Введение
Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения и, в частности, на отношение родителей к детям. Именно поэтому возрастает роль изучения проблем взаимоотношений в системе семейного функционирования не только в практическом смысле, но и для научных исследований медицинского, психологического и педагогического направлений.
Для любого ребенка родительская семья является первым институтом социализации, а для детей с нарушением зрения роль семьи многократно возрастает. В данной работе особое внимание было уделено семьям, воспитывающим детей с нарушением зрения. Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с нарушением зрения» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы. В дальнейшем мы планируем рассмотреть, необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и определило цель нашего исследования: изучить влияние отношения родителей к ребенку с нарушением зрения на особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками.
В качестве объекта исследования рассматривается процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье.
Предметом исследования является изучение специфики детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушением зрения.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно ... усвоена; • факторы, провоцирующие ее проявление; • условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные ...
Субъект исследования — семья, воспитывающая детей с нарушением зрения и семья, воспитывающая детей с нормальным зрением.
Гипотеза исследования: дефект зрения ребенка влияет на родительское отношение к больному ребенку, на особенности взаимоотношений в семье (с родителями и другими членами семьи) на интенсивность контактов ребенка с чужими людьми, на выбор ребенком стратегии поведения в конфликте.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
— изучение научной и методической литературы по проблеме исследования;
— изучение микросоциальных условий воспитания, обучения и развития детей данной категории;
— экспериментальное изучение детско-родительских отношений.
Организация и методы исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов:
— анализ литературных источников состоял из изучения результатов исследования разных авторов общей и специальной педагогической и психологической литературы по теме исследования;
— эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений в семьях и со сверстниками детей, имеющих дефекты зрения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что
1. получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений у детей при нарушении зрения,
2. выявлены особенности межличностных отношений детей с нарушением зрения со сверстниками,
3. предложены рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с нарушением зрения со сверстниками.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Т.П. Гаврилова, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Эйдемиллер Э.Г. и др.).
При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.д.
А.И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.
Все обозначенные выше проблемы усугубляются в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения.
1. Теоретическое обоснование проблемы исследования
1.1 Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Родительское отношение определяется как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [2].
А.С. Спиваковская [20] для анализа детско-родительских отношений использует понятие родительская позиция, которая определяется как совокупность установок родителей, реальная направленность в воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания, как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально — ценностного отношения к элементам данной ситуации. Автор выделяет три основных свойства родительской позиции — адекватность, динамичность, прогностичность. Исследователи, изучающие проблему детско-родительских отношений, считают, что родительские установки или позиции имеют два основных компонента — эмоциональный и инструментальный (контроль и требования) (Э.Г. Эйдемиллер [28], А.В. Захаров [8], А.Я. Варга [2], А.С. Спиваковская [20] и многими другими).
Моторное развитие детей с нарушениями зрения дошкольного возраста
... 3.3 Ходьба 4. Развитие мелкой моторики 5. Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей четвертого года жизни Заключение Список литературы Введение Известно, что большой процент информации ... деятельности и повседневной жизни человека с глубоким нарушением зрения велика. Люди, имеющие нарушения зрения (с незначительным остаточным зрением или полной слепотой), могут по интонации голоса, по ...
Характер эмоционального отношения матери лежит в основе формирования качества привязанности у ребенка.
Представление о ребенке и отношение к нему — это внутренняя основа воспитания, которая реализуется через воспитательные воздействия и способы общения с ребенком. В литературе выделяются такие воспитательные воздействия, как контроль, наказание и поощрение. Важным условием воспитания также является уровень требований родителей к ребенку. Различные компоненты родительского отношения образуют устойчивое сочетание в поведении родителя, поэтому многие исследователи делают попытку классифицировать эти типы. Наиболее известны классификации А. РОЭ и М. Сигельман, И.С. Шефер и В. Леви, Д. Баумринд, А.Я. Варга и В.В. Столина. Материнское отношение к детям с нарушениями развития обладает своей спецификой. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой — приводит к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации [2]. Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился такой ребенок, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности (В.В. Ткачева).
Многие авторы указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития (O.K. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго).
Например, супружеская пара, в целом, также страдает от рождения ребенка с умственной отсталостью. Семьи проходят через «классический» паттерн, матери становятся чрезмерно вовлечены в воспитание ребенка, в то время как отцы уходят от ситуации эмоционально или физически. Фиксация ребенка на роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл. Рождение и воспитание аномального ребенка вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые обобщаются понятием «родительский стресс».
По мнению многих исследователей, он носит стадиальный характер. Содержанием первой стадии — эмоциональной дезорганизации — являются следующие состояния и реакции родителей: шок, растерянность, беспомощность, страх. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности и задаются вопросом: «Почему это случилось именно со мной?»
Вторая стадия или фаза рассматривается исследователями как период негативизма и отрицания. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Отрицание может быть своеобразным способом защитного устранения эмоциональной подавленности, тревоги. На этой стадии развивается, так называемое, «шопинг — поведение», родители переводят ребенка от одного консультанта к другому, стремясь убедить себя, что специалисты не компетентны и ответственны за состояние ребенка.
4. Нарушения психического развития под влиянием фактора полной ...
... свое поведение. Стрессогенная ситуация ведет к нарушению сексуально-эротической функции. Не видя своего продолжения в ребенке с нарушением психического развития, родители вместе с тем из-за боязни ... повторения ситуации отказываются от рождения второго ребенка. Таким образом, трудности, с ...
Третья фаза родительского стресса — горевание. Чувство гнева или горечи может породить стремление родителей к изоляции, но в то же время найти выход в форме «эффективного горевания».
Четвертая стадия адаптации характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием больного ребенка.
Биологическая неполноценность ставит ребенка в определенные условия развития и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям. Семейное окружение оказывает непосредственное влияние на выработку навыков социально рационального поведения у детей с нарушением зрения. Домашнее окружение во многом определяет индивидуальное поведение ребенка во многих сферах деятельности. Особую важность приобретает проблема психологического обучения родителей, имеющих детей с нарушением зрения.
Одной из первых программ помощи родителям была модель А. Адлера. Основные задачи воспитания родителей по этой модели выглядят следующим образом: помощь родителям в понимании детей, развитие у них способности войти в образ мышления ребенка и научиться разбираться в мотивах и значении его поступков; помощь родителям в выработке своих методов воспитания детей с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Согласно модели чувственной коммуникации Т. Гордона, родители должны усвоить три основных умения:
1) умение активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
2) умение выражать собственные чувства в доступной для понимания ребенка форме;
3) умение использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. способность говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.
В программе обучения родителей X. Джинота рассматриваются практические вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать ребенка, как его дисциплинировать, ежедневные занятия ребенка, страхи ребенка, приучение его к гигиене и т.д.
Целями таких программ являются следующие:
— оказание квалифицированной психологической поддержки родителям;
— создание необходимых условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
— оказание помощи близким взрослым с целью создания комфортной для развития ребенка семейной среды;
— формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.
Психологическая помощь может быть конструктивной и динамической, если в ее основу будут положены принципы комплексного подхода к организации коррекционного процесса, единства диагностики и коррекции, сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми, учета интересов родителей и детей.
Таким образом, на основе анализа литературы можно сделать вывод о том, что семьи, воспитывающие ребенка с нарушением зрения, имеют существенные трудности, что требует оказания специализированной помощи таким семьям.
II. Характеристика детей с нарушением темпа психического развития.
... неврологические расстройства, задержка речевого развития. В школьном возрасте отмечается задержка формирования навыков письма, чтения. Нарушения поведения, наблюдаются трудности социализации. Они предпочитают общаться с детьми более младшего возраста, ...
1.2 Особенности формирования детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения
Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с нарушением зрения. Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки его способностей и возможностей. Непонимание одним или обоими родителями статуса «неполноценного развития» их ребёнка, либо неприятие первичной оценки состояния ребенка нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что вызывает необходимость целенаправленной всесторонней консультации с целью получения объективного анализа, как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательных позиций.
Среди отечественных авторов ведущее место в разработке проблемы коррекционно-педагогической помощи семьям, имеющим детей с нарушением зрения, принадлежит Солнцевой Л.И. и Хорош С.М., в работах которых определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.
Учитывая, что значительная часть детей, имеющих неглубокие нарушения зрения, посещают дошкольные группы коррекционной направленности, возникла необходимость разработки методического обеспечения работы (в специализированных дошкольных учреждениях) с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения, с целью вовлечения их в процесс коррекционной работы. Такая работа определяется двумя факторами.
Во-первых, система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в ДОУ само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребёнку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребёнку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.
Во-вторых, широкое привлечение родителей к осуществлению направленного коррекционного воздействия на отклонение ребёнка вызвано пока недостаточным уровнем развития системы коррекционной службы.
Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребёнка с близкими взрослыми, изменение особенностей общения, способов и форм совместной деятельности — этих важнейших компонентов социальной ситуации развития ребёнка, которые требуют от взрослых осознанных усилий. В одних случаях нарушение зрение усугубляется, что может быть вызвано неблагоприятным социальным статусом семьи, в других случаях нарушения зрения может быть компенсирована благодаря влиянию семьи на преодоление нарушения зрения. Как правило, это встречается в благополучных семьях. В связи с этим система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна представлять собой комплексную программу коррекционного воздействия.
По сравнению с другими органами чувств, зрение играет наиболее важную роль в восприятии и понимании окружающего мира. С помощью зрения ребенок может получить полную и сложную информацию об окружающем мире, не прилагая к этому дополнительных усилий. Слух же не дает определенной возможности установить объект, его форму, расположение и расстояние до него. Подавляющее число исследований об эмоциональном и познавательном развитии детей с нарушением зрения до недавнего времени были представлены только исследователями психоаналитической ориентации. В работах конца 1950-х — начала 1960-х годов раннее развитие детей с нарушением зрения рассматривалось с теоретической точки зрения. Критерием было развитие «нормального» ребенка. Различные стороны развития детей с нарушением зрения сравнивались с теми же у зрячего. Однако наблюдения за младенцем с нарушением зрения были редки и незначительны.
1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача
... эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), ... и, часто, глубокий сон Расстройства эмоциональных состояний и свойств. Нарушение выраженности (силы) эмоций. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ...
В этих ранних свидетельствах о детях с нарушением зрения развитие ребенка описывалось, в основном, в связи с подготовленностью, а, точнее говоря, отсутствием подготовленности у матери заботиться о своем ребенке. Предполагалось, что мать ребенка с нарушением зрения чувствует себя обиженной, угнетенной и несчастной и это должно в свою очередь отдалять ее от ребенка.
Наблюдения за такими детьми в возрасте 2-3 лет описываются главным образом в статьях «Психоаналитического изучения ребенка». Эти наблюдения свидетельствуют о том, что развитие ребенка с нарушением зрения идет медленнее, чем «нормального». Дети с нарушением зрения запаздывают в двигательном развитии и в языковом развитии, как и в социальном и познавательном развитии. Многие дети с нарушением зрения имели психиатрические проблемы.
Задержка, развития детей с нарушением зрения по сравнению со зрячими объяснялась в то время специфическими деформациями его (личности), обусловленными нарушениями [13].
Воспитание ребенка с нарушением зрения должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих.
Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными[19].
Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше, прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие.
Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.
Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируются навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание.
Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка является такая позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться ребенок с нарушением зрения. Произошла роковая ошибка, и она не обязана расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у нее раздражение. Она психологически отвергает его, мало с ним занимается и старается отдать его на воспитание родственникам или другим лицам.
Иногда родители принимают ребенка, но отрицают наличие у него каких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Чаще подобную позицию занимают родители детей с нарушением зрения, имеющих нарушения интеллекта. Настаивая на отсутствии у ребенка нарушений со стороны интеллектуальной сферы, родители создают ему неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказывается на формирование его личности.
Ещё одна из позиций родителей по отношению к ребенку с нарушением зрения предполагает неприятие, как недостатка, так и самого ребенка. У родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка, и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от него.
Нередко мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и может привести к ее распаду. Помочь родителям создать в семье климат, способствующий правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошкольный педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Прежде всего, им следует проанализировать поведение членов семьи и выявить, какого типа позицию они занимают по отношению к своему ребенку и его дефекту, и если она неадекватна, попробовать изменить её [приложение №4].
Таким образом, можно сделать вывод, что слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Отношение к этим детям проявляется в сентиментальном детоцентризме, который может привести впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Опыт предыдущей жизни не готовит ни мать, ни отца (в подавляющем большинстве) к адекватному отношению к слепому или слабовидящему ребёнку, и родители не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться[18]. Благоприятный психологический климат в семье положительно влияет на общее психофизическое развитие детей с нарушением зрения.
1.3 Влияние семьи на формирование навыков общения ребенка с нарушением зрения со сверстниками
В последние годы в психологии и педагогике быстро развивается идея о сильной биологической обусловленности родительского чувства. Для благополучного «запуска» биологической основы материнства существенны три фактора — сензитивный период, ключевые раздражители и импринтинг.
Считается, что у матери есть сензитивный период материнства — первые 36 часов после родов. Если в этот период матери предоставлена возможность непосредственного общения с новорожденным, так называемый контакт «кожа — кожа», то у матери возникает психологический импринтинг на данного ребёнка, интимная (душевная) связь с ребёнком образуется быстрее, бывает более полноценной и глубокой. Детская улыбка — мощное поощрение для матери. Она придает этой улыбке коммуникативное значение, придает действиям ребёнка больше смысла, чем есть на самом деле. Впоследствии улыбка станет специфической реакцией на приближение человеческого лица, на звук знакомого голоса (С. Лебович, 1982).
Таким образом, вовремя использованный сензитивный период материнства обращается в кольцо позитивных взаимодействий с ребёнком и служит гарантом хорошего контакта, тёплой и любящей атмосферы общения матери с ребёнком.
Стиль общения с ребёнком репродуктивен, он во многом задается семейными традициями. Матери воспроизводят тот стиль воспитания, какой был свойственен их собственному детству, нередко повторяя стиль своих матерей.
Патологическая заострённость характерологических черт родителей порождает специфику отношения к ребёнку. Родители, например, не замечают у себя тех черт характера и поведения, на малейшее проявление которых у ребёнка они реагируют аффективно — болезненно и настойчиво стараются их искоренить. Таким образом, родители неосознанно проецируют свои проблемы на ребёнка, а затем реагируют на них, как на свои собственные. Так, нередко «делегирование» — упорное желание сделать из ребёнка «самого» (развитого, эрудированного, порядочного, социально-успешного) — является компенсацией чувства малоценности, недееспособности, переживания себя как неудачника.
Проекция родительских конфликтов на ребёнка не предрешает, однако, стиля родительского отношения. В одном случае это выльется в открытое эмоциональное отвержение не соответствующее идеальному родительскому образу; в другом случае примет более изощрённую форму: по защитному механизму образования реакции обернётся либо гипоопекой, либо гиперпротекцией.
Особенно сильно обостряется конфликтное отношение к ребёнку-дошкольнику, если в семье есть ещё маленький ребёнок: родители обычно склонны переоценивать достоинства младшего, на фоне которого недостатки дошкольника — реальные и мнимые — воспринимают как невыносимые. Существует точка зрения, что «воспроизведение стиля воспитания из поколения в поколение — общая закономерность» (А.И. Захаров.).
Большое значение для формирования определённого стиля общения с детьми в семье имеют социокультурные традиции.
Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребёнка внёсла Л. Беньямин. Ее модель взаимоотношений в диаде «родитель-ребёнок» позволяет не только охарактеризовать поведение каждого из них, но и учитывать имеющийся тип взаимоотношений. Согласно этой модели, связь между поведением родителей и поведением ребёнка не однозначна: ребёнок может реагировать на одно и то же поведение родителей двумя способами. Он может отвечать на родительское поведение «дополнительно» не инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование, а «защитно», например, в ответ на отвержение может пытаться вести себя с родителями так, как будто его любят и к нему внимательны, и тем самым как бы приглашать родителей изменить их поведение по отношению к нему. Следуя логике этой модели, можно предположить что ребёнок, вырастая, начнет вести себя по отношению к другим людям так же, как родители вели себя по отношению к нему.
По тому, как происходит интериоризация самосознания ребёнка, можно выделить несколько типов общения:
— прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения;
— опосредованная детерминация самоотношения ребёнка путём формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний;
— контроль за поведением ребёнка, в котором ребёнок усваивает параметры и способы самоконтроля;
— косвенное управление формированием самосознания путём вовлечения ребёнка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя.
Важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребёнке и одновременно выступающими объектом их внушающего воздействия, являются:
— волевые качества ребёнка, его способность к самоорганизации и целеустремлённость;
— дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание;
— подчинение ребёнка родительскому авторитету;
— интерес, прежде всего к занятиям;
— способности (ум, память).
Образ и самооценка, внушаемые ребёнку, могут быть как положительными, так и отрицательными. «Названия — странная вещь, — пишет Ж.П. Рихтер, — если дитя солжёт, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушаете его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна. Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я — образа» и самоуважение ребёнка не только внушая ему свой собственный образ ребёнка и своё отношение к нему, но и «вооружая» ребёнка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то ребёнок повышает самоуважение и формирует позитивный «Я — образ», если же планы и цели не реалистичны, стандарты и требования завышены, т.е. и то, и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения».
Таким образом, особенностью детско-родительских отношений является формирование у детей с нарушением зрения таких качеств личности, которые помогут ребенку достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на его жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей и все это определяет задачи семейного воспитания.
2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений
2.1 Общая характеристика детей, принимавших участие в эксперименте
воспитание зрение нарушение ребенок
В исследовании приняло участие 28 детей в возрасте 3-4 года, из них девочек — 12 человек, мальчиков — 16 человек. Вся выборка детей была разделена на две группы в зависимости от состояния зрения. В первую группу вошли дети с нормальным зрением, во вторую группу — дети с нарушениями зрения. Характер нарушений отражают следующие медицинские диагнозы исследуемых детей: амблиопия, косоглазие, слабовидение. По остальным параметрам дети контрольной и экспериментальной групп значимо не отличались.
Кроме того, в исследовании приняло участие 28 родителей, из них мам — 21 человек, пап — 7 человек. Процент полных и неполных семей в исследуемой выборке примерно одинаков как у детей с нормальным зрением, так и в группе детей с ослабленным зрением, т.е. по социальным характеристикам эти группы примерно равные (4%).
Исследование проводилась на базе МДОУ я/с №65 компенсирующего вида г. Ярославля.
2.2 Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов
При подборе диагностического инструментария мы соблюдали следующие требования использования диагностических методик при обследовании детей с нарушениями зрения:
Общие требования к характеру стимульного материала
1. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60-100%, причем отрицательный контраст предпочтительнее.
2. Пропорциональность предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов; соотношение с реальным цветом объектов.
3. Величина предъявляемых объектов зависит от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.
4. Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30-33 см.
5. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений — в пределах 3 — 35°.
6. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания?
7. Размер предъявляемых объектов должен быть более 2 см.
Основной принцип, используемый нами при адаптации методик по процедуре исследования — увеличение времени экспозиции стимульного материала, поскольку у детей с нарушением зрения при выполнении различных заданий возможен сукцессивный способ зрительного восприятия тест — материала, что требуется увеличение времени его экспозиции минимум вдвое. В нашем исследовании мы не применяли ограничения по времени для рассматривания картинок, кроме того, предъявляемые картинки для слабовидящих детей были увеличены вдвое по сравнению с картинками, предъявляющими нормально видящим детям.
В ходе экспериментального исследования использовался тест — опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина и методика Рене Жиля для исследования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.
Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к собственному ребенку. Родительское отношение авторами данной методики понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал: 1. принятие-отвержение, 2 кооперация, 3. симбиоз, 4. авторитарная гиперсоциализация, 5 «маленький неудачник» (или инфантилизация).
Данный инструмент является надежным и валидным. Обработка результатов проводилась в соответствии с ключом по 5 указанным выше шкалам.
Методика Рене Жиля — это детская проективная методика, цель которой состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной и состоит из ряда картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий (которые в нашем исследовании детям зачитывал экспериментатор).
Её направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Простота и схематичность рисунков, отсутствие избыточных деталей заднего плана позволяют использовать данный инструмент для обследования слабовидящих детей. Психологический материал методики, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разбить на две большие группы переменных: 1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка, а именно отношение к семейному окружению (отцу, матери, сестре, брату, бабушке, дедушке и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому. 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию и т.п. Помимо качественной оценки результатов, данная методика позволяет представить результаты количественно. Отношение к конкретному лицу выражается количеством выборов данного человека, поэтому при использовании данной методики возможна статистическая обработка, которая проводилась в соответствии с ключом к тесту. Данная психодиагностическая методика опубликована, там же представлены данные по её надежности и валидности.
2.3 Анализ результатов исследования межличностных отношений нормально-видящих и детей с нарушенным зрением
В ходе исследования были получены результаты, отраженные в таблицах №1,2,3. (Сырые баллы по каждому тесту представлены в приложении).
Результаты по тесту «Особенности межличностных отношений ребенка».
Таблица 1
Межличностные отношения |
Нормально видящие дети |
Дети с нарушением зрения |
|||
Общий балл |
Средний балл |
Общий балл |
Средний балл |
||
Мать |
53 |
4,07 |
44 |
3,14 |
|
Отец |
27 |
2,07 |
26 |
1,86 |
|
Брат/сестра |
7 |
0,54 |
17 |
1,21 |
|
Дедушка/бабушка |
1 |
0,08 |
4 |
0,29 |
|
Сверстники |
58 |
4,46 |
64 |
4,57 |
|
Родственники |
6 |
0,46 |
11 |
0,79 |
|
Другие люди |
49 |
3,77 |
57 |
4,07 |
|
Сравнение результатов по оценке межличностных отношений детей с нормальным зрением и патологией зрения указывает на следующие тенденции: степень эмоциональной близости с матерью, интенсивность контактов с ней у детей со зрительной патологией намного меньше, чем у нормально видящих детей. Возможно, это связано с тем, что матери больных детей не готовы до конца принять болезнь своего ребенка, что, и выражается в бедности эмоциональных контактов. Отторжение ребенка матерью может также проявляться в бегстве на работу, когда женщина оправдывает свою холодность необходимостью зарабатывать деньги на лечение больного ребенка. Низкие оценки отношения с матерью, кроме того, могут быть вызваны повышенной потребностью детей с ослабленным зрением в эмоциональной близости с родителями. Если нормально развивающийся ребенок оценивает данный уровень близости с матерью как достаточный, то для больного ребенка такая же интенсивность контактов между ребенком и матерью психологически явно недостаточна. Возможно, не каждая мать осознает до конца необходимость повышения частоты контактов и интенсификации эмоциональности в отношениях со своим больным ребенком. Эта ситуация может усугубляться, если в семье есть нормально видящий ребенок, которому такая интенсивность общения оказывается достаточной, что автоматически переносится матерью и на общение с больным ребенком.
Аналогичная тенденция наблюдается и в отношениях между ребенком и отцом. Больные дети оценивают эмоциональный контакт с папой как недостаточный. Недолюбленность со стороны отца кроме названных выше мотивов может иметь под собой обвинение в адрес матери за неполноценного в физическом плане ребенка, а, следовательно, перекладывание на неё забот о воспитании больного ребенка. Ребенок со зрительной патологией нуждается в большем внимании и заботе, а семье, вероятно, происходит наоборот снижение интенсивности общения с ним, подмена эмоциональной близости медицинским обслуживанием и лечением.
В ходе исследования обнаружились интересные результаты, связанные с общением с братьями (сестрами).
Слабовидящие дети более интенсивно общаются со своими братьями (сестрами), чем их нормально видящие сверстники. Этому можно найти несколько объяснений. В рамках ранее высказанной гипотезы, эти данные можно приписать повышенной потребности в общении, что отражается в увеличении почти в два раза интенсивности контактов с братьями / сестрами у слабовидящих детей. Это своеобразный компенсаторный механизм. Возможно, такие данные отражают некоторую закономерность в социальном плане, а именно: в семьях, где первенец родился больным, родители решаются на рождение еще одного ребенка в надежде на рождение здорового ребенка. Это приводит к тому, что больной ребенок растет в семье, где есть братья или сестры. Возможно, в семьях, где растет здоровый ребенок, это единственный ребенок в семье (к сожалению, современная тенденция такова, что чаще в семье воспитывается только один малыш) и он не имеет возможности общения с братьями / сестрами, что и отражается в более низких результатах по сравнению со слабовидящими детьми.
Общение с бабушками (дедушками) имеет самый низкий показатель из всех социальных групп. Это в равной степени относится и к нормально развивающимся и к слабо видящим детям. При этом все же интенсивность общения с бабушками у слабо видящих детей выше, чем у здоровых. Это обстоятельство на наш взгляд, очевидно, т.к. бабушки выполняют компенсаторную функцию, частично замещая общение с родителями. Видя большую потребность в общении, бабушки больных детей с большей готовностью идут на контакт с внуками, проявляя эмпатию, сочувствие и поддержку таким детям.
Особых отличий в уровне общения со сверстниками в ходе исследования обнаружено не было. Этому может быть несколько объяснений. Во-первых, данная методика — самооценочная. Сам ребенок называл тех людей, с которыми он уже общается или хотел бы общаться. Поэтому полученные результаты могут свидетельствовать об удовлетворенности, как больного, так и здорового ребенка тем кругом общения, который у него сложился со сверстниками. Во-вторых, в исследовании принимали участие дети, посещающиеся дошкольные учреждения, поэтому считать их обделёнными общением со сверстниками нельзя (хотя, мы допускаем, что в некоторых случаях это общение может носить вынужденный характер).
В-третьих, эти результаты отражают уровень нормального в социальном плане развития, когда потребность в общении со сверстниками нарастает, (сверстник становится более значим, более необходим, чем взрослый, т.к. он партнер по игре) независимо от структуры дефекта и в равной мере проявляется как у больных, так и у здоровых детей.
Родственники не играют сколь бы то ни было серьезной роли в общении детей дошкольного возраста. Это справедливо и для больных, и для здоровых детей. Но все же незначительные различия наблюдаются, а именно, рассказывая о семейном общении, дети с ослабленным зрением вспоминают и называют своих родственников — дядей, тетей, племянников и т.п. Это подтверждает ряд положений, описанных в теоретической части работы о преобладании семейного общения у больных детей. Слабовидящим детям тяжелее устанавливать контакты с незнакомыми и мало знакомыми людьми. Возможно, это первые симптомы формирования комплекса неполноценности, вызванного дефектом зрения. Именно поэтому, люди, которые знают о болезни ребенка, оказываются более предпочтительными для установления контакта с ним (а может быть, зная о дефекте, эти взрослые более корректны в своих словах и поведении, чем посторонний люди).
В ходе исследования были получены парадоксальные на первый взгляд, противоречащие основным теориям результаты, характеризующие общение нормально и слабо видящих детей с посторонними людьми. Слабо видящие дети имеют более интенсивные контакты с чужими людьми, чем их нормально развивающиеся сверстники. На лицо явное противоречие тому, что было сформулировано выше. При качественном анализе ответов детей оказалось, что больные дети чаще вспоминают и называю своих лечащих врачей и медсестер, что объясняется повышенной интенсивностью посещения детской поликлиники и больницы. Разнообразия контактов со взрослыми нет, круг общения достаточно узок и ограничен. Напротив, дети с нормальным зрением, называя кого-либо из взрослых за пределами своей семьи, демонстрируют более богатый в содержательном плане, более разноплановый круг своего общения. Среди ответов встречаются упоминания о соседях по дому и даче, друзья и коллеги родителей, родители друзей (друг) подруг ребенка т.д.
В целом, подводя итог этому этапу нашего исследования, можно утверждать, что интенсивность межличностного общения у детей с нормальным и ослабленным зрением качественно и количественно отличается. При этом нельзя однозначно говорить, что слабо видящий ребенок меньше общается. Напротив, эти дети имеют повышенную потребность в общении и способны компенсировать недостаток общения за счет случайных контактов (например, с врачом).
Более того, нами были выявлены качественные отличия в стиле общения, используемом детьми в конфликтных, спорных ситуациях. Эти результаты представлены в таблице №2.
Для проверки достоверности полученных результатов и сделанных выводов была выполнена статистическая проверка гипотезы. С этой целью использовался U-критерий Манна-Уитни, т.к. на нашей выборке (небольшого объема) условие нормальности распределения не может быть гарантировано. Подсчет результатов проводился с помощью статистической программы SPSS 10.0.
Полученные результаты по тесту Рене Жиля представлены в таблице.
Мать |
Отец |
Брат (сестра) |
Бабушка (дедушка) |
Другие |
Сверстники |
Родственники |
||
Mann-Whitney U |
85,500 |
89,500 |
75,500 |
77,000 |
82,000 |
88,000 |
73,500 |
|
p-уровень значимости |
061 |
089 |
254 |
146 |
048 |
091 |
158 |
|
Таблица 2
Стили поведения в конфликте |
Нормально развивающиеся дети |
Дети с нарушением зрения |
|||
Общий балл |
Средний балл |
Общий балл |
Средний балл |
||
Сотрудничество |
14 |
1,08 |
15 |
1,07 |
|
Борьба |
18 |
1,39 |
13 |
0,93 |
|
Уход |
11 |
0,85 |
15 |
1,07 |
|
Как видно из таблицы, особых отличий в сотрудничестве как способе разрешения противоречий обнаружено не было. Следовательно, дружелюбие, корректность в общении, стремление к установлению отношений по типу поддержки и взаимопомощи не связано с наличием / отсутствие дефекта зрения. Это, скорее зависит от личностных особенностей ребенка, его коммуникативных навыков. По двум другим исследуемым стратегиям были обнаружены значимые отличия между здоровыми и больными детьми.
Так, к более агрессивному поведению больше склонны здоровые дети. Они с большей интенсивностью отстаивают свою территорию, свое право на ту или иную игрушку, не пропускают обиды, норовя сдать сдачи. Дефекты зрения не позволяют ребенку быть активным на столько, чтобы проявлять агрессию по отношению к обидчику. На наш взгляд, эта тенденция имеет возрастные ограничения. В обследуемую группу входили дети 3-4 летнего возраста, которые в силу возрастных особенностей больше используют физическую агрессию. Недостаточное развитие устное речи не позволяет пока этим детям использовать вербальные формы агрессии в качестве механизма самозащиты. Этот способ начинает проявляться позднее, как показывают исследования ближе к 5-6 годам.
Возможно, именно поэтому «Уход» используется детьми с дефектами зрения также часто, как и «Сотрудничество». У нормально развивающихся детей эта стратегия поведения занимает последнее место среди всех стратегий. Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, подтверждаются и результатами наблюдения за детьми. Ребенок, имеющий дефекты зрения, в группе демонстрирует более спокойное, более уравновешенное поведение, реже других становится зачинщиком ссор и драк, более уступчив при совместных играх, при распределении игрушек.
Отмеченная тенденция рассматривается большинством воспитателей как социально желательная, т.к. такой ребенок меньше вызывает нареканий со стороны взрослого. С другой стороны отсутствие в арсенале ребенка способов самозащиты, частое использование стратегии ухода от проблем не позволяет, на наш взгляд, говорить о благополучной компенсации дефекта в процессе межличностных отношений.
Результаты статистической проверки гипотезы о стилях поведения в конфликте детей с нормальным зрением и патологией представлены в таблице.
Сотрудничество |
Борьба |
Уход |
||
Mann-Whitney U |
71,500 |
95,000 |
84,000 |
|
p-уровень значимости |
278 |
037 |
104 |
|
Математическая проверка подтверждает сделанные выводы о преобладании борьбы как способа поведения в конфликте у детей с нормальным зрением и преобладании ухода у детей патологией зрения.
2.4 Анализ взаимоотношений в семьях воспитывающих нормально-видящих детей и детей с нарушением зрения
Для изучения родительского отношения нами был использован тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, содержащий 5 шкал. Авторами предложена шкала процентильного ранга, что позволяет проводить сравнительный анализ с результатами других тестов. Процентильный ранг указывает на то, какое количество людей, отвечавших на данный тест, набрали такое же количество баллов, это количество людей представлено в процентах от общей выборки. В таблице №3 представлены сводные результаты, полученные в данном тесте.
Сравнительный анализ родительских отношений к больным и здоровым детям.
Таблица 3
Тип отношений |
Родители здоровых детей |
Родители детей с нарушением зрения |
|||
Сырой средний балл |
Процентильный ранг |
Сырой средний балл |
Процентильный ранг |
||
Принятие — отвержение |
20,4 |
97,5 |
19,8 |
95,5 |
|
Кооперация |
6,8 |
20,2 |
7,3 |
33,2 |
|
Симбиоз |
4,3 |
75,3 |
6,6 |
94,8 |
|
Гиперсоциализация |
4,1 |
70,1 |
4,4 |
75,8 |
|
Инфантилизация («маленький неудачник») |
2,6 |
77,4 |
5,6 |
95,7 |
|
Шкала «Принятие — отвержение» — отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Высокие баллы по этой шкале соответствуют полюсу «отвержение», т.е. родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за каких-либо проблем в физическом или умственном здоровье. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет и не уважает его.
В нашем исследовании обе группы родителей — и те, кто воспитывает здорового ребенка, и те, кто занимается воспитанием ребенка с нарушением зрения — набрали очень высокие баллы по шкале «отвержение», что указывает на общую отрицательную тенденцию оценки детей данной возрастной группы. Возможно, сопоставляя своего ребенка сегодня с тем, каким он был 2-3 года назад — беспомощным, но послушным — сегодняшняя двигательная активность, любознательность и открытость ребенка всему новому вызывает отрицательные эмоции у родителей. Мамы и папы оказываются не готовыми к изменению отношений со своим ребенком, что и отражается в целом на высокой отрицательной оценке своего ребенка. Тем не менее, можно говорить, что у родителей, воспитывающих больных детей, степень отторжения и неприятия чуть ниже, чем у родителей, воспитывающих здоровых детей. На наш взгляд, это может быть вызвано более адекватным или даже пониженным уровнем ожиданий родителей от своего слабо видящего ребенка, что приводит к уменьшению отрицательного восприятия детских поступков и неудач. Родители больных детей чуть более терпимы к неудачам и ошибкам своих детей, следовательно, эмоционально более уравновешены и спокойны. Это важная закономерность, без которой коррекционно-развивающая работа с ребенком оказывается мало эффективной.
Напротив, родители здоровых детей, предъявляя повышенные требования и ожидания к собственным детям, оказываются больше разочарованы их поступками и неудачами. Чем сильнее разочарование, тем сильнее эмоциональная реакция взрослого, что, безусловно, отрицательно сказывается на мироощущениях ребенка и никак не способствует его дальнейшим успехам.
Шкала «кооперация» (социально желательный образ родительского отношения) — высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.
В ходе проведенного исследования было обнаружено, что родители, воспитывающие детей с нарушением зрения, больше склонны к кооперации по сравнению с родителями здоровых детей. Такое отношение к больному ребенку может свидетельствовать о стремлении родителей помочь своему сыну или дочери компенсировать дефект, научить приспосабливаться к жизни, готовности помощь и поддержать успехи своего ребенка. Т.к. эта шкала, в первую очередь, предлагает оценить интеллектуальные достижения детей, то можно сделать вывод, что академические успехи родители больных детей рассматривают как способ компенсации физического дефекта. Если такая работа в семье будет проводиться регулярно, то можно ожидать действительно высоких интеллектуальных результатов от ребенка, что позволит ему найти себя и свое место во взрослой жизни.
Родители здоровых детей, напротив, проявляют определенную долю равнодушия, безразличия к успехам своего ребенка. Они меньше расположены, помогать ему, сотрудничать для достижения более высоких результатов. Экстраполируя такое отношение на отдаленное будущее, можно предположить, что потенциальные возможности ребенка из такой семьи не получат должного развития и, вероятно, ребенок с нарушениями зрения на определенном этапе может даже обогнать по степени успешности здоровых детей, несмотря на то, что тем от природы было дано намного больше возможностей.
Кооперация и сотрудничество в семьях с больным ребенком, вероятно, способствует более доброжелательной атмосфере в семье, что подтверждается предыдущим показателем — отвержением, по которому семьи со слабовидящим ребенком набрали меньшее количество баллов.
Шкала «симбиоз» — отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
Болезнь ребенка провоцирует родителей на симбиотическую связь с ним, что и получило подтверждение в нашем эксперименте. Возможно, в таких семьях, родители склонны преувеличивать тяжесть дефекта, считая своего ребенка совершенно беспомощным. Безусловно, возраст 3-4 года ещё нельзя отнести к периодам абсолютной самостоятельности, поэтому и родители здоровых детей тоже имеют тенденцию к симбиозу. Но если в семьях со здоровым ребенком степень симбиотической связи и опеки над ребенком приближается к 75%, то в семьях с больным ребенком этот показатель стремится к 100%. Эта тенденция дает основание предполагать, что данные родители не готовы предоставить самостоятельность ребенку даже в тех пределах, которые ему доступны соответственно его возраста. Излишняя гиперопека, на наш взгляд, не способствует развитию самостоятельности ребенка, а также формированию механизмов компенсации имеющегося дефекта. Напротив, такое отношение со стороны родителей может провоцировать в ребенке развитие ощущения своей особенности, и даже исключительности, что в свою очередь, поддерживает детский эгоцентризм и затрудняет выстраивание отношений со сверстниками, как в детском саду, так и за его пределами. Этот вывод согласуется с нашими данными, полученными по методике Рене Жиля, где обнаружено, что дети с нарушением зрения больше отдают предпочтение общению с родными братьями / сестрами или родственниками, чем общению за пределами своей семьи. Таким образом, оказывается, что стремление родителей к симбиотической связи с больным ребенком может провоцировать социальную изоляцию ребенка, препятствовать развитию его коммуникативных навыков.
Шкала «авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка могут даже сурово наказывать. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
В нашем исследовании более высокие баллы по данной шкале набрали родители, воспитывающие ребенка с нарушением зрения. Соблюдение предписаний лечащего врача, неизбежно, приводит к тому, что в подобных семьях режимные моменты стараются выполнять неукоснительно. Без этого рассчитывать на восстановление зрения невозможно. Но подобная четкость, строгость и обязательность родителей в вопросе охраны зрения начинает невольно распространяться и на другие стороны жизни ребенка. Родители, сами того не замечая, начинают все больше использовать авторитарные методы воспитания, чтобы добиться собственных целей. Пока ребенок маленький и не сопротивляется авторитаризму взрослых, действия родителей оказываются весьма успешными, но в ближайшем будущем такие семьи ожидает масса проблем, причина которых — нежелание ребенка безоговорочно подчиняться приказам родителей. На фоне физического дефекта и детской незащищенности эти конфликты могут иметь гораздо более тяжелые последствия, по сравнению с семьями, воспитывающих детей с нормальным зрением.
Шкала «инфантилизация» («маленький неудачник») — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Также как и по шкале «авторитарная гиперсоциализация» более высокие результаты получили родители, воспитывающие детей с нарушением зрения. Продолжая мысль, высказанную выше, хотелось бы подчеркнуть, что восприятие родителями дефекта, имеющегося у ребенка, искажает привычный воспитательный процесс. В данном исследовании обнаружено, что родители больных детей проецируют на ребенка свои страхи, приписывая ему беспомощность, неумелость, несостоятельность во многих вопросах. Хотелось бы повториться, что пока ребенок маленький и объективно во многом зависит от своих родителей, такая позиция взрослых может приниматься ребенком как должное. Но по мере роста и взросления, ребенок, несмотря на имеющиеся дефекты зрения, может либо бунтовать, что усугубляет негативный эмоциональный климат в семье, либо объективно становиться беспомощным и неумелым, что крайне нежелательно с точки зрения социализации ребенка, его будущего самоопределения.
Принятие |
Кооперация |
Симбиоз |
Гиперсоциализация |
Неудачник |
||
Mann-Whitney U |
62,500 |
80,000 |
63,500 |
88,000 |
71,500 |
|
p-уровень значимости |
365 |
054 |
099 |
036 |
112 |
|
Математическая проверка в целом подтверждает сделанные выводы о типах родительского отношения в семьях, воспитывающих больных или здоровых детей.
Для изучения взаимосвязей между особенностями общения ребенка и стилем родительского отношения к нему был выполнен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Кендала. Выбор этого коэффициента опирался на следующие рассуждения: т.к. данные не метрические, то использовать коэффициент Пирсона невозможно, имеются одинаковые ранги, поэтому применение коэффициента Спирмена затруднено. Напротив, при использовании коэффициента t-Кендала в форму вносится поправка на наличие связанных рангов. Мы высчитывали коэффициент корреляции по формуле, независящей от наличия связей в рангах (Kendall,s tau-b).
Не обнаружено связи между особенностями общения ребенка и отношением к нему со стороны родителей. При этом выделены следующие связи. Для всех детей характерна отрицательная корреляционная связь между отношением к отцу и отношением к матери. Оказалось, что чем чаще выбирает ребенок отношения с матерью, тем реже он обращается к отцу и наоборот. Мы столкнулись с ситуацией, когда ребенок оказывается в состоянии вынужденного выбора между двумя родителями. В связи с этим в плане дальнейшей работы с родителями, считаем необходимым проведение работы, направленной на оптимизацию именно этого аспекта детско-родительских и супружеских отношений.
Чем больше времени дети с нарушением зрения проводят с мамой, тем меньше у них навыков общения (тем меньше они предпочитают общаться) с чужими людьми и сверстниками. Об этом свидетельствует значимая отрицательная корреляция. Напротив, матери чаще берут больного ребенка, направляясь в гости к родственникам, поэтому у него нет страха перед общением с дальними родственниками. На это указывает положительная корреляция между предпочтением ребенка к общению с матерью и общением с родственниками.
У детей с патологией зрения было обнаружено, что отношение к брату (сестре) отрицательно коррелирует с отношениями к другим детям, но положительно коррелирует с отношениями к родственникам. Следовательно, чем больше времени ребенок проводит с сестрами (братьями) и другими родственниками, тем чаще он пренебрегает общением вне семьи. Такая тенденция обнаружена только у больных детей, для здоровых детей проблемы выбора партнеров по общению не стоит. Возможно, ограничение круга общения родственниками для больного ребенка выступает своеобразной защитой от непринятия его самого и его дефекта со стороны чужих людей.
Стоит обратить внимание на то, что больной ребенок, отдающий предпочтение общению с отцом, чаще склонен выбирать уход как стратегию поведения в конфликте. Возможно, сильный взрослый в лице отца подталкивает ребенка к более пассивному стилю поведения. Напротив, общение с чужими людьми дается ребенку с трудом и учит его уходить от общения.
У всех детей обнаружена отрицательная значимая связь между борьбой как стратегией поведения и выбором стратегии ухода. Эта связь, на наш взгляд, является достаточно очевидной, т.к. чем более уверенным является поведения ребенка, тем реже он использует уход как стратегию поведения.
Анализируя корреляционные связи между отношениями родителей к собственным детям, обращает на себя внимание тот факт, что родители здоровых детей более дифференцированно подходят к воспитанию. У них обнаружена положительная связь только между принятием (отвержением) и гиперсоциализацией, т.е. такие родители, видя потенциал в своих детях, подчас требуют от них достаточно много, ожидая успехов и побед, больше чем требуют родители от детей с нарушением зрения. Последние, напротив, не имеют четкого и дифференцированного отношения к ребенку. Их принятие (отвержение) коррелирует и симбиотической связью и ребенком, и одновременно с гиперсоциализацией, и с отношением к ребенку как маленькому неудачнику. Такие разнонаправленные связи позволяют предположить противоречивые требования, которые родители предъявляют к больному ребенку.
Все выше отмеченные связи и отношения позволяют нам говорить о том, что родители, воспитывающие ребенка с патологией зрения, больше чем остальные родители нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений. Без своевременной помощи есть угроза возникновения стереотипных отношений в семье, которые со временем будут лишь усугубляться, и возможности для коррекции будет меньше.
Итак, в ходе эмпирического исследования были выявлены следующие закономерности взаимодействия родителей и детей, имеющих нарушение зрения.
1. Дети с нарушением зрения оценивают эмоциональный контакт с обоими родителями как недостаточный
2. Слабовидящие дети более интенсивно общаются со своими братьями / сестрами, чем их нормально видящие сверстники.
3. В ходе исследования достоверных отличий между детьми с нормальным зрением и слабовидящими детьми в ходе исследования обнаружено не было в уровне общения со сверстниками, общении с бабушками / дедушками и другими родственниками.
4. Слабовидящие дети имеют более интенсивные контакты с чужими людьми, чем их нормально развивающиеся сверстники.
5. По стилю поведения в конфликте уход используется детьми с дефектами зрения чаще, чем детьми с нормальным уровнем зрения, у которых эта стратегия поведения занимает последнее место.
6. Достоверных отличий в сотрудничестве как способе разрешения противоречий у детей разных групп обнаружено не было.
7. К более агрессивному поведению больше склонны здоровые дети.
8. Родительское отношение к больному ребенку качественно отличается от отношения родителей к ребенку с нормальным уровнем зрения. Родители, воспитывающие детей с нарушением зрения, больше склонны к кооперации, симбиотической связи, авторитарной гиперсоциализации, инфантилизации.
9. Не обнаружено достоверных отличий между обеими группами родителей по шкале «отвержение», что указывает на общую отрицательную тенденцию оценки детей данной возрастной группы.
Заключение
Проблема детско-родительских отношений в семьях, имеющими ребенка с нарушением зрения, является актуальной для специальной педагогики и психологии и требует продолжения исследования [22]. Количество детей с нарушением зрения из года в год увеличивается и эта тенденция будет сохраняться. Востребованность практических результатов исследования детско-родительских отношений в семьях с детьми с нарушением зрения будет велика. Поэтому данная тема на наш взгляд требует практического анализа, изучения личностных качеств детей с нарушением зрения (воля, уравновешенность и т.д.).
Дефектологи и психологи хорошо знают, что успех работы с ребенком во многом зависит от той позиции, которую занимают родители. Семья играет огромную роль в системе комплексной реабилитации ребенка с особыми образовательными потребностями.
В повседневной жизни родителям постоянно приходится сталкиваться с проявлениями негативных эмоциональных всплесков у детей, которые нередко порождаются конфликтами между родителями и ребенком, межличностными отношениями, взаимодействиями в системе «воспитатель — ребенок», «ребенок — ребенок», «ребенок — дети», «ребенок — семья».
Эти проблемы родители не в состоянии решить самостоятельно, поэтому они нуждаются в помощи специалистов — логопедов, дефектологов, психологов. Выполненная работа содержит рекомендации для родителей по оптимизации отношений в семье, при воспитании ребенка, имеющего дефекты зрения.
Итак, воспитание личностных качеств у детей с нарушением зрения, требует разработки специальных программ, которые будут направлены на всестороннюю помощь родителям в обучении детей данной категории.
Библиографический список
1. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. — М., 1994.
2. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения./ Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М., 1985.
3. Выгодский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.
4. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье. Сб. науч. тр./под ред. Солнцевой Л.И. и Ермакова В.П.-М., 1979.
5. Гудрих Дженет Детское зрение. Авторская методика естественного восставления зрения. Спб., 2004.
6. Дети — инвалиды: защита прав интересов. / Сборник, составитель Котова С.Ю.М., 2002.
7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М., 2000.
8. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. М., 1986.
9. Кричевец А.Н. Математика для психологов: А.Н. Кричевец, е.В. Шикин, А.Г. Дьячков/ Под ред. А.Н. Кричевец — М.: Флинта: Московский психологический институт, 2003. — 376 с. (ст. 335)
10. Ковалев С.К. Психология современной семьи. М., 1988.
11. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг/ Художник А.А. Селиванов. Ярославль. 2002.
12. Кей Алисин Феррел Дошкольное воспитание в семье. Советы по воспитанию слепых и слабовидящих детей. Спб. Городская Библиотека для слепых. 1995.
13. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1990.
14. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под.ред. В.И. Селиверстова. — М., 2003.
15. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М, 2000.
16. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология, 2001. — №2.
17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / редактор — составитель Райгородский Д.Я. — Самара, 1998.
18. Прейслер Гунилла. Несколько замечаний о развитии слепых детей / Спб. библиотека для слепых 1994 г.
19. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей./рецензент-составитель Коваленко Г.П.-М., 2001.
20. Спиваковская А.С. Как быть родителем. М., 1986.
21. Солнцева Л.Н и Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М., 1988.
22. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М.: Полиграф сервис, 2000.
23. Смурова Т.С. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе их физической подготовки и обучении танцам. Автореф. Канд. Дис. М., 1999
24. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. — второе издание. — М., 2002 г.
25. Феоктистовой В.А. «Семья слепого ребенка». Журнал «Школьный вестник», №1, 2003
Размещено на