Психологические особенности агрессии учащихся младших школьников с ЗПР

Курсовая работа

на тему:

«Психологические особенности агрессии учащихся младших школьников с ЗПР»

Введение

Актуальность исследования. Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является весьма актуальной в современной коррекционной психологии. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессивные проявления у детей с ЗПР являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом.

Учителю младших классов, психологу и родителям мало знать и учитывать особенности агрессии у детей с ЗПР, нужно быть осведомленным о комплексе факторов, порождающих агрессию.

Таким образом, проявление агрессии и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития — это многоаспектный, сложный в понимании причинно — следственных механизмов возникновения феномен.

Объект исследования — агрессия детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Предмет исследования — психологические проявление агрессии у младших школьников с ЗПР.

Цель исследования выявить психологические механизмы и уровень проявления агрессии у детей младшего школьного возраста с ЗПР, составить методические рекомендации по коррекции и снижению уровня агрессии у младших школьников с ЗПР.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР повышен уровень агрессии, и преобладает механизм враждебности, недоверия и осторожности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. На основе анализа общей и специальной литературы, определить современные состояния проблемы агрессивного проявления младших школьников с ЗПР.

2. Экспериментально выявить психологические механизмы и уровень проявления агрессии у детей младшего школьного возраста с ЗПР 3. Составить методические рекомендации, способствующие снижению агрессии у детей младшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный подход к исследованию психических явлений, представленный в работах Б.Г.

3 стр., 1434 слов

«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

... у детей дошкольного возраста подчеркивают акту-альность темы исследования. Это определило тему исследования: «Агрессия детей дошкольного возраста». Цель настоящего исследования – изучить особенности агрессии детей до-школьного возраста. Объект исследования: агрессия детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности агрессии и ...

Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др.; теоретические представления о сущности и психологических механизмах и уровнях агрессивного поведения зарубежных ученых: А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковитца, Р. Бэрона и Д. Ричардсон, З. Фрейда и др.; и отечественных исследователей: С.Н. Ениколопова, Н.Д. Левитова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурмонова и др.;

Методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, обобщение различных подходов.

Констатирующий психологический эксперимент.

Количественный и качественный анализ эмпирических данных, и содержательная интерпретация результатов.

Этапы исследования:

На первом этапе проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определена база исследования. Были выделены цели и задачи исследования, подобран комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей проявления агрессии у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

На втором этапе было проведено психодиагностическое тестирование; изучались особенности проявления агрессии, личностные характеристики испытуемых.

На третьем этапе проводилась статическая обработка результатов, количественный и качественный анализ полученных данных, описаны результаты и осуществлена их интерпретация, сформированы выводы. Были составлены методические рекомендации по снижению агрессии младших школьников с ЗПР.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях проявления, механизмов и уровней агрессии младших школьников с ЗПР.

Практическая значимость исследования:

Составление психокоррекционной программы по снижению агрессивных проявлений у младших школьников с ЗПР, может быть использована в практической деятельности педагогов и психологов в образовательных учреждениях. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться при создании учебных пособий и разработке учебных курсов. Составленные по результатам исследования рекомендации могут способствовать созданию благоприятных условий для оптимизации межличностного взаимодействия с детьми.

7 стр., 3340 слов

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

... заранее приготовленные карты – схемы. Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе (составлена на основе материалов, представленных в ... источнике: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, ... Методики для исследования агрессивности младших школьников, Рекомендации по их применению Условия ...

Организация исследования: Базой исследования послужил «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения № 10» города Красноярска, 4 класс.

1. Анализ литературы по проблеме исследования

1.1 Проблема агрессии в психологии

В последнее время одной из социальных проблем нашего общества является проявление агрессии у детей с ЗПР. Особенно активно эту проблему изучает специальная психология, психология детей с ЗПР. Данной проблемой занимались такие ученые, как Бандура А., Уолтерс Р., Барон Р., Ричардсон Д., Столяренко Л.Д., Аткинсон Р.Л., Берковиц Л., Реан А.А., Фромм Э., Выготский Л.С., Занков Л.В., Зейгарник Б.В., Братус Б.С., Иванов Е.С., Исаев Д.Н., Ковалев В.В., Лебединская К.С., Мнухин С.С., Певзнер М.С., Шпицына Л.М.

Агрессия — это сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые воздействия людей. Поэтому все современные исследования ориентированы на комплексное изучение различных уровней и компонентов агрессии.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы (Г. Паренс, А. Бандура, У. Уолтерс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.) исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Bender L.)

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

12 стр., 5835 слов

Природа агрессии и агрессивность

... воспитании агрессивных подростков? И многих других. 1. Природа агрессии и агрессивность Агрессия - специальная форма поведения человека и животных, направленная на другие объекты и имеющая ... влияний на становление агрессивности является важной областью исследований. агрессия подросток поведение воспитание 2.3 Месть жертвы агрессии Месть- распространенная разновидность агрессии, отмщение за обиду ...

Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)

Агрессия — физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Л.М. Семенюк).

Агрессия — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение (Паренс Г).

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия — это те действия, которые имеют осознанный мотив — причинение вреда или ущерба. Авторы определения А. Бандура и У Уолтерс [1; 13].

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).

Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1998) дают такое определение: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [2; 7].

По мнению этих авторов (Р. Бэрон, Д. Ричардсон):

— агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

— в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

— жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко (1999).

Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [3; 39].

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... поведение рассматривается и как разновидность агрессивного поведения. Агрессивное поведение – это проявление агрессивности, выражающееся в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда. У разных людей агрессия ... – все имеют некий уровень агрессии. У кого-то он выше, у кого ниже. Существует взаимосвязь между агрессивным поведением и импульсивностью. Под импульсивностью ...

Итак, рассмотрев основные подходы к определению агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление, навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Степень агрессивности бывает различной — от едва заметной до максимальной. По мнению. Л.Д. Столяренко (2005), у гармонически развитой личности агрессивность должна присутствовать. Потребности индивидуального развития и общественной практики формируют в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию [4; 442].

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... показатель откровенности; - сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция ... составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с ... , нервозность, смущение; - пощипывание ладони - готовность к агрессии; - покусывание ногтей - внутреннее беспокойство; - всевозможные движения ...

Вместе с тем, чрезмерное развитие агрессии (как акцентуация) начинает определять весь облик личности, превращая ее в конфликтную, не идущую на социальную кооперацию. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Существуют отличные друг от друга группы теорий агрессии, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались.

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта — жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос).

Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Поэтому и агрессивность — неотъемлемое свойство человеческой природы.

Согласно указанной теории (теория влечения) накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности. Психологи, которые придерживаются данного направления, считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.) [5; 56].

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет ее чисто биологически — как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. Подобное положение содержится в этологической теории агрессивности.

Сторонники этологической теории рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое в работах К. Лоренца (1994).

10 стр., 4527 слов

1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии

... жизни (и жизни сородича) биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, этологи расматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла ... боли жертве, получение удовольствия от ее страданий. Выделяются след. виды Агрессии: физическая Агрессия (нападение) - использование физической силы против др. лица или ...

По его мнению, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится (в частности, у некоторых видов животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида) [6; 216].

Лоренц допускает возможность регуляции агрессивности и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее [23].

Эта простая «психогидравлическая модель» критиковалась как этологами, так и психологами не только за рискованный перенос на человека результатов, полученных в исследованиях животных, или за планы снижения уровня агрессии цивилизованного человека путем организации различных состязаний и т. п., но и за недостаточную фактическую обоснованность. Критиками, однако, не оспаривается, что человеческая агрессия имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны. Хотя современное состояние исследований роли этих гормонов пока мало что дает для психологического изучения агрессии, все же пренебрегать их значением не следует.

Более понятными и на сегодняшний день гораздо лучше изученными являются половые различия агрессивного поведения, обусловленные особенностями социализации. Проведенные исследования показывают, что в целом мальчики агрессивнее девочек, а мужчины агрессивнее женщин. По-видимому, у женщин агрессивные действия тормозятся сильнее. Проявив агрессию, они скорее будут реагировать на нее чувством вины и страха. К представителям теорий влечения следует отнести также Мак-Дугалла (1986).

В его перечне 12 основных инстинктов мы находим «агрессивность» с соответствующей ей эмоцией гнева. В более поздней редакции этого перечня, содержащей 18 мотивационных диспозиций, инстинкт агрессивности стал выглядеть следующим образом: «Предрасположенность к гневу. Негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции». [7; 365].

Этой формулировкой Мак-Дугалл (1986) фактически предвосхитил точку зрения фрустрационной теории агрессии Долларда и его коллег, которая со временем стала популярна.

Суть теории фрустрации-агрессии заключается в том, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив быть агрессивным.

Агрессивное поведение достаточно подробно изучалось бихевиористами, связывающими агрессию с фрустрацией. Под последней, понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Это — невозможность удовлетворить потребности [4; 438].

Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией. Виды агрессивности:

прямая (брань, драка и т. п.) или косвенная (насмешка, критика);

непосредственная (в текущее время) или отсроченная;

направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).

Фрустрации и агрессия возникают в результате социального сравнения: «Мне дали меньше, чем другим», «Меня любят меньше, чем других». Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (агрессия против самого себя).

В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.

Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений S-R-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковиц (2002) и Бандура (1999).

Первоначально Берковиц (2002) стоял на позициях, тесно связанных с фрустрационной теорией агрессии. Отказавшись от не выдерживающего критики постулата о том, что фрустрация всегда ведет к агрессии, он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая — к направленности поведения, а именно гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки).

Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе он еще не ведет к поведению, определяемому побуждением данного типа. Чтобы это поведение осуществилось, необходимы адекватные ему пусковые раздражители, а адекватными они станут лишь в случае непосредственной или опосредованной (например, установленной с помощью размышления) связи с источником гнева, т. е. с причиной фрустрации [8; 37].

Таким образом, основополагающей для Берковица здесь оказывается концепция поведения как следствия толчка.

Сам он дает следующее определение:

«Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи между его побудителем и пусковым признаком» [8; 38].

Позднее Берковиц (2002) расширил и видоизменил свою соответствующую лоренцовской модели врожденного запускающего механизма механистическую концепцию толчка. Пусковой раздражитель уже не является необходимым условием перехода от гнева к агрессии. Далее, допускается побуждение к агрессии раздражителями, связанными с обладающими подкрепляющим значением последствиями агрессивных действий, иными словами, в качестве дополнительной опоры своей концепции Берковиц (2002) привлекает парадигму инструментального обуславливания. Кроме того, предполагается, что появление релевантных агрессии ключевых раздражителей может повысить интенсивность агрессивного действия, например, замечаемое оружие в ситуации, воспринимаемой человеком как провокационная, так называемый эффект оружия.

Бандура (1999) больше ориентирован на парадигму инструментального обуславливания, причем центральное место он отводит научению путем наблюдения за образцом. Эмоция гнева не является, по его мнению, ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Поскольку гнев представляет собой, с точки зрения Бандуры, всего лишь состояние возбуждения, получающее обозначение лишь постфактум, всякое эмоциональное возбуждение, идущее от негативно воспринимаемой стимуляции (скажем, шум, жара), может влиять на интенсивность агрессивных действий, если только действие вообще пойдет по пути агрессии. Ход такого действия не связан с простым запуском условных реакций, зависящих от предвосхищаемых последствий возможных действий, и никакое состояние эмоционального возбуждения, никакой побудительный компонент не являются для него необходимыми [1; 43].

Теоретическая позиция Бандуры (1999), будучи многокомпонентной, ориентированной на теорию привлекательности концепцией поведения в духе притяжения, представляет собой синтез традиций теории научения и когнитивных теорий мотивации. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий относится не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для личности стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достижение, отступление, конструктивное решение проблемы и т. д. В настоящее время эта теория является доминирующей.

Наиболее известный сторонник данного подхода — Арнольд Басс (1976).

Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация — слабую. Басс указал ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.

Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получили множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими стимулами.

Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепляет соответствующие привычки. Успех бывает внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения).

Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке, делает невозможным различие ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо; человек всегда склонен реагировать агрессивно.

Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрит мультики и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его нормы).

Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности провоцирует закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.

Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к независимости сначала вызывает тенденцию к непослушанию, а затем, при сопротивлении окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессии [2; 123−124].

Наконец следует упомянуть последнюю по времени возникновения теорию принуждающей силы. Суть ее достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения) используется для получения желаемого эффекта, когда исчерпаны (или отсутствуют) другие способы (сила убеждения).

В связи с этим Фишбах (1996) выделяет инструментальный вид агрессии. Это средство достижения какой-либо цели, при котором причинение ущерба — всего лишь способ воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, доставляет ущерб жертве и ее можно рассматривать как агрессию ради агрессии.

Со счета однако не сбрасывается и роль биологических факторов возникновения агрессивного поведения. Подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбическая система опосредуют его, налагая свои ограничения на тип, усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред [9; 4].

По мнению Ю.Б. Можгинского (1999), различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности — намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки [3; 112].

Рассмотрим их более подробно, т. к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.

Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается, прежде всего, то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение. Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия, типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия — одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.

Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.

Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут, как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия [10; 57].

В литературе представлено несколько типов классификации агрессии. Наиболее признанной является общая для ряда концепций схема, выделяющая два основных вида агрессивного поведения:

— конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);

— деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального поведения с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем).

[9; 3−18]

Э. Фромм (1994) подразделяет агрессию на пять видов:

доброкачественную — способствующую поддержанию жизни,

злокачественную — реакция на угрозу интересам индивида,

инструментальную — представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности,

псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) — действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения,

оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) — появляется в момент опасности и носит оборонительный характер, [11; 447]

Для описания агрессии А. Басс (1976) предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения.

Категории агрессии по А. Бассу (1976).

Физическая-активная-прямая — нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая-активная-непрямая — закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая-пассивная-прямая — стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая-пассивная-непрямая — отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Вербальная-активная-прямая — словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная-активная-непрямая — распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная-пассивная-прямая — отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.

Вербальная-пассивная-непрямая — отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Бэрон Р. и Ричардсон Д (1998).

выделяют следующие виды агрессии:

— враждебная агрессия, которая имеет целью причинение жертве страданий;

— инструментальная агрессия, когда нападение на других не имеет целью причинение вреда.

Все перечисленные выше исследователи (Э. Фром, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон) подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения.

1.2 Становление агрессивного поведения в детском возрасте

агрессия поведение детский психический

В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату — ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец).

Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду — детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери).

Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и / или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее — замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями — в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

— совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

— восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном — с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.).

В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко — с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс — вина, совесть и мораль — будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (становится частью психики человека, по 3. Фрейду — это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и / или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля — совести — нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.

Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации — стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения — ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А «исправляя ошибки» после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, за то когда видят его со стороны — сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми — старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо больше. Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.

Чего добиваются дети своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют выполнения обязанностей. Имея двоих или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребенка (он называется «послушным»), вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить легче. Более агрессивного ребенка оставляют в покое и дают больше свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в разных способствующих взрослению делах.

У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг: агрессивное поведение — усиление контроля со стороны взрослых — усиление враждебности и конфликтности детей — ослабление самоконтроля детей — агрессивное поведение.

1.3 Проявления агрессии у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Около 50% детей, имеющих ЗПР — дети с агрессивным поведением, а вернее, склонные к агрессивности. Негативные особенности среды воспитания (семьи алкоголиков, наркоманов, неполные семьи) также повышают вероятность возникновения у детей агрессивных действий. Например, в большинстве таких семей в присутствии детей постоянно курят, распивают спиртное, выясняют отношения в нетрезвом виде. Это повышает уровень агрессии детей. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые по ТВ, способствуют повышению уровня агрессивности телезрителей. Не секрет, что ТВ — единственно доступное для данной категории детей развлечение и средство развития. Если ребенка строго наказывать за проявление агрессивности (что чаще всего и делают родители), то он учится скрывать свой гнев в присутствии их, но в любой другой ситуации не может подавить агрессию. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

Дети, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.
Неуверенность и колебание родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети влияют на дальнейший ход событий и добиваются своего. Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности (Кэмпбэлл, 1977).

В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций (Sturma, 1982):агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи; бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например, отказывается от посещения школы. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.

Поведение агрессивных детей часто является деструктивным, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом.
Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Существует четыре способа поведения в ситуации, когда человек испытывает гнев:

Прямое (вербальное — невербальное) заявление о своих чувствах, при этом дается выход отрицательным эмоциям.

Косвенное выражение: гнев вымещается на человеке или предмете, который представляется разгневанному ребенку неопасным. Не отреагировав сразу, ребенок рано или поздно чувствует необходимость выплеснуть гнев.

Сдерживание гнева. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновения стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он подвержен риску психосоматических расстройств. По наблюдению ученых, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

Предотвращение негативной эмоции. Человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. Но такой способ выражения гнева детям с ЗПР не свойственен, так как самостоятельно анализировать ситуацию они еще не в состоянии.

При обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы учим детей: прямо заявлять о своих чувствах, выражать гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов. Для работы с такими детьми в арсенале педагога-психолога должны быть резиновые игрушки и каучуковые шарики (их можно бросать в тазик с водой), подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, стаканчик для крика, кусок мягкого бревна, игрушечный молоточек и др. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял свой гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы. Такая техника работы с гневом является особенно полезной для неуверенных в себе детей, но в то же время недопустима при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.

Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагога-психолога — научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события. Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: В школу пришли литературные герои, Буратино и Мальвина. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел мыть руки. Педагог-психолог просит ребят посоветовать Мальвине как помочь Буратино стать послушным. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта. Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Краткая характеристика видов агрессии у ребенка в младшем школьном возрасте с ЗПР.

Вербальная агрессия

1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть:

— жалобы («А Вова меня стукнул», «А Петров не слушает» и пр.)

— демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Успокойся, надоел», «Не мешай»);

— агрессивные фантазии («Если не успокоишься, придет милиционер или директор и накажут тебя», «Я тебя догоню, покусаю, запинаю твой портфель», «Чтоб тебя инопланетяне забрали для опытов!» и пр.)

2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.

«Детскими» формами этой агрессии являются:

— дразнилки («Ябеда-корябеда», «Мухин — Муха» (по фамилии), «Жора — обжора);

— оскорбления («Жир — трест», «Урод», «Дебил», «Бомжара»)

Физическая агрессия

1. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В младшем школьном возрасте это могут быть:

— разрушение продукта деятельности другого (испортил чужую творческую работу);

— уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по парте одноклассника и улыбается при виде его возмущения и пр.)

2. Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:

— символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак другому или пугает его);

— прямая агрессия — физическое нападение (драка), которая может включать укусы, царапанья, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» учебников, портфелей и пр.

Таким образом, с целью профилактики агрессивного поведения у ребенка с ЗПР в начальной школе необходимо:

1) давать посильное задание, в ситуации сниженных интеллектуальных способностей, у ребенка сложное задание провоцирует его агрессивные реакции;

2) развивать навыки общения со сверстниками через совместные игры и привлечение психолога (тренинг коммуникативной компетентности);

3) повышать самооценку через позитивизацию самовосприятие ребенка, внеурочные поручения, позволяющие ребенку проявить свои способности и т. п.

Таким образом, Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление, навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Агрессивные дети с ЗПР драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно корригируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

2. Констатирующий эксперимент и его анализ

2.1 Организация методы и методики исследования

Базой исследования послужило муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения № 10» города Красноярска, 4 класс.

Принцип нашего исследования: выявить психологические механизмы и уровень проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Исходя из этого принципа и в рамках проводимого нами констатирующего эксперимента был использован эмпирический метод тестирование двух видов: проективные тесты «Кактус» М. Панфилова, «Несуществующее животное» Шевандрин Н.И., Рогов Е. Н и тест-опросник «Басса-Дарки», «Признаки агрессивности» Велиева С.В. Так же применялся метод качественного и количественного анализа полученных данных.

Представленные методы и методики помогут нам в полной мере выявить у детей наличие агрессивных и враждебных реакций, их направленность, интенсивность, уровни и механизмы; определить эмоциональное состояние ребенка. Эти методики валидны, надежны, соответствуют категории этих детей и возрасту испытуемых 9−10 лет.

В эксперименте принимали участия 8 человек, из них 4 женского и 4 мужского пола.

Методика исследования № 1: «Опросник Басса-Дарки»

Автор: А. Басс и А. Дарки

Цель: Диагностика агрессивных и враждебных реакций.

Диагностический материал: Бланк с вопросами

Инструкция: Детям предлагаются 75 утверждений, на которые они должны ответить «да» или «нет».

Бланк с вопросами:

Критерии оценки: Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. Для этого пользуются ключом.

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1. Физическая агрессия

2. Косвенная агрессия

3. Раздражение

4. Негативизм

5. Обида

6. Подозрительность

7. Вербальная агрессия

8. Чувство вины

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Методика исследования № 2: Графическая методика «Кактус»

Автор: М. Панфилова

Цель: определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность и т. п.

Диагностический материал: лист формата А4, простой карандаш.

Инструкция: На листе белой бумаги нарисуй кактус — такой, каким ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков (см. приложение 3).

Обработка результатов: При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственный всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристика линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики:

— характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.);

— характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессивность

Импульсивность

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Неуверенность в себе, зависимость

Демонстративность, открытость

Скрытность, осторожность

Оптимизм

Тревожность

Женственность

Экстравертность

Интровертность

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества

Методика исследования № 3: «Несуществующее животное»

Автор: Шевандрин Н.И., Рогов Е.Н.

Диагностический материал: лист формата А4, цветные карандаши.

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать).

Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал — ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Когда обследуемый заканчивает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

По окончании работы задаются дополнительные вопросы.

Критерии оценки:

Методика исследования № 4: Анкета «Признаки агрессивности»

Автор: Велиева С.В.

Цель: Определение уровня агрессивности.

Диагностический материал: бланк с вопросами.

Инструкция: ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».

Бланк с вопросами:

Критерии оценки: Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

6−7 баллов — высокая агрессивность.

4−5 баллов — средняя агрессивность.

1−2 балла — низкая агрессивность.

0 баллов — агрессивность отсутствует.

2.2 Анализ результатов исследования

Методика исследования № 1: «Опросник Басса-Дарки»

В результате исследования мы получили следующие результаты:

Суммарный индекс агрессивных реакций — выше нормы 3 человека.

Индекс враждебности — выше нормы 2 человека.

Формы враждебных и агрессивных реакций — преобладает враждебность-недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намеренны, причинить вред. Под этим можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Методика исследования № 2: Графическая методика «Кактус»

В результате исследования мы получили следующие результаты:

У учащихся 4 класса преобладает повышенная тревожность, агрессия, стремление к домашней защите, чувство семейной общности, демонстративность, открытость, эгоцентризм и стремление к лидерству, импульсивность. Все это мы поняли из представленных рисунков, на них присутствовали: агрессия — наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг к другу. Стремление к домашней защите — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения. Демонстративность — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Эгоцентризм и стремление к лидерству — крупный рисунок, расположенный в центре листа. Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим. Приведем примеры того, какие образы кактусов существует в детском воображении.

Агрессивно — тревожный кактус. Наличие агрессии. Импульсивность, тревоги, интроверсии, стремления к лидерству и домашней защите.

Агрессивно — одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества, отсутствие стремления к домашней защите.

Агрессивно — испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, интроверсии, стремления к домашней защите.

Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессивности.

Агрессивно — экстравертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремления к лидерству и домашней защите.

Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремление к домашней защите, женственности, интроверсии, отсутствие агрессии.

Методика исследования № 3: «Несуществующее животное»

В результате исследования мы получили следующие результаты:

У учащихся 4 класса преобладает средневысокий и средний уровень актуализации агрессии / агрессивности. Тревожность, агрессия, недостаток общения, демонстративность, рационалистический, не творческий подход к задаче, импульсивность, негативизм, потребность в опоре, экстровертность, общительность.

Все рисунки располагались по средней линии горизонтально расположенного листа. На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Несущая, опорная часть фигуры.

К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент).

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: в основном это поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы.

Методика исследования № 4: Анкета «Признаки агрессивности»

В результате исследования мы получили следующие результаты:

У учащихся 4 класса преобладает средний уровень агрессивности.

6−7 баллов — высокая агрессивность 0 человек.

4−5 баллов — средняя агрессивность 3 человека.

1−2 балла — низкая агрессивность 3 человека.

0 баллов — агрессивность отсутствует 2 человека.

Методические рекомендации по снижению агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР.

Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жестко пресечь агрессивные действия или (если это не повлечет серьезного вреда для самого ребенка и окружающих) игнорировать эти действия, не попадаясь на уловку.

Если агрессия выступает как проявление садомазохистских наклонностей, то работу психолога следует проводить совместно с психотерапевтом и психиатром.

Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий и воздействия:

Обучение детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей (эта стратегия используется, если агрессия проявляется в прямой форме).

Например, нужно учить ребенка преобразовывать прямую агрессию в косвенную с помощью предметов заменителей, выплескивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, подвижные игры, проявление символической агрессии;

Развитие у ребенка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т. п.);

Обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству (такая стратегия разрабатывается в гуманистическом подходе).

В результате этих действий проходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем.

Гуманистические рекомендации.

Используйте «я-послание», избегая «ты-осуждений», то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживанием.

Осуществляйте «мы-подход», говорите о вашей с партнером («нашей»!) ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы. Но будьте готовы выслушать и принять другой вариант, дайте партнеру свободу выбора.

Говорите открыто, дружелюбно, искренне; будьте «конгруэнтны» — ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.

Выражайте свою эмоцию, отражайте ее, не пытайтесь занять позу всепрощения, если она не отвечает вашим подлинным переживаниям.

Однако самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) — это главное условие предотвращения агрессивности.

С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах — тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.

Некоторые дети под воздействием «умных» взрослых долгое время способны сдерживать свои агрессивные импульсы даже тогда, когда другие задевают их достоинство («Драться нехорошо! Не обращай внимания!»).

Правда, никто не учит, каким образом он может не слышать оскорблений в свой адрес. И вот этих сдержанных молодых людей время от времени прорывает. Но если он ударит человека в таком состоянии-то это может привести к травме обидчика. И оправдаться невозможно: «Он тебя просто дразнил, а ты ему руку сломал!» Поэтому, как поется в песни, «честь должна быть спасена мгновенно». Тогда будет гораздо меньше разрушений и проблем.

Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем, и они осознают это. Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием.

Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.

Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая тренировка. Навык выполнения упражнения «Левитация рук» помогает снизить общий уровень агрессивности и научиться управлять собой в критических ситуациях.

Игровой комплекс для агрессивных детей с ЗПР.

Для переформирования деструктивного поведения детей и подростков используется целый комплекс терапии-беседы, игры, психодрама, арттерапия, сказкотерапия, трудотерапия, жетонная терапия, телесная терапия и др.

Особое место в коррекционной работе принадлежит игровой терапии. Ведь именно игра может незаметно для детей решать психотерапевтические задачи, делать трудное — легким, а скучное — веселым, интересным.

Одно из важнейших направлений работы с агрессивными детьми — это снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения.

Психологу предлагаемый комплекс игр дает возможность корригировать агрессивное поведение младших школьников.

Они занимают немного времени, направляют активность детей на творческую, позитивную учебную деятельность.

Игра «Правила для марсиан»

Задача: осознание требований, развитие произвольности.

Введение в игру.

Создание игровой ситуации. Постановка проблемы. Взрослый предлагает детям оказать помощь марсианам. Им нужно подсказать, что пребывание на планете Земля является для них опасным. Каждый должен записать три требования (правила) на отдельном листочке и положить его в шкатулку.

После того как все выполнят данное задание, взрослый перемешивает записки и потом зачитывает их в слух. Правила отбираются общим голосованием и оформляются на отдельном листе под название «Правила для марсиан»

Игра «Добрые приветствия»

Задача: развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.

Инструкция: Когда марсиане кончают смеяться, они глубоко дышат: делают вдох-выдох, вдох-выдох. Это помогает им думать. И они понимают, что на планете Земля к ним относятся по-доброму. Марсианам хочется поприветствовать всех представителей Земли. Они приветствуют людей нежным рукопожатием, а животных ласково гладят.

Взрослый предлагает передавать движения по кругу, называя представителя Земли. Например: «Приветствуем зайчонка», «Приветствуем мальчика» и др.

Речевое упражнение «Первые слова»

Задача: направленная, целевая реализация вербальной активности.

Инструкция: Марсиане продолжают свой путь. Во время ходьбы они тренируются в произношении трех слов (по одной минуте каждое) с разной интонацией и громкостью: «Нет», «Да», «Я».

Слово «Нет» звучит тихо, затем становится все более громким.

Слово «Да» произносится громко (как крик), но постепенно все тише и тише.

Слово «Я» все говорят тихо, ударяя себя ладонью в грудь, потом это слово произносится все громче и громче.

Заключение

В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у младших школьников с ЗПР. В данном исследовании нами рассмотрены различные аспекты проблемы агрессии, агрессивности и агрессивного поведения, в частности:

— понятие агрессии, ее важнейшие характеристики, теории агрессии, виды и компоненты;

— специфика и причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР, индивидуальные различия в проявлении агрессии.

Структура работы подчинена логике исследования.

Работа состоит из Введения, одной теоретической и одной практической главы, Заключения, 6 приложений, Списка используемой литературы.

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, раскрывается предмет, объект, цели, задачи и выдвигается гипотеза исследования.

В первой главе «Анализ литературы по проблеме исследования», во-первых, даются определения понятиям «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». Рассматриваются компоненты агрессии — поведенческий, познавательный, эмоциональный и волевой, а также различные теоретические подходы к ее исследованию. Описаны виды агрессии — прямая, косвенная, вербальная, физическая. Коротко излагаются основные концепции агрессии в современной психологии. Также в данной главе раскрываются психологические особенности проявления агрессии у младших школьников с ЗПР.

Во второй главе «Констатирующий эксперимент и его анализ» Мы подобрали методики для определения механизмов и уровня агрессии младших школьников с ЗПР: тест-опросник Басса-Дарки, графическая методика «Кактус», «Несуществующее животное», анкета «Признаки агрессии». Выявили уровень и механизмы агрессивности у младших школьников. На основе методической литературы, составили методические рекомендации по снижению агрессивных проявлений у младших школьников с ЗПР. Таким образом, мы можем сделать вывод о реализации поставленных целей и задач исследования и о подтверждении выдвинутой гипотезы.

Литература

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессивность. Изучение влияния воспитания в семейных отношениях. — М.: Прогресс, 1999. — 218 с.

Барон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 1998.-469 с.

Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. — СПб: Питер, 1999.-235 с.

Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. — СПб.: Лидер, 2005.-592 с.

Занюк С.С. Психологія мотивації: Навчальний посібник. — К.: Либідь, 2002.-304 с.

Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е. Введение в психологию /Пер. с англ. под ред. В.П. Зинченко.-М.: Тривола, 1999. — 480 с.

Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивацитя и деятельность. — М., 1986. — т. 1.-С. 365−405.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002.-236 с.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996.- № 5.-С. 3 -18.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Педагогика, 1996.-86 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности — М.-М., 1994−447 с.

Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1.

Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. — 3-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, 1999.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.

Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И. — Калуга, 1997;

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001.

Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2000;

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. М., 1996.

Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 1997.

Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.

Лоренц К. «Агрессия (Так называемое зло)» Пер. с нем.-М.: Издательская группа «прогресс» «Универс», 1994.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.

Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1993. — № 3 — с. 43−49.

Ковалев.П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — СПб., 1996. — С. 283.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector