Курсовая работа
На тему: «Проблемы невербального общения в пенитенциарной психологии»
Содержание
Введение Глава 1. Понятие общения в психологии. § 1.1. Виды общения осужденными § 1.2 Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике § 1.3 Особенности невербального общения в среде осужденных Заключение Список используемой литературы: Введение Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. [13] Знание языка жестов и телодвижения позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Альберт Мерабян пришел к выводу о том, что человеческое общение является на 7% вербальным (слова и фразы), на 38% вокальным (интонация, тон голоса), на 55% невербальным [27].
Знания из области невербального общения особенно важны. Если осужденные не хотят проходить тестирование, отказываются от психологической диагностики, важный и единственный путь получения наиболее полной и четкой информации о личности осужденного это наблюдение и интерпретация невербальных форм общения. Этому языку почти нигде не учат, хотя он очень актуален в наше время. С научными основами невербального общения стоило бы знакомить людей, для которых умение составлять о других правильное впечатление — профессиональна необходимость: педагогов, врачей, политиков, актеров. Объектом исследования является сфера общения личности курсанта, как будущего сотрудника УИС. Предмет исследования — невербальное общение. Невербальные средств; общения нужны для регулирования процесса общения, создания контакта межд) партнерами; выражения эмоции; отражения истолкования ситуации. Целью исследования является овладение навыками диагностики и коррекции сферы невербальных проявлений личности курсанта, как будущего сотрудника ФСИН. Задачи исследования: анализ литературных источников по проблеме невербального общения; рассмотрение типов и видов невербальных проявлений человека; провести эмпирическое исследование умения интерпретировать невербальные проявления; проанализировать результаты эмпирического исследования; предложить рекомендации по развитию указанных явлений и способностей у будущих практиков.
Пилотажное исследование самопрезентации личности в дошкольном возрасте
... человека. Углубление понятия «самопрезентация» с позиции личности происходит в исследованиях теории ... субъекта, продолжился в контексте проблемы общения, личности, затем — активности, в ... человек демонстрирует особенности отношения к партнеру, привлекательные черты характера и способности, статус через знаковые атрибуты и невербальную коммуникацию. В свою очередь Л.Б. Филонов отмечает, что личность ...
Глава 1. Понятие общения в психологии § 1.1. Виды общения осужденными невербальный общение осужденный психология Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией, ее восприятие и познание участниками общения, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижению изменений в деятельности. Схематично общение можно представить следующим образом: передатчик, отправитель; получатель, приемник, адресат; канал связи; шум, сигнал; код, декодер. К структуре общения относятся: — коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе этого компонента лежит психологический контакт; познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга; интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения [15]. Искусство общения предполагает: первое — безупречное владение письменным языком, что обеспечиваете образованием; второе — хорошее владение устным языком (в этом большего успе* достигают люди, владеющие и образными, и одновременно сложными народным оборотами речи); третье — умение правильно устанавливать оптимальное отношение устного письменного языков отдельно для каждой ситуации.
[11] Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанньк эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся ли мы друг другу или нет Обоюдные или односторонние реакции отвержения могут выражаться скольжением взгляда, отдергиванием руки при пожатии, отворачиванием тела, отгораживающими жестами, «кислой миной», суетливостью, убеганием и т.д. И наоборот, мы охотно обращаемся к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, и т.п. Субъективная оценка партнеров по внешнему облику происходит по шкале «нравится — не нравится». Если человек нам нравиться, то он легче вступает с нами в контакт, если нет — то ему приходится преодолевать наше отрицательное эмоционально-эстетическое отношение к его внешнему облику. На этом пути ему необходимо продемонстрировать другие, столь же ценные для достоинства своей личности качества. Это могут быть как привлекательные психологические качества (ум, доброта, отзывчивость и многие другие), так и деловые качества, социальный статус, которые проявляются в различных формах невербального и вербального поведения.
Обратная связь как процесс взаимнонаправленных ответных действий служит поддержанию контакта. Однако ее наличие не всегда свидетельствует о прочности и психологической глубине общения. Так, в случаях фактического общения обратная связь порой носит чисто внешний, демонстрационный характер. Партнер поддакивает своему собеседнику, не вникая в то, что ему говорят. Он всего лиш демонстрирует процесс слушания, оставаясь психологически безучастным содержанию и смыслу разговора. Это свидетельствует об отсутствии или спад< интереса к говорящему, его проблемам, о психологической разобщенности. Такой контакт не является прочным [14]. Исчезновение психологической взаимности приводит к тому, что говорящий начинает утрачивать нормальную интонацию, повышать голос, убыстрять речь, проявлять агрессивность и другие нарушения коммуникативного поведения. [11] Согласование и координация позиций партнеров происходит посредствам обмена взглядами, мыслями, чувствами. Речь — особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Она обладает огромными выразительными возможностями, которые передают психические переживания говорящего.[1] Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта, наблюдения, и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. В структуру речевого общения входят: Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в его речи»).
Грамматика речи человека в экстремальной ситуации
... сопровождают нашу речь (жесты, мимика, поведение вовремя речи, внешность говорящего, дистанция до собеседника и др.). Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают эффективность общения. (Стернин, ... значит регулировать деятельность своего собеседника, так как при помощи речи мы побуждаем другого человека начать, изменить, закончить какую-либо деятельность или создаем у ...
Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи; раздельные звуки — это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э». [9] Речь — это деятельность общения, выражения, воздействия, сообщения и средствам языка. Иными словами, речь — это язык в действии. Язык — это система знаков, наделенная определенным значением Элементами языковой культуры являются знаки. Каждый знак содержит в себе две стороны, означающее (например, звучащее слово) и означаемое (мыслительного содержание, связанное с данным звучанием).
Таким образом, речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. В приеме речи можно выделить два уровня: Восприятие речи. Понимание речи. Восприятие речи — это анализ и синтез материальных средств языка: слов, словосочетаний и интонаций. Понимание речи — это анализ и синтез сигнальных или смысловых значений этих средств .[10] И так можно сказать, что общение — это одна из форм взаимодействия людей. В общении реализуется потребность в другом человеке. Общение включает вербальные и невербальные каналы передачи информации. Невербальный язык менее контролируемый сознанием, чем вербальный, потому он и более достоверен. Общение одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. § 1.2 Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике Человек начал изучать невербальные способы общения всего лишь в 60-годы 20 века. Широкая публика узнала о существовании невербального общения только после публикации первой книги о языке тела. В 1970 году был опубликован труд Джулиуса Фаста. В нем он подводит итоги работы ученых — бихевиористов области невербального общения.
Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения ...
... в основном использованием знаковых средств и языка, то теперь становится очевидным тот факт, что для человека исходной ситуация общения и в развитии психики решающая ... на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную ситуацию общения. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками. Специфика делового общения обусловлена тем, ...
Чарли Чаплин и другие актеры кино стали пионерами в невербальном общении. В зависимости от того, насколько хорошо актер мог пользоваться жестами и другими сигналами тела для передачи своих чувств и эмоций, ор становился популярным или его ждал провал. В процессе технического изучения языка тела важную роль сыграла первая книга, посвященная этому вопросу. Ею стал труд Чарльза Дарвина «Выражение эмоций человеком и животным», опубликованный в 1872 году. Многие идеи Дарвина подтверждены в работах современных исследователей. Альберт Мерабян пришел к выводу о том, что человеческое общение на 7% является вербальным (слова и фразы), на 38% — вокальным(интонация, тон голоса, другие звуки) и на 55% — вербальным. Профессор Бердвистл сделал почти такое же заключение: обычный человек произносит слов всего 10-11 минут в день, а среднее предложение звучит 2,5 секунд. Профессор утверждал, что хорошо подготовленный человек Способен описать все движения собеседника, не глядя на него, а всего лишь слушая его голос. И точно также Бердвистл научился определять, на каком языке говорит человек, просто наблюдая за его жестикуляцией. [18] Язык жестов (мимика, пантомимика) являются исторически первыми видами речи.
Язык жестов нагляден и выразителен. Он хорошо передает сообщения в определенной конкретной ситуации. Прежде всего, необходимо усвоить правила интерпретации невербального сообщения: Правило первое: жест и любое другое движение человека не существую в отдельности от других его жестов и движений. Чтобы правильж интерпретировать человеческие жесты, движения и позы, необходимо рассмотрев их взаимосвязь с другими производимыми этим человеком жестами. Если человек чешет затылок — это, конечно, может обозначать, что он задумался или пытается вас обмануть. Однако если он при этом подергивается или мотает головой, вполне возможно, что у него просто голова чешется. Это, конечно, вовсе не означает, что вас обманывают или раздумывают над вашей последней фразой. Правило второе: жест и любое другое движение человека не существуют отдельно от контекста, обстоятельств, происходящего. Если человек сомкнул на груди руки, поднял плечи и весь сжался, то вполне может статься, что он негативно относится к собеседнику, особенно если дело происходит в процессе «интимной беседы» или «деловых переговоров». Но все же не следует торопиться с выводами, для начала следует проверить, закрыта ли форточка. Вполне может быть, что на него дует, а может быть, ему и вовсе просто холодно (ну не по погоде он сегодня оделся), или его знобит. Правило третье: слова должны соответствовать жестам, в противном случае первые обманывают (и в очень редких случаях обманывают жесты).
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором ... Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю «толпа», потому что их было так много, что некоторые ...
Если мама сжала кулаки, ее рот изображает оскал, глаза горят безумием и во всей позе читается раздражение, но при всем при этом она говорит: «Сынок (доченька), я тебе очень люблю! Я все делаю ради тебя!» — не верьте ушам своим. НО! Если юноша говорит, что «любит», что «жить не может», однако при этом сжат в комок, в глаза не смотрит, выворачивает себе пальцы — не верьте глазам своим! Правило четвертое: то, что в одном случае является одним, в другом случае является другим. Сильное рукопожатие чаще всего свидетельствует о силе характера человека, пожимающего вам руку, или о хорошем к вам расположении. Но музыканты, например, берегут руки (прежде всего свои, а получается, что и чужие) и не жмут их кому попало, подобно пассатижам; спортсмены, напротив, изображают своим рукопожатием тиски. Можно ли из этого сделать вывод, что сжавший вашу руку спортсмен волевой человек, а протянувший вам «слабую» кисть виолончелист — слюнтяй? Конечно, нет: первый на поверку может оказаться трусом, а второй — одним из самых мужественных людей. Правило пятое: обилие жестикуляции или ее отсутствие часто больше говорит об образованности человека, нежели о его эмоциональности. Кажется вполне естественным, что человек, находящийся в состоянии эмоциональной: возбуждения, склонен к обильной жестикуляции.
Однако здесь далеко не все так просто. Средства коммуникации — это средства коммуникации, т. е. способы, с помощью которых один человек пытается что-то сообщить другому человеку. Вот почему если человек хорошо образован, имеет широкий словарный запас и умеет полно и ярко подавать свою мысль без привлечения жестов и мимики, он, возможно, покажется эмоционально холодным. Тогда как дело, быть может, заключено лишь в том, что он просто не испытывает нужды в дополнительных, кроме своих речевых оборотов, информирующих вас стимулах. Правило шестое: возраст и другие элементы социального статуса предполагают определенные особенности жестикуляции, а потому всегда нужно смотреть на то, кто с вами говорит. Ребенок обладает меньшей палитрой жестов, но зато каждый из имеющихся производится им с большой амплитудой и интенсивностью. Взрослый человек, напротив, может поразить разнообразием жестикуляции, но эти жесты будут «маленькими». Поэтому если вы хотите быть точными в своих интерпретациях, смотрите на возраст говорящего, а еще лучше — на весь его социальный статус (профессию, образование, должность, образ жизни).
Правило седьмое: невербальный язык — это, по большей части, честный язык, подделать его трудно, а в ряде случаев невозможно. Многие люди пытаются подделывать свой невербальный язык, говорить на нем то, что не отражает реального положения дел. Собеседник может улыбаться, раскидывать перед вами руки, голосить, завидев вас, с истошным восхищением, но не торопитесь с выводами. Посмотрите, не поползли ли у этого «восторженного» персонажа уголки рта вниз, не слишком ли напряжен его рот («натянутая улыбка»), не поднялись ли у него плечи, когда он раскидывал навстречу вам свои руки, не является ли его голос «формальным», «отрепетированным», «деланным». Вполне возможно, что вас хотят обмануть! Возможно, этот кто-то хочет сделать «хорошую мину при дурной игре», а может быть, просто трусит. Необходим помнить: подделать невербальный язык трудно.[8] Кинесика — это раздел психологии, изучающий внешние проявления человеческих чувств и эмоций [6]. Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения — мимику.
Подготовка руки ребёнка к письму
... подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики ... творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для ...
И это вполне оправданно. Физиогномика, на протяжении тысячелетий изучавшая взаимосвязь строения лица и черт характера, накопила огромный массив наблюдений и гипотез, большинство из которых, однако, не выдерживает серьезной научной проверки. Достоверность физиогномических выводов весьма спорна. Однако по выразительным признакам, возникшим в результате движений мускулатуры лица, мы с достаточно большой долей уверенности можем делать те или иные психологические выводы. Многие мимические движения мы осуществляем сознательно, стремясь, выразить или подчеркнуть то или иное настроение: улыбаемся в знак доброго отношения, хмурим брови, чтобы продемонстрировать недовольство, и т. п. Однако, во всех подобных случаях лицевые мышцы осуществляют те самые движения, которые и без сознательного контроля выступают естественной реакцией на то или иное событие. Эта закономерность была установлена в ходе опытов над слепыми людьми, которые, понятно, не могли усвоить общепринятые мимические движения посредством подражания. Тем не менее, их мимика, соответствующая определенным эмоциональным состояниям, совпадала с мимикой зрячих и даже была более энергичной и выразительной — вероятно, вследствие отсутствия навыков осознанного контроля за ней.
По мнению немецкого психолога Хорста Рюкле, очень подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. По очень сильной мимической игре мы можем судить о быстро сменяющихся друг друга внутренних переживаниях, многогранных и активном восприятии происходящего. Подвижная мимика характерна для импульсивного поведения. Малоподвижная мимика указывает на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся, устойчивом настроении. Такая мимика ассоциируется со спокойствием, рассудительностью, надежностью и уравновешенностью. Улыбка это наиболее выразительная мимическая структура. С ее помощью люди передают широкий спектр чувств и отношений — от иронии до восторга. Американский психолог Пол Экман полагает, что улыбка — это гораздо более сложное явление, чем обычно думают, и выделяет 18 типов улыбок — в большинстве своем фальшивых. Как отличить искреннюю улыбку от фальшивой? Особому вниманию уделяется верхняя часть лица. При искренней улыбке приходят в движения мышцы, которые заставляют глаза довольно щуриться. [12] Немецкий антрополог посвятил этой проблеме специальное исследование. Новизна его подхода заключалась в том, что он исследует улыбку в динамике, а не по фотографиям, как это было принято ранее.
Записывая, улыбающиеся лица на видеомагнитофон и, проводя изменения на экране, Кастен Нимиц установил, что впечатления о том, искренна или притворна улыбка, возникает от двух параметров: Скорости, с которой поднимаются уголки рта; Одновременного расширения глаз с последующим смещением глаз. Ученые подчеркивают, что слишком длительное расширения глаз без их кратковременного закрытия в сочетании с улыбкой рассматривается, как угроза. И напротив, кратковременное закрывание глаз — умиротворяющий элемент. Улыбающийся как бы дает понять: я не собираюсь на вас нападать на вас, видите, я даже закрываю глаза. По мнению немецкого психолога Хорста Рюкле, очень подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Подвижная мимика характерна для импульсивного поведения. Малоподвижная мимика свидетельствует о постоянстве душевных процессов. Учитываю эти параметры, не следует забывать, что каждый человек н; протяжении жизни учится видеть своим лицом. Некоторые могут в вести i заблуждение доверчевого наблюдателя. [8] Руки, заложенные за спину, символизируют отказ от предметной активности. Такое положение редко принимают люди энергичные и деятельные. Заложив руки за спину, человек сигнализирует, что хочет хотя бы на время отрешиться от дел, никого не намерен.
Представления о будущем супруге лиц разного пола.
... человека более глобально (Т. И. Васильева, 1971). Но это относится не ко всем элементам. Мальчики разнообразнее изображают глаза и лицо, ... — конкретные. Чувствительность к цветовому символизму (способность человека адекватно воспринимать символическое содержание цветовых образов) у ... шею и туловище. Л. Н. Иванская (1979), показывая испытуемым фотографическое изображение мужского лица, ...
Если такое положение принимается часто и сохраняется длительное время, оно характеризует человека сдержанного, довольно пассивного, склонного к созерцанию. Эта поза типична для посетителей музеев и выставок. Наоборот, кисти, выставлены перед туловищем, выражают повышенную готовность к манипуляциям. Руки, выставленные таким образом, находятся в позиции, удобной для нападения и обороны, и потому немного напоминают позу борца. Данное положение рук часто можно наблюдать у людей, сильно пекущихся о самоутверждении. Некоторые люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки следует держать спокойно. От привычки что-то теребить, стучать пальцами по столу, необходимо отучаться. [20] Скрещивание собеседником рук на груди говорит о том, что лучше разговор закончить или сменить тему. Обиженный человек приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял эту позу, то тему разговора следует поменять. Закидывание рук за спину с захватом запястья и закидывание рук за голову показывают уверенного в себе человека, который хочет показать свое превосходство над другими. Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или кладет руки на колени, хочет прекратить разговор.
Пантомимика — раздел психологии, изучающий моторику всего тела (позу, осанку, поклоны, походку).[6] С древних времен люди используют ритуальные позы, которые главные образом символизируют отношения превосходства — подчинения. Пасть ниц -значит признать свою полную зависимость от того, кто над тобой возвышается. А человек, стоящий с поднятой головой и распрямленными плечами, всем своим видом демонстрирует независимость, уверенность в себе, полное владение ситуацией. Между этими полюсами лежит широкий спектр поз, которые принимают люди (главным образом неосознанно), чтобы соответствовать обстановке и стилю взаимоотношений. Лидеры в группе обычно те, кто сидит, откинувшись на спинку стула, сложив руки за головой. У таких людей широкие плавные жесты, свидетельствующие о привычной уверенности и ощущении превосходства. Чтобы подчеркнуть весомость своих слов, они слегка наклоняются вперед. Наоборот, люди чувствующие собственную незначительность, могут сидеть, ссутулившись, стиснув пальцы или сложив руки на груди, как бы пытаясь стать незаметнее. Гармонию взаимоотношений определяют позы, имитирующие соответствующие действия партнеров. Когда группа людей находится в состоянии согласия, то их позы, жесты, телодвижения, как в зеркале, повторяют действия других участников группы.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка — в ваших руках
... вопрос педагогического всеобуча родителей. Согласитесь, что по-настоящему сотрудничать могут лишь люди, хорошо знающие суть дела. Одной заинтересованности здесь недостаточно, иначе пришлось бы ... благих пожеланиях, не давая в руки родителям реальных инструментов работы с детьми. Книга, представляемая читателю, и есть, на мой взгляд, такой универсальный инструмент педагогической диагностики ...
Люди, которые хотят показать, что они выше остальных в группе, нарочито принимают дисгармоничную позу — отношения между врачом и больным, учителем и учеником. [21] О внимании к партнеру, о степени вовлеченности в общении явно свидетельствуют положение ног. Ноги — самая удаленная от головы часть тела, и они, похоже, наименее подвержены сознательному контролю. Положение стопы объективно указывает то направление, в котором человек намерен двигаться. То есть это своеобразный компас стремления, заинтересованности. Когда носок ступни направлен в сторону партнера, это говорит о внимании, готовности общению Если вы подходите к беседующим людям, они, вероятно, хотя бы из вежливости к вам повернутся; однако если носки их ступней при этом не разворачиваются в вашу сторону, то вы едва ли выступаете желанным собеседником. Ноги в положении стоя могут и еще кое-что прояснить в настроении собеседника, а если данная поза для него характерна и принимается часто, то это свидетельствует и об определенных особенностях его личности. Спокойные уравновешенные, но достаточно энергичные люди обычно стоят, нешироко расставив ноги (на расстояние не более 20 см) и равномерно распределив вес тела.
Таких людей отличает уверенность в себе, известная твердость, однако они способны изменять свое поведение сообразно обстоятельствам. Широко расставленные ноги выявляют обостренную потребность в самоутверждении, завышенную самооценку, которая нередко маскирует скрытую неуверенность и даже чувство неполноценности. О высокой самооценке также свидетельствуют носки, заметно повернутые наружу. И наоборот, носки, обращенные внутрь, — признак слабости духа, боязливости. Поднятие на носки — агрессивная позиция; человек, имеющий такую привычку, вероятно, заносчив и недостаточно самокритичен. Частая смена опорной ноги выдает стремление к удобству, а также недостаток твердости и дисциплинированности [27]. Взрослея, человек учится, как говориться, твердо стоять на ногах. Но не всем удается обрести это умение. Слабый, неуверенный в себе человек стремится на что-то опереться (облокотиться), например, на стол или стул, либо прислониться к какой-то надежной опоре: стене, мебели, дверной притолоке. Независимую личность легко узнать уже по позе: человек стоит без опоры. Но, например, тот факт, что лектор в ВУЗе постоянно облокачивается на кафедру, может не свидетельствовать о его неуверенности в себе.
Просто несколько часов подряд выступать, стоя перед многочисленной аудиторией, довольно утомительно (хотя бы просто физически, учитывая почетный возраст многих преподавателей) и отмеченный жест непроизвольно направлен на то, чтобы дать ногам отдых [26]. Физиогномика — учение о выражение характера человека в чертах его лица и формах тела. [6] Голова — важнейшая часть тела. Здесь сосредоточены основные органы восприятия информации о внешнем мире: зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые ощущения обеспечиваются работой рецепторов, расположенных на голове. Все мыслительные процессы осуществляются благодаря работе головного мозга. Недаром многие выразительные движения, связанные с головой (постукивание или хлопок по лбу, покручевание пальцем у виска и т. п.), призваны указать на то или иное проявление умственных способностей: так мы либо поощряем себя за блестящее решение, либо призываем собеседника, как следует подумать, либо намекаем на недостаток у него ума… Исключительная роль головы интуитивно понятна даже маленьким детям. Едва научившись рисовать человечка, ребенок обязательно изображает голову, хотя многие другие части тела могут на рисунке отсутствовать.
Тема 2. Невербальные средства общения
... – организация пространства общения. Взаимное расположение партнеров в процессе общения. Взгляд (деловой, светский, интимный): ... правила аргументации. Способы опровержения доводов собеседника. Деловое совещание (цели, процедуры, ... общение. С-Петербург: изд-во "Питер", 2001. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение ... передачи информации с помощью глаз. Проблемы расшифровки мимических признаков ...
Воспринимая другого человека, мы обращаем взор, прежде всего к его голове, к лицу, рассчитывая именно из этого источника получить наиболее важную информацию. Что же мы можем таким образом узнать? В житейской психологии накоплено множество примет, по которым распознаются черты характера. Например, человека с оттопыренными ушами («лопоухого») считают простоватым; «орлиный» нос с горбинкой расценивают как признак мужества, тонкие губы — признак недоброго нрава, и т. п. Подобные выводы когда-то были сделаны на основе нескольких единичных примеров (возможно, вовсе не характерных) и впоследствии закрепились в общественном сознании. В отдельных случаях можно даже проследить логику таких выводов. Например, нос — наименее подвижная часть лица, практически не участвующая в мимике. Однако то, каким видится нос, зависит от положения головы, которое свою очередь определяется душевным состоянием человека. В плохом настроение в состоянии подавленности и грусти человек, как правило, опускает голову, отчег нос зрительно кажется длиннее и словно указывает вниз (отсюда всем известны] фразеологизм «повесить нос»).
Наоборот, в состоянии душевного подъема голов приподнимается, кончик носа смотрит вверх и даже слегка видны ноздри. Потому то человека с довольно длинным носом считают склонным к унынию и занудству а курносого — энтузиастом и оптимистом. Разумеется, большинство таких наблюдений недостаточно обоснованны и hi могут считаться достоверными. Тем не менее, именно из таких наблюдений веками складывалась особая ветвь человекознания — физиогномика. Начиная с Аристотеля, которому не откажешь в научной проницательности, мыслители все: времен и народов пытались соотнести форму головы и черты лица с психологическими характеристиками. В адрес физиогномики было выпущено немало критических стрел. Действительно, физиогномические теории весьма уязвимы дл; критики. Однако их сторонники полагают, что лучше иметь пускай и несовершенную теорию, чем вообще никакой. К тому же наряду двусмысленными и просто неверными толкованиями встречаются и многочисленные примеры справедливых и точных суждений, вынесенных на основе изучения лиц. Это свидетельствует о том, что хотя физиогномика сегодня едва ли может считаться настоящей наукой, но, вероятно, содержит некое рациональное зерно. Конечно, физиогномические построения еще требую экспериментальной проверки и серьезного научного обоснования [28].
Свыше 80% информации об окружающем мире человек воспринимает по средствам органов зрения — глаз. Один из наиболее ярких экспериментов в это области принадлежит нашему соотечественнику А.Л. Ярбусу. Он отметил: «При рассматривании человеческого лица наблюдатель обычно больше всего внимание уделяет глазам, губам и носу. Остальные части лица он рассматривает довольно бегло… Глаза и губы человека — наиболее подвижные и выразительные элементы лица. Глаза и губы могут сказать наблюдателю о настроении человека и о е отношении к наблюдателю, о том, какие шаги он может предпринять последующий момент» [27]. Размер глаз непосредственно связан с эмоциональностью. Разумеется, вс люди испытывают какие-то чувства, но у людей с большими глазами чувств глубже и выражаются более открыто. Такие люди обаятельны, непосредственны общении, чаще смеются. Деловые вопросы они порой склоны решать на основ своих симпатий и привязанностей, а это не всегда идет на пользу делу. Общаясь < таким человеком важно помнить, что ваши действия он рассматривает кар показатель того, нравится он вам или нет. Поэтому постарайтесь вести с ним приветливо и дружелюбно. У людей с небольшими глазами эмоциональная значимость менее выражена.
Это не значит, что они бездушны, просто их чувства скрыты от постороннего взгляда. В решении деловых вопросов они стараются не вносить никаких эмоциональных элементов. При общении с таким человеком не нужно ждать безумных признаний и нежностей. Если во время разговора человек опускает веки, то неосознанно выявляется попытка убрать вас из поля зрения, потому что вы ему неприятны или неинтересны. Заметив такой взгляд у собеседника, имейте в виду: что-то вызывает отрицательную реакцию и это нужно изменить, если вы заинтересованы в успешном контакте. Широко раскрытые глаза могут свидетельствовать о разных состояниях. Помня о том, что глаза — основной канал информации о мире, можно предложить, что широко открытые, вытаращенные глаза в первую очередь выдают бессознательное стремление воспринять максимум информации. Глаза широко раскрываются и от испуга, и от неожиданной радости, восхищения. Он производят впечатление открытости и искренности. Прикрытые и прищуренные глаза не позволяют получить четкого изображения на сетчатке (верхнее веко без напряжения закрывает верхнюю часть глаза).
Из этого можно сделать вывод об отсутствии в данный момент у человека активного интереса к окружающему миру. Такая позиция может объясняться множеством причин — от простой усталости и до надменности, когда других «н< удостаивают взгляда». Именно при этом положении глаз важно учитывать i прочие сигналы. Прищуренные глаза выражают вынужденную защиту от какой-то неприятности. Человек рефлекторно щурит глаза при воздействии каких-то болезненных или обременительных раздражителей: яркого света, едкого дыма, инородного тела или вещества. Часто одно напоминание этих раздражителей заставляет прищуриться. Кроме того, прищуренные глаза служат выражением общего неудобства, боли, неприятных мыслей и чувств. В общении прищуренный взгляд правильнее расценить как недоброжелательный: вас рассматривают, как сквозь прорезь прицела; вы настолько неприятны, что видеть вас не хочется, но и упускать из виду нельзя. Самый распространенный в житейской психологии критерий оценки человека — направление взгляда. Считается, что если взгляд у человека прямой и открытый, то и сам человек таков. А тот, кто «прячет глаза», избегает встречи взглядов, скорее всего, неискренен и недоброжелателен. Более того, надо иметь в виду: если собеседник долго смотрит на вас в упор остановившимся («остекленевшим») взглядом, это, скорее всего, значит, что половину сказанного вами он пропускает мимо ушей. Напротив, когда собеседник искренне слушает, он может бессознательно вращать глазами — признак того, что он прикладывает усилия, чтобы полностью постичь смысл ваших слов. Если он опускает глаза, это свидетельствует о том, что он сильно переживает сказанное вами. Глаза, заведенные вверх и налево, означает, что слушатель полностью поглощен содержанием вашей речи. Глаза, направленные вверх и направо, — также большая внимательность, и попытка сопоставления того, что вы говорите, с собственным опытом и знаниями. Говорящий, обычно меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Считают, что это дает ему возможность больше концентрироваться на содержании своих высказываний, не отвлекаясь. Но примерно за секунду до окончания длинной фразы говорящий устремляет взгляд прямо в лицо слушателю, как бы давая сигнал: я заканчиваю, теперь ваша очередь. Партнер, берущий слово, в свою очередь отводит глаза. Отсутствие взгляда также может быть сигналом. Можно подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь с ним дела. Ту же роль выполняет и расфокусированный взгляд, когда оси зрения не сконцентрированы на человеке, а направлены параллельно. Встретив такой взгляд можно заключить, что перед вами человек, впавший в задумчивость, — объекты внешнего мира (в том числе и вы) в данный момент не привлекают его интереса. Но не исключено, что этот взгляд — признак надменности. С его помощью человек демонстрирует, что вы для него буквально пустое место. [22] Вообще наблюдения в самых разных ситуациях показали, что положительные эмоции сопровождаются возрастанием количества взглядов, отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Интересно, что женщины дольше смотрят на тех, кто им нравится, а мужчины на тех, кому они нравятся. Кроме того, частота зрительных контактов зависит от темы разговора: при обсуждении приятной темы легко смотреть в глаза собеседнику, но мы избегаем делать это, если речь заходит о чем-то менее приятном. [5] В целом люди смотрят друг на друга от 1/3 до 2/3 времени беседы. Установлено, что если два человека смотрят друг на друга еще чаще, то они больше заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что он говорит. Правда, это может быть интерес разного рода, и о его характере следует судить по степени расширения зрачков: партнер может считать вас интересным и привлекательным — в этом случае его зрачки несколько расширены, либо он по отношению к вам настроен враждебно и посылает вам бессловесный вызов; в этом случае зрачки будут сужены [4]. Известный специалист по невербальному общению Алан Пиз подразделяет все взгляды, Которыми обмениваются люди в общении, на деловые, социальные и интимные. Представьте, что в области лба вашего собеседника нарисован небольшой треугольник, образованный сочетанием трех точек — глаз и середины лба. Постарайтесь во время делового контакта большую часть времени смотреть именно в этот треугольник. Тем самым вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз партнера, вы можете регулировать ход переговоров при помощи взгляда. Если вы опускаете взгляд ниже уровня глаз собеседника до его рта и смотрите в проекцию треугольника «глаза — рот», то используете таким образом социальный («светский») взгляд, наиболее подходящий для нейтрального общения. Смещение взгляда вниз, на другие части тела собеседника — показатель интимности. Женщины всегда хорошо чувствуют на себе интимный взгляд мужчины, чего нельзя сказать о последних. Таким образом, правильно истолковывая и используя язык взгляда, можно значительно облегчить понимание другого человека и взаимодействие с ним Разумеется, большинство наблюдений недостаточно обоснованны. Тем не менее, именно на таких наблюдениях складывалась ветвь человекознания. Физиогномические построения требуют экспериментальной проверки. [23] Манера до некоторой степени указывают на характер человека и служат внешней оболочкой его внутренней природы. Н. Шелгунов Такесика — это раздел психологии, изучающий прикосновения в ситуациях общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание. [6] В цивилизованном обществе прикосновения к другому человеку обусловлено целым рядом социальных норм и ограничений, поэтому является достаточно редким элементом общения, хотя и очень выразительным. Общая функция прикосновения — усиления контакта, акцентирование внимания на его эмоциональной, личностной стороне. Младенец, еще не понимающий слов, ориентируется во внешнем мире, осваивает его во многом с помощью прикосновений. С первых дней жизни нежные прикосновения материнских рук дарят ему пока еще неосознанное ощущение уверенности и покоя, обещая, что он будет накормлен и ухожен. Если мать недовольна и раздражена, ее движения могут стать резкими, неприятными, могут даже причинить бель. В возрасте 3-4 месяцев у младенца появляется яркая эмоциональная реакция на родного человека: при приближении материнского лица малыш улыбается, лепечет и протягивает ручки, словно пытаясь коснуться того, кто приносит радость. Став постарше, ребенок нежно прижимается к тому из близких, кто берет его на руки. Но если его захочет приласкать незнакомец, малыш инстинктивно попытается его оттолкнуть и вырваться. Так с самого раннего возраста человек сигнализирует окружающим о своем отношении к ним. В первые годы жизни, еще не умея объясниться со сверстником, ребенок возмещает недостаток слов красноречивыми прикосновениями. Интерес и симпатию он выражает мягким касанием или поглаживанием, а, рассердившись, может толкнуть или ударить. Этот несложный репертуар сохраняется на протяжении всей жизни, подчеркивая значение слов, а порой и заменяя их. Родители, прикасаясь к ребенку, тем самым подтверждают свою любовь — самую главную для него ценность. Правда, за какой-то проступок можно заслужить шлепок или подзатыльник. И это уже сигнал иного рода, свидетельствующий, с одной стороны, об обострении взаимоотношений, с другой — о праве старшего и сильного поставить на место младшего и слабого. С возрастом все более оформляется стремление к независимости и в некотором смысле — к неприкосновенности. Подростки довольно терпимо относятся к взаимным прикосновениям среди сверстников, но прикосновения взрослых их раздражают. Они воспринимают «телячьи нежности» или «рукоприкладство» со стороны старших как подчеркивание их детского статуса и потому ревностно охраняют границы своего личного пространства. Это нередко вызывает досаду и огорчение у матерей, которые по-прежнему хотят приласкать или одернуть свое повзрослевшее дитя [22]. Поскольку прикосновения связаны с проникновением в чужое жизненное пространство (подробнее об этом см. в главе «Проксемика»), большинство взрослых людей относится к ним настороженно. Особенно болезненно люди реагируют на высокомерно-фамильярные движения: похлопывания по плечу, по спине, потрепывание по голове, по щеке и т. п. Между родственниками и близкими приятелями такие жесты воспринимаются как выражение симпатии Однако со стороны малознакомого человека любой из нас воспримет такой жест как бестактность. И действительно, нас таким образом словно стремятся «загнать» в детскую позицию, имитируя поглаживание или шлепок. Позволяя себе такое действие, наш партнер по общению как бы дает нам понять, что считает себя вправе занять родительскую позицию — покровительственную и руководящую — по отношению к нам. Очень характерны в этом плане легкие подталкивания в бок или в спину, которыми один человек как бы подвигает другого в определенном направлении. При этом неявно подразумевается: «Я контролирую ситуацию и вправе указать, куда тебе идти и что делать».[27] Жесты, заставляющие другого человека изменить местоположение, сигнализирует: «Ты занимаешь территорию, которую я считаю своей». Человек, которого в буквальном смысле отодвигают таким образом, справедливо чувствует себя обиженным. Недаром в бытовых конфликтах отпихнуть кого-то плечом или локтем — это последняя ступень перед настоящей дракой. Наиболее распространенной формой взаимных прикосновений являются, конечно, рукопожатия. Обмен рукопожатиями является реликтом первобытнообщинной эры. Первобытные люди протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, показывая тем самым, что они без оружия. Со временем этот жест претерпел изменения, и появились его модификации: помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди. Современная форма этого приветствия этого приветствия выражается в том, что люди протягивают руки и слегка встряхивают их (от 3 до 7 раз), причем в большинстве стран это делается и в моменты приветствия, и при прощании. [7] Считается, что рукопожатие «настоящего мужчины» непременно должно быть крепким. Подростки, изо всех сил стремящиеся утвердиться в этом статусе, зачастую вкладывают в этот жест непомерное усилие. Действительно, вялая, безжизненная кисть, протянутая для рукопожатия, при соприкосновении с ней вызывает неприятные ощущения и наводит на мысль о слабом характере и недостаточной уверенности в себе. Чересчур крепкое рукопожатие (до хруста пальцев) является отличительной чертой жесткого и агрессивного человека: он не может не понимать, что своим жестом причиняет неудобство и даже боль, но делает это намеренно, желая продемонстрировать свою силу и способность вас подавить. Предположим, что вы впервые встретились с человеком, и приветствуете друг друга обычным рукопожатием. Через рукопожатие передается один из трех типов возможных взаимоотношений. Первое — превосходство: «Этот человек пытается оказывать на меня давление. Лучше быть с ним осторожнее». Второе — покорность, уступчивость: «Я могу оказывать давление на этого человека. Он будет делать так, как я пожелаю». Третье — равенство: «Мне нравится этот человек. Мы с ним будем хорошо ладить». Эта информация передается неосознанно, но при определенной тренировке в целенаправленном применении того или иного рукопожатия можно оказать непосредственное влияние на исход вашей встречи с другими людьми. Доминантное рукопожатие — наиболее агрессивный вид рукопожатия, так как оно дает человеку мало шансов на установление отношений равных партнеров. Этот тип рукопожатий характерен для агрессивного, властного мужчины, который всегда является инициатором рукопожатия и жестом руки с ладонью, направленной вниз, заставляет человека подчиняться, потому что тому приходится отвечать рукой, повернутой ладонью вверх. Но такое агрессивно-властное рукопожатие можно нейтрализовать несложным способом: вместо ожидаемого подлаживания самому накрыть руку партнера и пожать тыльную сторону или запястье. Во время властного рукопожатия ваша рука захватывает руку другого человека таким образом, что ваша ладонь развернута вниз. Совсем необязательно, чтобы ваша рука была развернута горизонтально, но важно, чтобы она была повернута вниз относительно руки другого человека. Тем самым вы сообщаете ему, что хотите главенствовать в процессе общения с этим человеком. Кроме того, имейте в виду, что возможны обстоятельства, при которых положение ладони вверх не обязательно будет трактоваться как проявление покорности. Например человек страдает артритом рук и потому вынужден обмениваться слабым рукопожатием; в этих условиях очень просто принудить его к покорному типу рукопожатия. Хирурги, артисты, художники и музыканты, для которых профессионально важны чуткие руки, обычно обмениваются вялым рукопожатием, чтобы защитить свои руки. Когда рукопожатием обмениваются два властных человека, между ними происходит символическая борьба, во время которой каждый пытается подчинить себе руку другого. В результате получается рукопожатие, при котором обе руки остаются в вертикальном положении, а оба человека испытывают друг к другу чувство уважения. Такому рукопожатию обучает отец сына, говоря: «Давай поздороваемся как мужчины». Следующий обхватывающий жест называется «перчаткой», обычно используется политическими деятелями. Автор этого жеста старается подчеркнуть, что он честен, ему можно доверять, но если применять этот жест при знакомстве, то можно произвести противоположный эффект. Реципиент будет относиться к вам в этом случае с подозрением и осторожностью. Жест «перчатка» должен применяться только по отношению к хорошо знакомым вам людям. Если рукопожатие скорее напоминает захват и нам приходится слегка дернуть свою руку, чтобы освободиться, можно предположить, что наш партнер наделен сильным собственническим инстинктом и того, что попало ему в руки, просто так не выпустит. Вообще надо иметь в виду, что люди негативно реагируют на рукопожатие типа захвата, справедливо ощущая при этом покушение на их независимость. Поэтому не следует слишком долго и сильно удерживать кисть партнера, чтобы не заставить его насторожиться. Когда человек не стремится к сближению, он может демонстрировать своего рода усеченное рукопожатие: партнеру протягивают лишь кончики пальцев, большим пальцем оберегая ладонь от обхвата. Поданные таким образом жестко сомкнутые пальцы, скорее всего, свидетельствуют о высокомерии, даже пренебрежительном отношении. Но когда для рукопожатия подаются расслабленные пальцы, это признак либо общей вялости и безволия, либо сильной усталости. Типичное дружеское рукопожатие: рука подается сбоку широким жестом. Это показатель определенной близости отношений, подчеркнутой неформальности общения. Однако этот жест заключает в себе замах, который мы обычно бессознательно расцениваем как агрессию. Между хорошо знакомыми и симпатизирующими друг другу людьми даже принято имитировать такие «ложные выпады», поскольку партнеры уверены в обоюдном отсутствии агрессивных намерений. Однако, если человек демонстрирует этот жест в любой ситуации, это свидетельствует не в его пользу. Скорее всего, перед нами человек простоватый, не очень тактичный, склонный навязывать себя, невзирая на отношение собеседника. Помня о символическом значении разных вариантов приветственного жеста, мы можем с первой минуты общения предсказать его дальнейший ход. И, разумеется, сумеем сами выбрать тот вариант, который наиболее соответствует нашим намерениям в данной ситуации. На протяжении веков открытые ладони ассоциировались с искренностью, честностью, преданностью и покорностью. Множество клятв было произнесено с открытой ладонью, прижатой к сердцу. Рука с раскрытой ладонью поднимается, когда свидетель клянется говорить правду. Один из наилучших способов определение искренности собеседника — это наблюдение за его ладонями. Чтобы продемонстрировать честность, искренность человек держит руки ладонями к собеседника и произносит: «Я с вами полностью откровенен». Когда человек обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной. [21] Проксемика. Американский психолог Эдвард Т.Холл был одним из пионеров в области изучения пространственных потребностей человека. В начале 60-х годов он ввел в обиход слово «проксимика» («близость»).
Вступая в отношения с другим человеком, необходимо узнать насколько он к этому общению расположен. Но как определить, насколько человек к тебе расположен? Нужно проверить, в какой вы «зоне» по отношению к нему. У каждого из нас есть личное пространство, которое делится на зоны. Если кто-то находится за пределами нашего «колпака», то мы его игнорируем; если он находится в нашем пространстве: мы ил и рады его появлению, либо недовольны этим. Размеры этого «колпака» зависят: От плотности населения, где человек вырос; Культурной среды; Социального статуса. [20] 1. Интимная зона (от 15 до 45 см).
Из всех зон эта — самая главная. Ее человек рассматривает как личную собственность. Только самым близким позволено в нее вторгаться. Это могут себе позволить любовники, родители, супруги, дети, близкие друзья и родственники. При приближении нежелательного человека возникает чувство тревоги, взгляд становится «жестким». Во внутреннюю зону (то есть ближе 15 см) можно вторгаться только во время физического контакта. Это наиболее интимная зона. 2. Личная зона (от 46 см до 1,22 м).
На таком расстоянии от окружающих мы стоим на вечеринках, официальных приемах, дружеских встречах или на работе с кем мы не против поболтать. 3. Социальная зона (от 1,22 до 3,6 м).
При встрече с посторонними, то мы предпочитаем, чтобы они держались именно на таком расстоянии от нас. Нам не нравится, если сантехник, плотник, почтальон, продавец, новый коллега или просто малознакомый нам человек приближался на более близкое расстояние. 4. Публичная (общественная)зона (свыше 3,6 м).
Когда мы обращаемся к большой группе людей, то такое расстояние для нас наиболее предпочтительно (выступление перед аудиторией).
[25] § 1.3 Особенности невербального общения в среде осужденных Известно, что важнейшая сфера деятельности сотрудников ИУ заключается во взаимодействии с людьми. Общение сотрудников ИУ отличается от общения специалистов других профессий Специфику построения межличностных отношений и общения определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и непохожие друг на друга случаи и ситуации, в том числе и экстремального характера. Прежде всего, это — общение с новыми незнакомыми людьми. Сотрудники встречаются с такими людьми не по- своему выбору и, часто, вопреки своему желанию. Профессиональная необходимость заставляет специалиста иметь дело с гражданами, дела и действия которых не вызывают сочувствия и симпатии. Каждый работник ИУ знает, что от правильности его общения с каждым индивидом и реализации индивидуального подхода будет зависеть эффективность всей его деятельности в целом. Важное отличие деятельности сотрудников ИУ в том, что она протекает в экстремальных условиях, это не только встречи с необычными людьми, но и столкновение с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальное состояние в общении оказывает существенное влияние на все психические явления у человека: восприятие, мышление, волю, запоминание. Экстремальность вызывает особое состояние, которое искажает восприятие: важные детали могут не приниматься во внимание, и, наоборот, при попытке точного воспроизведения появляются лишние детали. Недостающие детали заменяются домыслом. [2] Эффективность общения зависит от знания психологических особенностей собеседника, этапов взаимодействия и наличия конкретных психологических умений, позволяющие психологически грамотно подходить к консультированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации решение служебных задач. [16] Социально-психологическое общение направлено на составление сотрудником психологического портрета: 1) Аналитические признаки (строение тела, головы лица).
Психологические исследования показали, что в процессе общения обращают внимание прежде всего на форму глаз, носа, цвет лица, меньше всего — на форму лица и контуры тела. Функциональная структура (голос, жестикуляция, мимика, позы) отличается по своим информационным функциям. Мимика передает состояние человека, жесты — переживание, поза — отношение к собеседнику. Сопутствующие признаки (прическа, одежда, украшения) отражают образ жизни, отношение к себе. Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления психологического портрета необходимо подвергнуть анализу особенности речи (присутствие жаргона, содержание речи), внешний вид (особенности одежды, прическа, наличие татуировок), динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их целей, наличие кличек).
[19] Непосредственный контакт имеет цель получить определенную информацию и воздействие на партнера. Можно выделить две разновидности профессионального общения сотрудников ИУ: 1. внутриорганизованное общение (общение с коллегами, руководителями) 2. внеорганизованное профессиональное общение (общение с правонарушителями, осужденными) [17] Психологическое содержание согласованности при взаимодействии сотрудников ИУ образуется за счет согласования элементов, их должностных позиций. Чаще обращают внимание на согласование и передачу друг другу служебной информации. Психолого-педагогическая структура деятельности сотрудников ИУ связана с умением диагностировать личность и среду осужденных и правильно воздействовать на них. Это возможно реализовать по средствам общения, исправления и ресоциализации осужденных, оказание им психологической помощи и преобразование негативной среды составляют суть профессионального общения сотрудников ИУ. Методы психологического воздействия на осужденных применяются при получении информации о причинах возникновения криминогенного общения. Через общение реализуется методы убеждения и принуждения. Убедить осужденных вне правомерности действий можно только в процессе психического воздействия на них, т.е. в процессе общения с ними путем бесед, обращений, переговоров. Психологическое воздействие осуществляется на участников криминогенного общения для переориентации преступных целей, формирование у них потребностей в позитивных связях, сдерживание намерений и разобщение участников, на причины его возникновения. Воздействие на криминогенное общение осужденных основывается на устранении различных видов его деформации путем использования элементов теории ресоциализации. Социально-психологическое воздействие предполагает устранение последствий изоляционной деформации общения у осужденных. Ресоциализация у осужденных невозможна без участия общественности, родственников. Главное это формирование у осужденных потребности в позитивных контактах, на основе этой потребности возникают другие потребности: в общечеловеческих ценностях, формирования перспективы смысла жизни. [18] Чувства, мысли собеседника можно разгадать по его телодвижению, позе, мимике. Главной задачей криминогенного общения осужденных становится — использование языка для введения сотрудников в заблуждение, сокрытия информации. Особенностью языка телодвижения является то, что его проявление обусловлено импульсами подсознания, и отсутствия возможности «подделать» эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Именно от умения понимать без слов часто зависит успех общения сотрудника ИУ. Например, чаще всего ложь, маскируют выражением лица. Кивая, соглашаясь, пытаясь это скрыть, собеседника выдают другие сигналы тела. В результате чего возникает несоответствие между телодвижениями и выражением лица. Ладонь человека самый редко замечаемый. Но в то же время самый мощный невербальный сигнал. Ладонь может существенно повысить авторитет его хозяина и его власть над окружающими. Существует три основных командных жеста ладонью: 1. Рука ладонью вверх. Он не несет в себе угрозы, человек к которому обращаются подобным образом, не чувствует давления. В нормальной обстановке «начальник / подчиненный» такая просьба не представляет для него угрозы. Ладонь повернута вниз, демонстрирует превосходство. Человек, обращение к которому сопровождается таким жестом, почувствует, что ему отдается приказ, и может возвести определенный барьер. Ладонь сжата в кулак а указательный палец превращается в символическую дубинку, которая принуждает к покорности. Указывающий перст — это жест способный привести к раздражению, особенно, если соответствует смыслу сказанного. Садясь за стол напротив собеседника вы создаете оборонительную атмосферу. Стол является надежным барьером. Это положение обычно характерно для отношения «начальник / подчиненный». Если начальник хочет добиться положительного хода беседы, необходимо создать спокойную атмосферу, он просто должен копировать позы собеседника. Собеседник оценит это как понимание, разделение его точки зрения. [27] Деформация социальных отношений складывается и проявляется в ходе межличностного, группового, массового общения. Именно в процессе общения, а не в вакууме происходит искажение норм, стереотипов, ценностей, установок. Общение деформируется под влиянием изоляции — скученности. Криминогенное общение в среде осужденных — особый вид общения, который характеризуется повышенной стрессогенностью, конфликтностью, используется для установления недозволенных связей, выработке плана. [16] Сотрудники ИУ часто используют технику вторжения в личное пространство, чтобы сломить сопротивление осужденного. Сотруднику пенитенциарного учреждения полезно знать жаргон, чтобы лучше понимать осужденных, но, конечно, не употреблять его самому. Специфика криминогенного общения осужденных состоит в том, что они умышленно используют условные средства общения для совершения преступления, а также их маскировки. 10-20 % осужденных знакомятся со средствами общения еще до совершения преступления. 40% жаргонных слов связано с подготовкой правонарушения. Преступный жаргон насчитывает около 10 000 слов и выражений. В целом их можно разделить на 3 группы: Общеуголовный жаргон; Тюремный жаргон; Социально-профессиональный; [18] Богаты воровским лексиконом слова, которые определяют воров различных направлений: «Форточник» — люди, которые влезают в чужие квартиры через форточки, а уходят через дверь. «Домушник» — вор, который вскрывает чужие квартиры при помощи различных инструментов. «Майдачник» — человек, который ворует на базаре. «Щипач» — вор -карманник. «Замерник» — картежный шулер. «Медвежатник» — специалист по вскрытию сейфа. «Белочник» — люди, которые воруют белье, вывешенное во дворах. В анализе структуры профессионального общения сотрудников ИУ выделяется 3 стадии: 1. психическое чтение особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся психологической информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица. 2. поиск психологических предпосылок эффективности общения и создания благоприятных условий для межличностного контакта. 3. взаимодействие и воздействие в процессе профессионального общения. [16] Тренинг профессионально общения сотрудников позволяет сформировать коммуникативные умения и навыки по восприятию осужденных к разрешению конфликтов. [19] И так Профессиональное общение сотрудника ИУ — многоплановый процесс установления и развития контактов с людьми, порождаемый потребностям совместной деятельности, содержанием которого является познание, обмен информацией и воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели. [18] Общение сотрудников ИУ в целом имеет следующие особенности: направлено на определенные цели, мотивы, намерения; включает в себя смысловую форму выражения мыслей, взглядов, позиций умений субъектов; 3. осуществляется с помощью средств коммуникаций: речи, кинетической системы знаков (жест, мимика, пантомимика), лингвистической системы знаков (интонация, паузы), «контакта глазами». Заключение Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Неречевые средства общения — эмоциональный язык, так как чаще всего они «говорят» нам именно о чувствах собеседника. Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения. Например, мы медленно, с паузами произносим номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, особо выделяем (с помощью слов) указания — «направо», «два квартала» и т.д. Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содержание высказывания. Вот что писал по этому поводу известный исследователь сценической речи С. Волконский: «Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет бесконечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая». В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего. Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто «цедит слова сквозь зубы «, и чувствуем глубокое почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое негативное отношение, мы можем придать с помощью соответствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа «благодарю вас «будьте любезны « и самые нейтральные слова наполнить нежными чувствами. В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах. Много бессловесной информации можно считать с собеседника. Не надо только забывать, что и он занимается точно таким же чтением. Осознано или подсознательно, но вас «всегда» читают. «Невербальный текст» лишь подстегнет желание собеседника делиться с вами информацией, то есть делать именно то, что вам и необходимо. Каждый из нас выносит суждения об окружающих не только по их словам и поступкам, но и по их внешности, которая оценивается часто неосознанно, интуитивно. Особенно это важно, когда никаких слов еще не сказано, никакие поступки еще не совершены. Считается, что мнение о человеке складывается в первые 15-20 секунд общения. [26] Если вы не забываете следить за положением собственного тела, то ваша поза превращается в некий барометр вашего собственного состояния. Положение тела — это самопроверка того, насколько вы сами настроены на получение информации. Главное, о чем следует заботиться, — слушая собеседника, стараться правильно понять, какой смысл он вкладывает в свои слова. Эта, казалось бы, очевидная задача на самом деле совсем не проста. Очень часто мы приписываем другому человеку наши собственные мысли и побуждения. Список используемой литературы: Алферов Ю.А. Аудивизуальная диагностика. Рязань, 1999. Алферов Ю.А. Пенитенциарная психология. Рязань, 1999. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1992. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2006. .Горянина В.А. Психология общения. М., 2005. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н. Психологический словарь. Ростов н/Д., 2004. Куницына В., Казаринова Н. Межличностное общение. СПб., 2003. 8. Курпатов А. Житейская психология. СПб., 2005. 9. Лихачев Д.С. Без доказательств. СПб., 1996. Максимов А. Ремесло общения. М., 2004. Радугин А.А. Психология. М., 2003. Поваляева М.А. Невербальные средства общения. Ростов н/Д, 2004. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2004. Сухов А.Н. Основы социально-психологической теории. Рязань, 1995. Сухов А.Н. Социальная психология. М., 2002. Сухов А.Н. «Криминогенное общение в среде осужденных» — Рязань, 1993. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. «Пенитенциарная психология» — Рязань, 2003 г. Шапарь В.Б. «Обычаи и психология преступного мира» — Ростов н/Дону, 2004. Филонов Л.Б. «Тренинг делового общения сотрудников ОВД различными категориями граждан» — Москва, 1992 г. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М.,2003. Бэрон Р., Бирн Д. Социальная психология. Спб., 2003. Джонстон Д. Психология шаг за шагом. М., 2004. Коллетт П. Язык мыслей. М., 2004. Кэш А. Психология. М., 2003. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М.,2004. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора М., 2004. Пиз А. Язык телодвижения. М., 2004. Фулфер М. Искусство чтения по лицу. М., 2004. Размещено на