Оглавление
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..3-6
1. Теоретические основы развития личности……………………………….7-10
1.1 Предпосылки развития личности………………………………………..10-12
1.2 Развитие личности в старшем дошкольном возрасте…………………12-13
2. Игра — ведущий вид деятельности ребенка
дошкольного возраста……………………………………………..14-16
2.1 Игры, актуальные для развития личности дошкольника……….…….16-21
2.2 Игра как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте.21-26
Вывод………………………………………………………………………….27-28
Использованные источники…… …………………………………………29-30
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, осуществляется на фоне роста и созревания организма, зависит от социокультурной среды, в которой онвободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие личность — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников .
Личность — человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения .
«Личностные качества» — качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие .
Развитие психики, подчеркивал А.Н. Леонтьев, зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. А основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, которой следует уделять большое внимание. Ребёнок познаёт окружающий мир довольно активно, стремясь увиденное, услышанное претворить в жизнь, сделать он это может в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни не доступно.
Ребёнок хочет быть похожим на взрослого, но только в игре он может воплотить свои мечты в реальность. В игре ребенок берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Это деятельность по ориентации в смыслах человеческой жизни, выносящая ребенка на «девятый вал» его развития.
Периоды развития теории управления
... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность ...
Игра – форма организации детской жизни (А.П.Усова) – цементирует весь образовательный процесс детского сада, так как именно в ней ребенок «расправляет крылья» своих способностей и делает первый шаг к жизненному успеху.
Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Таким образом, игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития детей дошкольного возраста.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема исследования:
«Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Объект исследования: процесс развития дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников, как средство развития личностных качеств.
Цель исследования: исследовать особенности развития личностных качеств у старших дошкольников.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
— изучить понятие личности и условий ее развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
— определить роль игры в развитии личностных качеств старших дошкольников.
Гипотеза. Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности будет осуществляться более эффективно, если:развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методологические основы исследования:
Методологической основой работы являлись психолого-педагогические исследования особенностей развития личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности:
1. Среди психологов, педагогов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач личностного развития дошкольников, — Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский и др.
2. Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X.Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний…………….
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...
Список использованной литературы
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990г.
2. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988.Психология
личности т.2 // Под ред. Д.Я.Райгородского.
4. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.
5. Воспитание детей в группе детского сада: Пособие для воспитателя дет.сада/ В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. казакова и др.; сост. Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
6. Дошкольная педагогика: Методика и организация ком.воспитания в дет. саду. Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности 2110 «Педагогика и психология (дошкольная) /Под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
7. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М.В.Корепанова,
Е.В.Харламова. Москва 2005г.
8. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986
9. Ковалёв А.Г. Психология личности. М. 1969 г.
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Детская психология». Мн.: «Университетское», 1988
11. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5-7 лет. Конспекты занятий / Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева, А. Г. Ахтян. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208 с.
12. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пе. институтов/Под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
13. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. М. :Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.
14. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460 с. – (Основы наук).
15. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников». М.: «Просвещение», 1987
16. Репринцева Г. И. Игра – ключ к душе ребёнка. Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром: методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – 240 с.
Игра как средство развития личности дошкольника 2
... как одно из средств развития личности дошкольника; Объект исследования: Игровые методы и средства развития личности дошкольника; Предмет исследования: Развитие внимания дошкольника в процессе игровой деятельности; ... «Барбарики» направление «Бусинки» г. Минск. Глава 1. Теоретические предпосылки развития личности дошкольника в процессе игровой деятельности 1.1 Теоретические аспекты понятия «игра» «Я ...
17. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 408 с.
18. Эльконин Д.Б. «Психология игры». – 2-е изд.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
19. Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. М.,1987.