РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..3-6

1. Теоретические основы развития личности……………………………….7-10

1.1 Предпосылки развития личности………………………………………..10-12

1.2 Развитие личности в старшем дошкольном возрасте…………………12-13

2. Игра — ведущий вид деятельности ребенка

дошкольного возраста……………………………………………..14-16

2.1 Игры, актуальные для развития личности дошкольника……….…….16-21

2.2 Игра как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте.21-26

Вывод………………………………………………………………………….27-28

Использованные источники…… …………………………………………29-30

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, осуществляется на фоне роста и созревания организма, зависит от социокультурной среды, в которой онвободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие личность — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно ис­пользуемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников .

Личность — человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения .

«Личностные качества» — качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие .

Развитие психики, подчеркивал А.Н. Леонтьев, зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. А основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, которой следует уделять большое внимание. Ребёнок познаёт окружающий мир довольно активно, стремясь увиденное, услышанное претворить в жизнь, сделать он это может в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни не доступно.

Ребёнок хочет быть похожим на взрослого, но только в игре он может воплотить свои мечты в реальность. В игре ребенок берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Это деятельность по ориентации в смыслах человеческой жизни, выносящая ребенка на «девятый вал» его развития.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность ...

Игра – форма организации детской жизни (А.П.Усова) – цементирует весь образовательный процесс детского сада, так как именно в ней ребенок «расправляет крылья» своих способностей и делает первый шаг к жизненному успеху.

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Таким образом, игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития детей дошкольного возраста.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема исследования:

«Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Объект исследования: процесс развития дошкольников в игровой деятельности.

Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников, как средство развития личностных качеств.

Цель исследования: исследовать особенности развития личностных качеств у старших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

— изучить понятие личности и условий ее развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

— определить роль игры в развитии личностных качеств старших дошкольников.

Гипотеза. Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности будет осуществляться более эффективно, если:развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методологические основы исследования:

Методологической основой работы являлись психолого-педагогические исследования особенностей развития личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности:

1. Среди психологов, педагогов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач личностного развития дошкольников, — Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский и др.

2. Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X.Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний…………….

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. ...

Список использованной литературы

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в

детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990г.

2. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988.Психология

личности т.2 // Под ред. Д.Я.Райгородского.

4. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.

5. Воспитание детей в группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада/ В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. казакова и др.; сост. Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.

6. Дошкольная педагогика: Методика и организация ком.воспитания в дет. саду. Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности 2110 «Педагогика и психология (дошкольная) /Под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.

7. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М.В.Корепанова,

Е.В.Харламова. Москва 2005г.

8. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986

9. Ковалёв А.Г. Психология личности. М. 1969 г.

10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Детская психология». Мн.: «Университетское», 1988

11. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5-7 лет. Конспекты занятий / Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева, А. Г. Ахтян. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208 с.

12. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пе. институтов/Под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

13. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. М. :Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.

14. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460 с. – (Основы наук).

15. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников». М.: «Просвещение», 1987

16. Репринцева Г. И. Игра – ключ к душе ребёнка. Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром: методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – 240 с.

14 стр., 6916 слов

Игра как средство развития личности дошкольника 2

... работе. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. Таким образом ...

17. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 408 с.

18. Эльконин Д.Б. «Психология игры». – 2-е изд.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

19. Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. М.,1987.