Психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях

Содержание

  • Введение
  • 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
  • 1.1 Психологические условия формирование свойств личность
  • 1.2 Семья как социально-психологический фактор воспитания
  • 2. Особенности семейного воспитания в современных условиях
  • 2.1 Семейное воспитание и его значение
  • 2.2 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Воспитание — часть социализирующего образования. Воспитание — это специально организованный процесс предъявления социально одаряемых ценности, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное влияние оказывает семья. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка.

Семейное воспитание — определенный тип поведения родителей со своими ребенком, от которого зависит не только то, каким вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и родителя спустя несколько лет.

Различные стили семейного воспитания изучались психологами достаточно широко. Так Считается, что среди них есть как благоприятные для развития ребенка стили, так и неблагоприятные, способные привести к различным проблемам в поведении, исказить миро и самоощущение ребенка. Кроме этого, стиль семейного воспитания определяется и последовательностью воспитательной позиции родителей.

Семейное воспитание в Казахстане, исконно многонациональном государстве, имеет свои неповторимые особенности, вызванные социально — экономическими условиями развития. Веками складывается образ семьи, идеал семейных отношений, традиции подготовки молодежи к семейной жизни.

В современном казахстанском обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: имеется расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяется старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию.

Процесс воспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Нам предоставляется актуальным провести изучение семейного воспитания А.С. Макаренко и ее возможного влияния на воспитания детей в семье.

Целью данной работе является изучение психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях.

5 стр., 2410 слов

Роль отца в системе социального воспитания детей в семье

... источников……………………………… 42-43 Введение Важнейшей социальной функцией семьи всегда было и остается воспитание подрастающего поколения. Семья призвана обеспечить ребенку необходимые условия для его развития, первичной социализации. ... характера: в приготовлении еды, закупке продуктов, поддержании порядка в доме, распределении семейного бюджета и многих других. Отцы часто комплексуют, оказавшись чисто в ...

Объект исследования: основы семейное воспитание.

Предмет исследования: воспитания в современных условиях.

В соответствие с поставленной целью и определенными предметом и объектом в нашей работы мы поставили следующие задачи:

1. дать понятие основы семейного воспитания;

2. рассмотреть особенности семейного воспитания в современных условиях;

3. сделать соответствующие выводы

Для решение поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающие теоретически анализ социально — психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация научных предоставлений по проблеме воспитание в современных условиях.

В ходе выполнение данной работе мы опирались на научные труды таких исследователей, таких как А.С. Макаренко, Харчев А.Г. и т.д.

семейное воспитание психологический личность

1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

1.1 Психологические условия формирование свойств личность

Какие же закономерности лежат в основе воспитания, понимаемого в широком смысле? Некоторые из этих закономерностей уже раскрывались в предыдущих главах. Так, когда речь шла о возникновении и развитии педагогики, подчеркивалось, что характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества, что, безусловно, является его существенной закономерностью. В главе о целях воспитания указывалось на другую важную закономерность: единство целей, содержания и методов воспитания. Указанное закономерности определяется общие подходы к организации воспитания. В данном же случае необходимо рассмотреть те закономерности и их психологические основы, которые определяют педагогическую инструментовку воспитательного процесса и дают более или менее конкретное представление о том, как оно должно осуществляться на практике. К этим закономерностям относятся следующие:

а) воспитание личности приходит только в процессе включения ее в деятельность. Это закономерность обусловливается тем, что, как уже отмечено выше, личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности.

б) Воспитания есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграция и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку предоставления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого добра зла. [ст.13.1]

8 стр., 3655 слов

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4

... -интернат; • усыновление; • опека; • попечительство; • помещение ребенка в детский дом семейного типа; • помещение ребенка в приемную семью; • международное усыновление. Усыновление является оптимальной формой воспитания детей-сирот. Оно открывает наилучшие перспективы для ...

Важность семьи как институт воспитания обусловлен тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и другие. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества сточки зрения целей и средств, прав и обязанности родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсаций.

Семья — это социально — педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она является собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого — педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. Семейное воспитание — это сложная и многогранная система и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Это сложная и многогранная система. На него влияет наследственность и биологические здоровье детей и родителей, материально — экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.

Целью семейного является формирование качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания:

1) Создание максимальные условия для роста и развития ребенка;

2) Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношение к старшим;

3) Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

С точки зрения психолого-педагогической правильное воспитание представляет собой научно — обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены в этот процесс.

Психолог М.И. Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что с рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью, которая состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. [ст. 96.3]

1 стр., 330 слов

Проблема сенсорного воспитания детей

... движений, требует проведения с этими детьми большой специальной коррекционной работы. Для этого необходимы специально организованные коррекционные занятия по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук. ... Это и вызвало необходимость создания программы: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для детей с ограниченными ...

Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности.

Своеобразным коллективом, который существенную в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

Основным способом практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей является достижение взаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений супругов. Для достижение воспитательных целей в семье родители обращаются к различным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенок находится в дружеских отношениях. Наказание необходимо лишь тогда, когда поведение ребенка уже невозможно изменить любым другим способом. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким.

С точки зрения психолого-педагогической правильности воспитание представляет собой научно — обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены в этот процесс.

Психологический аспект воспитания во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Воспитание социальных установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и другие.

Значимое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие. Педагогические умения и знания по воспитанию детей формируется посредством практикумов родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. Практикуемы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания.

1.2 Семья как социально-психологический фактор воспитания

В представленном выступлении говорится актуальности изучения психологических факторов внутрисемейного воспитания и их возможного влияния на воспитание детей в семье, а также выявить проблемы современного внутрисемейного воспитания.

Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... всех ее членов. Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи: Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Систематическое воспитательное ...

Воспитание — это часть социализирующего образования, это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщение человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Семейное воспитание — это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Семья и ребенок — это зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируется те качества личности, которые больше нигде сформированы быть не могут. «Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям» В свое время Ж.Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливается их максимальную чувствительность к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, отражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими является потребности в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.

Это лишь основные направления семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняется экономическим, политическим, экологическим, половыми и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений. Нельзя не согласиться с мнением, что внутрисемейное отношения является ведущем компонентом семейного воспитания. Они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Серьезные отклонения внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю её воспитательных возможностей. Итак, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляется в семейном воспитании.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля отношений: авторитарный, демократический и попустительский. [ст.32.9]

8 стр., 3688 слов

Взаимоотношения детей и родителей в семье

... должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком. Но на настоящем этапе много семей, где родители педагогически неграмотны, что ведет к нарушению ... Российской Федерации. Статья 63 вышеназванного документа гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном ...

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — вот главное средства этого стиля. У детей это вызывает чувства страха, незащищенности. Психологи утверждают, что все это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо апатию и пассивность. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми.

Попустительский тип отношений называют еще «авторитетом любви». При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у их почти нет ценностей.

Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать. Конфликты чаще всего возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, а также любая мелочь — от манеры подростка одеваться до вопроса о часе, до которого ему позволительно находиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате, дети лучше понимают родителей, растет разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинство. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими является сами. Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется педагогическое влияние родителей на сознание и поведение ребенка. Сколько родителей, столько существует и разновидностей методов, среди которых и известные всем убеждение, личный пример, поощрение, наказание, а в некоторых семьях — воспитывающие ситуации.

Таким образом, семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей вырастают тревожные дети, честолюбивые родители порой так подавляет своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности, несдержанный агрессивный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. [ст.102.13]

Семья как фактор социализации личности и семейного воспитание.

Сущность содержание понятия «семья». Социальное становление личности — это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Процесс социализации личности С.И. Гессен рассматривал как три ступени.

· Первая ступень — дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.

7 стр., 3302 слов

Психологические особенности отношений детей к родителям в полных ...

... родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок ... ли значение ее состав? Существуют ли различия в воспитании детей разными родителями? Имеет ли современная семья тесные связи, основанные на взаимной помощи и моральной ответственности? Попробуем ...

· Вторая ступень — период активного познание ребенком окружающей жизни, ее законов и требований. Здесь важно, в какой школе происходит этот этап развития ребенка, насколько затрагивают последнего социальные процессы общества. Знания вводят человека в мир культуры.

· Третья ступень развития личности, по Гессену, этап завершения ее формирования, — это процесс самообразования, внешкольного и университетского образования. Личность, познав окружающую природу и общество, совершенствует свое собственное «Я»; формируются ее мировоззрение.

Классическая формула — семья как социальный институт — определяет семью как объединение людей в брак, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

· Вступление в брак;

· Рождение первого ребенка;

· Окончание деторождения (последний ребенок);

· «пустое гнездо» — выделение из семьи последнего ребенка;

· Прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Развитие семьи проходит несколько стадий.

· Первая стадия — первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяется и уезжают из большой семьи.

· Вторая стадия — рождения ребенка, семья состоит из двух поколений.

· Третья стадия — семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью.

Социализирующие функции семьи заключаются в физическом и эмоциональном развитии ребенка, умственное развитие ребенка, овладение человеком социальными нормами, формирование ценностных ориентаций и т.д.

Роль семьи в процессе социального развития. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономические состояние семьи зависит от экономического состояния государства.

Семейное воспитание — это взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность родителей и детей.

Исследования показали, что ребенок оказывает не меньшее влияние на родителей, чем родители на него. Взаимосвязь и взаимозависимость родителей и ребенка отражена в понятии «родительно — детские отношения».

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... нарушения приводят к изменениям родительских позиций и при взаимодействии с ребенком. Воспитание начинает все более переосмысливаться как исправление врожденных недостатков. Естественность, непосредственная ... часть проблем приемной семьи будет снята, если придерживаться определенных правил усыновления и воспитания ребенка. Одним из них является требование, чтобы ребенок принадлежал своей семейной ...

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. [ст.26.17]

2. Особенности семейного воспитания в современных условиях

2.1 Семейное воспитание и его значение

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. Одним из первых советских педагогов, обогативших педагогику ценными идеями, методами и приемами, который уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания и внес много нового в освещение проблемы семейного воспитания. Главнейшим условиями семейного воспитания считается наличие полной семьи, крепкого коллектива, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. С ранних лет в семейных условиях у детей воспитываются коллективизм честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям.

Морально — нравственное воспитание предполагает формирование у подрастающего поколения любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга.

Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетические воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спором, закаливание организма.

Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни — профессиональной и социально — бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи.

Это лишь основное направление семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняется экономическим, политическим, экологическим, половым и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений. Серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает кризис данной семьи, потерю ее воспитательных возможностей.

Межличностное общение является одним из социально — психологических механизмов становления личности. Именно в процессе общения со взрослым ребенок приобретает навыки речи и мышления, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.

Семья должна быть тем местом, где подрастающий человек встречается с вопросами, на которые ему помогают найти ответы взрослые и, в первую очередь, родители. Важную роль в этом играет духовная атмосфера и семья. На каждом этапе общественно — исторического развития семейное воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно — исторический характер.

23 стр., 11326 слов

Психолого-педагогическое воспитание приемных детей

... изучить особенности психолого-педагогического воспитания и развития детей в приёмных семьях. Объект исследования - психолого-педагогическое воспитание и развитие детей в приёмных семьях. Предмет исследования - особенности и ... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЁМНЫХ СЕМЬЯХ 1.1Традиции социальной помощи детям-сиротам в истории Уже в древних ...

В настоящее время казахстанское общество переживает последствия

ценностного кризиса, связанного с изменением общественно — политического строя.

В связи с этим закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме ценностей и ценностно-смысловых ориентаций как отдельной личности, так и различных социальных групп, в том числе семьи.

В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в казахстанском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность независимость.

С другой стороны, общество ставит перед людьми среднего возраста (какими является родители детей — подростков) задачи личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста, установления связей вне семьи, поэтому «отстранение» родителей от ребенка в этом возрасте, как отмечают В.С. Собкин и Е.М. Марич, — закономерное явление. [ст.28.20]

Подобный изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь — на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустритующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

«Семейное воспитание — дело величайшей важности», — писал А.И. Герцен. При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшее социальные чувства — в любовь к людям, к Родине. [ст.45.21]

Таким образом семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожный дети: честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, асам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т т.д.

Таким образом, процесс воспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

2.2 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания

Одной из главных проблем современной семьи является то, семья спровоцирована существующей политической и экономической ситуацией на формирование социального характера ребенка., отчужденного от нравственности. Современная семья сегодня часто воспроизводит людей замкнутых на личные проблемы и интересы, адаптивно относящихся к социальным проблемам. В связи с этим меняется и условия семейного воспитания, что вызвано:

1. Изменением традиционных ролей мужчины и женщины в семье;

2. Непредсказуемостью экономических, политических и социальных изменений, приводящих к ориентации на повседневность сиюминутность, которые становятся доминирующими в массовом сознании людей;

3. Неспособностью семьи осуществить полноценный процесс

социализации личности, сформировать оптимальные нормы и стереотипы поведения, подготовить ребенка к выполнению многообразия социальных и поведенческих ролей.

Воспитание в семье — сложный психологический процесс. Известно, что отклоняющееся поведение подростков в определенной мере является результатом столкновения, борьбы разнохарактерных, психологически несовместимых поведенческих стереотипов и ценностей у родителей и детей. Это порождает деформацию семьи в вопросах формирования жизненного мира, образа жизни детей, формирования их. Эта тенденция усиливается еще и тем, что не разработана современная государственная политическая система семейного воспитания и социального воспитания в целом, а также противоречивостью массового сознания.

В качестве основной, выполняющей роль объединяющего, систематизирующего начала, внутренне интегрирующего в этом процессе все другие функции, выделяют формирующую функцию семейного воспитания.

Воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапов развития общества. На принципиально новой основе — на равноправии и взаимоуважении супругов — строились взаимоотношении в семье, что создавало благоприятные условия для установления справедливого распределения труда между мужчиной и женщиной поведению домашнего хозяйства и обоюдной ответственности родителей за детей. Отмечая прогрессивные изменения в развитии семьи, нельзя не обратить внимание на факторы, осложняющие это развитие. Так, изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятность женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Известно предупреждение А.С. Макаренко о том, что воспитание единственного сына или дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Как правильно, родители концентрируют на одном ребенке максимум внимания, оберегают его от все возможных трудностей, излишне опекают, находясь во власти слепой, неразумной любви.

Трудность воспитания одного ребенка в семье, по словам А.С. Макаренко, заложена в отсутствии коллективного воздействия на его личность. К тому же отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств. [ст.89.22]

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанности в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. Известно, что больший процент разводов подает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет).

Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод в первые годы совместного проживания — весомая причина распада семьи. К разводу ведет низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большей частью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения.

Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В.А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материальных благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение. [ст.4.19]

В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. Семья — специфическая интимная система. «В отличие от других воспитательных учреждений семья способно воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичность ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности».

Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительскую любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует формированию важных морально — этических чувств. Специфичность семейного воспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда он больше всего нуждается в уходе и руководстве со стороны взрослых. Пребывания длительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями или другим членами семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизнь семейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье дети удовлетворяют биологические и духовные потребности, усваивают важнейшие моральные понятия. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения. Через отношения детей с родителями и другими членами семьи реализуются отношения между представителями разных поколений и разного пола. Общаясь с людьми, близкими по крови, получая от них поддержку, одобрение, порицание, ребенок социализируется, постепенно постигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активно воспринимает и осваивает социальной опыт своих первых воспитателей, прежде всего родителей.

Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактом особый характер.

Следует также подчеркнуть, что для семьи характерна интимность отношений между ее членами, благодаря чему создаются особые условия для взаимных воздействий, воспитания добрых чувств, для индивидуальных советов и утешений, одобрения, исправления нежелательных качеств личности. Семья готовит ребенка к исполнению роли гражданина, выступая для него проводником идей и норм морали. Все это особенности семьи делают ее незаменимым социальным институтом в подготовке подрастающего поколения к жизни, а семейное воспитание — необходимым фактором нормального развития личности ребенка.А.Г. Харчев писал: «Семья — реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки. Воздействие это осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, как путем словесного убеждения, так и путем личного примера родителей, других членов семьи.» Стало быть, весь уклад семейной жизни, ее нравственное здоровье, культура отношений и образовательный уровень родителей, их политические взгляды, нравственные установки, поведение в повседневной жизни является социализирующими и воспитывающими средствами. И обществу глубоко не безразлично, в каких условиях воспитывается ребенок в семья, какой социальный опыт она передает ему. Вот почему забота о семье как воспитательном институте, о ее педагогической ценности находилась и находится в центре внимания общества. [ст.33.15]

С изменением социально — экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно — воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезное просчеты в формировании личности ребенка. А.С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что наша семья не является замкнутым коллективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьи построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приведет к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности.

Единство воспитательных задач семьи и общества, согласованность требований семейного и общественного воспитания выступают первейшей необходимостью в формировании всесторонне, гармонических развитой личности. Итак, на современном этапе общества дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательной функции семьи способствуют: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищное — бытовых условий; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного, культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения. «Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки братья, сестры».

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов, т.к. имеет прямую и непосредственную связь с развитием человечества. Традиционно, основным институтом воспитания человека, начиная непосредственно с момента его рождения и кончая порой его становлением как зрелой личности, было и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные сложившегося окружения начинает происходить формирование характера и развитие ребенка как личности. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором как в сказке отражаются все неудачи, переживания, тревоги, победы и успехи, как в личной, так и общественной жизни всех членов семьи. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течение значительной части своей жизни и к моменту поступления в школу, он уже более чем на половину сформировался как личность. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоится в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. И вместе с тем, ничто другое не может потенциально нанести столько вреда в воспитании ребенка, столько может сделать это семья. Ряд исследователей отмечает, что ценности семьи вытесняются ценностями индивидуализации, материального достатка и профессионального роста, что ведёт к увеличению количества неблагополучных семей.

Однако, если следовать этой логике, то родители, запустившие семейную сферу, должны достигать больших успехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в самоактуализации своего саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Но известно, что в большинстве неблагополучных семей этого не происходит. Другие исследования, наоборот, констатируют первостепенную значимость ценности семьи.

На наш взгляд, функционирование всей семейной системы связано не столько с местом семьи в индивидуальной иерархии, сколько с тем, какие терминальные ценности и индивидуальные потребности человек реализует в семейной сфере. Основополагающие функции семьи — воспитательная, хозяйственно — бытовая, психологической разрядки, духовного (культурного) общения, социального контроля, репродуктивная — позволяют человеку реализовать целый комплекс личностных потребностей разного уровня.

Представления человека о том, как, при помощи каких «средств» должны реализовываться те или иные функции семьи, и является семейными ценностями.

Таким образом, функционирование семейной системы и семейное воспитание будут зависеть от степени значимости тех или иных ценностей и гармоничности ценностное — смысловой сферы личности, а также от того, какие терминальные ценности и с помощью каких средств человек реализует в своей семейной жизни.

Стиль семейного воспитания — способы, методы и приёмы воспитания в семье. Стиль семейного воспитания является интегративной характеристикой воспитательной системы. Основные параметры воспитания и классификации стилей семейного воспитания представлены в работах. В центре внимания исследователей оказываются те аспекты в стиле воспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развития личности ребенка, то есть нарушения воспитания: гипер — или гипопротекция, потворствование или игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в отношениях родителей с детьми, завышение или недостаточность требований, ограничительство, чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полное их отсутствие и т.д. Устойчивые сочетания различных параметров воспитания образуют стили воспитания. В каждый семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания. Родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своему ребенку, требуют от него беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения всем семейным традициям. А наказывают своего ребенка за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение родительских требований, за нарушение многих других запретов. При таком воспитании, как правило, родители младших школьников, готовят с ними уроки, при этом становится в позицию далеко не лучшего учителя: всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на «нажим» разнообразными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что ребенок не хочет учиться, создается тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию. Как правило, при таком типе воспитания ребенок — робкий «забитый». Находясь под страхом наказания и оскорбления, многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность, или ребята начинают много фантазировать, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

Таким образом, оптимизировав опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов по вопросу отношений между детьми и родителями, а также влияния семьи на успешность обучения младшего школьника мы рассмотрели теоретический аспект изучаемого вопроса, а именно процесс обучения младших школьников, факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе, адаптация младших школьников к обучению в школе, определили влияние семьи на успешность обучения детей младшего школьного возраста и выявили типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка и ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий их себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родители ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдение и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Заключение

Проведя исследовательскую работу на предмет изучения использования психолого-педагогические основы семейного воспитания в современных условиях, решили поставленные нами задачи и пришли к следующим выводом.

Воспитание — это специально организованный процесс предъявления социально одаряемых ценности, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное влияние оказывает семья. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка.

Воспитательная система — это целостный социальный комплекс, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания, который включает в себя цель, идеи, деятельность, отношения и среду.

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.

Одной из главных проблем современной семьи является то, семья спровоцирована существующей политической и экономической ситуацией на формирование социального характера ребенка, отчужденного от нравственности. Современная семья сегодня часто воспроизводит людей замкнутых на личные проблемы и интересы, адаптивно относящихся к социальным проблемам. В связи с этим меняется и условия семейного воспитания, что вызвано:

· Изменением традиционных ролей мужчины и женщины в семье;

· Непредсказуемостью экономических, политических и социальных изменений, приводящих к ориентации на повседневность сиюминутность, которые становятся доминирующими в массовом сознании людей;

· Неспособностью семьи осуществить полноценный процесс социализации личности, сформировать оптимальные нормы и стереотипы поведения, подготовить ребенка к выполнению многообразия социальных и поведенческих ролей.

С точки зрения психолого-педагогической правильное воспитание

представляет собой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.

Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены в этот процесс.

Психологический аспект воспитания во многом означает формирование и изменение социальных установок человека.

Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль.

Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив.

Список использованной литературы

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988г.

2. Бобылев И.А. Семейное воспитание в контексте социальных изменний.

3. Гранкин А. Ю, Аркин Е.А. о семейном воспитании

4. Гранкин А.Ю. Педагогика. 2004. №6 с.80-84

5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. Текст Просвещение, 1991.

6. Григорович Л.А. Педагогика и психология. — М., 2001г.

7. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно — публицистический вестник. — М.: Изд-во МГУ, 2001г.

8. Дружинин В.Н. психология семьи. — изд., испр. И доп. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

9. Замедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. Пособие. — М.: Издательствр

10. РИОР, 2005г.

11. Замыслова А.И. Семья как фактор воспитания., Проблемы семьи и семейной педагогики: теория практика, история и современность, 20-Окт-2005.

12. Елисеева Т.П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях. 2008. №5. С.65-72.

13. Новикова В.И. Роль семьи в формировании современной личности., Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность, 20-Окт-2005

14. Савин Н.В. Педагогика. — М., 1978г.

15. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. — П-К., 1995г.

16. Сергей Степанов. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог.

17. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1979г.

18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1980г.

19. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. — М.: Московский психолого-социальный институт;

20. Цейтлина Е.Г. Детский психолог, Санкт — Петербург, 2008.

21. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990г.

22. Широкова И.Г. Этика. — М., 2002г.

23. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. — М.: «Ось-89», 2004.

Размещено на