Профессионально значимые личные качества в работе бухгалтера

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУХГАЛТЕРА 7

1.1 Подходы к определению профессионально важных личностных качеств. 7

2.2 Профессиональные свойства и личностные качества бухгалтера 10

2. ЗАВИСИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ БУХГАЛТЕРА ОТ РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ 16

2.1 Специфика профессиональной деформации личности бухгалтера 16

2.2 Процесс модальности профессиональной деформации бухгалтера 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВВЕДЕНИЕ

-

Актуальность темы. В конце XX — начале XXI века, в пространстве взаимодействия личности и профессии, достаточно важным является вопрос личностного и профессионального развития человека. Как известно, профессиональная деятельность занимает одно из главных мест в жизни каждого взрослого человека, однако, вопросы профессионализма личности становятся предметом пристального рассмотрения не только психологической науки, но и экономической.

В условиях стремительного социально-экономического развития предприятия неотъемлемой частью деятельности бухгалтера становится высокий уровень его профессиональной компетентности, а также требований к ответственности личности как профессионально важному ее качеству и как к гарантии достижения поставленных целей. В данном случае профессионализм бухгалтера предполагает полное понимание ответственности, максимальной концентрации на работе и сосредоточенности.

С точки зрения Дружилова С.А. быть профессионалом — это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. Важна и результативность деятельности, соотнесение ее с затратами, то есть, при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности .

При этом, Яблонским В.И. отмечено, что при оценке профессионализма большое значение имеет мотив, то есть то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд .

Для достижения целей своей профессии бухгалтер должен обладать определенными личными качествами.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных ... потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа ...

Историография исследования: Проблема формирования профессионально значимых качеств личности широко отражена в теории и практике психологической науки. В работах С.И. Архангельского, И.Д. Багаева, А.А. Вербицкого, В.П. Зинченко, Д. И. Зюзина, А.Б. Каганова, JI.A. Кандыбовича, Е.А. Климова, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовского, Н. С. Пряжникова, Н. А. Савотиной, В. А. Сластенина, Е. Э. Смирнова и др. всесторонне рассматриваются вопросы повышения качества подготовки специалистов.

Широкий круг вопросов посвященных реализации компетентностного подхода в профессиональной деятельности бухгалтеров в последнее время весьма активно и продуктивно исследуются отечественными и зарубежными экономистами и психологами (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, В. А. Козырев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Дж. Равен, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др.).

В современной экономической и психологической литературе большое внимание уделяется подготовке специалистов в различных сферах человеческой деятельности бухгалтера — Е. Я. Захарова, В. А. Семиченко, Г. В. Пинигина, И. В. Кондрина и др. Вопросы подготовки экономистов подробно рассматриваются в трудах Н. И. Гвоздевой, О. В. Жиронкиной, А. Р. Маркова, С. Д. Резник, К. Н. Соловьенко, Р. А. Фатхутдинова, Е. Р. Ярской-Смирновой и др.

Формирование профессионально значимых качеств личности специалиста стало предметом исследования в работах Н. А. Алешева, О. В. Жиронкиной, Г. Г. Карповой, Е. П. Кораблиной, М. В. Клищевской, Л. А. Ломовой, Е. Ю. Максимовой, Г. Н. Солнцевой, Н. А. Строговой, Л. П. Халяпиной, Л. А. Ястребовой и др.

Несмотря на большое внимание исследователей к профессионально значимым качествам специалистов, вопрос профессионально значимых личностных качеств в работе бухгалтера остается недостаточно изученным.

Объектом в курсовой работе является психологический аспект работы бухгалтера.

17 стр., 8092 слов

Исследование профессионально важных качеств работников МЧС

... курсовой работы выдвинуты следующие задачи: 1.   Продиагностировать профессионально важные качества работников МЧС; 2.   Разработать рекомендации по развитию профессионально важных качеств ... образом, задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены, цель достигнута. Гипотеза подтвердилась, действительно среди профессионально важных качеств работникам МЧС необходима эмоциональная ...

Предметом курсовой работы выступает взаимосвязь профессионально значимых и личных качеств в работе бухгалтера.

Цель курсовой работы: установление и обоснование взаимосвязи и взаимозависимости профессионально значимых и личностных качеств бухгалтера и результатов его профессиональной работы.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть основные подходы к определению профессионально важных личностных качеств.

2) Охарактеризовать профессиональные свойства и личностные качества бухгалтера.

3) Выявить зависимость профессиональной деформации бухгалтера от развития определенных личных качеств.

Теоретическую основу и информационную базу курсовой работы составили соответствующие труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических печатных изданий и специальные источники по вопросам изучаемой проблемы.

Методологическая основа курсовой работы складывается из совокупного применения общенаучных и частных методов познания. К первым из них относятся следующие: диалектический метод, метод системно-структурного анализа, формально-логический метод, сравнительный метод, дедукция, индукция, аналогия. К частным методам познания, применяемым в данной работе, относятся: формальный, сравнительный и т. д.

Применение всех этих методов позволило не только чисто механически аккумулировать обобщенные знания, но и систематизировать их, придать им стройную форму, прийти к определенным выводам.

Структура курсовой работы представлена введением, основной частью, содержащей две главы, заключением и списком использованных источников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУХГАЛТЕРА

1.1 Подходы к определению профессионально важных личностных качеств

Анализ психолого-экономической литературы показал, что для определения набора характеристик личности с точки зрения необходимости для профессиональной деятельности, исследователи используют различные понятия: профессионально важные качества, профессионально значимые качества, профессионально ценные качества, профессионально значимые свойства и т. д. Их отличие состоит только в использовании понятий «качество» и «свойство», так как слова «важный» и «значимый» в обыденной речи и научной литературе используются параллельно и имеют сходное значение.

19 стр., 9084 слов

Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной адаптации к работе по специальности 2

... Исследование профессионально важных качеств личности выпускника и анализ результатов. 2.2. Исследование адаптационного потенциала выпускника и анализ результатов. 3. Определение направлений совершенствования личностных качеств ... не работают по профессиям, полученным в профтехучилищах, а переходят на работу кладовщиками, бухгалтерами. Это происходит потому, что женщины сочетают трудовую деятельность с ...

Анализ понятий «свойство» и «качество» необходимо проводить с точки зрения общефилософских категорий единичного и общего. Сложность проблемы индетификации этих понятий заключается в том, что они очень близки по смыслу и взаимозаменяемы в обыденной речи.

В психологической литературе впервые мысль о различии этих категорий высказал И.Т. Огородников. Он подчеркивал, что под качествами следует понимать социальные особенности, формируемые средой, а под свойствами личности — природные предпосылки ее развития …

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ работ, посвященных проблеме профессионального становления бухгалтера, показывает, что в качестве ключевой основы развития компетенций будущего бухгалтера выступают его профессионально значимые личностные качества. Процесс формирования компетенций неизбежно сопровождается развитием определенных личностных качеств, которые служат основой для проявления компетенций и внутренним ресурсом для их успешного развития. Данное положение нашло подтверждение в работах А. Г. Асмолова, А. А. Вербицкого, В. Д. Шадрикова и др., раскрывающих соотношение компетентности и деятельности. Авторами подчеркивается, что компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности".

6 стр., 2887 слов

Профессиографический подход к формированию качеств личности будущего специалиста

... вопросов, входящих в компетенцию бухгалтера. Требования к профессионально важным качествам: честность, порядочность; ... отражать некомпенсируемые профессионально важные качества личности. Качества личности - обобщенные свойства личности, характеризующие человека по ... содержащий требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям ...

В обобщение вышесказанного следует заметить, что большинство из перечисленных компетенций можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости грамотной просветительской работы среди людей, желающих выбрать данную профессию, а также корректировке образовательных стандартов, основанных на объеме профессиональных компетенций, которые должен получить за время обучения студент и совершенно не учитывающих личностные качества, которыми должен обладать будущий специалист.

Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Этот компонент включает: работу с другими людьми в процессе консультаций, способность находить компромиссы и улаживать конфликты; работу в команде; взаимодействие с людьми другого интеллектуального и культурного слоя; способность принимать адаптивные (положительные и отрицательные) решения и соглашения в трудных ситуациях; способность делать отчеты, презентации, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения в устной и письменной формах.

В обобщение вышесказанного следует заметить, что большинство из перечисленных компетенций бухгалтеров можно выработать у людей, имеющих врожденные личностные качества.

Исходные" личностные качества можно расценивать не столько как врожденные черты характера человека, сколько приобретённые в процессе социализации общества до момента осознания своей будущей профессии или до момента вступления в «ряды» бухгалтеров. К таким качествам относятся: аккуратность; объективность; честность; внимательность; ответственность; стрессоустойчивость; осознанное положительное отношение к монотонной работе.

Исследования в области методологических и организационных проблем взаимоотношений и взаимодействий психологии и бухгалтерского учета, проведенное специалистами под руководством профессора Н.А. Каморджановой, привело их к следующим выводам. «С точки зрения психологии личности бухгалтером может быть далеко не каждый человек… Бухгалтеру необходимы такие личные качества, как уравновешенность, стрессоустойчивость, ответственность, внимательность, усидчивость, скрупулезность, логическое мышление, пунктуальность, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, честность» .

6 стр., 2712 слов

ЛЕКЦИЯ 8. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

... 8. Акмеологические основы личностного и профессионального развития. 1.Роль самосовершенствования в развитии личности. 2.Профессиональная самореализация личности. 3.Ориентация личности надостижение успешной карьеры. ... сопереживанием и наставничеством. Креативность среды определяется также содержанием и качеством воспитания и обучения, системой специальных педагогических воздействий, направленных ...

Таким образом, успешность профессиональной деятельности бухгалтера определяется не только предметной составляющей его профессиональной компетентности, но и личностными социально обусловленными ее характеристиками.

Какие же личностные качества должны быть присущи бухгалтеру и характеризировать его:

— в первую очередь, чувство собственной ответственности — это, конечно, же честность и благонадёжность в отношении окружающих и себя лично, твёрдость в принятии решений и умение грамотно и доходчиво дать пояснение по делу, и как будет достигаться тот или иной результат;

— внутренняя самоорганизованность — чёткое следование выбранной тактике достижения поставленного результата и выполнении определённых задач и функциональных обязанностей. Умение сосредоточится на главных задачах и внутренне организовать себя, позволит бухгалтеру поставить организацию на новый уровень, создав ей благоприятное реноме;

— внимательность, математический склад ума, усидчивость и терпение, прекрасная память и умение хранить тайны только добавляет бухгалтеру статус и уважение.

В частности, умение хранить тайну должно быть одним из важных качеств — каждый должен это знать на уровне сознания, а, не только, руководствуясь нормами положения о коммерческой тайне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азиева З. И. Цель и назначение профессии бухгалтера на современном этапе развития общества / З. И. Азиева, А. Ю Андрианова // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение: материалы VI Международной научной конференции. — М., 2016. — С. 144−147

14 стр., 6736 слов

Тема3. Психологический анализ профессиональной деятельности

... деятельности и личности специалиста); профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста); квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности ... требования к профессии, видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это ... в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.); - профессии, ...

2. Галкина И. В. К определению профессиональнозначимых качеств специалистов экономического профиля / И. В. Галкина // Вопросы современной филологии и методики преподавания иностранных языков в многопрофильном вузе материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского». — Брянск, 2013. — С. 105−111.

3. Домашенко А. А. Особенности профессиональных и человеческих качеств бухгалтера / А. А. Домашенко // Экономика. Бизнес. Банки. -2016. -Т. 2. — С. 111−118.

4. Дружилов С. А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности / С. А. Дружилов // Объединенный научный журнал. — М.: ТЕЗАРУС, 2001. — № 22. — С. 44−45.

5. Ефимова Ю. С. Факторы, влияющие на психологический портрет бухгалтера в современной экономике // Ю. С. Ефимова, Л. Г. Егорова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2016. -№ 57. -С. 6−13.

6. Каморджанова Н. А. Бухгалтерский учет и психология: Монография /. Н. А. Каморджанова. — М.: Проспект, 2015. — 195 с.

7. Козлова М. О. Влияние психологических и лингвистических аспектов на организацию бухгалтерского учета / М. О. Козлова // Международный бухгалтерский учет. — 2013. -№ 24. — С. 17−28.

8. Кочеткова О. П. Взаимосвязь типа личности и профессиональной деятельности / О. П. Кочеткова // Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 6. — С. 454.

9. Кохова И. В. Человек и профессия: желание и реальность / И. В. Кохова // Теория и практика управления. — 2016. — С. 81−87.

10. Криницкая М. В. Формирование эффективной деятельности главного бухгалтера: анализ требований и личностных качеств / М. В. Криницкая, Л. В. Юрьева // Вестник Уральского финансово-юридического института. — 2017. — № 2. -С. 94−98.

11. Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.

12. Кузнецова Д. С. Трудовая мотивация в структуре личности бухгалтера / Д.С. Кузнецова // Молодой ученый. — 2014. — № 11.1. — С. 43−48.

13. Крюкова А. П. Личность бухгалтера / Крюкова А.П. // Финансы и бизнес. — 2011. -№ 4. -С. 214−222.

14. Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета: Учебник / М. И. Кутер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 640 с.

15. Логинова Н. А. Профессиональные качества бухгалтера / Н. А. Логинова // Бухгалтерский учет. — 2009. — № 2. — С. 70−73.

16. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дисс… докт. психолог. Наук / В. Л. Марищук. — Л., 1982. — 48 с.

17. Матушкина О. В. Профессия бухгалтера и её психологические особенности / О. В. Матушкина // Современные тенденции в экономике и финансах: Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской заочной научно-практической интернет-конференции. Редколлегия: Л. И. Ванчухина (отв. редактор); Т. Б. Лейберт (зам. отв. редактора); Э. А. Халикова (отв. секретарь); Е. Р. Гильмханова. — М., 2014. — С. 126−129.

18. Мочалова Ю. В. Портрет современного бухгалтера: особенности профессии / Ю. В. Мочалова, О. А. Сорокина // Экономика и социум. — 2016. — № 12−2. -С. 347−351.

19. Миславская Н. А. Специфика профессиональной деформации личности бухгалтера / Н. А. Миславская // Аудитор, 2017. — № 4.-С.40−46.

20. Никифорова С. В. Профессионально значимые качества личности специалиста: сущность, содержание и методика выявления / С. В. Никифорова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. -2009. — № 1. — С. 79−86.

21. Огородников И. Т. Педагогика: учебник / И. Т. Огородников. — М.: Просвещение, 1968. — 373 с.

22. Приходько Е. М. Личностные и профессионально важные качества как основа профессиональной компетенции будущего специалиста / Е. М. Приходько // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2015. — № 44. — С. 125−129.

23. Прищак И. С. Соотношение профессионально важных и личностных качеств будущего бухгалтера / И. С. Прищак // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2011. — № 5−2. -С. 231−234.

24. Психолого-педагогическая диагностика профессионально важных личностных качеств: учебное пособие. / Сост. Е.О. Тарасова. — Сызрань: филиал Самар. гос. техн. ун-т, 2010. — 128 с.

25. Ткачук И.Н. Основания профессионализма бухгалтера / И. Н. Ткачук // Общество и экономика постсоветского пространства: Международный сборник научных статей / Отв. редактор А. В. Горбенко. — М., 2014. — С. 176−180.

26. Федеральный закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: online.

27. Филипьев Д. Ю. Психологические особенности бухгалтерской профессии и личностные качества бухгалтера / Д. Ю. Филипьев // Перспективы и пути развития экономики региона: Материалы международной науч.-практ. конф. (Омск 14 декабря 2006 г.).

— Омск: Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Омске. — 2006. — № 7. — с.428−430.

28. Хамзатов В. А. Важность профессионального поведения бухгалтеров / В. А, Хамзатов, А.А. Атамазова // Достижения науки и образования. — 2016. — № 12. — С. 33−35.

29. Шабля А. П. Психологический аспект личности бухгалтера / А. П. Шабля // Психолого-экономические исследования. — 2015. — Т. 2−8. — № 1. — С. 66−80.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector