Психологические последствия общения в сети Интернет

Введение

В современном мире процесс информатизации общества затрагивает все большие области его существования. Одним из наиболее существенных проявлений данного процесса является возникновение и развитие глобальной сети Интернет, вследствии чего все более значительная часть коммуникации как делового, так и личного характера осуществляется в виртуальной среде. Этому способствуют такие технические преимущества виртуального общения, как возможность дешевой передачи больших объемов информации на дальние расстояния, возможность коррекции и хранения передаваемой информации.

Преимущества Интернета заключаются не только в возможностях получения, передачи и обработки информации официального, делового или научного характера, не в последнюю очередь занимает заинтересованность людей в общении, выражении личностно значимых смыслов.

Дистанцированный характер и возможность анонимного общения, как и возможность, общаться со многими людьми одновременно, делают процесс коммуникации посредством Интернета более увлекательным, не только в реальной социальной среде. На сегодняшний день коммуникативное пространство Интернета стремительными темпами развивается и разрастается, открывая новые возможности для интернет пространства.

Проблематика изучения Интернет-коммуникаций находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей, таких, как Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Д.В. Иванов, Д.И. Кутюгин, В.Л. Силаева, О.Г. Филатова, Дж. Семпси, В. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт, J. Steuer, Sh. Turkle, K. S. Young и др.

В этих трудах затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в сети; принципы самопрезентации личности в сетевом общении, выработки идентичности в виртуальной пространстве, особенности формирования складывающихся виртуальных общностей, проблема интернет-аддикций.

Объект исследования: интернет общение.

Предмет исследования: влияние интернет общения на личность.

Цели: исследовать особенности, причины и последствия общения в сети интернет.

Задачи:

— обзор литературы и вспомогательных материалов в сети интернет;

7 стр., 3081 слов

Общение как средство передачи информации

... социального взаимодействия. Оно выражается в процессе последовательного коммуникативного «приема – передачи» информации. Общение происходит на трех уровнях: манипулятивном, примитивном и высшем уровнях и ... в трех случаях: когда нет возможности использовать вербальные средства (собеседник находится на далеком расстоянии, шумовые помехи, общение в условиях подводного плавания и ...

— выделить и изучить особенности, причины и последствия влияния сети интернет;

— установить влияние интернет общения на поведение и личность человека.

1. Интернет зависимость. Что это?

1.1 Интернет-зависимость

Интернет-зависимость — это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом, несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

использование интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

использование интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест — анкету, направленную на выявление интернет — зависимости и получила около 500 ответов. Большинство опрошенных были признаны согласно выбранному критерию интернет — зависимыми.

Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5% пользователей Интернета. В 1997--1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998--1999 гг. вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.).

В России данный феномен изучается в основном психологами. Интерес представляют работы психиатра Виталины Лоскутовой (Буровой), которая первая из российских врачей начала серьёзно изучать данное явление.

Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко. «Элементы аддиктивного поведения, — пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, — свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности».

27 стр., 13233 слов

Основы эффективной работы в сети интернет для студентов психологических отделений высших учебных заведений

... с английским у вас не очень, - вам доступна русскоязычная часть Интернета. Количество опубликованных в русскоязычной Сети психологических материалов и книг настолько велико, что вам ... , рассортированных по номерам или датам выпуска. 1.3 Общение в интернет Вполне вероятно, что Интернет никогда бы не получил столь торжественных имен, как ...

Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к Интернет — аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM.

1.2 Симптомы интернет зависимости

Данному заболеванию характерны множество симптомов, вот некоторые из них:

навязчивое желание проверить e-mail;

постоянное ожидание следующего выхода в интернет;

жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;

человек тратит много денег на интернет;

больной меньше уделяет времени живому общению;

во время интернет — сёрфинга теряет контроль над реальностью (забывает о своих обязательствах, домашних делах и т. д.);

испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие.

2. Способы общения в интернете

На данный момент в мире существует множество сайтов для online общения, ниже представлены некоторые популярные сайты:

Из многоязычных:

13 стр., 6480 слов

Основы интернет-технологий

... Русскоязычная сфера Интернета получила название «Русский интернет», сокращённо Рунет. Рунет (с прописной буквы, читается [рунэт]) -- русскоязычная часть всемирной сети Интернет ... одним или несколькими абонентами; 2.телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие ... Андриссена, который предоставил функционально совершенный пользовательский интерфейс, создало условия для наблюдаемого взрыва ...

Google + (есть русскоязычный интерфейс);

Facebook (есть русскоязычный интерфейс);

Linkedln (есть русскоязычный интерфейс);

Badoo (есть русскоязычный интерфейс);

Myspace (есть русскоязычный интерфейс);

Livejournal (есть русскоязычный интерфейс);

Twitter (есть русскоязычный интерфейс);

Friendster;

ВКонтакте;

Русскоязычные:

Одноклассники.ru;

Привет.ru;

Мой Мир@mail.ru;

В кругу друзей.

3. Виды общения в интернет сети

3.1 Электронная почта

Самый простой и доступный способ общения в сети — это электронная почта. Первое электронное письмо было получено в 1971 году. Но, не смотря на такой почётный возраст, данная система занимает далеко не последнее место пользователей Интернета.

Преимущества электронной почты:

— скорость пересылки сообщений;

— возможность пересылки не только текстовой информации, но и программ, графики, звука в виде вложенных файлов;

— возможность доставки одного письма многим адресатам.

Но у e-mail имеются и такие недостатки, как:

— необходимость наличия компьютера, выхода в Интернет, электронного почтового ящика, а также элементарных знаний по управлению программным обеспечением ПЭВМ;

— при отправке большого числа прикрепленных файлов, либо файлов большого размера бывает целесообразнее воспользоваться обычной почтой.

3.2 Телеконференции

Служба телеконференции появилась ещё в 1979 году. Её отличии от электронной почты, передающей сообщения от одного пользователя к другому, новости передаются от одного пользователя сразу нескольким. Таким образом, в обсуждении темы телеконференции может участвовать множество людей не зависимо от того, где они находятся географически.

Телеконференции — это дискуссионные группы, в которых пользователи обмениваются электронными сообщениями, задают вопросы, отвечают на них, обмениваются файлами и т. д. телеконференции или группы новостей, иногда так же называют интерактивной доской объявлений.

21 стр., 10381 слов

Воздействие сети Интернет на пользователей

... Коммуникативная деятельность в Интернете Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Существуют следующие основные виды общения в сети: 1. Общение в режиме реального времени ... идущих с 1992 г. психологических исследований осуществлен анализ мотивации русскоязычных пользователей Интернета. В качестве основных исследовательских вопросов были рассмотрены следующие: ...

Но так как ежедневно рассылается огромное количество сообщений, то один человек не в состоянии не только их все читать, но даже просматривать все названия.

Поэтому каждый участник конференции заранее отмечает, какие темы его интересуют, и получает сообщения только на эти темы.

Виды телеконференций:

1.Открытые (доступные всем)

Закрытые (для избранных)

2. Модерируемые (управляемые конкретным человеком — модератором)

Немодерируемые (с произвольно текущей дискуссией)

Во всех известных конференциях существует сборник часто задаваемых вопросов и ответов на них FAQ (Frequently Asked/ Answered Questions) и прежде, чем подписываться на телеконференцию, можно прочесть содержимое FAQ.

3.3 Чат

Чат, чаттер (англ. chatter -- болтать) -- средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств. То есть, если на форуме можно написать вопрос и ждать, пока кто-нибудь посчитает нужным на него ответить (в то же время, можно получить и несколько ответов сразу от разных пользователей), то в чате общение происходит только с теми, кто присутствует в нём в настоящий момент, а результаты обмена сообщениями могут и не сохраняться.

Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями, например, XMPP, ICQ или даже SMS (необычно это слышать, но это факт, SMS частный пример чата).

7 стр., 3428 слов

Подростков в интернет-пространстве

... дневник Участника инновационного проекта «Внедрение модели сопровождения процессов социализации подростков в интернет-пространстве «Классный руководитель в социальной сети ... 18. Участие в онлайн методи-ческом дне «Общение без границ»: - представлении сетевых партнёров «Вместе ... которое расширило представления учащихся о здоровом образе жизни, о положительном отношении к здоровью как величайшей ...

3.4 Форум

Форум предназначен для обсуждения какой-то одной темы. Скажем просто, что это как бы клуб с одними интересами. Форумы существуют для программистов, для дизайнеров, для любителей кошек и собак, для любителей музыки и т. д.

Находясь в чате, мы сразу отвечаем собеседнику на его сообщение, но на форуме можно ответить сразу, а можно дать ответ спустя некоторое время. Чтобы узнать адрес форума или сайта, где находится форум, нужно воспользоваться опять же поисковыми сайтами.

3.5 Блоги. Виртуальные дневники

Все время, пока существует человечество, люди ведут свои дневники и заносят туда свои переживания, наблюдения, события, какие с ними случаются. Разные люди пишут по разным причинам. Одни пишут для себя, другие для потомков.

Раньше все дневники, которые вели люди, были бумажными, а в настоящее время большая часть пользователей пользует виртуальные дневники. Имея под рукой Интернет, каждый человек может абсолютно бесплатно вести свой виртуальный дневник. В него люди пишут все, что хотят: свои мысли, взгляды на жизнь, свои переживания и т. д. Свои записи можно открыть для всеобщего обзора, а можно сделать закрытым.

В связи с тем, что дневники ведут многие пользователи сети Интернета, стали образовываться определенные группы по интересам.

В Интернете для каждого человека с его интересами существует свой клуб, неважно, чем бы он не увлекался. В дневнике пользователя можно поместить личные фотографии, так же можно читая дневники других людей делать комментарии к ним.

6 стр., 2938 слов

Интернет в жизни старшеклассников новые виды общения и социальных связей

... изучением французского языка Секция: Правоведение Номинация: Обществознание ИНТЕРНЕТ В ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: новые виды общения и социальных связей НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Гиззатуллина Карина ... увлекутся порнографическими страницами, в изобилии представленными в Интернете. Сделать киберпространство международной компьютерной сети Интернет безопасным для детей, призвана новая инициатива, с ...

4. Особенности и причины общения в интернет сети

4.1 Особенности общения в интерне сети

Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения — аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно вправе заводить контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (после основного текста послания).

Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

4.2 Причины общения в интернет сети

Разочарование в реальном мире, предпочтение правил, норм, предписаний «новой реальности», а не реального мира.

Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. У человека очень мало друзей, людей, которые его поддерживают, понимают, это может быть связано со многими причинами, рассмотренными выше.

Отсутствие объективной возможности «живого» общения, нехватка времени для реального общения. В условиях современной жизни большая часть времени уходит на работу, учебу и на удовлетворения потребностей, в связи с этим у человека нет сил и нет времени на устройство личной жизни и реальное общение.

Неумение и нежелание общаться в реальной жизни. Эта причина противоположна предыдущей, то есть у человека есть возможность реального общения, но он сознательно от него отказывается, так как не желает прикладывать усилия на развитие своих коммуникативных качеств. Нередко это можно наблюдать и в жизни: очень часто находясь среди людей, даже знакомых, человек достает телефон и выходит в Интернет, выбирая виртуальное общение.

Проблема свободного времени у молодежи. Многие выходят в Интернет «от нечего делать», чтобы скоротать время, что является признаком неправильного распределения свободного времени. Этому способствует отсутствие детских и молодежных клубов, нежелание самой молодежи принимать участие в активной деятельности, которая слоняется по улицам или сидит дома, родительская невнимательность к развитию детей, которых не отдают в спортивные секции или другие кружки, где дети могли бы непосредственно учиться общению.

Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не удавшихся в реальной жизни, с помощью общения в Сети. Позволяет это сделать некоторые особенности Интернета, такие как анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком.

5. Влияния интернет общения на личность

общение интернет зависимость

Большинство людей отказываются от живого общения, и предпочитают виртуальное. Они регистрируются в социальных сетях, находят друзей, одноклассников или просто знакомы и общаются с ними исключительно через Интернет. Но в виртуальном общение есть как плюсы и минусы.

К минусам можно отнести отвыкания от живого общения и привыкания к Интернету. Пользователь сам не замечает, как он перестает встречаться с друзьями, все общения ограничиваются социальными сетями. Он по несколько раз в день заходит на свои страницы, чтобы посмотреть пришедшие сообщение или что интересного происходит у его друзей и это переходит в привычку и уже нельзя прожить спокойно день, если не зайди в Интернет, а это уже явные признаки зависимости. К тому же чрезмерное увлечение социальными сетями приводит к снижению работоспособности. Многие работодатели запрещают своим сотрудникам заходить в Интернет во время рабочего дня, для отслеживания даже существуют специальные программы, которыми они с удовольствием пользуются.

Кстати, если вы пользуетесь такой социальной сетью, как «твиттер», то вы можете иметь в нем небольшом заработок. Разумеется, чтобы иметь дополнительный заработок на микроблогах вам нужно будет размещать в них рекламу, но многие сервисы делают именно упор на то, чтобы она выглядела как можно естественнее.

Но не нужно смотреть на социальные сети негативно в них есть и свои плюсы. В них можно без труда найти друзей, с которыми потеряна связь, завести новые знакомства, найти своих близких и родных которые находятся далеко. Вступая в группы можно завести интересные знакомства с людьми со схожими интересами. Если общаться в социальных сетях то это еще не говорит о том, что у вас зависимость, главное контролировать свое общения и не проводить в них много времени. Помните, что в реальной жизни есть много интересного и Интернет или виртуальное общение ни когда не заменит живого общения.

Заключение

Интернет сам по себе нейтральное средство, изначально предназначавшееся для научно-исследовательских и военных целей. Сейчас дискуссия о вреде Интернета достаточно серьезна.

Конечно же, не стоит думать, что Интернет — это абсолютное зло и чума XXI века, которая поразит нас всех. Интернет предоставляет прекрасные возможности воплощать свои фантазии и самые заветные мечты, представлять себя кем угодно и жить другой жизнью, которой так не хватает в реальности, но не надо забывать о настоящей жизни и живых людях, которые нас окружают. Интернет не решит наших проблем, и новые виртуальные друзья никогда не заменят проверенных реальных. Жизнь одна и не нужно создавать себе мир иллюзий, чтобы чувствовать счастливым. Свое счастье нужно строить здесь и сейчас, и пусть Интернет будет в этом добрым помощником.

Список литературы

1. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете.? М., 2011.

2. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина // Образование и информационная культура.? М., 2009.

3. Жичкина, А.Е. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета / А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Образование и информационная культура.? М., 2010.

4. Семпси, Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве / Дж. Семпси // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского.? М., 2008.

5. Силаева, В.Л. Специфика общения в сети / В.Л. Силаева // ;

6. Turkle, Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space / Sh. Turkle // Constructing the self in a mediated world: inquiries in social construction.? N.Y., 2011.

7. Young, K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder / K.S. Young // CyberPsychology and Behavior.? 2008. № 3 (1).

8. Morris, M. The Internet as Mass Medium / M. Morris, C. Ogan // Journal of Communication.? 2011.

Материалы. IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки. г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. 405 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector