одной из наиболее актуальных проблем и является предметом многих исследований. Представляет интерес изучение мировосприятия молодого поколения, детей молодежи девяностых, на чье сознание обрушились процессы формирования морально-этических ценностей общества.

Подрастающее поколение — важнейший инновационный потенциал российского общества и его перспектива. Без учета настроений молодежи, незнание мотивов их поступков невозможно обеспечение успешной интеграции молодых людей в современное культурно-историческое пространство [1].

1. Теоретическая часть

15 стр., 7401 слов

Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 6

... толерантности в представлениях студенческой молодежи / О.С. Батурина // Образование и саморазвитие. Казань: ... Введение В настоящее время наблюдается изменение социальной структуры общества, кризис общества ... этнического самосознания коренных малочисленных народом Сибири (на примере телеутского этноса): ... образование в Рос. - 2001. - №3.-С.150-152 82. Тарасенко Е.А. Перспективы технологизации культурно ...

Гипотеза.

1.Религиозность подростков Муниципального общеобразовательного учреждения ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области находится на низком уровне.

2.Подростки не проводят активный поиск знаний по религиоведению.

3.Высока потребность молодых людей в религиозных знаниях и в общении со священнослужителями.

4.Для преодоления этой проблемной ситуации необходимо проведение религиозного просвещения в старших классах, ведение предмета духовным лицом.

Предметом исследования является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возрастном интервале от 15 до 17 лет).

Цель: изучение религиозности современного подрастающего поколения.

Задачи.

.Изучить религиозность подростков в целом, определить долю православной молодежи.

.Изучить потребность подростков в православной церкви; в посещении богослужений; в общении со священнослужителями,

.Изучить отношение подростков к введению курса религиоведения в учебном заведении.

.Разработать практические рекомендации по внедрению новых форм в общении церкви с молодежью.

Респондентами социологического опроса стали 58 человек учащиеся Муниципального общеобразовательного учреждения ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области. В данном учебном заведении имеется предмет религиоведения в 4 классе.

11 стр., 5179 слов

Гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности.

  Курсовая работа Студентки   Омск 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ   Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Проблема социальных представлений в психологической науке 1.1 Понятие социальных представлений…………………………………4 1.2 Структура и функция социальных представлений…………………. Глава 2. Психологические аспекты полоролевого поведения личности 2.1 Понятие и подходы к изучению полоролевого поведения ...

Научной новизной данной работы является отсутствие исследований среди подростков, учащихся школы с точки зрения отношения их к религии и изучения отношения к преподаванию религиоведения в школе.

Терминология.

Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их[2].

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений

Религия — сложный социально и культурно-исторический институт, который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2) религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учреждений), и выполняет в обществе ряд функций — смыслополагания, социальной интеграции, коммуникации и социального контроля. [4].

Религиозность — характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхестественное и поклоняющихся ему.

Религиозность молодежи — степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи.

Молодежь — социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 15 — 30 лет.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

Обесценивание в психоанализе Обесценивание как термин впервые был применен в психоанализе. Его синонимом считается примитивная идеализация. Согласно Ференци, примитивная идеализация приходит на смену идее всемогущего контроля в младшем детском возрасте, когда ребенок понимает, что не управляет окружающим миром. Это вызвано чувством тревоги за собственную жизнь и безопасность, и ребенок начинает ...

Подросток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 — 14 до 15 — 17 лет) [3].

В данной работе термины молодежь и подростки идентичны и определяют группу молодых людей в возрасте 15-17 лет.

Методология.

Методом социологического опроса было выбрано анкетирование, так как оно позволяет сохранить анонимность, опросить большое число респондентов и собрать значительный объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени, имея перед глазами отпечатанный вопросник, респонденты могут тщательно подумать над своими ответами.

В анкете использованы вопросы, позволяющие определить отношение подростка вообще к религии, выявить потребность в познании целесообразности бытия или смысла жизни, отношения к православию и потребности в общении со священником.

Также сформулированы вопросы, позволяющие определить степень ориентирования подростков в деятельности различных сект.

Кроме того, имеются вопросы, отвечая на которые, опрашиваемый определяет категорию людей, с кем бы хотел решать трудные жизненные вопросы, кому доверяет. См приложение № 1.

. Состояние религиозности подростков

Всего, методом анкетирования, было опрошено 58 подростков в возрасте 15 — 17 лет. Из них юношей 25(43,1%), девушек 33(56,9%).

Подавляющее большинство опрошенных молодых людей, 51 человек (88%), задумывались о смысле своего существования. И лишь 7 (12%) человек, не задумывались о смысле жизни, причем из них 6 юношей и лишь 1 девушка.

Из жизненных ценностей, которые определяют смысл существования подростков на первое место выходят создание семьи 21(36,2%) человек. Смысл жизни в том, чтобы радоваться, развлекаться и проводить легкомысленно время видят 5 человек (8,6%).

7 стр., 3277 слов

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный технический университет Кафедра истории, культуры и социологии Реферат по культурологии на тему: Отношение к смерти в разных культурных эпохах Выполнил: студент группы АТ-113 Кавтаскин В.И. Руководитель работы: старший преподаватель кафедры истории, культуры и социологии Соловьёва Александра Викторовна Волгоград 2013 ...

Смысл жизни в материальных ценностях, машине, красивом доме видят 3 человека (5,1%).

И 2 определили смысл своей жизни, как быть полезным обществу 2 человека (3,4%).

Остальные же 27 человек (46,7%) не смогли ответить ничего определенного на поставленный вопрос, см рис. 1.

Рис. 1

Как видно, из имеющихся данных, современные подростки, в большинстве своем, ориентированы в определении своего существования на создание семьи и воспитании детей. Однако имеется высокая доля молодых людей, считающих легкое препровождение времени основой своего существования.

При рассмотрении такой категории, как идентификация себя с той или иной верой, соотношения опрошенных распределились следующим образом.

Верующими себя считают 20 человек (34,4%).

Скорее да, чем нет 18 человек (31,0%).

Затруднились с ответом 9 человек (14,0%).

Относят себя к категорически не верующим людям 7 человек (12,0%).

Скорее нет, чем да 5 человек (8,6%).

Графически, данные изображены в рис. 2.

Более половины опрошенных респондентов (53,6%) сомневаются в своем отношении к вере, хотя, среди сомневающихся велика доля тех, кто, скорее готов причислить себя к когорте верующих людей.

Большинство из верующих опрошенных подростков причисляют себя к православию, что составляет 38 человек (65,6%).

Все они были крещены. Приверженность к исламу определили 2 человека (3,5%).

4 стр., 1885 слов

Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов

11 ВВЕДЕНИЕ Постоянные социальные изменения, характерные для современной России, когда в обществе формируются новые стандарты жизни, смыслы и ценности, оказывают влияние на процесс социализации подростков. Подростки - это социальная группа, наиболее чутко реагирующая на происходящие изменения, поэтому особенный интерес представляют изменения, происходящие в их сознании. В подростковом возрасте ...

Атеистами себя считают 4 человека (6,8%).

И 14 респондентов (24,1%) определили свое вероисповедание как другое см. рис. 3.

Рис. 3.

Православие является традиционной для России религией. Несмотря на языческо-атеистическую пропаганду советского режима, у людей сохранились традиции предков и в настоящее время передаются от родителей детям. Примечательно, что нет ни одного человека приверженного неопротестантским течениям. Однако имеется значительная доля респондентов, ответивших на вопрос о вероисповедании «другое». Это, по-видимому, приверженцы различных языческих оккультных, течений, представители астрологии и уфологии. Имеется незначительное число последователей ислама, это дети приезжих из стран средней Азии.

Значительное количество респондентов, 22 (37,0%), хотели бы видеть православие доминирующей религией в России. Также, большое число опрошенных, 21(36,0%), вполне допускают приоритет православия над другими религиями. Вместе с тем, 15 (26,0%), человек считают неприемлемым преобладание православия над другими религиями в России. См. таблицу 4.

Рис. 4

Как видно из представленных данных в таблице 4, значительное количество подростков находят вполне допустимым доминирование православия над другими религиями. Это обусловлено тысячелетиями проверенной христианской моралью, многовековой православной традицией, а также видимой, невооруженным глазом, несостоятельностью различных западных сект, восточных культов.

У подавляющего большинства респондентов, 45 (77,6%), дома имеются иконы, образа и распятия. У 8 (13,8%) опрошенных имеются предметы культа, не относящихся к православию и христианству вообще. Лишь у 5 (8,6%) нет никаких предметов культа.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Всего 2 (3,4%) человека из опрошенных, приобретают и читают религиозную литературу. Не читают никакую религиозную литературу 56 (96,6%) респондентов.

Очень редко посещают храм 33 (56,8%) респондентов. Не посещают храм вообще 22 (37,9%) опрошенных. Регулярно посещают храм 3 (5,1%) человек.

На вопрос: «что Вам не нравится в храме?» абсолютно все 58 (100%) респондентов не нашли ответа, то есть негативных ассоциаций с храмом нет ни у кого из опрошенных.

На вопрос: «что Вас привлекает в храме?» мнения распределились следующим образом.

Атмосфера, царящая в храме, доброжелательность, обстановка, росписи, иконы, пение, свечи, запах ладана привлекают 24 (41,3%) человек.

Покой привлекают 5 (8,2%) человек.

Абсолютно индифирентно высказались 29 (50,5%) человек.

Эти данные распределились следующим образом, при идентификации опрошенных по вероисповеданию. 19 респондентов, считающих себя православными (50%), привлекает в храме как внешнее оформление — архитектура, иконы, росписи, так и ритуалы, пение, свечи и т.д. 15 респондентов, считающих себя православными (40%), ничего не привлекает в храме. 4 православных (10%) привлекает покой и умиротворение. Последователей ислама в храме (мечети) привлекает в равной мере по 50% покой 1 человек и ничего не привлекает 1 человек. Представителей других вероисповеданий привлекает в храме покой 5 (27,8%) опрошенных, внешний и внутренний антураж 5 (27,8%) человек и 8 (44,4%), человек ничего не привлекает. Распределение показано в Рис. 5.

Не верующих подростков в храмах ничего не привлекает в 100% случаев.

Для приверженцев ислама 50% ничего не привлекает в храме и в 50% случаев привлекает покой.

Представителей других вероисповедований ничего не привлекает в храме 44,6%, и по 27,7% в равной мере интересует внешнее оформление и покой царящий в храме.

Православных привлекает внешне-внутреннее оформление храмов в 50,0% случаях, ничего не привлекает 39,4% и в 10,6% случаев привлекает покой. Таким образом, внешнее, эстетическое воздействие на психо-эмоциональную составляющую религиозности является немало важной частью.

Рис. 5. Распределение привлекательности православного храма среди молодежи различных вероисповедований.

Отношение подростков в общей массе к деятельности различных сект, восточных культов распределилось следующим образом (Рис. 6).

Рис. 6.

Наибольшая доля респондентов 32 (55,2%) затрудняются в оценке деятельности нетрадиционных течений. Значительная часть опрошенных, 15 (25,8%), выразили свое отношение, как нейтральное. 9 человек (15,5%) оценили деятельность западных и восточных культов как вредную. И 2 (3,5%) определили деятельность различных сект как полезную.

При рассмотрении отношения к различным западным и восточным культам представителей различных вероисповеданий отмечается также преобладание с затруднением ответа (рис. 7).

Таким образом, среди молодежи, причисляющей себя к православному вероисповеданию (38 опрошенных), затруднились с ответом 22 (57,9%), нейтральное отношение высказали 6 человек (15,8%), высказались о вредной деятельности различных сект 8 (21,0%) опрошенных и 2 (5,3%) отметили пользу для общества деятельность различных западных и восточных сект. Среди атеистов (4 человека), затруднились с ответом 1 (25,0%) и высказались нейтрально по 3 (75%).

Лица, причисляющие себя к исламу (2), затруднились с ответом и высказались нейтрально по 50%. Представители других вероисповеданий (14 человек из всех опрошенных) затруднились с ответом 8 (57,1%), высказались нейтрально 5 (35,7%), и отметили деятельность сект как вредную для общества 1 (7,2%).

Рис. 7. Отношение молодежи различных вероисповеданий к деятельности западных и восточных сект.

Трудности, испытываемые молодежью при ответе на вопрос о деятельности различных сект, связан с недостатком информации о их сути, о последствиях и опасностях участия в вышеуказанных организациях. Проблема сект на сегодняшний день довольно актуальна. Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты деятельности сект, их влияния на психику человека, вступают в них, что ведет как к психическим, так и к социальным травмам.

Одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения о деятельности, в том числе и криминального характера, различных религиозных организаций.

В различных трудных жизненных ситуациях половина из опрошенной молодежи 29 человек (50%) за помощью обратиться к родителям. 13 человек (22,4%) обратиться к друзьям. 11 (18,9%) будут решать проблемы самостоятельно. К священнику обратятся 3 (5,1%).

1 человек (1,7%) обратиться к экстрасенсу. 1 (1,7%) к психологу. Графическое распределение изображено в рис. 8.

Рис. 8.

Как видно, из представленных данных, велико доверие к родителям, однако, имеется также значительное количество подростков, кто не имеет взаимопонимания с родителями. Вместе с тем, также не велико доверие священнику. Ничтожно малое количество опрошенных доверят свои проблемы психологу и экстрасенсу.

Среди подростков православного вероисповедания (38 опрошенных) родителям доверяют абсолютное большинство — 22 человека (57,9%), друзьям 7 (18,4%) человек, самостоятельно решать свои проблемы намереваются 5 (13,1%), к священнику обратятся 3 (7,9%), к психологу 1 (2,7%).

Атеисты, (4 опрошенных), доверяют родителям: 2 (50%) и не доверяют никому, предпочитая решать проблемы самостоятельно: 2 (50%).

Представители ислама (2) также в равной степени доверяют родителям 1 (50%), и предпочитают самостоятельность в трудной ситуации 1 (50%).

Опрошенные подростки, причисляющие себя к другим вероисповеданиям (14 человек) обратятся к родителям за помощью 5 (35,7%), доверяться друзьям 5 (35,7%), самостоятельно примут решение 3 (21,4%), и 1 (7,2%) обратиться к экстрасенсу. Данное распределение представлено в рис. 9.

Рис. 9. Соотношение подростков различных вероисповеданий и их доверие в трудных ситуациях

Наглядно видно, что представители православия имеют значительное доверие к родителям. Это говорит о сохранении традиционных патриархальных отношений в семье. Вместе с тем к священнику обратятся не многие. Таким образом, на родителях лежит огромная ответственность по воспитанию правильных жизненных ориентаций и религиозных предпочтений для подрастающего поколения. В свою очередь церкви необходимо более интенсивно доводить до сведения, как детей, так и их родителей информацию о православии.

Недостаток информации сказывается на отношении молодежи к введению курса религиеведения в современной школе.

Основная масса опрошенных 27 человек (46,6%) затруднились с ответом на вопрос отношения к курсу религиеведения в учебном заведении. Положительно относятся к введению курса религиоведения в школе 18 человек (31,0%) из всех опрошенных. Отрицательно 13 (22,4%).

Причем, из положительно относящихся к введению преподавания религиеведения, 15 (83,3%) видят необходимость преподавания духовным лицом, лишь 3 (16,7%) отмечают необходимость преподавания светским лицом. Структурное распределение данных представлены в таблице 10.

Рис. 10.

Высокая доля затруднившихся с ответом, обусловлена тем, что подростки получают не достаточно достоверной информации, как о православии вообще, так и о сути преподавания религиоведения в школе. Учитывая высокую степень доверия родителям — 29 человек от общего числа опрошенных (50%) — недостаток информации касается и родителей подростков.

Преподавание «Основ православной культуры» в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей школьника. Оценивая результаты введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует сделать выводы, что добровольность выбора родителями учебного предмета (модуля) не была качественно обеспечена. То есть не была обеспечена достоверность информации. Недобросовестно полученные результаты дали основания для заявлений, что большое количество семей избрало для изучения светскую этику. В связи с чем, Святейший Патриарх Кирилл дал распоряжение подготовить методические указания для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников в целях информирования и обеспечения свободы выбора родителями «Основ православной культуры» [9].

Выводы.

1.Методом анкетирования учащихся МОУ ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области, была изучена религиозность подростков в возрастном интервале 15 — 17 лет. Всего верующими себя считают 65,4% от всех опрошенных, из них 20 человек (34,4%) безоговорочно верующие и скорее да, чем нет 18 человек (31,0%).

2.Определена доля православной молодежи, что составляет 65,6% от тех подростков, кто считает себя верующими людьми. Эта доля подростков является крещенными людьми.

.Выявлена высокая потребность подростков в православной церкви. У подавляющего большинства молодых людей 77,6% от всех опрошенных дома имеются иконы, образа и распятия. 50% православной молодежи привлекает в храме как внешнее оформление — архитектура, иконы, росписи, так и ритуалы, пение, свечи, 10% привлекает покой, умиротворение. 74% хотят видеть православие, как доминирующую религию и вполне допускают приоритет православия перед прочими религиями.

.Установлена потребность в посещении Богослужений, общении со священнослужителями. Так 62% опрошенных подростков посещают храм. Имеют необходимость в общении со священником в трудных ситуациях 7,9% православной молодежи.

.Определено отношение подростков к введению курса религиоведения в учебном заведении. 46,6% затрудняются определить своё отношением к курсу религиеведения в учебном заведении, что связано с недостатком информации о данном предмете.

.Определена высокая потребность молодых людей в религиозных знаниях и в общении со священнослужителями. 31,0% из всех опрошенных хотят посещать занятия по религиоведению. 83,3% опрошенных подростков видят необходимость преподавания духовным лицом основ религиозных знаний.

3. Обсуждение

Регулярно посещают храм 3 человека, что составляет 5,1% от всех опрошенных, Очень редко посещают храм 33 человека (56,8%) респондентов. Не посещают храм вообще 22 (37,9%).

Таким образом, 62% (36 человек), имеет возможность приобщиться к религии, в то время как 37,9% (22 человека) не имеют вообще никакой возможности узнать о религии.

Выявлено, что подавляющее большинство подростков — 51человек (88%), задумывались о смысле своей жизни. Лишь 7 человек, 12% от общего числа опрошенных, не задумывались об этом [стр. 6]. Это говорит о стремлении молодых людей к приобретению религиозных знаний.

Однако, верующими себя считают 34,4% опрошенных. Скорее верующими, чем нет 31,0% от всех опрошенных. Неуверенных в своих взглядах, затруднившихся с ответом 14,0%. [Таблица 2, стр. 8].

Определенно высока доля лиц, считающих себя православными 65,6% от всех опрошенных [Таблица 3 стр. 9]. У подавляющего большинства молодых людей — 45 человек, что составляет 77,6% от всех опрошенных, дома имеются иконы, образа и распятия, следовательно имеются начальные понятия и религиозные представления.

Несмотря на то, что довольно высока доля подростков считающих себя верующими людьми, имеют весьма скудные представления о религии, религиозную литературу практически никто не читает — 56 (96,6%).

Всего 2 человека из общего числа опрошенных (3,4%), приобретают и читают религиозную литературу [стр. 11]. Кроме того, более половины респондентов — 55,2% — затрудняются в оценке деятельности нетрадиционных течений. И более четверти опрошенных молодых людей — 25,8% — выразили свое отношение, как нейтральное. Таким образом, 81% подростков не владеют информацией о деятельности различных восточных и западных сект, культов.

Вместе с тем велик процент молодежи, видящей в православной морали положительные качества. 74% (43 человека) принимают православие как доминирующую религию и вполне допускают приоритет православия перед другими религиями.

Постольку, поскольку в данном учебном заведении, курс религиоведения был введен 1 год назад и преподается только в четвертых классах, подростки не в полной мере владеют информацией о сути предмета. Поэтому 46,6% опрошенных затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к предмету религиоведения. Тем не менее, положительно смотрят на введение курса религиоведения 31,0% опрошенных. Причем информацию о религиях в 83,3% случаев подростки хотят получать от духовного лица. Учитывая высокую лояльность к православию, под духовным лицом следует понимать православного священника.

Таким образом, религиозность молодежи можно определить как не удовлетворительную. Однако, имеется высокий потенциал для развития религиозных знаний среди молодежи и их родителей. В данной ситуации необходимо правильно организовать преподавание «Основ православной культуры», подобрать соответствующую литературу и направить поиски подростка в соответствующем русле, для чего необходим предмет «Основ православной культуры» в старших классах.

. Практические рекомендации

Для удовлетворения потребности в религиозном просвещении подростков необходимо:

во-первых, доводить до сведения родителей о необходимости преподавания православного христианства;

В-третьих, информировать учащихся о деятельности различных сект, нетрадиционных культов.

В-четвертых, организовывать для учащихся школ экскурсии и путешествия по храмам Иркутска;

В-пятых, распространение бесплатных православных газет, брошюр, листовок.

Состояние религиозности подростков в целом, на примере учащиеся МОУ ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области, можно определить как не удовлетворительную. Вместе с тем имеется большая доля подростков, считающих себя православными, что дает в потенциале воспитать морально устойчивого человека, способного войти в самостоятельную жизнь и принимать решения в духе православия. Учитывая потребность в информации о религиях вообще, подростки желают получать ее от православного священника.

Для доведения информации следует применять средства вне школьных стен, используя различные беседы, экскурсии и встречи с представителями религий.

вера православие подросток церковь

Заключение

Поставленные перед данной работой цели достигнуты.

Изучено состояние религиозности современного подрастающего поколения, которое определено, как не удовлетворительное. Вместе с тем отмечена низкая осведомленность подростков как относительно основ православия, так и деятельности различных сект. Отмечена высокая степень доверия современных подростков родителям, и стремление получать религиозные знания в школе на уроках религиоведения от духовного лица.

Решены, определенные перед данным исследованием, задачи.

Определена доля православной молодежи, которая составляет подавляющее большинство.

Изучена потребность подростков в православной церкви, в посещении богослужений; в общении со священнослужителями.

Изучено отношение подростков к введению курса религиоведения в учебном заведении.

Разработаны практические рекомендации по внедрению новых форм в общении церкви с молодежью.

Выдвинутая гипотеза исследования доказана.

Религиозность подростков учащиеся МОУ ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области, находится на низком уровне. Религиозную литературу в большинстве своем подростки не читают, в вопросах веры не ориентируются, о деятельности различных восточных и западных сект представления не имеют.

Определена высокая потребность молодых людей в религиозных знаниях и в общении со священнослужителями. Для чего необходимо проведение религиозного просвещения в старших классах, ведение предмета духовным лицом.

Научно-практическая значимость.

Цели общего образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний.

Задачи воспитания детей в школе, в том числе приобщения к культуре своей семьи, народа, общества, являются ведущими в деятельности общеобразовательной школы.

Без духовного составляющего обучение ребенка в школе во многом обесценивается. Теряет свое значение и освоение им основ наук, и подготовка к выбору профессии. Выпускники школы, без сформированного исторического сознания, национального самосознания, крепких моральных устоев не смогут найти себе достойного места в обществе, реализоваться как полноценные личности, создать в будущем счастливые семьи, быть гражданами нашей страны, своего будущего.

Преподавание Православной культуры в школе имеет целью формирование мировоззрения, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний» [9].

В современной России радикальные изменения экономической, социальной и духовной жизни коснулись понимания собственной истории и проблем отечественной философской и духовной культуры. Сегодня Россия противостоит наступлению североамериканской культурной экспансии, защищая свои культурные ценности, свое право на культурную самобытность.

Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию «рынка», низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект [8].

В профилактике духовной нищеты, безнравственности, аморальности очень важную роль может сыграть религиозное образование, когда детям, с разрешения их родителей, в доступной форме объясняются основы православия, причины его возникновения и развития в России.

Таким образом, введение курса религиоведения в форме обучения православной культуре с преподаванием духовным лицом, а также введение в образовательный процесс различных методик, вне школы и учебного процесса, позволяющих изучить не только основы православия, но и историю родного края вкупе с историей России позволит подрастающему поколению сделать выбор в сторону традиционных морально-этических норм, приобщиться к своим духовным корням, возродить культуру и традиции предков, а также противостоять агрессивной западной культуре с ее чуждыми для России ценностями.

Список литературы

1.Анданова С.Б. Религиозность молодежи Республики Бурятия в период культурно-исторической трансформации российского общества: дис. … канд. ист. наук: 24.00.01. — У.-Удэ, 2010. — 143 с.

2.Векипеди

.Гараджа В.И. Социология религии. М., Аспект-пресс. 1996. С. 6 — 15.

.Гиндер И.А. Православные вопросы в социологии религии. //Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V.300 лет в составе России. Сборник материалов международной практической конференции, посвященной 300-летию вхождения территории Юга Сибири в состав России. Минусинск, 11-14 декабря 2007г. — Красноярск, 2008. С. 196-202.

5.Касьянов В.В. Государственная идеология современной России.

6.Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: дис. … док. пед. наук: 13.00.01. — М., 1999. — 440 с.

7.Пшеничникова Р.И. Новая Культура и Новое Искусство XXI века: инновационные подходы // Межотраслевой альманах

8.Рекомендации для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников по выбору изучения «Основ православной культуры»

.Реморенко И.М. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2010 г. № 03-1032 Дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ.

.Реморенко И.М. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2010 г. № 03-831. Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации».

11.Шапиро В.Д., Герасимова М.Г. Отношение к религии и конфессиональная толерантность подростков // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. — Вып.7. — М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 316-332.

Приложение

Анкета, использовавшаяся в опросе.

1Ваш пол? а) Мужской б) Женский2Ваш возраст?3Задумывались ли Вы над смыслом жизни?а) Да б) Нет4Что для Вас является смыслом жизни?5Считаете ли Вы себя верующим человеком?а) Да б) Скорее да, чем нет в) Скорее нет, чем да г) Нет д) Затрудняюсь ответить5Ваше вероисповедание?а) Православие б) Католицизм в) Протестантизм г) Ислам д)Другое___________________6Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими религиями?а) Да б) Нет в) Возможно7Есть ли у Вас дома предметы культа (какие)?а) Иконы б) Распятья в) Образа г) Другое __________________8Приобретаете и читаете ли Вы религиозную литературу?а) Да б) Нет9Как часто Вы ходите в храм?а) Не хожу б) Очень редко в) Регулярно10Что Вас привлекает в храме?11Что Вам не нравиться в храме?12По вашему мнению, деятельность различных западных и восточных культов и объединений, появившихся в последние годы в России:а) Полезная б) Нейтральная в) Вредная г) Затрудняюсь ответить13К кому бы Вы обратились за помощью в трудную минуту?а) К родителям б) К друзьям в) К психологу г) К священнику д) К экстрасенсу е) Действовал бы самостоятельно14Как Вы отнеслись к курсу религиеведения в вашем учебном заведении?а) Положительно б) Отрицательно в) Затрудняюсь ответить15Если положительно, то кого бы Вы предпочли в качестве преподавателя?а) Духовное лицо б) Светское лицо

Уважаемый респондент!

Целью данного исследования является изучение религиозности современной молодежи и ее ценностных ориентаций. Просим Вас быть предельно откровенным в ответах на предложенные вопросы.

Правила заполнения анкеты:

Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него.

Отметьте в квадратике галочкой тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.

Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты ответов, напишите свои ответы на свободных строках.

В вопросах, где нет вариантов ответов, пожалуйста, укажите кратко, буквально 2-3 словами, Ваше мнение.

Убедительная просьба: не оставляйте ни одного вопроса без ответа.

Анонимность и конфиденциальность гарантирована.

Заранее спасибо!