Министерство образования и науки Российской федерации
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический
университет им. К. Д. Ушинского»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогической психологии
Курсовая работа
Исполнитель:
Смирнова Анастасия Николаевна, студентка 2 курса 922 группы, специальность «Психология образования»
Научный руководитель:
Нижегородцева Надежда Викторовна, Зав. кафедрой, доктор психологических наук, профессор
Заключение научного руководителя о допуске работы к защите:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ярославль
2013
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ развития познавательных процессов в дошкольном возрасте……………………………………………………………
- Обзор исследований развития познавательных процессов в детском возрасте……………………………………………………………………..
- Психологические особенности и закономерности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте………………………
1.3. Развитие памяти в дошкольном возрасте………………………………
1.4. Развитие мышления в дошкольном возрасте……………………
1.5. Развитие восприятия в дошкольном возрасте…………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательных процессов в дошкольном возрасте……………………………………………………
2.1. Организация и методы исследования…………………………………
2.2. Эмпирическое исследование восприятия в дошкольном возрасте…
2.3. Эмпирическое исследование памяти в дошкольном возрасте…………
2.4. Эмпирическое исследование мышления в дошкольном возрасте…
2.5. Анализ результатов исследования……………………………………
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Приложение 1………………………………………………………………
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой ...
... дошкольного возраста в процессе познавательно- речевой деятельности. Объект исследования - сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования - сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности. Гипотеза исследования ... эксперимент), методы эмпирического познания (методики изучения детской психики). Методики исследования: ·Группировка игрушек ...
Приложение 2……………………………………………………………
Приложение 3…………………………………………………………………
Введение
Дошкольный возраст – это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие.
В этот период особенно заметны изменения в поведении ребенка, что связано с развитием познавательных процессов, а также кризисом семилетнего возраста. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка происходят изменения, связанные с развитием познавательных процессов. Так, например, в младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память, примерно в 4-летнем возрасте память приобретает элементы произвольности, а в старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание. Именно поэтому, подготавливая ребенка к обучению в школе, необходимо учитывать особенности развития того или иного познавательного процесса, способствовать их развитию и правильному протеканию.
В данной работе были рассмотрены основные закономерности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте, особенности формирования новых психологических механизмов познавательной деятельности, основанных на осознании целей и результатов деятельности.
Актуальность данной работы: Психологические особенности развития познавательных процессов дошкольника необходимо знать и уметь применять их на практике, создавать условия для их правильного развития, учитывать различные факторы их становления. Это довольно не простая задача, и с ней сталкивается каждый родитель, воспитывающий ребенка дошкольного возраста. Также особенности развития познавательных процессов дошкольника необходимо знать учителям, педагогам, психологам, для того чтобы правильно организовать процесс обучения ребенка в школе, помогать ему преодолевать трудности и настраивать на дальнейшее обучение.
В качестве предмета исследования были выбраны: особенности мышления, памяти и восприятия дошкольника.
Объект исследования: дети дошкольного возраста (подготовительная группа детского сада).
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что
Цель: изучение основных закономерностей развития познавательных процессов в дошкольном возрасте (формирование новых психологических механизмов познавательной деятельности, основанных на осознании целей и результатов деятельности).
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезу были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ развития познавательных процессов в дошкольном возрасте;
Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.
... — примерно 1200-1500 слов. Вопрос 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте. Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. В первые ... деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве - это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Игра ...
2. Выбрать методы экспериментального изучения уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
3. Сделать вывод об особенностях развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы по проблеме исследования;
2. Анализ существующих методик;
3. Эмпирическое исследование, включившее в себя: исследование развития вербальной механической памяти ребенка дошкольного возраста с помощью методики «10 слов», исследование развития восприятия ребенка с помощью методики «Сложные геометрические фигуры»,а так же исследование мышления ребенка дошкольного возраста с помощью методики «Четвертый – лишний».
База исследования:
Эмпирическое исследование проводилось в группе от 5 до 7 лет жизни в МДОУ Детский сад №25 «Дюймовочка» (муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников № 25 «Дюймовочка»).
Структура работы:
Работа состоит из двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 25 наименований, приложений. В текст включены … таблиц,… рисунков.
Глава I. Теоретический анализ развития познавательных процессов в дошкольном возрасте
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).
Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. [Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.]
Ребенок в этом возрасте испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности. [Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.]
1.1 Обзор исследований развития познавательных процессов в детском возрасте
Исследованием развития познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте занимались многие известные исследователи, такие как: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Н.И. Чуприкова, Н.В. Нижегородцева, Т.В. Ендовицкая, В.П. Зинченко и другие.
Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.
... Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами. Мышление –высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения ... т.п. 34. Особенности развития эмоционально-волевых процессов в дошкольном возрасте.Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые отношения ...
Анализ научной литературы показывает, что вопросы динамики познавательного развития неразрывно связаны с проблемой сензитивных периодов и становлением личности дошкольника. Ученые и педагоги-методисты постоянно подчеркивают различия в развитии детей, сложность и специфику обучения детей с разным уровнем подготовленности. Все это привело к тому, что акцент в исследовании закономерностей обучения дошкольников сместился в сторону развития самостоятельной познавательной активности, с опорой на индивидуально-личностный потенциал.
В работах целого ряда исследователей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Н.И. Чуприкова и др.) было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Следовательно, неравномерность развития познавательных процессов требует различных средств психолого-педагогического сопровождения.
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие познавательных процессов ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий (материальных средств организации познания мира в виде счетного материала, картинок, книг, мозаики и т.п.), овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, средств буквенной и визуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрослых).
А.Н. Леонтьев в своих исследованиях изучал процесс опосредованного запоминания у дошкольников. Результаты показали, что в среднем дошкольном возрасте опосредованное запоминание повышает успешность запоминания, а в старшем дошкольном возрасте дети одинаково успешно запоминают и при использовании дополнительных средств, и без них. Исследователь объясняет данный факт переходом дополнительных средств запоминания во внутренний план действий, т.е. успешность непосредственного запоминания вырастает до уровня опосредованного. Этот закон, выведенный А.Н. Леонтьевым, получил название закона «параллелограмма развития».
А.В. Запорожцем была выдвинута гипотеза о том, что при усвоении общечеловеческого опыта ребенок использует особым образом структурированные перцептивные ориентировочные действия. Такие действия опосредуются сенсорными эталонами (образцами), принятыми в обществе. В качестве подобных эталонов автор называет геометрические фигуры, спектр цветов, градации размеров и т.д. Т.е. ребенок сопоставляет с эталоном свои перцептивные действия. Эта гипотеза была подтверждена в ряде исследований, проведенных под руководством Л.А. Вентера. Кроме того, на материале отдельной психической функции — восприятия — нашел подтверждение и закон параллелограмма развития.
Интересны исследования процесса воображения Л.С. Коршуновой. Она считает, что поскольку воображение связано как с чувственными данными, так и с мышлением, то в основе приемов воображения лежат простые мыслительные операции.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... -творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ...
А.С. Золотнякова в своих исследованиях, посвященных проблеме контекстных и свободных представлений у дошкольников, пришла к выводу, что дети активно используют речь как способ характеристики внешнего проявления эмоций независимо от возраста. Более того, она заметила, что через речь ребенок раньше учиться дифференцировать эмоции, чем через наглядную экспрессию. Следовательно, речевое развитие влияет на развитие таких процессов как воображение и наглядно-образное мышление.
В работах психологов советского периода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) указывается на единство развития интеллектуальной и аффективной сферы. В исследованиях отечественных психологов второй половины XX века подчеркивается роль эмоционально-волевых качеств личности (O.K. Тихомиров), формирующихся в различных видах игры (Г.Г. Кравцова), а также значение типа предпочитаемого общения (Д.Б. Годовикова) и самооценки (А.И. Липкина).
Современные исследования динамики развития познавательных процессов (А.Л. Венгер, М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева, Т.Н. Овчинникова, А.С Ткаченко, Г.А. Урунтаева и др.) подтверждают тезис о том, что решение проблемы развития познавательных функций возможно только на основе теории личности. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов в дошкольном возрасте неразрывно связано с процессом становления личности ребенка.
Исследования П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина дали возможность говорить о психическом развитии как о процессе отделения самого действия от его ориентировочной части и амплификации последнего.
B.C. Мухина, анализируя общую картину онтогенеза познавательных процессов, приходит к выводу, что средствами развития памяти и воображения являются игра, рисование, слушание сказок и рассказов. К старшему дошкольному возрасту, по мнению B.C. Мухиной, воображение становится самостоятельным и управляемым процессом, предполагающим такие действия как замысел, образ воображаемого предмета, образ действия с предметом. Схематизация, целостность построения образа становятся базой для развития творческого мышления.
О.М. Дьяченко в своих исследованиях описывает динамику развития воображения, выделяя его аффективную и познавательную функцию. [Глевицкая В.С. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте (статья)]
1.2 Психологические особенности и закономерности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ...
... тест отношений «Лестница» Методика «Эмоциональные лица» Развитие крупной моторики «Повторяй за мной» «Игра в мяч» ... Новодворской методика Л.Б. Баряевой Младший школьный возраст (7 – 11 лет) Основными видами работы являются: сопровождение ... таблица 3) Перепутанные линии ( 4) Методика Пьерона-Рузера Память: 1) Методика «Запоминание цифр» 2) Методика «Запоминание ...
В это время особенно активно происходит практическое овладение языком, развивается осмысленность речи, происходит развитие словаря и грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, осознание словесного состава речи, так же немаловажным является сенсорное развитие – усвоение представлений о разнообразных свойствах предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные предметы начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов.
Другая сторона развития восприятия – совершенствование действий восприятия: ребенку становятся доступны такие действия идентификации, действия отнесения к эталону, моделирующие действия.
В развитии мышления на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Происходит формирование и совершенствование мыслительных действий, складываются предпосылки развития логических форм мышления.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. [Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е издание, стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-с.193]
1.3 Развитие памяти в дошкольном возрасте
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. [ Житникова Л. М. «Учите детей запоминать»Пособие для воспитателя детского сада. Изд-во Просвещение, М., 1985 г.]
Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Это означает, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. . [ Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е издание, стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-с.193.]
Oдной из важных предпосылок готовности детей к школьному обучению является развитие у них произвольных форм психики. Уже в дошкольном возрасте дети учатся в известной мере сознательно контролировать свое поведение и действия. У них развивается произвольное восприятие, умение рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение; возникает произвольное внимание; развиваются произвольные формы памяти.
Произвольная память характеризуется прежде всего тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что человек ставит перед собой цель запомнить — вспомнить. [ Житникова Л. М. «Учите детей запоминать»Пособие для воспитателя детского сада. Изд-во Просвещение, М., 1985 г.]
На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребёнок не владеет приёмами запоминания, он ещё не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить. Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребёнок научается сознательно пользоваться простейшими приёмами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребёнок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.
В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и в организованных занятиях, ребёнок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. Возрастает роль слова, второй сигнальной системы в процессах памяти.
[ А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.]
Характерной особенностью памяти ребёнка дошкольного возраста является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее — абстрактные слова и понятия. Уже в дошкольном возрасте начинают определяться заключительные особенности памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носили произвольный характер. В этом возрасте развитие памяти осуществляется в условиях систематического целенаправленного обучения, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей. Одновременно само обучение предъявляет новые требования к памяти – необходимо запомнить заданный материал и точно воспроизвести его по требованию воспитателя. [ Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология.— Пг., 1921.]
Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. [ А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.]
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку еще до школы. Ведь обучение иностранному языку на 70% состоит из изучения словесной грамматики (и только 30% — структурной), где надо просто зубрить, а не понимать. Однако надо отметить, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо специально обучать ребенка мнемотехникам. [Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II. — М., 1981]
Таким образом, важнейшее изменение в памяти дошкольника происходи приметно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.
1.4 Развитие мышления в дошкольном возрасте
У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.
Развитие мышления ребёнка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании дошкольника всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.
Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку).
[ А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.]
Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. [Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176]
Ребенок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предметах и их свойствах. Дошкольник все более самостоятельно выбирает и применяет различные способы и приемы решения вставших перед ним практических задач. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственному. Вместе с переходом процесса мышления во «внутренний план» (интериоризация) происходит перестройка практического действия. Предлагая детям 3—6 лет составить из плоскостных фигурок на фоне (сад, полянка, комната) картинку (А. А. Люблинская, З. С. Решко), починить испортившуюся игрушку (А. А. Люблинская, З. А. Ганькова), выбрать орудие, чтобы достать из вазы конфетку (И. М. Жукова), или удержать на столике с наклонной поверхностью шарик (А. А. Веигер), исследователи получили данные, позволяющие сделать некоторые общие выводы.
Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы. Не видя существующих в действительности связей (в частности, пространственных) и грубо нарушая их, трех-, четырехлетние дети составляют порой совершенно бессмысленные картины.
Таким образом, конкретно данную задачу дети этого возраста решают пробовательными действиями, а получаемый результат осмысливают лишь после завершения действия.
У детей среднего дошкольного возраста осмысливание задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обычно служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия (Л. С. Выготский).
У детей старшего дошкольного возраста (6—7 л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на картинки, ребенок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предложенную задачу. После решения, найденного в уме, ребенок быстро располагает фигурки на определенном фоне. Его рассказ после выполненного действия по существу повторяет то, что он сказал в самом начале опыта. Действие уже ничего не добавило к решению задачи. [Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 243]
Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. [ А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.]
Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. [ Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е издание, стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-с.193.]
1.5 Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие — процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. [ Чуприкова Н.И.«Умственное развитие и обучение» (Психологические основы развивающего обучения)]
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. [Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб., 2003. – 368 с.]
В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета. [Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. ]
Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений — это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. [Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968.]
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними. [Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с. С. 90-91]
Глава II. Эмпирическое исследование познавательных процессов в дошкольном возрасте
2.1. Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось в МДОУ Детский сад №25 «Дюймовочка» (муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников № 25 «Дюймовочка»).
В ходе экспериментального изучения познавательных процессов дошкольников было исследовано 20 учащихся подготовительной группы детского сада (5-7 лет), из них: 13 девочек и 7 мальчиков.
Целью проведения исследования явилось эмпирическое изучение особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- Выбор методов исследования;
- Изучение особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
- Проведение исследования, включившее 3 методики;
- Обработка полученных данных;
- Проведение анализа полученных результатов исследования;
- Подведение итогов исследования, выводы.
Эмпирическое исследование включило в себя: исследование развития вербальной механической памяти ребенка дошкольного возраста с помощью методики «10 слов», исследование развития восприятия ребенка с помощью методики «Сложные геометрические фигуры», а так же исследование мышления ребенка дошкольного возраста с помощью методики «Четвертый – лишний».
Цель: выявление уровня развития исследуемого познавательного процесса у группы дошкольников.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Обзор исследований развития познавательных процессов в детском возрасте;
2. Теоретическое изучение психологических особенностей и закономерностей развития познавательных процессов в дошкольном возрасте;
3. На первом этапе было проведено исследование развития восприятия ребенка (методика «Сложные геометрические фигуры»)
4. На втором этапе было проведено развития вербальной механической памяти ребенка дошкольного возраста (методик «10 слов»).
5. На третьем этапе было проведено исследование мышления ребенка дошкольного возраста (методика «Четвертый – лишний»).
2.2. Эмпирическое исследование восприятия в дошкольном возрасте
Для исследования развития восприятия ребенка дошкольного возраста была использована методика «Сложные геометрические фигуры». Обобщенные данные приведены в таблице 1 и графически изображены на рис. 1
Таблица 1. Результаты исследования восприятия детей дошкольного возраста
Уровень развития исследуемого свойства |
Кол-во человек |
% |
Высокий |
0 |
0 |
Выше среднего |
3 |
15 |
Средний (норма) |
11 |
55 |
Ниже среднего |
5 |
25 |
Низкий |
1 |
5 |
Рис.1 Результаты эмпирического исследования восприятия дошкольников.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что у большинства учащихся группы испытуемых (55%) уровень развития восприятия средний, что является нормой. Уровень развития ниже среднего в данной группе испытуемых составляет 25%, выше среднего – 15% и низкий уровень развития восприятия у 5% группы испытуемых.
2.3. Эмпирическое исследование памяти в дошкольном возрасте
Для исследования развития вербальной механической памяти ребенка дошкольного возраста была использована методика «10 слов». Обобщенные данные приведены в таблице 2 и графически изображены на рис. 2
Таблица 2.
Результаты исследования развития вербальной механической памяти
Уровень развития исследуемого свойства |
Кол-во человек |
% |
Высокий |
1 |
5 |
Выше среднего |
5 |
25 |
Средний (норма) |
12 |
60 |
Ниже среднего |
2 |
10 |
Низкий |
0 |
0 |
Рис.2 Результаты эмпирического исследования вербальной механической памяти дошкольников.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что у большинства учащихся группы испытуемых (60%) уровень развития вербальной механической памяти средний, что является нормой. Уровень развития ниже среднего в данной группе испытуемых составляет 10%, выше среднего – 25% и высокий уровень развития вербальной механической памяти у 5% группы испытуемых, показателей низкого уровня развития вербальной механической памяти не выявлено.
2.4. Эмпирическое исследование мышления в дошкольном возрасте
Для исследования мышления ребенка дошкольного возраста использовалась методика «Четвертый – лишний». Обобщенные данные приведены в таблице 3 и графически изображены на рис. 3
Таблица 3.
Результаты исследования мышления в дошкольном возрасте
Уровень развития исследуемого свойства |
Кол-во человек |
% |
Высокий |
0 |
0 |
Выше среднего |
0 |
0 |
Средний (норма) |
8 |
40 |
Ниже среднего |
10 |
50 |
Низкий |
2 |
10 |
Рис.2 Результаты эмпирического исследования мышления в дошкольном возрасте.
Заключение: выводы: библиографический список:
- Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.
- Глевицкая В.С. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте (статья)
- Житникова Л. М. «Учите детей запоминать»Пособие для воспитателя детского сада. Изд-во Просвещение, М., 1985 г
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е издание, стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-с.193
- А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.
- Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология.— Пг., 1921
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с. С. 90-91
- Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 243
- Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II. — М., 1981
- Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968
- Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб., 2003. – 368 с.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
- Чуприкова Н.И.«Умственное развитие и обучение» (Психологические основы развивающего обучения)
Приложения: