Содержание
Введение 3
1. Категория понятия «качество жизни» в современной
социально-психологической науке 6
2. Психофизиологические характеристики эмоций как
составляющих оценку качества жизни 12
3. Психологические аспекты восприятия качества жизни 20
Заключение 31
Литература 33
Введение
Все современные социальные науки, включая социологию, ориентированы на изучение отдельного человека с определенными потребностями и желаниями, установками и ценностями. Такое «человеческое измерение» общества требует использования новых категорий, которые помогли бы «увидеть» конкретного человека в потоке истории. Одной из таких категорий является «качество жизни». Появившись впервые в работах экономистов, она активно распространилась во все науки о человеке и обществе. Но, несмотря на такую популярность, эта категория не имеет ни единого определения, ни четкого содержания, ни конкретных способов измерения.
Первоначально для определения уровня качества жизни применялись исключительно показатели динамики доходов населения и масштабов обретения им материальных благ, в первую очередь товаров длительного пользования. Однако с течением времени зависимость между товарным насыщением домашних хозяйств и позитивными потребительскими оценками текущего положения и перспектив начала несколько ослабевать.
Это было вызвано возникновением неведомых прежде острых социально-психологических проблем, представлявших собой как бы обратную сторону стремительного экономического развития на базе выдающихся достижений научно-технического прогресса. В частности, неожиданно и резко обострились экологические проблемы, ускорился ритм повседневной жизни, скачкообразно интенсифицировалась жизнь производственная.
В. подобной обстановке естественным является включение в понятие «качество жизни» целого ряда нематериальных компонентов, измерение которых с помощью натуральных показателей практически невозможно и которые оцениваются чисто субъективным отношением тех, кого охватывают обследования (речь идет, например, о содержании труда и досуга, об удовлетворении потребностей в самоутверждении, в уважении со стороны окружающих, в творчестве, в общественно-политической жизни, о типе внутрисемейных отношений и отношений с друзьями, об ощущаемой степени развитости демократии и т.д.).
Все это определяет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.
Проблеме изучения качества жизни в современной социально-психологической литературе уделяется достаточно пристальное внимание как отечественными (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Н.М. Римашевская, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Струмилин, В.А. Хащенко и др.), так и зарубежными (Дж. Гелбрейт, Р. Инглхарт, А. Марш, Э. Фромм и др.) учеными. Данные исследования носят общий, описательный характер проблемы и не рассматривают конкретно психологические аспекты личности, влияющие на оценку качества жизни индивидом. Этот аспект и предопределяет научную актуальность данной работы.
2.ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
... между ними должное взаимопонимание.... 2.ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. Существуют социально-психологические категории общения: заражение, подражание, внушение, убеждение, мода. ... выступающим своих личностно-деловых качеств, его научной компетенции в области проблем, о которых он говорит. ... манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и в деловой практике. ...
Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования, могут помочь психологам и клиническим работникам в области работы с клиентами, испытывающими проблемы при оценке качества своей жизни.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему настоящего исследования. На современном этапе развития социально-психологической науки констатируется, что понятие «качество жизни» является одним из центральных при оценке эффективности жизнедеятельности человека. Этот факт обусловлен тем, что понимание человеком собственной успешности Ии достижений влияет на его уровень и образ жизни. Однако на сегодняшний день также констатируется нехватка знаний в области психологических аспектов, влияющих на оценку индивидом своего качества жизни.
В связи с этим целью работы является — изучение психологических аспектов оценки качества жизни индивидом.
Объект исследования – качество жизни как категория социально-психологических исследований.
Предмет исследования – психологические аспекты качества жизни индивида.
Задачами, которые вытекают из поставленной цели, являются:
1. Раскрыть понятие «качество жизни» в современной социально-психологической науке.
2. Охарактеризовать психофизиологические компоненты эмоциональных проявлений, составляющих оценку качества жизни.
3. Рассмотреть психологические аспекты восприятия качества жизни человеком.
1. Категория понятия «качество жизни» в современной социально-психологической науке
Проблема изучения образа и качества жизни человека сопряжена с социально-экономическими трансформациями, изменениями политической ситуации в стране, сменой идеологических взглядов, моральных принципов и нравственных позиций нового общества. Следствием общественных преобразований стало формирование качественно новых экономических условий жизнедеятельности граждан и изменение ранее существовавших социальных представлений.
В ходе переустройств современного общества возрастает важность не только материальных основ жизнедеятельности социальной среды, но и духовных, культурных ценностей. Образ жизни, субъективная оценка качества жизни, ценностные ориентации человека – все эти социально-психологические категории находят своё отражение в формировании социального сознания общества.
Программа психологического исследования 2012
... гипотеза подтверждается. Группа испытуемых не менее 10 человек. 4. Ход исследования 5.Результаты исследования 6.Выводы 1, 2, 3 части необходимо сдать 25 сентября. Можно ... что преимущественно личностные характеристики определяют выбор места в аудитории. Методика исследования. Здесь называется метод сбора данных(эмпирический метод):наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ ...
Категория «образ жизни» охватывает целый ряд показателей: «в образе жизни находят отражение зрелость экономической организации общества и соответствующее развитие условий труда и быта, социальных отношений форм власти и осуществления своих прав личностью и группой, форм участия в выработке и принятии социально значимых решений, форм удовлетворения своих материальных и культурных потребностей» [7, С. 231].
В содержание определения «образ жизни» наряду с индивидуальными, социально-психологическими особенностями, уровнем жизни, менталитетом как отдельного индивида, так и в целом социальной группы можно отдельно обозначить такую социально-психологическую категорию, как «качество жизни» [7].
В ходе эволюции суждений о взаимодействии отдельного субъекта и общества, основной проблемой на всех этапах оставалось определение соотношения экономического роста и благополучия личности. Первые …..
Заключение
Данная работа была посвящена актуальной, и в настоящее время с психологической точки зрения, мало изученной проблеме исследование психологических аспектов качества жизни человека.
Теоретический анализ литературы позволил сделать нам ряд существенных вывод.
Категория «качество жизни» — это предмет исследования экономических, социологических, политических, психологических, медицинских и других исследований.
С психологической точки зрения данное понятие в основном является предметом исследования медицинской, клинической психологии и наркологии.
Качество жизни в психологии – это понятие, под которым понимается удовлетворенность индивида в физическом, социальном, психологическом и духовном плане, то есть условное благополучие во всех сферах жизнедеятельности, оцениваемое индивидом по совокупности своих субъективных переживаний. При этом выделяют комплексы внешних и внутренних фактор, оказывающих влияние на оценку индивидом своего качества жизни. К внешним факторам можно отнести сферу межличностных отношений, профессиональных успехов и т.д., а к внутренним психологические и физиологические состояния здоровья, мотивационную и духовно-нравственную сферу и др.
Психологическая оценка качества жизни зависит от развития эмоциональной сферы индивида. Сама по себе оценка человеком качества жизни является субъективным эмоциональным оцениванием своей успешности. Динамика, уровень, стабильность этой оценки зависит от психофизиологических характеристик эмоций человека, заключенных, прежде всего, в показателях ретикулярной формации, отображающих общую и индивидуальную склонность к проявлению в тех или иных ситуациях того или иного эмоционального вектора оценки.
Эмоциональная составляющая психологической оценки качества жизни отражает ее субъективный характер проявлений, определяемый также в уровне развития мотивации к успеху и избегания неудач, характерологических проявлений, связанных с различным типом акцентуаций, поведенческих реакциях, проявлении самооценки и коммуникативных качеств, а также под влиянием семейных конструктов, влияющих и составляющих психологическую оценку качества жизни.
В заключении следует отметить, что исследуемый вопрос в научной литературе освещен очень слабо и требует существенной экспериментальной проверки.
Литература
1. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
Аспирантура (справочник по Питеру) Факультет психологии Санкт-Петербургского ...
... Общая психология, психология личности, история психологии 19.00.02 Психофизиология 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика 19.00.04 Медицинская психология 19.00.05 Социальная психология 19.00.07 Педагогическая психология 19.00.12 Политическая психология 19.00.13 Психология ... более 3-х лет. Общий срок прикрепления в качестве соискателя не должен превышать 5-ти лет. Соискателями ...
2. Абрамова И. В. Качество жизни пациентов общепсихиатрического отделения // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2000. — № 1. — С. 42–46.
3. Агапова Е.Н. Уровень и качество жизни населения. — СПб.: Питер, 2003 . 187 с.
4. Антология русского качества / Под. ред. В.В. Бойцова. — М., 2002.
5. Бараненко А. В. Оценка субъективного качества жизни у лиц c зависимостью от алкоголя // Український вісник психоневрології. — 2003. — Т. 11, вип. 4. — С. 85–87.
6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1999.
7. Бестужев–Лада И.В. Категория «качества жизни» в современной западной социологии // Современные концепции уровня, качества и образа жизни. — М., 1998. С. 120-140.
8. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.
9. Ван Дер Берг К., Бувальда В. Учебное пособие по наркологии для врачей-стажёров. — Минск: Интертракт, 1997. — 121 с.
10. Вассерман Л.И., Громов С.А., Михайлов В.А. и др. Концепции реабилитации и качества жизни: преемственность и различия в современных подходах.- в сб. Психосоциальная реабилитация и качество жизни. — СПб.2001.- с. 103-114.
11. Григорьева В.Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации: Хронические боли.- Н.Новгород: НГМА. 2004.
12. Давыдянц Д.Е. Оценка качества жизни человека/ Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Т.4. №1. – С.98-105.
13. Донцов А.И. Введение в практическую социальную психологию. — М.: Академия, 2004.
14. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
16. Лебедева У.В., Лебедев Д.С. Психологические аспекты и качество жизни пациентов при хирургическом лечении аритмий/ ВА-№38 от 25/03/2005, стр. 23-28.
17. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев.: Вища школа, 2004.
18. Лига М.Б. Качество жизни и система социальных индикаторов/II Всероссийская научная конференция СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2005. Будущее России: стратегии развития. 14-15 декабря 2005 г.- М.: МГУ, 2005
19. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.
20. Марута Н. А. Современные депрессивные расстройства (клинико-психопатологические особенности, диагностика, терапия) // Український вісник психоневрології. — 2001. — Т. 9, вип. 4. — С. 79–83.
21. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине. — М., 2004.
22. Панкратова Е.В. Содержание понятия «качество жизни» в современной социологии. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2007.
23. Полывяная М. Ю. Оценка качества жизни психически больных // Архів психіатрії. — 2002. — № 2. — С. 5–9.
24. Предвечный Г.П. Социальная психология. Краткий очерк. — М., 2005.
25. Римашевская Н.М. Экономический анализ рабочих и служащих. — М., 2005.
26. Рогов М.Г., Казакова У.А. Социально-психологические факторы качества жизни преподавателей высшей школы/Проблемы социальной психологии личности. – М.: Академия, 2006.
27. Розенбаум М.Д., Л.Б. Ратманская, Розенбаум А.В. Психологическая оценка качества жизни пожилых людей. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2006.
Психология 69
... дисциплину со своим понятийным и методологическим аппаратом для изучения психической жизни. Вместе с этим психология имеет особенности, связанные с тем фактом, что объект её ... и, наоборот, научные знания проникают в жизнь, способствуя решению многих жизненных психологических проблем. Сравнение житейской и научной психологии. Житейская психология. Основана на житейском опыте, случайных наблюдениях. ...
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
29. Русалинова А.А. Влияние образа жизни трудового коллектива на развитие личности. — М., 2004.
30. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 2001.
31. Субетто А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. — СПб. – Кострома, 2004.
32. Суркова Е.В., Анциферов М.Б., Майоров А.Ю. Качество жизни как важнейший показатель эффективности лечения сахарного диабета в XXI веке. – М.: РАМН, 2007.
33. Терехин В.А., Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений. – М., 2006.
34. Угланова Е.А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни. — Ярославль, 2003. 248 с.
35. Философский энциклопедический словарь. — М., 2003.
36. Хащенко В.А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3. С. 38-50.
37. Хомская Е. Д. Нейропсихология. — М., 2004.
38. Эйдемиллер Э.Г. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.