ПСИХОЛОГИЯ ТРУДНЫХ И ЭКСТЕМАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
Антипова Надежда Евгеньевна
(экзамен)
!!! Курсовая работа
Вопросы к экзамену – в локальной сети
01.10.2009
Литература:
- Осухова И.Г. «Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях».
- Лебедев В.И. «Экстремальная психология».
- Малкина-Пых «Экстремальная ситуация. Справочник практического психолога».
- Осипова А.А. «Справочник психолога в работе в кризисных ситуациях».
- Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. «Психологическая деятельность в экстремальных ситуациях».
- Сандомирский М.Е. «Защита от стресса».
- Берлань-Полякова «Посттравмы. Диагностика и терапия».
(эти книги есть в библиотеке РГСУ)
Тема: ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Ситуация — |
положение, позиция – включает самого человека и представляет собой комплекс внешних по отношению к человеку условий (среда – объектна, ситуация – субъектна) |
Ситуация кратковременна, имеет рамки. В зарубежной психологии – ситуация имеет пространственно-временной характер.
Выделяют 5 уровней ситуации (авт. Магнуссон):
1. Стимулы (объекты и действия внешней среды).
2. Эпизоды (причина-следствие).
3. Физические (временные) и психические параметры (как человек воспринимает и как поведёт себя в ситуации).
4. Характеристики и типы ситуаций.
5. Среда как совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.
К субъектным параметрам ситуации относится то, что мы можем изменить.
Подходы к изучению ситуации – (изучить самостоятельно, обратить внимание (!)
К.Левин – 1917г. – «Теория поля»
-
-
-
Символический интеракционализм:
— люди сами способны выбирать ситуации (одни и те же);
— люди сами участвуют в создании ситуации
Личностно-ситуационный подход:
— «образ мира» (субъективная картина мира)
-
-
(Артемьева, Смирнов, Столин – «жизненный миф»
[жизнь – это…] Субъективный образ мира – это представление человека о себе, своей судьбе. Отражает жизненную позицию человека, регулирует жизненные отношения и поведение человека.
Центр образа мира – образ «Я» — система представлении и отношений человека к себе во время жизни.
Тема: ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ
- Ситуации обыденной жизни (не меняют обычный ход жизни).
- Трудные жизненные ситуации (нарушают жизнедеятельность человека).
Человек не может её преодолеть самостоятельно, в ТЖС — эмоции, сложность, энергетические затраты.
В ТЖС происходит нарушение адаптации к жизни. Человек не может удовлетворить свои жизненные потребности знакомыми способами.
(!) Для ТЖС характерно возникновение необходимости изменений.
Объективный аспект ТЖС:
— сильные (меньше выбора поведения)
— слабая (малый выбор) выхода.
Уровень сложности ситуации (Бендлер и Гриндер)
— обыденная ситуация
— затруднения (сужающие выбор)
— стрессы (привычные способы не дают желаемых результатов)
— застревание
— глубокий стресс (нет выборов)
Субъективный аспект ТЖС: это внутренние условия, т.е. мировоззрение
человека, его локус-контроля.
Выделяют 2 вида:
- Сохраняют возможность преобразования жизни.
- Нет возможности преобразования жизни.
(Существуют понятия возможность/невозможность…?)
Типология жизненных миров
(авт. Василюк)
- ВНЕШНИЙ мир (лёгкий/трудный)
- ВНУТРЕННИЙ (простой/сложный)
а) внутренне простой и внешне лёгкий (инфантильный человек, принцип
удовольствия);
б) внутренне простой и внешне трудный (реалистичный человек);
в) внутренне сложный и внешне лёгкий (ценностный) ?
г) внутренне сложный и внешне трудный (творческий).
Василюк (критические ситуации):
- Стресс
- Фрустрация
- Конфликт
- Кризис
Экстремальные ситуации
Экстемальный – выходящий за рамки привычного («экстрем» — край, предел)
Чрезвычайный – внезапно возникающий
Экстремальные ситуации – стихийные (наводнения и т.п.)
Чрезвычайные ситуации – человеческий фактор
Экстремальные ситуации – выходят за пределы обычного нормального человеческого опыта, а источником травматизации выступает другой человек.
(!) При ЭС разрушается привычная картина мира (внутренняя).
Классификация экстремальных ситуаций:
1. По степени внезапности:
— внезапные, непрогнозируемые
— ожидаемые, прогнозируемые
2. По скорости распространения:
— взрывные, стремительные, быстро развивающиеся
— умеренные, плавные
3. По масштабу распространения:
— локальные, местные, территориальные
— региональные, федеративные, трансграничные
4. По продолжительности действия:
— кратковременный характер
— затяжное течение
5. По характеру:
— преднамеренные
— непреднамеренные
6. По источнику происхождения:
— техногенного характера
— природного характера
— биолого-социального характера
7. По оценке самой чрезвычайной ситуации:
— по масштабу(если 1-2 человека пострадали, то это – ЧП, а если масса пострадавших – это чрезвычайная ситуация) ? Приём на работу – экстремальная ситуация (стресс-интервью)
13.10.2009
ОБЪЕКТИВНЫЕ характеристики чрезвычайной ситуации, которые повышают уровень уязвимости:
— неожиданность, внезапность ЧС
— степень экстремальности воздействия
— нахождение человека в зоне риска
— возраст индивида
— материальное положение
— несвоевпеменная помощь/неэффективная помощь
СУБЪЕКТИВНЫЕ характеристики чрезвычайной ситуации, которые повышают уровень уязвимости:
— одномоментное возникновение психологических и психических отклонений у большого числа людей (например, Немига…)
Типичные проявления экстремальных ситуаций:
- угроза воспринимается как великий «уравнитель» шансов на выживание;
- реальная угроза как внешний фактор по отношению к сложившейся психике (например, люди, прошедшие Афган, Чечню) последствия угрозы затрагивают наиболее общие механизмы человеческой психики;
- масштабы чрезвычайной угрозы таковы, что даже если человек является свидетелем, он испытывает разрушительные чувства (например, дети в школе: на одних учеников учитель кричит, ругает их, а другие от этого страдают, переживают);
- те люди, которые спасают (МЧС, врачи и т.д.) воспринимаются как магические помощники и от них ожидают спасения.
(!) Девиации особо обостряются во времена кризиса.
Симптомы экстремальных ситуаций: бред, галлюцинации, апатия, ступор, двигательное возбуждение, страх, плач, истерика, нервная дрожь.
Фазы аффективных реакций
Динамика аффективных реакций человека в зоне чрезвычайных ситуаций:
- фаза шока и оцепенения
- фаза эйфории
- фаза реакции или осознания новой психотравмирующей реальности
Тема: КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ
Кризис — |
острая ситуация или момент во времени для принятия какого-либо решения, «поворотный пункт» |
Китай – кризис – опасность т.е. 2 иероглифа, для обозначения слова
– возможность
Кризисы
(Г.Кемпбелл)
В результате любого кризиса наблюдаются изменения: могут появляться фобии, депрессии, нарушение адаптации и т.д.
Типы кризисов:
I группа: кризисы ТРАВМАТИЧЕСКИЕ – это экстремальные ситуации, приводящие к серьёзным негативным последствиям – приводят к состоянию травматического и посттравматического стресса, невротическим психическим расстройствам.
1. Кризис целостности (угроза системе ценностей, перекрытие источника жизненного смысла).
В таком кризисе происходит разрыв между должным и сущным; между собственной жизнью и жизнью окружающих.
2. Кризис «пересадки корней» — переход в новую культурную, информационную, коммуникативную среду (другая страна, школа, город, работа).
3. Кризис лишения (утрата близкого значимого человека) — вызывает страдание, заставляет по-другому взглянуть на свою жизнь, изменить систему ценностей.
4. Ситуационный кризис – это разрушение старой системы.
II группа: кризисы СТАНОВЛЕНИЯ – это испытания, связанные с становлением (т.е. возрастные кризисы).
III группа: кризисы РАЗВИТИЯ и кризисы ЖИЗНИ – связана с особенностями человеческого существования и постепенными изменениями в жизни человека (например, половое созревание, начало супружеской жизни, кризис середины жизни (32-42 года – в разных классификациях), «узелковый период» и т.д.)
Чувства в кризисе – тревога, стыд, гнев, печаль, противоречивость. («Телесноориентированная терапия» («Язык тела») Перлз – важно!)
Причины кризиса: возраст, травма, утрата.
6